Особенности менталитета китайского общества, специфика художественной культуры китая

ВВЕДЕНИЕ

В XX веке теоретическая социология, стала более систематизированной, хотя и менее связанной с исторической концептуализацией модерна, высший пик социологическая теория достигла в 60-80-е гг. ХХ века. Эти десятилетия свидетельствуют о ее расцвете во множестве форм, особенно, как сформулировал Д. Александер в 1986 г., в форме "нового теоретического движения", в которое входят неофункционализм, П. Бурдье, А. Гидденс, Ю. Хабермас, другие авторы и направления. Социологическая теория стремится к размыванию своих границ и к взаимодействию, особенно, с социальной теорией. Последняя является одной из главных областей "творчества", куда включается и рефлексивность. В этот период социология культуры стала одним из основных направлений исследования. Предметом настоящего реферата является изучение особенностей Китая.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Территория

КИТАЙ (Zhongguo, английское China), Чжунго, крупнейшее государство в Вост. Азии., площадь которого составляет ок. 9528 тыс. км², столица Пекин. Ок. 3/4 территории государства занимают горы (Тибетское нагорье с высочайшей вершиной Джомолунгма на границе с Непалом, 8848 м; Юньнань - Гуйчжоуское нагорье, Каракорум, Тянь-Шань и др.), равнины занимают лишь 12 %.

Климат на Востоке муссонный, от тропического на Юге до умеренного на Севере; на Западе резко континентальный, засушливый. Исключительное разнообразие ландшафтов: от ледяных пустынь высокогорий на СЗ. до влажных тропических лесов на Ю. и ЮВ.; есть также песчаные массивы, полупустыни (З., СЗ. и центр. районы), степи, тайга (С. и СВ.), смешанные и широколиственные леса (СВ., В. и горные районы). Леса покрывают ок. 12 % территории. Многообразная фауна.

Население по состоянию на 2001 года составляет 1 млрд. 237,1 млн. чел. (ок. 22 % всех жителей Земли). Китайцы (хань) составляют 92 %; проживают также 55 др. народностей: чжуаны (ок 14 млн. чел.), дунгане (хуэй), уйгуры, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы и др. Главные религии: конфуцианство, даосизм и буддизм; на СЗ. распространён также ислам.

История

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет.

В истории Китая выделяются следующие периоды: Ся (ок. XXI-XVI вв. до н. э.); Инь, или Шан (ок. XVI-XI вв. до н. э.); Чжоу (ок. XI в. - 221 г. до н.э.); Цинь (221-206 гг. до н. э.); Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.); Саньго, или Троецарствие (220 - 280); Цзинь (265-420); период юж. и сев. династий (420-589); Суй (589-618); Тан (618-907); период 5 династий и 10 царств (907-960); Сун (960-1279); чжурчжэньской династии Цзинь (1115-1234); монгольской династии Юань (1279-1368); Мин (1368-1644); маньчжурской династии Цин (1644-1911). В 1912 г. провозглашена Китайская Республика, 1 октября 1949 г. - Китайская Народная Республика. Глава государства - председатель КНР, парламент - Всекитайское собрание народных представителей, правительство - Госсовет.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Характеристика культуры Китая, религия, язык

Культура Китая является родиной одной из всемирных самых старых и самых сложных цивилизаций, Китай имеет историю, богатую через более чем 5 000 лет артистического, философского, и политического продвижения. Хотя региональные различия обеспечивают ощущение разнообразия, общности на языке и религии соединяют культуру, которую отличают такие универсально существенные вклады, типа конфуцианства и Даосизма.

С повышением Западной экономической и военной мощи над Китаем, начинающимся в середине 19-ого столетия, однако, некитайские системы социальной и политической организации получили сторонников в Китае: Сунь Ят-сен, Маоизм.

Особенности менталитета китайцев

- конфуцианство

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 - 479 до н.э.). В исторических источниках Конфуций часто именуется Кун - цзы, что означает учитель Кун, число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности можно насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.

Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни - и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно - полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее - в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды.

