Домашние промыслы - башкирского народа. Народные промыслы и ремесла башкортостана

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных приспособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лошадью требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно покрытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуцилиндрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке устанавливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стремена, преимущественно железные или латунные, кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготавливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использованием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжение 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является haбa (саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой четырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба использовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни башкирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невесты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то, что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда - турһык (турсык, турсук). Отправляясь в дорогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изготовления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего - лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужалось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда - дорожная плоская фляга с узким дном - муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горловины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставляется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 сантиметров. Сосуд средней величины бурһыҡ (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи была широко распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изготавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Цельнодробленная столовая посуда и кухонная утварь изготавливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнообразными. К примеру, круглая чаша с ручкой - выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау часто использовали и как обрядовую чашу. Большие праздничные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, а также лапшу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Напиток наливали специальным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую форму имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дерева. Для проветривания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изготавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров) они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы - ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие - долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки, совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке служили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом - крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широкими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреплялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и перевозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревянные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока; аналогичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специальные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрызгивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распиливалось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали специальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек-клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX века. Для таких сосудов использовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе подобных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, кадочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления кумыса также могли быть клепаными. По форме и размерам клепаные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготовлением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир, попадая к ним в основном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвернутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали короба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока, сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треугольными боковыми стенками, сужающимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки. Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для просеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали не высокими, круглыми или овалообразными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.

Как указывалось выше, башкиры были знакомы с изготовлением металлических орудий труда и холодного оружия из металла. К слову, оружие для участников восстаний против властей изготавливалось в немалой степени руками собственных умельцев. Работа с металлом пришла в упадок после царского запрета 1736-года содержать кузницы.

Башкирские мастера были знакомы с чеканкой. Для изготовления украшений использовали чеканку серебром по железу, применяли орнаментовку.

Чеканкой же покрывали оружие и предметы конской сбруи. Кожаные колчаны для стрел, ременные части сбруи украшали специально изготовленными бляхами, образуя своеобразные узоры.

В домашних ремеслах башкир заметное место занимает войлочное производство. Войлок валяли вручную по следующему способу: "Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, впрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять впрыскивают, катают и топчут из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко свяжется" (И. Г. Георги). Существовал и иной способ валяния войлока: сбитая шерсть раскладывалась на большой камышовой циновке, которую вместе с шерстью наматывали на специальный вал. Впряженная в вал лошадь возила его по степи, в результате чего получался качественный войлок. В прежние времена изготавливали много войлока, ведь он использовался для покрытия полов, нар, да и кибиток. Из войлока башкиры шили шляпы, чулки, изготавливали самодельную обувь и т. д.

Нитки, скрученные из овечьей или козьей шерсти, башкиры использовали в домашнем ковроткачестве на специальных станках. Тонкое сукно для домотканой одежды также изготавливалось руками башкирских мастериц. Ткали холст из конопли или льна, а еще раньшеи - из крапивы. Однако уже в конце ХVIII века ткани из крапивы исчезли из жизни башкир почти полностью, т. к. "искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много превосходит крапивной, какой их предки употребляли" (И. И. Лепехин).

Таким образом, башкиры занимались разнообразными домашними промыслами, что позволяло им почти полностью обеспечивать потребности собственного хозяйствования. В настоящее время эти промыслы полностью исчезли из башкирского быта. Изменение хозяйственного уклада, появление новых, качественных материалов, предметов домашнего обихода, изготовленных в специальных производственных условиях, привели к тому, что не стало мастеров, занимающихся домашними промыслами. Однако эта деятельность представляет интерес и для современного человека, как специфический элемент материальной культуры башкирского народа.

23.07.2017 09:00:00

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» - тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» - отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки - отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного - вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, - сказал он мне. - Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, - говорю. - Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски... В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной - это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения -одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обыаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Декоративно-прикладное искусство

    БГПУ ФЭО специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы""

    Азия - Благословенный Край: Юрта

    Субтитры

История

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.

