Попечительство о трудовой помощи было создано. Дом трудолюбия св.Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских. комментариев to “Дом трудолюбия «Ной» приглашает на проживание”

Эта часть района Сокольники – между рекой Яузой и нынешней улицей Короленко (ранее - Ермаковской), когда-то была владением царского Преображенского (или Старо-Преображенского) дворца, который построили здесь для царя Алексея Михайловича в 60-х годах XVII века. Сам дворец и все окружающие его постройки были деревянными, так же, как и возведенная рядом в 1671 году церковь Воскресения Христова. Дворец просуществовал до 1740 года, когда он был разобран за ветхостью, церковь же была перестроена и сохранялась до 1789 года. После разборки церкви вся обширная территория бывшего дворца была продана частным владельцам. Центральная часть (квартал между ул. Короленко и Колодезным пер.) была куплена купцом Чороковым для устройства здесь ситцевой фабрики. В 1860-х годах владение перешло к купцам Борисовским, которые построили здесь небольшой сахарный завод.

В 1897 году это большое владение вместе со всеми постройками было приобретено Московской городской управой. В одной его части, выходящей на Ермаковскую улицу, разместилось Коронационное убежище для неизлечимых больных, в другой (где располагался сам завод) было устроено Сокольническое отделение Московского городского Работного дома. Бывшие заводские корпуса были перестроены и приспособлены под жилые нужды, а также под устройство больницы, богадельни и мастерских.

Московский Работный дом, существовавший с 1777 года, представлял собой своего рода приют для нищих, пьяниц, попрошаек (попадавших сюда чаще всего по предписанию полиции) и просто бедняков (часто приходивших добровольно), которые обеспечивались работой, жильем и пропитанием. Также здесь существовала богадельня для нетрудоспособных и детское отделение, позже при Работном доме был открыт детский приют имени доктора Гааза. В 1903 году Работный дом был разделен на два учреждения – собственно Работный дом, принимавший доставленных полицией, и Дом трудолюбия для явившихся добровольно. Призреваемые работали в мастерских – столярной, кузнечной, слесарной, переплетной, и занимались и неквалифицированным трудом – клеили коробки и конверты, плели корзины, пришивали пуговицы. Работный дом содержался на средства московских властей и частные пожертвования.

В 1910-е годы было решено построить для Работного дома церковь – деньги пожертвовала вдова фабриканта Ольга Титова. Проект был заказан архитектору Московской городской управы Николаю Львовичу Шевякову, который выстроил храм в формах неорусского «модерна». В декоре фасадов церкви использованы элементы и детали псковско-новгородской и византийской храмовой архитектуры, главный (западный) портал был оформлен большой фреской. Примечательно, что купол храма был сделан целиком из бетона. Строительство Церкви Рождества Иоанна Предтечи закончили к 1917 году, главный престол освящен 15 января, а придел св. апостола Матфея – 10 июня 1917 года; считается, что эта церковь - последняя из московских церквей, построенных и освященных до Октябрьского переворота 1917 года.

В 1930-е годы в корпусах упраздненного Работного дома разместился электромеханический завод (позже – МЭЗ №1), все существующие здания, включая церковь, были приспособлены под заводские нужды. Церковь была обезглавлена и окружена безликими пристройками, все внутреннее убранство уничтожено.

В конце 2000-х годов здание церкви возвращено верующим и здесь разместилось Патриаршее подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, которому также были переданы два здания бывшего Работного дома. В настоящий момент ведется реставрация храма и обоих строений.

Со времен крещения Руси раздача милостыни и странноприимничество считались непременной добродетелью каждого русского человека - от простолюдина до великого князя. Призрение нуждающихся вменялось в обязанность монастырям и приходам, которые должны были содержать богадельни и давать приют странникам и бездомным. В XVIII веке отношение к нищим, убогим, сиротам изменилось. Жизнь, перестроенная во многом на западный манер, породила филантропию, когда помощь оказывается из соображений абстрактного гуманизма, а не из любви к конкретному человеку.

На фото: Дом трудолюбия в Кронштадте.

Милосердие - вместо сострадания (1). Снисходительная благотворительность благополучных униженным и сирым будет существовать в обществе вплоть до революции.

В XIX веке разворачивается частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома. Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться только на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды. Временную работу найти было не просто. Человек в лохмотьях, истощенный, без документов, но желающий честно трудиться, практически не имел шансов на получение места. Это ломало людей нравственно и физически. Они попадали на Хитров рынок, где становились профессиональными "стрелками". Вновь приучить таких людей трудиться, вернуть их обществу было непростой задачей.

Первый указ, в котором говорится о работном доме, куда следовало принудительно помещать "молодых ленивцев", получающих "пропитание работой", был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру Архарову в 1775 году. В том же году "Учреждение о губерниях" поручает устройство работных домов вновь созданным приказам общественного призрения: "...в оных домах дают работу, а по мере работы пищу, покров, одежду или деньги... принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят..."(2) Работный дом располагался по двум адресам: мужское отделение в помещении бывшего Карантинного дома за Сухаревой башней, женское - в упраздненном Андреевском монастыре. В 1785 году его объединили со смирительным домом для "буйных ленивцев". Получилось учреждение типа колонии принудительного труда, на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма, известная сегодня москвичам как "Матросская тишина". Работные дома были еще в Красноярске и Иркутске и просуществовали до 1853 года.

Росло также число нищих, но заведения, где им оказывали бы помощь, отсутствовали. Особенно неблагоприятной ситуация оказалась в Москве и Санкт-Петербурге, куда в поисках работы и пропитания, особенно в неурожайные годы, стекались толпы нуждающихся. В 1838 году был утвержден устав Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню. В ведение комитета передали и Московский городской работный дом, учрежденный в 1837 году с целью предоставления заработка добровольно приходящим и принуждения к труду профессиональных нищих и праздношатающихся. Юсупов работный дом, как его называли в народе, находился в Большом Харитоньевском переулке, 22, напротив Юсуповского дворца. Здание в 1833 году было отдано внаймы правительству под приют для бедных. Здесь призревалось до 200 человек. Приют содержался на средства Приказа общественного призрения. Со временем число призреваемых возрастало. По решению попечительского комитета и благодаря пожертвованию купца Чижова Юсуповский дворец купили. В 1839 году он окончательно перешел в ведение города и стал работным домом.

