О чем последние мысли старого князя болконского. Семья болконских

При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Время действия романа Толстого «Война и мир» - одна из самых значительных эпох в истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно, она поднята до уровня общечеловеческого значения. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Толстой воспроизводит его облик и историческое развитие на протяжении жизни трех поколений. Воссоздавая без прикрас «дней Александровых прекрасное начало», Толстой не мог не затронуть предшествующей екатерининской эпохи. Эти две эпохи представлены двумя поколениями людей. Это старики: князь Николай Болконский и граф Кирилл Безухов и их дети, которые являются продолжателями отцов. Взаимоотношения между поколениями - это прежде всего семейные отношения. Ведь в семье, по мнению Толстого, закладываются духовные начала личности и нравственные моральные понятия. Рассмотрим сына и отца Болконских, их взаимоотношения друг с другом.
Князь Николай Андреевич - представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, вызывая, однако, почтение, которым по праву пользуется ее представитель - старик Болконский - у соседских помещиков. Николай Андреевич - человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами. Уже то, что при Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям. В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери - боевого генерала. С именем этого человека связана семейная легенда: гордец и атеист, он отказался жениться на любовнице царя, за что был сослан сначала в далекий северный Трумант, а затем в свое имение под Тулой. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед отечеством. Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек и карьеристов, таких как Курагин. Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека. Старик Болконский, правда, ценит и любит графа Кирилла Безухова. Безухов был фаворитом Екатерины, некогда слыл красавцем и пользовался успехом у женщин. Но первоначальная философия наслаждения жизнью графа Кирилла с годами претерпела изменения, может, поэтому теперь он стал ближе и понятнее старику Болконскому.
У Андрея много общего во внешности и во взглядах с отцом, хотя в том, что касается последних, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят как отечеству, так и другим людям. В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта. Сына и дочь он воспитал в строгости и привык распоряжаться их жизнью. Старый Болконский не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой. Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие». У Андрея было много утонченности, стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский. Но если с Андреем он все-таки считался, даже потом прислушивался к его мнению, то его отношения с дочерью были гораздо более сложными. Безумно любя Марью, он предъявлял непомерные требования к ее образованию, характеру, талантам. Он вмешивается и в личную жизнь дочери, вернее совсем лишает ее права на эту жизнь. Из-за своих эгоистических побуждений он не хочет выдавать дочь замуж. И все же, в конце жизни старый князь пересматривает свое отношение к детям. Он с большим уважением относится к взглядам сына, по-новому смотрит на дочь. Если раньше религиозность Марьи была предметом насмешек со стороны отца, то перед смертью он признает ее правоту. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына.
Старик Болконский верил в прогресс и будущее величие родины, поэтому служил ей всеми силами. Даже будучи больным, он не выбрал позицию стороннего наблюдателя в войне 1812 года. Князь Николай Болконский создал свой отряд ополчения из крестьян-добровольцев.
Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти. Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона. Если в начале романа он воспринимает Наполеона, как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая его отца, перерастает у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человека с природой. Андрей начинает понимать те христианские мотивы, которыми руководствовались в жизни его сестра и которые он
не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает войну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую. Война - это убийство, а убийство несовместимо с человеческой природой. Может бьггь, поэтому князь Андрей погибает, не успев сделать ни одного выстрела.
Надо вспомнить еще одну черту сходства обоих Болконских. Оба они всесторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства. Поэтому, при всей их внешней строгости, они гуманно относятся к своим крестьянам. Крестьяне Болконских зажиточны, князь Николай Андреевич всегда в первую очередь учитывает нужды мужиков. Он заботится о них и при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. Это отношение к крестьянам перенял у отца и князь Андрей. Вспомним, что он, возвратившись после Аустерлица домой и занявшись хозяйством, многое делает для улучшения жизни своих крепостных.
В конце романа мы видим еще одного Болконского. Это Николинька Болконский - сын Андрея. Мальчик почти не знал своего отца. Когда сын был маленький, Андрей сначала воевал в двух войнах, затем надолго задержался за границей из-за болезни. Умер Болконский, когда сыну исполнилось 14 лет. Но Толстой делает Николиньку Болконского преемником и продолжателем идей своего отца. Уже после смерти князя Андрея младшему Болконскому снится сон, в котором отец приходит к нему, и мальчик дает себе клятву жить так, чтобы его «все узнали, все полюбили, все восхитились» им.
Таким образом, в романе Толстой представил нам несколько поколений Болконских. Сначала боевого генерала - деда старого князя Николая. Мы не встречаем его на страницах «Войны и мира», но о нем упоминается в романе. Затем старого князя Николая Болконского, которого Толстой описал очень полно. Представителем молодого поколения показан Андрей Болконский, один из любимых героев Толстого. И наконец, его сын Николинька. Именно ему предстоит не только сохранять традиции семьи, но и продолжать их.