В ХХI веке художественным оформлением изделий из войлока занимались А. А. Байрамгулова, Г. Т. Мухамедьярова и др. При этом используется иглопробивная техника, заимствованная из производства нетканого гобелена.

Большое внимание уделяется художественному оформлению, конструированию и моделированию одежды. в этом направени работают мастера А. Д. Кирдякин (кожаные изделия, шали) , В. М. Шибаева (лоскутное шитьё) , Э. Б. Ефимовская (многослойность) и др.

В 80-х годах в Башкортостане возник интерес к изготовлению художественных кукол. Куклы делают из глины, фаянса, с нарядными костюмами. Созданием кукол занимаются мастера: Байбурин Н. Г. (куклы "Маянхылыу", "Хужа", "Хужабика"), Сахно З. А. ("Клоун"), Кузнецова В. Г. и др.

Литература

  • Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993;
  • Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006;
  • Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1 3 респ. выст. Уфа, 1997–2008.
  • Молчаева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
  • Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. - 2-е изд. - Уфа: Китап, 2008.
  • Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащихся средних специальных учеб. зав. - 2-е изд. - доп. - Уфа: Галем 2003 - 350 с.
  • Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006.
  • Декоративно-прикладное искусство башкир/ Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 1997.
  • Хисматуллина Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. Уфа, 2000.
  • Магадеев Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. Уфа, 2000.
  • Омский научный вестник №2. 2012. Салаватова Г. А. Ст. Изучение народного декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
  • Бикбулатов Н. В. , Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 451-452. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7 .

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летом я гостил у родственников в Башкирии, в деревне Новая Маскара Белокатайского района. Деревенский образ жизни- это общение с природой. Мне было интересно наблюдать за домашними животными, за их кормлением. Но в особенности меня заинтересовало пчеловодство. Я стал расспрашивать о пчелах у дяди, и узнал много полезного и интересного. Но когда я услышал, что бывают дикие пчелы, решил изучить этот вопрос более подробно.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд диких пчел как натуральный природный продукт, и какую важную роль он играет в жизни человека.

Тема моего исследования: Мед диких пчёл. Бортничество - старинный народный промысел Башкортостана.

Наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связи с растениями?

В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных натуральных источников, одними из которых являются продукты пчеловодства. Многие люди повышают свой иммунитет и лечатся медом или другими продуктами, производимыми пчёлами. Понятно, что в основном используются продукты домашнего или пасечного пчеловодства.

А мне захотелось больше узнать о диких пчелах, о бортничестве, потому что бортевой мёд является одним из натуральных, естественных продуктов.

Объект исследования: старинный народный промысел-бортничество.

Предмет исследования: продукт производства диких пчёл - мёд.Цель: изучить уникальность мёда диких пчёл как натурального продукта.

Задачи:1.Познакомиться с уникальным промыслом башкирского народа - бортничеством, изучить историю его возникновения, как одного из видов деятельности башкирского народа.

2.Доказать важность сохранения бортничества в наши дни. 3.Изучить и проанализировать уникальные свойства «дикого меда».4. Узнать, чем мёд диких пчёл отличается от рамочного мёда. (Показать уникальность бортевого меда через сравнение с пасечным).

6. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости младших школьников о диких пчёлах и бортничестве.

Гипотеза: Мёд диких пчёл более ценен по качественным показателям, чем мёд из рамочных ульев и обладает уникальными целебными свойствами.

При проведении исследования я воспользовался услугами б иблиотеки, пчеловодческой площадки, кабинетом химии МОУ СОШ № 10, домашней кухней, Интернетом.

Глава I.

История происхождения бортничества

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы изучили научно-популярную литературу, из которой узнали об истории возникновения бортничества, о жизни диких пчел. Некоторый материал мы взяли из Интернета. Мы встретились с людьми, которые занимаются бортничеством, взяли у них интервью. Провели анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить степень осведомлённости обучающихся о бортничестве, о диких пчёлах, как о насекомых, и какое количество обучающихся употребляют мёд рамочных пчёл и пробовали ли когда - нибудь мёд диких пчёл.

