Смыслы, коды и универсалии культуры. Русские культурные коды

Экология жизни. Люди: Культу́рный код - уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.

Борьба сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством.

Культу́рный код - уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру . Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.

Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.

Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее . В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.

"Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских... Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.".
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.

Начну с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».

Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код - это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».

Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.

Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.


Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.

Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.

Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.

Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.

Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».

А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.

Именно поэтому после уничтожения СССР основной удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чуждую субкультуру, проводить на государственные деньги фестивали рокеров, хип-хоп, металлистов, фурри, яппи и т.д., внушать в формирующее сознание молодого человека, что это и есть настоящая современная культура. Таким образом, недруги России вмешиваются в культурное бессознательное ее нации, меняя культурный код.

Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.

Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».

Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены . У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР

Владимир Путин в статье «Россия: национальный вопрос» впервые заговорил о национальном культурном коде: «…культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.

И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.

Вспомним, как американцы с помощью Голливуда сформировали сознание нескольких поколений. Причем внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности. Здесь есть чему поучиться», – отметил В.В. Путин.

По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.

Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно. «Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.

Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».

В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.

В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.

Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России - это противостояние культуры и невежества. "Мы - все народы России - объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.

Как подчеркивал президент Российской Федерации В.В. Путин, наша «цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой являются не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»

В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.

Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.

Обсуждение на Государственном совете «Основ государственной культурной политики» - это свидетельство осознания властью, обществом того, что нам, россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную идентичность как гражданам единого Отечества.

Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской, российской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.

Главным вызовом российскому многонациональному обществу стало возрастающее невежество людей, которое агрессивно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Отсюда и вызовы безответственности, беззакония, коррупции, разврата, фанатизма, экстремизма, агрессии.

Занимаясь проблемами культуры, образования, я часто ссылаюсь на положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные, на мой взгляд, слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей». Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура - это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество - это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.

Именно Культура - то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации - способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.

Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.

Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.

В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России - это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой культурного проекта в стране. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Культура рассматривается как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры - как системы знаков, символов. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры - совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно-значимая информация. Язык культуры формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Освоение языка культуры является ключевым элементом социализации, аккультурации. Изучением языка культуры занимаются семиотика (анализ знаковой представленности языка культуры), лингвистика (анализ естественных языков), культурная семантика (изучение языка культуры как средства выражения смысла).

Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке культуры всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его означение предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение: означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при "переводе" информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы означения (референцирования) в этих языках. Разнообразие выразительных средств языка культуры, а следовательно, и принципов их означения, делают вопросы их "переводимости" (возможности выражения смысла средствами различных языков) и "приоритетности" (выбора того или иного языка в конкретной коммуникативной ситуации) весьма сложными.

Другим важным моментом функционирования языка культуры является понимание. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.), момент интерпретации (переосмысления), искажающий исходный смысл. Понимающий всегда обладает определенным представлением о понимаемом, ожидает конкретного смысла и интерпретирует знаки в соответствии с этим представлением (эта проблематика рассматривается в этнометодологии, герменевтике).

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь в знаках и символах.

Под знаком подразумевается материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку. Если знак - овеществленный носитель образа, то символ - это знак, не имеющий предметного значения, через который открывается глубокий смысл самого объекта. С помощью символа человек нашел способ передачи информации средствами, превосходящими возможности языка. Например, гербы, эмблемы, знамена, образы - "птица-тройка", "голубь мира", - помимо наглядно-образной формы, передают абстрактные понятия и идеи. Особое значение имеют образно-символические системы в религии, искусстве ("художественные языки"); причем каждый вид искусства вводит свой образно-символический язык: язык музыки, танца, живописи, кино или театра и т.п.

Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению. Символические формы сами по себе - лишь внешняя сторона культуры. Только благодаря творческой активности человека символический мир наполняется глубоким содержанием. Поэтому определять понятие культуры только посредством символов, т.е. отождествлять культуру и мир символов, нельзя.

Понимание языка культуры и овладение им дает человеку возможность коммуникации, хранения и трансляции культуры, открывает ему путь в культурное пространство; поэтому язык можно назвать ядром системы культуры, ее главным структурным элементом. Язык культуры - это некая универсальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений. Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, и общее понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.

Связь знаковых систем с отражаемой реальностью не является непосредственной, и поэтому понять знаковые системы можно лишь в соответствии с культурным кодом-системой смыслоразличительных признаков.

Культура представляет собой определенное структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое единство основополагающих кодов, которые управляют ее языком, схемами восприятия, ее ценностями, практическими видами деятельности и т.п.