Председатель попечительского комитета Нечаев, а по его примеру все члены комитета и служащие работного дома трудились без вознаграждения, делая собственные посильные вклады. Число призреваемых доходило до 600 человек, была открыта больница на 30 коек. В это же время Г.Лопухин пожертвовал работному дому свое имение - село Тихвино Московской губернии Бронницкого уезда (3).

Вновь поступающим давался испытательный срок. Через шесть месяцев их делили на два разряда: испытанных хорошего поведения и испытанных ненадежного поведения. Первые занимались работой по дому, получая по (4) копейки в сутки и половину цены за заказы. Ко вторым был приставлен караул, им поручались самые трудные работы и воспрещалось выходить из дома. Дети обучались грамоте и ремеслу.

К середине XIX века "великолепный чертог князя Юсупова, шумный, блестящий дом, в котором более 20 лет царили и своевольничали вкус, мода и роскошь, где гремела музыка по целым месяцам, давались причудливые балы, обеды, спектакли", стал крайне невзрачен, "одинаково громаден, мрачен и грустен"4. В трехэтажном здании размещались мужское, женское и "стариковское" отделения. В последнем содержали нетрудоспособных, требующих ухода. В больших залах койки и нары соседствовали с изразцовыми печами, статуями, колоннами. В Юсупов дом призреваемых чаще доставляла полиция, но были и доведенные до крайности добровольцы. Постепенно приток добровольцев практически прекратился. Заказов не поступало, домашние работы не оплачивались, призреваемые отказывались трудиться. Работный дом превратился в "приют, где в праздности проводили время нищие, задержанные полицией на улицах Москвы"(5). Проблема трудоустройства бедняков так и не была решена.

В 1865 году утверждается устав Общества поощрения трудолюбия, учредителями которого были А.Н.Стрекалова, С.Д.Мертваго, Е.Г.Торлецкая, С.С.Стрекалов, С.П.Яковлев, П.М.Хрущов. Председательницей выбрали А.Н.Стрекалову. С 1868 года Общество поощрения трудолюбия вошло в Ведомство Императорского Человеколюбивого общества. Открывались различные благотворительные учреждения, например "Московский муравейник" - общество для оказания временной помощи беднейшим жительницам Москвы. Члены "Муравейника" - "муравьи" - вносили в кассу не менее 1 рубля и в течение года должны были за свой счет изготовить не менее двух предметов одежды. Название "мураши" со временем закрепилось за работницами мастерских "Муравейника".

В феврале 1894 года на углу 3-й Тверской-Ямской и Глухого переулка открылся женский дом трудолюбия. Получить работу могли все желающие - в швейных мастерских или на дому. Постепенно образовался целый благотворительный комплекс: мастерские, народная чайная, пекарня (располагались в доме на углу 4-й Тверской-Ямской и Глухого переулка). Пекарня снабжала женщин качественным хлебом по доступной цене. Беднейшим работницам хлеб выдавался бесплатно. Пока матери работали, детишки находились под присмотром в яслях. Для грамотных девушек из бедных семей в 1897 году была организована школа портних и закройщиц. Заказы поступали регулярно, изготовленная продукция продавалась по дешевой цене в открытых складах. Это было первое московское благотворительное учреждение такого типа. В Петербурге же к тому времени существовало уже три дома трудолюбия и один - в Кронштадте на 130 человек, основанный в 1882 году на частные пожертвования отцом Иоанном Кронштадтским. Главной работой призреваемых Кронштадтского дома было щипание пеньки. Существовали модная и белошвейная мастерские для женщин и сапожная учебная для мальчиков.

Одним из самых страстных пропагандистов "трудовой благотворительности" в России был барон О.О.Буксгевден. Его стараниями к 1895 году были открыты дома трудолюбия в Вильне, Елабуге, Архангельске, Самаре, Чернигове, Витебске, Владимире, Калуге, Симбирске, Саратове, Смоленске и многих других городах Российской империи, в том числе названный Евангелическим второй дом трудолюбия в Петербурге, основанный на средства, собранные бароном среди лютеранского купечества. Все служащие Дома были из числа призреваемых, что позволило снизить расходы и увеличить количество рабочих мест. Учреждение было закрытое, то есть призреваемые в нем находились на полном содержании. "Опыт показал, что работающие не умели распоряжаться полученными деньгами и оставались в бедственном состоянии, что и побудило совет обеспечить их кровом и харчами. Ввиду этого, за исключением нескольких женатых стариков, всем, искавшим работы, ставилось условие, чтобы они жили в доме трудолюбия"(6).

Постепенно благотворители убедились в необходимости двух типов учреждений трудовой помощи для добровольцев: один - где человек получал бы только временную работу до приискания постоянной; другой - закрытый, предусматривающий изоляцию призреваемых от внешнего мира в воспитательных целях и, соответственно, - полное их содержание. В последнем случае о "самоокупаемости" не могло быть и речи, требовалась финансовая поддержка государства и частных благотворителей. Наиболее целесообразной формой учреждений второго типа представлялась земледельческая колония: "Человек, пришедший в лохмотьях искать работу, неспособен более к самостоятельному труду... Для такого индивидуума единственным спасением была бы рабочая колония вдали от города"(7). Человеку же, лишившемуся работы недавно, вполне мог помочь городской дом трудолюбия.

