Российская история в лицах. Васнецов.Нестор-летописец.docx - Курс лекций. История картин. В. Васнецов «Нестор - летописец». История изобразительного искусства. ДХШ

Тема урока: « Повесть временных лет». Особенности древнерусской летописи, её связь с искусством».

(Интегрированный урок в 7 классе)
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусских летописей;

показать связь русской истории, литературы, живописи; на примере шедевров Древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, привить вкус к красоте художественного слова.
Оборудование: сборник «Рассказы русских летописей» (Москва, «Просвещение», 1992 год), электронная презентация « Древняя Русь», герб Москвы, иллюстрации учеников.
Эпиграф: «О светло светлая и украсно украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси». (Отрывок из летописи)
Ход урока:


  1. Слово учителя.
Так писал летописец о нашей родной земле много веков назад. Итак, русская летопись. Мы с вами только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература. Вы, конечно, почувствовали, что летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях – центрах культуры и просвещения. Создавали летописи монахи – люди просвещённые, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей (лазутчиков), письма разного рода, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые сохранили для нас сведения о былом.

Замечательный художник и знаток русской древности В. М. Васнецов так и назвал свою картину «Нестор-летописец».


  1. Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец».
Сочинение ученика по картине.

На картине В. М. Васнецова «Нестор-летописец» мы видим небольшую монашескую келью. В самом центре на высоком деревянном стуле перед кафедрой в простой рясе сидит убелённый сединами старец – монах. В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Лежат на столе древние книги – огромные в толстых кожаных переплётах с медными застёжками. Скрипит гусиное перо в руке летописца. Одной рукой он придерживает свиток тонко выделанной кожи. Бумаги ещё нет. Взгляд монаха сосредоточен. Он весь погружен в события, о которых пишет в летописи. Ни -что не может отвлечь от его труда. В келье царит мир, тишина, покой. Обстановка кельи очень проста. Мы видим аналой с Евангелием, на стенках иконы, на кафедре вазочка с гусиными перьями. За спиной монаха через арку окна открывается вид на древний город. Над золотыми куполами храма раскинулось безбрежное небо. Замечателен образ летописца Пимена в драме А.С. Пушкина « Борис Годунов»

3. Чтение учеником наизусть отрывка из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Какие же черты летописца показал А.С. Пушкин в этом отрывке?

Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение воли Божией. Монахи - летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и безымянные молитвенники за землю русскую. До нас дошли имена немногих из них. И одно из таких имён – имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков, станет первой историей Руси.

Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и люди, прочитаем и мы отрывки из этой книги.
-Чтение отрывков из летописи.

«На сих горах будет город великий…»

«Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку…»

«Не посрамим земли Русской…»

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю…»

«Тогда выступил муж Владимира…»

«Завёл Владимир на дворе своём в гриднице пиры…»

«И пошёл Владимир на Ярополка брата своего…»

«Имейте любовь между собою…»

«Воздвиг дьявол распрю среди братьев Ярославичей…»
- А слышится ли за докуметальной точностью повествования голос летописца?

(Да, автор прославляет защитников родной земли, славит мудрых князей, распространителей просвещения, составителей азбуки, осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями. За документальной точностью – тревога и боль за судьбу родной земли.)


  1. Слайд презентации «Куликовское сражение».
Давайте послушаем ещё один отрывок из летописи.

Чтение отрывка «О побоище на Дону и о том, как Великий князь бился с ордою».

О каком важном событии в жизни Русского государства рассказал летописец?

(Да, это Куликовское сражение. Велика победа под предводительством Дмитрия Донского.)

Слайд презентации «Памятник Дмитрию Донскому в Коломне».

Именно из нашей подмосковной Коломны русская дружина и ополчение под предводительством князя Дмитрия отправлялись на решающую битву.
-Вы услышали взволнованный голос автора? Почувствовали напряжение, тяжесть этого сражения?