К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

- даосизм

Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Что может вызывать у человека, знакомого с китайской культурой упоминание о даосизме. Это и стремление к единению с природой, возвращению к первозданной простоте, естественности, отображенное во множестве поэтических текстов и живописных свитков. Это и глубина философских размышлений о сущности бытия и внутренних принципах его вечного движения. Это и таинства даосской алхимии, направленной на создание эликсира бессмертия. И, наконец, это сам человек, следующий даосскому учению, – созерцатель-подвижник и обескураживающий парадоксами юродивый, мыслитель и поэт, политик и ученый. Столь же сложной, многогранной, как и сам даосизм, является и его история, как бы воплотившая в себе принцип единства многоразличного.

- буддизм (как они повлияли на менталитет)

При рассмотрении конкретного процесса распространения китайской культуры за пределы Китая и превращения ее в некоторую культурную универсалию региона нетрудно заметить, что этот процесс совпадает с распространением в странах Дальнего Востока буддизма, который выступал в качестве посредника между китайской и местными традициями и представителя ценностей и норм уже не индийской, а китайской цивилизации. Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую бывал) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством).

Почему именно буддизм выступил проводником китайской культурной традиции? Всегда воспринимавшийся в Китае как учение в достаточной степени чужеродное (хотя бы в силу его индийского происхождения) буддизм подвергся в этой стране мощному влиянию собственно китайской культуры, что превратило специфически китайские школы буддизма в своеобразный продукт межкультурного взаимодействия. Чрезвычайно важен тот факт, что буддизм – мировая религия с выраженной установкой на проповедь своей доктрины, проистекавшей из махаянской доктрины великого сострадания бодхисаттвы, дающего обет спасти все живые существа. Это делало буддизм гораздо более активным в отношении своего распространения за пределами Китая, нежели китаецентричные и не заинтересованные в проповеди своих учений конфуцианство и даосизм.

Именно буддизм из всех идеологических течений Китая был меньше всего связан с китайской официальной идеологией и правящими кругами Государства Центра (т.е. он не мог использоваться в качестве орудия политического давления), что также способствовало его популярности в качестве средства приобщения к китайской культуре у народов Восточной Азии, особенно у тех, кто подобно вьетнамцам регулярно отстаивал свою независимость в вооруженных столкновениях с могучим соседом.

Буддизм сыграл решающую роль в формировании дальневосточной (восточноазиатской) историко-культурной общности, продолжая оставаться важным фактором духовной, культурной, а подчас и политической (характерный пример – японская Партия Чистой Политики, Комэйто, тесно связанная с религиозно-общественной организацией Сока Гаккай, ориентирующейся на учение школы Нитирэн-сю) жизни стран этого региона и в настоящее время.

Тибет создал уникальную цивилизацию, в основе которой лежал буддийский проект. Это была культура духовности без коммерции, йогической практики во имя блага всех существ и схоластической учености, не озабоченной утилитарным применением своих достижений. Тибетские ученые монахи и йогины не только сохранили сокровища индийской культуры, почти забытые в самой Индии, но и преумножили их своими философскими, логическими, грамматическими и мистико-созерцательными трактатами. Буддизм способствовал смягчению нравов: уже через несколько столетий восприятия буддизма тибетцы перестали быть воинственным и свирепым народом, доставлявшим много беспокойства своим более мирным соседям и направили свою энергию в область духовной практики, ученых занятий, философских диспутов и медицины. Позднее такую же трансформацию пережили и монголы, познакомившиеся с буддизмом именно в его тибетской форме.

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX века и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам – ни на монотеистические “авраамические” религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги “образованной публики”) увидели религию без Бога или богов в привычном смысле (дэвы буддизма – просто один из видов живых существ, подверженных рождению и смерти), религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем и божьем суде доктриной причинной обусловленности и “законом кармы”).

В настоящее время буддизм уже не является чисто восточной религией. В Германии и во Франции он уже стал третьей по многочисленности конфессией, существует Европейский Буддийский Союз (EBU – European Buddhist Union), регулярно проводящий свои конгрессы в престижных центрах европейских столиц. Но какова же возможная роль буддизма в контексте мировой цивилизации в наступающем столетии? Как ни неблагодарны подобного рода прогнозы, рискнем предпринять попытку сделать некоторые прогнозы.