Культурный код - это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код - это то, что позволяет дешифровать преобразованные значения в смысл. Код - это правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым. Культурные коды находятся внутри всех языков культуры, но найти их непросто - они проявляют себя при переходе с одного уровня смысла на другой.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:

  • o естественные языки как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.). Естественные языки не имеют автора, они возникают и изменяются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались соответствующие условия. Для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разнообразными факторами, в том числе и социально-политическими. Словарный запас человека в среднем составляет 10-15 тыс. слов, часть из них - активные, которые человек использует, другая часть - пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;
  • o искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования: в отличие от повседневной речи, научная речь не допускает многозначности, поскольку в науке необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например азбука Морзе, дорожные знаки;
  • o вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над ним моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.

Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур находится в прямой зависимости от сложности передаваемой в них информации. Так, например, поэтическая речь - структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.

Художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывая содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.

Свойственная языку культуры многозначность (полисемантизм) приводит к появлению "языков в языках", т.е. самостоятельных языковых образований, формирующихся в рамках выразительных средств другого языка или интегрирующих в себе средства нескольких различных языков (например, дипломатический лексикон или язык моды). Существование таких языков в значительной степени влияет на исходные языки.

Культура - коллективная память. Но чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. По культурному каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации, через мемофонд, который выражен в текстах. При этом в современной европейской традиции под текстом принято понимать все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду.

Из теоремы Курта Геделя о "неполноте" следует, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим "метаязык", восполняющий неполноту. Именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук - дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.

Среди наук, изучающих проблему раскодирования информации, выделим особо семиотику и герменевтику.

Семиотика (от греч. - "знак") - наука о знаковых системах. Это современная наука, претендующая на создание метаязыка. Стоящий у истоков семиотики английский ученый

Уильям Моррис (1834-1896) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики или клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

Русский ученый Юрии Михайлович Лотман (1922-1993) ввел понятие семиосферы - универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.

Герменевтика - одна из древних наук; сформировавшись в эпоху раннего христианства, она стала использоваться в трактовке религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается немецкий философ Ганс Георг Гадамер (1900-2002), занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Смысл текста всегда глубже, чем то значение, которое лежит на поверхности, чем то, на что чувственно указывается в культурном тексте.

Еще в XIX в. немецкий логик Г. Фреге указывал, что следует различать понятия "значение" и "смысл". "Значение" слова отражает общепринятое обозначение того или иного объекта или явления, а смысл - сведения, информацию о рассматриваемом объекте, своеобразное понимание этого объекта. С помощью слова, знака мы обозначаем его значение и выражаем его смысл.

Смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

Французский исследователь Ф. Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено. АЛ. С. Выготский ввел в науку понятие подтекста, автором которого был К. С. Станиславский, понимавший подтекст как генератор смысла слова в театре, как указание на мотив поступка. По Л. С. Выготскому, именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл.

Культурный смысл - это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой смысл, косвенный, переносный смысл, скрытый смысл и т.п. Например, ритуал поведения как культурный символ может иметь:

  • o явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем;
  • o латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным;
  • o скрытый смысл.

Эти уровни смыслов связаны с семантическими параметрами культурных символов:

  • o экзогенетический параметр - это те истолкования, которые способны дать сами исполнители культурного ритуала;
  • o операционный параметр - тот смысл символа, который раскрывается в практике его применения (через действия, жесты, выражение лица, иконы и т.п.);
  • o позиционный параметр выражает тот смысл символа, который вытекает из соотношения этого символа с другими символами и с общим контекстом культуры.

Специфика языков культуры состоит в том, что знаки этих языков не всегда могут непосредственно выражать определенное содержание, потому что это содержание по своему существу не поддается однозначному выражению. Назначение языков культуры состоит в том, чтобы выразить смыслы культуры, т.е. то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно.

Дмитрий Поллит

Культурный код - одно из ключевых понятий семиотики. Именно он определяет картины мира разных народов планеты Земля. Непонимание, невозможность дешифровки культурного кода ведет к коммуникативным неудачам, а проще говоря, к непониманию между индивидами целыми народами. Когда мы говорим об уникальности той или иной цивилизации, то именно культурный код, который отличается от нашего собственного, служит тому причиной. Мы не понимаем, а порой и не принимаем "чужих" именно в силу этого.

