Как представляли себе землю шумеры. Для всех и обо всем. Космодромы древних шумеров

Введение

1.1. Первые исследователи.

1.3. Открытие шумерского языка.

Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации

2.1. Население Двуречья до шумеров.

2.2. Появление шумеров.

2.3. Вопросы без ответа.

Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера.

3.1. Первые города.

3.2. Урук в 2900 г. до н.э.

3.3. Период Джемдет-Насера. Бронзовый век.

Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров.

4.1. Легенда о всемирном потопе.

4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака»

4.3. Загадка «Царского списка»

Глава 5. Падение Шумера.

5.1. Политические распри.

5.2. Гибель шумерской цивилизации.

Заключение.

Список литературы.


Введение

То, что произошло на земле названной греками Месопотамией, что означало между двух рек (Тигр и Ефрат), можно назвать переломным моментом в истории человечества: здесь зародилась цивилизация. Потомки землевладельцев каменного века, робко селившиеся по берегам болот – люди известные нам как шумеры – сумели превратить все кажущиеся недостатки своей родной земли в огромные преимущества, повлиявшие на развитие всего человечества.

Солнце обжигает землю, убивая скудную растительность, давшую побеги после редких весенних дождей. Горячий ветер, рождённый лежащей к югу пустыней, поднимает пыльные бури, гуляющие по унылой равнине. На горизонте не видно ни одного холма. Едва ли в этих краях можно найти дерево, чтобы в его тени укрыться от зноя. Однообразие ландшафта нарушают лишь две реки. Вода влечёт к себе жизнь. Над болотом, там, где реки во время дождей выходят из берегов, кружат птицы, косяки рыб собираются на мелководье. По берегам болот в простых хижинах из глины и ила живут люди. Вскапывая землю, они обрабатывают небольшие участки земли. Такой была долина, лежавшая между реками Тигр и Ефрат 9 тысяч лет назад. Земли казались совершенно неплодородными. Но, тем не менее, около 3000 лет до новой эры взору предстала бы иная картина. На всём протяжении долины выросли великолепные города. А вокруг раскинулись поля, засеянные зерновыми культурами. Ветер гулял в рощах финиковых пальм. Повсюду возвышались храмы. Виднелись каменные дворцы, особняки и улицы, застроенные просторными домами, сотни мастерских с разнообразными товарами от гончарных изделий до драгоценных украшений.

Кто были первые шумеры, откуда они появились в долине Тигра и Евфрата – этим вопросам суждено остаться без ответа. Родиной этих темноволосых и светлокожих людей следует считать восток или северо-запад Месопотамии, их язык очень схож с языком народов побережья Каспийского моря. Вероятно, шумеры поселились в долине около 3500 года до новой эры – примерно в то время, когда там были основаны первобытные земледельческие поселения. В любом случае первые шумеры осели на юге долины, строя свои хижины по берегам болот, поросших камышом, которых было множество в дельте, где Тигр и Ефрат впадали в Персидский залив.

История открытия и жизни шумеров до сих пор является загадкой для историков и сравнивается по сложности с открытием космоса.


Глава 1. Загадка открытия шумеров.

1.1. Первые исследователи

М

есопотамия на протяжении веков привлекала к себе путешественников и исследователей. Эта страна упоминается в Библии, о ней повествуют античные географы и историки. История Месопотамии мало была известна и по той причине, что здесь позднее царил ислам, поэтому иноверцам трудно было попасть сюда. Интерес к прошлому, желание знать, что было до нас, всегда являлись главными факторами, побуждающими людей к действиям, нередко рискованным и опасным.

Самые первые исследования Месопотамии написаны в 1178 году и напечатаны в 1543 году на древнееврейском языке, а спустя 30 лет на латинском - с подробным отчётом, в котором идёт речь о памятниках древней Месопотамии.

Первым исследователем Месопотамии был раввин из Туделы (Королевство Наварра) Вениамин, сын Ионы, который в 1160 году отправился в Месопотамию и 30 лет странствовал по Востоку. Холмы с погребёнными в них руинами, выступающими из песков, произвели на него сильнейшее впечатление и пробудили страстный интерес к прошлому древнего народа.

