Чем запомнилась Final Fantasy XV. Сказочное приключение. ​11 удивительных фактов о Final Fantasy XV

Всем привет. На связи команда Gamebizclub, и мы продолжаем рассказывать о новой части Final Fantasy, официальный релиз которой запланирован на конец сентября этого года. Продолжение эпической саги, разработка которой ведется с 2006 года, уже близко, поэтому мы решили забежать немного вперед и рассказать о героях игры.

Персонажи в Final Fantasy XV играют главную роль – они сражаются, рассекают на спортивном авто по красивым местам, общаются и выполняют задания. В , опубликованном несколько дней назад, мы рассказали о геймплее и сюжете игры, а сегодня будем знакомить вас с ключевыми персонажами.

Из этой статьи вы узнаете:

Действующие лица

  • Основные герои, пятерка неразлучных друзей – Ноктис, Игнис, Гладиолус, Промпто, Кор.
  • Персонажи второго плана – Лунафрейя, Генциана, Регис, Айдола и другие.
  • Неназванные герои, которые были показаны в трейлере, однако их действия и роль в сюжетной линии пока не были раскрыты разработчиками.

Вы можете познакомиться с некоторыми героями, посмотрев фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV, вышедший в этом году. Там вы встретите принца Ноктиса и узнаете предысторию игры. Сейчас посмотрите трейлер к этому фильму.

Наследник трона

Главный герой игры Ноктис Люцис Цэлум – принц королевства Люцис. Его семья, Цэлум, владела и защищала единственный магический кристалл, который остался последним в мире. Юноша долгое время находился рядом с ним и обрел особую силу – он владеет магией, несколькими видами холодного оружия и возможностью телепортации к ним.

Характер у него сильный, но при этом не то что спокойный, а скорее холодный. Но несмотря на это, большая ответственность иногда добавляет ему нервозности, из-за чего он действует резко и эмоционально.

Верный помощник

Давний друг Ноктиса, Игнис Сциенция – верный и преданный соратник, который сопровождает принца в путешествиях. Игнис отличается крайней серьезностью, а иногда и холодностью характера, но, несмотря на эти качества, он очень предан принцу.

В детстве Игнис получил хорошее образование, что и помогло ему легко попасть на государственную службу и стать советником наследника короля. Предпочтение к стилю борьбы иайдо позволяет юноше легко разбираться с врагами в ближнем бою. В бою он кидает ножи и при необходимости может занять место Ноктиса за рулем автомобиля. Его имя означает «огонь» и «знание».

Защитник семьи

Еще один верный друг Ноктиса, Гладиолус Амициция, по силе он заметно превосходит всех своих соратников. Непоколебимый и хладнокровный в бою, в отношениях с друзьями очень веселый и общительный. Его имя происходит от названия римского меча – гладиуса, а фамилия переводится как «дружба, дружелюбный».

Скоростной боец

Промпто Аргентум еще со школы дружил с принцем, не имея никакого отношения к королевской семье. Имеет весьма беззаботный и веселый, а иногда и слишком легкомысленный характер, не мешающий ему проявлять готовность помогать другим.

Его особенностью является борьба с помощью различного огнестрельного оружия, а также немалая скорость, которая и стала причиной такого имени. Промпто означает «резкий» или «быстрый».

Сердце льва

Один из сильнейших бойцов во всем королевстве, Кор Леонис, относится к друзьям довольно нейтрально, возможно, даже грубо, но его патриотизм и любовь к родине заставляет защищать всю компанию. Кор это и делает, хотя и не до конца поддерживая их цели.

Возраст Кора – 42 года, а в Японии это число считается несчастливым, потому что, по мнению жителей страны, именно в этом возрасте нередко происходят различные несчастные случаи. Его имя переводится как «сердце льва» – это характеризует Кор Леониса как отважного и сильного персонажа.

Невеста принца

Подруга со времен детства и будущая невеста Ноктиса – Лунафрейя Нокс Флерет. Изначально на её месте должна была быть Стелла Нокс Флерет, враг Ноктиса. Но впоследствии разработчики изменили решение и поменяли её на принцессу, которая теперь играет более глобальную и решающую роль. Имя принцессы переводится как шпага, потому что в игре она пользуется рапирой.

Персонажи второго плана

В Final Fantasy XV принимают участие и другие герои, и, хотя мы и назвали их персонажами второго плана, многие из них играют очень важную роль в сюжетной линии. Разработчики обещают, что в процессе игры вы встретитесь с каждым из них, или они каким-то образом затронут сюжетную линию.

Например, Регис Люцис Цэлум CXIII – 113-й правитель королевства Люцис и отец принца Ноктиса. Его судьба не совсем понятна, потому что во время атаки войск враждебного Нифльхейма короля посчитали погибшим, а его настоящая судьба пока неизвестна. Возможно, что в процессе поисков кристалла, Ноктис найдет и пропавшего отца.

Антипод Региса – главный антигерой игры и император Нифльхейма по имени Айдола Элдеркапт. Он заключил договор с королевством Люцис, целью которого является кража магического кристалла. Важную роль в его свите играет Ардин Идзуния – канцлер империи, несмотря на отстраненность от политики расширивший производство войск Магитек. Ардин планирует, что развитие этих войск поможет укрепить империю.

Менее глобальными, но важными персонажами, с которыми вы обязательно встретитесь – Генциана и Аранея Хайвинд. Генциана – это особенное существо, которое служит принцессе и лечит других персонажей.

Ее имя происходит от названия цветка горечавки, который, как известно, имеет лечебные свойства. Аранея Хайвинд занимает пост капитана одного из корпусов воздушной армии империи. Она искусно владеет своим делом, из-за чего и получила такое высокое звание. Ее противостояние Ноктису было показано еще в первых трейлерах игры, однако имя стало известно не так давно.

В поисках приключений вам периодически будет помогать Синди Аурум – внучка известного Сида, присутствующего практически во всех предыдущих частях Final Fantasy. Она помогает Ноктису и его друзьям, работая механиком, например, починит автомобиль или сломанный меч.

И последний герой, о котором стоит упомянуть – Этро, богиня смерти. О ней упоминала Стелла незадолго до подписания «мирного» договора с империей Нифльхейм в одном из трейлеров.

По словам героини, существует легенда, которая повествует об особенной возможности богини – открывать Незримые Врата. Во время этого души мертвых поднимаются в небо, внешне имея вид луча света. Кроме этого, говорится, что находящиеся при смерти в этот момент люди обретают силы Мертвого Царства. Немного позже станет известно, что сама Стелла, а также и принц Ноктис видят этот свет. Значит, уже был момент, в который они могли умереть.

В процессе странствий, приключений и сражений с монстрами вам встретятся и другие герои, которые пока не анонсированы разработчиками. Но уже сейчас понятно, насколько разнообразны характеры и поведение героев, как они будут взаимодействовать и влиять на геймплей.

Будем надеяться, что разработчики представят успешный проект в жанре RPG. Напоминаем, что дата выхода Final Fantasy 15 запланирована на конец сентября. Ожидается, что игра выйдет одновременно для консолей (PS4, Xbox One) и ПК.

В следующей статье мы расскажем про боевую систему Final Fantasy – из нее вы узнаете, как сражаться с монстрами, что умеет Ноктис и многое другое. Подписывайтесь на обновления нашего блога и следите за новостями. На этом мы прощаемся с вами и желаем успехов. Всем пока.

Сериал Final Fantasy определенно не нуждается в представлении. За почти тридцать лет его существования под этим названием вышло множество игр, и вряд ли найдется человек, которому пришлись по душе все без исключения номерные выпуски. Не связанные общим сюжетом, они порой разительно отличаются друг от друга сеттингом, настроем и даже геймплеем. И ситуация с пятнадцатой частью сложна и неоднозначна.

Зародилась она как экшн-ориентированный спинофф для PlayStation 3 под названием Final Fantasy Versus XIII за авторством Тэцуи Номуры. Несмотря на многообещающие трейлеры и интерес со стороны общественности, разработка затянулась на долгие годы, и уже мало кто верил, что «Версус» вообще появится на свет. Тем не менее, в 2013 году было объявлено о преображении проекта в полноценную номерную часть, переходе на консоли следующего поколения и смене состава разработчиков, включая даже самого Номуру, которого с поста руководителя сместил Хадзимэ Табата. Невообразимо представить, чтобы изначальная концепция игры после подобных выкрутасов осталась нетронутой, и не совсем ясно было, чего вообще от нее ждать.

Первое же, что мы видим после запуска FF XV, это сообщение, утверждающее, что она предназначена как для поклонников сериала, так и для новичков. Попробуем разобраться, насколько правдиво это чрезвычайно смелое заявление.

Как ни парадоксально, сюжет вы из самой игры едва ли сможете узнать и осмыслить. Начинается все со сцены из самого финала, и того кто посчитал это хорошей идеей, стоило бы сразу уволить. Бессмысленный и беспощадный спойлер, ничего не дающий повествованию, длится всего пару минут и вызывает только лишь недоумение. Практически никакой информации вы не получите и впоследствии просто расслабьтесь и смиритесь с тем, что вам отведена роль Ноктиса, принца королевства Люцис. По наказанию отца вы в сопровождении трех друзей на шикарной машине отправляетесь на собственную свадьбу.