Практически все дома трудолюбия состояли на дотации у государства или частных благотворителей. Средняя доплата для покрытия расходов Дома составляла 20-26 копеек в день на человека. Приходили в основном люди неквалифицированные, их труд был низкооплачиваемым: щипание пеньки, изготовление бумажных мешков, конвертов, тюфяков из мочал и волоса, трепание пакли. Женщины шили, расчесывали пряжу, вязали. Более того, даже этим нехитрым ремеслам призреваемых зачастую приходилось сначала учить, что значительно увеличивало расходы. Некоторые из домов трудолюбия, как уже сказано, превращались попросту в дома призрения. Заработок чернорабочего в мастерских составлял от 5 до 15 копеек в день. Работы по уборке улиц и на свалках нечистот оплачивались дороже, но таких заказов на всех призреваемых не хватало.

Дом трудолюбия для образцовых женщин в Санкт - Петербурге. Был открыт в 1896 по инициативе О. О. Буксгевдена и при поддержке Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (см. Попечительство о трудовой помощи), которое выделило на устройство 6 тыс. рублей. Первоначально располагался по адресу: Знаменская ул. (ныне ул. Восстания), 2, к 1910 переехал в Саперный пер., 16. Председателем Попечительного комитета в 1900-е был бар. О. О. Буксгевден, затем – В. А. Волкова, секретарем – Г. П. Сюзор.

Заведение предоставляло женщинам возможность интеллигентного труда и постоянный заработок «впредь до более прочного устройства их судьбы». Как правило, сюда обращались выпускницы средних учебных заведений, сироты, вдовы, дамы, покинутые мужьями, часто обремененные детьми или престарелыми родителями и не получавшие пенсий.

Существовали дома трудолюбия и для детей - в Херсоне, Ярославле, Яренске. Херсонское Общество вообще считало, что подобные учреждения необходимы в первую очередь именно "для подрастающего поколения, чтобы дать ему правильное воспитание с самого детства и искоренить развившееся в городе нищенство и попрошайничество детей. Менее необходимым представлялось пока устройство дома трудолюбия для взрослых ввиду весьма выгодных условий при приискании ими работы и достаточно высокой платы в течение почти всего года..."(8) В Ярославле в 1891 году местный Комитет призрения неимущих открыл картонажно-переплетную мастерскую для беднейших детей, чтобы отвлечь их от нищенства. При ней была дешевая столовая. За работу дети получали 5 - 8 копеек в день. Оставаться в Доме они могли от одного месяца до года. Детский труд еще менее, чем труд взрослых, окупал затраты по призрению.

Бюджеты домов трудолюбия складывались из членских взносов, добровольных пожертвований, выручки от продажи производимой продукции, платы за городские работы, средств, получаемых от благотворительных концертов, лотерей, кружечного сбора, а также из дотаций государства и Общества. "Смысл трудовой помощи не везде правильно усвоен местными руководителями домов трудолюбия. Есть существенное различие между трудовой помощью, которая оказывается человеку под условием действительного труда, и таковой помощью престарелому или ребенку. Труд, от них требуемый, не имеет реального характера. Бывает, что дом трудолюбия становится сам для себя целью, забывая, что он должен быть средством для другой высшей цели"(9).

До 1895 года в России было учреждено 52 дома трудолюбия. В 1895 году вышло положение о попечительстве под покровительством императрицы Александры Федоровны для содействия и оказания материальной помощи при открытии новых домов, а также для поддержания уже существующих. К 1898 году в России было уже 130 домов трудолюбия. Комитет попечительства с ноября 1897 года начинает издавать журнал "Трудовая помощь". Идея трудовой помощи прочно входит в общественное сознание: "Мы подаем кусок хлеба, который бедняк с озлоблением отталкивает, потому что остается без крова и без одежды и не может обойтись одним хлебом. Мы подаем нищему монету, чтобы отделаться от него, и сознаем, что мы собственно еще глубже вталкиваем его в нужду, так как он пропьет данную ему милостыню. Наконец мы даем одежду раздетому, но напрасно, ибо он возвращается к нам в таких же лохмотьях".

15-го мая 1895 года потомственная почетная гражданка С.Н.Горбова обратилась в городскую Думу с предложением устроить на свои средства женский дом трудолюбия имени М.А. и С.Н.Горбовых. Для строительства Дума выделила участок в Большом Харитоньевском переулке. Двухэтажное каменное здание, выходящее фасадом в переулок, было рассчитано на 100 работниц. Во втором этаже располагались две мастерские, где шили белье, в первом - квартиры служащих и народная столовая, переданная учредительницей в ведение города. Работницы получали обеды, состоящие из щей, каши и черного хлеба, по цене 5 копеек. Часто благотворителями жертвовались бесплатные обеды.

Женщины приходили в Дом сами или направлялись городскими попечительствами и Управой. В основном это были крестьянки и мещанки в возрасте от 20 до 40 лет, часто неграмотные (10). При поступлении каждой выдавалась расчетная книжка, предоставлялись швейная машина и шкаф для хранения незаконченной работы. В среднем здесь ежедневно работали 82 женщины. Заработную плату получали один раз в неделю - от 5 до 65 копеек в день. Из заработка вычитались стоимость материала, ниток, отчисления в пользу Дома. В 1899 году при Доме были оранизованы детские ясли. Сбыт продукции обеспечивался регулярными городскими заказами для различных богоугодных заведений. Например, в 1899 году от городской Управы поступил заказ на шитье белья для всех больниц Москвы.

В более сложных условиях находился городской работный дом, оказывающий трудовую помощь как добровольцам, так и доставляемым полицией. До 1893 года он находился в ведении имевшего весьма скудные средства Комитета для разбора и призрения просящих милостыню. Никаких работ здесь не производилось, призревались в основном нищие, приводимые полицией (число добровольцев было минимальным). Вскоре Комитет был упразднен, а подведомственные ему благотворительные учреждения передали в ведение Московского городского общественного управления. Постепенно дела стали налаживаться.

В 1895 году Дому предоставили работы на Спасской свалке нечистот, возродили переплетно-конвертную и корзинно-бельевую мастерские. П.М. и В.И.Третьяковы пожертвовали Дому две тысячи рублей. В 1897 году на добровольное призрение было принято уже 3358 человек. Непосредственно в Доме имели кров около 600 человек (11).