Использованы методы: опрос; анкетирование; интервью; изучение литературы; составление презентации и наглядности; наблюдение; работа с Интернет-ресурсами; проведение исследований; анализ работы.

Этапы работы:

1. Сбор информационного материала.

    Анкетирование среди одноклассников, встреча с людьми, занимающимися бортничеством.

    Дегустация мёда диких пчел.

    Изучение свойства мёда диких пчел из литературных источников и бесед с пчеловодами-бортниками.

    Проведение исследовательских практических опытов.

    Написание исследовательской работы.

Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. По одной из версий даже название башкирского народа происходит от тюркских слов “баш” (голова) и “корт” (пчела). Впрочем, наша земля славилась как страна меда задолго до прихода на нее тюркских племен - предков современных башкир. Наскальные рисунки, найденные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мед добывали ещё первобытные люди. Палеонтологические и археологические исследования показали, что пчелы существовали уже за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.

На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за медом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед. В египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда как продукта питания и лечебного средства.

Башкортостан — единственное место на земном шаре, где сохранилось бортевое пчеловодство.Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел. [Приложение 11].

Еще по первым письменным источникам о башкирах известно, что, кроме скотоводства, кочевого земледелия, промысла пушного зверя и рыболовства, занимались они пчеловодством в форме бортничества.

Однако и по сегодняшний день бортевое пчеловодство не утратило своей актуальности, и до сих пор соблюдая традиции, знания и навыки предков, процветает бортевое пчеловодство в лесах Башкирии, мед, который по праву считается самым лучшим в мире.

Ценные сведения по исследованию края были собраны ученым - географом П.И. Рычковым, участником Оренбургской экспедиции, организованной в 60-х годах XVIII века. Он опубликовал ряд статей, посвященных Башкирии, где отмечал, что «бортевое пчеловодство было самым доходным и распространенным промыслом в башкирском крае и не уступает по значению скотоводству».

Добывание меда — старинный промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов. Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» с пчелами, знать их нрав. Торговля медом процветала в башкирских землях так же, как и торговля мехами.

    1. История колодного пчеловодства.

История развития современного пчеловодства берет свое начало с применением колодного разведения пчел.[Приложение11]. В разных местах и в разное время они назывались по-разному, где-то их называли пеньки, липни (если они были сделаны из липы), а в некоторых местах они назывались смоляны (из хвойных деревьев).[Приложение 11]

300-400 лет назад в места, где люди занимались бортничеством, пришли люди, которые стали валить лес, в том числе и вместе с бортями. Бортникам ничего другого не оставалось, как на сваленном дереве выпилить участок, где располагалась борть, и принести домой вместе с пчелами. В результате оказалось, что пчелы вполне продуктивно работали на новом месте. С того времени к людям пришло понимание возможности делать борти не на дереве, а на земле и ставить их у себя на участке. Так происходило формирование колодного пчеловодства (прародителем современного пасечного пчеловодства), с возможностью кочевки к медоносам.

В одном стволе может быть от одной до трех бортей. Обычно бортевое дерево имело толщину от 1,5 до 2 метров. На здоровье дерева в ближайшее сто лет борть свое влияние не оказывало.

Современные борти строят в течение одного дня с применением как современных инструментов (бензопилы и т.д.), так и с использованием инструментов своих предков: керамы, и лянге. [Приложение ] Отстроенную борть оставляют открытыми для просушки на 2-3 года. В древности же строительство длилось несколько дней.

Интересен тот факт, что династия Романовых увлекалась разведением пчел и имела пасеку около 100 колод. Пчела являлась эмблемой власти. Парадная мантия Наполеона была усыпана пчелами, вышитыми золотом. Родовая эмблема Екатерины 2 представляла собой композицию из цветка, пчелы и улья. Пчел изображали на медалях, монетах и гербах.

Особенности проживания пчел

Для изучения особенностей проживания пчёл, я встретился с дядей, который содержит пасеку. Он рассказал, что разницы между организацией жизни диких пчел и пасечных практически нет.

Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы - трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи - матка, продолжательница пчелиного рода. В сутки матка может отложить до 2 тысяч яиц. В этот период всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом - маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.

Когда хозяин изготовит борть, сразу пчелам заселять его нельзя. Селятся пчёлы в бортях лишь спустя один - два года, когда оно хорошенько просохнет. Насекомых специально привлекают, натирая дупло ароматными травами и приклеивая соты.

Пчелы и природа.

Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели бы, а может быть, и совсем исчезли с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.

Потребность пчел в воде очень велика. Когда в бортевой улей поступает много свежего нектара, пчелы обходятся той водой, которая в нем содержится. В безвзяточное время или при слабом взятке пчелы бывают вынуждены вылетать за водой. В холодную и ветреную погоду много пчел-водоносов погибает, особенно если источник получения воды находится далеко от борти. Пчелы берут воду из ручьев, луж, болот и других естественных больших и малых водоемов или собирают ее на влажной почве, например, около колодцев. При этом теплую воду они предпочитают холодной. Некоторые пчеловоды приучают пчел брать воду из общих поилок, поставленных недалеко от борти. Пчелы нуждаются в воде не только в активный период жизни семьи, но и зимой, хотя при нормальных условиях зимовки им воду не дают. Пчелы получают ее из меда, который поглощает влагу из окружающего воздуха. Поэтому часть ячеек с медом пчелы держат зимой распечатанными.

Негативные факторы, влияющие на жизнь пчел.

Внаше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение. Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 лет».

При выполнении своих исследований я узнал, что на свойства меда особенно влияет степень загрязненности окружающей среды. Ученые считают, что в связи с этим пчел можно использовать для контроля загрязненности определенных районов. Так, в загрязненных районах отходами химической и других видов промышленности, пчел практически не увидишь. Они четко реагируют на загрязнение окружающей среды. Учеными были проведены многочисленные эксперименты по расселению пчелиных семей в районы загрязнения. И результаты оказались во всех случаях положительными. Многие пчелы погибли, а оставшиеся в живых были вынуждены мигрировать в относительно чистые от загрязнения районы. Таким образом, считается, что пчелы являются тем самым природным прибором, который можно использовать для контроля загрязненности определенных районов и даже возможно измерять его уровень.

Глава II.

Исследовательская деятельность.

Изучая литературу по теме своего проекта, из беседы с дядей, я узнал много интересного о мёде вообще, и о диком мёде в особенности. Меня заинтересовал вопрос: а чем мёд диких пчел отличается от мёда домашних, ульевых пчел, что и явилось основой моего исследования.

При сборе информации я обратился к своим родственникам, коренным жителям Башкирии, которые занимаются бортничеством уже в четвертомпоколении. Мы с родителями поехали в Башкирию, Белокатайский район, деревню Новая Маскара. Мы взяли интервью у двух дядей. В результате я получил информацию о самих пчелах, о бортях и мёде диких пчел. В Республике Башкортостан бортевое пчеловодство и дикий мед уже давно воспринимаются национальными символами. Мед является товаром № 1, его везут с собой на презентации, на международные и российские выставки. Башкирский мед является лучшим подарком, и гости Башкортостана всегда увозят сувенир - бочоночек меда в качестве самого дорого подарка.

Я взял интервью у дяди Миндуллы. Он рассказал мне об особенностях бортевого дела. Для борти выбирается прямое, высокое дерево. На высоте 8-10 метров выдалбливается продолговатое в высоту дупло. Особыми инструментами закрывают переднюю часть борти специальной дощечкой, устраивая вход для пчел, заселяют новым роем. Завершив все работы, мастер обязательно выжигает на стволе дерева свою тамгу, по которой все могут определить, кому принадлежит это дупло с бортью.

