Каков из себя китайский менталитет

Однажды мне посчастливилось путешествовать в группе китайских туристов. Я намеренно употребил выражение «в группе», а не «с группой», поскольку не сопровождал, а находился внутри нее. В чем преимущество? Обычный турист видит лишь внешнюю сторону жизни, а мне удалось увидеть ее изнутри. Некоторые китайцы неплохо говорили по-русски. Это позволило еще глубже понять особенности национального менталитета.

Для восточных народов характерна неорганизованность, но китайцы на удивление дисциплинированны. Опоздание для них редкость. Они исправно приходят к назначенному времени. Без команды старшего не расходятся. Держаться группами, компаниями. В общем, дисциплинированные коллективисты. А еще китайцы ассоциируются с косяком рыб, где каждая отдельная рыбка действует мгновенно и синхронно с остальными, беспрекословно подчиняясь сигналу вожака. Возможно, это наследие времен Мао.

Особенности китайского менталитета

Китайцы не расстаются с термосом, в котором налит горячий зеленый чай. Они прикладываются к нему каждую пару часов. Пьют медленно, маленькими глотками, будто это не чай, а целебный бальзам. Они действительно считают его таковым. Чаепитие напоминает ритуал, как, скажем, ежедневная мусульманская пятиразовая молитва. Это вызывает необходимость постоянно искать источники горячей воды. Обычно они просят кипяток в кафе или ресторанах. В гостиницах, где часто останавливаются китайцы, на этажах всегда стоят кулеры с горячей водой.

Особенности китайского менталитета

Жители Поднебесной любят заниматься шопингом. Делает это азартно, но основательно. Словно магнит их притягивают витрины с бижутерией и поделками из камня. Если в ювелирном отделе какого-нибудь туристского центра толпится народ, с большой долей вероятности можно утверждать, что это китайцы. Наибольшим спросом пользуются золото и янтарь.

Особенности китайского менталитета

Вещи и бытовая техника китайцев мало интересует. Зато в почете российские продукты питания, которые они считают вкусными и экологически чистыми. Особенно нравится йогурт, шоколад, конфеты и пряники. Они просто обожают российское мороженное. Увы, его невозможно отвезти домой в качестве подарка. Китайцы также сожалеют, что таможенные правила не позволяет провести в Китай более одного килограмма колбасы.

Особенности китайского менталитета

Китайцы охотно покупают обувь марки «Эко». Туристов с коробками, на которых красуется это лого, можно встретить в Чите, Новосибирске, Владимире и Санкт-Петербурге. Говорят, в Китае она пользуется большой популярностью, но стоит вдвое дороже. Однако делая покупки в обувном магазине, сомневаются – а не сделаны ли эти ботинки в Китае? Если продукты питания предпочитают подешевле, то за красивые женские часики готовы отдать 45 тысяч рублей. Это странно, поскольку отличную швейцарскую реплику на улицах Шанхая можно купить за семь долларов.

Особенности китайского менталитета

Русская кухня для китайцев тяжела. Если для жителей северного Китая она еще терпима, то для южан является настоящим испытанием. Китайские рестораны сейчас можно найти в любом большом российском городе. Однако их кухня обычно адаптирована под россиян и довольно сильно отличается от китайской. Но даже такой вариант для китайцев-южан лучше, чем типичная европейская кухня. Как говорится, из двух зол они выбирают меньшее, предпочитая китайские рестораны, либо банальный «Доширак».

Особенности китайского менталитета

Многие китайцы обладают отличными голосами. Поют с удовольствием. Охотно подхватывают песни. Знают русские песни на китайском языке. Некоторые поют их по-русски. Китайцы, работающие с российским рынком, берут себе русские имена. Так появляются Васи, Фроси, Светы и Сони. Нередко имена получает еще во время учебы в университете на русском факультете. Другие обзаводится новыми именами во время работы в турфирмах.

