Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари? Секрет гениальных скрипок страдивари Размер имеет значение

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда я пошел учиться в музыкальную школу, мы с мамой очень долго искали скрипку, которая бы мне подошла. В результате мы купили старую скрипку, которая старше меня. Я задался вопросом: почему старые скрипки, предпочтительнее новых, тех, что стоят на прилавках магазинов.

А недавно я услышал историю о скрипках Страдивари, которые звучат чудесным образом, стоят огромных денег и приобрести их могут лишь банки или частные коллекционеры. Эти скрипки очень старые, но звучат они необычайно.

Ученные даже сегодня не могут разгадать секрет необычайного звучания скрипок Страдивари, и данная загадка по сей день остается актуальной. Безусловно, имеется множество гипотез, однако воссоздать подобную скрипку пока никто не смог.

Я решил выяснить, какие именно особенности скрипок Страдивари делают их звучание уникальным. Это и стало главной целью моего исследования.

Чтобы изучить детальней этот вопрос я поставил перед собой следующие задачи :

    познакомиться с историей скрипки;

    изучить устройство скрипки;

    понять: что такое звук и как он возникает в скрипке;

    найти отличительные особенности скрипок Страдивари;

    представить исследовательский проект по данному вопросу.

Объектом исследования стал струнно-смычковый музыкальный инструмент - скрипка.

Предмет исследования : звук, извлекаемый из скрипки.

Методы исследования :

    работа с литературой,

    анализ и обобщение информации,

    эксперимент.

Я ознакомился с большим количеством книг по истории скрипичного искусства Григорьев В.Ю., Гинзбург Л.С, а также книги Раабена Л. Познакомился с устройством скрипки и особенноями звучания с физической точки зрения в статье Калина Гоуха. Также изучил ряд книг с описанием опытыв и экспериментов Зарапина В.Г., Кавалевой А.О., которые объясняют: что такое звук и какими свойствами он обладает.

Изучив имеющуюся литературу, я ознакомился с существующими гипотезами создания удивительными скрипками Страдивари, и выдвинул свою гипотезу, которая раскрывает секрет скрипок Страдивари, и объясняет, почему до сих пор не была создана подобная скрипка.

Глава 1. История скрипки.

В глубокой древности человек стал вслушиваться в звучание тетивы лука - это было первым шагом на пути к возникновению струнных музыкальных инструментов. В VIII и IX веке в Средней Азии встречаются первые упоминания о смычковых инструментах в «Большом трактате о музыке». В Европе в IX - X веке появляются упоминания в исторических документах, летописях, изображения на фресках и миниатюрах.

Так в Европе появились и стали известны два смычковых инструмента: фидель (он же виела) и ребек (арабский инструмент, завезенный в Испанию в VIII веке с мандолинным корпусом, непосредственно переходящий в шейку с 3-мя струнами и настраивавшиеся по квинтам).

На рубеже XIV и XV века начался новый виток в истории возникновении скрипки. Фидель - стал прародителем двух основных европейских смычковых инструментов - виолы и скрипки.

Виола стала представительницей «аристократии». Она заимствовала некоторые черты лютни. У нее было шесть - семь струн. Настройка струн была по терциям и квартам. Звучала она мягко и приглушенно. Была хороша в домашнем быту, но в концертных залах звук ее был тихим - это стало причиной в дальнейшем ее вытеснения другим музыкальным инструментом - скрипкой.

Скрипка, переняв некоторые черты арабской ребеки, стала излюбленным инструментом бродящих музыкантов. Ее противопоставляли виолам. О распространенности скрипки в народе свидетельствуют многочисленные картины художников того времени.

С XVII века виола начинает уступать свое место скрипке, которая была представительницей народного искусства, инструментом «черни».

Появление скрипки классического типа обычно связывают с Италией. И действительно, замечательные итальянские мастера, великие исполнители и композиторы прошлого внесли неоценимый вклад в этот процесс. Расцвет скрипичной итальянской школы, начавшийся в конце XVI века, продолжался более двух столетий и оказал огромное влияние на европейское музыкальное искусство.

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне (город в Италии). Известно, что уже в 13 лет он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют, и не меняют своего «голоса».

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов).

Выработанный в XVI—XVII столетиях тип скрипки сохранился по настоящее время. Корпус ее имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Такое строение корпуса разумно с точки зрения звучания инструмента и в смысле удобства игры.

Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками. Деки соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, так называемые «своды». От характера этих последних во многом зависят сила звука и тембр инструмента.

