Кому дают клятву врачи. Что скрывает клятва Гиппократа

Является основой основ врачебного дела. Основные правила для врача озвучены уже давным-давно в клятве Гиппократа. Доброго времени суток, друзья! Сегодня я решила написать немного неформальный пост, который хочу посвятить, пожалуй, самой известной из всех клятв — клятве Гиппократа.

Не каждый человек, не связанный с медициной, имеет полное представление об этой клятве, только лишь отдаленные предубеждения, с ней связанные. Очень часто приходится слышать такое: «Ну ты же врач! Ты давал клятву Гиппократа!», при этом люди, которые так говорят, требуют незамедлительного бесплатного ответа на ЛЮБОЙ медицинский или парамедицинский вопрос, не относящийся к профилю врача. А по сути человек абсолютно не знает, что именно давал или не давал врач в этой клятве.

Почти все, кто так или иначе сталкивался с врачами, уверены, что каждый из них обязан быть высокопрофессиональным специалистом, быть добросердечным и внимательным, а также иметь врожденное отвращение к деньгам. В представлении обывателя врач представляется неким ангелоподобным существом, которое питается манной небесной и, подобно Данко, отдает все свое сердце народу. Сегодня к клятве Гиппократа апеллируют все кому не лень, чтобы упрекнуть врача и напомнить ему, что он просто обязан помогать людям безвозмездно, в ущерб себе и своим близким.

Очень надеюсь, что после прочтения этой статьи, возгласов подобного рода станет меньше.

Прежде всего хочу сказать, что клятву Гиппократа ни один врач в нашей стране не дает, да и в других тоже. В конце обучения на общей линейке толпа новоиспеченных врачей (около 200-250 человек) хором произносит «Клятву врача России», мне эта процедура напомнила посвящение в пионеры в свое время, в рядах которых в свое время мне посчастливилось побывать. Поэтому если вы услышите в ответ: «А я не давал клятву Гиппократа!», то это будет чистейшая правда.

В других странах также имеются различные виды клятвы Гиппократа. В США и Европе действует «Профессиональный кодекс врача». В Израиле — «Клятва еврейского врача».

Такая разная клятва Гиппократа

Итак, текст клятвы Гиппократа на русском звучит так:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

Как видите текст совсем не подходит для настоящего времени. Поэтому его видоизменили, взяв из клятвы Гиппократа только основные постулаты, добавив еще несколько пунктов.

Вот так звучит «Клятва врача России», которая вошла в состав статьи 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым
    • оказать медицинскую помощь,
    • хранить врачебную тайну,
    • внимательно и заботливо относиться к пациенту,
    • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям,
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам,
  • обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента,
  • и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
  • беречь и развивать благородные традиции медицины».

Как вы успели заметить, ни в клятве Гиппократа, ни в клятве российского врача нет обещания быть нищим и голодным, а также отдавать всего себя служению обществу. Так почему же у нас в стране сложился такой отрицательный образ врача? На самом деле, все идет с советских времен. Помните изречение наркома здравоохранения СССР Семашко Н.: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны»?

Вот с этого времени и появляется имидж врача-бессребреника. С этого времени обществу вдалбливалась идея, что врач должен отдавать все и ничего не ждать взамен. К слову скажу, что сам Гиппократ, его коллеги и ученики были одними из богатейших людей того времени. Тогда получить медицинскую помощь мог только обеспеченный человек.

У Гиппократа имеются советы молодым врачам, в которых обсуждается момент вознаграждения. Ниже я привожу их цитатой.

«И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы»

Таким образом он учил брать с человека согласно его сословию и благосостоянию, а бедных и неимущих иногда лечить бесплатно. Или вот еще:

«Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании — быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности»

Так почему же врач не может сам устанавливать себе цену за услуги? Почему шуты, бродячие актеры и танцовщицы, которые считались в средневековье низшим сословием, сейчас получают на порядок больше и при этом ни за что не отвечают, не несут никакой уголовной ответственности? А ведь чтобы врачу быть на высоком уровне, ему нужно постоянно учиться, покупать литературу, ездить на конференции и конгрессы, а подчас это происходит на добровольных началах и за свой счет.

Все, что может оплатить больница, это повышение квалификации 1 раз в 5 лет. А остальное ее не волнует. Вот и сидят врачи на своих рабочих местах и не жужжат. Но ведь общество этот факт не воспринимает. «Ты сам выбрал такую жизнь. Ты давал клятву Гиппократа!», — негодует оно.

