Проблемы в докторе живаго егэ. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых - доктор Живаго.

О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.

Творческая история

Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м - роман впервые увидел свет на родине.

Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» - название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла - «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.

Доктор Живаго - Пастернак внимательно относился к выбору имени - так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий - скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.

Образ Живаго

В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго - Пастернак изображает всю его жизнь - в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии - он начинает писать стихи - и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо - к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.

Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может - это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное - провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

Смерть героя

Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует. Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ. Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.

Символы в романе

Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.

Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» - потерпевшего в поединке с всадником змея - олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.

Поэтический сборник

«Стихотворения Юрия Живаго» - всего 25 - были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.

Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго - анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира - обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх - герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное - это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.

Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.

Значение романа

Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» - эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество. Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ. «Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.

Смысл эпилога

Описание смерти главного героя - это еще не финал. Действие романа на короткое время переносится в начало сороковых, когда сводный брат Живаго встречает на войне Татьяну, дочь Юрия и Лары, работающую медсестрой. Она, к сожалению, не обладает не одним из тех духовных качеств, что были свойственны ее родителям, что показывает анализ эпизода. «Доктор Живаго», таким образом, обозначает проблему духовного и нравственного оскудения общества как результата произошедших в стране изменений, которому противостоит бессмертие героя в его поэтическом дневнике - завершающей части произведения.

На вопрос Какие проблемы подняты в романе «Доктор Живаго»? заданный автором Набросок лучший ответ это Проблематика романа "Доктора Живаго"
1)Проблема человека и бытие
2)Проблема человека и общества
3)Проблема человека и истории
4)Проблема человека и искусства
5)Проблема добра и зла
6)Проблема войны и мира
7)Проблема нравственного выбора
8)Проблема сильных и слабых
9)Проблема свободы
10)Проблема уклада
11)Проблема бессмысленности и жестокости войны
12)Проблема трагической безысходности
13)Проблема гуманизма (доброты)
14)Проблема личности общества
15)Проблема милосердия и жестокости
16)Проблема творчества

Ответ от Колосок [гуру]
Про доктора ЖивагоВ романе отражены авторская концепция бытия, представления писателя о том, что в мире все взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой человечества. Поэтому в романе частная судьба героя призвана передать закономерности исторического развития и течения жизни вообще. Это произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько роман о жизни эпохи в целом. Отсюда и своеобразие образа главного героя. В советской критике героя оценивали неоднозначно: относили к категории лишних людей, характеризовали как пустодушного и никчемного, сопоставляли с Климом Самгиным Горького.Главное содержание романа - духовная история человека, духовная жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго - лирический герой. Роман построен по законам лирического самовыражения. Главную смысловую нагрузку несут не зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, а монологи, размышления героев, их разговоры, письма, поскольку в них запечатлен духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго - гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он раскрывает суть нравственных изломов эпохи.Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго еще студентом ехал по Москве с Тоней: «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела... » - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило» (кн. 1, ч. III, 10). Но оно пришло, и действительно «само собой» , когда свеча, явившаяся ему в чужом окне, «переселилась» в его собственную комнату.Свеча - символ любви, метель - образ вихревой революционной эпохи. Революция осознается как неизбежность, водоворот событий, антигуманных по сути, которые герой не хочет и не может принять. Символически значима и фамилия главного героя: она связана с молитвой.Герой воспринимает жизнь в ее течении и обновлении. Он отражает авторское понимание событий: история подобна жизни растений, рост которых нельзя заметить, но он осуществляется ежесекундно, и потому все повороты истории естественны и закономерны, как и этапы жизни растения. Творение истории не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый человек творит историю. В переплетении судеб главных героев романа, даже в интимных деталях, автор подчеркивает приобщение человека к созданию истории, лепке мира. Об этом говорит и Лара, пытаясь ответить на вопрос, почему они любят друг друга (потому что так хотело все живое) . Во встречах главных героев открывается предначертание свыше. И идея связи высшего предначертания, человека и истории является в романе одной из главных.

Бори́с Леонидович Пастернак (1890-1960) - русский поэт, писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

В романе "Доктор Живаго"(1945-1955, опубл. 1988) Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.

Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности.Личное преобладает в повествовании.

Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства.

В романе существует как бы два плана:

1.внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго,

2. и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт.

Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос , вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, -- это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы.

Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца.



Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между "за" и "против".

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких -- это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище "на земле". Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла "под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера".

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но "Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья..." Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: "...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого". Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Роман этот — тончайшее сочетание поэзии и реальности, высокая и чистая музыкальная нота; он наполняет красотой и смыслом жизнь обыкновенных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем. И даже в прозаическом произведении, посвященном одному из самых смутных периодов истории России, он остался верен своему поэтическому дару. Читая Б. Пастернака, всегда невольно вспоминаешь А. Блока, и не только потому, что они выбирают похожие образы и эпитеты, а скорее, потому, что произведения обоих поэтов можно назвать возвышенными.