При исследовании темы бортничества, мне, в первую очередь, интересно было узнать, как мёд можно вынуть из борти. Об этом мне тоже рассказал дядя Миша. Существует несколько способов извлечения мёда: сотовый, секционный, прессованный, центробежный. [Приложение 11]. Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология - производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения. Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Мой дядя показал такую медогонку. С помощью этого аппарата он извлекает мёд из сотов. Кроме того, он рассказал, как в конце лета он снимает мед из бортей. Использует специальную одежду, шлем с сеткой, применяет дымарь для успокоения пчел [Приложение 3]. Собирает соты и извлекает мёд с помощью медогонки [Приложение 3]. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Мед диких пчел ценится весьма высоко по следующим причинам:

малое количество; уникальный состав; сложность добычи.

Дядя Миндулла рассказал, что в среднем одна дикая пчелиная семья собирает в сезон от 5 до 15 кг меда. Сезон медосбора у диких пчел длится всего 2-3 недели, в течение которых насекомые трудятся от рассвета до заката даже в плохую погоду. Дикие пчелы очень избирательны, они не будут собирать нектар в экологически неблагополучном районе.

Анкетирование

С целью выявления осведомленности своих одноклассников о бортничестве, мы с учителем провели анкетирование. Все ребята ответили, что не знакомы с таким понятием, как «бортничество», и никогда не пробовали мёд диких пчел. [Приложение 2]

Экспериментальная часть. Физические свойства

С целью изучения физических свойств, дома вместе с мамой я провел эксперимент.

    Определил цвет (темно-желтый, прозрачный) и сравнил с медом домашних пчел (светлый оттенок, прозрачный цвет).

    Отметил консистенцию мёда (вязкий) в сравнении с ульевым медом.

    Определил запах (душистый запах трав, цветов и дыма).

    Попробовал мёд на вкус (терпкий).

Эксперименты в домашних условиях.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету. Каждый сорт меда имеет свою окраску, присущую только ему. Чистый без примесей мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он ни был. Исследуемые мною образцы мёда пасечного мёда и диких пчел отличаются по цвету. Образец № 2 имеет тёмно-жёлтый цвет, иногда почти коричневый, но всегда прозрачный. [Приложение 4]

Эксперимент №2. Проверка мёда по аромату. Настоящий мёд отличается душистым, приятным ароматом. Запах меда обычно свежий, имеет цветочный аромат, чему и соответствуют представленный образец № 1. Аромат образца № 2 (мёд диких пчел) отличается терпкостью вкуса, наличием запаха дыма. [Приложение 5]

Эксперимент №3. Проверка мёда по вязкости. Возьмем мёд на пробу, опустив в емкость ложку (или тонкую палочку). Настоящий мед тянется вслед за ложкой (палочкой) длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.

Все представленные образцы №1 и №2 стекают непрерывной нитью. А кристаллизация мёда свидетельствует о его высоком качестве. [Приложение 5]

Химический состав мёда.

Изучая литературу и в результате беседы с дядей, я узнал, что мёд представляет в основном смесь различных сахаров. Химический состав меда следующий: глюкоза и фруктоза - 75%, сахароза - 2-3 %, белковые вещества - до 1 %, органические кислоты - до 1%, вода - 16%.

Под руководством учителя биологии Фадеевой Татьяны Павловны я провел эксперименты на наличие химических веществ и различных составляющих мёда. Ниже приведены результаты исследования.

Мои лабораторные исследования.

1. Опыт на наличие глюкозы в меде. Взять одну часть мёда и растворить его в двух частях дистиллированной воды. Затем налить в пробирку 1 мл раствора мёда и 2 мл раствора щёлочи. После этого добавить несколько капель раствора сульфата меди. Получили осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Окрашивание образцов в синий цвет указывает на высокое содержание глюкозыв мёде.Причём в образце № 2 (дикий мёд) глюкозы содержится больше. [Приложение 6].

2.Опыт на наличие в мёде крахмала и мела. Разбавить немного меда в небольшом количестве дистиллированной воды. Капнуть туда 4-5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, для изготовления этого продукта использовали крахмал. Капнув в такой же раствор вместо йода несколько капель уксусной эссенции, мы проверим мёд на содержание мела. Если он там есть, раствор зашипит. В результате выяснили, что крахмала и мела в мёде не обнаружено. [Приложение № 7 ].