(Да, победа на Куликовом поле была добыта дорогой ценой. Но без этой победы не было бы объединения всего русского народа для окончательной победы над врагом. Она показала, что наше спасение в силе и единстве.)
5.Мысль о единстве звучит в лучших произведениях древнерусского искусства.

Слайд пезентации. «Троица» Андрея Рублёва.
Рассказ ученика.

В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон, а также одна из самых любимых и почитаемых на Руси – «Троица», написанная в начале 15 века великим древнерусским живописцем Андреем Рублёвым.

Под зелёным дубом перед жертвенной чашей за столом мы видим трёх ангелов, которые словно между собой ведут тихую, неспешную беседу.

Кажется поначалу, как далёк этот сюжет от реальной жизни с её бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Головы ангелов наклонены друг к другу, чуть заметные движения от одного к другому, краски одеяний перекликаются одна с другой в различных деталях одежды. Фигуры ангелов образуют круг, воспринимаются как одно целое, неделимое. Мир. согласие. любовь – вот к чему призывал своих современникоа Андрей Рублёв, и не было в ту эпоху призыва более важного.
Слайд презентации. Икона Божией Матери «Владимирская».

Рассказ ученика.

Говоря об эпохе Древней Руси, нельзя не сказать о том, какое место в духовной жизни наших предков занимали иконы. Особенно почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Русь издревле называют уделом Пресвятой Богородицы. Перед образом Божией Матери молились наши предки в часы испытаний, перед лицом смертельной опасности, перед началом походов и сражений, перед принятием важных, ответственных решений, в дни душевной скорби и невзгод.

Одна из самых почитаемых и любимых на Руси икон – «Богоматерь Владимирская». По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой и была привезена на Русь из Византии. Невозможно отвести глаз от лика Богородицы, которая словно смотрит в душу каждого смотрящего на неё. Глаза её выражают великую скорбь. Они вызывают глубочайшее сочувствие к страданию матери, которая предчувствует трагическую участь своего сына. Младенец нежно обнял шею матери. Этот стиль в иконописи получил название «Умиление».


  1. Слово учителя.
Произведения древнерусского искусства в литературе, в живописи, в архитектуре остаются по сей день непревзойдёнными шедеврами. Они отражение высоты духовных устремлений наших предков, их стремления к идеалу, совершенству, святости. Из такого чистого и святого источника выросла наша русская литература. Уже у своих истоков она служила высоким нравственным идеалам: любви к Богу, к родной земле, к ближнему.

Слайд презентации «Герб Москвы».

Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Всадник».

Темнолицый и огневолосый,

Весь в лучах уходящего дня,

Прорываясь сквозь сумрак белесый,

Над обрывом он вздыбил коня.

И глаза его в сумрачном блеске,

Разгораясь, как тёмный алмаз,

В полустёртой столетьями фреске

Неотступно летели на нас.

Пред художником встал как виденье,

Этот всадник на голой стене,

Уносящийся вихрем в сраженье

Со стрелою, застрявшей в броне.

Он схватил свои кисти в восторге,

Чтоб навеки тот миг удержать,

Словно некогда сам, как Георгий,

Вёл на недругов русскую рать.
В полумраке пустого собора,

Про еду забывая и сон,

Он писал то, что встало для взора

Из клубящейся дали времён.

Он писал не для тьмы и покоя,

Не для нимбов и ангельских крыл,

Он в отважное сердце героя

Неуёмную страсть перелил.

И летит его всадник крылатый

Всех архангелов краше стократ,

Принимая на светлые латы

Бурной жизни победный закат.
Литература: Словарь юного художника

(Москва « Просвещение 1999г.)

Рассказы русских летописей

(М., «Просвещение» 1992г.)

«Рассказы по родной истории»

(Москва, «Просвещение» 1999 г.)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
В. Васнецов «Нестор ­ летописец».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2017
1885­1896 Васнецов В.М. "Нестор­летописец"

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 1885­1896 годами.
Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в доме­музее В. М.