Направляемые на работы делились на два разряда: имеющих собственную добротную одежду и обувь и не имеющих таковых. Рабочие первого разряда составляли артель и выбирали старосту, который руководил работами и получал за это к ежедневному заработку прибавку до 10 копеек. Относящиеся ко второму разряду также формировали артель, но работали под присмотром надзирателя. Заработок составлял летом до 25 копеек в день, зимой - до 20 копеек. Добровольцы первого разряда получали на 5-10 копеек больше, чем второго. Последним выдавались одежда, обувь, белье - разумеется, весьма и весьма подержанные. Вот свидетельство С.П.Подъячева, описавшего свое пребывание в Доме в 1902 году: "Одежду выдавали старую, рваную, вонючую и грязную... Выдавали разно: одному попадал коротенький "этапный" полушубок, другому из толстого сукна не то пиджак, не то поддевка... Штаны тоже были разные: некоторые попадали из толстого сукна и довольно крепкие, другим какие-то синие, тонкие, как тряпка... На ноги мягкие, сделанные из шерстяных жгутов "чуни", точно такие, в каких бабы богомолки ходят весной к преп. Сергию..." (12) "Чуни" сплетались из старых тряпок и подшивались войлоком. Такую обувь надо было подвязывать ремнем или веревкой, которые не всегда выдавались, поэтому "чуни" пришивались рабочими к кальсонам. "Ноги рабочего постоянно зашиты как бы в мешке, и тогда приходится и спать в "чунях", и работать, и гулять с одного конца на другой", - замечает доктор Кедров (13). Он же пишет, что "многим рабочим приходится ходить на работу, повязавши голову платком, рваной шалью или шарфом, включительно до всякой попавшейся под руки грязной тряпки или сукна. Подпоясаны рабочие веревками и мочалой, завязок у белья нет. Верхняя одежда, в которой рабочие ходят на работу и на которой в то же время спят, расстилая на полу и прикрываясь на кровати, не только грязна, но почти всегда с рваными рукавами, воротниками, полами".

Со временем в Доме, рассчитанном на 200 человек, скопилось около 500 человек. С.Н.Горбова временно предоставила работному дому большую часть помещения дома трудолюбия. В 1897 году городское управление открыло отделение работного дома в Сокольниках на Ермаковской улице, дом 3, приобретя для этого усадьбу бывшей фабрики Борисовских. Двух- и трехэтажные корпуса вместили более 400 призреваемых. Сокольническое отделение постепенно расширялось, что со временем позволило принимать более 1000 человек, а также открыть мастерские - кузнечно-слесарную, сапожную, столярную, коробочную, корзинную.

В Московском работном доме были и доставленные полицией дети и подростки, которых в 1913 году перевели в заведение, получившее название приюта имени доктора Гааза. В детском отделении приюта воспитывались беспризорники в возрасте до 10 лет. Были здесь и ясли для детей рабочих дома трудолюбия и работного дома.

Один характерный штрих. "Спроси у любого, как, мол, сюда попал, - пишет в своем очерке С.П.Подъячев, - по пьяному делу... Все мы по пьяному делу... Просто мы уж очень слабы... к вину предвержены"(14). Или другое свидетельство: "Горе наше нас сюда гонит, а главная причина - слабость к винному делу... Я вот купец... На воле такие деньги заколачивал, а тут вот пятые сутки без делов и уйти нельзя, до гашника пропился. Бить нас надо кнутом, жучить, чтобы помнили..."(15)

Рабочий день начинался в 7 часов. Вставали в 5 часов утра. Перед работой получали чай с сахаром и черным хлебом в неограниченном количестве. "Пить утренний чай можно из глиняных кружек, которые хранятся у призреваемых под подушкой или на привязи у поясов"(16).

Однако, по воспоминаниям С.П.Подъячева и доктора Кедрова, "Утренний чай вследствие недостатка чайников и кружек для рабочих берется всегда с бою. Ввиду этого для заваривания чая из общего куба рабочие вместо чашек и стаканов приспособляют глиняные банки из-под цветов (из оранжереи), замазывая в них донышки хлебом или замазкой. Некоторые из рабочих ухитряются делать себе "кубки" для чая из обыкновенных бутылок. Бутылка разрезается на 2 части, горлышко закупоривается пробкой, и 2 "кубка" для чая готовы". В полдень рабочие получали обед: горячее и кашу с салом или постным маслом, вечером - такой же ужин. "Хлеб и "воробьев" (так называли небольшие кусочки мяса) выдавали у дверей столовой. Прежде чем попасть в столовую, приходилось долго ждать на морозе... На столе уже стояли и дымились чашки со щами - каждая на 8 человек - и лежали ложки, похожие скорее на деревенские чумички. Есть начинали, дожидаясь, когда соберется полный комплект, то есть когда будут заняты все столы..."(17) Рабочие, занятые вне Дома, брали с собой по куску черного хлеба и по 10 копеек денег, на которые они два раза пили чай, а по возвращении получали полный обед и чай. Общая продолжительность рабочего дня составляла 10-12 часов.

В праздничные и воскресные дни большая часть призреваемых отдыхала. В свободное от работы время желающие могли пользоваться библиотекой и брать книги в спальню, где неграмотным читали вслух. В воскресные дни также давали концерты в зале Сокольнического отделения. В центральном отделении был любительский хор. Желающие могли участвовать в драматических постановках. К примеру, в феврале 1902 года здесь поставили комедию Гоголя "Женитьба". Участвовали призреваемые и двое служащих работного дома. Большим успехом пользовалась постановка "Ревизора"(18).

