Михаил Барышников: личная жизнь. Михаил барышников поддержал дочь анну на премьере ее фильма "манчестер у моря" в нью-йорке

Не так давно агентство Washington ProFile опубликовало рейтинг самых влиятельных и известных выходцев из СССР. Первое место в списке занял танцовщик Михаил Барышников, которого уже при жизни называют легендой. О его уникальной судьбе, а также о том, как он связан с голливудскими дивами Лайзой Миннелли и Джессикой Лэнг - в нашем расследовании.

Михаил Барышников уверяет: «Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни». Он очень хотел. Именно его небывалое трудолюбие, переходящее в перфекционизм, а также талант (все-таки без этого никуда) позволили нашему герою стать тем, кем он является на сегодняшний день.

…Он даже внешне не очень походил на звезду балета. Невысокого роста, щуплый, будто стесняющийся себя. Однако когда Михаил выходил на сцену и начинал танцевать, происходила невероятная трансформация. Из скромного застенчивого юноши он превращался в сексуального брутального мужчину, устоять перед чарами которого было просто невозможно.

Со стороны казалось, у Барышникова в Советском Союзе было все что нужно для счастья: место в престижнейшей труппе Мариинки, почитание публики, уютная квартира, личная жизнь. А он задыхался в тесных рамках, которые пыталось ему поставить руководство. Близкий друг Барышникова, великий поэт и бизнес-партнер по ресторану «Русский самовар» Иосиф Бродский, на вопрос, какая судьба ждала бы танцора на родине, в СССР, очень коротко, но емко ответил: «Спился бы».

…Побег Барышникова к свободе был обставлен очень театрально. В 1974 году он выступал в Торонто вместе со своей родной труппой. После концерта прошел сквозь толпу поклонников, раздавая автографы, а потом рванул к машине, которая предусмотрительно поджидала его поблизости.

Позже близкий друг Михаила, бывший танцор все той же Мариинки Александр Минц (именно он и подготовил побег), скажет: этот шаг дался Барышникову очень нелегко. Да и сам артист, описывая день, перевернувший его жизнь, признается, что в какой-то момент чуть было не передумал: «Сбежать от них было не самое трудное. Гораздо тяжелее было во время спектакля. Я пришел в театр и танцевал весь вечер, прекрасно зная, что решение необратимо. А когда побежал, просто не чуял под собой ног, были только страх и пустота в желудке. Я уже почти спасовал, когда прыгнул в машину. Не нужно сворачивать с твердой, ровной дороги в топь. Я понял, что не хочу жить в России, танцевать в Кировском. Мне не нравилось все время изображать то, чем на самом деле я не был».

Премьер-лига

Скандал тогда разразился, конечно, страшный. Чтобы как-то отмести политическую составляющую этого побега, некоторые советские газеты сообщили: мол, причиной столь дерзкого поступка стала тайная любовь.

Однако любовь у Барышникова осталась как раз в Советском Союзе. Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке, танцевала там же, в Мариинке. Понимая, как ей придется несладко, Барышников, по его признанию, очень переживал. Но и оставаться в СССР, где он уже достиг пика своей карьеры, тоже не мог. Тогда, после побега, он выпил такое количество спиртного - чтобы заглушить все переживания, - сколько обычный человек вряд ли мог осилить.

А уже через месяц вышел на сцену Метрополитен-опера в спектакле «Жизель» - вместе со своей давней партнершей Натальей Макаровой, к тому времени тоже эмигрировавшей в Америку за четыре года до побега Барышникова, в 1970 году. Еще спустя год Михаил стал премьером Американской балетной труппы. На сегодняшний момент он один из самых известных русских, который добился всемирной славы и узнаваемости. В Америке один из таких камертонов - цитируют ли тебя в сериале «Симпсоны». Так вот имя Барышникова в «Симпсонах» упоминалось не один, не два и даже не пять раз.

Писатель Сергей Довлатов так писал о популярности Барышникова в Америке: «...Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет... Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке…».

Помимо карьеры в Американском театре балета наш герой активно осваивал подмостки бродвейских театров и участвовал в заметных голливудских проектах.

В 1977 году на экраны вышел фильм «Поворотный пункт», в котором Барышников сыграл роль второго плана, написанную специально для него (в этой картине он исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный дом»). И - тут же был номинирован сразу на две престижнейшие кинопремии - «Золотой глобус» и «Оскар». Картину «Белые ночи» так и вовсе можно назвать автобиографической - она про побег из России (к слову, именно оттуда знаменитый танец под песню все того же Высоцкого «Кони привередливые», который уже давно стал отдельным, самостоятельным номером). В 1989 году Барышников был номинирован на «Тони» за роль в бродвейском мюзикле «Метаморфозы». Также у него в копилке три премии «Эмми» за участие в различных телепередачах. И, конечно, все помнят его роль русского художника Александра Петровского, который завел роман с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе».