Собственно, это все. На самом деле, существует масса нюансов, например, магический барьер, который король вынужден поддерживать ценой своих жизненных сил, то, что в мире зверствует злая-презлая империя Нифльхейм, тот факт, что невеста Ноктиса - оракул, и так далее. Однако игра не считает нужным все это доходчиво рассказывать. Конечно, зачем вам это, ведь Square Enix выпустила примерно восемь сотен трейлеров, показав чуть ли не всю игру целиком и заспойлив все что только можно, от тонкостей сюжета до основ рыбалки. Искренне надеюсь, что вы их не смотрели.

Ответы на некоторые возникшие вопросы можно найти в полнометражном фильме Kingsglaive, повествующем о важнейших событиях в столице, во время которых наши герои мирно спят в мотеле, а также, в мини-сериале Brotherhood, из которого можно узнать о взаимоотношениях четырех закадычных друзей больше, чем за всю игру. И это при том, что неразлучные товарищи на протяжении путешествия только и делают, что болтают по поводу и без. А вообще, привыкайте, абсолютно все самые важные и интересные события здесь происходят за кадром, а о некоторых судьбоносных происшествиях вообще можно узнать лишь из неприметного газетного заголовка или выпуска новостей по радио. Подача сюжета - одна из главных проблем FF XV, и мы к этому еще вернемся.


Путешествие начинается на обширных просторах королевства. Машина некстати ломается, но на помощь приходит Сидни, бойкая внучка пожилого механика Сида, давнего друга короля Региса. Переняв у деда страсть к механизмам, она с радостью исправит неполадки, а наши герои, тем временем, освоятся в охоте и исследовании местности. Как только ремонт будет завершен, откроется возможность путешествовать на колесах, правда, только в рамках шоссе. Впрочем, притормозить и обследовать любую заинтересовавшую достопримечательность можно в любой момент. Если вздумаете ездить ночью, лучше сразу оставьте эту затею и переночуйте в придорожном мотеле или даже палатке под открытым небом. Ну а если все же отважитесь сесть за руль в кромешной тьме, у вас на пути через каждые 100 метров будут прямо из асфальта вылезать железные гиганты, сражаться с которыми на ранних стадиях смертельно.

Еще абсурднее, что Нокт почему-то автоматически тормозит и вылезает из автомобиля, едва завидев в небе воздушный корабль имперцев, которые еще даже не десантировались и никак не мешают проезду. В любом случае, даже если опасные ночные враги вам по зубам, комфортной поездки не ждите.

На протяжении всей первой половины игры перед нами простираются красивые локации, каждый уголок которых при желании можно изучить. Команда постоянно переговаривается, комментируя встреченные диковинки или происходящие события.

Суровый Гладио не только пополам разрубает врагов мечом, но и знает, где можно добыть полезные предметы. Чопорный Игнис не позволит друзьям голодать, приготовив вкуснейшие блюда, которые вдобавок еще и повысят характеристики после отдыха на природе. Также он всегда готов сесть за руль, если принцу лень будет следить за дорогой. Взбалмошный Промпто, хоть и не очень силен в бою, зато готов увековечить любой понравившийся ему момент на камеру, чтобы потом показать товарищам свои лучшие снимки. Ну а его высочество пристрастился к рыбалке и готов часами сидеть на берегу озера с удочкой в руках, отмахиваясь от комаров и ехидных комментариев зевающих соратников.


Бродить пешком по лесам и полям утомительно, поэтому стоит арендовать чокобо, на спине которого передвигаться вне трассы гораздо удобнее. Птичка с радостью прибежит, едва заслышав звук свистка, и даже может отвесить недругам пару пинков и помочь молниеносно скрыться с поля боя.

Все это действительно ощущается как приключенческая поездка в кругу близких друзей и может доставить массу удовольствия. Ехать по дороге, любуясь на проносящиеся мимо пейзажи под доносящуюся из динамиков автомобиля музыку карты мира FF II (предварительно купив диск, конечно), сломя голову скакать по равнине на чокобо, наслаждаться треском костра на фоне звездного неба и посмеиваться над сделанными за день фотографиями приключений - все это оставляет теплые и радостные воспоминания.


Проблема здесь в том, что, четверо героев давным-давно друг друга знают, но игрок-то не посвящен в подробности их знакомства и должен воспринимать их отношения как данность. Ни одного флешбэка, ни одного квеста, хоть как-то раскрывающего характеры персонажей или дающего более полную картину о них, вы не встретите. Короткие сцены из анимационного Brotherhood дают лишь минимальную информацию, да и почему, спрашивается, нельзя было показать их в самой игре? Из повседневной болтовни можно уловить крупицы информации, да и той крайне мало. В результате, наблюдать за Ноктисом и его спутниками, конечно, интересно, но не покидает ощущение, что вас пригласили на вечеринку в кругу лучших друзей, где вы никого не знаете. Не хватает привычного для JRPG пополнения партии новыми героями, способными разнообразить привычный ансамбль, ведь, помимо закадычной четверки, будут лишь три эпизодических гостя, которые исчезают преступно быстро.

Осознание еще одной проблемы придет позже. Выполняя задания и колеся из одного крохотного поселения в другое, вы рано или поздно поймете, что квесты до ужаса однообразны, а NPC скучны и безлики. Грустный охотник будет дюжину раз посылать вас искать опознавательные знаки павших соратников, пугливый владелец ресторанчика все время не досчитывается каких-то ингредиентов, а эксцентричная дама заставит, проклиная все на свете, выискивать неприметных лягушек. Абсолютное большинство заданий требует лишь принести нужный предмет, и даже старина Сид, вместо того чтобы просто апгрейдить оружие, предлагает по отдельному квесту на каждое улучшение, к тому же еще заставляя ждать результатов.


С охотой все еще хуже. Помните интересные ханты из FF XII, где флан Ультрос появлялся только в том случае, если команда состояла целиком из девушек, Гильгамеш встречал нас на большом мосту, а сумасшедший чокобо Трикстер, стремглав носился по снежным просторам, не давая себя поймать? Так вот, ничего подобного тут и в помине нет. Мало того, что больше чем за одну охоту одновременно браться нельзя (спасибо, господин Табата, что хотя бы на квесты это не распространяется, как в Type-0), так еще и почти все цели представляют собой самых обычных монстров.Словом, открытый мир впечатляет, однако, все то, чем предлагается там заниматься, однообразно, безлико и быстро наскучивает.

Впрочем, то же самое никак нельзя сказать про подземелья. Они радуют нелинейностью, и, что самое главное, уникальными диалогами между персонажами, которые комментируют буквально каждый поворот и тупик. На пути встретятся ловушки, засады и прочие неожиданности, а обилие спрятанной по углам добычи гарантирует, что с пустыми руками вы на поверхность не вернетесь. Расстраивает только однообразие врагов в рамках данженов - сорок минут дубасить одинаковых гоблинов в шахте все-таки утомительно.

Боевую систему стоит похвалить разве что за впечатляющую визуализацию. Анимация атак плавная, разнообразная и зрелищная, а эффекты магии и вовсе великолепны, но привыкнув ко всей этой красоте и немного разобравшись в системах и механиках, замечаешь, насколько же сражения здесь примитивны. В трейлерах Versus XIII было отчетливо видно, что Номура пытался сделать action-RPG схожую с Kingdom Hearts, а то, что получилось в итоге у команды Табаты, походит скорее на миниигру «зажми одну кнопку и нажимай вторую, когда иконка щита на экране появится».

Ноктис может экипировать четыре любых вида оружия, в то время как его компаньоны ограничены лишь двумя - уникальным для каждого из них основным и вспомогательным. Зажав кнопку атаки, можно наблюдать за тем как принц выполняет всяческие трюки и полосует противника мечом, тычет в них копьем, или, на худой конец, опустошает в них обойму из пистолета. Надавив на кнопку защиты, получаем условную неуязвимость, во время которой, ценой MP автоматически игнорируются любые нападки, но это только в теории. Некоторых атак избежать невозможно, поэтому рассчитывать ни на что не приходится. Если враг вознамерился сокрушить вас мощным ударом, появится пиктограмма щита, но таймить ничего не нужно, зажатой кнопки опять же достаточно, после чего можно совершить контрудар. Атаки со спины наносят увеличенный урон, а некоторые части врагов порой можно сломать, но толку от этого не очень много. Вот, в общем-то, и все.

Ах да, еще есть магия. Она не кастуется за ману, а применяется поштучно на манер гранат. Обладая неким количеством специальных флаконов, которые при использовании не исчезают, можно в любой пропорции смешивать эссенцию трех основных элементов - огня, льда и молнии, опционально добавив какой-нибудь предмет. На выходе получаем условно кастомное заклинание, принадлежность и сила которого зависит от вложенной эссенции, а благодаря дополнительному эффекту от предмета может, например, отравлять или лечить. Не стоит забывать о том, что урон получит любой, кто попал в радиус заклятья, так что не удивляйтесь, если по итогам боя с волками, уязвимыми к огню, ваш чокобо резко изменит цвет оперения на черный, а незнакомый негр в темных очках сообщит, что придумал новый рецепт.