В 1902 году оба учреждения трудовой помощи, находящиеся под одной крышей и имевшие общую администрацию, получили самостоятельный статус. К работному дому, кроме отбывающих наказание по приговору городского присутствия, были приписаны призреваемые детского отделения и отделения для подростков, неспособных к труду, а также хроники. Это улучшило быт и упростило процедуру приема добровольцев. Сначала они шли в сборное отделение, находившееся в Большом Харитоньевском переулке, где содержались не более двух суток. Все принятые шли в баню. "Процедура мытья продолжалась недолго, потому что торопили и подгоняли. Тем, которые вымылись и оделись, не позволялось оставаться в бане, а приказано было выходить на улицу и там ждать, когда выйдут остальные..."(19) Затем получали верхнюю одежду и "перегонялись" в Сокольники. Там сосредотачивались в основном рабочие-ремесленники, а чернорабочие жили в центральном отделении или в Таганском отделении (на Земляном валу, в доме Добагина и Храпунова-Нового). Наиболее крупные заказы на работу - уборку снега с путей - поступали от железных дорог. Основной проблемой по-прежнему оставалось обеспечение занятости, так как желающих поступить на призрение становилось все больше с каждым годом.

Еще один дом трудолюбия открылся в 1903 году на Садовой-Самотечной улице, в доме Каштановой (содержался Обществом трудовой помощи в Москве). В Доме работали 42 женщины. Существовали учреждения, помогающие в поисках работы. Начавшая функционировать в 1913 году Московская биржа труда имени Т.С.Морозова давала возможность рабочим и работодателям легко находить друг друга. Она была основана на пожертвования М.Ф.Морозовой и находилась при Ермаковском ночлежном доме на Каланчевской улице. Ежедневно здесь нанималось до 200-250 человек, в основном сельские рабочие. Работодатели приезжали из Ярославской, Тверской, Рязанской и других губерний. В двухэтажном каменном здании заключались трудовые договора. Услуги биржа предоставляла бесплатно.

Как видим, меры, предпринимаемые благотворительными обществами и правительством, были весьма продуманными и носили целенаправленный характер. Однако проблему нищеты и безработицы в целом они не решили. Эту проблему, усугубленную революцией и гражданской войной, предстояло решить России советской эпохи. Этой же проблемой сегодня вновь мучается Россия "постперестроечная"...

Примечания

1. Острецов В. Масонство, культура и русская история. М., 1998.
2. Сперанский С. Рабочие дома в России и заграницей. С.19.
3. Тихвинское имение, позже выведенное из общего управления работного дома, станет земледельческой колонией, где призреваемых было немного: работали в основном наемные работники, занимавшиеся вывозкой дров, обжигом кирпича, добычей камня, столярным делом.
4. Юсупов дом и призреваемые в нем // Современная летопись. 1863. ? 4.
5. Тюремный вестник. 1897. ? 8.
6. Герье В.И. Что такое дом трудолюбия // Трудовая помощь. 1897. ? 11.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования. М., 1906.
11. Московский Городской Работный дом в его прошлом и настоящем. М., 1913.
12. Русское богатство. 1902. ? 9.
13. Медицинская беседа. 1900. ? 8.
14. Русское богатство. 1902. ? 8.
15. Там же.
16. Из жизни Московского работного дома. М., 1903.
17. Русское богатство. 1902. ? 9.
18. Известия московской городской думы. 1902. ? 2.
19. Русское богатство. 1902. ? 9.

Е. Храпоничева
Московский журнал N 9 - 1999 г.

Петр I, приступая к созданию городских магистратов,мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания всем, могущим исправлять какие-либо работы».

Создаваемая Екатериной II система общественного призрения предусматривала открытие наряду с больницей и богадельней особые учреждения для трудоустройства безработных, нищих и бродяг. В соответствии с изданным в 1775 г. Учреждением для управления губерний вменялось в обязанность создавать работные и смирительные дома. В 1785 г. в Москве был создан смирительный дом. В отличие от работного дома, предназначавшегося по идее обеспечить трудом добровольцев, смирительный дом представлял собой колонию принудительного труда, куда интернировались лица за антиобщественное поведение.

Работный и смирительный дома вскоре слились и превратились в колонию принудительного труда, на основе которой в последующем образовалась тюрьма. С 1870 г. смирительный дом стал называться Московской городской исправительной тюрьмой.

В противовес им можно назвать возникновение домов трудолюбия, чья деятельность была

направлена на решения проблем безработных. Предназначение домов трудолюбия

состояло в предоставлении бедным возможности зарабатывать хлеб честным трудом - при содействии общества. Создавались эти учреждения как средство сокращения нищенства,предупреждения преступлений, часто совершаемых с голоду, и для содействия развитию народного труда". Чаще всего дома трудолюбия не имели „воспитательно-исправительного характера.

Основной причиной прихода в дом трудолюбия, по наблюдению Герье, была „пониженная трудоспособность"; помощь дома трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, пожилому человеку, обленившемуся, алкоголику или подростку.

В 1882 году в России открывается первый дом трудолюбия. Идея его основания тесна

связана с именем духовного пастыря - отца Иоанна Кронштадтского.

Сначала попечительство, не имея еще особого дома трудолюбия, принужденно

было довольствоваться, что составляло из нуждающихся в работе артели, которые нанимались поденно для «черных» работ. Собрав за год пожертвования для постройки дома трудолюбия, дом был открыт в 1882 году. Дом трудолюбия был рассчитан для мужчин, им предлагалось щипать пеньку. Дом зарекомендовал себя хорошо и только за один 1896 год он дал работу 21 876 людям.

в 1886 году возникает 1-й дом трудолюбия в Петербурге. Сначала материальное положение дома было необеспеченно, потому что найти хорошую работу для мужчин было сложно. И в 1892 году мужское отделение было закрыто. Этот дом призревал только женщин и девочек.

В 1886 году в Петербурге открывается еще один дом трудолюбия. В доме были устроены помещения для ночлега мужчин, только которые призревались домом. Параллельно с этим дом трудолюбия мог осуществить еще одну задачу и прекратить выдачу работающим заработной платы, которая должна идти на содержание призреваемых, а между тем часто уходит на выпивку и разгул. Теперь призреваемые никакой заработной платы не получают, а им только назначают небольшое вознаграждение.

В связи с продолжительным сроком пребывания в доме его призреваемые находили и тот

род работы, который ближе для них. Дом имел несколько мастерских: столярную, переплетную, картонажную, сапожную, портняжную, слесарную и другие. В доме проводилось обучение призреваемых по выбранной специальности.

