Сочинение на тему О чём мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор? читать бесплатно. Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор»: человек без моральных принципов

То, о чём мечтают герои комедии «Ревизор» Гоголь позволил обнаружить, главным образом, Хлестаков, когда он полностью вошёл во вкус своей высокой фикциональной роли петербургского проверяющего. Безоговорочно покоряет в первую очередь масштаб этих мечтаний. Позднейшая карамазовская сентенция о том, что «человек слишком широк – я бы сузил» здесь подаётся в денежном эквиваленте, то есть широта сознания распространяется только на получение немыслимых материальных благ, которые помогут взойти на вершину власти и ощутить сладость превосходства.

Герои «Ревизора» мечтают самозабвенно, долго и помногу. Судья Ляпкин-Тяпкин – об очередной порции борзых щенков для своей охоты, городничий – о генеральском чине, Марья Антоновна (дочь городничего) – о богатом и знатном женихе, Анна Андреевна (её мать) – о том, чтобы весь век пленять новых поклонников своим неувядающим кокетством. Бобчинский и Добчинский желали бы нести сплетни по всей русской земле, если бы им позволили, в реальности этим двум плутоватым помещикам приходится довольствоваться скудным пространством своего уездного городка. У Хлестакова же рассуждения о возможном вовсе не входит в мечтания, «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Оставленный без обеда в захудалой гостинице он грезит каретой, тройкой лошадей и хорошенькой дочкой хозяина, к которому он прикатит эдаким франтом. Но дальше – больше. Дымящийся суп из Парижа с неимоверным паром, каждодневные балы, князья и графы, толпящиеся в передней, обеды с европейскими министрами, произведение в фельдмаршалы и прочее – вот, о чём мечтают герои «Ревизора» в конечном итоге, вот чего не хватает всякому из них: богатства, власти и подобострастия со стороны других. Сами будучи в подчинении, эти мечтатели готовы трепетать перед «персоной», но получи они хоть малую долю того, о чём так вдохновенно налгал Хлестаков, деспотизму и унижению бы не было конца.

Мечты героев вписываются в круг их общего мировоззрения, где чин является главной добродетелью каждого человека. Но до появления Хлестакова не было известно, какой степени могут достигать эти мечты при свободном полёте фантазии, когда их не ограничивают ни страх за свою дерзость – с одной стороны, ни здравый смысл – с другой. Невежество не считается аномалией, скорее наоборот, а религиозные переживания превратились в ритуал – если они будут слишком глубокими и подлинными то, как и тяга к науке, могут стать препятствием на пути к чиновничьей дикой мечте. В соседстве с Хлестаковым достаточно полно раскрываются женские образы. Жена и дочь городничего между собой воюют за благосклонность молодого вельможи, восхищаются его красотой и обхождением, не только не испытывая неловкости от чужого вранья, но даже упиваясь им, принимая всё за чистую монету, настолько в них неумеренно желание, чтобы всё это было правдой. Картины блестящей петербургской жизни, со страстью выбалтываемые Хлестаковым, дамы представляют отлично, а в самом центре этих картин – себя, окружёнными поклонением и восхищёнными возгласами.

Многочисленные купцы и просители, которые бредут на поклон к Хлестакову, также имеют мечту: им хочется не столько улучшить состояние города, сколько пожаловаться на своё начальство более высокому начальству, совершить маленькую месть и отвести душу. То, что Хлестаков всех внимательно выслушивает, внушает пришедшим надежду на видимость порядка, а чиновникам, вроде попечителя богоугодных заведений, открывает очередной повод явить своё рвение и польстить.

Надо сказать, что смеховое начало – единственное, что размыкает этот порочный круг. Именно оно потешается над теми вещами, о которых принято было молчать, чтобы не нанести удар собственному честолюбию. Ведь, несмотря на громадные масштабы, эти мечтания обнажают всю бедноту и скудость внутреннего мира героев, хотящих иметь всё, ничего из себя не представляя, наслаждаться гордыней в ничтожестве.

