Душевная драма Катерины – По пьесе А. Н. Островского "Гроза". Душевная драма катерины

Сила с неправдою

Не уживается...

Н. Некрасов

Драма А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых значительных произведений не только в творчестве писа-теля, но и во всей русской драматургии. Центральный кон-фликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы — Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме автор проник в глубочайшие тай-ники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Катерина — натура поэтическая, мечтательная, воль-ная. Она воспитывалась в атмосфере любви, радости, сво-боды, поэтому и в доме Кабановых она живет по своим, внутренним законам. Катерина всегда открыта и естествен-на, она не хочет и не умеет фальшивить, врать, кривить душой: «...Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины, когда она слушала рассказы странниц и богомолок, горячо и искренне молилась перед иконами. Религиозность в глав-ной героине искренняя, глубокая, Бог для нее — это лю-бовь и красота, поэтому вполне объяснимо и понятно стрем-ление Катерины жить по божьим заветам, по совести. Во-обще характеру этой девушки присущи эмоциональность, искренность, впечатлительность. Наверное, именно поэто-му Островский так часто сравнивает свою героиню с пти-цей: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле», «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». После этого дом Кабановых, куда Катерина попала после замужества, кажется ей клеткой.

В этом доме все дышит лицемерием, ханжеством, наси-лием над личностью, «тюрьмой» и «неволей». Среди людей, ее окружающих, не может найти Катерина поддержки, по-скольку все прекрасные качества, которыми она наделена, не ценятся в этом мире.

Темно и душно Катерине в доме Кабанихи, которая ест ее поедом. Властная и деспотичная свекровь не привыкла, да и не считает нужным уважать человеческое достоин-ство в других, ханжество и жестокость она старается спря-тать под маской религиозности и благочестия.

Страдания Катерины не находят отклика в сердце мужа, Тихона — недалекого, рабски покорного матери, неспособ-ного к самостоятельным мыслям и поступкам. Искренне, изо всех своих душевных сил хочет Катерина любить и уважать этого слабого человека, но у нее ничего не получа-ется.

Чем больше Кабаниха старается подавить личность Катерины, тем тяжелее и нестерпимее делает ее жизнь, тем сильнее и крепче становятся мечты девушки о воле и свободе. Скромная и терпеливая, она не безропотна, по-скольку обладает пылкой и страстной душой: «А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой си-лой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Трагедия обостряется, когда Катерина встречает чело-века, не похожего на остальных, и влюбляется в него всем сердцем, всей душой, требующей свободы, любви и счастья. Однако это чувство несовместимо с жизнью общества, да и моральные принципы самой Катерины не дают ему право на существование: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой пи делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Смятением и ужасом полна душа Катерины, но ради любимого человека она готова даже преступить через священные для нее понятия о грехе и добродетели. Страшная драма разыгрывается в душе героини, поскольку она идет против собственной совести, но не способна ни лгать, ни притворяться перед собой и окружающими. Она не может и не хочет таить своего греха, поскольку натура ее всегда была цельной и гар-моничной, однако разрешить возникший конфликт сама девушка не в состоянии.

Приезд мужа, страшная барыня с ее проклятиями, ужас-ная гроза, которая для Катерины символизирует «кару гос-подню», древняя картина с изображением Страшного суда перевешивают чашу внутренних страданий Катерины, и она публично кается перед мужем. Материал с сайта

Слишком тяжела ноша Катерины, поскольку она не находит защиты даже у любимого Борисе, который хоть и понимает ее, но сам слаб, нерешителен, зависим от богатого дяди Дикого. Даже предчувствуя недоброе, он бросает ее в тяжелую минуту, оставляет одну в страш-ном и недоброжелательном мире, хотя мог бы забрать с собой. Не может и не хочет Катерина возвращаться домой, в немилость и неволю, к упрекам и укорам Кабанихи: «...Что домой, что в могилу». Выход Катерина видит в смерти, которая кажется ей единственным спа-сением от душевных мук.