Теоретически можно выучить полезные боевые способности, но почти все они пассивные, за исключением разве что так называемого «перфект блока», позволяющего при должной сноровке избегать атак без затрат MP. Оружие стоит переключать в зависимости от того, к чему уязвим конкретный монстр, а для этого его даже не придется его сканировать, достаточно сделать пару ударов и посмотреть на цвет цифр наносимого урона. В конце игры вы будете сражаться абсолютно так же, как и в начале, разве что выучите пару комбинированных атак с союзниками (активировать их можно по желанию ценой некоторой доли автоматически накапливающейся шкалы), но и это необязательно. Все самое полезное все равно получается рано, как например бесценное умение Игниса созывать всю команду в одну точку, полностью восстанавливая здоровье. Wait mode доступный в меню вносит в геймплей достаточно спорный элемент. Если вы остановитесь во время боя, окружающий мир замрет, а вы сможете осмотреться и оценить ситуацию. Возникает резонный вопрос: почему нельзя было повесить эту функцию на отдельную кнопку и не привязывать ее к бездействию? Ничего умнее сканирования супостатов на предмет уязвимостей все равно совершить не удастся, зато бездействие по любому поводу повлечет остановку времени вне зависимости от вашего желания.

Самое же печальное, что напарники неимоверно тупы. Они делают что-то полезное только с вашей подачи, либо включаясь в особо деструктивные атаки, либо выполняя заказанные вами спецприемы. Нет абсолютно никаких настроек поведения, невозможно отдать приказ сконцентрироваться на одной цели или убегать с поля боя. В любом мало-мальски сложном бою они упорно лезут на рожон и дохнут как мухи, вынуждая расходовать на них лечащие и воскрешающие предметы, ведь без пушечного мяса босс тут же переключится на принца и, скорее всего, казнит его каким-нибудь неблокируемым приемом. А ведь после отправления персонажа в нокаут его максимальное здоровье начинает стремительно таять, и для его восстановления приходится либо искать ночлег, либо тратить потерявшие свой эндгеймовый статус эликсиры. При этом хороших, по-честному сложных боев в игре практически нет, они либо до невозможного просты, либо фрустрируют обстоятельствами, на которые вы не в силах повлиять.

Но, предположим, что боевая система вас не расстроила, и исследовать открытый мир вам в радость. Что ж, замечательно, но спешу предостеречь, что продвижение по сюжету лишь неминуемо приблизит вас к разочарованию гигантских масштабов. Исследуйте доступные территории Люциса пока можете, потому что как только вы покинете королевство, открытый мир исчезнет, а повествование окончательно превратится в набор несвязных фрагментов. Обиднее всего, что во время путешествия по новым местам, можно открыть карту и увидеть все те просторы, на которые героям не суждено попасть.

В потрясающе красивой Альтиссии, которой Square Enix посвящали целые трейлеры, вам доступен малюсенький пятачок с магазином и баром, и делать там решительно нечего. Тенебрае лишь пощеголяет величественной панорамой и тут же попрощается с героями. Вся вторая половина игры – это, без преувеличения, мерзкий и узкий коридор, по которому остается идти, обхватив голову руками и сокрушаясь обо всем том, что мы потеряли. Тем временем, за кадром будут происходить важнейшие и грандиознейшие события, о которых нам лишь вскользь упомянут NPC.


Некоторые эпизоды явно были едва доделаны и включены в игру просто потому, что были в трейлерах, при этом эмоции они вызывают совсем иные. Кульминацией же безысходности станет огромный коридорный данжен в тринадцатой главе длинной в несколько часов со стелсом, без напарников и экипировки. Странно, что он не лимитирован по времени, не заполнен водой и не включает эскорт-миссию. Проходя этот сегмент, всерьез начинаешь сомневаться, что все еще играешь в FF XV. О концовке без спойлеров можно сказать лишь то, что Табата опять все сделал по-своему, ведь он так любит выжимать из игроков слезу. Беда в том, что делать он этого абсолютно не умеет, и жалкие потуги на драму на пустом месте смотрятся едва ли естественнее, чем в никчемной Type-0.

Единственное что осталось нетронутым и безболезненно преодолело десятилетний период разработки - божественный саундтрек от Ёко Симомуры. Особенно бодрыми получились боевые мелодии, но и лиричные мотивы во время путешествия и отдыха в городах тоже очень атмосферны. Знаменитый Somnus прекрасен как никогда, но обстоятельства, при которых он звучит, превращают его в реквием по мечтам и надеждам. Долгие поездки поможет скрасить магнитола, для которой можно за символическую плату докупать паки мелодий из большинства номерных частей и даже некоторых спиноффов. Все это можно слушать и на бегу, всего лишь купив портативный MP3 плеер.

Русскую локализацию ругать особенно не за что, но и хвалить, впрочем, тоже. Текст переведен грамотно и в основном выглядит естественно, однако местами проскакивают неверно переведенные из-за явного отсутствия контекста фразы. Встречается и отсебятина, вроде «Наваристого борща со сметаной», и тут уж все зависит от вашего отношения к подобным вольностям, но вот слово «КАЛЕЧЕНИЕ», появляющееся при уничтожении конечностей монстров все же вызывает тоску.


Если вы всё ещё думаете, стоит ли уделить своё внимание Final Fantasy XV, то, возможно, вам сюда. Сегодня мы взвесим все ЗА и ПРОТИВ, а также попытаемся оценить уровень качества игры в целом.

Телеграфировать

Твитнуть

Интро

Примерно в марте до сервиса steam наконец-то добралась PC версия Final Fantasy XV. Однако написать обзор по ней получилось только сейчас, ибо как и любая уважающая себя RPG, FFXV имеет определённую глубину, и начать писать обзор на игру, толком в ней не разобравшись - несколько глупо. Кроме всего прочего, к настоящему моменту хайп вокруг игры несколько поутих и сейчас мы с вами в спокойной обстановке, с чашечкой горячего чая, или кофе (тут уж кому что больше по душе) сядем и разберёмся, стоит ли эта игра своих денег, и почему.

Так уж сложилось, что определённая прослойка видеоигр не очень популярна среди игроков СНГ. Не последнюю роль в этом сыграли, так сказать, "консольные" корни. Сколько людей, например, помнят вселенную Battletech? А сколько знают о Road Rash? Или, быть может, EarthBound? Legend of Zelda? Большинство из читающих эту статью, без сомнения слышали о вышесказанных вселенных, однако сколько из читателей действительно имело возможность именно самим сыграть в хотя-бы одну игру серии, вот в чём вопрос.

Героиня нашего сегодняшнего обзора страдает похожим недугом - будучи весьма популярной серией игр во всём мире, она, тем не менее, осталась практически не известна в русскоязычных кругах. Не обошёл этот недуг и автора статьи, однако, поскольку между разными частями Final Fantasy нет сюжетной привязки, вхождение в новую вселенную, а также её понимание и изучение даются относительно легко.

Кино и игры

Вообще, помимо довольно большого количества всех своих плюсов, Final Fantasy давно известна ещё и тем, что имеет полноценные анимационные фильмы с применением компьютерной графики, которые так или иначе знакомят зрителей с вселенными разных частей серии. В нашем случае фильм-оригинал назван "Кингслейв: Последняя фантазия" и рассказывает о предыстории событий игры, а также о мире Эос в целом.

Если затронуть сюжет вкратце, избегая спойлеров, то картина получается примерно следующая:

Вот уже много лет королевство Люцис ведёт борьбу за обладание кристаллом с огромной силой, с империей Нифльхейм. Несмотря на то что кристалл принадлежит королевству Люцис, оно тем не менее, находится на грани поражения. Ситуацию осложняет ещё и то, что в империи сначала научились создавать боевых роботов - воинов без души, а вскоре сумели даже подчинить своей воле могучих демонов. Кристалл же, в свою очередь, обладает колоссальной магической мощью и с помощью него король Регис Люциус Кэлум XCIII оградил столицу королевства, Инсомнию, магической стеной. Правда, лишь с одной стороны. С другой же стороны королевства находятся укреплённые форты, в которых держат оборону боевые клинки - воины, использующие мощную магию, а также полагающиеся на свои выдающиеся физические навыки в ближнем бою.

В один из не самых благополучных для королевства дней, империи, при помощи демонов удаётся практически полностью уничтожить защитный форт, однако вместо того чтобы добить оставшихся в живых, воины Нифльхейм просто отступают. А несколько дней спустя в Инсомнию (напомню, столицу королевства) прибывает консул империи и запрашивает мир, естественно, на ряде условий. Одним из таких условий является передача территорий, принадлежащих королевству Люцис под контроль империи и свадьба юного принца, Ноктиса Люциуса Кэлума, на Лунафрейе Нокс Флёре, представительнице благородной семьи ещё одного, ныне захваченного королевства, Тенебрэ.

Сам фильм имеет несколько сюжетных ляпов, а также пару моментов, не очень лёгких для понимания (последнее относится, в основном, к боевым сценам), однако в качестве интро к игре смотрится вполне годно. Тем более что сделан он на высоком графическом уровне - порой зритель может поймать себя на мысли, что он смотрит кино, а не анимационный фильм.

Атмосфера

А начнём мы разбор игры, пожалуй, с самой сильной, и одновременно несколько неоднозначной её части.

Почему неоднозначной? Так уж сложилось, что Final Fantasy XV - это RPG от японцев. По факту это означает персонажей прямиком из аниме, с весьма эпатажными причёсками, боями в стиле "прыгай и бей врага пока ты находишься в воздухе" ну и ещё целой кучей деталей, за которые так любят аниме. Я не назвал бы этот момент противоречивым, однако на территории стран СНГ у многих людей сложилось несколько неоднозначное отношение к этому жанру. Так что если вы на дух не переносите подобные вещи, то вот вам первый и весьма серьёзный повод задуматься. К тому же особенно чувствительные личности могут уловить намёк на некую гомосексуальность определённых персонажей (хотя, смею вас заверить, ни одного "голубого" в игре нет).

