Что такое классицизм. Признаки классицизма в мировом и русском искусстве. Классицизм. классицизм как художественный метод

ДРАМАТУРГИЯ — основа театрального искусства. Развитие театра невозможно представить без национальной драматургии, которая способствует действенной связи между жизнью и сценой, формированию актерского искусства и воспитанию зрителей.
Национальная литературная драма утверждается в России в 50-х годах XVIII столетия. Она знаменует собой новый этап в истории отечественного театра и в развитии передовой общественной мысли.
Идейные основы, художественное своеобразие русской драматургии XVIII века были связаны с господствующим в искусстве того времени направлением — классицизмом. Это направление разрабатывало теорию и практику искусства, беря за образец произведения античных авторов. Название свое классицизм взял от латинского classicus, что значит «образцовый» Теория классицизма требовала строгого разделения драматических произведений по жанрам. Каждый жанр имел свой круг тем и образов, свое композиционное построение, речевые особенности. Основными жанрами были трагедия и комедия. Стихотворная трагедия считалась самым высоким литературным жанром. Основу ее конфликта составляла борьба между личным чувством и государственным долгом. Героями трагедий были цари, полководцы, вельможи, аристократы. Они изъяснялись возвышенным языком. Персонажи трагедий не наделялись конкретно-историческими и национальными чертами. Даже в тех случаях, когда сюжет трагедии явно перекликался с современностью, действующие лица выступали в стилизованных греческих или римских костюмах.
Драматические произведения строились с соблюдением трех единств: места, времени и действия. «Единство места» заключалось в том, что все события пьесы происходили в одном месте: в трагедии — внутри дворца, на дворцовой площади, в ставке полководца и т. д., в комедии — в одной из комнат дома или на улице. Правило «единства времени» требовало, чтобы все события происходили в течение одних суток. И наконец, «единство действия» не допускало введения в ткань произведения никаких эпизодов и действующих лиц, непосредственно не связанных с развитием основного сюжета. В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий.
Рационализм, почти математическая выверенность сценического произведения приводили к тому, что герой выражал лишь одну идею, одно чувство. Образы были лишены жизненной конкретности и многогранности. Строгой регламентации подвергалось и поведение актеров на сцене.
Первым представителем русской классицистской драматургии, первым профессиональным драматургом и театральным деятелем был Александр Петрович Сумароков (1718—1777). Он сыграл большую роль в развитии отечественного сценического искусства. Литературная деятельность Сумарокова многообразна: его перу принадлежат стихотворные трактаты в форме писем, басни, сатиры, эпиграммы, исторические исследования, статьи. Но самое значительное место в его творчестве занимает драматургия, особенно трагедии. Сумароков стал и первым директором первого публичного театра в России (1756). Трагедии Сумарокова написаны в основном на исторические темы, но история трактовалась в них весьма вольно, герои были лишь условными носителями идеи, а не конкретными историческими лицами.
Свою первую трагедию, написанную в 1747 году, Сумароков назвал именем главного героя — «Хорев». Хорев — брат русского князя Кия, честный и смелый юноша. Он страстно любит Оснельду, дочь киевского* князя Завлоха, оставленную заложницей после победы Кия над Завлохом. Вот уже 16 лет Кий княжит в Киеве, но Завлох не оставляет мысли вернуть свои владения и собирает войско против Кия. Кий стар, и рать поведет в сражение его брат Хорев.
Хорев — носитель гуманных жизненных идеалов. Он против войны, но вынужден идти сражаться, выполнять свой долг. Победив Завлоха, Хорев обращается с ним и с покоренным войском гуманно и справедливо. Завлох дает согласие на брак дочери с Хоревом, видя в этом союзе залог мирных отношений. Но коварный приближенный Кия Стальверх клевещет на Хорева и Оснельду, обвиняя их в измене, в сговоре с Завлохом. Кий велит казнить Оснельду. С победой возвращается Хорев, но, узнав о гибели любимой, кончает с собой.
Уже в первой трагедии Сумарокова четко определяется проблематика и своеобразие его драматургии. В «Хореве» действуют не античные герои, а персонажи, связанные с историей древней Руси. Трагедия всем своим строем осуждает несправедливые деяния правителя и его приближенных.
И в другой пьесе, «Синав и Трувор» (1750), события происходят на русской земле в легендарные времена. И здесь неверные действия правителя ведут к гибели честных и самоотверженных людей.
Особое звучание приобретает тема гражданского долга в трагедии Сумарокова «Гамлет» (1748). В значительной степени отойдя от шекспировского сюжета и его философской концепции, Сумароков написал типично русскую классицистскую трагедию. Сумароковский Гамлет испытывает трагическое противоречие между любовью к Офелии и долгом мести ее отцу, Полонию, который убил благородного короля Дании. Выход из хаоса страстей Гамлет находит в осуществлении гражданского долга. Именно долг перед государством, перед народом удерживает героя от самоубийства, придает ему силы. Во главе войск, перешедших на сторону «законного принца», Гамлет врывается во дворец и убивает тирана. Придворные, войско и народ вручают власть новому королю — Гамлету, защитнику интересов государства. С годами нарастала оппозиционность Сумарокова по отношению к самодержавию, особенно к Екатерине 11 (годы ее правления — 1762—1796). Ее лицемерие и ханжество он сумел разглядеть, несмотря па умную и хитрую маскировку Екатерины под «просвещенную монархиню». В трагедии «Димитрий Самозванец», написанной в 1771 году, Сумароков выступает сторонником всеобщего восстания -против извергов на троне, недостойных царского венца.
Создавая эту трагедию, драматург задался целью «показать России Шекспира». Шекспировское начало нашло выражение в широкой панораме жизни, на фоне которой развертываются события. Сгущенная, предельно напряженная атмосфера этой трагедии также сродни шекспировским пьесам. Но более всего «народные законы драмы Шекспировой» (выражение Пушкина) выявлены в том значении, которое приобрело в трагедии новое действующее лицо — народ. Его отношение к правящим верхам еще не сказывается на событиях так явно, как в «Борисе Годунове» Пушкина, но на настроения народа постоянно ссылаются действующие лица «Димитрия Самозванца».
