"талантливый человек талантлив во всем". Талантливый человек

В жизни бывает всякое. Часто работа не по душе, район проживания не тот или семья не относится к человеку так, как ему хотелось бы. Закрадывается мысль, что это явно не самое полное раскрытие нашего потенциала. Так сказать, жизнь на «тройку» свойственна многим людям в наше время. Чем это вызвано и как это изменить, расскажет эксперт Bright. О том, кто такой талантливый человек ниже.

Эксперт

Антарам Егиазарян

коуч, тренер, лецензиат Международного Прикладного Образования.
Консультант в области карьеры и образования

Не зарывайте то, что дано вам природой.

Cегодня отводила свою девятилетнюю родственницу в поликлинику. По дороге она мне что-то оживлённо рассказывала, а я прилежно делала вид, что слушаю, в голове же крутились потенциальные формулировки и предложения, которые в будущем должны были стать частью этой статьи. Чтобы поддержать беседу, я спросила у девочки, что, по её мнению, означает слово «талант»?
К моему удивлению, она вдруг стала страшно серьёзной и заявила, что талант – это особый дар, которым наделены все люди без исключения. Кто-то талантливо рисует, кто-то вышивает, кто-то поёт, а кто-то помогает другим. «А если никаких видимых признаков таланта не наблюдается? – спрашиваю я. – Ни голоса, ни слуха, ни художественного вкуса, вообще никаких отличительных особенностей?» «Нет, такого не бывает, талант обычно проявляется сам по себе ещё в детстве, но он может прятаться, и тогда родители должны ребенку помочь отыскать его. Если они этого не сделали, то талант спит, пока человек сам его не разбудит, ну или пока он не станет добрым. Это тоже талант. Но людей без талантов не бывает». Вот так, понимаете? Людей без талантов не бывает. Мнение ребенка девяти лет, которое поразило меня. Многие уверены, что люди делятся на тех, кому дано и кому не дано, искренне веря в афоризм «талантливый человек – талантлив во всём», а если не во всём - то и не талантливый вовсе. Они не допускают мысли, что талант – обязательная составляющая любого человека, как нос, сердце или кожа, а не привилегия избранных везунчиков. Новое понимание проблемы ставит ряд вопросов: что же тогда на самом деле есть талант? Правда ли, что люди изначально уже рождаются талантливыми, но просто не все реализуют свой потенциал? И если талантами обладают все без исключения, то как найти в себе свой талант, как его развить?

О таланте как таковом

Итак, начнём с начала, «талант» — это… У древних греков талант – это высшая единица веса и монеты, измеряемая в золоте. Происхождение современного определение «таланта» уходит корнями в Новый Завет, в притчу о трёх рабах и трех монетах - «талантах», одна из которых была закопана, другая разменяна, а третья – приумножена. Оттуда и пошло крылатое выражение «зарыть талант в землю», но имеют в виду под этим не монету, а Божественное дарование. Словарь Брокгауза даёт следующее определение: талант - это высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области. Талантливый человек, соответственно, тот, кто обладает этими выдающимися способностями. А кто именно? В какой области? На ум сразу приходят имена знаменитых актеров, певцов и писателей, само собой. Но выделить кого-то одного попросту не удается. Трудно представить, например, современный Голливуд без таких актеров как Том Хэнкс, Анджелина Джоли, Брэд Питт, Эдвард Нортон, Кевин Спейси и без многих других. Кто из них талантливей? Каждый по-своему. Суть Вы улавливаете? Талант — это показатель одарённости, но не избранности, это то, что может отличать не только одного, а многих людей даже в пределах одной профессиональной области. А как насчет тех, кто не является представителями бомонда? Легко применять слово «талантливый» к тому, чьё имя на слуху, а лицо, извините за пошлость, на виду. Но ведь в обычной жизни мы тоже часто слышим и употребляем сами этот эпитет относительно вроде бы заурядных людей самых заурядных профессий. Чего далеко ходить за примером? Пока я пила свой кофе и размышляла о статье, за барной стойкой началось представление: бармен подкидывал бутылки, вытворял что-то невероятное с шейкером, поджигал, замораживал, заставлял коктейли извергать клубы белого плотного пара. И вроде бы, ничего тут такого. Многие бармены это умеют, есть мастера, которые в два счета заткнут его за пояс. Однако все посетители искренне и долго аплодировали пареньку, а женщина за соседним столиком восхищалась дольше остальных и в итоге резюмировала: «Талантливый мальчик». А ведь и правда, талантливый парень, и трюки тут, в общем-то, ни при чём. Его талант заключался в нём самом, а не в отработанных и выточенных навыках. Прежде всего, в обаянии и умении очаровывать, что он и продемонстрировал. Искренняя улыбка, адресованная всем и каждому в отдельности, приятельский, но сдержанный тон и сверхвнимательность. Даже во время трюков он умудрялся наливать кофе, не забывая положить маленькую зефирку на блюдце возле чашки и пожелать приятного вечера каждому новому гостю. Разве это не талант? Он самый. Это наблюдение натолкнуло меня на вполне логичный вывод. Можно разделить талантливых людей на две большие группы, которые, впрочем, отнюдь не исключают друг друга. Есть люди, которые своим упорством, совершенствованием навыков, трудолюбием развивают изначально заложенные в них задатки. И тогда получаются талантливые юристы, незаменимые экономисты, выдающиеся химики и физики-ядерщики, поражающие воображение дизайнеры, оскароносные актеры, певцы-грэммивцы и писатели-пулитцеровцы. А есть вторая категория, на мой взгляд, не менее значимая. В наше неоднозначное время особым талантом является умением оставаться порядочным, отзывчивым, справедливым, верным и добрым человеком, сталкиваясь при этом ежедневно с безнравственностью и дикостью. Даже быть приветливым и доброжелательным – уже какой-то отдельный талант. Воспитание в себе этих качеств требует не меньших усилий и труда, чем профессиональные навыки. Хорошо это или плохо, но быть сегодня настоящим сочувствующим человеком – это большой и редкий талант. Однако повторюсь, что одно не исключает другого. Талантливый юрист вполне может быть отзывчивым благодетелем, как и талантливый физик-ядерщик – верным другом. Так что же получается? Значит, талант – это не только врожденная одарённость, это то, что зависит целиком и полностью от нашего желания и упорства. Будь то беспрецедентная доброта к людям или писательское мастерство.

