Мцыри как герой романтизма. «Мцыри» - романтический герой поэмы

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" -старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.
Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он.побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...") Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною и творческою мыслью".

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Произведение «Мцыри» является одной из художественных вершин всего творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Эта поэма - плод длительной и активной работы. Страстное увлечение Кавказом, а также стремление к описанию ситуаций, в которых мог бы наиболее полно раскрыться мужественный характер главного героя, все это привело великого русского поэта к написанию произведения «Мцыри». Можно ли назвать ее главного героя романтическим? И если да, то почему?

Общая характеристика романтического героя

Для того чтобы ответить на эти вопросы и описать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к данной категории. Романтизм, как известно, является литературным направлением, возникшим в начале XIX века. Данное течение предполагает наличие исключительного героя в определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственно одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагизм, а также бунтарство. Этот герой вступает в открытое противоборство с теми обстоятельствами, в которых он оказывается, с окружающими людьми. Он стремится к определенному идеалу, однако остро чувствует раздвоенность бытия. Романтический герой выражает протест против общепринятых правил.

Основная идея, которая развивается поэтом в произведении, - мужество и протест, что само по себе предполагает наличие такого персонажа, как романтический герой. «Мцыри» не содержит в себе любовного мотива. Он отражается только в кратком эпизоде, где главный герой встречается с грузинкой у горного потока. Однако главный герой, сумев преодолеть зов юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что также характеризует Мцыри как романтика.

Главные ценности персонажа

В одну пламенную страсть у него сливается и желание свободы, и любовь к родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается подобным тюрьме. Кельи представляются душными. Стражи-монахи кажутся трусливыми и жалкими, а сам он видит себя как узника и раба. Здесь читатель наблюдает мотив протеста против сложившихся правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него возникает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», возникновение которого спровоцировано страстным порывом стать свободным.

Воля для главного героя - это настоящее блаженство. Именно по причине искренней любви к родине Мцыри готов сражаться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивов героя. Однако они ощутимы в косвенных намеках. Об отце и о своих знакомых главный герой вспоминает как о доблестных воинах. Ему не просто так снятся битвы, в которых он одерживает победу. Несмотря на то что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле брани, по своему духу он является воином.

Гордость и отвага

Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь - эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал - возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.

Природа и описание характера Мцыри

Лермонтов ввел в поэму описание кавказского пейзажа с целью более полного раскрытия образа главного героя. Он презирает свое окружение, ощущает родственную связь только с природой, что также характеризует Мцыри как романтического героя. 8 класс - это время, когда школьники обычно проходят по литературе это произведение. В данном возрасте поэма будет очень интересна для учащихся, ведь в ней они познакомятся с одним из самых свободолюбивых романтических персонажей всей русской литературы.

Заключенный в стенах монастыря, главный герой сравнивает себя с листком, который вырос меж сырых плит. И вырвавшись на волю, он может вместе с полевыми цветами поднимать голову во время восхода солнца. Мцыри подобен сказочному герою - он узнает загадки щебетания птиц, ему становится понятным спор потока воды и камня, тяжкая дума разъединенных скал, жаждущих снова встретиться.

Романтичность характера Мцыри

Почему Мцыри - романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы - монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт - это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.

Герой поэмы и свобода

Мцыри три дня проводит на свободе, но на его пути попадаются испытания. Ему доводится перенести жажду и голод, чувство страха и порывы любви. И самым главным событием в это время становится схватка с диким барсом. Сильный дух романтического героя в поэме «Мцыри» позволяет ему превозмочь слабость своего тела, одержать победу над зверем. Те трудности, который выпали на долю Мцыри, символизируют препятствия, с которыми сталкивается каждый человек на жизненном пути. Главный герой испытывает множество чувств. Это и ощущение единства с природой, с ее красками и звуками, и нежность любовной грусти.

Знакомство с характером главного героя по ходу произведения

Мцыри - романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремится быть вместе с теми людьми, которых он может назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека, наделенного могучим темпераментом. Перед читателем предстает герой, который обречен на рабское существование внутри стен монастыря, абсолютно чуждое его страстной природе. В начале произведения поэт лишь делает намеки на черты характера юноши. Он приоткрывает завесу понемногу, раз за разом знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая недуг ребенка, поэт этим только подчеркивает его умение справляться с трудностями, гордость, недоверчивость и сильный дух, унаследованный от прадедов. Характер главного героя в наиболее полной степени раскрывается во время исповеди.

Взволнованный монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных стремлений, дает объяснение причинам его побега. Ведь узник был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, словно птицы. Мальчик хотел узнать о настоящей жизни, снова обрести утраченный родной край. Его манил мир, который был совершенно недоступным в монастырских стенах.