Тема народного гнева против царя, забывшего свой долг перед отечеством, проходит через всю трагедию. Если в первом действии «...смущается народ, И все волнуется, как бурой токи вод», то во втором — «...жестокости всегда на троне те ж Приводят город весь во чрость и мятеж». Развязку трагедии возвещает набатный колокол — сигнал народного восстания. Тема народа и его причастности к истории, поднятая Сумароковым, потребовала новых драматургических приемов, динамичного, темпераментного сценического действия. В финале трагедии во дворец врывается толпа — восставшие воины. Это та сила, на которую опираются «сыны отечества» — бояре и при помощи которой свергают монарха-тирана:
Избавлен наш народ смертей, гонений, ран, Не страшен никому в бессилии тиран!
Таким образом, повествовательный характер драматургии, присущий классицизму, уступал место действию. События, происходящие не за сценой, а непосредственно на сцене, сообщали спектаклю динамичность, ритм. Да и монологи-размышления героев отражали душевную борьбу сильного эмоционального накала.
Принцип замены рассказа показом означал эволюцию, обновление структуры классицистской трагедии. Это подтверждают и некоторые нововведения, сделанные Сумароковым при постановке трагедии. Новым было появление междуактного занавеса. По традиции занавес давали только в конце спектакля. Опускание занавеса в конце акта и подъем в начале следующего помогал созданию внутренней атмосферы спектакля.
Сумароков как автор и преобразователь классицистской трагедии испытал влияние реформ великого русского ученого, просветителя и поэта Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765). Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академии наук, которые он посвятил стихотворству и стилю российского языка.,
Перу Ломоносова принадлежат две трагедии — «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751). Тема трагедии «Тамира и Селим» — борьба русского народа с монголо-татарским игом. Исход конфликта у Ломоносова не связан с действиями хорошего или дурного монарха,— ход истории влияет на судьбы государств, народов и монархов. В центре пьесы — битва па Куликовом поле, исход которой и определяет судьбы героев. Вместе с тем в структуре трагедии о Тамире и Селиме соблюдены все законы классицизма. Действие ее статично, главные события даны лишь в изложении персонажей. Самостоятельное художественное значение имеют монологи — описания битвы на Куликовом поле, воссоздающие яркие картины исторического сражения.
Трагедии Ломоносова почти не ставились, по были напечатаны и оказали определенное влияние на развитие русской драматургии, в частности драматургии Сумарокова.
При создании комедий Сумароков ориентировался на законы классицизма и на творчество великого французского комедиографа Мольера. Существенное влияние оказала на комедии Сумарокова и русская народная драма, интермедия, репертуар театра «охочих комедиантов». В комедийном жанре драматург не придерживается закона трех единств. И сама структура произведений, состоящих из отдельных быстро сменяемых эпизодов, очепь напоминает интермедии п народные фарсовые представления.
В комедиях первого периода, 50-х годов («Тресотиниус», «Чудо-вищи», «Пустая ссора»), характеры героев очерчены слабо и имена им всем даны иностранные. Комедии эти отчасти напоминают забавные сцены итальянской комедии масок, заметно здесь и влияние Мольера. Эти сочинения Сумарокова привлекали комизмом неожиданных положений, в которые попадают герои.
В основе пьес — любовная интрига или ссора родителей при выборе жениха для дочери. Споры супругов иногда кончаются потасовкой. Так, в комедии «Чудовищи» жена, не сумев убедить мужа в правильности своих доводов, дает ему пощечину, а оскорбленный Супруг обращается в суд. «Пощечная комиссия» и суд вот-вот вконец разорят несговорчивого главу семейства, но тут ему на помощь приходит один из женихов дочери. В комедийно-гротесковом плане выводятся и женихи. Один ябедник, кляузник, а второй — светский фат, кичащийся тем, что не любит Россию и все русское. Пародийно изображается в пьесе сцена суда, напоминающая народные представления на эту тему. В комедии Сумарокова участвует и Харлекин, который разгоняет судей и бьет всех палкой.
Социальные мотивы, лишь намеченные в «Чудовищах», обретают большую определенность в комедии «Пустая ссора». В центре событий — помещик Фатюй, весьма недалекий и глупости своей нисколько не стыдящийся. Основой пьесы также является ссора мужа с женой и ожесточенное соперничество женихов. Но образы помещиков выписаны более выпукло, с сатирической остротой. В образе Фатюя уже намечаются некоторые черты фонвизинского Митрофана. Деспотичная помещица Салмина и ее робкий муж Оронт напоминают будущую чету Простаковых.
Уже в первых комедиях Сумароков индивидуализирует язык героев, создает комедийно яркие речевые портреты.
Если комедии первого периода — это в основном «комедии положений», то комедии второго периода, паписанпые драматургом в 60-х годах, можно отнести к «комедиям характеров». Тематика этих произведений, своеобразие их героев подсказаны жизнью.
Начавшееся развитие промышленного производства, зарождение буржуазии и усиление власти денег развивают у правящего класса страсть к наживе любыми способами, любыми путями. Дворяне нередко оказываются злостными лихоимцами, стяжателями, мошенниками. В пьесах «Лихоимец», «Опекун», «Приданое обманом» выведены дворяне-скупцы, сутяги, обманщики во имя наживы. Имена они носят, соответствующие характерам: Чужехват, Кащей.
От образов-схем, образов-масок Сумароков идет к созданию более объемных и жизненно ярких портретов. Так, страстный стяжатель Чужехват, герой комедии «Опекун»,— умен, зол, суеверен, циничен, сластолюбив. Это еще не психологический портрет персонажа, но уже очевидный путь к нему.
В «Лихоимце» Сумароков разоблачает дворян, стремящихся нажить капитал ростовщичеством. Своему герою автор дает имя сказочного персонажа Кащея, раскрывающее суть его человеческой натуры. Он ростовщик, торговец и жестокий крепостник.
В 1772 году Сумароков создает комедию «Вздорщица». В ней он также обличает помещиков, которых крепостное право превратило в бесчеловечных тиранов. Тема эта в творчестве Сумарокова усиливается в связи с ростом антикрепостнических настроений в России, обостреннем политической атмосферы накануне крестьянской войны. Наиболее яркие образы комедии «Вздорщица» — помещица Вурда и слуга Розмарин. Подневольный слуга полон сознания человеческого достоинства. Он смело отстаивает права всех «зависимых», обличает дворянскую спесь и злоупотребления крепостников. В его уста Сумароков вложил смелые слова: «Стегают и людей без вины иные господа, да и продают их так же, как и лошадей... Неблагородные (т. е. люди незнатного происхождения.— Н. Э.) рождаются такими же, как господа».