Самоубийство Катерины следует воспринимать не как бессильное поражение, а как нравственную победу над «тем-ным царством», которому она так и не покорилась. Добро-любов увидел в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • поэма гроза михаил алексеевич жуковский
  • сочинение краткое по островскому
  • страдания катерины сочинение гроза
  • сочинение на тему душевная драма катерины
  • что чувствует кабаниха после смерти катерины

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса.
Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!... Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.
Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

Катерина – центральный персонаж пьесы Островского «Гроза». С момента написания произведение пользуется огромной популярностью. Спектакли, поставленные по мотивам пьесы, не сходят с подмостков крупнейших театров. Главная причина такой популярности в талантливом раскрытии автором характера Катерины.

Неизбежный конфликт с окружающими и душевная драма главной героини приводит к ее трагической гибели.

В образе Катерины Островский изобразил сильную независимую личность, которую сдерживают цепи традиционного общества. Патриархальный образ жизни, которого придерживаются все в городе, душит малейшие проявления живой души. Главная его сторонница – мать Тихона. Она воспитала своего сына в условиях беспрекословного подчинения. Тихон в душе понимает всю глупость матушкиных наставлений, но он не имеет воли ей противиться.

Катерина искренне любит и жалеет своего мужа. Она не может равнодушно смотреть на его унижение перед матерью. Но и исправить что-либо она не в силах. Душная атмосфера, царящая в городе, постепенно овладевает ею. Катерина неосознанно хочет вырваться из нее.

Душевная драма Катерины заключается в том, что в других условиях она бы никогда не пошла на измену мужу. Но в этом «сонном царстве» ей слишком тесно, она задыхается от такой жизни. В знаменитом монологе главной героини «Отчего люди не летают» наиболее ярко выражено это душевное стремление. Фантастическое желание стать птицей и улететь «далеко, далеко» - страстный порыв измученной души.

В реальности освобождение Катерины произошло в результате внезапной любви к Борису. Порядочность женщины не позволяла ей открыто говорить об этом. Сближение произошло при содействии Варвары. Роман с Борисом, с одной стороны, окрылил Катерину, позволил ей почувствовать настоящее наслаждению жизнью. С другой стороны, этот роман стал гибельным для главной героини.

Образ Катерины чрезвычайно трагичен. Ее нельзя считать падшей женщиной, предавшей мужа ради мимолетного увлечения. Измена произошла по вине выжившей из ума старухи и ее безвольного сына. Время, проведенное без мужа, промелькнуло как мгновение. Катерина предчувствует неминуемую расплату за свой страшный грех. Она могла бы легко скрыть все это, но, являясь глубоко верующей, даже не допускает мысли об обмане.

Душевное смятение Катерины обостряется с приездом Тихона. Она живет точно в бреду, пугая окружающих своим поведением и словами. Катерина ждет божественной кары за свое греховное поведение. Ощущение неминуемой смерти приводит ее к ужасному признанию перед мужем и его матерью. Признавшись в грехе, она как бы очищает свою душу перед гибелью. Самоубийство Катерины – закономерный итог произведения. Ее душевная драма не могла разрешиться иначе.

Катерина – прекрасный образец сильной духовной личности. Она не виновата ни в измене, ни в своей собственной гибели. Островский убедительно показал, какое разрушительное воздействие оказывают на душу человека устаревшие понятия и предрассудки. Душевная драма Катерины показательна для любой исторической эпохи.

Несколько интересных сочинений

  • Польза и вред интернета сочинение рассуждение эссе

    Интернет появился в нашей повседневной жизни относительно недавно, однако это не помешало ему прочно укорениться во множестве сфер деятельности и стать технологией, которую использует практически половина

  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

  • Анализ боя Мцыри с барсом

    Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

  • Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс

    Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками

  • Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски

Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

“...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме Катерины всегда было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не мог)”.

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/