Внутренний режим в довольно строг, но главными средствами к его поддержанию

служат скорее убеждение, чем наказание. Самым серьезным наказанием является удаление из Дома, а остальная лестница наказания состоит или в уменьшении вознаграждения, или в лишение определенных общих прав (пр. Права курить в течение определенного срока).

В 1896 г. при московском работном доме был основан женский Дом трудолюбия. При нем имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие женщины могли зарабатывать средства к существованию.

трудолюбия: „Кроме основной задачи - оказывать нуждающимся срочную,

недолговременную помощь посредством предоставления им труда и приюта - этого рода

учреждения имеют ряд других функций:- пропитание,обеспечение ночлегом,призрение детей рабочих,- приискание занятий.

В 1895 году было открыто Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах,

позже (в 1906 году) переименованное в Попечительство о трудовой помощи. Оно помогало устройству и содержанию различных учреждений „трудовой помощи". Так как в Домах трудолюбия найти себе занятие мог любой желающий работать, то вводились

здесь ремесла, „не требующие никакого особого профессионального знания". Среди неквалифицированных работ встречались: щипка пакли, мочалы, пеньки; огородничество и садоводство; клейка пакетов; уборка помещения и уход за домом; колка и пиление дров; уборка улиц и площадей; переноска и перевозка грузов; чистка и щипка перьев. Для обладавших какой-либо квалификацией, в домах трудолюбия открывались мастерские.

Труд здесь оплачивался более скромно, чем это было бы на постоянном рабочем месте. В

постоянное место. В большинстве Домов посетители обеспечивались едой, а в некоторых

получали полный приют.

Июл 08

Дом трудолюбия «Ной» (приют для бездомных от храма Космы и Дамиана в Шубине) приглашает на проживание людей, по разным причинам оказавшимся в Москве и Подмосковье без крыши над головой и готовых жить честной трудовой и трезвой жизнью. Находящимся у нас, приют оказывает помощь в восстановлении российских документов и трудоустройстве. Регулярно проводятся приёмы врача и юридическое консультирование. Организовано полноценное трёхразовое питание, есть возможность мыться и ходить в чистой одежде. У нас запрещены ругань и рукоприкладство.

Принимаем людей трезвых и прошедших (при необходимости) дезинфекционную обработку.

Контактные телефоны:

Шереметьево 89262365415

Юрлово 89645289784

Ямонтово 89262365417

Ховрино 89263723872

Офис 89262365415

Емилиан (руководитель) 89262365415

11 комментариев to “Дом трудолюбия «Ной» приглашает на проживание”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    «Приглашаются для проживания люди, оказавшиеся без крыши», а на какое время и что они должны будут делать?
    Дело в том, что буквально неделю назад ко мне обратился освобождающийся из колонии строгого режима ИК-2 г. Энгельса с просьбой посоветовать ему в какой монастырь ему можно обратиться, чтобы туда переехать на постоянное место жительство, учитывая то, что у него парализованы левая рука и нога. Возраст ему около 60 – ти лет. Хотелось бы узнать; смог бы он рассчитывать на постоянное проживание в доме трудолюбия «Ной»?
    Если припомнить аналогичные случаи, то вспоминается, что несколько лет назад Энгельсский дом престарелых приютил троих освободившихся из мест лишения свободы. Но в скором времени этим постояльцам было отказано в приюте, т.к. они настойчиво стали устанавливать в приюте зоновские порядки. В связи с этим вопрос: каким образом в «Ное» собираются обеспечивать бесконфликтное проживание достаточно проблемных людей?

  2. Владимир написал(а):

    Добрый день!
    у сложилась тяжелая ситуация и скоро останусь без жилья
    немоглибы поподробнее рассказать об услоиях жизни у Вас
    с уважение Владимир
    8926-496-81-47

  3. Юлия написал(а):

    А сколько у вас в неделю получают деньги женщины? И какую работу они выполняют?

  4. Ерёмин юрий михайлович написал(а):

    Я бездомный и временно проживаю в рязанской обл. Приютили неравнодушные люди чтоб не замёрз зимою но еды то нет! Я не курю и не пью! Стараюсь выбраться из создавшегося положения но пока неудачно в тюрьме не сидел не нарко но вполне адекватный человек обладающий полезными навыками например жестянщика повара изготовление блоков для экономного строительства зданий и подсобных помещений но моя мечта это создание православной радиостанции для насельников которые не могут посещать службы! И это я могу сделать сразу по прибытию в Ной! В течение нескольких дней нужен только интернет и один помошник!Всё остальное прибудет со мною!Рад буду ответить на все ваши вопросы. Георгий.

  5. Виталий написал(а):

    Всем ПРИВЕТ!!)) Алёне, Николаю,Владимиру и др.

  6. Виталий написал(а):

    Я некотрое время проживал в вашем доме. Я БЛАГОДАРЕН вам за поддержку!!

  7. Андрей написал(а):

    Меня зовут Андрей,руки ноги есть могу работать,оказался в Москве из-за войны на Украине,остался без документов и жилья.Пришу помощи

  8. марина. написал(а):

    меня зовут Марина.Месяц назад я потеряла все документы и деньги.Дом в котором я проживала после продажи квартиры не пригоден для жилья.Я стала жертвой риелторов.сейчас проживаю у подруги.это не надолго.после восстановления паспорта врятли я восстановлю деньи.карточи и подобноем.Я думаю о монастыре не знаю как попасть на послушание. Помогите.мне 62г

  9. Света написал(а):

    Доброе время суток! Случайно на данном сайте, я готова помочь Марине, если она не нашла приюта, либо другой женщине, попавшей в трудное положение. Дело в том, что я проживаю в Москве, мать моя в провинции, живет в большом доме, где газ, вода, канализация в доме, большой огород, хозпостройки. Живет одна и ей 70 лет, чтобы ей не было скучно мы готовы принять женщину приличную в свой дом на постоянное место проживания, будет для матери подруга и не будет ей скучно. Не ради корысти, если кто так подумал, у нас всё есть. Просто матери скучно одной, вместе они бы и огород себе сажали, кур держали и т.д. тел.89067044342

  10. Андрей написал(а):

    Необходимая помощь:

    Деньгами: 35000 р.
    Собрано: 35000 р.