Вот так Толстой описывает князя Николая Андреевича Болконского. Более всего старый князь ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум» «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров», то «выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении». Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. «Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела». В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает «оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться». Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Молодой Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Пьер Безухов удивляется необыкновенной памяти, начитанности князя Андрея, его способности учиться. Пустая и бессодержательная жизнь светских гостиных тяготит князя Андрея. «...Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - говорит он Пьеру. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями. Влияние отца не прошло бесследно. Княжна Марья способна к глубокому осмыслению не только своей жизни, но и поступков "других людей, окружающей действительности. Она сразу поняла, что за человек Анатоль Курагин, и решительно отказалась от предложения князя Василия стать женой его сына. В письме к Жюли она осуждает войну, рассказывает о том, как тяжела для народа рекрутчина. В 1812 году княжна Марья отвергла предложение мадемуазель Бурьен обратиться за помощью к генералу Рамо и уехала в Богучарово, чтобы не оставаться в плену у французов. Княжна Марья была глубоко религиозным человеком. Христианское вероучение подавляло в ней чувства протеста и борьбы за свое счастье. «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе - в законе любви и самоотвержения...» Ей чужд эгоизм, она способна ради других жертвовать своими интересами; княжна Марья непоколебима в выполнении своего долга по отношению к родным и близким. Достойны уважения терпение и покорность, которые она проявляет в отношении к отцу. Она заменяет мать маленькому Николеньке, сыну князя Андрея. Узнав, что брат ее тяжело ранен и находится в Ярославле, княжна, несмотря на трудности пути в военное время, едет к нему вместе с Николенькой, считая своим долгом быть рядом с братом и принять все меры для облегчения его страданий. Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья свои духовные силы отдает семье. Она оказывает благотворное влияние на вспыльчивого, а порою грубого и жестокого в обращении с людьми мужа, с большой любовью и вниманием относится к воспитанию детей. Толстой не раз замечает, что княжна Марья не отличалась внешней красотой и. изяществом. Но она покоряла людей своей духовной красотой, высокой нравственностью. Сбылись ее мечты о любви и семье, но ей казалось, что «кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни...», поэтому графиня Марья не чувствовала себя вполне спокойной; ей иногда хотелось сказать мужу, «что не о едином хлебе сыт будет человек», «Душа, графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Князь Николай Болконский

Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.

На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.

Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой” Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.

У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.

Андрей Болконский – сын князя Николая

В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.



Не будет лишним упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых одним он заменяет барщину на оброк, а других отпускает в «вольные хлебопашцы».

Серьезным поводом к переменам в характере молодого человека послужила военная служба. Если в начале герой романа, отправляясь на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и славу, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.

Он разочаровался в бывшем кумире Наполеоне, и решил, возвратившись домой, посвятить себя семье. Однако, Болконскому не в последний раз пришлось пережить подобные испытания. 1812 год стал фатальным для молодого Андрея, ведь в Бородинском сражении он получил смертельное ранение. Только перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия».

Мария Болконская – дочь Николая

Это очень богатая и знатная дворянка. Автор описывает её как очень некрасивую лицом, с тяжелой походкой, слабую телом, однако, с прекрасными глазами, в которых светились любовь и грусть: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…”

Что касается характера княжны Марии, то она была чистой, невинной девушкой, доброй, спокойной и кроткой, к тому же, умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…”

Марья Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем ради блага другого. Так, узнав, что мадмуазель Бурьен (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, однако, подобным поступком только подчеркиваются положительные качества героини.

Лиза Болконская, маленькая княгиня

Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также – племянницей генерала Кутузова. Она хорошенькая лицом, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, однако, князь Андрей с ней несчастлив, хотя на людях и называет прекрасной. Может, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: супруга все больше и больше раздражает Андрея.