Талантливые детки

Но поговорим вот ещё о чём. Вы заметили, что последнее время на каналах всё больше появляется передач про талантливых детей? Гораздо больше, чем про взрослых. И это неспроста. Ученые уже давно доказали, что практически все дети потенциально обладают незаурядными способностями и имеют склонность к какому-либо виду деятельности, иногда к нескольким. Задача родителей – распознать и помочь развить эти способности. Ярко выраженными они становятся в возрасте 10-13 лет, однако есть детки, которые проявляют себя уже в очень раннем возрасте. Так, лично меня поразил малыш на одном из подобных шоу. В свои три года он уже имел второй разряд по шахматам! А другой мальчик нашёл свое призвание в изучении космоса. Он ориентировался среди звезд и планет так легко, будто изучал их много лет. Или девочка, ещё толком не научившись говорить, уже с легкостью называла столицы всех стран мира. О чём это говорит?
О том, что дети, действительно, проявляют себя довольно рано, и родителям нужно не упустить момент, чтобы помочь ребенку развить в себе эту жилку. Конечно, во многом, именно подобные передачи способствовали всплеску талантливых детей в стране, но это, наверное, даже плюс, так как вдохновленные чужим примером родители стали внимательней смотреть на своих собственных чад, прислушиваться к ним. Но, как было сказано, не все родители могут увидеть, и не каждый ребенок знает, чего хочет. Но это отнюдь не повод считать себя бездарным. Нужно пробовать, испытывать себя. Мы, взрослые, очень боимся казаться смешными, боимся быть осуждёнными, и поэтому не рискуем заглядывать в себя, искать там ту самую ниточку. Мы всегда думаем, что уже поздно. Но поздно – на том свете. Это я к чему. Нельзя бросать попытки найти себя, сколько бы Вам ни было лет, нельзя бояться открыть себя миру с новой стороны. Важно помнить, что человек изначально уже талантлив, нужно просто позволить таланту проявить себя, а затем не лениться работать на него в поте лица.