Любовь в большом городе

Кадр из сериала "Секс в большом городе"

«Нельзя быть счастливым в семейной жизни, будучи несчастливым в работе», - сказал как-то Барышников. Его мысль можно продолжить: нельзя быть счастливым на работе, будучи несчастливым в семье. У премьера были романы с самыми красивыми дамами Голливуда. Хотя сам он даже несколько стесняется от такого внимания к собственной персоне: «Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. По-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее». А когда его в лоб спрашивали о знаменитых любовницах, лишь скромно отвечал: «Они прекрасные женщины. Мы очень уважаем друг друга».

По этой причине в прессе ему дали прозвище «человек в футляре»: от Барышникова невозможно было добиться рассказов о личной жизни. Известно, что когда он только переехал в Америку - его связывали отношения с партнершей по одному из танцевальных проектов Гелси Киркланд. Также в числе его возлюбленных называют Лайзу Миннелли, Шэрон Стоун, Изабеллу Росселлини. Доподлинно известно лишь об одной его долгой связи, в которой Барышников признавался сам.

Девушка Кинг-Конга

…Она с детства постоянно была в дороге. Отец Джессики Лэнг служил коммивояжером средней руки, поэтому их семья вечно кочевала с места на место. В детские годы Джессика переезжала восемнадцать раз! Видимо, эта страсть к путешествиям так и осталась у нее. После школы (точнее, нескольких школ в самых разных штатах) Джесс поступила в университет в Миннесоте, однако спустя время неожиданно бросила учебу и отправилась на поиски приключений. На это ее сподвиг первый муж - художник Франциско Пако Гранде. Вместе они проехали по всей Америке - Северной и Южной. Жили в коммунах хиппи, ходили на рок-концерты, участвовали в акциях протеста против войны. Но все-таки в какой-то момент Джессике надоела жизнь в стиле рок-н-ролла и в особенности - делить своего мужа с другими девушками, которые встречались на их пути.

Она решила, что с нее хватит скитаться по миру и бросила якорь в Париже. Вот только официально оформить развод решилась не сразу, оставив эту неприятную процедуру на будущее. Потом Лэнг, к слову, очень пожалела о своем решении - Франциско подал на развод в 1981 году, когда она стала вполне успешной актрисой, и смог отсудить приличную сумму в качестве алиментов.

Ну а пока гром не грянул, Джесс наслаждалась парижскими буднями. Она поступила в школу пантомимы, где ее преподавателем был известный мим Этьен де Круа, выступала в качестве танцовщицы в «Опере Комик». А потом и Франция Лэнг надоела - не сидеть же на одном месте!

Вернувшись в Америку, первое время Лэнг работала моделью в одном из агентств. И именно это перевернуло ее судьбу. Ее фото однажды увидел продюсер Дино Де Лаурентис, который как раз искал главную героиню в картину «Кинг-Конг». Так Джессика сыграла одну из самых известных своих ролей, которая сразу же сделала 27-летнюю дебютантку узнаваемой личностью. Именно в это время ее и увидел Барышников. «Мы познакомились на вечеринке комика Бака Генри, а представил нас друг другу Милош Форман, - вспоминал танцор. - Помню, я спросил у Милоша: «А это кто еще такая?». Он ответил: «Девушка Кинг-Конга». В общем, у нас случилась любовь с первого взгляда».

Танцы вдвоем

Почти сразу они стали жить вместе. Когда в прессу просочилась информация об их связи, влюбленные тут же стали объектом пристального внимания. Всем было интересно: каков он в реальной жизни, этот загадочный русский танцовщик, «человек в футляре»? Но поскольку сам Барышников по-прежнему обходил стороной все разговоры о своей личной жизни, то публикации в некоторых американских изданиях поражали невиданной фантазией и выдумкой их авторов. Так, в одной газете появилась информация, что Михаил любит унижать голливудскую звезду, заставляет готовить ему чудаковатые блюда русской кухни и на коленях, как принято в Советском Союзе, мыть пол. «В любое время, даже ночью, в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке», - сообщала другая газета.

А когда в одном интервью Джессика, рассказывая о своем возлюбленном, сообщила с горечью, что он в одиннадцать лет потерял мать (та покончила жизнь самоубийством), тут же появился новый вал публикаций. Смысл их сводился к тому, что у русского танцора существует стойкий страх перед женщинами - и именно по этой причине он-де и бывает столь жесток с Джессикой.

Тем не менее вместе Барышников и Лэнг прожили примерно шесть лет. Сказать, что это было безоблачные для обоих годы, было бы неверным. Хотя бы потому, что в прессе то и дело писали об увлечениях Джессики (например, ей приписывали бурный роман с режиссером картины Бобом Рейфелсоном, у которого она снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды»). А вскоре повод для разговоров дал и сам Барышников.