Образ родины, России сливается с образом любимой женщины, и любовь к ним у героя Б. Пастернака описывается похожими словами, раскрывающими глубину этой любви: «И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть. О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Такими пронзительными строками, говорящими о любви к жизни, полны страницы романа «Доктор Живаго». Особенно страницы, посвященные весне

Роман "Доктор Живаго" не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа "Доктор Живаго" - судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: "Шли и шли и пели "Вечную память"..." Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ "рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование", в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме "Двенадцать", цикле рассказов "Конармия" и романе "Белая гвардия" была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны. "голос автора". На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои.

«Доктор Живаго» (1946-1955). История создания . Пастернак считал этот роман своей 1ой настоящей работой, т.к. это «вещь выражения его взглядов». Пастернак всегда хотел написать роман – здание русской культуры. Поэтому все остальные произведения он считал набросками и эскизами.

Это роман занимает гл. место ещё и потому, что это акт мужества. Роман написан в послевоенное время, это слово-правда о времени. Пастернак предлагал роман журналу «Знамя», но его не приняли. Роман был напечатан только в 1957 г. В Италии. 1958 г. – он получает Нобелевскую премию [Бунин, Шолохов, Пастернак, Солженицын, Бродский]. Когда в России начинается травля на Пастернака, к ней присоединяются и писатели, которые роман даже не читали (Дудинцев, Г. Николаева, К. Симонов, Федин). Всё это приводит к инфаркту и скорой смерти.

Проблема жанра . Это лирико-философский роман, т.к. в центре сознание лир. героя. Сознание доктора Живаго – это проекция самого Пастернака. Обнаруживается связь романа с символизмом.

Также это и философский роман, т.к. нет причинно-следственных связей. # Есть герои, которые появляются и исчезают – Евграф (брат Живаго). Часто совершаются необъяснимые поступки # Когда доктор Живаго исчезает от Марины, потом умирает – неизвестно, куда он исчез. Всем этим Пастернак говорит о непостижимости чел. жизни.

Также это монологический роман, роман – самовыражение: много диалогов Лары и Живаго.

Гл. проблема романа – самоопределение личности в истории. Она связана с гл. героем романа:

  1. роман – это жизнеописание героя (нач-ся, когда ему 6 лет, заканчивается – 36 лет);
  2. роман раскрывает духовный мир личности;
  3. в романе есть его стихи и философские трактаты.

Доктор Живаго – судьба русской интеллигенции. Он врач, с чем связано его мировоззрение [он окулист, потом выясняется, что он диагност] => идея милосердия, спасения чел. жизни. Но он ещё и поэт => носитель культуры.

Это роман феноменологический, т.к. в центре неповторимый герой. Он призван выразить философию истории Пастернака. Борис Пастернак понимал историю особым образом – есть 2 плана:

  • она едина, неповторима – земной план (это испытание для героя);
  • метаистория – невидимая. История – это не внешние события, а развитие человеческого сознания => смысл истории – дух. работа человечества по преодолению смерти. Фамилия героя подразумевает эту идею – он носитель живого духа. Ему противостоит Антипов (Стрельников).

Человечеству не нужно ничего выдумывать, а нужно жить согласно заветам Христа. Пастернак противопоставляет ветхий и новый завет. Это духовное воспитание Живаго дал Веденяпин (дядя, который его воспитал): духовная свобода личности; любовь к ближнему; идея жертвенности во имя других. Это неохристианство Пастернака. Христос – это богочеловек. Появляется идея воскресения, чуда, но оно не связано с церковью. Жить нужно не за реальностью, а здесь и сейчас. Пастернак считает, что можно вообще не входить в церковь, но быть верным Христу => христианство Пастернака – это особое мировоззрение. Герой Юрий Живаго соотнесён с этими представлениями, и именно так он и живёт.

Параллель Живаго и Христа . Доктор Живаго ориентируется на него и подражает ему. Умирает Живаго в 39 лет, помимо этого он на протяжении всего романа лечит людей и физически и душевно. А идея бессмертия реализуется в том, что Живаго поэт. Кстати 1ое название романа – «Смерти не будет». Т.о. важен цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым композиционно завершается роман. Последнее стих-ие цикла («Гефсиманский сад») содержит такие строки: «я в гроб сойду и в третий день восстану». В романе же значимой оказывается сцена плача Лары у гроба о смерти и бессмертии Юрия Живаго. И наконец, более всего идея смерти/бессмертия проявляется в финале романа: доктор Живаго умер, но роман продолжается – друзья героя, прошедшие войну, Гордон и Дудоров разбирают письма Живаго.