К сожалению, княгине Лизе так и не довелось испытать счастье материнства: при первых родах, к отчаянию мужа, она умерла. Сын Николенька остался наполовину сиротой.

Николенька Болконский

Он родился в 1806 году. К сожалению, мама умерла при родах, поэтому мальчик «жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику…”

Ребенка, как своего, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшись к нему. Она сама обучает мальчика музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают репетитора по имени месье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик еще в семь лет пережил тяжелое испытание, ведь на его глазах умер отец.

После перерыва в описании с Николенькой снова можно встретиться на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, “…Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в уголку, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее, выходившей из отложных воротничков…”

Хотя Николай со временем и забывает образ своего родного отца, но всегда с грустью и восторгом вспоминает о нем. Самым лучшим его другом является Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.

Княжна Марья и сейчас переживает за подросшего племянника, ведь он очень боязлив и робок, до сих пор спит с лампадкой и дичится общества.

Мадмуазель Бурьен

Мадмуазель Бурьен, француженка, сирота, которую из жалости подобрал Николай Болконский, была компаньонкой жены Андрея Болконского – Лизы. Она любила маленькую княгиню, спала с ней в одной комнате, и слушала, когда та изливала ей душу. Но так было до поры до времени.
Не раз на протяжении романа мадмуазель Бурьен проявляла свои негативные качества. Во-первых, когда стала нагло флиртовать с Анатолем, который, хотя и оказывал ей знаки внимания, все же был женихом Марии Болконской. Во-вторых, когда во время войны с Наполеоном перешла на сторону неприятеля, чем вызвала гнев маленькой княжны, которая больше не подпускала к себе бывшую компаньонку.

Взаимоотношения членов семьи Болконских

Сложные и порой запутанные отношения членов семьи Болконских занимают в повести Льва Толстого свое особенное место. Здесь отражена жизнь трех поколений: старшего князя Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии, а также внука Николеньки. Каждый – со своим характером, привычками, взглядами на жизнь, но объединяет этих людей горячая любовь к Родине, близость к народу, патриотизм, чувство долга. Даже князь Николай Болконский, который с первого взгляда кажется грубым человеком, перед переходом в мир иной начинает просить прощения у дочери Марьи, на которую оказывал давление в течение жизни.

Семье Болконских присуща деятельность и активность, и не эта ли черта характера стала ключевой в создании их образов? Вдумчивый читатель сам постарается исследовать такой трудный, но интересный вопрос. И, конечно же, сделать для себя соответствующие выводы.

Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев

4.5 (90.91%) 11 votes

Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится много, да можно сказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всех их членов. Начиная старым князем, и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описание членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди. Ростовы - простые дворяне, добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор-отец, покорная дочь, боязливая невестка, и независимый сын. Это обзор всей семьи, который дает некоторое представление о Болконских. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а не третьей княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три фронта, три совершенно противоположные группировки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.

Николай Болконский

Более всего старый князь ценил в людях "две добродетели: деятельность и ум". "Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров", то "выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении". Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: "Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет…стыдно!" Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. "Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела". В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает "оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться". Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями.

Андрей Болконский

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" -- Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится. Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался -- простая и тихая семейная жизнь, -- теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар -- смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни -- любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах. Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения. Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Мария Болконская

Княжна безвыездно проживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, - человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. А вот портрет княжны: "Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо". И далее Толстой словно поражен увиденным: "глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты*. Вместе с князем Андреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза - зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит "маленькую княгиню", любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: "Если хочешь быть красивым - иди в гусары"). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце - свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью "женского мира" и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое "романтическое" или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую "романтическую" реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру. Несомненно, в этом контексте привлекает внимание ее литературная предшественница. Это, конечно же, Лизонька из "Пиковой дамы" Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. "Лизавета Ивановна была домашней мученицей, - пишет Пушкин, - она разливала чай и получала выговоры за лишний кусок сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора". Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Лиза не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Лиза живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Лиза предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Николенька Болконский

Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский -- Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик немного провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности). Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве "птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея "образа и формы", но составляя одну сущность -- любовь, -- приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец -- любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец -- слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).