Жажда жизни, которая сильнее обстоятельств

Все это позволяет понять герою, что жизнь прекрасна и неповторима во всем многообразии. На первый взгляд может показаться, что Мцыри остался побежденным, потерпел неудачу в своей борьбе с обстоятельствами и теми трудностями, которые преподносила ему жизнь. Однако главный герой оказался достаточно сильным, чтобы бросить вызов этим препятствиям. И это означает для него победу духовную. Для соотечественников Лермонтова, которые проводили жизнь в пассивном созерцании, Мцыри стал идеалом отчаянной борьбы за высокие духовные ценности.

Романтизм и реализм в произведении

Мцыри - романтический герой поэмы Лермонтова, который полон самых пламенных страстей. Несмотря на это, великий русский поэт вносит в свое произведение и некоторые черты реализма. С одной стороны, Лермонтов создает глубоко психологичную поэму-исповедь, в которой главный герой раскрывает душу. В данном отношении произведение продолжает традиции романтизма. С другой стороны, вступление характеризуется точной и скупой речью, свойственной реализму («Однажды русский генерал…»). И эта романтическая поэма является свидетельством роста реалистических мотивов в творчестве поэта.

Итак, мы ответили на вопрос о том, можно ли назвать Мцыри романтическим героем. Что касается самой поэмы, то она относится к жанру романтизма, однако содержит в себе также элементы реализма. Образ Мцыри глубоко трагичен. Ведь тот, кто отваживается противостоять реальности, чаще всего оказывается побежденным. В одиночку невозможно изменить окружающую действительность. Выходом для такого героя становится гибель. Только так он избавляется от конфликта.

— произведение, написанное Лермонтовым. Оно знакомит нас с молодым послушником Мцыри, которого не по своей воли заключили в стены монастыря. Этот монастырь и стал для свободолюбивого жителя Грузии пленом.

Мцыри романтический герой сочинение

Раскрывая тему, следует ответить в целом о том, кто именно в литературе рубежа 19 века мог считаться романтическим героем. Это человек с необычной судьбой, человек с искренними и высокими чувствами, который мог быть бунтовщиком против сложившихся обстоятельств. Это человек, наделенными наилучшими качествами человеческого характера, человек со светлой душой.

Какие черты романтического героя присущи Мцыри и почему Мцыри романтический герой?

Знакомясь с произведением и его героем, который попал в чужой для него мир, в мир послушания и запретов в то время, как душа парня требует свободы, мы всякий раз убеждаемся, что Мцыри и есть герой — романтик. Он наделен решимостью, смелостью, отвагой. В самом произведении нет или очень мало романтических моментов. Например, мы видим лишь одну встречу героя с незнакомой девушкой, когда забилось быстрее его сердце. Поэма все равно написана в духе романтизма, а Мцыри — романтический герой поэмы, который не смог жить в неволе и бежал из монастыря. Бежал и только на свободе увидел всю красоту окружающего мира и смог дышать полной грудью. Какие-то три дня скитаний, показались ему вечностью и раем. Встреча с барсом, где юноша столкнулся с животным в поединке, не страшила его, ведь именно за пределами монастыря он и обрел желанную свободу.

Очень жаль, что Мцыри не смог найти путь домой, и после трех дней скитаний вновь попал в стены монастыря. Очень жаль, что наш герой умирает. Зато я радуюсь оттого, что он смог добиться своего, а его смерть стала лишь окончательным освобождением от заключения. Мцыри стал свободным навсегда.

Лермонтова всегда восхищал и при-влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю-ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес-том действия поэмы «Мцыри» также из-бран Кавказ.

Это произведение о мужестве и свобо-де. Поэт почти полностью исключил лю-бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру-зинкой у горного потока. Герой, побеж-дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла-менную страсть» сливается любовь к от-чизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монас-тырь, душными кажутся ему кельи, сум-рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди-лись мы», обусловлено страстным поры-вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона-стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.

О своем отце и знакомых Мцыри вспо-минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко-торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от-цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по-бега, потому что никто их не видит. Тра-гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо-настыря в грозовую ночь: то, что устра-шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.

Мужество и стойкость героя с наиболь-шей силой проявляются в битве с бар-сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про-должить прежние страдания. Трагичес-кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще-вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч-ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли-мыми, и он напрасно «спорил с судь-бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро-изм — черты, которых Лермонтов не на-ходил среди боязливых и бездеятельных современников.

Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст-вует родство лишь с природой. Заклю-ченный в монастырь, он сравнивает се-бя с бледным тепличным листком, вы-росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве-тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме-иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по-лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не-счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива-ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.

Итак, в поэме Лермонтова присутству-ют все черты романтизма: место дейст-вия — Кавказ, экзотический и велико-лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд-ного, сильного, смелого, свободолюби-вого, — автор наделил его всеми каче-ствами романтического героя, прекрас-ного, но невозможного.