Классицизм как художественная система сложился в XVII веке и охватывал не только литературу, а и другие виды искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку. Название классицизм ввели в обиход в начале XIX века, подчеркивая, что художники этого направления подражали античной «классике», брали ее за образец.

Классицизм - первая художественная система, которая осознавалась именно как система со своей целью и со своими правилами. Цель классицистического искусства - создать художественные произведения по законам гармонии и логики, поэтому художники этого направления вырабатывают определенные правила, соблюдение которых было обязательным.

Наибольшего развития классицизм получил во Франции, где в XVII веке начинает составляться абсолютная монархия, и искусство, которое подчиняется правилам, устраивает абсолютистов, становится частицей государственной идеологии. Неслучайно французский король Луи ХІ считался покровителем искусства, а во времена его отца была создана Французская Академия, деятеле которой подвергали критике те произведения, которые не отвечали государственной задачей.

Художественные принципы классицизма изложил Н. Буало в поэме «Искусство поэтическое». В его произведении отразилось идеальное представление об умной и справедливой власти просвещенного монарха. Идеал прекрасного, что отстаивает Буало, связанный в первую очередь с античным искусством, особенно времен Римской империи, когда в произведениях преобладали гражданские, героические и патриотичные мотивы.

Воплощая эти принципы в конкретные драматические произведения, драматурги избегали смешивания трагического и комического, большого и низкого.

Все это и обусловило тематическую и художественную своеобразность литературы классицизма, драмы в частности. Драматические жанры делятся на «высокие» (в которых речь идет о благородных, высокие чувства, сюжеты взяты из античной литературы, героического эпоса или Старое Завещания) и «низкие» (произведения о современности, повседневности). К «высоким» жанрам принадлежала трагедия, к «низким» - комедия.

Обязательным для драматургов было правило «трех единств». На мысль классицистов, это правило помогало сделать драматическое произведение более возможным. Первая - единство времени: действие драматического произведения ограничивается во времени, все события должны происходить на протяжении одного дня, как считалось, это создавало у зрителя ощущения достоверности. С этой же целью драматурги придерживались и единства места: все события должны происходить в одном месте (зритель не побросает помещения театра на протяжении спектакля, поэтому он не поверит, что герои могли достаться с одного места в другое). Третье важное требование - единство действия, которое предусматривало взаимосвязь всех героев, а все сюжетные линии связывали с одним событием. Эти правила имели свои положительные и отрицательные стороны. Правила ограничивали драматургов в разработке сюжета, количества сюжетных линий, но давали возможность изображать не внешние события, а внутренний мир персонажей.

И сегодня зрителей волнуют образы, которые создали выдающиеся драматурги классицизма. В трагедиях «Сид» П. Корнеля, «Британик», «Федра» Ж. Расина отразился конфликт между человеческим достоинством, высокой моральной обязанностью и страстями. Художественное совершенство комедий Ж. Б. Мольера привлекла внимание современников к проблемам народной жизни. Неслучайно Мольера считают основателем жанра «высокой комедии».

План


Введение

Глава І. Мольер. Классицизм как литературное направление

1.1 Биография Мольера

2 Своеобразие классицизма во Франции

Глава ІІ. Черты классицизма в комедиях Мольера

2.1 Анализ тематики и проблематики в комедиях Мольера

2 Черты классицизма в комедиях Мольера

Заключение

Список литературы


Введение


Тема: Черты классицизма в комедиях Мольера.

Предмет исследования: пьесы «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве».

Объект исследования: черты классицизма в пьесах.

Цель исследования: выявление и исследование своеобразия проявления классицизма в пьесах Мольера.

Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач, таких как:

Прочтение произведений и изучения критической литературы.

Выявление и анализ художественных особенностей пьес.

Выявление и исследование проявления классицизма в пьесах.

Материал и результаты нашего исследования могут быть использованы в работе школьного учителя зарубежной литературы для проведения уроков. Этим определяется практическая задача исследования.

У писателя Михаила Булгакова есть книга «Жизнь господина де Мольера». Это биография, но написана она в художественной форме. Пролог, названный «Я разговариваю с акушеркой», представляет собой воображаемый диалог, который автор ведет с женщиной, принимавшей роды у г-жи Поклен. Автор предсказывает:

«Этот младенец станет более известным, чем ныне царствующий король, ваш Людовик Тринадцатый, он станет более знаменит, чем следующий король...

Этот человек, который сейчас у вас в руках подает слабые признаки жизни, будет влиять на многих писателей будущих столетий, в том числе на таких - неизвестных вам, но известных мне,- как соотечественники мои: Грибоедов, Пушкин и Гоголь.

Пьесы моего героя будут играть в течение трех столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда перестанут играть! Вот что для меня интересно! Вот какой человек разовьется из этого младенца!» [ 1, с 117].

Мольер один из величайших комедиографов Франции, представитель литературного течения, известного нам как классицизм. Многие писатели, критики, ученые исследовали его жизненный и творческий путь, провели многочисленные анализы его пьес, выявили проявления классицизма в пьесах. Казалось бы, что все проблемы уже давно исследованы, но чем глубже проводится анализ, тем больше возникает неразрешенных вопросов. Ведь «Имя Мольера... велико и почётно, - писал В.Г. Белинский, - Мольер был воспитателем французского общества в самый интересный момент его развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно расставшись с грубыми формами средних веков, начало новую жизнь ума, анализа, критики. Комедии Мольера - сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость» .

Поэтому мы еще раз познакомимся с эпохой классицизма, глубже исследуем пьесы Мольера и выявить черты данного литературного направления в его работах.


Глава І. Мольер. Классицизм как литературное направление


1.1 Биография Мольера


Настоящее имя Мольера - Жан Батист Поклен. Он родился в Париже и был крещен 15 января 1622 года, как указывает запись в книге парижской церкви Святого Евстахия. Его отец Жан Поклен и оба деда были обойщиками и камердинерами короля, дела его шли прекрасно. Мать, Мари Крессе, умерла совсем молодой.

Жан Поклен видел в первенце Жане Батисте преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, что мальчика отдали в Клермонский иезуитский колледж.