Бизнес с китайцем

Многочисленные этнографические исследования показывают, что солидарность является одной из характерных черт китайцев. Данное обстоятельство может быть проиллюстрировано на следующем примере, в условиях миграции часть из них “растворяются” в местном населении, не обременяя себя ответственностью за судьбы земляков, в другие - строят стратегию выживания на взаимной поддержке и компактном проживании.

Классической иллюстрацией последнего варианта служат широко известные Китайские кварталы (Chinatowns), созданные в начале века китайцами, дискриминация которых в США была неприкрытой и неограниченной. Спустя годы эти районы стали очагами быстро растущей самозанятости и этнического предпринимательства с опорой на групповую этническую солидарность

Другой показательный пример. Помимо неприятия принимающей стороной, важную роль играет степень культурной и лингвистической дистанции между мигрантами и аборигенами. Если мигранты способны “раствориться” в местной среде, то шансы возникновения в их рядах групповой солидарности значительно снижаются. Впрочем, не будем забывать, что лингвистические и культурные вариации старожилами расцениваются в терминах “многообразия” реальной действительности, тогда как различия с “пришлыми” - в духе “чуждости” и “инакости”, отчего совместная жизнь делается дискомфортной 8

Разделяющая культурная дистанция (и при отсутствии лингвистических трудностей) фиксируется у нас все отчетливее. Даже по отношению к приезжающим русским как рефрен звучат фразы: “русские узбеки”, “онемеченные русские”, “казахстанские русские”. К тому же, в обыденном сознании оставляют след отличительные особенности трудовой этики мигрантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представляется возможным выделить следующие основные характеристики современной китайской культуры.

Стремление новыми средствами и в новых условий возродить и переосмыслить национальную традицию, сделав ее ценности жизнеспособными в условиях XX века.

Установка на истолкование традиционной культуры в категориях западной философии для уяснения горизонтов ее жизнеспособности и плодотворности в контексте вызовов современного мира. Подчеркивание как национального, так и универсального характера ценностей традиционной китайской культуры.

Выяснение специфики национальной традиции через ее сопоставление с интеллектуальной и культурной традиции Запада и постепенный переход вначале к синтезу китайской и западной мысли при доминирующем значении первой, а затем и введение национальной традиции философствования в западную на правах равноправного участника современного философского процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большой Советский Энциклопедический словарь;

2. Социологический словарь

3. Социология под ред. Ядова

4. Словари Яндекс;

5. http://oriental.ru/.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. МЕЧНИКОВА

Филологический факультет

На тему « Особенности китайского менталитета»

По дисциплине «Основы межкультурной коммуникации»

Студентки 3 курса

филологического факультета

русского отделения

Степановой Светланы

Одесса 2016

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Я думаю многие живущие в Поднебесной иностранцы рано или поздно встречаются с феноменальным явлением китайского общества, а именно с его системностью. Китайский менталитет такой, что жители Поднебесной делают все как будто по одному алгоритму, по одной схеме.

Система — это четко структурированная иерархия действий, которые в общей совокупности приводят к единому результату. Так вот, каждый китаец — это болтик, который держит могущественную и несокрушимую коммунистическую империю во всей своей красе. Сама по себе системность является неотъемлемой частью любого государства, но то как это выглядит в Китае — это абсолютный идеал мирового общественного порядка.

Многие думают, зачем об этом писать — это итак понятно, вовсе не удивили и вообще зачем посвящать этому целую статью. Но дело в том, чтобы понять насколько в Китае все это замкнуто по сравнению с другими странами — нужно только лишь самим столкнуться с этим. Особенности характера китайцев вызывают неподдельный интерес.
Не помогут вам никакие связи, ни друзья, ни знакомые. Если в системе прописано, что вы лаовай — то вы по определению лаовай. Если начальник сказал делать глупость — ее надо делать, и не потому что вы дурачок, а потому что слово начальника всегда последнее. Если у вас забрали паспорт на визу и выдали взамен официальный документ заменяющий его — вам не поменяют номер телефона, привязанный к банковской карте, потому что этот документ китаец никогда не видел. Если в супермаркете вы хотите «защитить природу» и использовать один целлофановый пакет вместо двух, при взвешивании товаров, — вам не разрешат этого сделать — потому что так глаголит система! Все это в совокупности представляет собой мощную стену противоречий, которая отбивает от себя здравые идеи и новшества. Менталитет китайцев ни за что не позволит им нарушать эту системность.