Представляете, что будет, если все врачи сговорятся и уйдут из профессии? Такая тенденция, кстати, уже есть. Молодежь совсем не хочет идти на рабочие места по специальности, они-то не выбирали, это родители за них выбрали. И я их прекрасно понимаю.

Вы не думайте, что я сейчас выгораживаю свою братию и жалуюсь на жизнь. Все, что нужно врачу, так это то, чтобы его считали обычным человеком. Ведь в жизни есть разные люди — честные и не очень, добрые и злые, отзывчивые и бессердечные. Ведь врач — это только профессия, способ зарабатывания денег на жизнь, но никак не способ самопожертвования.

Встретив прохладное отношение врача, не торопитесь записывать его в «плохиши». Вполне возможно, что, как и у каждого человека, у него проблемы со своим здоровьем или здоровьем детей и близких, а может, у него конфликт с начальством или он просто не выспался, потому что всю ночь пробыл на тяжелом дежурстве. Не многие знают, что врачам не дают отдыхать сразу после дежурства, обычно в это время рабочий день у него растягивается на 1,5 суток, и вполне возможно, что за все это время он может поспать всего пару часов.

Медицина стала уже давно сферой оказания услуг, цена которых основывается на качестве и объеме. Если вы думаете, что сможете получить услугу высококлассного специалиста бесплатно, только лишь из-за того, что его связывает какая-то клятва, то вы глубоко ошибаетесь. Будьте реалистами! Нет сейчас качественной бесплатной медицины, а если и есть, то где-то в параллельной вселенной.

Думаете, мы сами врачи пользуемся бесплатными услугами? Не тут-то было. Коллеги коллегами, а деньги врозь, как говорится.

А напоследок хочу привести слова всем известного офтальмолога С. Федорова:

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» — это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь — кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях — абсурд!»

Следите за своим здоровьем смолоду и не болейте.

С теплотой и заботой, эндокринолог Диляра Лебедева

Клятва Гиппократа — клятва, распиаренная древнегреческим целителем Гиппократом. Многие современные пациенты современных врачей уверены, что врачи обязаны их лечить и вообще всячески угождать по причине того, что давали эту самую клятву.

Дают ли врачи клятву Гиппократа?

Почему?

Потому что клятва Гиппократа была записана и начала распространяться Гиппократом примерно в 300 году до нашей эры и с того времени утратила свою актуальность по причине того, что современная медицина уже далеко не та и вещами, которых касается эта клятва, занимается иначе или вообще не интересуется.

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Как можно видеть из этой части, врач обязуется делиться своим доходом с наставником, а также бесплатно учить его детей, если это будет нужно. Понятно, что в современном мире эта часть уже утратила актуальность.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Здесь говорится об отказе от проведения эвтаназии и абортов, что в современном мире является довольно спорными вопросами и в разных странах запрещено или разрешено, а значит, регулируется не клятвой, а законодательством. Законодательство разных стран так же разрешает вопросы возможной интимной связи врача и пациента.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

А вот третья часть клятвы нисколько не потеряла актуальности и в наши дни — врачи и больница в целом обязаны хранить врачебную тайну. Но этот вопрос в наше время тоже регулируется законами.

Обязан ли врач лечить бесплатно?

Согласно клятве Гиппократа — нет. Древний врач должен был зарабатывать столько, чтобы еще и с наставником делиться. Современные же врачи, которые клятвы Гиппократа не дают, с наставниками делиться доходом не обязаны, а предоставляют свои услуги платно или бесплатно согласно законодательству в их стране, а также внутренним регламентам лечащих заведений.

Дают ли современные врачи какие-либо клятвы?

Опять же, в зависимости от страны. В России с 2011 года выпускникам медвузов предлагается принести «Клятву врача», что не является обязательным. В клятве уже не упоминаются древнеримские или древнегреческие боги, разрешено делать аборты и все еще запрещена эвтаназия. Но стоит понимать, что принесение какой-либо клятвы фактически не обязывает давшего ее человека придерживаться ее, поскольку наказания за нарушение не предвидится, пострадать может разве что честь или авторитет клятвопреступника.

Гиппократ , живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче , О благоприличном поведении . По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием , Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание , текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача , которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.

С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.

Юлий Крелин

ДОКУМЕНТЫ

Факультетское обещание

(дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

Женевская декларация

(1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Клятва российского врача.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа . В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Г иппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении », «Об искусстве», в «Афоризмах» , написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы - чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников (до этого медицине обучали сыновей или за "службу" при храме). Ему же принадлежит высказывание: " Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения - это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные ". Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:


Похожая информация.