Гоголь, кажется, хотел показать, что мечтами героев его комедии мечтать не следует, грезить их грёзами – тоже, так как при всей их нелепости они страшны своей тягой к пренебрежению подлинными желаниями, которые возвышают всякого человека

Приведенные рассуждения призваны помочь учащимся 8 классов при написании сочинения на тему « О чем мечтают герои комедии «Ревизор»».

Тест по произведению

Средняя оценка: 4.5

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Героями пьесы автор делает чиновников маленького провинциального городка, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», и Хлестакова, мелкого чиновника, проездом оказавшегося в этом городе.

Герои пьесы, их мечты и желания вызывают жалость и грустную улыбку. Начнем с самого «ревизора» - Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян и стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься, почувствовать себя достойным человеком.

Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге - «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеатры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги».

Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N, тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо», тогда «поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!».

Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни. Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству».

Дочь городничего мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина.

О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни. У всех героев «Ревизора» были свои планы, мечты, желания. Но никто не приложил усилия к достижению цели.

Имена героев «Ревизора» стали именами нарицательными совершено не зря, ведь так много можно встретить людей и в наше время, ценности которых не отличаются от ценностей героев Н. В. Гоголя. Также есть тщеславные и самолюбивые люди, которые хотят все получить, не прилагая к этому никаких усилий.

Мечты героев комедии (Н.В. Гололь "Ревизор").

Творчество Н.В. Гоголя не так уж велико и обширно. Есть писатели, чье творческое наследие составляет гораздо большее по объему количество произведений. Но, без сомнения, все, написанное великим Гоголем, является шедевром и входит в сокровищницу русской литературы.

Из-под пера этого русского писателя вышло несколько пьес, предназначенных для постановки на сцене. Одной из самых ярких и значимых является, безусловно, комедия Гоголя «Ревизор».

Примечательно, что мы привыкли видеть в героях этой пьесы никчемных людишек, сборище человеческих пороков и недостатков. Мы осуждаем и обличаем их, не замечая, что, по сути, это обычные люди, такие же, как и мы, как и большинство окружающих нас. Этим-то, на мой взгляд, и страшны герои Гоголя и в этом-то и заключается сила таланта великого русского писателя.

Но если герои Гоголя – обычные люди, значит, они так же, как и мы, мечтают о чем-то и к чему-то стремятся? Безусловно. Так о чем же мечтают герои пьесы «Ревизор»?

Начнем с самого «ревизора» - Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян. Иван Александрович мучительно и безнадежно стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Хлестаков мечтает, что все хорошенькие женщины обожают его и что он ни в чем не знает отказа. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься. Он хочет вырасти, прежде всего, в своих глазах, почувствовать себя не ничтожеством, как обычно, а достойным человеком. К сожалению, Хлестакову удается это сделать лишь в своих мечтах.

Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге - «были бы деньги», тогда жизнь в столице покажется медом: «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». Мечты Осипа отражают не только его характер, но и характер Хлестакова. Можно сказать, что они являются еще одним средством раскрытия образа лжеревизора.

Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N., тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо». Тогда все будут расстилаться перед ним: «поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!»

Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни, чем прозябание в маленьком городишке, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству».

Дочь городничего еще слишком юна и глупа, но и она мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина.

О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни.

Есть мечты и у рядовых жителей уездного города. Они грезят о том, чтобы в их городе, наконец, установилась власть, заботящаяся о своем народе, а не о своем кармане. Чтобы эта власть не тиранила жителей, не использовала их для выкачивания денег. Жители мечтают о том, чтобы власть уважала свой народ. Мечты их, конечно же, неосуществимы, как и мечты всех других героев комедии. Почему? Это уже тема для другого разговора.

Вариант 1:

Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.

Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.

