Гюго виктор мари. Биография гюго

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

26 февраля 1881 года, семьдесят девятый день рождения Виктора Гюго, Париж и вся Франция отметили как национальный праздник. На авеню Эйлау воздвигли триумфальную арку. Сквозь нее, мимо дома Гюго, прошествовало шестьсот тысяч парижан и провинциалов. Великий человек, стоя с внуками у окна, кланялся и благодарил своих почитателей. Через полгода авеню Эйлау переименовали в авеню Виктор-Гюго. На своей собственной улице Гюго прожил еще четыре года. 1 июня 1885 года несметная толпа проводила его гроб от площади Звезды до Пантеона. В почетном карауле у черного катафалка, не украшенного ничем, кроме двух венков из белых роз, стояли двенадцать молодых поэтов. В своем завещании Гюго написал: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго».

Он родился в Безансоне, по французскому революционному календарю - 7 вантоза X года Республики. Его родителями были наполеоновский офицер Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго и госпожа Гюго, урожденная Софи Франсуаз Требюше де ла Ренодьер. Вскоре супруги Гюго стали жить врозь.
Виктор Мари с двумя старшими братьями находился то при отце, то при матери, переезжая из одного города в другой, из Франции в Италию и Испанию. С пяти лет Виктор был приписан к отцовскому полку и считал себя солдатом. На самом деле, в таком нежном возрасте ему довелось увидеть явления войны и смерти - на пути в Мадрид, через всю отчаянно сопротивляющуюся наполеоновскому вторжению Испанию.
В отрочестве Виктор Гюго заполнил стихами и переводами латинских поэтов десять тетрадок, которые сжег, в следующей сделал примечание: «Мне пятнадцать лет, написано плохо, я мог бы написать лучше». В то ремя он учился и воспитывался в Париже, в пансионе на улице Св.Маргариты, и мечтал о литературной славе. Одна из его пасторалей, вдохновленных произведениями Шатобриана, называлась «Индианка Канады, подвешивающая к ветвям пальмы колыбель своего ребенка». Впрочем, на конкурсе, объявленном Французской академией, юный Гюго получил почетный диплом за поэму в триста тридцать четыре строки. Тулузская Академия цветочных игр наградила его Золотой лилией за оду «Восстановление статуи Генриха IV».
Братья Гюго попробовали издавать журнал - «Литературный консерватор». За полтора года Виктор под одиннадцатью псевдонимами напечатал в нем 112 статей и 22 стихотворения. Старший из братьев, Абель, издал на свои средства первую книгу Виктора - «Оды и другие стихотворения». Двадцатилетний поэт был убежден, что для поэзии необходимы «ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа».
В третье десятилетие жизни Гюго стал автором стихотворных сборников «Восточные мотивы» и «Осенние листья», романа «Ган Исландец» (в манере В.Скотта и под влиянием английского готического романа), повести «Последний день приговоренного к смерти», драм «Кромвель» (предисловие к ней считается манифестом романтизма), «Марион Делорм» (запрещенной к постановке цензурой) и «Эрнани» (ее премьера превратилась в битву романтиков с классицистами).
Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей». В начале 1831 года он завершил роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго говорил, что эта книга, прежде всего, «плод воображения, причуды и фантазии», хотя материалы о Париже XV века собирал в течение трех лет. Рукопись романа он сдал издателю в крайний назначенный срок. Гюго уже имел дом и семью и надеялся зарабатывать литературным трудом, самое меньшее, пятнадцать тысяч франков в год. Скоро он начал зарабатывать значительно больше, но каждый вечер неуклонно подсчитывал все расходы, вплоть до сантима.
Между двумя французскими революциями - июльской 1830 года и февральской 1848 года - Гюго написал несколько новых поэтических циклов, драму в стихах «Король забавляется», три драмы в прозе, книгу очерков о Германии («Рейн») и приступил к созданию романа «Нищета», позже переименованного в «Отверженные».
7 января 1841 года Виктор Гюго был избран в Академию «бессмертных», а королевским ордонансом от 13 апреля 1845 года возведен в пэры Франции.
В 1848 году, после февральских событий, это звание оказалось отменено. Гюго стал мэром VIII парижского округа. В Законодательном собрании он выступил с речью против президента республики принца Луи Бонапарта. Когда Луи Бонапарт совершил государственный переворот с целью присвоить императорскую власть, Гюго, под угрозой ареста, с чужим паспортом уехал из Парижа в Брюссель, а затем удалился в многолетнее изгнание.
«Если на свете существуют очаровательные места изгнания, то Джерси надо отнести к их числу... Я поселился здесь в белой хижине на берегу моря. Из своего окна я вижу Францию», - на Джерси, острове Нормандского архипелага, на вилле Марин-Террас, образно именуемой в этом письме хижиной, Гюго прожил три года. Будучи выслан с Джерси вместе с другими французскими эмигрантами, он поселился на соседнем острове Гернси, где на сумму гонорара за поэтический сборник «Созерцания» купил, перестроил и обставил по своему вкусу дом, Отвиль-Хауз.
Гюго придерживался строгого распорядка дня: вставал на заре, обливался ледяной водой, пил черный кофе, при солнечном свете работал над рукописями в стеклянном бельведере, в полдень завтракал, потом гулял по острову, работал до сумерек, обедал с семьей и гостями, в десять вечера неукоснительно ложился спать. Каждый понедельник приглашал на обед сорок детей местных бедняков.
В Отвиль-Хаузе Гюго закончил роман «Отверженные», написал множество стихотворений и поэм для задуманной грандиозной эпопеи «Легенда веков» и два новых романа - «Труженики моря» (о рыбаках Гернси) и «Человек, который смеется» («драма и история одновременно»).
5 сентября 1870 года, как только во Франции была провозглашена Республика, Гюго выехал в Париж. На Северном вокзале его встретила толпа с пением «Марсельезы» и криками «Да здравствует Франция! Да здравствует Гюго!» Он был избран депутатом Национального собрания и выступал за Республику и Цивилизацию, но против Коммуны и революционного террора.
Свой последний роман - «Девяносто третий год» - он писал по-прежнему в «хрустальной комнате», возвратившись для этого на Гернси, а после издания романа снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками - Жоржем и Жанной - и посвятил им сборник стихов «Искусство быть дедом».
По свидетельству близких, лежа на смертном одре, он произнес:
«Идет борьба меж светом дня и мраком ночи», - а перед самым концом: «Я вижу черный свет».