Китайская государственная система контролирует население Китая, все происходящее в стране, да и за ее рамками. Конечно, проповедующие свободу свобод европейцы, американцы придут в ужас от такой государственной монополии на жизнь каждого находящегося в стране человека, но есть в этом и хорошие стороны. Так, например, благодаря тому что на каждые пять метров расставлены камеры видеонаблюдения с новейшими системами распознавания лиц, китайцы побороли терроризм, а преступность и вовсе если встречается, то только в виде мелких карманников. Люди спокойно носят в сумках миллионы юаней и даже не могут подумать о том, что на них может кто-то напасть. Система в Китае имеет место быть, потому что такое количество людей нужно контролировать — это бесспорный факт с которым я полностью согласен. Есть другой нюанс — назовем его «системностью китайского мышления». Цель одна, а вот как к ней прийти — существует множество разных способов, но тут то и дело, что у китайцев этот способ только один — как прописано в инструкции. Если там уже есть установка — никто мозг включать не будет, и это очень странно, это вопиюще! Потому что когда начинаешь сам сталкиваться с этим — задаешь себе тысячу вопросов: «Почему вы такие, ребята?». Конечно же нельзя говорить, что все китайцы такие — но все же часть жителей Поднебесной мыслит только системно — это и есть главная особенность китайского менталитета.

Если вы столкнулись с прямым отказом, не спешите сдаваться. Менталитет китайцев не такой прямолинейный как наш — нужно объяснять ситуацию, приводить примеры, требовать обратиться к начальнику за консультацией. Вы постепенно начнете замечать, что болтик все-таки можно немного подкрутить — конечно же если ваши требования законны и не противоречат устоям китайского общества.
Многие иностранцы, требующие должного внимания к себе, в Китае начинают приходить в ужас от того, что им абсолютно не включая мозг могут сказать «нет», но, опять же, все это легко объясняется и тем фактом, что население в Китае около 1.5 миллиарда, и если бы на каждый запрос приходилось придумывать свою версию решения — китайские работники просто сошли бы с ума. Важно надавить на тот фактор, что вы не такой как они, что вы иностранец и требуете к себе должного внимания.
Никогда не взрывайтесь в эмоциях — население Китая этого не любит, это не принято в Поднебесной. Держите все при себе. И даже если вы видите, что сейчас перед вами находится абсолютно не понимающий вас человек — сделайте мудрее — обратитесь к его начальству и вы заметите как все станет проясняться само собой. Я повторюсь, Китай он не прямолинейный, здесь необходимо проявлять смекалку!
Вот такой вот он, феномен «китайской системности» во всей красе! Боритесь и вы обязательно поборете!

Китайский менталитет, логика, привычки разительно отличаются от европейских. Этот список поможет избежать культурного шока.Первая, и самая отличительная особенность – физиология и все, что с ней связано.

У китайцев нет на это никакого табу – нужду справляет каждый где ему вздумается. Конечно же, общественных туалетов понастроено на каждом шагу, и никому не придет в голову брать за них деньги, как некоторые. Но вид писающих прямо посреди бойкой улицы или рядом с кафешкой детёнков никого не смущает уж точно. У детей разрез снизу на штанишках, по идее, для того, чтобы менять подгузник, но безалаберные родители зачастую оставляют чадо гулять просто так, голопопым.

В обиходе отрыжка, сморкание, плевание, пускание газов и прочие радости. Причем особенно “мило” это выглядит на разукрашенных девочках-принцессках. Все постоянно издают громкие и отвратительные звуки при еде, после нее и между едой. Говорят – “нельзя сдерживать себя, там злые духи сидят!”. Оглушительное чихание – по-моему, один из видов национального спорта – кто громче.

Принято по неписаному закону, что мальчики покупают для своих девочек прокладки, а девочки – презервативы. Вид очередного модника с хостохэиром на голове, всего надушенного и наряженного, состредоточенно выбирающего прокладки макси меня всегда дико веселит. Нормально, если вы живете в семье с родителями, и мама покупает вам презервативы (о ужас….)
Холод.