« В то время это было лучшее учебное заведение в Париже. Учебная программа включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность». Этих знаний Жану Батисту хватило, чтобы читать Плавта, Теренция, других авторов. Дар переводчика и писателя обнаруживался уже тогда: в 1641 в доме советника Люилье собираются Гассенди, Бернье, Сирано де Бержерак (будущий друг Мольера, которого Ростан описал в одноименной пьесе) и Шапель. «Философия Пьера Гассенди (1592-1655), чьи лекции слушал Поклен, была философией радости. Мир, согласно Гассенди, творится не Божественным разумом, а рождается самотворящей материей для радости и наслаждения человека». Этот склад мысли настолько увлёк Мольера, что его первым литературным созданием был перевод древнеримской поэмы Лукреция «О природе вещей», который он и зачитал присутствующим на том вечере. Он получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как адвокат.

Однако ни адвокатом, ни придворным обойщиком он не стал. Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он отдался страсти, которая полностью его подчинила - театру, мечтая стать трагическим актером.

« То было время, когда театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу настоящей литературы ». Тем не менее и уличный театр кое-чему научил Мольера.

июня он вместе с Бежарами и пятью другими актерами подписывает контракт об основании Блистательного театра. 12 сентября труппа снимает зал для игры в мяч и на время работ по перестройке помещения отправляется в Руан, где Жан-Батист знакомится с Пьером Корнелем, автором пьес. Блистательный театр открылся в первый день нового, 1644 года, и через год оказался полным банкротом. Все, что дал этот период - новое имя «Мольер», с которым новоиспеченный актер и директор театра отправился в долговую тюрьму в Шатле на несколько дней.

Те из актеров, кто не покинул Мольера, уезжают вместе с ним в провинцию и присоединяются к бродячей труппе Дюфрена, которой покровительствует герцог д"Эпернон. В течение последующих лет труппа играла в многочисленных городах. В 1650 году Мольер становится главой труппы, которая теряет покровительство герцога д"Эпернона. Двумя годами позднее прошла первая постановка комедии, написанной самим Мольером - «Шалый, или Всё невпопад». Покровительство над группой берет принц Конти, чьим секретарем позже становится Мольер.

Встреча в 1655 году в Лионе с итальянскими актерами обогатила Мольера знанием драматургии другой страны. «В те времена во французском театре преимущественно ставили переделанные средневековые фарсы. Новым опытом было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте: выступление актёрского ансамбля из четырёх масок. Самую известную четвёрку составляли Панталоне (купец, скупой), Доктор и два простака: Бригелла (первоначально хитрый, изворотливый, злой крестьянин) и Арлекин (первоначально глупец, позже - плут). Комедия дель арте - театр импровизации, нанизанной на сценарный план, текст роли создаётся самим актёром по ходу пьесы». Мольер начал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых мольеровских персонажах угадывается их отношение к комедии масок: таков, например, Влюблённый Доктор, позже принёсший успех.

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646-1658) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли пользовались особым расположением у провинциальной публики. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Мольер, мечтавший играть трагические роли Цезаря и Александра Великого, поневоле стал комедиантом и комедиографом.

После возвращения в Париж, Мольер сначала заручился покровительством брата короля, Месье, получив для своего театра разрешение называться «Труппой Месье».

октября 1658 года стал днем удачи для Мольера: его труппа играла в Лувре перед королем и придворными. Трагедия Корнеля «Никомед» оказалась неудачным выбором, но мольеровский «Влюбленный Доктор» блестяще исправил положение. «По описанию Булгакова, актерам удалось вызвать «знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бу-га-га»». Людовик XIV отдал Мольеру зал дворца Пти-Бурбон, где Труппа Месье должна была играть в очередь с Итальянцами. В Париже Мольер проработал до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера. Детали мольеровского театра тех лет хорошо известны благодаря Лагранжу, который на протяжении многих лет вел «реестр» всех дел театра Мольера.

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже 18 ноября 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным.

Следующие комедии -«Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665),«Мизантроп» (1666). Все эти три комедии, подарившие автору вечность, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен. И иезуиты, и янсенисты увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на Церковь.

«Дон Жуан» был написан Мольером после запрещения «Тартюфа», но после пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, «Дон Жуан » неожиданно исчез со сцены.

В «Мизантропе» многие увидели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Мольер действительно находился в тяжелой полосе жизни: не прожив и года умер его сын, с Армандой, его молодой женой, начались конфликты.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю празднеств - «Принцесса Элиды» (1664), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Блистательные любовники» (1670) и др.

Последние значительные комедии Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты. «Мещанин во дворянстве», премьера которого состоялась в замке Шамбор, не понравилась зрителям.

Комедия «Мнимый больной» стала эпилогом жизни ее автора. 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми болезнями. После спектакля у Мольера хлынула горлом кровь, и он скончался. Ему исполнился пятьдесят один год.

Мольера не успели соборовать, и Архиепископ Парижский, в силу обычаев того времени, запретил предавать земле тело «комедианта» по христианскому обряду. Только после вмешательства Людовика ХIV Архиепископ пошел на некоторые уступки.

Похоронили Мольера на кладбище Святого Жозефа в том отделе, где хоронят самоубийц и некрещенных детей. А церкви Святого Евстафия священнослужитель отметил кратко, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан Батист Мольер.


1.2 Своеобразие классицизма во Франции


Развитие французской литературы XVII в. тесно связано с социально- исторической ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и утверждения централизованной королевской власти.

«Политика централизации, последовательно проводимая Ришелье (затем его преемником кардиналом Мазарини и, в особенности, начиная с 1660 года, Людовиком XIV, 1643-1715), способствовала упорядочению всех сфер общественной и духовной жизни. На смену анархии и хаосу периода религиозных войн приходит дух дисциплины, распространившийся и на литературу». Под знаком этих тенденций, проявляющихся в различных областях духовной жизни, происходит формирование ведущей художественной системы французской литературы XVII в. - классицизма.

Становление классицизма во Франции отмечено интенсивным развитием литературной теории и критики. Издается множество брошюр, трактатов, литературных памфлетов и пародий. Каждая литературная новинка обсуждается в печати и устно.

Характерная особенность французской литературы XVII в. - близкое соприкосновение с философскими течениями, оказавшими значительное влияние на идейно-художественную структуру литературных произведений.