Итоги

Если резюмировать весь вышеизложенный поток мыслей, то получится примерно следующее.
1) Во всех людях заложен потенциал, уже изначально каждый из нас носит в себе зерно таланта.
2) Талант – это не только доведённые до совершенства навыки, просто быть человеком – тоже большой талант, как и быть дружелюбным или отзывчивым. Вы переживаете, что время идёт, а талант всё не проявляется? Критически взгляните на себя. Если окажется, что Вы добрый и отзывчивый человек, если Вы – душа компании, если к Вам идут за советом, и даже если Вы одеваетесь стильно и со вкусом без советов Эвелины Хромченко, то, поздравляю, Вы уже талантливый человек. Просто не в общепринятом смысле.
3) Научитесь «видеть» своих детей, в них живут великие ученые, астрономы, географы, спортсмены и балерины. И от взрослых во многом зависит, как быстро ребенок сможет проявить себя и начать расти и развиваться, совершенствуя свой талант.
4) Взрослые – это большие трусишки, которые боятся сделать лишний шаг или, не дай Бог, ошибиться. Но делать шаги нужно, прежде всего, внутрь себя. Там живет талантливый ребенок, который ждёт своего часа.
5) Лень губительна, как и страх. Поэтому, как бы ни было трудно, не отказывайтесь от своего дара, тот, кто умеет ждать, – всегда побеждает. Станет легче. И не ленитесь.
У Заболоцкого есть замечательное стихотворение «Не позволяй душе лениться…», мне оно помогает, возможно, поможет и Вам. Есть у таланта и наивысшая точка – это гениальность. Ей страдали такие великие люди как Джексон, Чаплин, Толстой, Менделеев и другие. Вы знаете, помимо самой гениальности, объединяет их и другая общая черта: они все мертвы. Не зря говорят, что гениальными становятся посмертно. Поэтому живите здесь и сейчас, ничего не бойтесь, прислушивайтесь к себе, заглядывайте вглубь, не зарывайте то, что дано Вам природой, и помните: «Людей без талантов не бывает».

Не зарывайте то, что дано Вам природой!

/ / / Кого можно назвать талантливым человеком?

Талант – это то, что дано человеку с рождения. Мы много раз слышали о талантливом писателе, актере или мыслителе. А что значит быть талантливым? Для меня талантливый человек – это тот, кто может словом или своим произведением убедить человека в чем-то, поменять мировоззрение, заставить задуматься. Творцы для меня – абсолютно талантливые люди. А могут ли быть ремесленники талантливыми? Возможно. Если им что-то легко дается, они могут с первого раза воплотить в жизнь задумку творца. Но если подумать, разве это талант? Дар свыше – придумать нечто новое, стать новатором. Есть ли в литературе образы талантливых людей?

«Моцарт и Сальери» - известная трагедия Пушкина, где противопоставляются талантливый Моцарт и ему завидующий Сальери. Сальери не может ничего придумать: он выбрал ремесло вместо искусства. Этот герой считает, что позорно быть ремесленником, ведь каждый может этому научиться. Даже слепой музыкант способен сыграть пьесы талантливого Моцарта, а труд простого ремесленника, получается, бесполезен. Сальери завидует Моцарту, его таланту, который незаслуженно был послан этому гению музыки. Пушкин показывает читателям, что искать природу таланта бессмысленно, ведь он дается Богом. Сальери поздно понимает, что невозможно стать талантливым, если убрать со своего пути настоящего гения. Дар нельзя получить через злодеяния.

В романе «Мастер и Маргарита» истинный талант есть . Булгаков и именует этого персонажа таким образом, чтобы не было сомнений в его даре. Роман, написанный Мастером, должен был стать бессмертным литературным произведением, но критики его осудили.

Во-первых, роман Мастера был написан не по заказу, а во-вторых, противоречил советской пропаганде. Люди, которые не имели таланта и даже не видели его в других писателях, просто завидовали одаренному Мастеру.

Истинный талант – это не рифмоплетство и не красивое складывание слов в предложения. Талант – это произведения, где есть скрытый смысл и мораль. К сожалению, критики в этом романе не привыкли этого видеть. Настоящими литераторами представляются здесь писатели, чьей главной задачей ставится посещение ресторана при МАССОЛИТе.

Талантливые люди похожи на Мастера и Моцарта. Они творят всей душой, не могут писать свои произведения по приказу и чьей-либо указке. Творчество и настоящее искусство – это не конвейер, а глубокая внутренняя работа над собой и над словом. Писать и сочинять ради денег – это унижение для талантливого человека, ведь гению важно признание и внимание. Считается, что «талантливый человек талантлив во всем». Я согласна с этим утверждением, потому что гении имеют такое чувственное восприятие мира, что могут творить прекрасное в любых сферах искусства.