В верхней деке проделаны два резонаторных отверстия в форме латинской буквы «f». Они так и называются эфами.

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закрепленные на струнодержателе («подгрифке»). Для того чтобы струны не лежали в одной плоскости и скрипач мог, играя на одной струне, не задевать соседнюю струну, верх подставки слегка закруглен. Струнодержатель представляет собой полоску черного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн.

Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединен с пуговкой, расположенной на обечайке.

Внутри корпуса скрипки, около подставки, между верхней и нижней деками, вставлен круглый деревянный штифт, носящий наименование душки. Душка играет важную роль: она передает колебания от верхней деки к нижней деке, и от малейшего изменения ее местоположения изменяется качество звука.

Слева от подгрифка укреплен подбородник — приспособление, служащее для держания инструмента в наиболее удобной точке опоры.

Наиважнейшей частью скрипки является гриф — «игровое поле» левой руки скрипача. Гриф представляет собой длинную пластинку, сделанную из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть его прикреплена к закругленной и отшлифованной планке, так называемой шейке, которую охватывает рука исполнителя во время игры, а верхняя нависает над корпусом.

Шейка переходит в головку с характерным завитком, так называемой «улиткой», а на месте их соединения устанавливается для струн маленькая подставка — верхний порожек.

В головку с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн.

Над грифом скрипки натянуты четыре струны; нижняя («басок») настроена на соль малой октавы, две следующие за ней — ре и ля первой октавы, верхняя («квинта») — ми второй октавы. Верхняя струна — металлическая, остальные три — кишечные (жильные), при этом струна Ре обвивается алюминиевой канителью, а Соль — серебряной.

Прижимая пальцами струны к грифу, скрипач изменяет высоту их звучания. В «овладении грифом» заключена, по существу, проблема изучения инструмента. Задача эта затруднена еще тем, что на грифе скрипки, в отличие от таких инструментов, как мандолина, гитара и т. п., нет ладов, с помощью которых определяется высота звуков. Скрипач вынужден играть как бы «на ощупь». Правда, с течением времени в его левой руке вырабатываются определенные мышечные ощущения, благодаря которым он «знает» точно, в каком месте грифа необходимо прижать пальцем струну, чтобы получить тот или иной звук. Но все равно слух скрипача должен настороженно «следить» за точностью попадания пальцев в нужное место.

Может возникнуть вопрос, а не лучше ли снабдить скрипичный гриф ладами и таким образом облегчить игру? Нет, этого сделать нельзя. Безладовый гриф имеет много преимуществ по сравнению с грифом, снабженным ладами. Лады помешали бы окрашивать звук скрипки вибрацией, а, как известно, вибрация является одним из самых сильных и привлекательных свойств скрипичной музыки. Потерялась бы и возможность пользоваться такими эффектами, как глиссандо или портаменто. Наконец, даже сама интонация заметно проиграла бы при наличии ладов.

Извлекают звук из инструмента смычком. Основные части смычка — гибкая деревянная трость и лентообразно распластанный волос. Для смычка обычно употребляют специально обработанные волосы конского хвоста. Трость оканчивается с одной стороны головкой, с другой — колодкой. Колодка прикреплена к трости посредством металлического винта. С его помощью, оттягивая колодку к концу трости, исполнитель может регулировать степень натяжения волоса.

На скрипке можно воспроизводить двойные ноты и даже аккорды, играть многоголосные (полифонические) пьесы, однако в основном скрипка остается инструментом одноголосным — мелодическим. Богатейшая музыка, певучий, полный разнообразных оттенков звук является ее главным достоинством.

Глава 2. Что такое звук и как он возникает в скрипке?

Звуки, которые мы слышим, на самом деле являются движениями воздуха. Каждый звук происходит от колебаний чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрации воздуха доносят звук до наших ушей. Колебания, разносящие звуки по воздуху, называются звуковыми волнами .

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху, но можно увидеть вибрации, которые и есть звук. Для этого возьмем стакан и воздушный шарик.

Отрежем, и уберем его горлышко воздушного шарика.

Затем возьмем стакан и натянем на него стакана шарик, как тугую кожу на барабан.

Поставим стакан на стол, и положим на него несколько песчинок сахара.

А затем на расстоянии 10 см громко произнесем: «М-м-м-м-м!». Песчинки начнут двигаться. Получается звуковая волна, которая возникла - достигает натянутого шарика, и заставляет его вибрировать - это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара.

При щипке это сооружение не будет издавать практически никакого звука. Значит, чтобы струна зазвучала нужно ее усилить.