Поскольку семиотика оперирует символами и знаками, то именно произведения искусства наиболее часто становятся индикаторами культуры, а если говорить проще, то "лица", "портрета" той или иной цивилизации. Это, конечно, упрощение, но разные гуманитарные науки, апеллирующие к таким тонким материям, как человеческий разум или душа, лишенные математического аппарата, сталкиваются с культурным кодом постоянно. Например термин "габитус", являющийся одним из ключевых концептов в социологической системе Пьера Бурдье расшифровывается так: "Поскольку габитус есть бесконечная способность свободно (но под контролем) порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования, то даваемая им свобода обусловлена и условна, она не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного". В психологии или теории коммуникаций, в том числе и в межкультурной коммуникации активно используется термин "стереотип", который Уолтер Липпман обозначал как принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Карл Густав Юнг ввел термин "коллективное бессознательное", объясняя, что коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Другой выдающийся социолог Эрвинг Гоффман говорил о "фрейме". Фрейм - это конституируемая агентами целостность, прежде всего практик, но вместе с тем - смыслов, которые люди в типичных, повторяющихся социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других (вербальным и невербальным).

Можно привести множество других примеров, но все они так или иначе будут соприкасаться с пониманием культурного кода, единого для всех его носителей. Такие элементарные вещи, как этика, мораль, манеры и прочее, завязаны именно на культурном коде. Так почему же мы сегодня вспомнили о нем?

Юрий Михайлович Лотман в работе "Семиотика кино" писал: "Кино, по природе своего материала, знает лишь настоящее время, как, впрочем, и другие пользующиеся изобразительными знаками искусства". Действительно, если мы обратимся к кинематографу не с точки зрения обычного зрителя, приятно проводящего вечер за просмотром необязательной картины, а с точки зрения "чтеца", то мы обнаружим бесконечное число "знаков времени", когда одни и те же события по прошествии времени интерпретируются режиссерами, а значит, и их зрителями совершенно по-разному. Безусловно, информация "на выходе" никогда не соответствует информации "на входе", но не будем забывать и бессмертные слова Гончарова о том, что не так важно, что хотел сказать автор, важно, что он сказал. Если мы посмотрим на последние отечественные фильмы, претендующие на глубину, на интеллектуализм, то мы столкнемся с весьма неприглядной картиной: "Утомленные солнцем 2", "Географ глобус пропил", "Майор", "Левиафан", "Дурак", "Простые вещи", "Остров" и другие, неизменно показывают нам "обычную жизнь обычных людей". Да, в каждом конкретном случае люди помещаются в совершенно невозможные условия - классика экзистенциализма - от войны до семейных неурядиц. И в каждом конкретном случае человек, находящийся в центре событий, идет на поступок, причем далеко не всегда правильный, и далеко не всегда торжествует справедливость. Это традиция нашего кинематографа, восходящая еще к Эйзенштейну и обнаруживаемая у Тарковского. Русский человек всегда совершает поступок, причем поступок драматический, лишенный излишнего геройства, показывающий только силу характера или полное его отсутствие, или, как в "Острове" Лунгина и "Майоре" Быкова -эволюцию, несмотря ни на что. Другое дело фон, пейзаж, на котором раскрывается характер, и он-то как раз, к сожалению, все чаще вызывает чувство тревоги, уныния и разочарования в жизни. Последние два десятилетия отечественные режиссеры показывают нам все самое худшее, что есть в современной российской жизни. Пьянство, произвол чиновников и полиции, насилие, низкий уровень жизни, социальное расслоение, экзистенциальная фрустрация, вот на фоне чего живут герои отечественных картин. Неудивительно, что и образ "героя" в таком случае далек от голливудского супермена, но так близок к реалиям нашего культурного пространства. Лермонтов в своем бессмертном произведении еще полтора века назад сформулировал определение Героя: "Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". И вот сегодня все возвращается на круги своя. Выдвигаемые на мировые экраны отечественные картины показывают все самое низменное, что есть в нашем бытие. Мы разучились видеть хорошее, нас разучили. Этому подчинена вся информационная повестка дня: от выпуска новостей до рейтинговых ток-шоу. Скандал, война, унижение слабого - вот, что мы видим, слышим и читаем каждый день. Обратите внимание, что такие грандиозные события как Олимпиада или Чемпионат мира по футболу обсуждаются в первую очередь с точки зрения того сколько было потрачено денег, сколько и кто разворовал, как мы - россияне - неспособны хорошо подготовится к мировым смотринам. Единственной темой, которую художники не решались трогать до недавнего времени, была Великая Отечественная война, но дух времени затронул и эту сакральную тему. От художественных попыток переосмысления героев и участников тех событий в "Утомленные солнцем 2" вплоть до омерзительных и подлых опросов на телевизионных экранах о возможности или необходимости сдавать блокадный Ленинград. Энтони Гиденс писал "Мир рушащихся традиций порождает фундаментализм". И вот уже в соседней Украине брат идет на брата. Культурный код сотен поколений сломан и в головах начинается разброд и шатание, одни символы подменяются другими, чуждыми по природе своей культурному пространству русского мира, и это приводит к войне, насилию и смерти.