3.Опыт на определение нерастворимых посторонних примесей в мёде . Молоко в количестве 200 г вскипятить, добавить 50 г мёда, размешать. Когда мёд растворится в молоке, можно определить наличие вредных примесей: если молоко свернется, вредные примеси присутствуют в мёде, если их нет, мёд опустится на дно и растворится. В своем опыте я увидел, что мёд чистый.

4. Определение наличия олеиновой кислоты. Наличие в мёде олеиновой кислоты указывает на присутствие частичек воска. Для этого мед растворяем в теплой воде, и добавляем раствор марганцовки. Если раствор приобрел розовый цвет, значит, олеиновая кислота не содержится. Если раствор стал бесцветным, то это свидетельствует о наличии олеиновой кислоты. В результате проведенного опыта я увидел, что раствор стал бесцветным, значит, в мёде содержатся частички воска. [Приложение №8]

Заключение

В результате изучения литературы, Интернет - источников о бортничестве, в ходе беседы с пасечниками, можно сделать вывод:

    пчелы, довольно умные и трудолюбивые насекомые, появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях;

    бортничество явилось основой происхождения пасечного пчеловодства и остаётся основным занятием башкирского народа;

    экологическая обстановка оказывает огромное влияние на пчёл; неблагополучная экология может угрожать их жизни; вода необходима пчелам так же, как и человеку;

    мёд диких пчёл из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. У него особый аромат и вкус. Он светло - коричневого цвета, насыщен воском и пергой. В состав бортевого мёда входит большое количество микроэлементов, вредные примеси отсутствуют. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

    Определена важность сохранения бортничества в наши дни.

По ходу исследования и сбора информации я провел анкетирование среди одноклассников на предмет их осведомлённости о диких пчёлах и бортничестве. Под руководством учителя Кудриной Людмилы Петровны создал презентацию и выступил перед ребятами 4 а класса. Кроме того, научился брать интервью и вести беседу.

Таким образом, мной доказано, что «дикий» мёд из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. Ценность бортевого мёда заключается в его зрелости, наличии большого количества микроэлементов, отсутствии вредных примесей.

Бортничество и по сегодняшний день является одним из основных занятий башкирского народа (Уфимский район - Шульган- таш, Белокатайский район, п Новая Маскара и др.).

Результаты моего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и естествознания, а также помогут расширить кругозор учащимся в результате самостоятельного прочтения литературы.

Список литературы и других источников

    Большая энциклопедия народной медицины.- М.:Изд-во «Эксмо», 2006г.

    Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: Изд-во «Просвещение», 2008г.

    Лудянский Э.А. Пчёлы и здоровье. - М.: «Знание», 1990,- 48 с.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999, - 944 стр.

    Что есть что. Школьная энциклопедия. «Пчёлы». - 1996-2000г.

    ЧупахинаО.К., Бурмистров А.И., Кривцов Н.И., Лебедев В.И. Энциклопедия пчеловода. - М.: «Континенталь - книга», 2006г.

Сайты в Интернете:

    www.about-honey.ru

    www.aromatmeda.ru

    www.beehoney.ru

    www.inflora.ru

    www.lavanda-med.ru

    www.progalskiy.com

    www.sotmed.narod.ru

    www.znaytovar.ru

    www.sdorov.ru

Приложение 1.

Из источников.

Древние мыслители о мёде

В Древней Греции мед считался ценнейшим даром природы. Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов — амброзией, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом.

Выдающийся философ Демокрит, употреблявший в пищу мед, прожил долгую жизнь. На вопрос, как нужно жить, чтобы сохранить здоровье, Демокрит обычно отвечал, что «для этого нужно орошать внутренность медом, а наружность маслом».

Гениальный врач и мыслитель древности Гиппократ, живший примерно 2500 лет назад, успешно применял мед при лечении многих заболеваний, а также сам употреблял его в пищу. Он говорил: «Мед, принимаемый с другой пищей, питателен и дает хороший цвет лица». Легенда гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, который изготовлял мед особого качества. Это якобы вызвало массовое паломничество на могилу Гиппократа за целебным медом.