Если в него крикнуть, то мы зададим определенное направление, распространению звука, направив всю энергию в одну сторону. Таким образом, звук голоса усилится, и будет хорошо слышен на большем расстоянии.

Получается, что струна является как бы пусковым механизмом для «пробуждения корпуса».

Проделаем еще один эксперимент. Возьмем коробку.

Вырежем в ней отверстие.

Натянем на коробку несколько резинок, так чтобы они проходили через отверстие.

Подложим карандаши под резинки с каждой стороны коробки, чтобы приподнять резинки прямо над отверстием в крышке.

Начнем дергать за струны-резинки, и услышим музыкальные звуки.

Резинки действуют как струны на скрипке. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать и это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и эти вибрации мы воспринимаем как звуки. Чем сильнее пощипываем, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны, которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче, так как звук, попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Получается, что звук скрипки возникает в момент трения смычка, движущегося по одной или нескольким струнам. Струны, натянутые колками сами по себе почти не издают звука. Но чтобы он возник, энергия от вибрирующей струны должна передаться корпусу инструмента. Основную часть звука производят деки скрипки, работая наподобие рупора.

Глава 3 Секрет скрипок Страдивари

Основное отличие скрипок Страдивари в их звучании, то есть в издаваемом ими звуке. Мы выяснили опытным путем, как возникает звук. Рассмотрим теперь характеристики звука, чтобы разобраться в отличительных особенностях скрипок Страдивари.

Звук может быть высокий и низкий, тихий и громкий. Также звук можно охарактеризовать его тембром, который позволяет нам отличать звучание скрипки от альта или виолончели.

Ученые, описывая звук, оперируют более точными определениями. Так, высоту звука определяет количество колебаний воздуха в секунду. Чем больше колебаний, тем выше звук, чем меньше, тем звук ниже. Количество колебаний воздуха в секунду называется частотой колебаний . Так музыкант назовет ноту - ля первой октавы, а ученый, если он не знает нотной грамоты, скажет, что это звук с частотой 440 герц, то есть 440 колебаний в секунду. Но и в том и другом случае — и для музыканта и для ученого — у каждого звука есть в музыкальном пространстве свое точное место.

Кроме частоты существует такое понятие как амплитуда колебаний. Громкость звука зависит именно от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Чтобы получить более громкий звук скрипки, надо сильнее давить смычком на струну. Но громкость звука, как выяснилось на опыте, будет также зависеть от корпуса.

Любой инструмент имеет свой «голос». Так же, как любой музыкант может мгновенно отличить голос Доминго от голоса Паваротти, исполняющих одну и ту же оперную арию, так и опытный скрипач может найти индивидуальные отличия звучания скрипок Страдивари или Гварнери. За окраску звука отвечает тембр - это особенность звука, благодаря которой человек может различать звуки одинаковой громкости и высоты, но произведенными разными инструментами, например скрипки и фагота.

Получается, что на высоту звука влияет размер инструмента - чем он больше, чем звук - ниже. На громкость звука влияет сила, с которой мы надавливаем на смычок во время игры и устройство инструмента.

Материал, из которого изготавливается корпус скрипки - дерево. Верхняя дека изготавливается из ели, а нижняя из клена. И всю скрипку покрывают лаком. Эти характеристики влияют на тембр, то есть индивидуальные особенности.

Существует несколько догадок о том, почему скрипки Страдивари звучат иначе. Первое такая гипотеза заключается в использовании древесины, которая сформировалась в особых климатических условиях, какой больше нет на планете. Но почему тогда, скрипки других мастеров, которые жили тагда же в Италии, и занимались изготовление скрипок, не столько прекрасны?

Вторая гипотеза заключается в вымачивании древесины в морской воде, с целью защитить ее от жуков древоточцев.

Третья гипотеза заключается в особом лаке, которым Страдивари покрывал скрипку, но, к сожалению, восстановить рецепт это лака по сей день не удается.

Мне кажется, что в создании скрипки сыграло несколько факторов и исчезнувшая древесина, которую Страдивари вымачивал в морской воде и лак, изготовленный по особому рецепту и конечно умелые руки мастера, придавшие инструменту нужную форму.

Заключение

Я познакомился с историей и устройством скрипки. Проведя эксперимент, понял, что такое звук, как он рождается, что влияет на его формирование и как можно его усилить. Узнал, как возникает звук в скрипке. Познакомился с характеристиками звука.

Кроме того, я узнал о нескольких гипотезах неповторимого звучания скрипок Страдивари. И выдвинул свою гипотезу возникновения неповторимого звука в скрипках Страдивари.

