Бурановские бабушки первый состав. Что случилось с бурановскими бабушками

20.10.2017, 16:53

Новый для Челнов Пельменный фестиваль может обернуться неожиданным скандалом из-за того, что в нем примут участие триумфаторы «Евровидения» 2012 года - бабушки из удмуртского села Бураново. Те самые исполнительницы, да уже не те «Бурановские бабушки», как выясняется. Челнам может аукнуться болезненная для пожилых исполнительниц история с авторскими правами на известный бренд. Организатору финно-угорского фестиваля в Челнах – ДДН «Родник» – уже прилетело предупреждение из Москвы от правообладателя названия – «Дома Людмилы Зыкиной». Более того, продюсеры «Бурановских бабушек» собираются прислать на праздник юриста, чтобы потом решить, судиться ли с организаторами выступления «Бабушек из Бураново». Почему возникло недопонимание, и насколько челнинский Дом дружбы народов рискует попасть в судебную тяжбу, – в материале сайт.

«ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК «БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ» ВПРАВЕ ТОЛЬКО ОДНО ЛИЦО – ООО «ДОМ ЛЮДМИЛЫ ЗЫКИНОЙ»

Завтра, 21 октября, на площади перед Органным залом пройдут народные гуляния. Республиканский фестиваль народного творчества финно-угорских народов должен собрать любителей удмуртского, марийского и мордовского фольклора. В рамках него состоится и Пельменный фестиваль. По такому случаю организаторы – Дом дружбы народов «Родник» – и пригласили в Челны артисток из удмуртского села Бураново, которые с успехом выступили на конкурсе «Евровидение» в 2012 году. На приглашение пришел положительный ответ, и этой новостью председатель удмуртской общины города Валентина Билык поделилась с журналистами на пресс-конференции в понедельник.

– К нам приедут те самые бабушки, которые были на «Евровидении». Но «Бурановские бабушки» – это теперь бренд, под ним выступают профессиональные артисты. А прежние исполнители теперь выступают как «Бабушки из Бураново», – подчеркнула она.

Местные СМИ быстро распространили информацию о приезде знаменитых бабушек. И тут же, как гром среди ясного неба, ДДН получил письмо от ООО «Дом Людмилы Зыкиной» – продюсера коллектива «Бурановские бабушки».

«Обращаем ваше внимание, что организовывать концерты указанного коллектива, использовать название коллектива, товарный знак «Бурановские бабушки», образ участников коллектива, использовать песни из репертуара коллектива либо фонограммы с исполнением коллектива вправе только одно лицо – ООО «Дом Людмилы Зыкиной». Все третьи лица обязаны заключать договоры на использование соответствующих объектов», – сказано в письме.

Смена состава «Бурановских бабушек» прошла довольно болезненно, на родине фольклорного коллектива это был настоящий скандал. В 2014 году истек пятилетний контракт, заключенный «Домом Людмилы Зыкиной» с солистками коллектива, продлевать который они не стали, не приняв предложение набрать в коллектив новых более молодых солисток. В итоге продюсеры собрали совершено новый состав. Как сообщал «МК», об этом прежние солистки узнали из интернета.

– Ксения Рубцова (директор «Дома Людмилы Зыкиной» – ред.) говорила мне, что надо бы немного обновить состав, потому что нагрузка на наших солисток была очень большой. Постоянные концерты и гастроли, конечно, отнимали много сил. Вначале она хотела взять хотя бы несколько новых бабушек из села Бураново, чтобы они в любой момент могли бы заменить «старых» участниц на случай болезни или других непредвиденных ситуаций. Но через некоторое время я поняла, что наш ансамбль «Бурановские бабушки» – это уникальный коллектив, из него нельзя просто так взять и кого-то убрать, – рассказывала бывший художественный руководитель коллектива Ольга Туктарева. – Поэтому я была против того, чтобы его обновлять. Хоть бы позвонили и сказали, что вместо нас берут других. Возможно, тогда нам было бы не так обидно. Ведь мы живем в одной республике и знаем этих новых «бабушек».