Бродвейские страсти

Когда танцора пригласили в очередной кинопроект с названием «Барышников на Бродвее», он, конечно, не сомневался ни минуты. Во-первых, для него это был новый опыт, а он всегда стремился расширить рамки своих возможностей. Во-вторых, его партнершей была утверждена несравненная Лайза Миннелли, к тому времени сыгравшая в культовом фильме «Кабаре». Именно Лайза стала его наставницей при подготовке мюзикла - ведь нужно было не только танцевать, но и петь. Говорят, они репетировали по восемь часов кряду, но и потом не спешили расставаться.

И если Барышников вновь обходился без комментариев относительно своих отношений с актрисой, то Лайза оказалась более словоохотливой. Рассказывая о танцовщике в интервью, актриса не скрывала, что очарована этим загадочным русским: «Он милый, обаятельный гений и человек потрясающей красоты». А еще «мускулистый и безукоризненный в любви друг». На тот момент Миннелли была абсолютно свободна - она только рассталась со своим вторым мужем, телепродюсером Джеком Хейли-младшим. Поэтому она, по слухам, стала инициатором отношений с русским премьером.

Правда, в какой-то момент Лайзу стало утомлять то, что принято называть «загадочной русской душой»: странный Misha мог часами говорить с ней о поэзии, а вот о своих чувствах к ней предпочитал молчать. Рассказывают, что однажды Миннелли обратилась с вопросом к своей приятельнице Марине Влади: «Скажи, а твой тебе тоже только стихи читает да о высоких материях разговаривает?» В итоге к моменту премьеры мюзикла «Барышников на Бродвее», где Михаил и Лайза выступали в тандеме, их романтическая связь вне театра была уже завершена.

Зато у Барышникова наладились отношения с Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Впрочем, этот второй шанс они тоже не смогли использовать по-настоящему. Позже Барышников признается, что виной всему - разность менталитетов: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня».

Несмотря на расставание, Михаил и Джессика смогли сохранить хорошие отношения. Они до сих пор время от времени встречаются и общаются довольно мило. «Это останется со мной на всю жизнь, - разоткровенничался однажды Михаил. - Она одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Следующая избранница Барышникова была не американкой. Но и не русской, как можно предположить. Вот уже много лет премьер живет в браке с балериной Лизой Райнхарт, чьи предки родом из Австрии и Германии. Лиза - внучка знаменитого театрального режиссера Макса Райнхарта, который когда-то организовал первый Зальцбургский фестиваль, а потом, уже в Америке, поставил киноверсию «Сна в летнюю ночь». Ради Михаила Лиза, которая танцевала в труппе Мэрса Каннингема, бросила сцену и стала обычной домохозяйкой. Она смогла создать ту тихую гавань, которая, как выясняется, и была ему нужна. Не бурные страсти, не жизнь под прицелом камер папарацци, а спокойные семейные будни.

Супруги воспитывают троих детей. Их первенец, которого назвали Питер Эндрю, появился на свет в 1989 году. Позже родились две дочки - Анна Катерина и София Луиза.


27.01.2011 09:56

Михаил Барыников - величайший танцовщик нашего времени, добившийся мирового признания.

27 января 1948 года в Риге, в семье военного Николая Барышникова родился сын Михаил. Жизнь у мальчика была непростой - он рос в большой коммунальной квартире. С отцом у него отношения не очень ладились. А когда парню было 12 лет, на семью обрушилась трагедия: мать Александра Васильевна покончила жизнь самоубийством. Однако несмотря на то, что она так рано ушла из жизни, она успела многое сделать для сына: именно мама приучила маленького Мишу к театру, поддержала его решение пойти в Рижское хореографическое училище.

Несколько лет Барышников провел с отцом, но потом у того появилась новая семья, и Миша начал целиком самостоятельную жизнь. Он переехал в Ленинград. Случилось это так: в 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде, и Михаил тоже был занят в спектаклях. Обратив внимание на талантливого юношу, один из артистов театра Кирова (ныне - Мариинского) отвел его в Ленинградское хореографическое училище к преподавателю Александру Пушкину (у него же учился Рудольф Нуриев). Пушкин принял у Барышникова экзамен и пригласил в училище. Так, собственно, и решилась судьба будущего солиста театра им. Кирова.

В 1967-м году Барышников окончил учебу и начал выступать на сцене кировского театра. Он мгновенно стал любимцем зрителей - причем, не только благодаря своему танцевальному мастерству. Барышников - не только великолепный танцовщик, но и отличный актер. И именно это покоряло тех, кто сидел в зале.

Он танцевал в "Жизели", "Вестрисе", "Сотворении мира"... В 1973-м Михаил Николаевич был удостоен права устроить собственный творческий вечер, для которого специально "под него" была создана целая серия одноактных балетов.