Предположения первых европейских путешественников не всегда были правдоподобны, но всегда увлекательны. Они будоражили и пробуждали надежду найти Ниневию – город, о котором пророк Наум сказал: «разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней?». Ниневия, в 612 г. до н. э. разрушенная и преданная огню мидийскими войсками, разгромившими в кровавых сражениях ненавистных ассирийских царей, проклятая и забытая, стала для европейцев воплощением легенды. Поиски Ниневии способствовали открытию Шумера. Никто из путешественников даже не предполагал, что история Месопотамии уходит корнями в столь далёкие времена. Не думал об этом и неаполитанский купец Пьетро делла Валле, отправляясь в 1616 г. в путешествие на Восток. Мы обязаны ему сведениями о найденных на холме Мукайяр кирпичах, покрытых какими-то удивительными знаками. Валле предполагает, что это письмена, причём их следует читать слева направо. Ему показалось, что кирпичи были высушены на солнце. В результате раскопок Валле обнаружил, что основание постройки было сложено из кирпичей, обожжённых в печах, но по величине не отличающихся от высушенных на солнце. Это он впервые доставил учёным клинообразные письмена, тем самым положив начало двухсотлетней истории их прочтения.

Вторым путешественником, который наткнулся на следы шумеров, был датчанин Карстен Нибур, который 7 января 1761г. отправился на Восток. Он мечтал собрать и изучить как можно больше клинообразных текстов, загадка которых волновала лингвистов и историков того времени. Судьба датской экспедиции оказалась трагичной: все её участники погибли. Остался в живых только Нибур. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны», изданное в 1778 г. стало чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Ею зачитывались не только любители экзотики, но и учёные. Главным в этом труде были тщательно выполненные копии персепольских надписей. Нибур первым определил, что надписи, состоящие из трёх отчётливо разграничительных колонок, представляют собой три рода клинописи. Он назвал их 1, 2 и 3 классами. Хотя прочесть надписи Нибуру не удалось, его рассуждения оказались необычайно ценными и в основном правильными. Он, например, утверждал, что 1 класс представляет собой староперсидскую письменность, состоящую из 42 знаков. Тому же Нибуру потомки должны быть благодарны за гипотезу, что каждый из классов письменности представляет иной язык.

1.2. Расшифровка таинственных знаков.

К

опии, выполненные этим путешественником и открывателем, а также его аргументированные предположения были ипользованы Гротенфендом при расшифровке клинописи. Эти материалы оказались ключём к решению загадки существования Шумера. На пороге 19 столетия научный мир уже располагал достаточным количеством клинописных текстов, чтобы перейти от первых, робких попыток к окончательной расшифровке таинственной письменности. Так датский учёный Фридрих Христиан Мюнтер предположил, что, что 1 класс (по Нибуру) представляет собой алфавитные письмена, 2 класс – слоги и 3 класс – идеографические знаки. Он высказал гипотезу, что три разноязычные, увековеченные тремя системами письма надписи из Персеполя содержат одинаковые тексты. Эти наблюдения и гипотезы были верны, однако для прочтения и расшифровки указанных надписей этого оказалось недостаточно – прочесть персепольские надписи не удалось ни Мюнтеру, ни Тихсену. Лишь Гротефенд, преподаватель греческого и латинского языков лицея в Гёттингене, добился того, что оказалось не под силу его предшественникам. История эта имеет довольно пикантное начало. Рассказывают, будто Гротефенд, страстный любитель шарад и ребусов, в трактире побился об заклад, что решит «головоломку из Персеполя», чем якобы вызвал хохот и насмешки. Кто мог предположить, что сложнейшая проблема, над которой тщетно бились известные учёные Европы, будет решена скромным учителем? Приступая к работе, Гротефенд пользовался не столько своим опытом завзятого ребусника, хотя этот опыт, несомненно, помог ему, сколько достижениями своих предшественников.

Уже доказано, что самая древняя цивилизация на Земле — шумерская. Первая их цивилизация основана вообще в умопомрачительное по современным подсчетам время: не менее 445 000 лет назад. Многие ученые ищут разгадку тайны самых древних людей планеты, но в большинстве случаев загадки все же остаются.

В районе Месопотамии уникальная цивилизация шумеров появилась более 6 тысяч лет тому и имела все признаки высокоразвитой. Стоит упомянуть, что шумеры в расчетах применяли троичную систему счета и были знакомы с числами Фибоначчи. В шумерских легендах содержится информация и описание происхождения, развития и строения Солнечной системы.

В секции посвященной Ближнему Востоку в Государственном музее Берлина хранится изображение Солнечной системы, которое было сделано древними шумерами. Однако в их карте Солнечной системы есть отличие от известного всем расположения и количества планет. На древней карте между Марсом и Юпитером расположена 12-я планета, которая имеет название Нибиру, что в переводе с шумерского языка означает «пересекающая планета». То, что современные люди не видят эту планету связано с ее орбитой, которая представляет собой вытянутый эллипс и Солнечную систему она пересекает один раз в 3600 лет. Если верить древнему календарю следующее вхождение загадочной планеты в Солнечную систему ожидается в период с 2100 по 2160 год.