Что же ждет нашу страну, если последним ярким "героем времени" был, да, пожалуй, и остается "Брат" Алексея Балабанова, отстаивающий такие ценности как справедливость, правда, семья, но являющийся, по сути, хладнокровным убийцей? А кто, кроме него? Раскаявшийся полусумасшедший юродивый из "Острова" Павла Лунгина? Или пьющий, ругающийся, сломленный жизнью "среднестатистический россиянин" из "Левиафана" Андрея Звягинцева? Когда нет примера для подражания, вернее, когда этот пример таков, каков он есть сегодня, то невозможно воспитать ничего, кроме самых низменных животных начал, даже остаться высоконравственным, одухотворенным, развитым человеком не получится, когда система, окружающий мир, культура, дискурс заточены исключительно под биологические инстинкты. Вот и одна из крупнейших газет страны "Комсомольская правда" с иронией публикует новость о том, что россиянка Алина Еременко, «выступающая» под псевдонимом Henessy, победила в номинации «Лучшая секс-сцена в фильме зарубежного производства» на церемонии награждения AVN Awards 2015. Как тут не вспомнить слова из "Ревизора" Николая Васильевича Гоголя: "Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. ". Только с каждым днем смеяться хочется все меньше.

Смыслы культуры -- это то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

  • 1) самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл. Этот смысл уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом;
  • 2) самым глубинным уровнем смысла является непроявлен-ное содержание, связующее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Если все феномены культуры рассматривать как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Поэтому и необходима система особых смыслоразли-чимых признаков -- кодов культуры.

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). При этом под кодом понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Код -- модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщения, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

самодостаточностью для производства, передачи и сохранения человеческой культуры;

открытостью к изменениям;

универсальностью. В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека действия с предметами были равносильны действиям со словами, а потому имя составляло существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо сберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каждый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например, в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное (или большое) и доброе (или малое). Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

Такого рода табу на имя связано с тем, что имя действительно отражало социокультурную значимость и положение человека в данном обществе, поскольку в доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя -- это сама информация, а не этикетка; посредством имени возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.

Культурные универсалии -- понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Они выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры (огонь, вода, смех, слезы, труд, мужское = женское и т. п.).

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Хочешь победить врага - воспитай его детей.

Восточная мудрость.

В размышлениях о культуре, духовности, нравственности современный образованный человек часто использует понятие «русский культурный код». В словаре В.И.Даля говорится, что «код - тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» пишет: «Культурный код - это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от собственного понимания, но проявляется в наших поступках».

Каждому образованному человеку известно, что культура - это жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое, настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности, и ни один народ не существует вне своей культуры. Главное же предназначение национальной культуры - противостояние перерождению любого народа. Уничтожение культуры - уничтожение нации. Наш враг сейчас - это мы сами, во многом образ жизни семьи, занятой материальными проблемами. Поэтому воспитание духовной, нравственной культуры детей, на мой взгляд,- главная задача общества.

Так как изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности общества и отдельного в нем человека, а также оказывает большое влияние на формирование человека, я решила попытаться сформулировать для себя понятие «культурного кода современных подростков», попытаться увидеть разум и сердце, прошлое, настоящее и будущее моих ровесников, тем более что актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности проблемы в течение долгих лет развития общества. Таким образом, основополагающим вопросом (проблемой) исследования становится проблема формирования культурного кода в межличностных отношениях современных подростков.

Тип проекта : научно-исследовательский, информативный, творческий.

Гипотеза работы: нравственность - одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества.

Цель работы: разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему формирования культурного кода.

Изучить понятие «нравственность» как составляющую культурного кода.

Сопоставить зрительское и читательское восприятие проблемы нравственности в школьном коллективе на примере повести В.Железникова и фильма Р.Быкова «Чучело».

Обосновать важность взаимоуважения и взаимопомощи в межличностных отношениях подростков.

Систематизировав собранную информацию, сформулировать понятие «культурного кода современных подростков».

Методы исследования:

теоретические - анализ печатных изданий, словарей, ресурсов сети Интернет по теме исследования;

эмпирические - собственные наблюдения.