В том же году Барышников удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Однако, несмотря на признание, столь свободолюбивому юноше, как он, непросто приходилось стране с ее режимом. У Михаила не складывались отношения не только с руководством, но и с другими артистами. Иосиф Бродский, близкий друг Барышникова, как-то обмолвился, что останься Михаил Николаевич в СССР, он бы спился. Но знаменитому артисту была уготована совершенно иная судьба.

Михаил Барышников и Алла Сизова

Летом 1974 года Михаил Николаевич в составе советской труппы был на гастролях в Канаде. 29 июня 1974 года Барышников сбежал от остальных артистов и руководства. Он принял решение не возвращаться в Россию. Друг Михаила, танцовщик Александр Минц, помогал ему в организации побега (тогда он уже жил в США). Он признал, что Барышникову непросто далось это решение - ведь оно полностью разрывало все связи с прошлой жизнью, с любимыми людьми. Но артист был готов этим пожертвовать в пользу творческой свободы. Так же в свое время, 13 лет назад, поступил другой танцовщик, Рудольф Нуриев. Он сбежал прямо из парижского аэропорта.

Михаил Барышников и Рудольф Нуриев - легендарные танцовщики глазами Энни Лейбовиц

Разумеется, помимо Нуриева было множество других "невозвращенцев" от искусства. Так, уже в конце июля 1974-го года Баршников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году. Они, кстати, танцевали "Жизель" на сцене "Метрополитен опера".

Михаил Барышников с Натальей Макаровой

И с британской балериной Мерле Парк

Вскоре Михаил Николаевич был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей - как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов. В 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet, труппу легендарного Джорджа Баланчина, который просто обожал Барышникова.

Михаил и Патрисия МакБрайд

В 1988 Барышников возглавил Американскую балетную труппу. За время работы на посту худрука он успел многое - создал постоянную труппу (раньше в АБТ чаще солировали приглашенные звезды), поставил балет "Золушку", а также немного "поправил" "Лебединое озеро". Однако вскоре он решил уйти из труппы - ему не нравилось постоянно согласовывать планы работы с советом директоров. А в 1990-м Барышников создал собственную труппу (вместе с Марком Моррисом) White Oak Dance Project.

Кстати, уйдя из Американской балетной труппы, Михаил ушел и из классического балета - дело в том, что Барышников столкнулся со знакомой каждому артисту проблемой - с возрастом. Он понял, что физические силы начинают оставлять его, а планку в выступлениях в классических постановках он не собирался понижать. Но сцену он, разумеется, не оставил. С начала 1990-х Барышников стал исполнителем танца-модерн.

Среди модернистских постановок, в которых принимал участие Михаил Николаевич, особое место занимают сольные балеты, в которых он, кажется, наконец-то сумел обрести полную творческую свободу, к которой всегда стремился.

Барышников и его постановки в White Oak Dance Project очень повлияли на западную танцевальную культуру - с момента начала существования труппы как зрители, так и профессионалы стали воспринимать танец-модерн иначе, Михаил Николаевич сумел наглядно продемонстрировать, что даже в балете есть место эклектике. И это очень большое достижение.

Сегодняшний именинник многое успел на своем профессиональном поприще. При этом, он сумел покорить еще и любителей кино. На его счету несколько экранных работ, за одну из которых - фильм 1977-го года "Поворотный пункт" - Барышников получил номинацию на премии "Золотой глобус" и "Оскар" как лучший актер второго плана. Ну а многим современным дамам Михаил запомнился как последний бойфренд Кэрри Брэдшоу перед тем, как она решила выйти замуж. Художник Александр Петровский в исполнении Барышникова очаровал всех любительниц "Секса в большом городе".

Барышников и Сара Джессика Паркер на съемках

Еще одно легендарное достижение Михаила Николаевича связано с ресторанным бизнесом. Речь идет о нью-йоркском заведении "Русский самовар", которое он открыл вместе с Иосифом Бродским. Говорят, Михаил вложил в него сбережения, накопленные от выступлений, а Бродский - Нобелевскую премию.

Личная жизнь у Михаила тоже всегда была более чем насыщенной. Покинув Советский Союз, он покинул и свою гражданскую жену балерину Татьяну Кольцову. Позднее у него начался бурный роман с актрисой Джессикой Ланж. Причем, тогда Михаил еще не знал как следует английского, так что ему приходилось общаться с Джессикой на французском. В 1981-м у пары родилась дочь Александра, но это не уберегло Барышникова и Ланж от разрыва.

Сейчас же Михаил Николаевич живет с балериной Лизой Райнхарт, у них трое детей.

Михаил и его главные женщины - Джессика Ланж, ...

Лиза Райнхарт...

И старшая дочь Александра


Имя Михаила Барышникова известно во всем мире. Гениальный танцор родился в Латвии, осваивал мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США. Во время гастролей в Канаде в далеком 1974 году Барышников сбежал в прямом смысле слова, он понимал, что мирным путем остаться за границей у него не получится. Дальнейшая судьба показала, что выбор был сделан верно.