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЮГО

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
Кроме широкоизвестных романов, в собрание сочинений вошли восемь драм и публицистические произведения; стихотворениям отведены два с половиной тома.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / [Под. ред. Н.Любимова; Ил. П.Пинкисевича]. - М.: Правда, 1988. - (Б-ка «Огонек»).
Это собрание сочинений составляют романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Девяносто третий год» и избранные стихотворения.

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД: Роман / [Пер. с фр. Н.Жарковой; Ил. И.Кускова]. - М.: Правда, 1988. - 396 с.: ил. - (Б-ка зарубеж. классики).
Роман из истории Великой Французской революции, точнее - из истории гражданской войны в Бретани, когда девизом вандейских мятежников было: «Пощады не давать», - а девизом республиканцев: «Не миловать».

ОТВЕРЖЕННЫЕ: [Роман]: В 2 т.: Пер. с фр. / Вступ. ст. Л.Андреева. - М.: Худож. лит., 1988. - (Б-ка классики: Зарубеж. лит.).
Роман в полторы тысячи страниц - история жизни Жана Вальжана, бывшего сначала подрезальщиком деревьев, затем каторжником, мэром города Монрейль-Приморский, снова каторжником и, наконец, великодушным приемным отцом сироты Козетты. Фамилия Вальжан, пишет Гюго, происходит от слов «voila Jean» - «вот Жан». Вот Жан, вот Козетта, вот Мариус, вот Гаврош - вот они все и еще многие люди, драматичные истории которых, переплетаясь, создают широкое и суровое полотно романа. В первом предисловии к нему Гюго объяснял: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к Богу».

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ: [Роман] / Пер. с фр. [Н.Коган; Ил. Бриона; Грав. Де Йона, Перришо]. - М.: СП «Лексика», 1992. - 429 с.: ил. - (Книга поколений: Б-ка избр. худож. произведений мировой лит.: В 55 т.).
Трудно вообразить двух человек, менее похожих друг на друга, чем архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло и звонарь того же собора горбун Квазимодо. Первый полюбил в Соборе его скрытый смысл, второй сам толком не понимал, за что, но любил Собор благоговейно. И другое чувство поразило обоих: любовь к цыганской танцовщице Эсмеральде. Но над каждым тяготел рок.

Это слово, глубоко врезанное в камень и будто бы однажды виденное автором романа на стене в одной из башен собора Нотр-Дам, «породило настоящую книгу».

СТИХОТВОРЕНИЯ: Пер. с фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. С.Зенкин. - М.: Дет. лит., 1990. - 223 с.: ил.

Коварна бездна, тверд утес, волна лукава,
Но ты от бурных вод берешь рожденье, Слава!


В.Гюго. Реки и поэты (пер. Вс.Рождественского)

Русскому читателю Виктор Гюго известен прежде всего как великий романист, французскому читателю - как великий поэт, автор стихотворных циклов «Восточные мотивы», «Осенние листья», «Внутренние голоса», «Созерцания», «Легенда веков», «Грозный год», «Песни улиц и лесов», «Искусство быть дедом». Поэзия Гюго чеканна и возвышенна.