Объект исследования - культурный код современных подростков.

Предмет исследования - формирование нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков.

Практическая значимость проекта:

Раскрытие понятий «нравственность» и «культурный код» в современном обществе.

Развитие интереса к миру кино и книги.

Воспитание нравственных идеалов.

Привлечение внимания подростков к проблеме и желание участвовать в дискуссии.

Основными источниками для написания работы послужили журнальные статьи и отзывы, рецензии, критические статьи, найденные мной на просторах Интернета. Литературы по поднятой проблеме оказалось крайне мало, а доступные мне и моим ровесникам интернет-ресурсы дали возможность проанализировать позиции современников.

Культурный код - нерешенная проблема XX столетия.

Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия

заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию

страной японцев, США страной американцев,

Францию страной французов, а Россию страной русских...

Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.

Рут Бенедикт. Хризантема и меч

От всех остальных живых существ, населяющих Землю, человек отличается, прежде всего, тем, что он осваивает природу, преобразует её и создает культуру - творение его разума, души и рук. В течение столетий многие поколения людей создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства и архитектуры, формируют обычаи и традиции, формируют культурный код.

Запечатленный образ и код — это примерно как замок и шифр к нему. Зная последовательность цифр и букв, вы можете открыть замок. Дешифровка широкого спектра впечатлений имеет огромное значение. Это помогает нам ответить на один из важнейших для нас вопросов: что заставляет нас поступать так, а не иначе? Понимание культурных кодов обеспечивает нас прекрасным новым инструментом, своего рода новыми очками, через которые мы можем изучить себя и свое поведение. Оно переворачивает наше представление о мире, меняет наши взгляды на все вокруг. Более того, оно подтверждает истину, которую мы всегда интуитивно ощущали: несмотря на общую человеческую природу, люди разных стран действительно очень разные. Понять эту разницу, по мнению Клотера Рапай, помогают культурные коды .

Таким образом, изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека.

Вне своей культуры не существует ни один народ. Уничтожение культуры неизбежно приводит к уничтожению нации. Именно поэтому после уничтожения СССР основной разрушительный удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чужую субкультуру. Так недруги России пытались вмешиваться в «культурное бессознательное» её нации, меняя культурный код .

Героями мультфильмов для детей стали Бэтмен, Супермен и Человек-паук, Кошки, похожие на Зайцев, и Куклы-монстры. Героями подростков стали певцы, актеры, блогеры, стендаперы («крутые» парни в татуировках и гламурные девушки с искусственной внешностью и сомнительными идеалами). Героями студенческой и работающей молодежи являются представители крупного американского IT-бизнеса (Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг) и представители российской олигархической элиты. Если сравнить культурные образы современности с культурными образами СССР, получится следующее. Малыши Советского Союза грезили идеалами пионеров, тимуровцев, доброго Кота Леопольда и дружелюбными мультгероями- зверюшками. Советские подростки - комсомольцами, героями Великой Отечественной войны. Работающая молодежь равнялась на стахановцев, героев труда (врачей, учителей, инженеров, работников сельского хозяйства).

Безусловно, русская культура достаточно мощная для того, чтобы впитать в себя различные культурные изменения и дополнения, но если русские дети воспитываются героями США, то основная цель изменения культурного кода (ядра) выполнена. И в первые десятилетия последствия можно не разглядеть, но они будут обязательно. Каковы же могут быть последствия? На этот вопрос отвечает в своей статье историк, президент СГОО «Сообщество молодых ученых» Игорь Власенко.

В детях формируется индивидуализм (супергерои, в основном, одиночки), эгоизм (супергерой всегда прав, ради своей цели можно использовать любые средства), соперничество (супергерои не только не идеальны, но зачастую аморальны в жизни и соперничают с другими). Усиливается тенденция к клиповости мышления (подростки не могут сосредоточиться на одном деле, мыслить в системно-стратегических категориях), хуже развивается собственное творческое мышление (любую информацию можно найти в Интернете), результатом бесконтрольности получения информации становится беспрепятственный доступ к нецензурным и аморальным идеям .

Отличается ли такое поведение современных детей и подростков от принципов советского юношества: системного мышления, формировавшегося из книг и научно-познавательных журналов, умения работать в команде (пресловутого коллективизма), а также направленности информации на социально важные аспекты общества, научные достижения, активное участие в жизни класса, школы, коллектива, общества? Думаю, несомненно.

Историк также считает, что в основе культурного ядра должно быть аналитическое, системное и проектное мышление. Молодой человек должен задаваться вопросами: «Кто?», «С какой целью?», «Какими инструментами?», - понимать, когда на него воздействуют и как избегать манипулирования его чувствами, убеждениями и действиями.