Васнецова.
Нестор, монах Киево­Печерского монастыря (около 1056-1114), духовный писатель,
мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором
«Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игумене
Стефане (годы игуменства которого - 1074-1078) и возведен им в « диаконский сан»
и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».
«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцию Бориса и Глеба» написано
Нестором по канону жития­мартирия. Истории гибели сыновей Владимира
Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором
размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это
борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном
сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских
идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских
козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию
о Борисе и Глебе».
После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена
Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей
монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре,
«Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор
достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно
изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно
выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает
не лишенную каких­либо индивидуальных черт благочестивую христианку,
предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину
властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не
останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока,
мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.
Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия:
отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее
резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили
в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских
житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда
наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В
этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где­то за городом,
поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого
Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за
постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а
Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно
соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное
почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом
эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия -

немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения
отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто
реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда
начинают слипаться глаза.
В 1113-1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных
лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как
противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг
сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо
«беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно
посредством их множится мировое зло.

28.11.2014

Описание картины Виктора Васнецова "Нестор-летописец "

В 1885 - 1896 годах художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов был приглашен для росписи Владимирского собора в Киеве. Для этой работы им было создано огромное множество эскизов с изображением ликов святых. Одним из них был летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет» - основного источника, на котором основываются современные представления о раннем периоде русской истории. Признавая заслуги этого образованнейшего человека своего времени, Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобного.

В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие. Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела. В полукруглом окне виден Киев - трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова. Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события. На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.

Есть в Государственной Третьяковской галерее удивительная картина. На ней изображен смиренный монах с мудрым, сосредоточенным лицом, в руке которого застыло перо. Это автор русских летописей, написавший историю Руси как составную часть всемирной истории, образованнейший инок-монах преподобный Нестор-летописец.

В тишине монастырских келий пишет он свой главный труд – «Повесть временных лет», – ставший высочайшим творением мировой письменности. А автор знаменитой картины «Нестор-летописец» – русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Глядя на картину Васнецова, вспоминаю строчки из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», посвященные труду летописца:

Еще одно, последнее, сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Преподобный Нестор жил и творил на рубеже XI-XII веков. В юности он пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал его послушником. Об этом времени Нестор-летописец напишет позднее:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные – вареное зелие, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Будучи послушником Киево-Печерского монастыря, наделенный талантом от Бога быть внимательным и вдумчивым слушателем, Нестор с годами развивает свой талант. «Одаренный умом любопытным, – писал историк Н.М. Карамзин о преподобном Несторе-летописце, – слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем Отечества». Под его пером оживали картины героического прошлого нашего Отечества. Он открыл перед нами завесу времени, чтобы мы могли окунуться в историческое прошлое своей Родины, знать, «…откуду есть пошла Русская земля». Об основании Киева-града, правлении князя Владимира, крестившего Русь, и княгини Ольги, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях князя Владимира, невинно убиенных, о великих киевских князьях Игоре и Святославе, о сражениях и испытаниях, выпавших на долю Киевской Руси, и о многом другом рассказывает летописец в «Повести временных лет».

В «Энциклопедии людей и идей» о Несторе-летописце говорится: «Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности». Преподобный Нестор глубоко ценил «учение книжное», соединенное со смирением и покаянием: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Для современных людей, забывающих о великом значении книги, черпающих информацию методом скоростного чтения в интернет-ресурсах, увлекающихся SMS-сообщениями, зачастую безграмотными, с массой орфографических ошибок, слова преподобного Нестора-летописца звучат как напоминание: остановись, человек, возьми в руки книгу, почерпни из нее мудрость веков, глубину мысли и получи «великую пользу для своей души».

Лариса ТЕЛЕГИНА,
г. Нижневартовск

Главный русский летописец
«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания

В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.

Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».

Повесть временных лет», на глаголице

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день»


Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.

В этом году - 900 лет со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.

Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — в связи с перенесением мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.


Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.

Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.

Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».

Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.

Любеч. Памятник Нестору-летописцу.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память - 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нестор под именем Нестор Летописец, Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси.

Памятник Нестору Летописцу в Прилуках

В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

Святый отче Несторе, моли Бога о нас!