Предмет философии и его исторические изменения. Этапы истории философии. Шпаргалка: Философия и наука. Специфика философского знания

Философия, как и другие формы общественного сознания, изменялась и развивалась с развитием общественно-исторической практики и научного познания. Вместе с этим изменялось и понимание предмета философии.

В древности, когда только появились воззрения на мир в целом, философия не была самостоятельной наукой, точно так же, как но было еще сложившихся частных наук о природе и обществе. Знания людей о мире возникали, развивались и накапливались постепенно, притом эти знания выражали как взгляды на мир в целом, так и взгляды на различные стороны природы и общества, человека и его мышления. Уже в рабовладельческом обществе люди обладали математическими, астрономическими, физическими, биологическими, медицинскими и другими знаниями. Все эти знания о конкретных сторонах действительности тесно переплетались между собой и с общими суждениями о мире в целом. Философия в то время как бы сливалась с имеющимися знаниями людей. Философы древнего мира, по словам Энгельса, были одновременно и естествоиспытателями, как например, Демокрит, Эпикур, Аристотель и др., т. е. они развивали суждения о мире и его познании в целом и в то же время были специалистами в соответствующих областях зарождавшихся конкретных наук *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 502 - 505.

В дальнейшем, особенно в период ломки феодальных и утверждения буржуазных отношений происходят огромные изменения в развитии философских и научных знаний. Развитие капитализма, промышленности и торговли требовало основательного изучения неживой природы, растительного и животного мира, производства и обмена. Под влиянием этих потребностей внимание ученых сосредоточивалось на изучении жизненно важных предметов и явлений.

По мере развития познания мира и его различных сторон отдельные области знания стали оформляться в специальные самостоятельные науки. Так, в XVI - XVII вв. складывается в самостоятельную науку астрономия, в XVII - XVIII вв. - механика, получившая из всех наук того времени наибольшее развитие, в XVIII - XIX вв. физика, химия, биология, политическая экономия и др. Формирование и развитие частных наук было прогрессивным процессом. Оно определялось потребностями общественной жизни, в том числе и научного познания.

С развитием общественной практики и науки возрастал интерес не только к знаниям об отдельных сторонах природы и общества, но и к общетеоретическим, философским проблемам. Интерес к философии определялся, с одной стороны, социально-политической борьбой, с другой - развитием конкретных, частных наук. Новый восходящий класс - буржуазия - нуждался в научно-материалистических теориях и системах, которые способствовали бы быстрейшему утверждению капиталистических и уничтожению феодальных отношений.



Интерес к философским проблемам определялся не только успехами естествознания, но и его недостатками. Различные отрасли знаний были еще слабо развиты. Они, по словам Энгельса, занимались еще по преимуществу собиранием и описанием фактов, изучением отдельных вещей и явлений, их классификацией и анализом.

Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного знания необходимого материала, высказывать и развивать различные гипотезы и предположения, а этого невозможно было достичь без философии.

Все это привело к тому, что в XVII - XVIII вв. и первой половине XIX в. выступила целая плеяда выдающихся философов, сыгравших огромную роль в борьбе с религиозно-идеалистической схоластикой, в разработке проблем науки и философии, в стремлении связать философскую теорию с борьбой за изменение общественнополитической жизни, с быстрейшим развитием промышленности и торговли, науки и культуры. Многие философы этого времени создали системы, в которых развивали глубокие положения о природе мира и формах его существования, о формах и методах познания объективной действительности, о человеке и его потребностях, о свободе и счастье человека, о философии и ее роли в обществе. Однако никто из них не сумел в полной мере определить предмета философии и ее места среди других наук. Одни философы отождествляли предмет философии с предметом естествознания и отчасти теологии (Ф. Бэкон), другие - с предметом науки вообще (Т. Гоббс, Д. Локк и др.), третьи в учении о принципах и началах бытия выступали как идеалисты, в учении о природе - как материалисты (Р. Декарт), четвертые стремились раскрыть сущность всех человеческих знаний, дать всестороннее описание отдельных наук, среди которых выделяли философию, которая призвана объединить все знания в единую систему и дать целостное представление о природе и обществе. Но они не вскрывали основного вопроса философии и нередко в своих философских трактатах пытались решить проблемы, относящиеся к конкретным наукам, высшие формы материального бытия подчас сводили к простейшим, низшим, в суждениях о природе выступали как материалисты, в суждениях об обществе - как идеалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах); пятые, признавая идеи, сознание первоосновой всего сущего, считали, что предметом философии является изучение духовного мира, философию изображали как науку наук, а естественные науки считали эмпирическими, обреченными на то, чтобы поставлять лишь сырой материал для философии, которая вносит теоретическую мысль в каждую область конкретного исследования природы, устанавливая диалектические связи и переходы от одной науки к другой, не останавливаясь перед недостатком фактического материала (Лейбниц, Фихте, Гегель), шестые вплотную подошли к научному пониманию предмета философии и взаимосвязи ее с конкретными науками, но не смогли полностью освободиться от недостатков идеалистического и метафизического характера, свойственных их предшественникам (Л. Фейербах, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