Философской предпосылкой классицистской эстетики явился рационализм, главным представителем которого был Рене Декарт (1596-1650). «Продолжая традиции эпохи Ренессанса, Декарт и другие представители рационалистической философии объявляют главным в философии опору не на непосредственный опыт и наблюдения, а на разум. Разум является высшим критерием истинности как науки, так и искусства, ибо с помощью разума человек получает возможность открывать вечные и неизменные законы, лежащие в основе мироздания, а также и искусства». Основные положения рационалистической философии определили принципы художественного отражения действительности в эстетике классицизма.

«Рационалистический подход определил и отношение к поэтической форме - строгую продуманность и логическую стройность композиции, гармонию и последовательность в соотношении отдельных элементов произведения, их прочную нерасторжимую взаимосвязь, ясную прозрачность стиля, точность языка. Понятие меры, симметрии было присуще не только литературе, но и всей художественной культуре классицизма - живописи, архитектуре, садово-парковому искусству, достигшему во Франции XVII в. необыкновенно высокого уровня. Как научное, так и художественное мышление этой эпохи носит ярко выраженный математический характер» .

«Главным теоретиком общеевропейского классицизма был Буало (1636-1711). Он написал теоретический трактат «Поэтическое искусство», в котором сформулировал законы классицизма. Буало, в частности, утверждал, что понятия о красоте в искусстве вечны, неизменны, универсальны. Они утвердились еще в античности, и им неизменно должны следовать поэты нового времени. Для Буало ум, рассудок являются критериями в осмыслении любых явлений жизни, поведения человека, понимания красоты. Не может быть прекрасным нечто неразумное. И в своем трактате он постоянно обращается к этому единственному критерию: «Учитесь мыслить вы, потом уже писать»[ 12, с. 131-132].

Кто же в состоянии перестроить жизнь на разумных, рациональных началах? В тех исторических условиях ответ мог быть только один: всевластный государь (царь, король), который, пользуясь абсолютной властью, один только мог сильной рукой распространять просвещение. Так возникла теория «просвещенного абсолютизма».

Классицисты требовали от человека отказа от всех личных чувств и желаний во имя высших государственных интересов, чтобы долг был выше чувства. Заметим, что эти требования предъявлялись ко всем без исключения, в том числе и к монарху.

«Классицизм всегда был полон гражданского пафоса. Государственные интересы объявлялись выше личных (так же, как и разум был выше чувства). Отсюда типичный для многих классицистических произведений конфликт между долгом (перед государством) и чувством (как правило, корыстным)» .

«Действующие лица в классицистических произведениях (прежде всего в драматургии) четко разделялись на «положительных» и «отрицательных»-в зависимости от того, руководствуются они в своем поведении велениями разума или личными желаниями, чувствами. Разделение это было очень четким и последовательным. У «отрицательного» героя не могло быть ничего «положительного», а у «положительного» - ничего «отрицательного». И вообще в человеческом характере писатели стремились отобразить не индивидуальные, неповторимые черты, а нечто «общее», «вечное», неподвластное времени, присущее изначально всем людям -любой страны и любой эпохи. Отсюда и культ античности в классицизме: античное искусство воспринималось как образец совершенства, как пример гармонии. Все индивидуальное, конкретное, неповторимое не представляло, по мнению классицистов, общественного и художественного интереса»

Такое схематическое понимание человеческого характера логично вытекало из главного принципа классицизма - рационалистичности (рассудочности). Реальная жизнь сложна, нередко противоречива. Казалось бы, классицисты стремились к правдивому изображению жизни, призывали «подражать природе», но на самом деле они воспринимали жизнь как некую абстрактную схему, видели в ней только «черное» и «белое» - без полутонов.

Для классицизма была характерна нормативность (стремление все подчинить заранее разработанным нормам). В соответствии с упрощенно-схематичным представлением о действительности они выработали обязательные правила и не допускали их нарушения. Существовало прямое противопоставление высокого и низкого, трагического и комического, что и стало основанием для строгого деления литературы на жанры.

У классицистов жанры делились на «высокие» (трагедия, эпическая поэма, ода), «средние» (описание путешествия) и «низкие» (комедия, сатира). Смешение жанров не допускалось. В трагедии, например, все должно было быть торжественно, величественно, а в комедии, напротив, не могло быть ничего печального, драматического. В «высоких» жанрах должны были действовать исторические герои, полководцы, властители; простой же народ даже в комедиях мог появляться только в роли слуг.

«Одновременно для трагедии и для комедии вырабатывается знаменитое правило трех единств: времени, места и действия. Единство времени сторонники классицизма истолковывали как ограничение сценического времени, т. е. времени событий, развертывавшихся в пьесе- сутками; единство места трактовалось как единство сценической площадки (все события должны были происходить в одном месте - в доме или на площади); единство действия понималось как концентрация сценических событий вокруг немногих персонажей, связанных между собой общим конфликтом, как отказ от каких-либо побочных эпизодов. Эти требования обосновывались принципом правдоподобия и ссылкой на авторитет Аристотеля, хотя тот выдвигал в качестве обязательного требования лишь единство действия и единство времени, а о месте вообще не упоминал» [ 7, с. 60-61 ].

Обязанность следить за строгим соблюдением этих правил и иных требований классицистской доктрины взяла на себя Французская Академия, созданная в 1634 г. по инициативе Ришелье. Академия должна была руководить литературной жизнью, критически обсуждать литературные новинки, а также работать над созданием нормы национального литературного языка. «Сорок бессмертных» членов Академии (как их называли по числу мест), регулярно собирались на заседания, читали свои сочинения, сообща работали над созданием академического словаря литературного языка. Избрание членом Академии считалось высшим признанием литературных заслуг, но оно далеко не всегда отражало реальное значение и меру таланта того или иного писателя». Немаловажную роль играло благоволение влиятельных особ (вначале Ришелье, потом министров Мазарини и Кольбера и самого короля), написание хвалебной оды в честь какого-нибудь знаменательного события и другие привходящие обстоятельства. В списках членов Академии мы найдем совершенно забытых, никому неизвестных поэтов или критиков, но в них не значится имя Мольера - положение профессионального актера сводило на нет его литературные заслуги и делало социально невозможным его избрание в Академию.

В 1640-е годы во Франции обостряется политическая обстановка. После смерти Ришелье и Людовика XIII власть при малолетнем короле Людовике XIV переходит к его матери, королеве-регентше Анне Австрийской, а фактически к ее фавориту и министру кардиналу Мазарини. Городская буржуазия, раздраженная нескончаемыми поборами и налогами, введенными новым министром, оказывает поддержку мятежным аристократам. В Париже воздвигаются баррикады, в провинции вспыхивают крестьянские восстания. Все это осложняется затянувшимся на многие годы военным конфликтом с Испанией.