Сейчас Михаилу Барышникову 68 лет, однако, в нем столько сил и энергии, что поверить в это просто не получается. Танцор, актер, балетмейстер, фотограф – в каких только творческих сферах он себя не пробовал! И везде непременно добивался успеха.



Детство Михаила Барышникова прошло в небольшой деревне под Нижним Новгородом и сложилось непросто: в 11 лет мальчик остался наполовину сиротой: мать покончила с собой. У отца вскоре появилась новая жена, и мальчик оказался на воспитании у друзей семьи. Предоставленный сам себе, Миша решил поступить в балетное училище, и этот поступок определил всю его дальнейшую жизнь. Стоит отметить, что любовь к искусству привила ему мать, она постоянно водила сына на театральные постановки.



Барышников оказался очень способным учеником, он справлялся со сложнейшими элементами, не щадил себя и тренировался без устали. Михаил был хорош собой и не испытывал дефицита в ролях, правда, блистать на главных ролях ему долго было не суждено. Причина банальна: ростом не вышел. Преподаватели прямо говорили Михаилу, что, подрасти он на пару сантиметров, мечта солировать в постановках оказалась бы вполне достижимой. Несмотря на то, что задачи «подрасти» была практически невыполнимой, Барышников разработал комплекс упражнений… и действительно вытянулся.



Справедливости ради, стоит отметить, что талант Барышникова всегда по достоинству оценивали на родине: он выступал в труппе Театра оперы и балета им. Кирова. Однако сухие академические постановки не могли удовлетворить амбиции танцора. Будучи в Лондоне в 1970 году, он впервые увидел современную танцевальную постановку, а, спустя 4 года, Барышникову предоставляется шанс попасть в американскую балетную труппу. Будучи на гастролях в Канаде, он бросает все и в буквальном смысле слова сбегает из труппы после представления.



Американская публика оценила мастерство русского танцора по достоинству с первых же выступлений. Михаил Барышников сумел реализовать свою страсть к экспериментальному танцу. Он не только руководил театром балета, но и организовал собственную труппу «White oak». За свою творческую карьеру Барышников также пробовал себя в телешоу, снимался в кино («Секс в большом городе»), организовывал персональные выставки фотографий.
.

Он эмигрировал в Штаты в 1974 году. В духе голливудских боевиков. Оттанцевав гастрольный концерт в составе кировского балета в Торонто, сквозь толпу поклонников он помчался вдрут к поджидавшей его машине, машина рванула с места и... Барышников стал невозвращенцем. Пресса писала, что причина его внезапного побега - тайная любовь. На поверку оказалось - даже любовный треугольник: у Барышникова в Ленинграде осталась девушка, а за океаном ждала Свобода.

Он выбрал последнюю. Михаила Барышникова сейчас часто упрекают: как виртуозно он сумел перевоплотиться в американца! Стал солистом Американского театра балета, затем его директором. Все как у западных звезд, кроме одного: шлейф его славы, как ни странно, не украшали известия о победах и поражениях на любовном фронте, что всегда считается неотъемлемым признаком звезды. Он не только считает Америку своей страной, но и к жизни относится совершенно по-чужестрански: научился зарабатывать не искусством, а бизнесом - танцует исключительно для удовольствия, а для заработка владеет какими-то ресторанами, домами и гостиницами, массу времени посвящает деловым переговорам.



Mikhail Baryshnikov during his student days at the Vaganova Ballet Academy, circa 1962

О его личной жизни и любовных похождениях почти ничего не известно. Звезды обычно никогда не отказывают себе в удовольствии раззвонить на весь свет о своих явных и мнимых романах, справедливо полагая, что их актерский имидж от этого только выигрывает. Барышников же в амплуа героя-любовника является исключительно в классических балетах. За артистом закрепилась репутация "человека в футляре", русского чудака. Очень многим казалось чрезвычайно соблазнительным взять эту крепость приступом, тем более, что на светских вечеринках небольшого роста улыбчивый живчик со странным именем Мisha вовсе не казался монстром. Не тут-то было. «Загадочная русская душа» - решили про себя американцы. И отступились.



Mikhail Baryshnikov by Ted Thai for LIFE, 1994



Но не все. И все упорнее расползались слухи о его жестоких романах... У изредка наезжавших русских друзей непроизвольно открывались рты от называемых в кулуарах имен: Лайза Миннелли, Джессика Лэнг, Шэрон Стоун, Изабелла Росселлини... Но на все прямые и косвенные вопросы о той или иной «жертве» Барышников отвечал дипломатично и неизменно: «Она прекрасная женщина. Мы очень уважаем друг друга». И больше ни полслова. Американцы такую невиданную сдержанность приписывали его советскому прошлому. В совдеповской тюрьме, шептались в театре, Барышников приучился молчать и ничем не выдавать своих чувств.



Был ли у Михаила роман с Шэрон Стоун? Газеты говорят: да!
Misha и Шэрон молчат...