Ну, а если вы спокойно относитесь ко всему вышеперечисленному, то вам откроется просто огромный, богатый и великолепно прописанный мир, в который хочется верить и в котором хочется жить, несмотря на все эти распри и политические разборки.

Собственно, начать следует с того, что читателю не стоит обманываться при слове "королевство". На самом деле Эос - довольно продвинутый мир, в котором есть место и огнестрельному оружию, и автомобилям, и высоким технологиям в принципе, а также который по уровню развития приближен к нашей планете в XX веке. Только вот в нашем мире нет магии, а по ночам из под земли не вылазят демоны, от которых люди вынуждены ограждаться огромным количеством света.

Как и в любой уважающей себя RPG, мир в Final Fantasy обладает собственной историей, о которой можно узнать из книг, рассказов друзей и прочих NPC. Здесь даже есть локальные курорты и достопримечательности, где наш протагонист может найти толпу заинтересованных туристов, или просто отдыхающих.

В процессе игры нашему протеже́ придётся много путешествовать. А поскольку он является наследным принцем королевства, одного его никто, естественно, в опасный путь полный приключений, не отправит. С игроком в компании окажутся ещё три друга, которые по совместительству являются и верными служителями короны, готовые отдать жизнь за главного героя, если это потребуется. Естественно, каждый из героев обладает своими боевыми навыками, характером и даже хобби, поэтому давайте остановимся на соратниках героя (да и на самом герое) поподробнее:

  • Ноктис Люциус Кэлум (или просто Ноктис) - наследный принц королевства. Почти всю свою жизнь его баловали, поэтому в начале истории он является эдаким представителем золотой молодёжи, сынулей богатых родителей, который не привык ни в чём себе отказывать.
  • Гладиолус Амицития - друг детства Ноктиса. На протяжении многих лет его семья защищала короля, поэтому, как нетрудно догадаться, он выступает своего рода телохранителем принца, а также его наставником в боевой части. Просто обожает физические упражнения, своим основным хобби считает выживание в дикой среде. Вооружён тяжёлым мечом и щитом и является "танком" в партии.
  • Игнис Сиенция - ещё один друг детства Ноктиса. Непривычно серьёзный, он, тем не менее, обладает весьма тонким чувством юмора (хотя увы, шутит нечасто). В партии ответственен за то, чтобы все были накормлены, а у принца была чистая одежда. Собственно, готовка еды является для Игниса не просто очередной нудной заботой, а полноценной манией, поскольку буквально сразу после очередной битвы его внезапно может осенить новым рецептом, который он, возможно и поспешит воплотить в жизнь при следующей остановке в лагере (главное только никого не отравить ненароком, хе-хе). Игнис вооружён клинками и копьём, что делает его своего рода ассасином ближнего боя.
  • Промпто Аргентум - друг нашего персонажа со школьных времён. В отличии от предыдущих героев является, скорее, простым человеком, не служащим в подчинении у короля. Предстаёт перед нами как простой, беззаботный и вечно весёлый парень. Опять же, в отличии от остальных членов партии он, по сюжету, особенной пользы не приносит. Обожает фотографировать всех и вся. Носит огнестрельное оружие, как несложно догадаться, представляет из себя воина, наносящего урон на расстоянии.

Собственно, игра начинается с того, что наши бравые герои впервые покидают территорию Инсомнии и обнаруживают что за пределами столицы, оказывается, в ходу абсолютно другая валюта (в английской версии - gil ). Дабы эту валюту заработать, героям придётся заниматься охотой на различных зверей, помогать не самым успешным водителям с ремонтом авто, доставлять товары, рыбачить, или участвовать в гонках на Чокобо (такая помесь гигантской курицы и индейки, аналог лошади в нашем мире). В общем, ничего особенно необычного, хотя следует заметить что разнообразие и огромный выбор занятий всё-таки явно идут игре на пользу. Тем более что игрок в той или иной форме участвует и в хобби своих друзей в том числе. Так, например, от игрока напрямую зависит, какую еду будет готовить Игнис (а поскольку одно блюдо зачастую требует сразу нескольких компонентов, то периодически следует забегать в магазины и докупать определённые ингредиенты). А Промпто любезно предоставит на общественный суд фотографии сделанные за день.

А в своё путешествие герои отправляются на королевском автомобиле - Роллс Ройс Регалия. Сие транспортное средство представляет собой уникальный экземпляр, поэтому легко сравнимо с каким-либо суперкаром. И как и у любого суперкара, у Регалии есть целая куча не самых удобных параметров, которые наш герой со своими друзьями могут улучшать, путём поиска деталей и установки их в мастерской.

Вообще, раз уж мы заговорили о машине, следует заметить что путешествия на ней чувствуются как-то по особенному, не так как в обычных аркадах, или RPG. Игроку просто хочется ехать и разевать рот, смотря по сторонам, а не концентрировать своё внимание на дороге. Благо, разработчиками предусмотрена специальная возможность - доверить управление авто своему товарищу и наслаждаться видом.

Что можно сказать подводя итоги по этой главе. Атмосферна ли игра? Однозначно - да. Колоритные второстепенные персонажи, друзья главного героя, то и дело подшучивающие друг над другом, или девушка-автомеханик, говорящая с лёгким "южным" акцентом, куча уникальных мест, глубокая проработка вселенной. Видно к игре приложил руку не один талантливый сценарист - всё кругом так и пропитано атмосферой какого-нибудь роуд муви.

Сюжет

К сожалению, поведать о сюжете в данном случае почти не выйдет, ибо Final Fantasy XV - игра, делающая немалый упор именно на истории и рассказать о сюжете в статье подобного плана - всё равно что дать тебе, книгу и заставить читать её с конца. Но это не означает что совсем ничего не будет сказано, нет.

В процессе игры Ноктис будет путешествовать по миру, попутно останавливаясь в разного рода отелях и забегаловках, или устанавливая палатки на ночлег, в поисках гробниц умерших королей. Каждая такая гробница содержит ряд противников и боссов, а также особое уникальное оружие. Такое оружие имеет бо́льшую мощь, в сравнении с обычным, однако при его использовании у нашего альтер-эго тратится драгоценная полоска здоровья. Сам же сюжет подаётся при помощи хорошо поставленных диалогов и интересно преподнесённых сцен. Порой Ноктис имеет выбор ответа, хотя на постоянное разнообразие рассчитывать, увы, не приходится. Ближе к концу игры нас и вовсе оградят от открытого мира и заставят идти строго по сценарию. И вот тут игра делает очень больной удар "под дых" (впрочем, не в первый раз, ибо мы пока не коснулись геймплейной части): почему, спрашивается, часть территорий оградили? Видимо, у разработчиков не хватило времени и сил. Недожали. И это, на самом деле, очень неприятно, особенно для игры в жанре RPG.

В последствии, ещё в эру когда Final Fantasy XV была только на консолях, разработчики пытались исправить ситуацию четырьмя сюжетными DLC. Одно из них даже привносит мультиплеер, действие которого происходит в, так называемые, "тёмные" времена. Три остальных позволяют поиграть за каждого из компаньонов Ноктиса и узнать их историю в немного более ярком объёме.

Вдобавок к последнему пункту, игрокам также пообещали ещё четыре довольно масштабных DLC до 2019 года, так что как знать, быть может там и новые локации добавят? В любом случае, до этого времени ещё дожить нужно.

Ну и подводя итоги по сюжету - да, он есть, и при том довольно качественно сделан (в конце концов когда у японцев вообще были не атмосферные игры со слабым сюжетом?). В определённые моменты в некоторых дополнительных квестах также будет возможность раскрыть персонажей с новой стороны, что не может не радовать.

Геймплей

Тут всё более-менее традиционно для жанра RPG: Бегаем, убиваем противников, получаем уровни, тратим очки опыта на развитие определённых навыков у нашей компании.

Отдельного разговора заслуживает боевая составляющая. Во-первых, она действительно очень напоминает аниме. Ноктис бегает прижавшись к земле, прыгает на добрый метр (а то и выше), может наносить удары, зависая в воздухе, или парировать прямиком на противника с определённого расстояния, находясь всё в том же воздухе. Всего в обращении у главного героя находятся 8 типов вооружения, три типа магии и столько же верных союзников.

Каждый противник использует свою тактику, а также требует индивидуальный подход. Так, например, одни неприятели любят устраивать засады, поджидая игрока в разных местах, другие, наоборот, никого не трогают, если к ним не начать приставать.

Естественно, у каждого врага есть свои сильные и слабые стороны: Некоторые звери очень ловки, и поэтому легко увернутся от удара тяжёлого меча, однако очень восприимчивы к древковому оружию. Часть монстров совершенно спокойно относится к магии огня, однако не переносит лёд, или свет. Кроме прочего, у большинства неприятелей есть разные зоны урона. Кому-то больнее даются пропущенные удары по голове, а кто-то не любит когда его бьют в корпус. В теории, всё это вынуждает игрока экспериментировать и искать новые подходы даже к уже известным противникам, однако на практике в большинстве случаев геймплей вполне может скатиться к элементарному "закликиванию" неприятеля.