«Сломив сопротивление знати и городской буржуазии (Фронду) и расправившись с народными крестьянскими восстаниями, абсолютизм утверждает неограниченную власть монарха внутри страны и закрепляет свои международные позиции победой над когда-то могущественным внешним врагом - испанской монархией Габсбургов. Пиренейский мир, заключенный в 1659 г. кардиналом Мазарини, совпал с совершеннолетием Людовика XIV, который взял бразды правления в свои руки и сформулировал свою политическую программу в знаменитом девизе: «Государство - это я».

Усилия Людовика XIV были направлены на создание непререкаемого авторитета королевской власти во всех областях жизни - общественной, духовной и даже частной - внутри страны и на то, чтобы поднять военный, политический и культурный престиж Франции за ее пределами. Этим целям были подчинены все аспекты его политики: начиная с середины 1660-х годов он предпринимает ряд военных кампаний, сначала победоносных, затем все более изнурительных для страны и бесплодных по своим результатам.

Немалая роль в этой политике отводится искусствам и литературе. Стремясь окружить свое царствование и свою особу небывалым блеском и пышностью, король привлекает ко двору художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов и, конечно, литераторов. Излюбленной метафорой в их славословиях монарху становится образ «короля-солнца», появляющийся на многочисленных эмблемах и медалях. «В Версале строится ослепительный по роскоши и великолепию дворец, разбивается живописный регулярный парк; пышные придворные празднества, оперы, балеты, феерические представления сменяют друг друга. «Новый министр Людовика XIV Кольбер (1619-1683), выдающийся государственный деятель, пытавшийся реформировать и укрепить французскую экономику, получает специальное поручение составить список особо отличившихся поэтов для назначения им королевских пенсий. Королевская милость или опала имели порой решающее значение для карьеры писателя, для судьбы его произведений. Об этом наглядно свидетельствуют биографии Мольера и Лафонтена». Деятельность и состав Французской Академии по-прежнему находятся в поле зрения двора, в дополнение к ней создаются другие культурные учреждения.


Глава ІІ. Черты классицизма в комедиях Мольера


2.1 Анализ тематики и проблематики в комедиях Мольера

мольер классицизм комедия тартюф

В середине 1660-х годов Мольер создает свои лучшие комедии, в которых подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала комедия «Тартюф, или Обманщик» (редакция 1664, 1667, 1669 гг.), а также комедия «Мещанин во дворянстве» (1670 г.).

В «Предисловии» к «Тартюфу», важном теоретическом документе, Мольер объясняет смысл своей пьесы. Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что «задача комедии - бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям. Театр же обладает возможностью противодействовать пороку». Именно лицемерие, по определению Мольера, основной государственный порок Франции его времени, и стало объектом его сатиры. В комедии Мольер изобразил глубокую картину того, что происходило во Франции. Лицемеры типа Тартюфа, деспоты, доносчики и мстители, безнаказанно господствуют в стране, творят подлинные злодейства; беззаконие и насилие - вот результаты их деятельности. Мольер изобразил картину, которая должна была насторожить тех, кто управлял страной.

Тартюф связан с судом, с полицией, ему покровительствуют при дворе. Истинный свой облик он скрывает, выдавая себя за обедневшего дворянина, ищущего пропитания на церковной паперти. В семейство Оргона он проникает потому, что в этом доме после брака хозяина с молодой Эльмирой вместо прежнего благочестия царят вольные нравы, веселье, слышатся критические речи. Кроме того, друг Оргона Аргас, политический изгнанник, участник Парламентской Фронды (1649), оставил ему компрометирующие документы, которые хранятся в шкатулке.

Тартюф - не воплощение лицемерия как общечеловеческого порока, это социально-обобщенный тип. Недаром в комедии он совсем не одинок: лицемерны и его слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха - мать Оргона госпожа Пернель. Все они прикрывают свои неприглядные поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. Характерный облик Тартюфа создают его мнимая святость и смирение: «Он в церковь приходил вседневно, тих, смирен, молился близ меня и не вставал с колен»(І, 3) .

Тартюф не лишен внешней привлекательности, у него обходительные, вкрадчивые манеры, за которыми скрываются расчетливость, энергия, честолюбивая жажда властвовать, способность мстить. Он хорошо устроился в доме Оргона, где хозяин не только удовлетворяет его малейшие прихоти, но и готов отдать ему в жены свою дочь Марианну - богатую наследницу. Оргон доверяет ему все тайны, в том числе поручает хранение заветной шкатулки с компрометирующими документами. Тартюф добивается успеха, потому что он тонкий психолог; играя на страхе доверчивого Оргона, он вынуждает последнего открывать ему любые секреты. Свои коварные замыслы Тартюф прикрывает религиозными доводами. Он прекрасно осознает свою силу, поэтому и не сдерживает свои порочные влечения. Марианну он не любит, она для него лишь выгодная невеста, его увлекла красавица Эльмира, которую Тартюф пытается соблазнить. Его казуистические рассуждения о том, что измена - не грех, если про нее никто не знает, возмущают Эльмиру. Дамис, сын Оргона, свидетель тайного свидания, хочет разоблачить негодяя, но тот, приняв позу самобичевания и покаяния в якобы несовершенных грехах, вновь делает Оргона своим защитником. Когда же, после второго свидания, Тартюф попадает в западню и Оргон выгоняет его из дома, он начинает мстить, полностью проявив свою порочную, продажную и корыстную натуру.

Но Мольер не только разоблачает лицемерие. В «Тартюфе» он ставит важный вопрос: почему Оргон позволил себя так обмануть? Этот уже немолодой человек, явно неглупый, с крутым нравом и твердой волей, поддался распространенной моде на благочестие. Оргон уверовал в набожность и «святость» Тартюфа и видит в нем своего духовного наставника. Однако он становится пешкой в руках Тартюфа, который беззастенчиво заявляет, что Оргон скорее поверит ему, чем собственным глазам . Причина этого - косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможности критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей. Если Оргон все же обретает здравый взгляд на мир после разоблачения Тартюфа, то его мать, старуха Пернель, глупо благочестивая сторонница косных патриархальных взглядов, так и не увидела подлинного лица Тартюфа. Молодое поколение, представленное в комедии, которое сразу разглядело подлинное лицо Тартюфа, объединяет служанка Дорина, давно и преданно служащая в доме Оргона и пользующаяся здесь любовью и уважением. Ее мудрость, здравый смысл, проницательность помогают найти самые подходящие средства для борьбы с хитрым проходимцем.