Что касается современной России, то сейчас мы видим понимание у высшего руководства государства того, что без сохранения русской культуры, без воспитания молодежи и понимания, к какому будущему идет общество, - без всего этого невозможно построить созидательную, позитивно развивающуюся страну.

С 2006 года в России планомерно каждый год посвящается одному из важных культурно-смысловых, значимых направлений в жизни общества. 2006 год был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева, 2007 - Годом русского языка, 2008 - Годом семьи, 2009 - Годом молодежи, 2010 - Годом учителя, 2011 - Годом российской космонавтики, 2012 - Годом российской истории, 2013 - Годом охраны окружающей среды, 2014 - Годом культуры, 2015 - Годом русской литературы, 2016 - Годом кино. Если обратить внимание, этот ряд имеет глубокую основу, так как выражает ключевые основы культуры русской цивилизации и ценности русского народа. Именно в трудности сочетания русской морали и нравственности, добра, сплоченности, терпения и принятия чуждых нам эгоизма и индивидуализма, черствости, пробивного хамства и заключается проблема русского культурного кода, нерешенная в XX столетии и так актуальная сегодня.

Нравственность как основная составляющая культурного кода.

Если рассматривать понятие «культурного кода» как совокупность важных культурных составляющих, то, пожалуй, важнейшими составляющими являются духовность и нравственность.

В современном обществе проблема нравственности молодежи - одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за молодежью будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда состоят в противоречии. То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе пятнадцать лет, кажется, вся жизнь впереди и впереди еще много времени, чтобы исправить свои возможные ошибки. Процесс становления современной российской молодежи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и социальных отношений.

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать проблемы своей будущей взрослой жизни? И что надо делать, чтобы изменить существующую ситуацию к лучшему?

Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» размышляет о ценностях жизни. «Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяя человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту… Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно» . Не могу не согласиться с мнением Лихачева. Только открытый доброму и прекрасному человек способен увидеть и принять это доброе и прекрасное.

Современной молодежи необходимо воспитывать в себе понимание «прекрасного» и «вечного». Какими бы пессимистичными ни были волнения наших учителей об их нерадивых учениках, мы еще не потеряны. Нам нужно что-то, что захватило бы наши рассудки и направило нас в верном направлении. Нам нужен яркий пример. Я думаю, литература - первый из таких примеров, самый глубоко нравственный и чистый.

Литература относится к наиболее сложному интеллектуальному виду искусства, так как восприятие литературного произведения носит опосредованный характер, создается с помощью слова, языка. Человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. И образы, населяющие его, нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти.

Да, сегодня школьников привлекает высокая скорость передачи информации. Значит ли это, что чтение книг уходит в прошлое? Нет. Тот мой ровесник, который хочет быть успешным, знает, что нет лучшего способа для развития интеллекта, чем чтение. А тот, кто понимает, что книга - лучший путь к развитию духовности, еще и умеет выбрать для себя направление этого пути.

Прошедший 2015 год, объявленный Годом литературы, подарил молодежи много интересных проектов, стимулирующих детей и подростков к чтению. Я и мои сверстники с удовольствием следили в соцсетях за проектом «Занимайся чтением». Я знаю ребят, которые активно занимаются спортом, и подобная «реклама» чтения стала для них понятной, действенной, они посмотрели на чтение с другой стороны.

Раньше наша страна считалась самой читающей в мире. Все народы завидовали интеллектуальному потенциалу советской молодежи, которая стремилась к знаниям. А какая современная молодежь? Читающая! Этому есть подтверждения. Я вижу это в классе, в метро, на отдыхе. Просто её стало меньше, а значит, есть над чем работать семьям и школе .

Человек с его уникальным внутренним миром, его отношением к добру и злу, к поиску смысла жизни всегда имеет выбор и несет за него ответственность. К какому бы литературному жанру ни принадлежало произведение, автор всегда вкладывает в него свое видение мира, проблемы, свои чувства, черты эпохи, о которой пишет. Для чего же он передает все самое ценное бумаге? Он делится своими ценностями с Читателем. Читателем, который тоже ищет смысл жизни, чувствует, переживает, имеет свой внутренний мир и находится в процессе становления своей личности . В тот момент, когда чувства , которые вложил в свое произведение писатель, совпали с чувствами читателя, получается эффект резонанса . Читатель становится участником всего, что пережил и прочувствовал писатель. «Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо», - считал С.Маршак.