    Постоянные проекты

    «Трудовой дом «Ной»» для бездомных

    «Какпомочь.ру» просит поддержать работу нашего коллеги, Емельяна Сосинского, замечательного человека, которого давно знаем и с которым сотрудничали по предыдущим проектам помощи. Последние четыре года он занимается помощью и реабилитацией бездомных в Московской области. Масштаб его деятельности огромный! Увы, мы не в состоянии помочь фундаментально, но верим, что нам по силам принести хоть какую-то пользу этому благородному делу, которым, к сожалению, так мало желающих заниматься. Мы собираем средства на покупку в приют стиральной машинки (от 7 кг) и морозильника б/у. Примерная общая стоимость = 35 000 рублей. Если при покупке товаров какая-то сумма останется неизрасходованной, она будет передана Емельяну на другие нужды приюта и его обитателей.
    Ниже приводим выдержку из статьи "Московского комсомольца" про работу приюта "Ной", жизнь и судьбы его обитателей.

    7 985 211 16 74 / Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Москвич Емельян Сосинский вот уже много лет занимается бездомными. Он не чиновник, не олигарх - простой инструктор вождения, отец троих детей. Ему не помогают ни социальные службы, ни правительство. Только Господь Бог и добрые люди. Через Емельяна и его трудовой дом «Ной» (так он назвал свой приют) прошли тысячи людей: спившихся алкашей, наркоманов, бывших зэков, падших женщин. Он их собирает по вокзалам, однодневным ночлежкам, под заборами и в подъездах. Дает работу и, главное, надежду - на человеческую жизнь.
    А год назад он открыл социальный дом для бездомных, которые не могут работать и кормить себя сами: для мам с младенцами, стариков, больных, безногих и безруких. Таких сейчас под его опекой 70 человек. Кормят их и содержат сами бомжи, только трудоспособные. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Но кризис ударил по всем, особенно по самым незащищенным. Работы для его подопечных все меньше, стройки стоят, вакансий нет.


    Началось все четыре года назад (хотя волонтером по работе с бездомными Сосинский трудится много лет). На пожертвования он снял коттедж в Подмосковье на два месяца и стал селить туда бездомных, которые готовы измениться - перестать пить и пойти на работу. Работу бездомные искали себе сами, в основном низкоквалифицированную - на стройках, подсобными рабочими. 60% от заработка шло на оплату жилья и еды, остальное - на руки. Самоокупаться трудовой дом стал через полгода. Сейчас таких домов уже девять.
    - У нас в «Ное» всем, кто месяц не нарушал дисциплину, помогают восстановить паспорт, - рассказывает мне помощник Сосинского, Игорь Петров. - Ну а тем, кто уже полгода живет нормально - работает, не срывается в запои, не нарушает дисциплину, - оформляют прописку. Во Владимирской области благотворители подарили дом, туда можно прописаться.
    Игорь сам не так давно был бомжем. Он и слов-то таких не знал: «пресс-релиз», «пиар», «социальные сети». В его лексиконе были совсем другие слова: «пузырь» (бутылка водки), «три топора» (дешевый портвейн «777»), «поляна» (место постоянного сбора бомжей), «ништяки» (ценности, найденные на помойке). Следы нелегкой жизни останутся с ним навсегда. Один только шрам огромных размеров, пересекающий всю голову, от бровей до макушки, чего стоит.
    - Это я на мотоцикле разбился, - объясняет он. - Как, что - уже не помню, пьяный был. Где-то пили в районе Полежаевки, где все байкеры тусуются. Выпросил покататься, как ехал - не помню...
    Последние четыре года трудовой дом «Ной» - его дом. Скоро у Игоря свадьба - невеста из Санкт-Петербурга, на днях он едет знакомиться с ее родителями Она человек из другой жизни, ничего общего не имеющая с бездомными и алкоголем.
    - Как я стал бомжем? Да как все. В 21 приехал в Москву из Тюменской области на заработки, отец помог устроиться на стройку. Быстро стал бригадиром, деньги начали водиться, ну я и пошел по кабакам. Спился очень быстро, и года не прошло. С работы выгнали, документы потерял. Быстро влился в компанию бомжей, что кучкуются на Арбате. Днем поработаешь - или на парковке, или у церкви поклянчишь, - выпить есть. Ну а с едой никогда проблем не было, на ресторанные помойки выкидывают прекрасную еду. У «Пекинской утки» прямо горячую птицу выносили, для блюда же только белое мясо нужно, а остальное на выброс идет. Да мы и икру ели, и другие деликатесы. Спали в подъезде, где офисы. Вскрыть кодовый замок, когда сотрудники разошлись по домам, не проблема вообще.
    - То есть нищие, что милостыню просят на еду или на дорогу домой, врут?
    - Ну, может, и не все, но большинство. В 90% случаев, если ты даешь деньги, знай: они идут исключительно на водку. А все эти жалостливые истории - ерунда. Да я за годы так поднаторел, что уже по лицам читал, кому какую байку надо рассказать, чтобы дали денег. Добыть денег на билет домой или на еду - это дело одного дня. Но зачем туда ехать, если в пьяном угаре и так неплохо живется. Алкоголизм - вот главная проблема.
    Однажды Игорь пришел поесть в храм Космы и Дамиана, что в самом центре. Там и увидел впервые Емельяна.
    - Я и до этого жил в разных центрах для бомжей. Но всегда уходил опять на улицу. Потому что везде обман. Одни действуют так: работаешь, а за это тебе только еда и кров и отношение как к отбросу общества. Или же другие: там можно находиться короткий промежуток времени - месяц, два, работы никакой не дают, документы не восстанавливают. Так, едой, одеждой какой-нибудь можно разжиться. Помню, ждешь завершения этого срока как манны небесной: скорее бы на волю, чтобы опять напиться. В государственные приюты или социальные центры меня не пускают. Они только для бывших москвичей. Но 95% всех бомжей на улицах города приезжие. Один раз я даже специально в тюрьму сел. Надоело пить, захотелось отмыться и отоспаться, тем более зима начиналась. Специально все спланировал - зашел в спортивный магазин, оделся на 5000 рублей и пошел на выход. Когда все запищало, я встал и спокойно дождался охраны. Скрутили, отвезли в ментовку. Три месяца в итоге мне дали, отсидел в Бутырке. И по весне опять на Арбат вернулся.


