Какая вера у цыган? Мифы и факты о цыганах Как по другому называют цыган

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

November 7th, 2016

Продолжим серию постов про разнообразные На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ


Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300-500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон


Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать


Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ


Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги


В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся


Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии


Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые


Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

А.Козакевич. "Украденное дитя". Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

"Лежи тихо - а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века "Невинная египтянка" Жана-Пьера Камю. Но пьеса "Проделки Скапена", созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго - украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет - настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма - снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же "часто", как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. "Похитители" были немедленно арестованы, началось следствие - и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане - такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как "лишний рот". После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.