Отсутствие достаточно ясного представления о предмете философии и ее отношении к конкретным наукам в домарксистской философии нового времени отрицательно сказывалось как на развитии конкретных наук, так и на развитии самой философии. В философских системах материалистов и идеалистов наряду с глубокими и рациональными мыслями и положениями было много искусственного, надуманного, бездоказательного. Все это обусловило возникновение враждебных, пренебрежительных отношений представителей частных наук к философии. Ученые, занимавшиеся решением конкретных проблем естественных, технических и общественных наук, пытались освободиться от сковывавших их рамок философских систем, развивали мысли о том, что наука должна заниматься фактами, она не нуждается в отвлеченных суждениях, понятиях, теориях и т. п. Такое ненормальное отношение между философией и конкретными науками стало особенно чувствоваться к середине XIX в., когда в области естественных и технических наук были совершены великие открытия.

Возникновение марксизма означало коренной поворот в развитии философии, в изменении ее предмета и социальной роли. В отличие от предшествующей философии философия марксизма-ленинизма - диалектический и исторический материализм - не сливается с конкретными науками и не отрывается от них.

Великая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они первыми вскрыли специфику философии как формы общественного сознания, точно определили ее предмет и место среди других наук.

Основоположники диалектического материализма исходили из того, что познание бесконечного и вечно развивающегося мира дело не только философии, но и других наук. Философия и частные науки изучают один и тот же мир, но предметы их исследований различны. Это различие определяется не субъективными желаниями, а тем, что в многокачественном мире существуют и действуют одновременно в одних и тех же явлениях и процессах всеобщие и специфические законы. Законы, относящиеся к ограниченным областям природы и общества, изучают конкретные науки, а всеобщие законы служат предметом диалектико-материалистической философии.

К предмету диалектического материализма относится прежде всего изучение закономерностей взаимосвязи сознания и природы, мышления и бытия. В ходе решения этого вопроса диалектический материализм, во-первых, дает развернутое учение о материи и сознании как свойстве высокоорганизованной материи и продукте общественного развития, о формах и структуре сознания, его относительной самостоятельности и активности; во-вторых, вскрывает социальные и гносеологические корни идеализма и показывает его несостоятельность.

Материю и сознание, физическое и психическое изучают и другие науки. Но они исследуют строение материи или отдельные проявления психического, структуру и структурные закономерности предметов и явлений. Диалектический материализм учитывает эти структурные закономерности и устанавливает отношения различных форм сознания к различным формам природного и общественного бытия.

В предмет диалектического материализма входит также и вторая сторона основного вопроса философии - проблема познаваемости мира. Диалектический материализм убедительно показывает несостоятельность скептицизма и агностицизма, вскрывает бессилие идеализма в решении гносеологических проблем, преодолевает ограниченность наивно-материалистического и метафизического материализма в учении о познании, исследует функционирование и развитие процесса познания.

Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, диалектический материализм вскрывает законы развития, общие бытию и мышлению, показывает, что законы мышления представляют собой отражение законов материального мира - природы и общества. Поэтому важнейшей стороной предмета диалектического материализма является также изучение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Такими законами являются закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания, а также связи и отношения, выражаемые в категориях: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие и т. д.

Всеобщие и специфические законы существуют объективно и действуют в неразрывной связи друг с другом. Поэтому изучение всеобщих законов диалектики невозможно без изучения и обобщения конкретных наук. С другой стороны, знание всеобщих законов диалектики необходимо для исследования частных специфических закономерностей, характерных для движения и развития явлений определенной области материального мира. Материалистическая "диалектика, - писал Энгельс, - является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 367.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что достижения естествознания ХХ в. нельзя понять без диалектического материализма.

Указывая на необходимость укрепления прочного союза между философией марксизма и естествознанием, он подчеркивал, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки не смогут выдержать борьбы против натиска буржуазных идей *.

В век бурного развития науки и техники еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем естествознания на основе диалектического материализма **.

* См.: В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм, гл. V. Полн. собр. соч., т. 18; Три источника и три составные части марксизма, т. 23; О значении воинствующего материализма, т. 45.

** См.: "Материалы XXII съезда КПСС". М., 1961, стр. 415 - 417; "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 82 - 91, 101 - 104, 203 - 207.

В предмет марксистско-ленинской философии входит также специальное изучение диалектики общественного бытия и общественного сознания, производительных сил и производственных отношений, зкономического базиса и социально-политической и идеологической надстройки, эволюции и революции, взаимоотношения масс, классов, партий и вождей, необходимости и свободы. Маркс и Энгельс впервые материалистически и диалектически объяснили не только развитие природы, но и общества.

Материалистическое понимание истории имеет огромное значение для развития конкретных наук об обществе - экономических, исторических, философских и др. В то же время развитие материалистического понимания истории невозможно без обобщения практики общественной жизни и достижений конкретных наук, изучающих различные стороны общества.