Все ученые, на сегодняшний день исследуют только какой-то один аспект, к примеру, форму инструмента или стараются воссоздать рецепт лака, которым покрывали инструмент. При этом никто не рассматривают причину возникновения такого удивительного звука в совокупности нескольких факторов, и возможно, поэтому до сих пор никто и не смог разгадать тайную великого мастера.

В результате проделаной работы, я пришел к выводу, что в создании удивительных скрипок сыграли роль несколько факторов: исчезнувшая древесина, которую Страдивари вымачивал в морской воде и лак, изготовленный по особому рецепту и конечно умелые руки мастера, придавшие инструменту нужную форму. Все эти факторы в совокупности способствовали возникновению свойства эмерджентности, то есть наличию у скрипок особых свойств, которые не присущи ее отдельным составляющим.

Список использованных источников и литературы

    Григорьев В.Ю., Гинзбург Л.С. История скрипичного искусства в трех выпусках - выпуск 1 - "Музыка", 1990

    Зарапин В.Г. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на отдыхе / В.Г. Зарапин. - М.: Эксмо, 2015. - 104 с.:ил. - (Опыты для детей и взрослых).

    Колина Гоуха (Colin Gough) - Наука и Страдивари http://www.gmstrings.ru/articles/skripka-i-smychkovye-instrumenty/nauka-i-stradivari/

    https://ria.ru/spravka/20080404/102985348.html - Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка.

    Научные опыты для детей / Пер. с англ. А.О. Ковалевой. - М.:Эксмо, 2015. - 96 с.

    Раабена Л. «Скрипка» (отрывок из книги) (http://blagaya.ru/skripka/raaben/)

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.


Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. 1666 год, Кремона – это отметка на одной из скрипок мастера, которая даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Более 1000 скрипок, виолончелей и альтов создал великий мастер, посвятив жизнь изготовлению и совершенствованию инструментов, навеки прославивших его имя. Около 600 из них дошло до нашего времени. Специалисты отмечают его постоянное стремление наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра.

Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок мастера, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки. Все Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.Б. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов. Однажды он изготовил даже арфу. Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью.

Также неизвестно почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье. Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

В чем секрет скрипок Страдивари?

Известно, что Страдивари в огромном количестве ведал тонкости «поведения» древесных частей скрипки, ему были открыты рецепты варки специального лака и секреты правильной установки . Сердцем мастер ещё задолго до окончания работы уже понимал, сможет ли красиво петь скрипка или нет.

Многие мастера высокого уровня так и не смогли превзойти Страдивари, они не научились чувствовать сердцем дерево так, как это чувствовал он. Учёные пытаются понять, чем же обусловлен чистый уникальная звучность страдивариевских скрипок.

Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клен, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов? Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов.

Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов. А реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выявилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетья тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии.

3 года назад провели интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-балльнои шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки. Тем не менее, изготовители скрипок и музыканты не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. Антиквары же, в свою очередь, желая сохранить высокую стоимость, заинтересованы в сохранении ореола загадочности старинных скрипок.

Сообщила прелюбопытнейшую новость. Современные скрипки одержали победу над скрипками Страдивари в ходе проведения "слепого" теста. К эксперименту были привлечены 10 скрипачей-солистов мирового класса.

Музыкантов попросили, среди прочих факторов, оценить звук и играбельность инструментов, а затем решить, какую из скрипок они хотели бы взять с собой в тур.

Скрипка Страдивари , так называемый "Страд", - инструмент, изготовленный мастером известной семьи в Италии, в 17 - 18 веках. Скрипки Страдивари широко известны, как лучшие из существующих.

Исследование, которое провели скрипичный мастер Джозеф Кертин и специалист по акустике Клаудия Фриц для университета Пьера и Мари Кюри во Франции, было опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences journal. Исследователи решили не раскрывать имён авторов новых скрипок, чтобы это не выглядело рекламой.

Первое и второе место в состязании заняли современные инструменты. Музыкантов также просили определить, на какой скрипке они играют в данный момент - старинной или современной. Они угадали 31 раз, а 33 раза - не угадали.



Американский скрипач Гиора Шмидт сказал: "Я был удивлен тем, что мой выбор пал на современную скрипку. В сознании музыкантов укоренилась мысль, что наиболее успешные скрипачи на концертной эстраде всегда играли на старинных итальянских инструментах."