Авиценна рекомендовал употреблять в пищу мед для продления жизни. Он говорил: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно кушай мед». Авиценна считал, что людям в возрасте свыше 45 лет необходимо систематически употреблять мед, особенно с толченым грецким орехом, содержащим много жиров.

Влияние окружающей среды на жизнедеятельность пчёл.

Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов…

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов - к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели…

Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из-за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.

На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании. Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно - технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.

Бортевые угодья всегда ценились очень высоко. Борть передаётся от отца к сыну и может использоваться 150 лет. Некоторые семьи держали до 200 бортей, из которых ежегодно извлекалось несколько десятков килограммов меда. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Хозяин доказывал, что он берет мед из своей личной борти, помеченной его собственной тамгой. Мед хранили в специальных долбленых кадках, изготовленных только из березы или липы. Настоящий башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а также уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире.

На сегодняшний день дикая медоносная пчела занесена в Красную книгу. Для них пчеловодами строятся специальные дупла (борти). Дупло должно быть направленным к югу, рядом должно располагаться необходимое количество лип и источник чистой воды.

О пользе мёда

За рубежом башкирский мед подается только в самых дорогих элитных ресторанах. Башкирский мед отмечен наибольшим количеством медалей на международных выставках (в Париже - во Франции, 1990 г.; в Эрфурте - в Германии, 1961 г.). Даже в Швейцарии, которая славится богатой растительностью альпийских лугов, башкирский мед является самым почитаемым, т.к. имеет более высокие целебные и вкусовые качества. И только наш башкирский мед отправляют в космос в специально упакованных контейнерах в качестве ежедневного суточного рациона питания космонавтов. И именно наш башкирский мед по одной столовой ложке получают японские школьники как источник микроэлементов для лучшей умственной работоспособности. При этом Япония - мировой лидер по потреблению меда. На одного жителя этой страны приходится 13 - 15 кг меда в год. В США и странах Европы этот показатель - 6 - 8 кг, а в России - только 0,5 - 0,6 кг в год на человека.

Мед одинаково полезен больным и здоровым, пожилым и детям. Кто потребляет хотя бы по ложке меда в день, чувствует себя сильнее, выглядит бодрее. При употреблении меда и медовых композиций правильнее будет подержать их во рту, не сразу проглатывать, т.к. в полости рта выделяются именно те ферменты, которые необходимы для усвоения сладких веществ, углеводов. Мед хорошо запивать теплым настоем трав, употреблять с чаем или минеральной водой.

Мед - прекрасный консервант. Учеными были проведены исследования консервирующих свойств меда. Для опыта использовались свежие животные продукты: кусочки мяса, рыбы, куриных яиц. Их помещали в отдельные стерильные чашки, заливали медом, плотно закрывали, оставляли в комнатных условиях на несколько лет. В течение 4 лет исследованные образцы сохраняли свежий вид, нормальную консистенцию, вкус и запах. Роста микробов при бактериологическом исследовании не было обнаружено.

Целебные свойства пчелиного мёда

Больше половины всей энергии, производимой в человеческом организме, образуется за счет вводимых с пищей сахаристых веществ. Однако различные сахара по-разному усваиваются нашим организмом. В то время как глюкоза поступает в кровь без всяких превращений (ее можно вводить непосредственно в кровь, что, как известно, широко практикуется при многих заболеваниях), обычный сахар (свекловичный, тростниковый) должен предварительно подвергнуться гидролизу (расщеплению) при помощи ферментов.

Плодовый сахар (фруктоза) усваивается значительно медленнее, чем глюкоза, но он в 2,5 раза слаще глюкозы и в 1,75 раза слаще тростникового или свекловичного сахара.

Мёд почти целиком состоит из смеси глюкозы и фруктозы и, кроме того, содержит ряд ферментов, необходимых для жизнедеятельности клеток, тканей и органов. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий.

Сегодня над сохранением популяции диких пчел работают сотрудники башкирского заповедника «Шульган- таш». Этот природный заповедник- единственное в мире место, где сохранился бортевой промысел.