Особенности китайского менталитета

Китайцы очень непосредственные и эмоциональные. Громко и бурно что-нибудь обсуждают, жестикулируют, создают сильный шум. Но также быстро успокаиваются и затихают. Очень любят фотографироваться. Если появляется интересный фон, собираются большой компанией, каждый наводит на себя смартфон, планшет, фотоаппарат и самозабвенно фотографируется.

Особенности китайского менталитета

Китайцам, как и русским, свойственно создавать вокруг себя небольшой хаос. Он невелик по сравнению с тем, который, например, создают индусы, являющиеся непревзойденными мастерами своего дела. Это, в частности, проявляется в появлении мусора или разбросанных вещей.

Особенности китайского менталитета

Русских и китайцев роднит также поведение в очереди. Стоит там появиться хоть одному китайцу, как к нему тут же пристраивается еще несколько земляков, а то и целый десяток. Вроде как наш человек очередь занял на всех. Для них это так естественно, что никто даже не пытается дать какие-либо пояснении окружающим. Представить подобное, например, в США просто невозможно.

Особенности китайского менталитета

Выпивают китайцы даже более шумно и эмоционально, чем русские. Все говорят громко и одновременно. Трудно понять, кому адресовано сказанное и кто слушатель. Водки в стакан наливают много, поэтому знаменитый китайский тост «Комбэй!» («До дна!») обычно не исполняется. Говорят тосты, чокаются стаканами и делают несколько глотков. После короткой паузы беседа снова продолжается на высокой эмоциональной ноте.

Выпивая, плотно закусывают. Охотно делятся водкой друг с другом, переливая из одного стакана в другой. Атмосфера в такой компании обычно теплая и благодушная. Китайцы, как и русские, пьют не для того, чтобы напиться, а чтобы поговорить. Комбэй!

Самые дешевые билеты из Санкт-Петербурга в Пекин и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

Психология китайцев и общества в целом, их прошлое, настоящее и будущее являются центральной проблемой науки и практики. Осветить ее без учета этнопсихологического поля китайского суперэтноса (по Ю. В. Бромлею) и менталитета невозможно. Большинство китайских этнопсихологов подчеркивают наличие глубинной связи между земной судьбой и космической волей, представляющей собой одну из значимых особенностей китайской культуры . Такая связь порождает своеобразную модель «отношений», элементами которой являются отношения китайцев со своей группой, вовлеченность их в социальную ритуальность, а также зависимость от Неба, предопределяющего судьбу человека. Именно такая система отношений становится каркасом менталитета китайского общества .

Анализ имеющейся литературы убеждает в том, что проблема менталитета занимает центральное место в структуре отечественной и зарубежной психологии. Предпосылки понимания этой категории просматриваются в работах Ш. Монтескье, Ж.Б. Вико, И. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, Д. Локка, Ф. Бекона и многих других мыслителей. Большой вклад в разработку проблем ментальности внесли представители школы «Анналов», сложившейся во Франции в 20-30-е годы прошлого века, М. Блок, Л. Февр и др. В то же время, впервые в истории психологии данный термин был введен в обращение Л. Леви-Брюлем в 1921 г. в его книге «Первобытный менталитет» . Он выделил два типа ментальности - дологический и логический. В современной отечественной психологической науке понятие «ментальность» появилось сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова менталитет воспринимается как «совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений» . Поэтому ментальность как производное менталитета определяется в виде характеристики либо одной личности, либо определенного общества или сообщества в целом как основы формирования в историческом контексте. В этой связи целесообразно вести речь и о ментальности конкретного этнофо- ра , и менталитете этноса.