Шумеры в своих легендах рассказывают, что планета Нибиру была заселена развитыми существами – анунаками. По описанию, это были самые настоящие исполины, рост которых достигал у женщин до 4 метров, а у мужчин 5 метров. Средняя продолжительность жизни у нибирунцев приравнивалась к 360 000 земных лет.

Здесь необходимо отметить, что, например, в древнем Египте правитель Эхнатон имел рост свыше четырех метров, а красавица Нефертити имела рост свыше трех метров. Уже в современное время в городе правителя Эхнатона Тель-эль-Амарне исследователи обнаружили два загадочных гроба. В одном из них непосредственно над головой мумии находилось выгравированное изображение Цветка Жизни. Во втором были обнаружены останки костей семилетнего мальчика, с ростом около 2,5 метров. На данный момент этот гроб с останками выставлен для обозрения в Каирском музее.

В историях шумеров связанных с космосом есть упоминание о событии под названием «небесная битва». Согласно этой истории 4 миллиарда лет назад произошла катастрофа, которая изменила общий вид Солнечной системы. Современные исследования астрономов подтверждают данные о возможности этой катастрофы! Главным открытием в этом направлении стало обнаружение большой совокупности осколков оставшиеся от неизвестного небесного тела. Данные осколки движутся по орбите описанной древними шумерами планеты Нибиру.

Но в древних шумерских рукописях поражают и имеющиеся сведения о происхождении на Земле разумной жизни. Согласно этим данным, современный род Homo сапиенс был создан искусственным способом в результате использования знаний в генной инженерии свыше 300 тысяч лет тому назад. Если это действительно так то современное человечество ни что иное, как цивилизация биороботов.

После расшифровки записей в шумерских таблицах становится понятно, что цивилизация шумеров обладала целым рядом современных знаний. Они прекрасно знали химию, астрономию, математику, фитотерапию. Самое шокирующее это то, что древние шумеры использовали троичную систему исчисления, которая в современном мире используется для создания ЭВМ, и оперировали числами Фибоначчи! Древние шумеры были высоко цивилизованными людьми об этом свидетельствует организация государственного управления. У них были выборные органы и суд присяжных и многое другое, соответствующее государственному устрою в современном понимании.

Планета Нибиру играла особую роль в построении загадочной цивилизации шумеров. Согласно легендам шумеры имели возможность контактировать с жителями планеты Нибиру и по их утверждению с этой планеты на Землю пришли анунаки. В пользу данного утверждения свидетельствуют и записи в Библии. В шестой главе Бытия можно прочитать упоминание о нифилимах, которые «сошли с небес». Анунаки, по шумерским и другим источникам назывались — «нифилимами», зачастую их принимали за «богов», а они в свою очередь «брали в жены земных девушек».

Возможно, это свидетельство того, что существовала ассимиляция переселенцев с Нибиру. Ведь если верить легендам, которых очень много в различных культурах, то пришельцы или гуманоиды не только принадлежат к белковой форме жизни, но и совместимы с землянами, что позволяет предположить об общем потомстве. О подобной ассимиляции можно найти свидетельства в библейских источниках. Так согласно записям в религиозных книгах есть упоминания о том, что небесные боги сходились с красивыми земными женщинами.

О том, как появилось человечество достаточно подробно расписано на глиняных табличках шумерских хроник. На них изображен весь процесс создание современного человека, в том числе и процесс смешения земных и божественных компонентов, что напоминает процесс оплодотворения в пробирке. Полученные сведения буквально ошеломили современных генетиков.

Еврейская библия – Тора, родилась на руинах Шумера и в ней акт сотворения человека приписывается Элохиму. Имя это указано во множественном числе и возможно переводиться как боги. Цель создания человека в Торе определена достаточно точно: «… и не было человека необходимого для возделывания земли». В шумерских записях есть сведения, правитель Ниберу Ану призвал к себе главного ученого анунаков Энки и вместе они создали «Адама». Слово Адам происходит от древне шумерского «Adamah» (земля) и соответственно означает «Землянин».

После открытия того, что Плутон, Уран и Нептун «лежат на боку», а сопровождающие планеты спутники лежат в абсолютно другой плоскости, стало очевидно, что столкновения огромных небесных тел изменили лик Солнечной системы. Ясно, что какой-то невероятной разрушительной силы объект встретился с этими планетами, сила удара была настолько мощной, что они развернулись по оси. Согласно подсчетам сделанным современными учеными эта катастрофа, которую древние шумеры окрестили «небесная битва», произошла более 4 миллиардов лет тому назад.