Союзники тоже играют довольно важную роль: Игрой предусмотрена этакая шкала битвы. При получении и нанесении определённого урона, эта шкала медленно но верно заполняется. Затем мы можем выбрать помощь какого союзника использовать, и вместе с ним применить довольно мощное комбо, наносящее дополнительный урон противнику. Как и в любом аниме, иногда для того чтобы проявить бóльшую эффективность, друзьям нужно стать друг рядом с другом и вместе сконцентрировать атаку на одной цели (для этого тоже есть отдельный навык у одного из соратников). Сами навыки также растут при использовании и, соответственно, со временем причиняют бóльший урон.

Ну, и напоследок, магия. Собственно, сама магия представляет собой этакие файерболлы, которые мы швыряем во врага, и которые мы можем создать из стихий. При себе принц может хранить лишь небольшую часть этих стихий и накапливает их в специальных местах, вокруг условных лагерей. Также, к магии условно можно отнести телепорт, а также специальные комбо-атаки Ноктиса с применением оружия. Для этого дела потребляется мана. Для того чтобы восполнить ману и здоровье, нужно всего-лишь швырнуть меч в специальное место, подальше от боя и телепортироваться к нему. Таким образом наш герой возьмёт короткую передышку и восполнит силы.

В итоге, даже несмотря на довольно подробное описание, у некоторых читателей, возможно, всё ещё остались вопросы, поэтому вот как выглядит "живой" бой (ибо передать его скриншотами, увы, не выйдет).

Квесты. Да, как уже было сказано, дополнительных квестов действительно много, но вот их проработка... В двух словах - часть из них просто ужасно проработана. Например, у водителя сломалось авто, он оттащил его в сторону и ждёт помощи. Вроде, всё логично. Только вот ночью в игровом мире просыпаются смертоносные демоны. Одного гиганта по местным масштабам может быть вполне достаточно для того чтобы живьём в асфальт закатать целую группу относительно неплохо подготовленных охотников, но вот мирных водителей монстры почему-то избегают. А водилы и рады встать и год помощи дожидаться. Перчинки в данной ситуации добавляет ещё и отсутствие адекватных диалогов. Вы просто встречаете водителя и он буквально одним предложением сетует на то что автомобиль сломан. Ну правда, даже в ММО такой подход давно не используют! И это я уже не говорю о самой логике - за один день вы можете встретить аж до трёх водителей, при определённой удаче. Что это, повально низкое качество авто? Тотальная безалаберность? Почему половина водителей стоит на обочине?
Другая часть квестов делится на "доберись в точку X и всех убей", "найди мне такой-то ингредиент" и "доберись до точки Х, всех убей и найди ингредиент Y". Разнообразие, как оно есть!

В итоге получается очень странная ситуация, когда с одной стороны хочется похвалить квесты, с другой обругать их. Почему? Да потому что не хватило времени и средств! Потому что недожали! Насколько можно было бы всё сделать лучше, но, увы и ах...

Кроме квестов также следует отметить ещё один весьма неприятный момент: игра очень, очень любит забрасывать вашу партию "мясом". Видимо, кто-то из разработчиков посчитал что просто изучать мир Ноктису будет скучно, поэтому при пешем путешествии, на вас с завидной регулярностью будет нападать некоторое количество врагов. Разница между волнами может составлять буквально пару минут. В итоге вы закончите не изучением игрового мира, а сражением в течение суток. Особенно это заметно ночью, когда в одном сражении, параллельно с гигантским демоном, вы успеете разбить около трёх партий более простых монстров, и вражеских солдат, которые будут появляться буквально у вас под носом.

Что можно сказать в итоге? Пожалуй, геймплей является самой слабой частью игры и зачастую выезжает при помощи атмосферы и интересной обыгранности некоторых моментов. Не то чтобы это было слишком плохо, или чтобы игра отворачивала от себя игроков за счёт скудной вариативности и тупого гринда. Нет, играть в Final Fantasy XV довольно интересно и весело, но также как и с предыдущими пунктами, проявляется один и тот же недуг - недожали, не хватило времени и сил. Могло бы быть намного лучше!

В некоторое оправдание разработчикам, правда, хочется отметить вот что: На самом деле Final Fantasy XV - долгострой. За время разработки, у игры несколько раз менялся концепт, сеттинг и даже боёвка. Так, например, изначально вообще предполагалось что игрок будет управлять всей партией сразу, и при желании сможет переключать управление с одного персонажа на другого и совершать смертоносные комбинации именно таким образом. А при переходе на Промпто игра вообще имела все шансы стать полноценным шутером от третьего лица.

Однако менялись концепты, менялись люди, несущие ответственность за разработку, шли года, и в результате некоторые весьма устаревшие механики игры остались в наличии именно из тех времён, почти десятилетней давности, когда иметь такие особенности не считалось чем-то своего рода зазорным, или постыдным.

Увы, но на дворе уже 2018 год (ну, или 2016, если брать изначальную дату выхода игры на консоли), и то что было приемлемо тогда, не всегда приемлемо сейчас. Возможно, я слишком наседаю на недостатки, но если по большинству параметров игра тянет на твёрдую восьмёрку, то сам геймплей в его "очищенном" от диалогов и прочих костылей, виде, тянет примерно на шесть - шесть с половиной баллов, и это, на самом деле, довольно печально. Однако не будем о грустном.

Графика, анимации и физика

Вот уж с чем Square Enix действительно не прогадали, так это с графикой! Final Fantasy XV выглядит очень красиво и довольно реалистично даже на стандартной конфигурации, но для любителей высоких разрешений завезли бесплатный патч с текстурами в HD разрешении. По интернету до сих пор ходят скриншоты в 8к . И выглядят они, надо сказать, весьма достойно. Также следует отметить просто захватывающие дух панорамные виды, которые то и дело встречаются нашим героям в их нелёгком путешествии. Впрочем, не только эпичными видами восхваляемы японцы. Ведь именно японские игры практически всё время обращают огромное внимание на мелочи! И FF XV - не исключение. Даже на простой заправочной станции здесь можно найти целую кучу мелких деталей, придающих своего рода шарма и уникальности, и без того замечательной атмосфере!

Отдельного параграфа, пожалуй, заслуживают анимации. Они действительно сделаны интересным образом, с вниманием к деталям. Так, например, при быстром беге наш протеже сам перескочит через забор. И таких примеров немало. Впрочем, при желании можно заставить нашего протагониста ходить как инвалида в мирных зонах, и вот это несколько портит картину.

Из явных минусов можно отметить, пожалуй, лишь физику, которая относится к графике весьма косвенно. И я сейчас не о анимешных прыжках, а конкретно о физической модели игры в целом. Так, например, у вас есть некоторая возможность застрять в кустах, поскольку их физическая модель выполнена весьма специфическим образом, и Ноктис может элементарно зацепиться за один листик, который не будет давать ему прохода. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить что в такие кустарники даже самый любопытный игрок будет лазить довольно редко.

Ну и в продолжении темы физики, игрок не может управлять автомобилем. Всё что ему доступно - это авто, которое едет строго по по дороге, как рельсам, словно трамвай, а если вы хотите развернуться, то Ноктис сделает крутой и эффектный разворот с лёгким заносом. И всё бы ничего, только при медленной скорости это выглядит очень коряво и совсем нереалистично.

С определённым количеством апгрейдов, правда, этот недостаток уйдёт (ещё бы, летающий автомобиль, двигающийся строго над дорогами был бы той ещё хохмой), но небольшой осадочек, как говорится, остался. В любом случае это всё мелкие придирки и визуально игра оставляет только приятные впечатления.

Музыка и звук

Ещё одной жемчужиной в игре можно смело назвать музыку. На каждой локации играет своя тема, а при входе в здание меняется обработка, и вот уже та же самая мелодия играется на совершенно других инструментах. Мелодии не режут слух и в принципе звучат довольно приятно, особенно для любителей спокойных композиций на пианино. Вообще, в Square Enix на музыку не поскупились не только в качественном плане, но и в количественном. Разработчики предоставили игрокам целых пять часов непрерывного саундтрека! Только вдумайтесь в эту цифру! Понятное дело что заснуть под однообразные мелодии вам никто не даст.

Ну а любителям фактов, возможно что-то скажет имя Ёко Симомура. Её считают самой знаменитой женщиной-композитором видеоигр во всём мире, и в её копилке уже есть более двадцати лет опыта. Среди самых выдающихся работ - музыка к таким шедеврам, как Street Fighter II, Kingdom Hearts, нескольким играм линейки Super Mario и даже пара-тройка мелодий к Final Fantasy III.

Звук в целом тоже не отстаёт по уровню качества. Выше я уже приводил пример девушки-автомеханика, говорящей на южно-американском акценте (увы, ничего не могу сказать о русской локализации). И подобные мелочи проскакивают в каждом персонаже. Так что, как уже было сказано, подход к деталям у японцев всегда на высоте!

Единственным несколько слабым моментом является малое количество незаскриптованых диалогов между персонажами во время путешествий, да всё те же слабо проработанные квесты, где некоторые NPC могут говорить лишь одну строку текста. Но это проблема, скорее, общего плана проработки квестов, нежели звука в частности.