Если врач совершил ошибку, халатно отнесся к своим служебным обязанностям или нарушил этические нормы в профессиональной деятельности, чаще всего ему припомнят нарушение клятвы Гиппократа. Более того, врача, который занимается откровенной уголовщиной, упрекают несоблюдением все той же клятвы Гиппократа, хотя его действия зачастую подпадают под действие УК. Что же это за клятва такая, о которой почти все слышали, но мало кто задумывался о том, кто и зачем ее вспоминает?

В подавляющем большинстве случаев клятва Гиппократа ассоциируется с беззаветным служением врача людям и его преданностью идеалам гуманизма, бескорыстия и самопожертвованием. Практически все, кто сталкивался в своей жизни с медицинскими работниками, уверены, что врач обязан быть высокопрофессиональным специалистом, добрым и отзывчивым человеком и иметь отвращение к деньгам. В общем, собирательный образ врача в наших к нему требованиях - ангелоподобное существо, питающееся нектаром и готовое «гореть самим, светя другим...». Почему? Так ведь это написано в клятве Гиппократа!

Клятву Гиппократа используют все, кому не лень, чтобы подчеркнуть, что врач изначально, по сути выбранной ним профессии, обязан служить (!) людям безвозмездно (т.е. даром), жертвуя собой и благополучием своих близких. Почему? А опять же: «Он принимал клятву Гиппократа!»

Давайте сначала разберемся с самой клятвой Гиппократа, а после этого решим, зачем и кто пользуется этой клятвой и для чего он это делает. Давайте не будем доверять ссылкам, а прочитаем текст в оригинале:

« Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Ilium nempe parentum meorum loco habitumm spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.

Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Casie et sancte colam et artem meam.

Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque а anа fidei meae commissa.

Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam».

Не хочу обидеть пользователей портала, но все же рискну предположить, что многим из них латынь не преподавалась в среднеобразовательной или высшей школе, поэтому предложу перевод с латыни на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Будучи людьми здравомыслящими и непредвзятыми (а я очень на это надеюсь), давайте все же проанализируем текст клятвы Гиппократа и попробуем ее воспринять с точки зрения существующих реалий.

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями...»

Простите, но приносить клятвы языческим богам в лучшем случае не солидно для современного врача, а для христианина и вовсе грешно.

«Почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

Врач обязан учить своему искусству детей всех преподавателей медицинского института? Он должен материально поддерживать их, не зависимо от того, кто они и чем занимаются? Врач должен считать своими братьями всю родню преподавательского состава медицинского института, в котором он учился? Давайте оставим эту часть клятвы без комментариев...

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...»

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что это - прямой запрет врачу заниматься эвтаназией. Четко и однозначно. А вот здесь клятва Гиппократа вступает в прямое противоречие с существующим законодательством некоторых стран. Эвтаназия законодательно разрешена в Голландии, Бельгии и в одном из штатов США - Орегоне. Т.е. врача, соблюдающего клятву Гиппократа, в некоторых случаях можно назвать преступником, он по определению не может соблюдать законы и соблюдать верность данной им клятве.

«...точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Просто и ясно: все практикующие гинекологи - клятвопреступники, не соблюдающие клятву Гиппократа. Даже те, кто делает аборты по медицинским и социальным показаниям, как это разрешено в законодательстве большинства стран. Не вяжется? Или всех гинекологов объявим клятвопреступниками?

«Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом».

«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».

Ну, и напоследок: «Занимаясь лечением пациента, я не буду заниматься гадостями в его доме, в т.ч. и вступать в половые контакты с пациентом и его родственниками». На мой взгляд, единственное актуальное требование к современному врачу. Рабы несколько некстати, но в свете современных тенденций с преследованиями за сексуальные домогательства, они тоже подойдут в качестве юридических лиц.

Простите, но всё! Ничего другого, что может трактоваться, как обязательства врача перед пациентами, коллегами и обществом, в клятве Гиппократа нет! Так зачем же домысливать то, чего в тексте клятвы нет? Попробуем начать с начала, т.е. со времени появления клятвы Гиппократа.