В 1977 году на экраны выходит фильм режиссера Герберта Росса «Поворотный пункт», где Барышников решил попробовать себя в качестве киноактера и сыграл некоего господина Копейкина - вертлявое существо, главной страстью которого были женщины. Роль удалась необыкновенно. Барышников в амплуа сердцееда выглядел столь убедительно, что невольно срабатывал эффект узнавания: таков он и в жизни! Никто не хотел верить его повадкам скромника.




Наконец, всему свету открылся его роман с одной из самых ярких голливудских звезд Джессикой Лэнг. Сплетники торжествовали: то-то же - оказался как все! А то уж возвышенная у всех на виду дружба с Иосифом Бродским и впрямь стала наводить на мысль, что эти русские устроены как-то по-особенному.



Mikhail Baryshnikov and Jessica Lange, 1982
by Ron Galella

Пресса накинулась на роман Барышникова с Лэнг, как голодная собака на кость. Писали, что Барышников ведет себя как жесткий сумасброд: Джессику периодически избивает, заставляст готовить невиданные русские блюда и на коленях мыть полы. Что Лэнг подала всуд на артиста за то, что он принуждал ее к любви. «В любое время, даже ночью, - сообщала одна нью-йоркская газета, - в их дом могут без предупреждения ввалиться русские друзья, и бедная Лэнг вынуждена их принимать, поить, кормить и до рассвета слушать возбужденные крики на чужом языке».



Jessica Lange and Mikhail Baryshnikov

И это при том, что на время их романа пришелся актерский пик Джессики: она подряд снялась в таких фильмах, как «КингКонг», «Весь этот джаз», «Почтальон всегда звонит дважды».

Барышников непроницаемо молчал в ответ на провокационные вопросы журналистов. Однако нельзя было не заметить, что его далекий от совершенства английский неожиданно приобрел фривольную разговорность и артисту стали легче даваться ругательства.

Неожиданно стало известно, что за год жизни с Барышниковым Джессика Лэнг побила все рекорды посещаемости психоаналитика. В среднем рядовой американец наносит ему примерно 14 визитов в год. Лэнг посетила врача не менее пятидесяти раз! Если учесть, что час общения со специалистом стоил около $ 250, можно себе представить, во что обошелся актрисе ее экзотический роман.




Однажды Джессика поведала целителю душ, что ее возлюбленный одиннадцатилетним мальчиком остался без матери, которая покончила с собой. «У Барышникова - материнский комплекс!», «Страх перед женщинами!» - пресса с восторгом муссировала вынесенный психоаналитиком диагноз и ставила свои: Барышников маленького роста, всю юность смертельно боялся, что ему не стать солистом, если не дотянет несчастных двух сантиметров, - у него наполеоновский комплекс! И если уж весь мир - у ног Барышникова-танцовщика, то он просто обязан бессознательно хотеть, чтобы у его ног были и все женщины.



Mikhail Baryshnikov
by Eve Arnold, 1987

Джессика и вправду стала замечать, что Барышников чересчур много времени проводит на репетициях. В 1979 году ему сделали весьма необычное предложение - принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее»... «Из чувства благодарности стране, которая меня приняла, я просто не мог отказаться от своего вклада в ее национальный жанр», - говорил Барышников. Но мюзикл - это в первую очередь пение, игра, да и танец здесь совершенно особенный. Надо было учиться, и роль наставника по собственному почину взяла на себя Лайза Миннелли.



на Бродвее 1980

Она и не думала скрывать, что загадочно сдержанный русский танцовщик всегда ей нравился. Она по восемь часов в день обучала его пению, новым ритмам, произношению и даже позволяла себе критиковать его танцевальные па. Друзья просто не узнавали Барышникова во время этих занятий: его хмурость как рукой сняло. Всем без исключения было ясно - он по уши влюблен. Что касается Миннелли, то она недавно рассталась со своим вторым мужем, телепродюссром Джеком Хэйли-младшим, и жаждала новой страсти.



Mikhail Baryshnikov and Liza Minnelli, 1980

В сияющих глазах Лайзы, в её бесконтрольной искренности и готовности к авантюрам, Барышникову, похоже, чудилось что-то родное. В отличие от добропорядочной Джессики с ее сексом по расписанию (как у всех работающих американцев - по уик-эндам) Лайза была к его услугам всегда и всегда полна энтузиазма. Лэнг безумно ревновала - Барышников парил в облаках. Он часами читал своей новой подруге Бродского - она широко раскрывала глаза и восхищалась, он ставил ей записи своих друзей Окуджавы и Высоцкого - она еще шире раскрывала глаза и снова восхищалась.