Канадская скрипачка Сюзанна Хоу, которая играет на арендованной 269-летней скрипке Гварнери дель Джезу, тоже выбрала современную скрипку. “Чем бы это ни было, я хочу эту !" - сказала она.

Скрипка Страдивари - цена

P.S. А если кому-то нужен реально хороший инструмент, сделанный по копии Страдивари - есть у меня кое-что... Да и Амати есть... :-)

P.P.S. Бородатый анекдот про барабан Страдивари, конечно, лишний раз подчёркивает, насколько это имя укоренилось в народной культуре. Но на самом деле история не так проста, и великие итальянцы, начиная с Амати и Грарнери, стали делать свои инструменты не с квартовым, как раньше было принято в Европе, а с квинтовым строем, ранее для них не характерным, не без нашей помощи... Об этом - .

Уже три столетия прошло с момента смерти великого итальянского струнных дел мастера Антонио Страдивари, а секрет изготовления его инструментов так и не раскрыт. Звук сделанных им скрипок, словно пение ангела, возносит слушателя до небес.

Юность Страдивари

В детстве Антонио пытался выразить голосом то, что было спрятано у него в сердце, однако у мальчика выходило не очень хорошо, и люди просто насмехались над ним. Странный ребёнок постоянно носил с собой маленький перочинный ножик, с помощью которого вырезал различные деревянные фигурки. Родители мальчика желали ему карьеры краснодеревщика. В одиннадцать лет Страдивари узнал, что в их родном городе Кремона живёт известный который считался лучшим дел во всей Италии. Антонио обожал музыку, поэтому выбор профессии был очевиден. Мальчик стал учеником Амати.

Начало карьеры

В 1655 году Страдивари был всего лишь одним из многочисленных учеников мастера. Поначалу в его обязанности входило доставлять послания молочнику, мяснику и поставщикам дерева. Учитель, конечно, делился с ребятами своими секретами, но самые важные, благодаря которым скрипка имела неповторимое звучание, рассказывал только старшему сыну, ведь это было, по сути, семейное ремесло. Первом серьёзном делом для юного Страдивари было изготовление струн, которые он делал из жил ягнят, лучшие получались из 7-8 месячных животных. Следующая тайна заключалась в качестве и сорте дерева. Самым подходящим деревом для изготовления верхней части скрипки считались ели, выросшие в Швейцарских Альпах, нижняя часть делалась из клёна. Первая скрипка Страдивари была создана им в 22 года. Антонио тщательно оттачивал своё мастерство с каждым новым инструментом, но всё ещё работал в чужой мастерской.

Недолгое счастье

Своё дело Страдивари открыл только в 40 лет, но скрипка Страдивари была пока ещё подобием инструментов его учителя. В этом же возрасте он женился на Франческе Феррабочи, она подарила ему пятерых детей. Но счастье мастера было недолгим, ведь в их город пришла чума. Заболели и умерли жена и все пятеро детей. Даже скрипка Страдивари больше не радовала, от отчаяния он почти не играл и не изготовлял инструментов.

Возвращение к жизни

После эпидемии в дом Антонио Страдивари постучался один из его учеников с грустным известием. Родители мальчика умерли, а он не мог обучаться у мастера из-за нехватки средств. Антонио пожалел юношу и взял его к себе в дом, позже усыновив. Вновь Страдивари почувствовал вкус жизни, ему захотелось создать что-то необыкновенное. Антонио решил создать уникальные, непохожие на другие по звучанию скрипки. Мечты мастера сбылись только в возрасте шестидесяти лет. Скрипка Страдивари имела летящее неземное звучание, которое до сих пор никто не может воспроизвести.

Таинственность и неземная красота звука скрипок мастера порождала всяческие сплетни, поговаривали, что старик продал душу дьяволу, а инструменты он создаёт из обломков Ноева ковчега. Хотя причина крылась совсем в другом: невероятном трудолюбии и любви к своим творениям.

Стоимость необычного инструмента

Скрипка Страдивари, цена которой во времена жизни мастера составляла 166 кремонских лир (около 700 долларов США), сейчас стоит около 5 миллионов долларов. Если же смотреть с точки зрения ценности для искусства, то труды мастера бесценны.

Сколько скрипок Страдивари осталось на планете

Антонио был невероятным трудоголиком, гений творил инструменты до самой своей смерти в 93 года. Страдивари создавал до 25 скрипичных инструментов в год. Современные лучшие мастера изготовляют вручную не более 3-4штук. Маэстро всего сделал около 2500 скрипок, альтов, виолончелей, но до нашего времени сохранилось только 630-650 инструментов, большинство из которых - скрипки.