Марксистско-ленинская философия не только объясняет мир, но и указывает пути его преобразования в интересах общества. По самому существу она критична и революционна.

Таким образом, диалектический и исторический материализм является наукой, изучающей закономерности взаимосвязи материи и сознания, а также всеобщие законы природы, общества и мышления и разрабатывающей мировоззрение и метод познания и преобразования действительности.

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

    мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

    методологические. Философия выступает методом познания.

    Смысложизненные.

Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.

2. Специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.

Центральная проблема философии – соотношение мышления и бытия. Предмет философии – бытие, познание, человек, общество. Он исторически изменялся в связи с материальным и духовным развитием общества и самой философии.

Зарождение философии исторически совпало с возникновением зачатков научного знания. Философия – исторически первая форма теоретического знания. Она отвечала на вопросы, уже поставленные мифологией и религией. Но способ решения этих вопросов у неё иной; она опирается на теоретический анализ и согласовывается с практикой. В античности философия охватывала всё знание. Философы стремились, главным образом, понять происхождение природных явлений, рассматривая мир как единое целое.

В эпоху Возрождения и особенно в XVII – XVIII вв. от философии начинают обособляться специальные науки, каждая из которых выделяет свою собственную предметную область. Механика, физика, позже химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного познания качественно изменяет роль и место философии в системе знания, ее взаимоотношения с частными науками. Философия перестаёт заниматься решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д. и формирует собственное проблемное поле. Теперь философия исследует предельно общие характеристики человека и мира. Философия отличается от частных наук ещё и тем, что она выражает ценностное отношение человека к миру. Философия – это знание не только о мире, но и об отношении человека к миру.

Философские проблемы, связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер. «Вечные» философские проблемы постоянно воспроизводятся на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

3. Специфика философского знания состоит в том, что оно:

1. имеет сложную структуру, включая онтологию, гносеологию, логику и т. д.;

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе частных наук;

4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения конкретных философов;

5. является сочетанием объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

6. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

7. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

9. Исследует принципиально неразрешимые, «вечные» проблемы: происхождение бытия, соотношение материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, смысл жизни.

Методы философии

Метод – это способ осуществления исследования. Основные методы философии : диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика метод философского исследования, при котором мир рассматривается с позиций системности, внутренней противоречивости, изменчивости, развития.

Метафизика метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно.

Догматизм исследование мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единой основы фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы.

Софистика метод, основанный на выведении нового суждения из ложных, но искусно поданных как истинные, суждений. Софистика имеет целью не получение истины, а победу в споре, и используется как приём ораторского искусства.

Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования текстов.

Материализм – метод, при котором материя трактуется как первичная субстанция, а сознание – как функция материи.

Идеализм означает признание духовного первоначала мира, а материи как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного восприятия мира.

Рационализм метод и направление в гносеологии, согласно которому истина может быть достигнута только с помощью разума без влияния чувственного опыта.

Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком . Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:

    что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

    познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.

Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

    Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

    Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

    Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.

3.Структура и функции ф. знания.

Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления . В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:

    философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;

    философия ищет разумный порядок в мире;

    философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;

    свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;

    философское мышление критично и самокритично.

Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.

Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию . Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.

В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический , т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

В-четвертых, направленность философии на человека . Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.

И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии , т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».

Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:

    является предельно абстрактным, обобщенным знанием;

    изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);

    выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;

    выступает методологической основой всех других наук;

    является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;

    имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;

    изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    самокритичность и рефлексивность;

    неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).

Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.

Структура философского знания:

    онтология – учение о бытии;

    гносеология – учение о познании;

    диалектика – учение о развитии;

    антропология – учение о человеке;

    социальная философия – учение об обществе;

    аксиология – учение о ценностях

    этика – учение о должном;

    логика – учение о законах правильного мышления;

Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.

Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.

Понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое - это и есть философия.

Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

1. Что является предметом философии?

Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

– один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

  • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
  • Второй – историю формирования человечества.
  • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

Познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила , аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

Является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

1.4. Предмет изучения философии

Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

Подытожим: предмет философии, что это такое - рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

2. Историческое развитие предмета общей философии.

2.1 Формирование предмета философии

С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

Философию начали рассматривать как:

  • специфический метод восприятия мира;
  • форму общественного сознания;
  • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
  • учение о методах познания мира;
  • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

С появлением христианства (1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

В Средневековье , когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени , когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

2.3. Эволюция предмета философии.

Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

  • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
  • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
  • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый .

Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

  • уровнем развития цивилизации;
  • уровнем развития личности;
  • научным прогрессом;
  • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания , которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк - основание функционального назначения философии. Основные задания - более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука . В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию, как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

  • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
  • субъективного мнения философов,
  • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

Первой является бытие человечества , а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

Третья проблема - бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов , а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

Философские домыслы - системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения (научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.