Итоги

Ну что-же, вот и всё. Мы ознакомились с плюсами игры, с несколько спорными моментами, а также с её минусами. Что тут ещё можно сказать? Разве что вкратце подвести итоги:
Перед нами весьма достойный представитель жанра RPG, добротно приправленный элементами аниме. Очень атмосферный, в меру линейный и обладающий великолепным чувством погружения. К некоторому сожалению, стоит заметить что компании не удалось полноценно реализовать весь потенциал игры и некоторые механики в ней работают с громким скрипом.

Итак, по фактам:

Графика - 8.0

Прекрасно оформленная и выглядящая игра. Специально для PC релиза завезли текстуры высокого разрешения.

Геймплей - 6.5

К сожалению, самая слабая часть игры. Несколько устаревшие механики, недостаток качества проработки у определённой (относительно небольшой) части квестов. В основном всё обыгрывается за счёт разного рода костылей, но геймплей в своём "чистом" виде всё-же оставляет желать лучшего. Да, есть довольно оригинальные идеи с хобби главных персонажей, да есть ещё пару весьма интересных идей, но увы, этих идей не хватает.

Музыка и звук - 8.5

Великолепный саундтрек, огромная вариативность композиций. Некоторые мелодии, конечно, появляются гораздо чаще других, но основное впечатление строго положительное.

Атмосфера - 8.5

Игра очень атмосферна. Великолепно выдержана целая куча деталей и мелочей. Тут вам для изучения даны и огромные города в стиле hi-tech, и маленькие заправочные станции, и даже заброшенные конструкции, напоминающие своим видом какой-нибудь S.T.A.L.K.E.R. Идея с селфи, идея с установкой лагеря на ночлег, идея готовки еды, или ночёвки в отеле, спонтанные дополнительные квесты от сопартийцев, всё это добавляет игре шарм, уют и уникальность.

Сюжет - 7.0

Интересная подача, несколько интересных моментов, даже самые проницательные геймеры, определённо, найдут. Раскрытие некоторых персонажей через дополнительные квесты (впрочем, ничего особенно нового).

Общая оценка - 7.5

Вердикт:

Очень хорошая игра, которая не оставит равнодушным обычного игрока, особенно не шибко знакомого с играми Final Fantasy. Да, многие утверждают что Final Fantasy X была намного лучше, но раньше и солнце было ярче, и трава зеленее.

Телеграфировать

Твитнуть

Вам понравилась эта статья?

О достоинствах и недостатках одной из самых масштабных jRPG в истории

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Концепцию Final Fantasy XV в течение десяти лет разработки много раз переделывали: изначально это был проект Final Fantasy Versus XIII , и его создавали для противопоставления тринадцатой номерной части, но в итоге игра получила полноценный подзаголовок «XV». Ох, были времена, а я ведь ждал игру с момента самого первого анонса.

Трейлер «Versus XIII»

Final Fantasy XV вышла на PlayStation 4 и Xbox One в позапрошлом году. Масштабная jRPG от Square Enix стала для меня самой красивой и чарующей сказкой про настоящую мужскую дружбу. Совсем недавно игра появилась и на PC. В Windows Edition усовершенствовали графику, добавили моды, костюм Гордона Фримена, режим с видом от первого лица, все вышедшие ранее DLC и возможность перемещаться по воде. И вот пользователи персональных компьютеров спустя полтора года могут прикоснуться к нашумевшей и довольно противоречивой «пятнашке». Поэтому я решил вспомнить, чем же хороша Final Fantasy XV и каковы её недостатки.

Релизный трейлер

Сказочный прямолинейный сюжет

Главный герой по имени Ноктис — принц, которого отец отправил с друзьями справлять королевскую свадьбу. Но, пока компания пребывает в отъезде, вражеская империя Нифльхейм захватывает страну Люцис и магический кристалл, дарующий власть его обладателю. Ноктису и тройке его верных друзей придётся отомстить за смерть короля и вернуть трон с волшебным камнем.

Но сначала надо набраться сил и пройти нелёгкие испытания.

В FFXV иногда хочется просто гулять и любоваться красотами

Сюжет оказался даже слишком прямолинейным и скупым на детали. Чтобы узнать подробности, мне пришлось посмотреть маленький аниме-сериал Brotherhood: Final Fantasy XV и CGI-фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV . Если пропустить эти произведения, персонажи могут остаться для вас просто кукольными болванчиками: в мультфильмах авторы рассказывают подробно о конфликте и становлении героев. И это, по-моему, главный минус вселенной FFXV. Современные технологии позволяют красочно подать сюжет любой игры. Так зачем использовать вспомогательные фильмы и аниме-сериалы именно таким образом? Ответ прост: чтобы заработать побольше денег, а не чтобы облегчить игрокам понимание сюжета.

Возьмем историю Промпто: почему светловолосый юнец такой смелый и волевой? Его «летопись» раскрывается в одной из серий Brotherhood. В юности он был пухлым и очень этого стеснялся. Но благодаря влиянию друга-принца пересилил себя и начал есть ровно столько, сколько необходимо организму. Результат: внешне Промпто стал стройным, а внутренне — более волевым. Но об этом можно узнать только из аниме, игра не упоминает это событие даже вскользь. А как можно переживать за персонажа, которого нам не расписывают?

Оружие можно менять прямо в разгар битвы

Кроме того, этот эпизод — отличный пример того, как герой преодолевает себя и свои слабости, чтобы стать сильнее. Такие моменты как раз помогают расположить пользователя к персонажу. Так зачем подавать их отдельно от сюжета игры?

Дорожное приключение

Final Fantasy XV — самая масштабная игра в стиле road movie. Её сюжет сосредоточен на четвёрке друзей: храбром, но еще недостаточно зрелом принце Ноктисе, умном и стратегически мыслящем Игнисе, двухметровом добряке Гладиолусе и юном хипстере-фотографе Промпто. Парни путешествуют по миру в стильной машине «Регалия», которую, как и персонажей, можно и нужно прокачивать.

В игре есть и традиционные для серии страусоподобные чокобо: на них гораздо проще скакать по бездорожью. Конечно, это чистый фансервис. Никогда не забуду поездки на чокобо и их долгую прокачку в Final Fantasy VII !

Эпически поставленные эпизоды с титанами и огромными волшебными существами затмевают все мелкие недостатки игры

В первой половине истории четвёрка товарищей может бесконечно выполнять массу однообразных квестов, проходить сложные подземелья и… качаться.

Побочных заданий много, все они однотипны и скучны, не идут ни в какое сравнение с квестами в «Ведьмаке» или последней «Зельде» . В «побочках» FFXV не раскрываются истории тех, кто их выдаёт, и это удручает. Суть сводится к сбору овощей и лягушек, убийству больших и маленьких монстров, скучной проверке оборудования городской электростанции и т. п.

Скорее всего, сторонние квесты вставили в игру исключительно ради гринда и… ради того, чтобы позволить нам подольше погулять по невероятной красоты миру и покататься на роскошной машине, в магнитоле которой есть диск с музыкой из всех прошлых частей игрового цикла (некоторые треки надо докупать отдельно).

Тачку можно прокачивать по всем параметрам: менять цвет салона, кузова и колёсных дисков. Сама езда от точки «А» до точки «Б» со временем начнёт утомлять, но по уже пройденным путям игра позволяет перемещаться автоматически. Очень советую прикрепить к машине крылья — виды на королевство с высоты птичьего полёта завораживают.

Сеттинг в Final Fantasy XV безукоризненно стильный и совмещает в себе эстетику Америки 50-х с современным футуризмом и магией аниме-сказок. Мир красив, но враждебен, ночью лучше остановиться на ночлег в гостинице или встав лагерем. В тёмное время суток по местным просторам рыщут особенно сильные демоны. С ними в первые часы игры лучше не сталкиваться — растопчут на раз-два.

В мире игры, к сожалению, почти нет городов, но те, что есть, прекрасны

Вечером, когда парни отдыхают, их опыт конвертируется в прокачку. Ещё во время отдыха можно подкрепиться едой, которую искусно готовит Игнис, — блюда художники изобразили особенно хорошо. В культурном коде японцев важное место занимает любовь к еде как к искусству, они любят когда и красиво, и вкусно. Помните роскошные блюда из Monster Hunter: World ? В Final Fantasy XV пища выглядит ещё аппетитнее.

Создатели блестяще реализовали общение Ноктиса и товарищей: помимо пустословия, те постоянно напоминают о бытовых проблемах. Промпто, например, частенько просит остановиться у закусочной и заморить червячка, Игнис ближе к вечеру напоминает, что ночью опасно и лучше бы припарковаться для ночлега и заправить бак. Подобные мелочи приятны — через них ощущаешь единство с виртуальными друзьями, их заботу и преданность.

На поле боя часто творится невообразимой красоты экшен

Непростые двух- и трёхкнопочные битвы

Друзей сплачивает совместное путешествие и постоянные схватки с врагами. Боевая система одновременно и хороша, и плоха. Своего рода слэшер с элементами простейшей тактики. В основной сюжетной ветке игрок управляет Ноктисом. У принца есть стандартная атака, возможность парировать удары, телепорт и магия. Друзья Ноктиса атакуют, лечатся и пополняют здоровье принца самостоятельно.