    - А у вас как устроено?
    - Здесь как-то все по-честному. Вот работаешь - тебе в конце недели зарплата, поначалу 40% от заработка. Тем, кто давно и проявил себя, - уже 60%, если полгода. И 70% - если год. Можно и на повышение пойти, стать старшим в трудовом доме. (Это дома или квартиры, который Емельян оформил в аренду и где живут бывшие бездомные. - «МК») Напился, укололся - на три дня выгоняют. Приходи трезвый, но на месяц будешь оштрафован - никакой зарплаты. А все эти штрафы не в карман кому-то там, а вот на этот социальный дом например. На помощь другим. То есть бомжи сами кормят бомжей, понимаешь? Такое где-нибудь есть в России или в мире? Я не слышал. Это Емельян придумал. В том году он собрал всех руководителей трудовых домой, таких же бывших бездомных, как я, и говорит: «Собралась у нас приличная сумма в резерве. Я все думал, как бы ее с пользой потратить. Давайте социальный дом откроем и поселим туда всех, кто уже сам работать не может». Ну мы согласились сразу же. Дом наполнился мгновенно. К нам мамочки с детишками потянулись, старики, больные. Зимой было 100 человек. Только вот мы не ожидали, что деньги отложенные так быстро закончатся.
    Каждый бездомный в социальном доме обходится в 10 000 рублей в месяц. Львиная часть расходов - на аренду самого здания и оплату коммунальных услуг (привозной газ + электричество). Всю работу - уборка, стирка, готовка - делают сами обитатели. Плюс выполняют нехитрую, надомную работу.
    - Выполняли раньше, - вздыхает Игорь. - Венки похоронные делали, вязали носки, шили постельное белье. Сейчас заказов совсем нет. А они нам очень нужны.


    Самого Емельяна я увидела только под вечер в трудовом доме на Сущевском Валу. Усталый мужчина, очень просто одетый, на скромном стареньком авто.
    - Скажите, зачем вам все это? Ладно еще с трудящимся контингентом, а теперь вот еще и социальный дом... Своих же трое детей.
    - Ой, моя жена мне все время говорит, что за свою семью я буду гореть в аду. Потому что я детям гораздо меньше времени уделяю, чем своим подопечным. Сейчас еще моя супруга слегка смягчилась, потому что я свою заплату перестал тратить на бездомных. А пока был волонтером, пока еще не организовал «Ной», так половина семейных денег уходила на благотворительность. А зачем? Не знаю... получается у меня это дело, удается людям вот помогать, а через них спасать свою душу. Я человек церковный и считаю, что Бог дал мне это умение не просто так. Вот и делаю.
    На вопросы о социальном доме Емельян тяжело вздыхает.
    - Даже не предполагал, что будет так тяжело. Январь, февраль всегда тяжелые месяцы, потому что работы нет. Я знаю, чтобы выходить из зимнего безработья, надо иметь в резерве 2 миллиона и идти дальше. А тут у нас образовался некий резерв - крупная сумма помимо этих двух миллионов. Вот и решили открыть социальный дом для стариков, женщин и инвалидов. Но никому в голову не приходило, во что это выльется. Во-первых, долбанул кризис и сшиб нас с ног капитально. Если в марте обычно у нас копилась прибыль, то в этом году мы едва-едва к маю вышли хотя бы в ноль. Социальный дом, как вы уже поняли, содержится за счет 9 трудовых. Обходится он в миллион рублей в месяц. Для нас это, оказалось, неподъемные деньги. Экономим на всем - не платим премии, отказались временно от ремонтов в трудовых домах и пр. Что будет дальше - страшно подумать.
    - Государство помогает?
    - Нет. Несколько раз пытались грант получить - безрезультатно. Вот я очень благодарен полиции и УФМС, что они в последнее время перестали активно пытаться меня посадить. От них помощи, конечно, нет, но теперь и вреда нет. А это уже огромная польза.
    - Есть какие-то самые насущные потребности? Острые.
    - Мужская обувь и одежда всегда очень нужны. Пока заработают, приходится в единственных туфлях лезть в траншею и копать. Памперсы, детское питание, лекарства, помощь врачей. С конца апреля мы отказались от медиков в целях экономии, а так у нас до этого в каждый дом раз в неделю терапевт приезжал. И не было эпидемий гриппа и прочих неприятностей. Сейчас один благотворитель дал денег конкретно на оплату доктора, на два месяца, с условием посещения раз в две недели. Еще один фонд обещал купить лекарств на 100 000 рублей. Обычно мы тратили 150, но хоть так. Еще юристы нужны. Один есть, который отбивает непосредственно нападки на организацию. Но у каждого обитателя масса вопросов юридических - восстановить права на жилье, оформить инвалидность, пенсию, пособия. Ну и еще ряд узких специалистов - катехизатор, например, который бы вел духовные беседы, антиалкогольный терапевт и так далее. Я могу долго перечислять.
    Емельян не унывает и собирается и дальше расширяться. Он уже договорился с руководством ФСИН о том, чтобы заключенным, готовящимся к освобождению, рассказывали про трудовые дома. Также договорились с железнодорожниками, чтобы информационные плакаты висели на всех вокзалах. Продолжает ездить по бесплатным церковным обедам и ночлежкам.
    - Справимся с Божьей помощью.
    Дина Карпицкая