Термин «менталитет» рассматривается в трудах зарубежных исследователей Р. Эмерсона (1882) и М. Блонделя (1926). Некоторое раскрытие содержания термина можно обнаружить в работах Р. Декарта, И. Канта, Э. Фромма и Л. Февра . Существенный вклад в разработку проблемы ментальности внес К.Г. Юнг. Предложенный им термин «архетип» по своему содержанию близок к ментальности. В отечественной литературе в качестве синонима термину менталитет используются «дух народа», «национальная психология», «национальный характер», «психологические особенности народа», «этническое бессознательное», «коллективная душа», «народное сознание» (и бессознательное), «национальное самосознание», «национальный склад ума» и др. В то же время, тщательного анализа на предмет их соотношения не просматривается. Однако, как справедливо полагает Т.Г. Стефаненко, «в последнее время понятие “национальный характер” вслед за понятиями базовой и модальной личности покидает страницы психологической литературы. Ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие “менталитет”» . К изложенному нелишне будет добавить, что в литературе обнаруживается не менее 30 определений менталитета. По этой причине, не вдаваясь в их анализ, под менталитетом (от латинского «mentalis» - духовный, умственный) будем понимать определенную совокупность тех компонентов сознания (а в нашем исследовании - этнического сознания), которые обусловливают его структурную целостность и качественную определенность социальных (этнических) общностей, позволяющих идентифицировать их посредством проявляемых готовностей, предрасположенностей и установок действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

В предлагаемом варианте менталитет конкретного, например, китайского, общества представляет собой промежуточное звено между менталитетом китайского суперэтноса и мыслительным процессом этнофора. При этом, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции, и основной его характеристикой является только степень межэтнической близости . Не случайно менталитет, обеспечивая связку психики с сознанием и бессознательным, занимает промежуточное между ними место. В этой связи, мышление выступает как средство познания мира, а менталитет задает стиль мышления, его своеобразие. Следовательно, менталитет представляет собой эмоциональные и ценностные ориентации, коллективную психологию, образ мышления как отдельного человека, так и любого общества, слоя, сословия, этноса и расы. Влияя на все сферы духовной жизни (науку, философию, искусство, религию, право, мораль, политику и др.), менталитет, многократно в течение многих столетий трансформируясь и растворяясь в различных формах общественного сознания, не исчезает. Он функционирует, продолжая обеспечивать специфику проявления институированных элементов духовной сферы через архетипы, символы, знаки и т.п.

По мнению большинства исследователей, представляется сложным в настоящее время выделить определенный системообразующий признак национального менталитета . Видимо, в этом качестве могут быть использованы ценностные ориентации, космогонические представления о мире, архетипы коллективного бессознательного и т.д. При этом осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью коллективного бессознательного, а точнее, базируются на ней. Очевидно, содержание менталитета заключается в когнитивной сфере и определяется теми знаниями и опытом, которыми владеет искомая общность. По этой причине в ее структуре выделяют, наряду с перцептивными и когнитивными эталонами, социальные нормы, обеспечивающие регуляцию поведения. Следовательно, эталоны и нормы становятся критериями выносимых оценок, определяющих систему умонастроений и взглядов на мир. В результате складывается определенная модальность смысловой системы отношений к миру.

Рассматривая категорию «менталитет», исследователи используют как равнозначное понятие «ментальность». Вместе с тем, «ментальность» охарактеризует личную, либо социальную память человека или коллектива, свойственную только ему и характеризующую только его, слой, сословие, народ, к которому он принадлежит. В этом плане близкой является позиция В.С. Мухиной, З.Н. Рахматуллиной и ряда других исследователей, воспринимающих ментальность как наиболее древнее духовное образование, на основе которого постепенно зарождались различные виды и формы менталитета . При этом обнаруживается сложность проведения разграничения между дефинициями ментальности и менталитета. Причиной тому является наличие имплицитности мироощущений, общих схем мышления, осознанных и неосознанных установок, ценностных ориентаций, верований, стабильных культурных архетипов и символов бессознательного. Но то понимание, что в основе формирования менталитета лежит ментальность как наиболее древнее духовное образование, методологически является оправданным.