Ещё у команды есть шкала спецатаки, которая заполняется в процессе битвы: «заряженный» Игнис умеет зрелищно метать ножи, «усиленный» Промпто стреляет из револьвера, а Гладиолус с размаху рубит недругов огромным мечом, нанося большое количество урона. Четвёрка способна применять совместные спецатаки, и каждое это усиление или комбо можно улучшить. Боёвка поставлена классно, экшен смотрится приятно и местами ну очень пафосно. Не каждой игре это идёт на пользу, но здесь эпичные поединки выглядят и правда очень круто, не скатываясь в фарс.

В консольных версиях в городских локациях игра порой подтормаживает. В Windows Edition таких проблем не наблюдается

Но есть у боевой системы и проблемы. Во-первых, она бесстыдно проста как внешне, так и в освоении, здесь нет простора для тактического мышления. К тому же любые враги пытаются убить героев только тогда, когда протагонисты находятся в условной зоне досягаемости. Если покинуть поле боя, неприятели не станут преследовать парней, а начнут заниматься своими делами. Это выглядит странно и немного раздражает.

Цель Пути — сам процесс

В игре скомканная вторая половина истории. В какой-то момент Ноктис оставляет открытый мир и попадает в бесконечные коридоры с врагами. Узкий лабиринт ведёт к развязке, финалу истории FFXV, и тот бесстыдно скучен и однообразен. Как будто Square Enix доделывали игру впопыхах. Ближе к финалу, конечно, есть сюжетные сцены, а в зоне отдыха я не раз возвращался в открытый мир, чтобы докачаться.

Езду на чокобо реализовали на ура

После финала просыпается желание вернуться на открытые пространства и просто пожить в волшебном мире Final Fantasy XV. Потому что именно там я ощутил эмоциональную связь друзей и очарование королевства Люцис.

Помимо причудливого и прекрасного мира, в FFXV потрясающее музыкальное сопровождение. Ёко Симомура, композитор игры, выдала по-настоящему запоминающиеся музыкальные полотна. В битвах играет эпическая, пробирающая до мурашек музыкальная тема, во время прогулок звуки природы дополняют идеально сконструированный вальс… Final Fantasy XV можно ругать за многое, но саундтрек в ней по всем параметрам прекрасен.

Культовая японская сказка-долгострой противоречива: у неё странная боевая система и прямолинейное повествование, но очень симпатичный мир, запоминающаяся музыка и отлично реализованное взаимодействие персонажей. Игра контрастирует сама с собой. Затянувшаяся разработка повлияла на качество продукта, но всё же, положа руку на сердце, я советую поиграть в неё всем.

Монстры и животные в FFXV поражают воображение

PC-версию озвучили профессиональные русскоязычные актёры, которых Хадзимэ Табата отбирал лично. Более того, это тот редчайший случай, когда огромная jRPG получила полную русскую локализацию. А поддержка 4К- и 8К-разрешения и технологий NVIDIA вкупе с HDR 10 сделали FFXV ещё красивее и технически совершеннее. Благодаря системе HairWorks у героев можно разглядеть каждый волосок, да и физика причёсок стала куда лучше. NVIDIA Flow изрядно улучшает симуляцию огня, дыма и воды, а NVIDIA VXAO делает все тени при глобальном освещении куда реалистичней. Проходить мимо такой красоты — грех.

И я, пожалуй, сыграю в Final Fantasy XV ещё раз.

Как DLC пытаются залатать дыры в истории.

Square Enix всеми силами пытается сделать из Final Fantasy XV отдельную франшизу. Игры, кино и мультсериалы призваны пролить свет на прошлое мира, а также лучше раскрыть персонажей его населяющих. Вопрос о том, насколько это вообще нужно игрокам оставим за бортом. Главное другое - в оригинальной Final Fantasy XV и характеры, и лор были описаны настолько тонкими штрихами, что стремление компании развивать их кажется спешной попыткой залатать дыры в повествовании. При этом нужно ещё сохранять серьёзное лицо, приговаривая, что так всё и было задумано.

Сама Final Fantasy XV получила три сюжетных дополнения - по одному на каждого из спутников главного героя. Казалось бы, отличный шанс узнать больше о смелом Гладиолусе, весёлом Промпто и расчетливом Игнисе. Попытаемся разобраться, можно ли раскрыть персонажа за пару часов дополнительного приключения, если за 100 часов основного сюжета этого сделать не удалось.

Эпизод «Гладиолус»

Действие этого DLC разворачивается аккурат после того, как Гладиолус потерпел поражение от Равуса и покинул своих друзей. Когда он вернулся, те не стали особо вдаваться в подробности его отсутствия: пожали плечами, да приняли силача обратно. Ну ничего, здесь-то нам объяснят, куда уходил телохранитель молодого короля и что заставило его покинуть товарищей в трудную минуту.

Интересы у Гладиолуса, как оказалось, отнюдь не альтруистические - движет им исключительно неуверенность в своих силах и желание доказать самому себе, что он не какой-то там слабак, а в битве с Равусом ему просто не повезло. То есть герой бросил друзей не для того, чтобы помочь общему делу, а просто чтобы поправить самооценку. В мире Final Fantasy XV лучший способ сделать это - пройти испытание Гильгамеша, древнего мастера меча.

В соответствии со всеми штампами подобных историй, тест этот никто до Гладиолуса пройти не смог. Однако есть маршал королевской гвардии Кор Леонис - единственный, кто сумел вернуться из пещеры испытаний живым. Именно его главный герой DLC и берёт с собой.

Идея ясна - через суровые испытания и диалоги с Кором Гладиолус познаёт самого себя, доказывает всё, что хотел, и решает положить жизнь на то, чтобы Ноктису ничего не угрожало. Посыл нормальный (большего о нём, правда, не скажешь), но не ясно, почему всё это нельзя было показать в рамках основного сюжета игры. Это повредило бы и без того неровному темпу повествования? Или Final Fantasy XV так наполнена событиями, что раскрытие характера Гладиолуса просто некуда было засунуть? Впрочем, эти же вопросы можно адресовать и к остальным DLC. Разница лишь в том, что в Episode Gladiolus главный герой - эгоист, кинувший друзей.

Сама пещера испытаний - это длинный коридор, по традиции Fabula Nova Crystallis усеянный всевозможными кристаллами

Гладиолусу при всём желании невозможно сопереживать. Это гнилой персонаж, ставящий свои собственные амбиции и борьбу с комплексами выше безопасности товарищей и, самое главное, короля, которого поклялся защищать. Дополнение отвечает на вопрос, куда пропал Гладиолус, но это совсем не тот Гладиолус, который был готов кулаками выбивать дурь из инфантильного и истеричного Ноктиса.

Здесь это - ноющая и постоянно сомневающаяся в себе гора мышц. За два-три часа, которые требуется на прохождение дополнения, образ персонажа разрушается до основания. Если Square Enix хотели показать, что за суровой внешностью Гладиолуса скрывается простой человек, которому ничто не чуждо, то тут они облажались.

На самом деле, если вырезать все катсцены и диалоги, дополнение можно пробежать менее чем за полчаса

Более того, через призму DLC невозможно по-старому смотреть на характер персонажа. Что до его событий, что после, в основной игре мы видим уверенного в себе, ответственного и сильного героя, понимающего, когда стоит оставить меч в ножнах и не лезть на рожон. Благодаря Episode Gladiolus мы теперь знаем, что всё это - маска, фикция, да просто лицемерие.

Можно возразить, мол, Гладиолус хочет быть этаким светочем надежды для своих товарищей и «не грузить» их своими проблемами в и без того неспокойное время. Только дело в том, что вся Final Fantasy XV позиционируется как игра о дружбе, а перед настоящими друзьями нет нужды корчить из себя кого-то другого. Настоящие друзья должны принимать тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и сомнениями. То есть, либо DLC рушит основную идею игры, либо я ничего не понимаю в дружбе.

Боссы чудовищно скучные, а в хаосе спецэффектов тяжело парировать вражеские удары

Episode Gladiolus заделывает одну сюжетную дыру основной игры, но это дополнение вообще не должно существовать. Если Square Enix так хотелось вывести Гладиолуса из повествования, то можно было сделать это намного изящнее, а не просто отправлять его на идиотское персональное приключение, которое рушит хлипкий каркас личности персонажа.

Эпизод «Промпто»

Самое полезное DLC, что, однако, не делает его хорошим. Промпто Аргентум, пожалуй, единственный из героев Final Fantasy XV, который удостоился хоть какого-то раскрытия. Тот куцый диалог на крыше закусочной - это не бог весть что, но в контексте всей основной игры на большее рассчитывать было бы глупо. О Промпто действительно нужно было рассказать чуть больше, чем о других персонажах, ведь у него, в отличие от того же Гладиолуса или Игниса, на самом деле есть тайна.

В 12 главе Final Fantasy XV на поезд, в котором главные герои едут в Гралею, нападает Ардин. Он в очередной раз играется с разумом Ноктиса, заставляя того столкнуть Промпто с крыши движущегося состава. Парень выпадает из повествования на некоторое время, а ближе к концу, появляется снова и рассказывает друзьям о том, что он - один из клонов армии империи Нифльхейм.

Товарищи говорят, что им плевать, откуда он родом, и зовут бить злодея. Таким образом, важный сюжетный момент, идущий вразрез с тем, что мы видели в аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, остаётся без должного внимания.