Бывшим солисткам ансамбля теперь запрещено исполнять песни коллектива под фонограммы – все авторские права, включая название «Бурановские бабушки», принадлежат «Дому Людмилы Зыкиной». Знакомые всей стране артистки не могут использовать образ, облик, биографические данные и не имеют права исполнять хит «Party for everybody dance», который принес России второе место на «Евровидении-2012». Тем не менее, бабушки продолжают выступать, с другими песнями и в другом образе.

«МЫ СНИМАЕМ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ЭТОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЗА ЗДОРОВЬЕ АРТИСТОВ, КОТОРЫМ УЖЕ НЕ 16 ЛЕТ»

«Привет» из Москвы вызвал переполох в Челнах. Пока непонятно, чем это может обернуться для культурного учреждения. Конкретных претензий продюсеры организаторам фестиваля не направили. Однако, как выяснилось, последствия в виде судебного иска не исключены.

сайт связался с представителями «Дома Людмилы Зыкиной». Письмо ДДН «Родник» действительно прислали они, но на данный момент не идет речи о каких-то санкциях к организаторам. Тем не менее, продюсеры не исключают, что возможна судебная тяжба с организаторами выступления бабушек из села Бураново.

– Это предупреждение, это не уведомление о выявленном нарушении. Мы высылаем такое предупреждение на все площадки, где, как мы видим, может быть нарушение авторского или смежных прав, прав на патент. Это нормальная практика любого продюсерского центра и любого продюсера в мире, – отметил представитель «Дома Людмилы Зыкиной».

Новый состав «Бурановских бабушек»

Продюсерский центр отмечает, что коллектив «Бурановские бабушки» в настоящий момент прибыл в Сочи на закрытие Фестиваля молодежи и студентов.

– Мы очень беспокоимся за имидж нашего коллектива и за нашу профессиональную деятельность. Это наносит ущерб бренду в первую очередь. Вы же понимаете, что «Бурановские бабушки» и «Бабушки из Бураново» – два пересекающихся похожих названия. И это вводит людей в заблуждение. Зрители все равно думают, что это приезжает тот профессиональный коллектив, который ездит сейчас по всему миру. А приезжает непонятно кто, – прокомментировали ситуацию в продюсерском центре. – Мы не знаем, кто к вам едет. Вы помните, сколько было «Ласковых маев»? Множество! Мы снимаем с себя ответственность за качество этого выступления. И самое главное – за здоровье артистов, которым уже не 16 лет. Если что-то случится, будут обвинять нас. Нам это не нужно. Люди пригласили неких пожилых людей совершенно безответственно. А кто будет отвечать за качество выступления или если что-то случится с артистом? Есть ли у них договор, контракт, страховой полис, разрешение родственников?..

Продюсеры «Бурановских бабушек» отправляют на челнинский фестиваль своего юриста. Будет проведена контрольная видеосъемка, по которой в дальнейшем выступление проанализируют на нарушение авторских прав.

– Если что, мы будем подавать в суд на организаторов, – заявил представитель компании и дал понять, что такого рода разбирательства им не в новинку. – У нас страна большая, кто только не ездит! Такие проблемы возникают у любого коллектива. Наш продюсерский центр работает со многими другими артистами. Постоянно возникают проблемы такого рода.

«Я ВЕЗДЕ СТРОГО-НАСТРОГО ПРЕДУПРЕЖДАЛА, ЧТО К НАМ ЕДУТ НЕ «БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ», А «БАБУШКИ ИЗ БУРАНОВО»

В «Роднике» тем временем продолжают готовиться к финно-угорскому фестивалю и повторяют, что бабушки приедут те самые, с «Евровидения», но не «Бурановские», и что в заблуждение они никого не вводили.