В практической и политической деятельности китайского общества менталитет проявляется в сферах сознательного и бессознательного отдельного индивида, малых и больших социальных (семья, кланы и т.д.) групп. В целом, менталитет суперэтноса может быть представлен в виде совокупности взаимодействующих идей, мыслей, чувств, установок, интересов, ценностных ориентаций, традиций, конкретного поведения и деятельности, связанных со спецификой бытия и восприятия окружающей действительности. Анализ имеющейся литературы позволяет в трудах Гао Чжимин, Гу Хунмин, Гэн Лунмин и ряда других исследователей можно встретить различные точки зрения по этому вопросу. Однако нам представляется более близкой позиция Н.А. Костенко, которым разработана структура менталитета . Близким к нему является подход Тань Аошуан, которая в своем монографическом исследовании раскрывает ментальность через китайскую модель мира (пространство и время, семантика размера, значимость чисел в концептуализации мира китайцами и т.д.) .

В структуре менталитета, представленной на рис. 1, его компоненты образуют диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают этнические особенности общества. При этом следует иметь в виду, что происходит определенная трансформация менталитета на основе ментальности этнофора и китайского суперэтноса.

При относительной стабильности ментальность представляет собой переменную, отображающую происходящие изменения характера народа в исторической перспективе. По этой причине в ментальности людей находит свое выражение полифакторная система не только их ретроспективы, но и перспективы.

Следовательно, китайский менталитет как система символов, скрепляющих китайцев в единое целое, поддается, очевидно, только диах- ронно-синхронному анализу всей перспективы развития этого суперэтносам. С одной стороны, целесообразен анализ изменений его структуры при сохранении базовых, фундаментальных элементов, привносимых генотипом и культурным кодом в этногенезе цивилизации и ассимилируемого им иного этнического материала во времени. С другой - требует своего изучения менталитет других этносов (уйгуры, тибетцы и др.), в свое время поглощенных китайцами. Это поможет определить степень их взаимовлияния. Поэтому неслучайно менталитет предопределяет самобытность культуры, являясь ее стержнем. Процесс отражения мента-

Рис. 1

Процесс формирования китайского менталитета проходил под воздействием многих факторов (географических, политических, экономических и т.д.). При очевидной изученности большинства из них, некоторые остаются слабо исследованными. По этой причине в литературе обнаруживается много мистики (например, легенды Шаолиньского монастыря и др.), отвлечений и бездоказательных рассуждений о тайнах «китайской» души, поведении китайцев и т.д. Сведение психологии китайцев к определенной типологии поведения, отрицающей наличие психологических типов этносов, несхожих реакций на один стимул вызывает сомнения, поскольку не учитывает всей совокупности исторических факторов и значительных отличий менталитетов этнических меньшинств.

Становление китайского суперэтноса при всем своем этнокультурном единстве сформировало специфические особенности психологии и менталитета. Мало кто учитывает, что в Китае понятие «государство» («го») существует тысячелетия, а «нация» («миньцзу») - только с 1902 года . Однако формирование этноса началось задолго до констатации последнего и обусловлено влиянием трех религиозных вероучений: конфуцианства, даосизма и буддизма. Именно на трех основных школах мысли строятся китайская культура, менталитет и психология. Известное выражение, что «китайцы с утра буддисты, днем конфуцианцы, а вечером даосы», как никакое другое убеждает в этом. Поэтому конфуцианство, составляя определенную часть китайской культуры, оставляет достаточное место даосизму и буддизму как полноправным учениям. Более того, поскольку в основе трех учений лежит целый ряд общих категорий, то в результате сформировался образный код китайцев . Это обеспечило легкое совмещение и синтезирование в их сознании трех основных школ. Просматривается реальное сочетание различных философских начал в одной системе (синкретизм). Поэтому китайцы, как правило, чаще всего ходят молиться во все храмы. Ни буддизм, ни даосизм никогда не были прозелитскими системами, у них не было стремления обратить других в свою веру, навязать другим свои воззрения. Такое положение исключило возможность возникновения противоречий на религиозной основе.