Итак, появилась клятва Гиппократа в V веке до н.э. и написана была на ионийском диалекте древнегреческого языка. И уже с этого времени начинаются нестыковки. Общепринятым является мнение, что текст клятвы был написан самим Гиппократом. Однако многие исследователи утверждают, что текст клятвы появился намного позже после смерти Гиппократа, т.е. уже после 356 (или, по другим данным - 377) года до н.э. Но никто даже не отрицает, что первоначальный текст клятвы неоднократно переписывался и редактировался, причем с существенным изменением смысла клятвы. Кстати, заповедь «не лечи бесплатно» действительно присутствовала в одном из древнеримских вариантов текста. Приведенный выше вариант клятвы Гиппократа - многократно перекроенный и отредактированный вариант текста, опубликованный в 1848 году в Женеве под названием «Врачебная заповедь».

Вряд ли нам будет доступен первоначальный вариант клятвы Гиппократа, написанный около 2400 лет назад, тем более что из 72 работ, приписываемых Гиппократу, подлинными являются далеко не все (Гален утверждал, что только 11 из них принадлежат Гиппократу, а остальные написаны его сыновьями или учениками).

Так почему же таким огромным спросом в современном обществе пользуется настолько древний текст, что его многократно переписывают, редактируют, дополняют, причем с иногда прямо противоположным изменением смысла написанного?

Клонов клятвы Гиппократа в виде разнообразных вариантов этического и профессионального кодекса врача сейчас существует множество, но все они в просторечье по старой памяти именуются клятвой Гиппократа. В США и Европе сейчас существует «Профессиональный кодекс врача» (принят в 2006 году), в Израиле - «Клятва еврейского врача» (для израильтян неприемлема клятва богам древнегреческого пантеона, идущая вразрез с принципами иудаизма), в Советском Союзе принимали « » (утверждена в 1971 году). В середине 90-х годов прошлого столетия эта присяга сменилась на « », которая, в свою очередь, была заменена текстом « », утвержденного Госдумой России в 1999 году.

В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (т.н. Женевскую декларацию), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа. Позже в 1949 году декларация вошла в Международный кодекс медицинской этики.

Факультетское обещание: « Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

И текст Женевской декларации: « Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Надеюсь, иллюзий в отношении того, что врач клялся быть нищим и голодным и отдавать всего себя в служение всем членам общества, уже ни у кого не возникнет. А вот, начиная с текста клятвы советского врача, и начинаются все «непонятки»...

Опять же - текст Женевской декларации примерно соответствует «Врачебной заповеди» 1848 года, но здесь «ненавязчиво» появляется принцип «...посвятить свою жизнь служению человечеству ». А уж в «Присяге врача Советского Союза» совершенно недвусмысленно появляется идеологическая составляющая вроде «... добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества ». Случайно? Нет. Более того - эти принципы не только отсутствуют в более древних (пусть даже многократно исправленных и отредактированных) вариантах текста клятвы Гиппократа.

А теперь давайте вспомним советского наркома здравоохранения Н. Семашко и его крылатую фразу: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны». Вот с тех пор и появляется образ врача-бессребреника. С тех пор долго и упорно в сознание всех членов общества настойчиво закладывается идея, что врач обязан быть нищим и следовать морально-этическим принципам, которые для него обозначила существующая власть. Врачу оставляют в собственность его знания, опыт, профессиональные навыки и физическую возможность ними пользоваться. В обязанности ему вменяют все, в чем существует потребность все той же власти. Если быть кратким - заниматься воплощением в жизнь модели здравоохранения, выбранной существующей властью. И без рассуждений! «Ты принимал клятву Гиппократа (или другие ее варианты)! Все почему-то забыли, что врач, вообще-то, работает, как и остальные члены общества и работа эта должна оплачиваться. Государство «оплачивает» эту работу в пределах $150-200 и к функциональным обязанностям врача предъявляет огромные требования - вплоть до поквартирного обхода жильцов, попадающих под очередные социальные, медицинские, общественные программы (тубинфицированные, ВИЧ-инфицированные, малоимущие, инвалиды и т.д.). Кто-то за это платит? Нет. «Ты принимал клятву Гиппократа!»...

Если кто-то будет аппелировать к имени Гиппократа, то позволю себе напомнить о том, что гонорары Гиппократа и его коллег были очень большими по меркам того времени (даже выше, чем у знаменитых и известных до сих пор архитекторов). Более того, Гиппократ был не только гениальным врачом, но и очень толковым специалистом в области рекламы: «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Кстати, бесплатно Гиппократ советует лечить лишь иногда, так сказать, для повышения своего имиджа: «Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании - быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».