Это то, что дико бесит, что в Японии, что в Китае и не поддается логике. В холодное время года в магазинах, кафешках, гостиницах etc. двери и окна нараспашку. Видимо, чтоб никто не подумал, что они вдруг закрыты. Центрального отопления нету, точнее, есть ооочень редко. Из-за этого всего в общественных помещениях стоит пронизывающих холод. Азиаты греют себя, тело, а не помещение. Врачи, студенты, обслуживающих персонал, все-все-все работают, трясясь от холода, в уличной одежде с униформой поверх. Я упорно не понимаю, почему нельзя закрыть окно и дверь – ведь в помещении все равно станет теплее? Но слишком они любят свежий воздух. C судорогой вспоминаю ледяной туалет в нашем хостеле в Токио, окно которого постоянно было открыто, сколько не закрывай. Не знаю, кто это делает. Тоже духи, наверное. Мы, наплевав на дичайшую сухость кожи, никогда не выключаем кондиционер, но горничная в наше отсутствие всегда открывает настежь окна. Жарко вам, бедные, – говорит. Самый срыв у меня произошел в Шанхае, когда нам дали огромный номер, в котором можно было спокойно хранить мясо замороженным. В поисках источника ветра и мороза было обнаружено, что мудрые люди тупо просунули шланг от кондёра в приоткрытую створку окно. Соответственно, окно нет возможности закрыть и ветер радостно гуляет по комнате. На мои возмущения работники отеля реагировали с нескрываемым удивлением. “Не холодно”, - говорят. “Спите”. Заткнули дырку полотенцами, пожимая плечами. Но все равно это была самая холодная ночь в моей жизни. Мы устроили из одеял вигвам и спали там, вцепившись друг в друга, как коалы. Наутро мы сменили номер на маленький, но без национальных особенностей.
Еда.

Да, всякое едят. И скорпиончиков, и гусениц. Но это скорее деликатес, для интересу. Тут интересней другое – едят всё время и просто в невероятных количествах. Любая стройная куня съедает за один присест тазик рамена и обед из 10 блюд, показывая чудеса азиатского метаболизма.

Чоудофу. Если были когда-нибудь на китайском рынке, первое, что сбивает с ног в прямом смысле – дикая вонь от жарящегося чоудофу – “вонючий тофу” дословно. Это старый заплесневевший тофу, деликатес опять же. Как сыр с плесенью. Мои подружки говорят, что не едят такое, но уверяют, что это дико полезно.

Во время еды весь мусор скидывают на пол. “Мы же не свиньи рядом с едой класть отходы!” – говорят.

Интересные стереотипы о еде: уверяют, что картошка способствует хорошей фигуре, например.

Все время пьют горячую воду! Это вообще панацея от всего – и для пищеварения, и от горла, и согревает, и худеешь. На собственном опыте знаю, что именно горячую воду советую пить китайские доктора от всего. Даже если нога отвалилась. Поэтому все ходят с кавайными термосами. Воду можно попить везде – диспенсеры и термосы с водой стоят для всеобщего пользования в любом месте.Одежда и стиль.

Все носят угги всех модификаций и не парятся. Угги стоят 25-30 юаней.

В китайскую зиму (ноль, плюс десять) носят кучу одежек (см. пункт Холод). Очень модно махровое исподнее, всякие нижние кофточки с длинным рукавом и леггинсы с мехом внутри. Мне на работе выдали такое, для принцессы, ношу и радуюсь.

Что не может не радовать – хоть как ты не оденься, никто пальцем показывать не будет. Бабули гоняют в шортах хеллокитти, бизнесмены в розовых кедах, модные куны с женскими сумками.

Азиаты обладают потрясающим даром сочетать вещи и цвета. То, что смотрелось бы нелепо или пошло на европейке, на азиатке будет премило.
Отношения.

Ну, как обычно, не принято целоваться на людях.

Если парочка начала встречаться, это в 90% случаев на всю жизнь. Перебирать партнеров – моветон.

Девущка при этом имеет право встречаться с несколькими парнями одновременно, если она не решилась еще. Парень такого преимущества не имеет.