Констатируя факт отсутствия в Китае конфликтов на религиозной почве, можно с определенной долей уверенности говорить об отсутствии у китайцев глубоких религиозных чувств. При этом первостепенное место в их сознании занимают моральные семейно-родовые ценностные ориентации, а не вера в богов, отношения с которыми строятся на принципе взаимной пользы, в расчете только на получение выгоды . Со всей очевидностью такой характер отношений имеет языческие корни и связан с суевериями: верой в духов, культом предков, магией образов, цвета и чисел, гаданиями и жертвоприношениями. Последнее подтверждается наличием в каждом китайском доме фигур и статуэток высших существ. К их помощи китайцы обращаются при начинании почти всех своих дел. Более того, имеет место широкое распространение системы «Фэн-шуй», вера в счастливые и несчастливые числа и др.

Традиции китайской культуры также нашли свое проявление в синтезе «китайского марксизма» и конфуцианства. Так, руководством Китая в качестве традиционной этической основы китайской государственности и культуры было использовано конфуцианство . В частности, все лидеры Китая, начиная с Дэн Сяопина и заканчивая Си Цзиньпи- ном, выстраивают все без исключения реформы с опорой на традиции, заложенные Конфуцием, что приводит к неизменному успеху. Следовательно, в менталитете современного Китая сохранились традиционные основы духовной культуры . Более того, конфуцианство как часть культуры формирует основу коллективного сознания китайцев, в то время как даосизм реализуется через архетипы в виде коллективного бессознательного. Одновременно, даосское мировоззрение просматривается в виде самого глубинного пласта духовной культуры китайского суперэтноса. Китайские исследователи подчеркивают присутствие в своей культуре и других ее элементов (буддизм, марксизм и др.). Синтез этих заимствованных элементов с традиционными основаниями духовной культуры после глубокой трансформации приводит к единому результату, позволяя менталитету оставаться китайским.

В литературе также отмечается наличие определенных сложностей, связанных с процессами инкультурации, барьером для которой остаются китайские традиции. Так, например, по мнению преподавателя Тайваньского университета Нань Хуа А. Ажинова, христианское проповедничество с целью изменения китайского религиозного сознания к успеху не привело. В подавляющем большинстве случаев китайские традиции, полагает он, не проявляясь во внешней атрибутике, адаптируют христианство под себя, видоизменяя его сущность, выражающуюся в догматике и ритуалах, преобразовывая до неузнаваемости. Это, в сущности, привело к ассимиляции христианства и рождению нового элемента синкретического направления . Имеют место и другие подтверждения того, что китайский менталитет не позволяет его носителям с легкостью воспринимать другие культуры. Более того, китайская культура обладает значительным потенциалом, приспосабливая и трансформируя иные идеологии .

Ранее, при рассмотрении менталитета китайского суперэтноса подчеркивалась роль других этносов, проживающих в потенциально опасных автономных районах Синьцзян-Уйгурский, Тибет и Внутренняя Монголия . Пассионарность и сепаратизм, стремление к свободе просматриваются в менталитете уйгуров, монголов и тибетцев. При этом у тибетцев присутствуют различные формы вялотекущего сопротивления . Многие тибетцы, а их в Тибете проживает 5,4 млн, до сих пор обладают кочевым менталитетом и стремлением к независимости, в частности, к свободе передвижения. В отличие от китайцев они не любят рутинной работы. Содержанием их менталитета остается выполнение исторической миссии поддержания духовной основы «генофонда» буддизма, взятая на себя ответственность за его сохранение в чистоте. Тибетскому буддизму, чья духовная почва была возделана, пришлось выживать, теряя свою идентичность при вступлении в синкретизм с китайской духовностью.

В то же время, 8,4 млн уйгуров, проживающих в СУАР, являются в своем большинстве мусульманами, у которых в менталитете дух независимости находит свое проявление в экстремизме и крайней его форме терроризме. Однако уйгурские движения за истинную автономию или даже независимость не имеют ничего общего с исламским фундаментализмом. Они возникают из желания сохранить культуру, религию и языки своего этноса от подавления и маргинализации . Этому способствует осознание древности своей культуры, передавшей в свое время Чингисхану свою письменность, которая легла в основу монгольской. Очевидно, в культурном и языковом отношении уйгуры ментально осознают себя частью Центральной Азии и тюркского мира. При этом они остаются частью мусульманского Туркестана, самой восточной оконечности исламского мира.