Именно таким музыкантом, играющим на струнах моей души, стал для меня Владимир Железников, автор повести о нравственном конфликте «Чучело». Наши чувства совпали . Эффект резонанса налицо. Впервые я прочитала повесть три года назад. Позже посмотрела одноименный фильм Ролана Быкова. Железников и Быков в симфонии эмоций, чувств, терзаний героев произведения донесли до читателя и зрителя тот самый глубокий духовный смысл, обратились к «Золотому правилу нравственности», которое мы зазубрили на уроках обществознания: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И, на мой взгляд, тем самым подняли проблему формирования нравственности, культурного кода подростков своего времени, проблему и в XXI веке не менее актуальную.

Нравственность подростков XX века. Анализ зрительского и читательского восприятия повести В.Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р.Быкова.

С чего же начать… С начала… С того, какие эмоции посетили меня при прочтении книги…Руки дрожали. Мысли роились и путались. Я была в замешательстве. Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вынести множество выводов, по ней можно научиться жить. Удивительно, как точно автор передал огромную мировую проблему - жестокость среди подростков, описал её во всех проявлениях. Значит, не только сегодня в наших школах дети бьют своих товарищей и издеваются над ними беспричинно? Значит, это было и во времена детства моих родителей?

«Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных», - сказал Сальвадор Дали. Кажется, что Владимир Карпович Железников писал повесть, как расшифровку «кода Дали». «Надругаться - подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству», - гласит толковый словарь Ушакова. И, надо заметить, издевательств Лена Бессольцева вынесла немало. Железников в данном случае под словом «убить» понимает убийство моральное, а не физическое. Ребята из класса пытаются убить в Лене веру в себя, надежду. Но она не сдается, и однажды мы слышим от неё фразу: «Верить надо до конца!»

На уроке литературы нам рассказывали, что повесть имела большой резонанс в обществе. Советский читатель отказывался верить в то, что дети могут унижать и оскорблять, презирать своего товарища. А за что? За чистоту, духовность, воспитанность, самоотверженность.

Задумывались ли когда-нибудь мои сверстники, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что безнравственные стереотипы могут сделать с людьми? Думаю, настолько же неглубоко, насколько и я до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, который из сильного и смелого мальчика превращается в трусливого, неспособного на поступок человека. В конце повести Димка из «друга» Лены превращается в безнравственного жестокого предателя.

В.Л.Разумневич во вступительной статье к книге «Чучело» тоже размышляет о нравственности. «Острая, местами даже накаленная до глубокого трагизма, повесть «Чучело» предостерегает юного читателя от поспешности в суждениях о том или ином члене коллектива, учит бережному, чуткому отношению к каждому человеку. Писатель осуждает жестокость и беспринципность, бездушие и черствость, решительно отстаивает высокие нравственные законы человеческого благородства и сострадания, рыцарского отношения к людям.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее захватывала их сердца и требовала выхода», - говорит автор в конце повести о своих юных героях, для которых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь» .

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре» .

Нам повезло. Нам повезло так, как может повезти читателям, имеющим удовольствие после прочтения еще и увидеть великолепную экранизацию произведения. Я говорю о фильме Ролана Быкова по сценарию Владимира Железникова. Несмотря на то, что картина вышла маленьким тиражом, её посмотрели почти 34 миллиона зрителей. В этом фильм «Чучело» побил рекорд главного хита, вышедшего в том же 1984 году - «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Сюжет фильма следует за книгой почти один в один, за исключением некоторых персонажей и сюжетных действий. Много критических статей выпущено об этом фильме. Но для того, кто смотрел фильм просто, по-человечески переживая за героев, игра Кристины Орбакайте (Лена Бессольцева) и Юрия Никулина (дедушка Лены) вне сомнения и вне критики. Я смотрела и верила, что именно такой честный и порядочный человек мог воспитать эту девочку по законам добра. Актеры так прочувствовали и сыграли беззащитность, что я словно пропустила все их переживания через себя. Ком подходил к горлу, когда Лена говорила, что нельзя бежать от толпы.

Я не знаю, что значит «хорошая режиссура», но точно могу сказать, что малоизвестный моему поколению Ролан Быков - мастер своего дела. Этот фильм производит еще более пронзительное впечатление, чем книга.

Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории того времени, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую дерзость и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования.

После просмотра этого кино я поняла, что жестокость была всегда и есть сегодня рядом со мной. Я поняла, что во время разобщенности нашего времени жестокость становится качеством большинства. Но люди, понимающие, что значит быть достойным человеком, хорошим другом, люди, умеющие быть милосердными, есть среди нас. Они не считают доброту и наивность чудачеством. Они наделены чувством самосознания, гордостью и силой духа. Я увидела таких людей в героях «Чучела» и поняла, что они есть среди моих друзей. А значит, я - счастливый человек!

