Что такое инсталляция: тонкости выбора и параметры определенных моделей. Что такое инсталляция Знаменитые инсталляции

В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

7. Инсталляция — магическое искусство

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»

Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.

Иллюстрация эмоций и внутреннего мира человека иногда просто поражает воображение. Современное искусство, как одно из таких ярких выражений человеческого «я», является этому доказательством. Сколько создано за последнее время новых течений и стилей в музыке, архитектуре и живописи! Человек, освободившись от оков сковывающих раньше его сознание, дарит миру свои мысли через произведения искусства.

Инсталляция – это одно из веяний современного искусства, которое свои истоки берёт от сюрреализма. Создатель инсталляции – Марсель Дюшан, который, в своё время, отличался авангардным подходом к творчеству и окружающему миру в частности. Его последователями считаются - Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг, Джозеф Кошут, Эдвард Кинхольц и Илья Кабаков.

В чём же принцип этого вида искусства? Всё просто – нужно найти смысл каждой вещи. Инсталляция раскрываем многозначность каждого предмета вокруг нас, показывает его скрытые смыслы и черты. Не обязательно выбирать для инсталляции что-то красивое и выдающееся, что-то шокирующее или вызывающее, сам по себе предмет является уникальным, поэтому приверженцы этого направления ищут искусство во всём. Поиск смыслов и символов в мире – вот в чём суть инсталляции. Это не значит, что смотря на вещь нужно со стороны подходить к её сути, нет, инсталляция предлагает стать самой этой вещью, проникнуть внутрь её и узнать её предназначение. Особенность этого вида современного искусства в том, что у каждого отдельно взятого человека вещь будет находить свои символы. Вот почему инсталляция как творчество эксклюзивна сама по себе. Все мы разные и видим мир своими глазами, поэтому и наша инсталляция будет очень индивидуальна и порой не постижима для другого человека.

Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

Именно через формы и объёмы мы может более глубоко проникнуть в предмет. Для своих творений авторы используют совершенно простые материалы, иногда даже те, которые, казалось бы, нельзя применять в искусстве. Например, металлом. Делая акцент с помощью цвета или формы, создатели пытаются донести смысл до человека.

Некоторые представители этого искусства ничего не сооружают, они просто выделяют из многообразного мира предметов, окружающего человека, какой-то определённый и тем самым, заставляют подумать о его смысле обывателя. Например, огромные упаковки денег. Что каждый из нас видит в этом сюжете?

Дом у моря? Бассейн с шампанским? Дорогую машину? Или может быть, просто счастье?

Всё просто – оглядитесь вокруг, возможно, смысл всего сущего совсем рядом!

Творческий эксперимент

на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

«Инсталляция»

Инсталляция (англ. installation - установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.

В учебнике по изобразительному искусству школы Неменского за 7-8 класс инсталляции посвящено не очень много информации. Однако ее достаточно, чтобы дать представление обучающимся об этой современной форме искусства и вызвать интерес.

Я решила запланировать серию уроков в качестве эксперимента для детей 7 класса по теме: «Панно –инсталляция», и посмотреть:

    Какие темы выберут ученики для своих работ

    Какие материалы будут использовать

    Какую эмоциональную нагрузку будут нести их панно

    Насколько развиты у детей фантазия и воображение

    Какое направление из жизненного опыта будет отражено в работе

    Насколько эстетично, аккуратно, гармонично и со вкусом будут они выполнены.

Так же я объяснила детям, что самые интересные работы будут считаться итоговыми за курс 7 класса, и высоко оценены.

План первого урока:

Цели: познакомить детей с инсталляцией – новой формой современного искусства;

Дать представление о разнообразии инсталляций в современном мире искусств.

Задачи: определиться с выбором темы будущей работы;

Продумать материалы и их расположение;

Составить предварительный эскиз.

    Вводная часть -3 мин

    Просмотр видеоряда: «Виды инсталляции в современном искусстве»-8 мин

    Выбор темы из предложенных педагогом: 4 мин.