Нам не рассказали, ни как Промпто об этом узнал, ни о том, чей он клон, ни насколько эта практика вообще распространенна в Нифльхейме. И ведь это не какая-то мелочь - это важная часть драмы одного из основных персонажей. Даже в инфантильной сюжетной мешанине Final Fantasy VII проблемам и истории Ред XIII было уделено больше внимания, а героев и событий в той игре было не в пример больше. К тому же информация о программе клонирования империи сделала бы мир чуточку живее и интереснее.

Примерно половину дополнения Промпто проводит в однообразных коридорах

Дополнение начинается с того, что Промпто тащится по заснеженному полю, страдает от холода, будто Гидеон Вайт из Advent Rising или Нэйтан Дрейк. По законам жанра, герой валится на землю без сил, а в следующий сцене оказывается на заводе по производству клонов. Здесь Промпто встречает Ардина, который очень хочет, чтобы тот узнал правду о своём происхождении, выпускает его из камеры и даёт в руки револьвер.

Вокруг этой самой правды и строится сюжет дополнения. Только вот узнаёт её Промпто минут через 30 после начала игры, а дальше, остальные полтора часа, - он лишь ноет и страдает из-за своего происхождения. К чести сценаристов, нужно сказать, что рефлексия героя показана на непривычно высоком для Final Fantasy XV уровне.

Здесь есть и персонаж-триггер, который заставляет Промпто задуматься о том, что стенания ни к чему не приведут, и личные метания, показанные через галлюцинации. Но оба этапа принятия героем своей природы чрезвычайно затянуты. Хронометраж дополнения под завязку забит картинами физических страданий Промпто и бесполезными для его раскрытия посиделками у костра.

Вторая половина проходит на заснеженных полях, где совершенно нечего делать, кроме как выполнять однообразные задания да улучшать снегоход

А в контексте основного сюжета всё это превозмогание собственных сомнений оказывается пшиком. В финале дополнения Промпто полон решимости, принял себя и отправляется на выручку друзьям, но встретившись с ними, он снова начинает скулить и переживать. Всё, через что прошёл герой, внезапно обесценивается.

Но главная цель, которая стояла перед Episode Prompto, - это создание «мостика» между тем фактом, что Промпто клон, и вторым эпизодом Brotherhood: Final Fantasy XV, повествующим о том, как он познакомился с Ноктисом. Нам должны были объяснить, как именно Промпто оказался в Люцисе и почему жил без родителей. «Мостика» не получилось. Мы узнаём лишь о том, что в возрасте около одного года его похитили из лаборатории безымянные солдаты Люциса и отдали на воспитание какой-то семье. Всё.

Ценность Episode Prompto, конечно, выше, чем у дополнения про Гладиолуса, но всё рассказанное в нём также можно было показать и в рамках основного сюжета. История о дружбе только выиграла бы, если бы товарищи помогли Промпто справиться с его проблемами. Но самое главное - DLC толком не отвечает на вопросы, возникающие после прохождения Final Fantasy XV. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не продумали её до конца.

В титрах DLC я столкнулся с багом: справа должны были показывать какие-то сценки, но у меня мутный Промпто завис в воздухе на фоне летящего вверх текста

Episode Prompto просто бросает пыль в глаза. Перед нами будто развиваются какие-то важные события: появляется один из основных антагонистов анимационного фильма Kingsglave, Промпто и Аранея спасают мир и всё такое прочее. Но всё происходящее не добавляет ничего нового ни к образу персонажа, ни к картине мира, ни к основному сюжету игры. Однако на фоне остальных DLC, рушащих каноны и характеры героев, это можно воспринимать как благо.

Эпизод «Игнис»

Можно сколь угодно долго спорить о том, насколько оправдано существование предыдущих двух дополнений, однако для их событий в основном сюжете Final Fantasy XV была подготовлена своего рода база. Гладиолус куда-то ушёл, Промпто упал с поезда. Выстраивать отдельную историю педанта Игниса Сциентия можно было лишь вокруг того эпизода, в котором он потерял зрение.

Его приключение - чистой воды филлер. Сюжет высосан из пальца, а натужная драма ничего кроме раздражения не вызывает. Здесь ситуация схожая с Episode Gladiolus - знакомый персонаж ведёт себя в несвойственной ему манере. Диссонанс не так критичен, но в глаза бросается. Основная проблема в другом - это DLC рушит и без того хрупкий канон Final Fantasy XV.

Практически всё дополнение Игнис пробивается через разрушенную Альтаиссию к алтарю, на котором лежит бездыханное тело Ноктиса. По пути он встречает Равуса, который идёт туда же, но для того, чтобы спасти свою сестру, Лунафрею. Герои отбрасывают разногласия и отправляются на выручку тем, кто им дорог.

До самой кульминации ничего значимого не происходит вообще. Уже у алтаря Игниса настигает Ардин. Солдаты Нифльхейма хватают главного героя, а злодей заносит кинжал над молодым королём. В отчаянии Игнис надевает кольцо Люциев. И, без шуток, это одно из самых глупых решений, которые принимают персонажи Final Fantasy XV. А это говорит о многом.

Игниса снабдили крюком-кошкой и позволили бегать по крышам. Временами DLC напоминает какой-нибудь Assassin’s Creed

Игнис - это голос разума всей четвёрки героев. Он образован и расчётлив, не склонен к опрометчивым решениям и всегда думает на несколько ходов вперёд. Он прекрасно знает, что кольцо Люциев может сделать с тем, в ком не течёт королевская кровь и кого коллективная мудрость монархов Люция сочтёт недостойным.

К тому же он видел перед собой пример Равуса, в своей слепой жажде власти надевшего злополучное кольцо. В Kingsglave оно сразу же сочло его недостойным и сожгло ему руку. Никакой власти или способностей древние короли ему не даровали. То есть нам давали понять: надевая кольцо, ты либо получаешь могущество, либо становишься калекой. Об этом говорится и в официальном гайдбуке Final Fantasy XV Ultimania.

Episode Ignis плюёт на канон. Здесь Игнис слепнет, потому что монархи, ожидаемо, посчитали его недостойным, но он получает и силу, чтобы сразиться с Ардином. Как и почему это произошло, игра объяснить даже не пытается. Очевидно, что всё из-за стремления разработчиков создать драму через добровольное самопожертвование персонажа. Жест получился эффектным, хотя и поднять эту тему можно было, не разрушая канон.

Однако стремление к созданию натужной драмы полностью проявляет себя лишь в альтернативной концовке дополнения. Потрясающе глупым финалом Final Fantasy Type-0 её режиссёр, Хадзиме Табата, пытался выдавить слезу из игрока. Но дешёвая трагедия альтернативной концовки Episode Ignis затыкает ту сцену за пояс.

Разрушенная Альтаиссия всё-таки смотрится красиво

В кульминационный момент DLC Ардин предлагает главному герою присоединиться к нему, и если тот соглашается, злодей отводит Игниса в Гралею. Зачем - непонятно. Зато здесь Игнис снова надевает кольцо и говорит древним монархам, что готов пожертвовать своей жизнью ради Ноктиса. Получив силу королей, Игнис побеждает Ардина. В здании внезапно оказываются Ноктис, Промпто и Гладиолус. Под грустную музыку они склоняются над умирающим другом, скорбят, а молодой король с помощью Кристалла, наконец, восходит на трон.

Этот альтернативный финал - не просто концовка DLC, но концовка всей Final Fantasy XV. Война закончена, Ардин никогда не захватывал Кристалл, мир не погружался во тьму, а Ноктис не сидел в пещере десять лет. И всё благодаря жертве Игниса. С точки зрения кинематографии, эта сцена поставлена недурно. Да только всё это зря: все слёзы и страдания - лишь дешёвый способ вызвать у игрока эмоции. Ведь ничего этого не было. Альтернативная концовка - не канон, поэтому и плакать над ней глупо.

Episode Ignis - это халтура. Самое короткое и бессмысленное из всех DLC. Кажется, что сценаристов обязали написать хоть какую-то историю про Игниса, потому что остальные персонажи получили свои собственные приключения. Из этого дополнения мы узнали, как Игнис ослеп. Но так ли это важно? Вокруг шла битва и персонажу мог просто прилететь какой-нибудь осколок в лицо.

Мы не узнали об Игнисе ничего нового, ведь о его преданности Ноктису неоднократно говорилось как в основной игре, так и в Brotherhood. По-моему, единственная цель, которую преследовали разработчики - показать ещё одну слезливую сцену, пусть даже она будет пришита к сюжету белыми нитками.

Все три «персональных» дополнения, призванных залатать дыры в истории Final Fantasy XV, проваливаются на самом фундаментальном уровне. Более того, они рушат и без того слабо прописанные характеры героев игры. Их существование можно оправдать лишь экспериментами Square Enix над геймплеем, ведь все DLC сильно отличаются друг от друга как структурой уровней, так и боевой системой (Episode Prompto - это вообще шутер от третьего лица).

Даже в бесплатном DLC в честь выхода Assassin’s Creed Origins было больше интересных находок и раскрытия персонажей

Разработчики делают из Final Fantasy XV игру-сервис и уже пообещали поддерживать её дополнениями на протяжении всего 2018 года, «допиливать» сюжет и заделывать дыры. Вот только веры в успех предприятия не было и раньше, на анонсе всех этих альтернативных версий тринадцатой главы и DLC. А после первых попыток на этом поприще кажется, что Square Enix просто пытается реанимировать заведомо мёртвую и откровенно скучную историю. А оно того, очевидно, не стоит.