В настоящее время сложилась довольно абсурдная, но, тем не менее, довольно долго существующая государственная модель здравоохранения, предполагающая, что люди (врачи), воплощающие ее в жизнь, должны быть высокопрофессиональными специалистами, но труд их оплачиваться должен по минимуму. Простите за такой пример, но проститутка на Тверской устанавливает цену на свои услуги (как правило, твердую и очень немалую), девица в короткой юбке и с полным отсутствием голоса «поет» за очень приличные деньги в клубе или концертном зале, строители, в конце концов, работают, заранее согласовав цену за свою работу. А вот врач обязан работать за нищенскую зарплату, предварительно проведя 8-10 лет за учебниками или в клинике. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример: один том руководства Митькова по ультразвуковой диагностике (это, фактически, «библия» УЗ-диагноста) сейчас стоит около $200, месячная зарплата врача - примерно такая же сумма (а то и меньше) Как так может быть? А ведь необходимо еще читать (и где-то ее покупать) периодическую литературу, приобретать литературу не только по специальности, а и других клинических направлений (чтобы не отупеть, в конце концов). Простите за нескромность, а ведь врачи тоже имеют семьи, детей, им ведь тоже хочется кушать, оплачивать коммунальные услуги, детишек учить за что-то, да хотя бы раз в год к морю съездить... А вот это все устоявшееся общественное мнение не воспринимает: «Ты принимал клятву Гиппократа!» А значит, обязан работать и выполнять свой долг, который обозначен во все той же клятве Гиппократа...

Я не хочу сейчас обожествлять образ современного врача и тем более - становиться на его защиту. Но хочу, чтобы поняли, что врачи - это люди! Честные и лживые. Добрые и злые. Вежливые и грубые. Ночами стоящие за операционным столом и проводящие время в мягком кресле кабинета горздравотдела. Падающие от усталости на участке и определяющие количество вызовов на этом самом участке. Хирурги с золотыми руками и бестолковые коновалы. Гениальные диагносты и тупоголовые чиновники, ими управляющие. Они все разные, как и все мы, но они люди, со всеми достоинствами и недостатками, плюсами и минусами. Но требовать от них чего-то, описанного в доисторичекой рукописи, по крайней мере, неразумно.

И давайте относиться к врачам как к реальным людям, а не выдуманным персонажам из сказки, навязанным людям образом мифического существа из клятвы Гиппократа. Вы думаете, что, врач, торгующий БАДами, вспомнит клятву Гиппократа? Или специалист клиники, назначивший курс совершенно бесполезного, но очень дорогостоящего лабораторного обследования, обеспокоится врачебной этикой? Вы еще верите в то, что, гарантированная Конституцией бесплатная медицинская помощь, существует? Давайте будем реалистами. Медицина сейчас является одной из форм оказания услуг населению. В соответствии с качеством и объемом этих услуг и формируется их стоимость. Это наша действительность. И не надо строить иллюзий в отношении того, что можно получить услуги высококлассного специалиста за бесценок только потому, что он связан обязательствами какой-то эфемерной клятвы.

И, возвращаясь к действительности. Клятва, принимаемая врачом по окончанию института или университета, не имеет никакого юридического обоснования. Да, кто-то ставит подпись под текстом клятвы (наш поток, например, в ковбойские 90-е годы, когда не понятно было, где мы живем и кому должны клясться, вообще ничего не подписывал). Но эта подпись не имеет абсолютно никаких механизмов воздействия на того, кто не будет следовать ей. Клятва Гиппократа усиленно эксплуатируется властью, которая не в состоянии создать действенную и эффективную модель здравоохранения и пытающаяся затыкать дыры в существующей системе оказания медицинской помощи населению, аппелируя при этом к каким-то средневековым образцам корпоративной этики. Государство фактически пытается поддерживать популистский миф о бесплатном здравоохранении за счет насильственной эксплуатации знаний, опыта и квалификации врачей. И насилие это выражается в том, что врача принуждают решать свои материальные проблемы за счет пациентов. Не будем говорить о том, кто и в каком размере это вознаграждение получает (одни мясо подешевле покупают, другие разрываются в выборе между BMW и Mercedes), но существующая система не только вынуждает честных и порядочных врачей получать вознаграждение от пациентов (поверьте на слово - очень унизительная и неприятная процедура), но и открывает огромные возможности для всякого рода жуликов и мздоимцев.

В заключение хочу привести слова известного офтальмолога Святослав Федорова: «Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях - абсурд!»

При подготовке материала использована информация из