См … Словарь синонимов

ТАЛАНТЛИВЫЙ, талантливая, талантливое; талантлив, талантлива, талантливо. Обладающий талантом, одаренный, даровитый. Талантливый певец. Талантливый поэт. Талантливый художник. Талантливая натура. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Даровитый. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ТАЛАНТЛИВЫЙ даровитый, способный человек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

ТАЛАНТЛИВЫЙ, ая, ое; ив. Обладающий талантом (в 1 знач.), проявляющий талант. Т. писатель. Талантливо (нареч.) сыграть роль. | сущ. талантливость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

талантливый - дьявольски талантливый жутко талантливый изумительно талантливый исключительно талантливый поразительно талантливый потрясающе талантливый страшно талантливый удивительно талантливый фантастически талантливый … Словарь русской идиоматики

Прил. 1. Обладающий талантом [талант I]; одаренный, даровитый. 2. Исполненный, выполненный с проявлением талант [талант I]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Талантливый, талантливая, талантливое, талантливые, талантливого, талантливой, талантливого, талантливых, талантливому, талантливой, талантливому, талантливым, талантливый, талантливую, талантливое, талантливые, талантливого, талантливую,… … Формы слов

Бездарный бесталанный неталантливый посредственный … Словарь антонимов

талантливый - тал антливый (одаренный) … Русский орфографический словарь

талантливый - … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Талантливый мистер Рипли , Хайсмит, Патриция. Том Рипли, молодой человек без определенных занятий, встречает богатого предпринимателя Герберта Гринлифа, который нанимает его для деликатного дела: нужно вернуть его сына Дикки из Италии,…
  • Талантливый мистер Рипли , Хайсмит П.. Том Рипли, молодой человек без определенных занятий, встречает богатого предпринимателя Герберта Гринлифа, который нанимает его для деликатного дела: нужно вернуть его сына Дикки из Италии,…

Тема урока: «Я талантливый ребёнок…»

Цель:

Поговорить о самоценности человеческого «я

Ход урока.

1. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем: Слайд № 1..

§ Что такое талант?

§ Каких людей мы называем талантливыми?

§ Можем ли мы себя назвать талантливыми людьми?

§ В чём может проявиться талант человека?

§ В чём можно достичь высот?

2. Вступительная беседа учителя.

· Чем человек отличается от других существ?

Речь отличает человека от других существ. Язык и общение отличает человека от всего живого

· Все мы очень разные. Вы слышали о том, что Дима Билан победил на конкурсе «Евровидения»?

Дима Билан талантливый человек? В чём?

Как он достиг победы?

· В телевизионной передаче «Звёзды на льду» фигуристы устанавливают рекорды. Эти люди талантливые?

В чём проявляется их талант?

· Можете ли вы назвать какие-либо рекорды?

· Какого человека можно назвать талантливым?

· Что такое талант?

3. Что такое талант? Слайд № 2.

Талант - выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.

Талантливый – обладающий талантом, проявляющий талант.

С. И. Ожегов. Словарь.

4. Запись в тетради.

Талант. Талантливый.

5. Портрет М. Ю Лермонтова.

§ Поэт,

§ Писатель,

§ Художник,

§ Музыкант.

Можно ли отнести всё это к одному человеку?

· Показать автопортрет. М.Ю Лермонтова

· Показать М.Ю Лермонтова в возрасте 4 лет.

(Только что умерла его мама. Бабушка заказала его портрет художнику, т. к. фото не делали).

· Что в руке у мальчика? (Лист бумаги и мелок).

· Это случайно? (Нет, мальчик очень любил рисовать.)

В его комнате бабушка попросила устлать пол куском материи, чтобы мальчик мог рисовать свои картины в большом виде. А когда Миша подрос, бабушка отдала его учиться художественному мастерству.

· Показать картину М.Ю Лермонтова «Вид Крестовой горы».

А ещё М.Ю Лермонтов был хорошим музыкантом, но его музыка не дошла до нас. Отлично играл на фортепиано, на скрипке, пел арии из опер.

Вот это и есть талант. И зарождается он в детские годы. Может проявиться во многом.

6. Поговорим о себе и о своих товарищах.

У кого какие таланты, в чём они проявляются? Выслушать детей.

Слайд № 3. «Где может проявиться талант человека?

§ В науке.

§ В спорте.

§ В живописи и рисовании.

§ В музыке и пении.

§ В моделировании.

На своей «ладошке»- рисунке закрашивают кружочки на пальчике карандашами разного цвета.

Что мы теперь имеем. У каждого из вас есть какой-то талант. А у кого-то их несколько.

7. Выступления и представление некоторых детей.

§ Награды за олимпиады имеют:

§ Аня Р. хорошо поёт.

§ Занимаются моделированием:

§ Таня С. прекрасно поёт и танцует.

§ Замечательно рисуют:

§ Задорно исполняют частушки:

§ Успехи в спорте имеют:

§ Владеют музыкальными инструментами

Наш класс – класс талантливых детей

8. « Как помочь таланту расти?» Слайд № 4 .

§ Много работать, трудиться, читать.