«Мещанин во дворянстве». Как подсказывает нам уже само заглавие, в комедии Мольера речь идет о стремлении разбогатевшего буржуа господина Журдена стать «культурным».

Идея пьесы изложена устами Клеонта: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, подобный вид воровства по-видимому вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле - это, на мой взгляд, признак душевной низости(ІІІ, 12)». Ему во что бы то ни стало хочется быть образованным, воспитанным, иными словами, таким, как дворянин. Журден нанимает учителей, с помощью которых всячески старается приобрести внешний лоск, обучиться хорошим манерам, танцам, пению, музыке, искусству писать любовные письма.

И нельзя сказать, чтобы его учителя были плохи! каждый из них старается хоть чему-то научить своего богатого ученика. Но всё дело в том, что они видят в нем ни человека, не личность, а просто взбалмошного мещанина, у которого оказалось много денег. Поэтому они потакают любым его прихотям, уверяют Журдена, что он хорошо поет, хорошо танцует, хотя в действительности он неуклюж и ничего не понимает в музыке.« Для характеристики учителей особенно важны сцены их драки (II, 3, 4), потому что отстаивают они не столько важность своих занятий, сколько возможность и в дальнейшем обирать доверчивого мещанина» .

Смешная наивность Журдена особенно отчетливо проявляется в разговоре с учителем философии, когда мы узнаем о главном желании героя комедии: «...ведь я смерть как хочу стать ученым, и такое зло меня берет на отца и мать, что меня с малолетства не обучали всем наукам!»(ІІ, 6)». И не вина, а беда Журдена, что он, действительно, не имеет ни малейшего представления о фонетике, например (вспомните его простодушную радость, когда он, вслед за учителем, повторяет гласные и согласные), или когда он с величайшим удивлением и восторгом узнает, что всю жизнь, оказывается, разговаривал прозой!

Наивность и старательность Журдена вызывает смех, ему так хочется поскорее стать иным -ловким, красивым, ученым! И в то же время нам его немного жаль, потому что никто не объяснит ему, что для того, чтобы достичь всего, что он хочет, понадобятся годы упорного труда.

Его жена, г-жа Журден, особа добродетельная и положительная, но вместе с тем ограниченная и самодовольная. Ей совершенно непонятны и чужды стремления мужа:

«Г-жа Журден. Не поступить ли тебе в один прекрасный день в школу, чтоб тебя там розгами драли на старости лет?

Г-н Журден. А что же тут такого? Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»(IIІ, 3) .

Уровень сознания г-жи Журден вполне определяется ее глубоким убеждением, что никакие науки не могут пригодиться в хозяйстве.

Да, разбогатевший мещанин смешон в своих поистине фантастических нарядах. Его претензии на светскость ничем не обоснованы. Но есть в Журдене одна черта, которая делает его незащищенным: он верит людям. Верит учителям, которые лживо расписывают его необыкновенные успехи, верит графу Доранту, который беззастенчиво выманивает у него все новые и новые тысячи франков. Да и как же не верить графу? Граф-то уж никак обмануть не может. Журден твердо убежден в этом: «Он дал мне честное слово дворянина» (IIІ, 3) .

С точно такой же наивностью Журден охотно принимает участие в шутовской церемонии, когда его посвящают в придуманный Мольером турецкий сан «мамамуши» и при этом бьют палками.

Он верит всем -и все преспокойно пользуются его необыкновенной доверчивостью, не считая зазорным обмануть, подурачить, поиздеваться над ним. Этим занимаютсяучителя и граф Дорант, добродетельный Клеонт и его плутоватый слуга Ковьель, который, совершенно не стесняясь, говорит своему господину о намерении «обвести вокруг пальца нашего простофилю. Придется, конечно, разыграть комедию, но с таким человеком всё можно себе позволить...» (III, 14) .

«За что все они так не любят господина Журдена и с таким удовольствием издеваются над ним? За то, что тому очень хочется стать графом или маркизом? Над этим, конечно, можно посмеяться. Но главное, чего не может простить Журдену его окружение -тягу к знаниям, желание стать ученым... Это никому не интересно и даже смешно. Его не поддерживает ни жена, ни дочь. Он раздражает служанку Николь (с ее точки зрения, учителя только мешают поддерживать чистоту в доме), пройдоху Ковьеля. Нечего и говорить о графе Доранте или маркизе Доримене» .

Комедия, как и положено, заканчивается благополучно. Молодые влюбленные Люсиль (дочь Журдена) и Клеонт вот-вот поженятся; маркиза дает, наконец, согласие стать женою графа, скоро появится нотариус, чтобы составить свадебные контракты... А господин Журден? С чем остался он? Наступит ли для него момент прозрения, когда он поймет, что его представления о чести и достоинстве, избранности, величии дворянства-иллюзия, самообман. Смешон Журден, но разве не жалки и не смешны те, кто его окружает?

«Кто же тогда, собственно, противопоставлен Журдену в комедии? По законам классицизма в пьесе должно быть прямо выражено некое положительное начало: злу противопоставлялось добро, пороку - добродетель, невежеству - образованность и т. д. Традиционно считается, что главным положительным персонажем в комедии является Клеонт, отстаивающий свое человеческое достоинство. Однако в развитии действия он особой роли не играет: действует, «ведет интригу» не он, а его слуга. В художественном отношении фигура Журдена более выпукла, многогранна, более интересна» .


2.2 Черты классицизма в комедиях Мольера


Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко утверждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма». При этом обычно ссылаются на отступления от формальных правил классицистской поэтики (например в «Дон Жуане» или некоторых комедиях фарсового типа). С этим нельзя согласиться. Правила построения комедии трактовались не так строго, как правила трагедии, и допускали более широкое варьирование. «Мольер - самый значительный и самый характерный комедиограф классицизма. Разделяя принципы классицизма как художественной системы, Мольер сделал подлинные открытия в области комедии. Он требовал правдиво отображать действительность, предпочитая идти от непосредственного наблюдения жизненных явлений к созданию типических характеров. Эти характеры под пером драматурга приобретают социальную определенность; многие его наблюдения поэтому оказались пророческими: таково, например, изображение особенностей буржуазной психологии» .