– К нам на фестиваль приезжают носители языка: удмуртские, марийские и мордовские коллективы. В рамках этой программы гостями нашего фестиваля будут бабушки из Бураново. Да, те самые бабушки, которые выступили на «Евровидении-2012». Под брендом «Бурановские Бабушки» сейчас выступает другой коллектив. К нам на фестиваль приезжают «Бабушки из Бураново», по-удмуртски они звучат как «Брангуртысь песянайёс», мы их так и объявляем, – рассказала председатель удмуртской общины города Валентина Билык. – Их будет 17 вместе с молодежным составом. Это совершенно другой коллектив, и на данный момент они никакого отношения не имеют к бренду «Бурановские бабушки». Они сами по себе выступают. И я везде строго-настрого предупреждала, что к нам едут не «Бурановские бабушки», а «Бабушки из Бураново».

В репертуаре коллектива, который выступит завтра, – удмуртские песни, которые не повторяют репертуар «Бурановских бабушек». Более того, сами бабушки записали видеообращение, показав, так сказать, в лицах тех, кто приедет в Челны.

– Я сама удмуртка, часто бываю на родине. Этих бабушек любит вся Удмуртия и не только. И, конечно, нам было очень интересно пригласить их в Челны, послушать их творчество, – говорит Валентина Билык. – Мы отправили приглашение – они откликнулись. Наш фестиваль носит некоммерческий характер. Бабушки приезжают по приглашению, мы им никакие деньги не платим, они на это согласны. Они приезжают на тех же условиях, что и другие гости. Мы их принимаем, предоставляем сценическую площадку, они выступают. Запланировано у них два выхода.

Фестиваль в Челнах состоится в субботу с 11:00 до 15:00. Торжественное открытие запланировано на 11:30.

Фото: buranovskiebabushki.ru, buranovskie-babushki.ru, susanin.news

Анна Перебаскина


Бураново, где живут "Бурановские бабушки", небольшое село в Удмуртии, в 30 км от столицы – Ижевска.

"Бабушки" на репетициях и при журналистах общаются между собой только на удмуртском, но обещают начать учить с апреля английский язык, пишет "Комсомольская правда".

С апреля же численность жителей Бураново с 650 вырастет еще на несколько десятков человек: приедут репетиторы, хореографы, постановщики номера из Москвы. Продюсеры решили не дергать "бабушек", чтобы не ставить под удар их здоровье. Все-таки средний возраст коллектива 66 лет.

Галина Николаевна Конева, 73 года - "мама коллектива" - живет в деревянном доме одна. Воду носит на коромысле. Готовит еду в печке. Большая комната – гостиная, тут стоит телевизор, накрытый белой салфеточкой, диван и кресло. И спальня, скрытая от посторонних глаз занавеской. На полу - связанные вручную коврики, на окнах – расшитые цветами занавески. Она всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду.

Ольга Николаевна Туктарева, 43 года - самая главная и самая суровая участница коллектива. Именно ей принадлежит идея создания "Бурановских бабушек". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.

Наталья Яковлевна Пугачева, 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.

Екатерина Семеновна Шкляева, 74 года – самая спокойная и послушная певица. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".

Валентина Семеновна Пятченко, 74 года - филолог "Бурановских бабушек". В конце 90-х годов потеряла руку, работая на циркулярке. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.

Алевтина Геннадьевна Бегишева, 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". Всю жизнь проработала бухгалтером, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Руководит музеем в Бураново. А ее муж смастерил лапти из липы для всех участниц коллектива.

Граня Ивановна Байсарова, 62 года, любит мастерить руками. В молодости дома строила, а после переезда в Бураново работала дояркой.

Зоя Сергеевна Дородова, 71 год. - главный повар коллектива. Если нужно обед во время гастролей приготовить, то все обязанности возлагают на нее.