ТРУЖЕНИКИ МОРЯ: Роман / [Пер. с фр. А.Худадовой; Ил. Н.Кривова]. - М.: Правда, 1982. - 464 с.: ил.
Роман «Труженики моря», сначала названный по имени главного героя «Моряк Жильят», Гюго посвятил острову Гернси, его маленькому и гордому приморскому народу: «Море - это великая опасность, великий труд, великая необходимость. Вы отдаете ему все, а от него получаете мучительную тревогу - исчезновение берегов: ведь всякий раз, когда отплываешь, перед тобой встает печальный вопрос: «Увижу ли я вновь тех, кого люблю?»

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ: Роман / [Пер. с фр. Б.Лившица; Худож. В.Фролов]. - Л.: Лениздат, 1992. - 589 с.: ил.
«Компрачикосы» - почти забытое уже в XVIII веке испанское слово, означающее «скупщики детей». Компрачикосы покупали детей, делали из них уродов и продавали тем, кто нуждался в подобной забаве. Так они поступили и с главным героем этого романа, после чего вся его жизнь обернулась мрачной насмешкой судьбы.

Романы В.Гюго, или главы из его романов, неоднократно издавались в переложениях для детей:

Гюго В. Гаврош: [Отрывок из романа «Отверженные»] / [Пер. с фр. и обраб. для детей Н.Касаткиной]; Рис. Д.Дубинского. - [Переизд.] - М.: Дет. лит., 1983. - 46 с.

Гюго В. Девяносто третий год: Роман / [Пер. с фр. М.Шишмаревой]. - [Сокр. изд.]. - СПб.: Лениздат, 1992. - 226 с.: ил.

Гюго В. Козетта: Отрывок из романа «Отверженные» / Пер. с фр. [и обраб. для детей Н.Шер]; Рис. В. и Л.Петровых. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1984. - 32 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Гюго В. Отверженные / [Сокращение и ред. пер. Э.Выгодской]. - [Л.]: Лениздат, 1949. - 768 с.: ил.

Гюго В. Отверженные: Роман / Пересказ с фр. под ред. А.Виноградова; Худож. Л.Токмаков. - М.: БИМПА, 1995. - 487 с.: ил.

Гюго В. Труженики моря: Роман В.Гюго, приспособленный для детей М.Стебницким. - СПб. - М.: М.О.Вольф, . - 441 с.

Толстой Л.Н. Епископ Мириель: По В.Гюго: [Пер. отрывка из романа «Отверженные»]. - [М.]: Посредник, . - 16 с.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.ГЮГО

Гюго, Адель. Виктор Гюго и его время, по его запискам, воспоминаниям и рассказам близких свидетелей его жизни. - М.: К.Одарченко и Н.К......ий, 1887. - 638 с.
(Эта книга написана женой В.Гюго в 1863 г.)

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н.Немчиновой, М.Трескунова. - М.: Россия: ТПО «Кириллица», 1993. - 526 с.
Муравьева Н.И. Гюго. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 383 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Роллан Р. «Старый Орфей» - Виктор Гюго // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Худож. лит., 1958. - Т.14. С.580-597.
Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.: ил. - (Биогр. писателя).
Сержент Ж. Рисунки Виктора Гюго / Сокр. пер. с фр. В.Финикова. - М.: Искусство, 1970. - 71 с.: ил.
Толмачев М. Свидетель века Виктор Гюго (1802-1885) // Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1988. - Т. 1. - С. 3-52.

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.ГЮГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Горбун собора Богоматери. Реж. В.Дитерле. США, 1939. В роли Квазимодо - Ч.Лоутон.

Жизнь Жана Вальжана. Реж. Л.Майлстоун. США, 1952.

Отверженные. Реж. Р.Болеславский. США, 1935. В роли Жана Вальжана - Ч.Лоутон.

Отверженные. Реж. Ж.П.Ле Шануа. Франция-Италия-ГДР, 1958. В роли Жана Вальжана - Жан Габен; в остальных ролях: С.Монфор, Ф.Леду, Бурвиль и др.

Отверженные. Реж. Р.Оссейн. Теле- и киновариант. Франция. 1982. В роли Жана Вальжана - Лино Вентура.

Отверженные. Реж. Б.Огэст. Комп. Б.Поледурис. США, 1998. В ролях: Л.Нисон, Дж.Раш, У.Турман и др.

Рюи Блаз (в отечественном прокате - "Опасное сходство"). Сцен. Ж.Кокто. Франция, 1948. В гл. ролях: Ж.Маре, Д.Дарье.

Собор Парижской Богоматери. Реж. Ж.Деланнуа. Франция. 1956.

Человек, который смеется. Реж. П.Лени. США. 1928. В гл. роли - К.Фейдт.


- ТЕАТРАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ -


Мария Тюдор. Реж. Ж.Вилар. Народный Национальный театр (TNP). IX Авиньонский фестиваль, 1955. В гл. роли - М.Казарес.

Рюи Блаз. Реж. Ж.Вилар. TNP. Авиньон, 1953/1954. В гл. роли - Ж.Филип.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.