Нормально, если девушка в баре пришла с парнем, а флиртует с другим. Выбирает.

Парни любят стройных девушек. Девочки жалуются мне, что никто не будет встречаться с пухлой девушкой.

Парни в свою очередь жалуются мне на ветренность и огромные требования девушек.

Видела передачу, где спрашивали у парней до 25 лет – кого они бы выбрали в девушки? 95% хотят иностранку, но только блондинку.

Согласитесь, национальный характер определяет не только поведение представителей какого-либо народа, но и во многом формирует основы его внешней политики. Знание и понимание характерных черт менталитета позволяют правильно оценивать ситуацию, делать выводы, а также интерпретировать и предугадывать те или иные действия со стороны рассматриваемого государства. В предыдущей статье была вскользь затронута тема миропонимания китайцев. Вопрос очень интересный, обширный и, безусловно, заслуживающий более подробного анализа.

Столь своеобразный менталитет китайцев сложился в результате влияния многих факторов: изоляции от внешнего мира, специфической письменности, тяжелых условий ведения сельского хозяйства, религиозных и философских учений. Какие же основные черты национального характера жителей "Поднебесной" можно выделить?

Замкнутость. Склонность к интроверсии проявляется у китайцев на самых различных уровнях: от личностного до государственного. Дурным тоном считается открытое проявление эмоций, более того, они подменяются сложным комплексом этических ритуалов, что в глазах европейца может выглядеть как лицемерие. Если один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действи­тельности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китаец ведет себя специфически: сохраняет неподвижными положе­ние лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится со­всем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепо­ту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Лицо остается беспристрастным или выражает елейность. Китайцы избегают смотреть прямо на собесед­ника, потому что по их представлениям так делают только вра­ги или ненавидящие друг друга люди. Очевидно, именно эта черта национального менталитета сохраняла Китай закрытым от внешних связей на протяжении большей части его истории. Неприхотливость. Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Ис­покон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в повседневности. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении ши­роко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В резуль­тате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, стали целым комплек­сом взаимосвязанных черт их национального характера. «Рис и овощи для еды, вода для питья, да голова на плечах — вот, что необходимо мне для счастья». Конфуций.

Склонность к простым логическим конструкциям. Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чу­ждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает пред­почтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принци­пами, его логика отличается высокой предметностью, показате­лем чего являются, например, пословицы и поговорки. «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». «Пришло счастье — будь бдителен; пришло горе — будь стоек», — гласит китайская мудрость.

Предприимчивость. «Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит про­фессия парикмахера, повара или портного, — описывает японский профессор Хаясэ адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. — Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячее торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастает постоянными потребителями и заводит на них бухгал­терскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему уда­ется получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобре­тения лавочки. Потом он превращается в оптового торговца, которым безденежные люди предпочитают расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретает участок земли и строит на ней фабрику, нанимает работников». По этой причине в большинстве стран Юго-восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импорт­но-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии — китайского происхождения.

Коллективизм. Сложные климатические и природные условия страны, осо­бенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психоло­гические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и пережи­вания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Прагматичность. Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах гипертрофированную бережливость, прагматизм и расчетливость. Прагматичный китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели. В условиях постоянного недоедания выросли поколения, которым было важно не тратить лишнюю энергию.

Мифологизированный полководец Чжугэ Лян, описанный в китайском аналоге «Войны и мира», книге «Троецарствие», совершает, по мнению китайцев, поступки, достойные подражания. Своеобразие моральных устоев жителей Поднебесной может подчеркнуть эпизод, описывающий бегство отряда Чжугэ от преследующих его врагов. На ночь преследуемые, уставшие и голодные воины находят убежище в доме владельца придорожной харчевни. На следующий день бедняк и его семья, поделившиеся с Чжугэ Ляном последней едой, будут убиты его солдатами. Чжугэ принимает такое решение из опасения, что преследователи, допросив его благодетеля, смогут узнать направление движения отряда Чжугэ. Союзник — временно выгодный партнер, в понятии китайских стратегов. Получив все выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило объявить о своих претензиях к нашей стране. Нынешнее состояние российско-китайских отношений базируется на определенном балансе взаимных интересов.