Таким образом, можно утверждать, что в шумерских текстах описана история 4 — миллиардной давности!

Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Двуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Двуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.

С III тыс. до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Двуречья.

Первые в истории человечества города возникли на территории Двуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.



Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Шумерская цивилизация периода Урукской культуры развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная т.н. культура крашеной керамики. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга. Новые мастера уже не имели времени наносить на посуду магические узоры, поскольку это могло бы замедлить процесс массового производства керамических изделий, изготовление которых должно было успевать за ростом населения и его потребностями.

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

Шумерская цивилизация создала и ранние формы государственности.В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Двуречья в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

В Шумере было несколько политических центров, возглавляемых лугалями, которые претендовали на преобладание в стране. Все они жили в постоянных столкновениях друг с другом. Шла ожесточенная борьба за землю, за головные участки оросительных сооружений, за контроль над всей ирригационной сетью. В числе государств, правители которых претендовали на преобладающее положение, были Киш на севере и Лагаш на юге. Борьба Киша с южношумерским городом Уруком отражена в цикле эпических поэм о Гильгамеше. Однако вскоре Киш опередил Лагаш. Этот город стал весьма могущественным и вел успешные войны с соседним городом Уммой. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета старейшин звание лугаля только временно, на период войны. Но войны велись все чаще и чаще, и лугали получали почти неограниченную власть.

Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата. Все это вызвало недовольство самых разных слоев населения и сделало необходимым антиаристократические реформы, которые были проведены правителем (энси) Лагаша Уруинимгиной, принявшим позднее царский титул лугаль. Но реформы оказались незначительными и недолговечными. По существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было номинальным, вся правительственная администрация осталась на своих местах. К тому же Лагаш вновь ввязался в войну и потерпел в 2312 году поражение в борьбе с правителем Уммы Лугальзагеси,которому удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Однако, государство это было лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

В жизни Шумерской цивилизации еще с момента ее появления зародилась и затем стала неуклонно развиваться идея объединения. Вокруг нее выстраивалась вся политическая жизнь Двуречья. Конфедеративное объединение Шумера при Лугальзагеси выдержало всего лишь 25 лет. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

В северном Двуречье неожиданно появилась такая незаурядная личность как Саргон Аккадский (Древний) талантливый полководец и государственный деятель. Все, что о нем известно, укладывается в классическую формулу восточного деспота: создал себе царство, стал истинным царем, обладая неограниченной властью, основал династию, утвердил авторитет своего государства в глазах других народов. Легенды и предания о происхождении Саргона сближали его с мифическими богами и тем самым способствовали росту популярности.. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, Саргон стал личным слугой лугаля Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство.

Семитский Аккад сначала объединил север Двуречья, и этот регион стал называться Аккадом. Впоследствии он подчинил города-государства Шумера, создав таким путем единое государство Двуречья. Победа Саргона над городами Шумера в большой степени была достигнута потому, что шумерские города-государства постоянно враждовали и соперничали между собой, а также благодаря поддержке шумерской знати.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. Ему удалось подавить сепаратизм соперничавших друг с другом царств. Города-государства сохранили свою внутреннюю структуру, но энси превратились фактически в чиновников, управляющих храмовым хозяйством и ответственных перед царем. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.

Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию. Государство пополнилось сырьем, продуктами труда и живой рабочей силой рабами.

Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Было создано и огромное придворное окружение. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации. Уже внук Саргона Нарам-Суэн отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Аккадское государство достигло своего апогея.

В дальнейшем деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взымал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Объединение Двуречья в единое государство важный шаг в развитии Шумерской цивилизации: развивалась хозяйственная жизнь, торговля, прекратились распри. Однако простые люди, и шумеры, и аккадцы, на деле ничего не выиграли от последовавших перемен. В стране царило недовольство, вспыхивали восстания. Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Вторгшиеся с востока горные племена кутии уничтожили в Двуречье царскую власть, обложили данью зависимых от них правителей. Наместником кутиев в Шумере был поставлен правитель Лагаша Гудеа. Власть кутиев над Двуречьем продлилась 60 лет, и Гудеа неустанно продолжал создавать благополучие Лагаша за счет других областей. Это было время жреческой реакции, временного регресса в сравнении с аккадским периодом.

Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название Царство Шумера и Аккаде. Это было типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Шульги добился своего полного обожествления. Седьмой или десятый месяц в календарях разных городов был назван в его честь. Страна была разделена на округи, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами. Во главе их стояли энси, которые были просто чиновниками и могла перебрасываться с места на место. Каждая область платила царю подать. Существовало единое государственное хозяйство, все работники которого назывались гуруши (молодцы), а работницы рабынями. Все они были сведены в отряды, которые могли перебрасываться с одной работы на другую. В них работало около полумиллиона человек. Работали без выходных дней и поэтому смертность была довольно высокой.

Такая система организации труда требовала постоянного учета и контроля. Работавшие получали стандартный ежедневный паек 1,5 л. (муж.), 0,75 л. (жен.) ячменя, немного растительного масла и шерсти. Эта сильно централизованная бюрократическая система, созданная III династией Ура, просуществовала около 100 лет.

Политической опорой подобного древневосточного деспотического государства являлись войско, жречество, администрация правителя, мелкие чиновники, квалифицированные ремесленники, надзиратели. Именно на этом этапе развития Шумерской цивилизации в сознание людей внедрялось учение о божественном происхождении царей и царственности, которая спустилась с неба и вечно пребывала на земле, переходя от династии к династии. Было выработано представление о круге обязанностей человека по отношению к богу и приближенного к нему царю.

III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Рухнула и вся сложная бюрократическая система. Этому событию посвящена Песня плача, созданная в первые века II тыс. до н.э. на шумерском языке. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был разграблен город Ур, который потом долгое время лежал в развалинах. В Месопотамии вновь наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон, не игравший до этого значительной роли.

Рождение шумеров

Шумерская цивилизация, которую сегодня считают самой высокоразвитой из всех существовавших, появилась в Месопотамии более шести тысячелетий назад. Ее письмена указывают на гористый остров в море и на морской путь, приведший этот народ в низовья Евфрата. При этом их шумеры называют не только родиной, но и тем местом, где зародилась вообще человеческая цивилизация. Где оно находилось, выяснить пока не удалось. Известно лишь, что шумерская цивилизация появилась как уже достаточно хорошо сложившаяся общность. Чуждые всем племенам, заселяющим Месопотамию, шумеры еще тогда использовали троичную систему расчетов, знали о числах Фибоначчи, имели представление о создании, развитии и тогдашнем строении нашей Вселенной, имели свою письменность. Мифология подтверждает, что шумеры - первая цивилизация на Земле, которая контактировала с богами планеты Нибиру. И подтверждением этому стало обнаружение на территории Свазиленда поселения и золотодобывающих шахт глубиной более тридцати метров. Исследования показали, что возраст этих раскопок доходит до ста тысячелетий.

Там же были обнаружены кости древнего человека. А поскольку человеку в каменном веке золото не было нужно, то вопрос о том, куда уходили огромные слитки, добытые промышленными технологиями, оставался открытым, хотя древние надписи говорят, что это богатство цивилизация шумеров добывала для богов с далекой планеты Нибиру.

Достижения шумеров

Расшифровка рукописей, которые остались от шумеров, произвела настоящую революцию. Достижений этого уникального по своему развитию народа было настолько много, что исследователи были в шоке. Оказалось, что шумерская цивилизация была развита настолько, что владела знаниями не только в математике, но и в генной инженерии, химии, астрономии, фитотерапии. Более того, у нее были государственные органы, суд присяжных и т. д.

Догадки

Человечество до сих пор теряется в догадках об источнике столь обширных познаний, имеющихся у шумеров более шести тысячелетий назад. Некоторую завесу над этой тайной раскрыл исследователь де Саржак, который в 1877 году в окрестностях Багдада нашел неизвестную статуэтку. Вскоре на этом месте были организованы раскопки. Постепенно из-под земли стали появляться скульптуры и глиняные таблички, которые были украшены странными орнаментами. Однако самыми информативными оказались шумерские печати, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры. На них были изображены космические экипажи, запускающие двигатель, их полет, его траектория. Здесь же исследователям удалось расшифровать странную фразу о том, что полет контролируют божества. Кроме того, на печатях есть информация о том, как нужно ориентироваться, возвращаясь на Землю, вести корабль на посадку, исходя из рельефа местности.

Планета, на которую летали космические экипажи, на рисунках имеет вытянутую орбиту, такую, как у Нибиру, и это дает некоторым исследователям основание полагать, что золото, добываемое на территории нынешнего Свазиленда, предназначалось для богов с планеты Нибиру.

Язык шумеров

Исследователи до сих пор не смогли разобраться, к какой группе относится шумерский язык. Все дело в том, что среди известных человеку способов общения нет ни одного - ни древнего, ни современного, который хотя бы отдаленно был похож на тот, на котором разговаривала шумерская цивилизация.

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.