Liza Minnelli and Mikhail Baryshnikov at Studio 54, 1977

В отличие от Лэнг Лайза обожала принимать участие в ночных кухонных посиделках русских. Досадно Лайзе было только одно: Мisha, с которым появиться на людях было так «очаровательно и престижно», никуда ее не водил, не рассказывал репортерам об их связи, в конце концов, не хвастался ею. Как-то не выдержав, Миннелли спросила свою приятельницу Марину Влади, жену Владимира Высоцкого: «Твой что, тоже с тобой только разговаривает да стихи читает?»



Liza Minnelli, Mikhail Baryshnikov and Halston at Studio 54, 1977

Барышников стал замечать, что горящий в глазах Лайзы энтузиазм стал иссякать. Однажды они гуляли по дождливому НьюЙорку и Лайза вдруг задумчиво заявила, что подумывает, не выйти ли ей замуж за известного театрального менеджера и скульптора Марка Геро. Барышников оторопел от такой прямоты. «Я давно поняла - ты мечтатель, - с неожиданным раздражением произнесла Миннелли. - Мне хочется настоящей жизни, а с тобой можно только грезить да разговаривать. Все приключения ты давно пережил в своих балетных сказках».

Жестокая, но правда. Романтика переживалась на сцене - в «Жизели»,«Щелкунчике». «Лебедином озере». А в жизни он проглядел, что его подружка уже наслаждается благосклонностью мэтра бродвейской сцены Марка Геро.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

В апреле 1980 года состоялась триумфальная премьера мюзикла «Барышников на Бродвее», в котором русский танцовщик и Миннелли выступили вместе. Но к этому времени любовники уже расстались.



Михаил Барышников и Лайза Минелли

Мудрее всех оказалась Джессика Лэнг. В 1981 году она родила Михаилу дочь Александру, тем самым вернув его себе еще на пару лет. Но как ни старались оба ради дочери, из их союза, продержавшегося около шести лет, так ничего и не вышло.

Разойдясь с Лэнг, Барышников изменил своей обычной сдержанности и сделал историческое признание: «Я не могу жить с американками! Сколько я ни пытался убедить себя, что это возможно, - но нет. Я не в состоянии понять их, они не в состоянии понять меня». Это был его единственный комментарий развалившихся отношений.



Михаил Барышников с обладательницей двух Оскаров Джессикой Лэнг и их дочерью Александрой 1981 год



Михаил Барышников с дочерью Анной, октябрь 2016

Прошло несколько лет. Барышников стал директором и художественным руководителем собственной труппы современного танца "White Oak Project". Давая интервью какому-то модному журналу, пишущему о частной жизни, король танца даже словом не обмолвился о своем втором гражданском браке с балериной Лизой Райнхарт. Зато рассказывал многочисленные байки о своих собаках. Насмерть разобиженная Лиза потребовала объяснений, и тогда Барышников поведал ей очень старую историю.



Mikhail Baryshnikov and Mark Morris by Annie Leibovitz, New York City, 1988

Еще в детстве латышка Эрика Витиньш, заменившая ему мать, внушила мальчику боязнь сглаза, особенно в личных отношениях. Эрика утверждала, что, если много народу знает, например, про твою любовь или успех в деньгах - неизбежная зависть и недоброжечательство породят "плохие вибрации", то есть сглаз. Тогда - конец и любви, и деньгам. Эрика приводила тому впечатляющие примеры, и Барышников навсегда это запомнил. Лиза знает, что, действительно, он - человек суеверный: ни одного дела не начнет в момент убывающей луны - плохая примета. Так же и с женщинами.



Михаил Барышников с балериной Лизой Райнхарт (у них трое детей)

Впрочем, Лиза совершенно равнодушна к его тайным романам, если даже они и случаются. Немка по происхождению, она играет но его правилам, и в результате они вместе и у них трое детей. Она никогда не спрашивает его о работе и не включает телевизор, если идет передача или постановка с участием мужа, не бывает с ним в свете, не шьет себе нарядов у модных портных. Если верить психоаналитику Джессики Лэнг, в лице Лизы артист обрел то, что искал, - замену матери. Американцев эта пара, безусловно, по-прежнему удивляет не меньше, чем когда-то удивлял холостой Барышников. Загадочная русская душа - пожимают они плечами.

Александр Кучкин.
"Караван историй"


Mikhail Baryshnikov in Leningrad
photo by V. Plotnikov


Isabella Rossellini and Mikhail Baryshnikov by Eve Arnold, 1985


Isabella Rossellini Mikhail Baryshnikov

Родился Михаил 27 января 1948 года в Риге. Туда после войны для дальнейшего прохождения службы был направлен его отец, офицер и ярый сталинист Николай Барышников - человек жесткий, строгий и авторитарный. Искусство его не впечатляло, да и не интересовало вовсе, общего языка с сыном они не находили. Мать, Александра Васильевна, которую Михаил очень любил, напротив, была женщиной мягкой и впечатлительной. Занимаясь его воспитанием, она много времени уделяла походам в латвийскую драму и оперетту, научила слушать и любить музыку. С её подачи Барышников начал занимался в балетной студии.