Съемочная группа по праву была вознаграждена за свой труд. В 1986 году фильм получил Государственную премию СССР и главный приз на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Лаоне. В 1987 году - главный приз Всеевропейского кинофестиваля детского и юношеского кино в Виши (призы за режиссуру и лучшую женскую роль).

Наверное, это и есть тот самый советский кинематограф, который, по мнению старшего поколения, возрождает нравственность человеческой личности. Наверное, это и есть тот фильм, который нужно показывать моим ровесникам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны. Браво, Железников! Браво, Быков!

Культурный код современных подростков.

В результате анализа различных источников и статей авторов, изучающих поднятую в нашем исследовании проблему, мы столкнулись с мыслью, красной нитью проходящей во всех публикациях: мыслью об усилении борьбы не только за раздел мирового пространства, но и борьбы за духовное влияние. Очевидно, что вторая тенденция наиболее часто встречается в образовательных учреждениях, в частности, в школах. По сути, школа является первостепенным инструментом трансляции культурных ценностей, норм и идеалов, и отрицать прочную взаимосвязь между культурой и образованием бессмысленно.

Именно поэтому, на мой взгляд, понятие культурного кода современных подростков тоже формируется в стенах школы, а прежде всего на уроках литературы. Уроках, которые дают нам возможность стать сопричастными судьбам героев, которым сопереживали поколения наших отцов и дедов. Уроках, которые учат нас понимать и любить поэзию и прозу. Уроках, на которых мы окунаемся в мир красоты и гармонии художественной литературы. Уроках, которые делают нас восприимчивыми к «эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию» . Уроках, на которых нас учат сопоставлять зрительское и читательское восприятие произведения и делать выводы.

Думаю, что культурный код для нас сегодня - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям. Ведь в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.

Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное на пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно.

Школа всегда будет оставаться ареной борьбы за духовное развитие. Меняться будут лишь борцы и их идеи. Но при этом школа всегда будет зависеть от государства. Именно государство решает, будем ли мы, подростки XXI века, смотреть фильмы неисправимого идеалиста Быкова, дающего каждому своему герою шанс на исправление, или чернуху о покалеченных судьбах и морально опустившихся людях «модной» Валерии Гай Германики. И именно государство решает, какие книжки мы будем читать, и каким будет наш культурный код.

Заключение

На основании изучения предмета и объекта исследования можно сделать вывод, что нравственность - действительно одна из важнейших составляющих культурного кода современного подросткового общества. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.

Цель работы - разобраться в вопросе формирования нравственности школьников как основной составляющей культурного кода современных подростков на примере повести В. Железникова «Чучело» и одноименного фильма Р. Быкова - достигнута. Исследование показало, что эта книга полезна всем: взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит быть терпимыми, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное - учит ценить нравственное, моральное. А фильм Ролана Быкова - это тот фильм, который нужно показывать современным подросткам, несмотря на то, что он снят в начале восьмидесятых и кажется несовременным. Он современен, как и повесть, и так будет всегда, ведь нравственные проблемы вечны.

Задачиисследования решены. Систематизация собранной информации позволила сформулировать понятие культурного кода. На наш взгляд, культурный код современных подростков - это то, что дает невероятную свободу осознавать причины собственных поступков, то, что помогает нам ориентироваться в мире, это наше новое видение, своеобразные «очки», через которые мир видится по-новому, это то, что помогает нам духовно развиваться, быть терпимыми и добрыми к людям.

Подводя итоги, можно сделать вывод о практической значимости проекта: результаты исследования могут привлечь внимание подростков к чтению и осмысленному просмотру кино, а также заставят задуматься о том, какие они, каков их культурный уровень и к лицу ли им «очки» современного культурного кода. Авторам лишь остается верить: к лицу, несомненно.

Список литературы.

Власенко И. Статья «Информационное общество: современная молодежь и культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Жарикова Т. Статья «Русский культурный код». Электронный журнал «Наша молодежь».

Клотер Рапай «Культурный код». Электронная библиотека bookcafe.net

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Издательство «Детская литература», 1985.

Педагогика текста. Культурный код/т эпохи. Сборник материалов III научно-практической конференции «Открытое Образование. Педагогика текста», СПб, 2011.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни. М.: Просвещение, 1986.

Чучело: повесть/ Владимир Железников. М.: Детская литература, 2012.