У каждой "бабушки" есть маленькое хозяйство. Коза, с десяток кур, у кого свинья, у кого кролики. Всех коз зовут одинаково - Милка.

Костюмам, в которых выступают "бабушки", около века. По крайней мере, большей их части. Нашли их дома в сундуках, часть взяли из музея в Бураново. Основная часть костюма: платье или рубаха. Они сшиты вручную, а полотно соткано на старинных ткацких станках. Надевали такой наряд исключительно по праздникам.

Узоры на рукавах и подолах тоже не просто украшение. Каждый из них значит что-то. Лейтмотив - оберег от злых удмуртских духов, в которых верят испокон веков.

Сверху платья – нагрудник. Очень похож на современный фартук. И сделан уже нынешними бурановскими мастерами.

На ногах: лапти и чулки - уже современные атрибуты. Обувь для "Бурановских бабушек" мастерит муж одной из певиц - Илья Бегишев.

Украшения на шее – монисто – сделаны из серебряных монет. Некоторые из них датируются екатерининской эпохой.

Российский коллектив "Бурановские бабушки", средний возраст которых - 66 лет, выступит в первом полуфинале "Евровидения-2012" в Баку 22 мая.

О том, что послужило причиной кардинальной смены участниц коллектива и какими будут новые бабушки, рассказали продюсер и пресс-секретарь «Бурановских бабушек» Ксения Рубцова и Светлана Сырыгина.

- Ксения, что стало причиной внезапного изменения состава «Бурановских бабушек»?

Такие решения не принимаются «внезапно». И мне оно далось непросто. В первую очередь, обновление состава вызвано эмоциональной усталостью бабушек. За пять лет нашего сотрудничества бабушки приняли участие в десятках концертах и телеэфирах. Они объездили практически всю России, побывали во многих зарубежных странах. Не каждый молодой человек выдержит такие нагрузки, а бабушкам никто не делал никаких скидок на возраст.

Они так же, как и все артисты, летали ночными и утренними рейсами, недосыпали, уставали. И я не имею никакого морального права в угоду популярности и дальше изматывать бабушек. Но главное все же не это, а то, что изначально я не ставила перед собой цель раскрутить конкретных бабушек из удмуртского села Бураново. Моя задача была масштабнее. Мне хотелось объединить людей, которые называются теплым словом «бабушка» и, конечно, рассказать всей России, миру о маленьком удмуртском народе, его культуре и традициях. Я счастлива, что теперь об Удмуртии, откуда я родом, знают далеко за пределами нашей страны. И сегодня «Бурановские бабушки» - это не отдельно взятый коллектив, а целое движение, к которому могут присоединиться все те, кто молод душой.

- Бабушки поддержали вашу идею их отставки?

Никто никого не отправлял в отставку. Я готова и дальше сотрудничать с ними, если у них будет на это желание, силы и возможности. Я с уважением отношусь к той большой работе, которую провели бабушки, но нельзя забывать и о тех людях, которые стоят за кадром. Еще раз подчеркну, у меня не было цели делать «звезд» из отдельно взятого коллектива сельского клуба. Проект «Бурановские бабушки» должен расти дальше, это нормально. Ненормально, с нашей точки зрения, губить востребованную обществом, зрителем идею и творческое начало.

- Удалось ли бабушкам осуществить их давнюю мечту – построить храм в родном Бураново?

В целом храм построен, остались лишь небольшие внутренние отделочные работы. Презентация храма состоится 12 октября.

- Бабушек в новом коллективе тоже будет восемь?

Нет, в новом составе «Бурановских бабушек» будет около 20 участниц: 8 основных и 12 в запасе. Все они живут в разных селах, а кто-то и в столице Удмуртии – Ижевске. Но они очень мобильные и «слетаются» на концерт при первой же команде.

- А кто-то из старого состава бабушек не рвется обратно в коллектив?