И чудо происходит. Обстоятельства складываются настолько благоприятно, что Иван Александрович не может удержаться от соблазна. И власть имущие лебезят перед ним, и первые красавицы N-ска готовы упасть в его объятия – или предоставить своих дочерей. И нет сил и желания уже остановиться и задуматься о последствиях – несет, несет круговерть льстивая и продажная…

Сам Хлестаков, впрочем, глуп и труслив. И единственное, что оправдывает его в наших глазах – еще большая глупость и трусость окружающих его персонажей. Однако он умеет ловко подстроиться под ситуацию, выдать желаемое за действительное. Хотите видеть важного чиновника – будет вам важный чиновник. Хотите давать взятки – он их примет. Хотите выгодного брака или влиятельного любовника – и это он вам пообещает. Остановиться в потоке лжи невозможно, только – уехать, что Хлестаков и делает. Весьма своевременно.

Хлестаков – не главный герой пьесы. Он, скорее, явление природы, как пурга или засуха. Он просто своим существованием позволяет остальным показать себя во всей красе. Выставить на обозрение свои пороки и страсти. Вывернуться наизнанку под светом рампы.

Хлестаков пассивен на протяжении всего действия, он плывет по течению. Он не действует - он всего лишь побуждает окружающих скинуть маски. Самим своим существованием здесь и сейчас.

Хлестаков – лишь катализатор.

Вариант 2:

Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.

Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.

Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.

Вариант 3:

Гоголь – один из самых беспощадных критиков моральных принципов и устоев тогдашней общественности. Примечательно, что всё описанное автором, все характеристики и жизненные сюжеты актуальны и по сей день. Как говорится: «все мы вышли из гоголевской шинели». То же самое, можно сказать и про комедию «Ревизор», в частности про Ивана Александровича Хлестакова, персонаж которого является центральным в произведении. Черты его характера, манера поведения, приключения в которые он ввязывался настолько жизненны и натуральны, что появилось собирательное название для подобного рода происшествий – «хлестаковщина».

Если разобраться с тем, кто же такой Хлестаков, станет очевидным, что – это, по сути, не злой персонаж, но чрезвычайной изворотливый, хитрый и умелый обманщик. Он даже близок к лицедейству. По прибытию в маленький городок, ему было тяжело сводить концы с концами. Оставшись в комнате один и послав слугу выпрашивать обед у хозяина трактира, вот какие мысли его посещают: «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, - нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Очевидно, что иногда, очень редко, у Хлестакова проскальзывают мысли здравого рассудка, проступает раскаяние. Подобное происходит не из-за высокой нравственности, а из-за ужасов нужды. Герой промотал в карты почти все отцовские деньги. Ему остается искать пути заработка, но наш персонаж не так благорассуден. Вместо этого он просто воспользовался ситуацией, притворился важным чиновником и обвел вокруг пальца жителей маленького городка. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Хлестаков опьянен ситуацией, мнимой властью и выпавшей ролью. У такого человека нет стержня, он плывет туда, куда его несет течение. Хитрит, чтобы выкрутиться, напускает пыли в глаза, хочет казаться, а не быть. К сожалению, как прежде, так и в наши дни, человек получивший высокий пост, не достигнув этого собственным трудом, а по воле случая, так и ведет себя. Мнит себя великим человеком, вершащим судьбы людей, замеливает глаза ложными достижениями, превозносится до небес, не замечая, что нет ничего из того, чтобы поддерживало его полёт. И нужно ответить честно каждому из нас, самому себе, не соблазнились ли бы мы, сорвать большой куш, когда он сам идет в руки? Как бы поступили, когда каждый из жителей спешил бы нам угодить, чествовать и «руку целовать». Не поддались бы? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - говорит нам, пословица к произведению.

Вариант 4:

Ключевой фигурой в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" является Иван Александрович Хлестаков.

Писатель характеризует главного героя своего произведения отрицательно. Почему? Потому, что Хлестаков ведет себя настолько нагло и безответственно, что даже у читателя возникает чувство неприязни к этому персонажу.

При знакомстве с Хлестаковым мы узнаем, что он умудрился потратить все свои деньги из-за любви к азартным играм. Теперь он находится в уездном городе N, не имея возможности оплатить проживание в гостинице, в которой остановился. Городничий, принявший этого проходимца за ревизора, создает Хлестакову все условия, где мнимый ревизор может проявить свои "таланты" - вранье, честолюбие, стяжательство. Все это приводит к тому, что число обманутых Хлестаковым людей увеличивается с каждым днем, а сам анти-герой без зазрения совести пользуется тем, что никогда не могло принадлежать ему по праву.