Доктор Живаго своим творчеством предчувствовал то, что ещё только носилось в воздухе.

Живаго раскр-ся ч/з природу, любовь, тв-во. Он творит собств. жизнь согласно своим представлениям. А история противоречит всем этим представлениям.

Живаго и история . Доктор Живаго насильно вовлечён в I Мировую войну. Для Пастернака война – это смерть и кровь.

В романе принципиально противопоставляются дорога и дом. Всё, что связано с дорогой, связано со смертью. Поэтому Живаго всегда стремится домой. Символично, что когда он возвращается домой, сын не узнаёт его и хочет ударить, т.к. он чужой.

Второе историческое событие – февральская революция. Доктор Живаго воспринимает её восторженно: это сошествие бога с небес, это чудо. Причины:

  • Есть мир Галиулиных, детей-сирот, униженных и оскорблённых. Сюда относится и Лара (оказыввется поругана Комаровским).
  • Февральская революция как продолжение революции 1905 г.
  • Лозунги: свобода, равенство, братство. Однако эта революция перерастает в октябрьскую. В концепции романа она уничтожила все идеалы («неправда на русскую землю пришла с революцией»).

Третье событие – гражданская война. Это логическое следствие октябрьского переворота. Пастернак изображает её на Урале в виде партизанской войны: отряд Микулицына, который сражается на стороне красных. Это кровавая братоубийственная война. Гражданская война не даёт жить мирному населению (налёты, когда у людей забирали медикаменты).

Отряд Микулицына – анархическая вольница – это случайные люди ограниченного сознания, пугачёвщина в самом жестоком варианте. Они устраивают заговор, хотят скинуть Микулицына => их не интересуют высокие цели. Сам Микулицын – наркоман. А Панфил Палых (лидер красных), например, изрубил жену и 2х детей, т.к. сошёл с ума. Т.о. начинается самоистребление нации.

В концепции романа движение в будущее должно осуществляться не насилием. В романе ставится проблема противостояния главного героя всему происходящему. Живаго пытается выстроить свой космос, свой малый мир (дом Громеко, дом в Юрятино, приезд в Варыкино, где всё пусто и почти никого нет). Герой пытается создать семью со своей 1 женой (Тоней), с Ларой, потом с Мариной. Доктор Живаго ищет своё место в семье, ему не нужна ни 1 из политических позиций.

Живаго и Антипов . Это герои-антиподы, это 2 пути жизни. Антипов – учитель математики, он женился на Ларе, потом ушёл в армию, выбрал красных. Начинал свою учительскую деятельность в Юрятино. В Антипове постоянно подчёркивается рациональное начало.

Живаго и антипов разведены, т.к. 1 из них - человек реальной жизни, а другой – человек несбыточных планов. Антипов хочет построить счастливый мир, а потом положить его к ногам Лары. Живаго, напротив, ценит настоящее, а будущее для него – далёкая абстракция. Антипов – человек воли и разума, он всегда знает, как ему поступать, а Живаго безволен.

Люб. ∆ сохраняется на протяжении всего романа.

Живаго и Лара . Это люди, которые одинаково понимают жизнь. Их сближают устойчивые координаты хар-ра – они идут на поводу у жизни, кроме каких-то принципиальных решений.

Лара – образ философский. Как считает Д.С. Лихачёв, Лара – это Россия. Лара невыразима, неописуема, она и есть сама жизнь.

Их любовь фатальна во всех пересечениях:

  • он видит Лару в доме, когда горит свеча,
  • 1 Мировая война: когда они оказываются рядом, но он исчезает,
  • когда они встречаются в библиотеке,
  • сон, когда он слышит низкий женский голос,
  • в больнице.

Их любовь, которая происходит в Варыкино в конце романа – это способ выжить, они жертвуют своей любовью ради друг друга. Любовь имеет божественную природу, это единственный способ противостояния жизни. Самоубийство Стрельникова означает поражение.

Отъезд Лары – трагическая ситуация, здесь происходит перелом. Живаго спасается в искусстве – пишет стихи. # «Разлука» (№16), «Свидание» (№17).

Последний период жизни доктора Живаго. 20е гг. – новая фаза развития России – время духовного насилия над личностью. Появл-ся друзья Живаго – Гордон и Дудоров – фальш и двуличие. Символично, что Живаго умирает в трамвае от удушья. Но роман на этом не кончается.

30е гг. – попытка изменить положение – время ежовщины, время отсутствия человека. У Пастернака особое концепция ВОВ: несмотря на все жертвы, она дала рывок в развитии нации, в её сознании