    • Электроника

      Журналистика

      Медицина

    • Путешествия

      Страны и народы

      Кулинария

      Косметика

      Машины и механизмы

      Камни и минералы

      Металлургия

      Строительство

    • Швейное дело

      Домашние животные

      Другое на свой выбор

4.Практическая работа – составление эскиза -25 мин

5. заключительная часть – консультация с педагогом, оценивание эскизов-5 мин.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Домашнее задание : подготовить материал для следующего урока согласно задуманной работы.

План второго урока:

Цели: познакомить детей с правилами работы с бросовым материалом;

Задачи: научить умению распределять материал по плоскости панно согласно эскизу;

Пользоваться различными видами клея, выполняя технику безопасности.

1.Вводная часть -3 мин

2.Практическая работа – выполнение панно -40 мин

а)Выполнение фона заднего плана -10 мин

б)Деталирование предметами переднего плана -30 мин

5. Заключительная часть – сохранение работ для высыхания -2 мин.

Материалы: альбом с эскизом, бросовый материал: швейная фурнитура, мебельная фурнитура, сухие растения, значки, броши, бусы, коробочки, пузырьки из под маникюрного лака, помады, сломанные мобильные телефоны и гаджеты, медали, монеты, мини-игрушки, ткань, пластик, металлические изделия, старые поделки, фотографии, иллюстрации, и т.д.; клей – Момент, Дракон, Мастер, ПВА и др.

Домашнее задание: Доделать работу, набросать план защиты своей работы:

    Почему выбрал эту тему?

    Название работы?

    Какие материалы использовал?

    Где можно применить готовое панно?

План третьего урока:

Цели: Ориентировать обучающихся на публичное выступление, защиту собственной творческой работы.

Задачи: учить детей определять значимость своего труда, логически подтверждать выбор темы и подбор материала, давать название своей творческой работе и определять дальнейшее ее применение.

    Вводная часть- 1 мин

    Защита работ – 2 мин на каждую работу (40 мин)

    Заключительная часть – выставление оценок, с учетом мнения коллектива одноклассников.

Из лучших работ в холле учреждения организовывается выставка с познавательным стендом – информацией об искусстве инсталляции.

Выводы: В ходе творческого эксперимента удалось выяснить следующее:

    Детям интересна тема инсталляции, они с удовольствием выполняли работу.

    Дома у ребят скопилась масса старых мелких ненужных вещей, которые жалко выбросить, и из них можно сделать много интересных инсталляций.

    В работе над панно раскрылись творческие способности тех детей, которым уроки по живописи и графике даются с трудом, и нет особого интереса к предмету.

    Девочки в основном выбирали темы: мода, музыка, природа, косметика, кулинария, швейное дело, семья, животные. Мальчики творили в направлениях: электроника, спорт, туризм, машины и механизм, путешествия, друзья. Была серия неожиданных тем: ссора, мир динозавров, космос, бабушкины секреты, сервировка стола, младенец.

    Ребята с удовольствием презентовали свои работы, однако многие стеснялись публичного выступления, есть ребята с проблемами речи и им было сложно уложиться в регламент.

    Некоторым ребятам было сложно определиться с названием своей работы. Зато все определились с дальнейшим применением: подарю маме, папе, бабушке, тетям, дядям, братьям, сестрам и т.д.; украшу кухню, гостиную, спальню, коридор и т.д.; родители украсят рабочее место, кабинет, салон и т.д.; подарю подруге, другу.

Существуют слова, которые имеют не одно, а несколько значений. Вот, например, слово инсталляция - это что? Что именно оно обозначает? Иногда мы слышим, что где-то прошла выставка, на которой были представлены инсталляции такого-то художника, а потом, при на компьютер, видим надпись на экране "Инсталляция программы". Вызываем домой мастера для замены сантехники и вновь слышим от него загадочное слово инсталляция; ищем работу в интернете и неожиданно натыкаемся на такую сферу деятельности, как инсталляция и сервис… Ну прямо голова идет кругом от этого универсального слова! А между тем все просто и ясно, если знать его значение.

Световые инсталляции

В последнее время во всем мире особую популярность приобрели световые инсталляции. Такие необычные арт-объекты находятся во многих столицах и крупных городах планеты.

Светящиеся объекты самых разнообразных форм и цветов придают городским улицам и площадям фантастический праздничный вид. По всей видимости у этого вида искусства большое будущее.