За популяцией диких пчёл следят очень пристально, так как их мёд является удивительным целебным продуктом. Он является популярным ингредиентом многих средств народной медицины, помогая больным поднимать жизненный тонус и укреплять иммунитет. Дикий мёд очень популярен в народной медицине. Он применяется при воспалении бронхов и кашле для смягчения слизистых оболочек. Мёд рекомендован для приёма людям с заболеваниями пищеварительного тракта (гастриты, заболевания печени).

В результате своего исследования, я выяснил, что дикий мёд совершенно не похож по своим свойствам на домашний продукт. Его невероятный аромат немного отдаёт запахом дыма, на вкус он терпкий, с лёгкой кислинкой из-за наличия пчелиного хлеба и ячеечной перги.

Приложение 2.

Результаты опроса среди учеников 2 а класса

(опрошено 22 человека)

    Любите ли вы мёд?

Да- 20 чел.

Нет- 2 чел.

Не пробовал - 0 чел.

    Часто ли вы употребляете мёд в пищу?

Да- 5 чел.

Нет- 9 чел.

Иногда - 8 чел.

    Знаете ли вы, чем полезен мёд для человека?

Да - 9 чел.

Нет - 22 чел.

    Знаете ли вы, что такое бортничество?

Да- 0 чел.

Нет- 22 чел.

    Знаете, ли вы, как добывается мёд диких пчел?

Да- 5 чел.

Нет- 17 чел.

Приложение 3.

Фотографии

Фото № 1. БОРТЬ

Фото № 2. ДИКАЯ ПЧЕЛА

Фото № 3. ДЫМАРЬ

Фото № 4. МЕДОГОНКА

Приложение 4.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету

Образец №1

Фото 1.

Образец № 2

Фото 2.

Приложение № 5.

Эксперимент №2. Проверка мёда по вязкости.

Образец№1.

Фото 3.

Образец №2 .

Фото 4.

Приложение № 6

Опыт № 3 - на наличие глюкозы в меде.

Слева - Образец №1 (мёд ульевых пчел), справа- образец № 2- мёд диких пчел

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7

Фото 8.

Приложение № 7.

Опыт №4 на наличие в мёде крахмала и мела.

Фото 9

Фото 10

Приложение 8

Опыт № 6. Определение наличия олеиновой кислоты.

Фото 11.

Фото12.

Приложение 9

Опыт № 7 на определение посторонних примесей в меде

Приложение 10

Основные правила при выборе меда:

    Мед должен приятно пахнуть.

    Мед не должен иметь ни вкуса, ни запаха закисания.

    На меде не должно быть белой пенки;

    Мед не должен быть слишком дешевым.

    Неправильно распущенный мед (перевод из твердого состояния в жидкое может производиться только при температуре не выше 40 градусов) вообще не кристаллизуется.

    Закристаллизованный мед лучше хранится, поэтому не стоит бояться покупать засахаренный мед.

    Старайтесь покупать мед у проверенного продавца.

Советы по хранению меда

    Мед нельзя хранить в металлической посуде. Такой мед может вызвать неприятные ощущения и даже привести к отравлению.

    Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой или деревянной посуде, плотно закрытой пластиковой крышкой.

    Нельзя хранить мед в холодильнике.

    Мед боится солнца и тепла.

    Лучшее место для меда там, где сухо, прохладно и ничем не пахнет

Приложение 11.

Глоссарий

Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел.

Колода - это мобильная борть, примитивный неразборный улей.

Липни -пеньки для борти, сделанные из липы.

Смоляны - пеньки для борти, сделанные из хвойных деревьев.

Керама — опоясывающий ремень, позволяющий проводить работы на высоте с бортью.

Лянге — мобильная ступенька для работы с бортью.

Сотовый мёд - это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд - это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд - это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка - часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда.

Дымарь - очень нужный на пасеке инструмент, без которого пчеловоду просто не обойтись. Это главный инструмент для успокоения и усмирения пчел перед работой с ульями.