Жестокость. По мнению многих этнопсихологов, ввиду жесткого подавления индивидуального начала и строгих норм поведения у представителей азиатских народов, и у китайцев в частности, накапливается большое количество внутренней агрессии. Так описывает свои наблюдения одна наша соотечественница, прожившая несколько лет в Китае: "Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости – один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, – и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных. Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»– спрашиваю мужа. «Не знаю…» – напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и – все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже– с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось. Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение – и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: "Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите – офицеру! Скажите!"

Письменность. Как было сказано выше, не последнюю роль в формировании психологического портрета китайцев сыграла письменность. Во-первых, язык изолировал их от других людей и за 5 тысяч лет создал огромные различия между Китаем и всем остальным миром. Во-вторых, существует зависимость между письменным китайским языком и мышлением жителей этой страны. Иероглифы в некотором смысле защищают Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Иностранные слова, записанные при помощи иероглифов, приобретают новое содержание. Так, название американского напитка «кока-кола», записанное при помощи 4 иероглифов «ке коу ке ле», буквально переводится как «можешь рот, можешь радость». Зависимость между китайским мышлением и письменным языком хорошо можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков — «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира.

Не такие, как мы. Китайская ментальность — зеркальное отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Белая стрелка в компасе китайцев показывает на юг, порядок слов в китайском предложении прямо противоположен порядку слов в большинстве языков мира, китайский цвет траура — белый. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость — это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему. Классическим подтверждением этому может явиться интервью, данное Мао Цзэдуном американскому журналисту, о том, как в 1950 году ему прислуживал лично И.В. Сталин: во время визита в Москву, на котором китайский лидер вымаливал у советского руководства помощь (в том числе и в создании китайского ядерного оружия), на «ближней даче» Сталин, выполняя роль гостеприимного хозяина, лично подал Мао чай и перед сном застелил ему постель. Эти действия Мао Цзэдун затем истолковал как стремление советского руководства услужить Китаю, а лидера величайшей страны, разгромившей фашизм, представил как своего личного денщика.

Китай - давний сосед России на Дальнем Востоке. История взаимоотношений между нашими странами насчитывает порядка 350 лет, за это время были как периоды мирного сосуществования, так и поры противостояния и конфликтов. Для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и определять приоритетные направления внешней политики по отношению к Пекину, необходимо понимать психологию его населения, его ценности и мотивы. Особую важность это приобретает сейчас, когда восточный сосед оказывает все большее влияние Россию и все мировое сообщество.

В качестве материала для публикации использовались работы преподавателя Военного университета, подполковника, Ю.О. Сердюка и доктора психологических наук, профессор а, полковника, В.Г. Крысько, а также

Отношение к жизни, деловым отношениям и взаимодействию в обществе у китайцев практически прямо противоположное, чем у европейцев или американцев. Это отражается на каждом действии жителя Поднебесной. По заверениям всех бизнесменов и тех, кто жил в Китае, понять их менталитет тяжело. Он настолько разнообразен и многогранен, зависит от религии, исторической памяти и устоявшихся традиций.

Отношение в социуме

Менталитет китайского народа ярко проявляется при взаимоотношениях внутри коллектива, предприятия, семьи. Главное отличие – каждый китаец имеет множество личностных связей с другими людьми. Это прямые и непрямые родственники, коллеги, партнеры, друзья, соседи. Они все постоянно взаимодействуют между собой. Для китайца нормально иметь множество знакомых людей, с помощью которых он может сделать практически что угодно. В предпринимательстве обширные связи очень помогают. Китаец никогда не будет брать кредит в банке, если есть возможность одолжить у знакомого или родственника. Точно также они охотно дают деньги в долг. При помощи своих связей они решают вопросы и проблемы, продвигают бизнес интересы и находят партнеров.

В Китае не принято выделять себя из общности. Исторически сложившийся коллективизм отодвигает интересы индивида на задний план. Этим можно объяснить участие жителей в ликвидации последствий стихийных бедствий, в постройке промышленных и экономически-выгодных объектов, в развитии сельского хозяйства.

В плане бизнес отношений китайцы придерживаются этих же принципов. Для них важно, чтобы компания развивалась. Себя они воспринимают, как часть механизма и порой готовы жертвовать личной выгодой на благо великой цели.