Мише было всего 12-ть, когда семью постигла неожиданная и страшная трагедия, причина которой так и осталась неизвестной – Александра Васильевна, отправив сына к бабушке, покончила с собой. Лишь спустя год он узнал, что это было самоубийство. Не найдя контакта с отцом, который вскоре завел новую семью, Михаил полностью погрузился в танец, в нем нашел спасение и утешение.

Решение о поступлении в Рижское хореографическое училище было принято самостоятельно. Случай свел в одном классе два юных дарования – Барышникова и Александра Годунова. Оба в то время были маленького роста, изрядно беспокоились об этом и вместе придумывали способы, как подрасти: спали на полу, литрами пили томатный сок. Кстати невысокий рост чуть было не стоил Барышникову балетной карьеры, ведь самые миниатюрные балерины на пуантах были для него велики. Преподаватели говорили: для сольных партий нужно подрасти. И волею природы или собственного упорства он дотянулся, дозанимался, добрал те несколько сантиметров, которые решили его судьбу. Рост артиста - 167 см.

Сцена была для него фетишем, целью, смыслом. На ней он расцветал и, кажется, только там становился самим собой, превращаясь из скромного, слегка отчужденного юноши в магнит для зрительских глаз. Учителя отмечали, что на Барышникова хочется смотреть и смотреть, среди прочих танцоров его выделяло буквально все: позы, движения, эмоции, лицо, точеная фигура, гордая осанка. Как яркий цветок на унылом поле, он не мог остаться незамеченным.

Юный танцор ни на минуту не давал себе поблажек, не уставал делать гимнастику на растяжку дома, бегать, заниматься акробатикой и делать сложнейшие упражнения на занятиях в училище. Садясь в позу йоги, просил однокурсников становиться на свои согнутые колени. После таких упражнений ноги нещадно болели.

В 14 лет Миша Барышников танцует свою первую сольную партию. Это была «Тарантелла». В 15 лет его принимают в Вагановское училище в Ленинграде, где танцоров для Кировского театра готовит Александр Пушкин – прекрасный педагог, наставник Нуреева, который всего лишь тремя годами раньше окончил училище.

Барышников со своей феноменальной работоспособностью и харизматичной внешностью быстро занял видное место в труппе Кировского театра, дебютировал в «Дон Кихоте» и «Сильфиде», танцевал партии Нуреева (в оставленных им же костюмах) в «Жизели» и «Спящей красавице». Он стал первым исполнителем партии Гамлета в одноименном балете и Адама в «Сотворении мира», охотно участвовал в экспериментальных постановках. Его танец отличала блестящая техника, эмоциональность и артистизм. Вращения, прыжки и другие элементы он делал мощно и безукоризненно, что и принесло ему победу в 1966 году в Варне и в 1969 году в Москве на международных балетных конкурсах. Звезда Барышникова загорелась быстро и ярко. Он обладал просто уникальными профессиональными данными – идеальной координацией движений, необычайной силой, незаурядным артистическим даром, владел безупречной техникой исполнения и такими сложнейшими элементами, как прыжок с баллоном и элевацией – зрительские сердца были завоеваны окончательно и бесповоротно.

Вся жизнь Михаила Барышникова посвящена творческим амбициям. Именно они и заставили его во время гастролей в Канаде в 1974 году сделать сложный выбор между родиной и творчеством. Репертуар российского академического театра был для него настолько узок, так удушающе мал, что не мог удовлетворить жажду танцовщика познать творческую свободу. Он хотел постигать свободное движение в его абсолютной форме, непрерывно увлекаться танцем, вырваться из рутины и застоя.

Здесь, на Западе, он начал участвовать в новаторских постановках и работать с хореографами разных направлений.

Вскоре Барышников переезжает в США, где поступает в труппу «Америкен Балле Тиэтр» (American Ballet Theatre), становясь сначала ведущим танцовщиком, а затем и руководителем.

Он демонстрировал высочайший исполнительский уровень, вынуждал равняться на себя, расширил свой творческий репертуар от старинной хореографии до модерна и постмодерна. Специально для него создавались многие номера и балеты. «Другие танцы», «Опус 19», «Месяц в деревне», «Пиковая дама», «Гамлет: сопутствующие» - лишь некоторые громкие постановки, в которых он танцевал.

Руководство Американским балетным театром в какой–то момент истощило его физически и морально. В 1990 году он решил вместе с Марком Моррисом основать собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в течение шести лет выпустил три великолепных хореографических программы с участием различных балетмейстеров. Снимался в кино, выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы», организовал вместе с Бродским ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Это один из немногих русских артистов, который оказал существенное влияние на формирование американского балетного искусства. Он состоялся в творчестве, бизнесе и личной жизни. Четверо детей и мировое творческое признание, похоже, Михаил Барышников – счастливый человек.