На формирование их менталитета оказали влияние и многовековые тесные связи с буддизмом. Все это нашло свое отражение в чертах и признаках менталитета уйгуров. В то же время, развиваясь в составе китайской государственности, они так и не осознали себя частью «единой китайской нации». Такого рода «множественность» отражается в содержании их менталитета. Более того, культурная близость уйгуров к тюркским народам Центральной Азии и необходимость развития в условиях китайской культуры порождает глубокий этнопсихологический диссонанс.

Внутренняя Монголия не является в данный момент таким проблемным регионом, как Тибет или СУАР. Численность монгольского населения Китая составляет 5,8 млн человек. Идея свободы и независимости в монгольском менталитете получила свое отражение . При этом, исповедание ими буддизма не помешало использованию традиционного мировоззрения - шаманизма. Именно шаманская молитва и верование в тэнгри позволяют монголам проводить обряды и использовать технологию общения с духами. В этом плане они склонны к фетишизму, проникновению в тайный смысл происходящего, что свидетельствует о своеобразной духовно-мыслительной культуре. В ее основе находится учение, сформировавшееся в Монголии в XIII-XIV вв. Согласно ему, начало любого явления или предмета включает две стороны, взаимоисключающих и взаимообусловливающих друг друга.

Определенный интерес вызывают и другие особенности менталитета монголов. Так, например, ими допускаются ошибки в распределении времени, что приводит к невыполнению своевременно обещанного. Более того, обладая низкой работоспособностью, могут начать выполнение работы, когда уже слишком поздно. Близость к природной среде позволяет формировать у монголов практическое панорамное мышление и глубокую интуицию. По этой причине любая вновь поступающая информация ими, как правило, не подвергается глубокому анализу, но хорошо воспринимается в ее системности и целостности. Подводя некоторые итоги сказанному, следует отметить наличие определенного контраста между менталитетом тибетцев, уйгуров, монголов и китайцев (ханьцев). В этом плане обнажаются экзистенциональные проблемы китайского суперэтноса в перспективе. Этнический сепаратизм становится одним из ключевых при рассмотрении вопросов безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Очевидно, построение образа «независимого Уйгуристана», «независимого Тибета» и ряда других базируется на архетипических символах и является псевдо-правдоподобным. Очевидно, старый Тибет как идеальная страна (Шангри-Ла), незаконная оккупация, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость порождают сочувствие и симпатию многих людей в мире. В то же время, такого рода стереотипы являются во многом порождением политического мифотворчества и отрицания всего хода развития истории.

В контексте изложенного становится очевидным, что определение содержания менталитета китайского суперэтноса формировалось в процессе генезиса цвилизации Китая. В итоге сложилась современная матрица, определяющая содержание элементов своеобразной китайской массовой психологии. Последняя представляет собой систему предрасположенностей, установок и готовностей этнической общности проявлять ментальную активность и поведенческие реакции, характерные не только для различных этносов, но и всего китайского суперэтноса в целом. В то же время, в целях

  • обеспечения структурной целостности менталитета и определенности китайского социума;
  • усиления однородности реагирования всех этносов Китая в процессе взаимодействия и удержания в процессе их развития;
  • фильтрации всех негативных воздействий на системные качества менталитета с ориентацией на его матричные основы с последующим восприятием этих воздействий, модификацией или отторжением, китайскому обществу, видимо, предстоит пройти определенный путь. Поскольку менталитет китайского суперэтноса продолжает оставаться слабо исследованной категорией , возникает потребность изучения его в ретроспективе. Представленное в совокупности находит свое преломление в национальной ментальности китайцев }