Взаимоотношения

Согласно религиозным течениям, которые развиты в Китае, существует вертикальная плоскость взаимоотношений «старший-младший» или «начальник-подчиненный». Менталитет Китая в данном плане весьма показателен. Начальник или директор обладает непререкаемым авторитетом среди работников. Его указания выполняются беспрекословно. Даже, если начальник младше подчиненного, отношение к нему не изменится. Такая же тенденция наблюдается в семейных отношениях. Дедушки и бабушки почитаются, как хранители семейных ценностей и традиций. Забота о них ложится на плечи детей и внуков.

Отметим, что при деловых переговорах, важно понимать, кто принимает решения и является непосредственным начальником. Ведь можно все детали и нюансы обсудить с нижестоящим представителем, а потом обнаружить, что его начальник не собирается соглашаться на ваши условия.

Отношение к иностранцам

Исторически сложилось, что китайцы считают свою страну центром мира, а остальные народы – это «варвары», которые не достигли уровня развития и понимания мироздания. В последние десятилетия отношение немного изменилось, и Китай перенимает лучшие технологические новшества. Иностранцев воспринимают, как источник наживы. Бизнесмены и туристы часто говорят о том, что китайцы – искусные торговцы и способны обмануть так, что никто и не поймет.

Особенности китайского менталитета основаны на получении прибыли в данный момент. Конечно же, присутствует момент стратегического планирования и предположительного развития. Но не обязательно все пройдет так, как описали китайские партнеры. Китайцы любят торговаться, но никогда не упустят своей выгоды. Если они поймут, что вы заинтересованы в партнерстве в большей степени, чем они – никаких скидок, дисконтов и лояльных условий вы не дождетесь.

Отношение к работе

Каждый китаец привык с пеленок, что нужно постоянно выживать, находить пути наиболее экономного и обоснованного решения проблемы. Этому учат и религия и философские учения. Каждый китаец очень трудолюбив и не приемлет оправданий, вроде «лени». Китайский менталитет в бизнесе сводится к постепенному развитию, экономии ресурсов и получении всего необходимого как можно дешевле, в оригинале – бесплатно, в счет будущего партнерства и развития. Эта уникальность народа Поднебесной отражается и в политике. Страна постепенно развивается, собирает интересное, новое и важное. Очень часто технологии и помощь они получают бесплатно, взамен на дружеские отношения.

Партнерство с китайскими компаниями

Тонкости ведения переговоров и партнерских отношений требуют от предпринимателей пристального внимания к деталям. Мы опишем некоторые правила, которые характеризуют китайский этикет на переговорах :

  • На первой встрече не разговаривают о делах. В идеале, первое знакомство лучше провести в неформальной обстановке, говорить об интересных вещах, строить доверительное отношение;
  • Готовьтесь к нескольким встречам в переговорном процессе. Редко, когда все вопросы решаются за один раз;
  • При приветствии китайцы пожимают руки или могут сделать легкий поклон;
  • Визитки передают и принимают двумя руками. Принято рассматривать недолго, а затем аккуратно спрятать на виду у партнеров;
  • У китайцев принято дарить подарки. Преподносят и получают их также двумя руками. Как правило, дарят лидерам встречи и помощникам. Если вы желаете произвести благоприятное впечатление – подарите каждому участнику делегации недорогие презенты. В ответ вас тоже одарят. Если нет – переговоры провалились;
  • Китайцы завышают стоимость товаров, услуг в разы. Будьте готовы мягко торговаться и отстаивать интересы.

В отдельной статье вы можете подробно познакомиться с тонкостями сотрудничества с китайцами.

Выполнение обязательств

При хорошо налаженных отношениях, китайцы соблюдают графики поставок и изготовления. Особенно, если они желают выказать вам уважение или дружеское расположение. Такая сфера бизнеса, как , очень сильно зависит от личностного отношения между отправителем и получателем. Многие отечественные бизнесмены, работающие с Поднебесной, подтверждают, что постоянно находятся на связи с партнерами, обсуждают деловые и личные интересы, разговаривают, чтобы развивать дружбу и взаимопомощь.