В своих взглядах на мораль Мольер был убежден, что только следование естественным законам является залогом разумного и нравственного поведения человека. Но он писал комедии, а значит его внимание привлекали нарушения норм человеческой природы, отклонения от естественных инстинктов во имя надуманных ценностей. В его комедиях нарисованы два типа «глупцов»: те, кто не знает своей природы и ее законов и те, кто сознательно калечит свою или чужую натуру. «По мнению драматурга, если природа человека извращена, он становится нравственным уродом; фальшивые, ложные идеалы лежат в основе ложной, извращенной морали» . Мольер требовал подлинной нравственной строгости, разумного ограничения личности; свобода личности для него - не слепое следование зову природы, а умение подчинять свою натуру требованиям разума. Поэтому его положительные герои рассудительны и здравомыслящи. Многие образы, созданные им, обладали такой широкой типичностью, что переросли рамки своего исторического периода и приобрели мировое нарицательное значение. Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических трагеди, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отношения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени представлены в комедиях Мольера с верностью и живостью. Мольер показывает себя подлинным мастером бытовой детали.

Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворянства, отношение народа к церковникам и т. п.

Трагедии Мольера, обладая громадной силой разоблачения, приобретали политическое звучание. Он беспощадно разил в них носителей общественного зла - реакционеров, ханжей - церковников, насильников - аристократов, он восставал против тех явлений общественной жизни и быта, которые были враждебны народу. Это делало его комедии поистине народными. Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализированный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Некоторая ограниченность, свойственная представителям классицизма, сказывается и в изображении Мольером человеческих характеров. Это отмечал Пушкин, указывая на превосходство шекспировского реализма:

«Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков... У Мольера скупой - скуп и только» .

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значения творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.


Заключение


Творчество Мольера оказало большое влияние на развитие комедии в странах Европы. В XVIII в. во Франции уроками Мольера широко пользовались его продолжатели - Реньяр, Лесаж, Бомарше. В Германии Мольер оказал плодотворное воздействие на Лессинга; правдивость, широту мольеровского искусства высоко ценил Гёте. В Италии он повлиял на творчество Гольдони, в Англии - на творчество Уичерли, Конгрива (XVII в.), Голдсмита, Шеридана (XVIII в.). Авторитет Мольера был высок и непререкаем для романтиков (Шатобриан, Гюго) и реалистов (Бальзак).

В России XVIII - первой половины XIX в. к творчеству Мольера обращались многие комедиографы. В XVIII столетии наибольший интерес вызывали комедии, близкие к народному фарсу: пьесы Мольера переводили, русифицировали, переделывали. У Мольера учились А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. В начале XIX в. начинается новый этап освоения наследия Мольера. Теперь большее внимание драматургов и публики привлекают его серьезные комедии. Особой популярностью начинает пользоваться «Тартюф». Появляются новые, более точные переводы. К опыту Мольера присматривались русские драматурги при создании своих пьес. Так, например, несмотря на то что «Горе от ума» изображает жизнь и типы русского общества начала XIX в., эту пьесу роднит с «Мизантропом» Мольера общий гражданский пафос - протест благородно мыслящего человека против уродливых устоев светского общества. Известно, что М. Ю. Лермонтов тщательно изучал «Тартюфа». Гоголю также близок Мольер сатирическим изображением общества своего времени («Ревизор», «Женитьба») и полемическим пафосом («Театральный разъезд»).

Имя Мольера занимает одно из самых видных мест в истории мировой литературы. Создатель национальной французской комедии, перешагнувший рубеж своего века и границы своей страны, признанный учитель комедиографов почти всех стран, произведения которого переведены почти на все языки мира, драматург, чей писательский труд завоевал самую высокую оценку и был возведен в норму и образец, Мольер по праву мог бы претендовать на звание бессмертного. А герои произведений великого французского драматурга на много десятилетий пережили своего автора, они живут и по сей день, обличая пороки и утверждая веру Мольера в то, что его комедии, показав недостатки и заставив посмеяться над ними, сделают людей умнее и лучше.


Список литературы


1. 100 великих писателей / Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. М.: Вече, 2006. c. 114-120

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. М.: Просвещение, 1978.с. 86-141

Большая энциклопедия почемучек / Пер. с англ. Е.В. Комиссарова, В.А. Жукова, Е.А. Степанцовой, Н.В. Новиковой. М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001. с. 192

Жан Батист МольерКомедии. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 1997.с.5-11, 35, 359, 362, 369, 371, 385, 387

Зарубежная литература. 9 класс. Пособие-хрестоматия/ Под ред. Журавского Б.Б. Тернополь.: Богдан, 2004. с. 155-157.

Зарубежная литература. 11 класс. Ответы на вопросы экзаменационных билетов государственной аттестации для классов филологического профиля /Л.М. Бездетко, И.Б. Говердовская, В.О. Котенко, И.Л. Столий.Харьков.: Издательство «Ранок», 2007. с. 15-17

Историязарубежной литературы XVII века: Учеб. для для филол. спец. вузов/НА. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; Под ред. М.В. Разумовской. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк; Изд. центр «Академия», 1999.с. 53-64, 103-126

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.М.: Издательский центр "Академия", 2003. с. 149-154, 173-181

Пронкевич О.В. Зарубежная литература: Пробн. учебник для 9 кл. средн. общеобраз. шк. К.: Пед. пресса, 2000. с. 288

Разумовская М.В. Литература XVII- XVIII веков: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. Мн.: Университетское, 1989. с. 140-141

Стахурская Л.Г., Таранова Н.А., Юкало Т.Н. Энциклопедия знаний. Донецк.: Изд. "Сталкер", 2005. с. 234-236.

Теплинский М.В., Султанов Ю.И. Литература, 9 кл.: Проб. учебник для сред. общеобраз. шк. с рус. яз. обучения. Ирпинь: ВТФ «Перун», 2001.с. 131-142

Шалагинов Б.Б. Зарубежная литература: Западная Европа от античности до начала ХІХ ст: Учебник для 9 кл. сред. шк. К.: 1999. с.132-135


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII–XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Классицизм связан с Просвещением, основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов.

Основные признаки русского классицизма: обращение к образам и формам античного искусства;герои четко делятся на положительных и на отрицательных;сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник;в конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует;принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма - перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).