Любая бабушка из старого состава, если у нее будет время, желание и позволит эмоциональное состояние, легко может внедриться в новый коллектив и выступать вместе с ним. Кстати, самая старшая из бабушек Наталья Пугачева, которой в конце октября исполнится 79 лет, после перенесенной в марте этого года операции по удалению раковой опухоли, уже несколько раз выходила с новыми «бабушками» на сцену. Так что, мы всегда рады объединиться и выступать вместе. Я создавала коллектив не столько как коммерческий проект, а как некий вызов, послание всем бабушкам, хотела доказать, что и в преклонном возрасте можно жить полноценной и веселой жизнью. И что возраст, несмотря на «болячки» и усталость, – не приговор.

- А по какому принципу вы подбирали их в группу? Был кастинг?

Нет, был брошен клич и мы взяли в коллектив практически всех, кто откликнулся.

Светлана Сырыгина, пресс-секретарь «Бурановских бабушек»

- Кто они, новые бабушки?

В обновленный состав «Бурановских бабушек» вошли три профессиональных артистки. Это бывшие солистки популярных в Удмуртии ансамблей «Италмас» и «Айкай», а также Екатерина Антонова, бывший руководитель ансамбля гармонисток «Арганчи» Малопургинского района Удмуртии. Остальные – самодеятельные артистки. Кто-то из них работает воспитателем в детском саду, есть пенсионерки, уборщицы. Состав разношерстный.

- Новые бабушки общаются со своими старыми коллегами?

Новые бабушки с благодарностью и большим уважением относятся к старому составу. Ведь именно благодаря им о бабушках из удмуртского села Бураново узнала вся страна и весь музыкальный мир.

- Света, а как зритель реагирует на новые лица бабушек в коллективе?

Первые пару песен зрители внимательно присматриваются к ним. А пока публика изучает их, бабушки «включают» свое мастерство и враз покоряют зал. Хотя, по большому счету, публика не всегда может различить новых бабушек от старых. Тем более что наряды у них у всех одинаковые. Единственная, кто выделялся на их общем фоне – это самая маленькая и обаятельная из бабушек - Наталья Пугачева. Ее отсутствие зритель замечал сразу.

- А репертуар у «новых» бабушек тот же, что и у «старых»?

Он обновился процентов на 80-90. Появилось много новых песен. Естественно, остались песни, которые полюбились зрителям и без которых не обойтись на концертах. Много новых песен бабушки исполняют под гармошку.

- Скажите, имеют ли право бабушки старого состава петь песни из старого репертуара?

Название коллектива «Бурановские бабушки» запатентовано «Домом Людмилы Зыкиной», авторские права на песни тоже принадлежат ему. Поэтому использовать фонограммы песен старого репертуара по закону им нельзя. Исполнять старые песни живьем не возбраняется, но вот фонограммы «плюс» и «минус» запрещено.

- А наряды «старых» бабушек тоже перешли в наследство «новым» бабушкам?

Новые бабушки выступают в таких же костюмах, только вместо лаптей у них ботиночки. В сундуках каждой удмуртской бабушки есть старинные национальные платья и украшения. Они рады, что наконец-то у них появилась возможность применить их в деле.

- А новые бабушки тоже держат скот и птицу?

Практически все. А те, кто живет в городе, имеют загородные участки, где выращивают овощи. Так что бабушки не изменяют своим давним традициям.

МНЕНИЕ

Бабушки не в кассу

Колонка обозревателя Юлии Волосатой

Ну что, казалось бы, такого? Поменяли "Бурановских бабушек". Обновили состав. В общем, конечно, понять можно. Результат нужен. Рейтинги там, сборы кассовые.

Продюсер объясняет. Устали, мол, бабушки. Разъезды, переживания. Без отдыха нормального. А возраст уже.