Образ этого отрицательного героя стал нарицательным и сегодня мы можем наблюдать немалое количество таких "Хлестаковых", окружающих нас в повседневной жизни.

Вариант 5:

Одним из главных героев, а также самым ярким образом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является Иван Хлестаков, он молод, худосочен и глуповат. О таких людях часто говорят: «без царя в голове».

Хлестаков служит в канцелярии, получая мизерное жалование и, мечтая о невероятных высотах, которые от рождения ему недоступны. Он фантазирует о том, как будет вести шикарную жизнь и станет любимцем дам, хотя этого, конечно, никогда не произойдет.

По воле случая он, проиграв все, что у него имелось, оказывается в гостинице уездного города N, где сталкивается с городничим. Тот принимает его за ревизора, и для фантазера и лгуна Хлестакова открываются недоступные прежде возможности. Он начинает чувствовать свою значимость, пусть даже и мнимую, и неудержимо врет о себе, своих достижениях и положении в обществе. При этом он даже не догадывается с кем конкретно его спутали, герою не хватает сообразительности использовать свое временное положение для собственной выгоды. Хоть и несознательно, но Хлестаков, исполняя роль, которую ему навязали, сумел подпитать всеобщий страх перед «большим человеком». Во время своей службы в канцелярии он не раз примерял на себя роль серьезных чиновников, наблюдая за их поведением. И вот ему выпала возможность почувствовать себя значительным и важным, и герой, конечно же, ею воспользовался, ведь его поверхностность не дает ему предугадать неприятности, которые могут за этим последовать. Стоит заметить, что Хлестаков не был аферистом по натуре, он просто принимал чужие почести и был уверен, что заслужил их, уже начиная верить в собственную ложь.

Городничий не смог распознать подлог, потому что Иван выдал себя за чиновника ненамеренно, без цели наживы, он простодушно считал себя тем, кем считали его окружающие. Но все, же спасла его случайность, он вовремя уехал из города и благодаря этому избежал расплаты за свое вранье.

Образа Хлестакова иллюстрирует пустого и никчемного человека, который ничего не давая обществу, хочет получать всевозможные блага и почести просто так.

Вариант 6:

Хлестаков Иван Александрович – один из ключевых персонажей комедии Гоголя «Ревизор». Сам по себе он – человек самый что ни на есть посредственный, не выделяющийся из толпы какими-либо положительными качествами, типичный «маленький человек». Волей судьбы он оказывается на гребне жизненной волны – по чистой случайности жители уездного городка Н принимают его за важного человека – столичного ревизора. И вот тут у нашего героя начинается настоящая жизнь - жизнь, о которой он так давно мечтал: первые лица городка приглашают его на званые обеды, лучшие женщины обращают на него внимание, а чиновники трепещут перед «значимой персоной».

И вот тогда, когда Хлестаков дорывается до жизни, о которой мечтал, начинает явственно проявляться его истинное лицо. Хлестаков безудержно лжет, представляя себя великим писателем и общественным деятелем, бессовестно берет взятки, морочит голову одновременно двум женщинам. В середине произведения мы видим его уже не безликим «маленьким человеком», а личностью по-настоящему безнравственной. В его характере мы видим легкомысленность и лживость, безответственность и глупость, поверхностность и просто-напросто отсутствие порядочности. Не зря все эти качества в комплексе окрестили хлестаковщиной.

Интересно и то, что по мере развития действия произведения развивается и характер основного героя – отрицательные черты его характера проявляются все больше и больше. Неизвестно, до чего бы дошел Хлестаков, если бы не опять-таки счастливая случайность – как раз перед тем, как обман героя был раскрыт, он уезжает из города. Вероятно, именно везение – это тот единственный ценный природный дар, которым наделила Хлестакова природа.

Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"

“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” - такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”.

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.

Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.

В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: “...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.

Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.