Да и вообще, оказывается, цели не было конкретных бабушек раскрутить (продюсер так и формулирует). Их, дескать, не все и по лицам-то отличали.
Там вроде как другой масштаб закладывался. Народную культуру, например, на весь мир прославить (да кто ж против?). Или чтобы теплое слово "бабушка" всех объединило (тоже здорово).

Ну и в целом - party for everybody!* Независимо от возраста. ()

Коллектив под названием «Бурановские бабушки», выступивший на 57-ом песенном конкурсе Евровидение, стал настоящим феноменом. Ведь где это видано, чтобы представителями музыкальной сферы от страны были семидесятилетние артистки. Однако они не просто успешно исполнили подготовленную композицию, но и покорили полмира, завоевав почетное второе место.

Как ни странно, ансамбль фольклорной песни под названием «Бурановские бабушки», - это не проект, специально созданный, чтобы удивить зрителей и жюри Евровидения. Ему уже более сорока лет, и все это время группа активных певиц, которым сегодня уже около восьмидесяти лет, исполняют песни из старинного фольклора на удмуртском языке.

Народная известность пришла к бабушкам в конце нулевых, когда они начали появляться с выступлениями на различных концертных площадках и исполнять на удмуртском каверы популярных в разные времена песен. Так, в рамках концерта, посвященного Дню родного языка, на сцене государственной филармонии Удмуртии они пели хиты В. Цоя и Б. Гребенщикова, и тем самым привлекли к себе внимание телевизионных каналов и журналистов.

Как признаются сами певицы, их творчество не связано с жаждой известности и богатства. Все деньги, которые они планировали заработать с выступлений и других проектов, они направляли на воздвижение храма в Бураново. Тот же мотив двигал ими, когда две участницы коллектива - Ольга Николаевна и Галина Николаевна - играли на шоу «Кто хочет стать миллионером?». Выигрыш в размере 800.000 рублей также пошел в благотворительное дело.

Плодотворное творчество жизнерадостных бабушек, которое стало большим вкладом в развитие национального искусства, принесло им звание Народных артисток Удмуртской Республики, которое восьми участницам коллектива присвоил президент Удмуртии.

Несмотря на преклонный возраст, артистки с удовольствием выступают на различных концертных площадках страны (гости фестиваля Ыбица в 2013 и Laula kanssain в 2016-ом), записывают музыкальные композиции с другими музыкантами (песня «А не пойду замуж я» с певицей Варварой). Снимаются в рекламе (рекламный ролик для компании Sprite в 2012 году), а также занимаются общественной деятельностью. Так, в том же 2012 году они получили удостоверение официальных, хоть и внештатных, сотрудников управления ГИБДД в родном городе, отвечающих за пропаганду безопасного дорожного движения.

В рамках открытия Олимпийских игр, проходивших в 2014 году в российском городе Сочи, Бурановская бабушка Галина Конева, которой на тот момент было 75 лет, выступила в качестве одного из факелоносцев на всеобщей эстафете.

Участники коллектива «Бурановские бабушки»

Главная цель музыкального проекта под названием «Бурановские бабушки» - это сохранение национальных традиций, за которым стоит огромный пласт ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Каждая из участниц коллектива относится к творчеству с той простотой, которая была свойственна их предкам, которые также с душой и бескорыстно исполняли знакомые мелодии.

Директором и худруком бабушек, который на добровольных началах объединил талантливых женщин под одной крышей, является Ольга Николаевна Туктарева. Она также занимает пост директора Дома культуры в селе Бураново. Ольга выпускница института культуры в Перми, переводчик известных композиций на удмуртский язык, а также талантливейшая хозяйка.

За время существования коллектива в него входило несколько человек. О некоторых из них расскажем чуть более подробно, так как каждая из них отличается своими особенными чертами характера.

Екатерина Семеновна Шкляева

Екатерина Семеновна Шкляева

В коллективе Екатерину Семеновну называют камертоном, так как благодаря ее идеальному слуху можно сверять тональность мелодии. Те, кто знает ее еще ближе, хвалят за отменную заквашенную капусту.

В кармане Екатерины Семеновны всегда найдется кусочек хлеба, чтобы покормить птиц. На гастролях ее всегда можно узнать именно по тому, что она везде прикармливает крылатых.

Образования у нее всего четыре класса школы, так как она рано потеряла маму и взяла на себя семью и хозяйство. Затем последовала работа на механическом заводе, на стройке маляром и в колхозе Буранова.

Валентина Семеновна Пятченко

Валентина Семеновна Пятченко

За свой кроткий характер бабушка получила прозвище «шырпи», что в переводе на русский язык означает мышонок. У Валентины Семеновны два образования: первое - швея, второе - педагог. Именно учителем она работала, когда жила с мужем в Туркмении, однако семейная жизнь у женщины не сложилась, и в возрасте сорока семи лет она вернулась в Бураново, где преподавала в школе до пенсии.

У певицы нет правой руки - она потеряла ее, когда работала на циркулярной пиле. На выступления Бурановских бабушек она надевает протез. Кстати, этот недостаток нисколько не мешает ей вести хозяйство: она прекрасно шьет, печет ароматные пироги и готовит вкуснейшее варенье.

Наталья Яковлевна Пугачева

Наталья Яковлевна Пугачева

За всю историю проведения Евровидения эта певица коллектива Бурановский бабушки стала самой старшей участницей. В ее жизни был всего один класс школы, дальше - война и работа в бурановском колхозе.

Этой женщине почти девяносто, но она такой человек, про которого говорят «мал, да удал».

В состав коллектива также входили:

  • Граня Ивановна Байсарова - маляр-штукатур, доярка с двадцатилетним стажем, отменная вязальщица.
  • Зоя Сергеевна Дородова - пекарь и повар, коим является и сейчас. В ряду других бабушек считается самой молчаливой.
  • Галина Николаевна Конева - человек, который отвечает за новые идеи для коллектива. Ей даже придумали необычное прозвище - «муш мумы», что означает «пчелиная матка». Кстати, Галина Николаевна - настоящая спортсменка, на ее счету первый взрослый разряд по гонкам на лыжах.
  • Алевтина Геннадьевна Бегишева - бывший бухгалтер, переквалифицировавшийся в руководителя музея. Именно она отвечает за яркие народные костюмы.
  • Елизавета Филипповна Зарбатова - покинула не только ансамбль, но и наш мир в 2014 году, и сегодня все вспоминают ее как автора триумфальной песни, с которой женщины выступили на национальном отборе Евровидения в России, и просто хорошего человека.

Есть в коллективе и мужчина - Николай Григорьевич Зарбатов. Именно он отвечает за музыкальную часть творчества ансамбля. Все его таланты и не сосчитать: он и гитарист, и гармонист.одним словом, человек-оркестр.

Участие в Евровидении

Бурановские бабушки пробовались на участие в конкурсе еще в 2010-ом , и в отборе национального уровня спели композицию под названием «Длинная-длинная береста». Однако в этот раз они еще не были готовы стать представителями страны.

Снова поучаствовав в национальном отборе через два года, в 2012 году они прошли отборочный тур и представляли Россию на Евровидении-2012 с заводной песней Party for Everybody, исполненной на ломаном английском языке в колоритном народном стиле.

Само появление на сцене бабушек вызвало у многочисленной аудитории конкурса небывалый восторг и умиление. Но этого оказалось недостаточно, чтобы забрать домой хрустальный микрофон, поэтому России пришлось довольствоваться вторым местом.

Выступление в Баку сделало Бурановских бабушек очень популярными не только в нашей стране, но и в Европе. Их простота и очаровательный народный вокал, которым они исполняют как известные композиции в аранжировке, так и фольклорные песни, никого не оставляют равнодушными. Сейчас они также путешествуют по городам с концертной программой, даря людям улыбки и тепло.

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.