§ Талантливого человека нужно чаще хвалить

Тогда я прошу вас, ребята, вспомнить, когда и за что вы похвалили в последний раз другого человека, и как он на это реагировал?

9.. «Как вы понимаете это выражение «Зарыть талант в землю»

(дать заглохнуть таланту)

10.. « Талантливый человек – это…»

§ Способный;

§ Трудолюбивый;

§ Скромный;

§ Умный;

§ Интересный;

§ Любящий книгу и хорошо читающий;

§ Любознательный;

11. На своих страничках-ладошках записать те качества, которые есть у тебя.

Домашняя работа. Написать мини-сочинение на тему «Как я буду помогать расти моему таланту».

12. Скромность – сестра таланта.

Петя занял первое место в городе по шахматам. Когда он пришёл в класс, ребята попросили его рассказать, как он добился такого успеха. Петя отвечал очень коротко на вопросы друзей, но сам так ничего и не рассказал. «Зазнался!»,- подумали ребята, а некоторые даже обиделись.

А как бы вы поступили на месте Пети?

Какие правила надо выполнять, чтобы быть скромным:

§ Рассказывать о себе только самое необходимое;

§ Не хвалиться тем, что было и что будет;

§ Не говорить о себе хорошо, а о других плохо.

13. Подведение итогов занятия.

Тебе от Господа даны таланты,

Ты приумножь их, в землю не зарой.

Как это сделать, знаешь только сам ты,

Но честным должен быть тот способ твой.

И вот когда пред Господом явиться

Тебе придётся, чтоб долги отдать,

Сторицею твой труд вознаградится,

С тобою вечно будет благодать.

Инна Высоцкая.

14. Концерт детей.

Талантливость как качество личности – склонность проявлять природную одарённость и выдающиеся способности в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Учитель музыки говорит ученику: — Предупреждаю, если ты не будешь вести себя правильно, я скажу родителям, что у тебя талант.

Талант – это божественная энергия, стартовый капитал личности. Талант – это ответственность перед миром. Изначально слово «талант» обозначало золотые монеты. В библии описывается притча, как хозяин подарил трём своим рабам по одной монете — «таланту». Один закопал ее в землю, второй разменял, а третий приумножил. Отсюда появились выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Но затем это слово стали использовать в другом смысле – как божественный дар творить нечто новое, врожденное в человеке. М. Веллер пишет: «Талант – это перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к толпе и неистребимое стремление выделиться из нее так, чтобы она удивлялась и уважала. Нонконформизм, в общем, и способность делать что-то такое, чего большинство не может, или не хочет, или даже не понимает».

Один из главнейших уроков жизни – найти своё предназначение, найти ту сферу жизнедеятельности, где «изюминка» таланта проявится в полную силу. Кому-то предназначено быть талантливым артистом, кому-то талантливой матерью, а кому-то талантливым ветеринаром. Если они пойдут по другой дороге жизни, будет конфликтное существование, будет недовольство собой и работой, будет зависть к более успешным коллегам. С работой должна быть взаимная любовь, иначе каждый день превратится в тягостную муку. Талантливый человек, занятый своим любимым делом, идёт на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Словом, не нужно поддаваться уговорам играть на скрипке, когда у тебя получается стучать в барабан. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3.35: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

Мудрые слова. Ученые провели любопытное исследование, состоявшее в выяснении когда у людей наиболее часто происходят инфаркты и какова их основная причина. Выяснилось, что в девять утра в понедельник. Выжившим после инфаркта задавали вопрос, в чем, как они считают, основная причина их сердечного недуга. И вот что всплыло. Все они ненавидели свою работу и шли на нее, как на каторгу. Люди ежедневно со звонком будильника испытывали стресс, насиловали себя и, превозмогая свою нежелание, шли на нелюбимую работу. Вот поэтому следовать по чужому пути опасно. Надо искать своё предназначение.

Есть такая притча. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя тебя на место карандаша, хочу сказать тебе: всегда помни эти пять правил, никогда не забывай их, и ты станешь лучшим человеком, которым только можешь быть. Первое: ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил или сможешь «вырасти» из них. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: везде, где бы ты ни шел, ты должен оставить свой след.

«На свете немало людей, — писал испанский писатель Карлос Руис Сафон, — кто обладает способностями и желанием, и многие не добиваются ничего. Это только предпосылки к тому чтобы совершить что-то в жизни. Врожденный дар сродни силе атлета. Можно появиться на свет, обладая большими или меньшими способностями, однако человек не становится атлетом только лишь по той причине, что родился высоким, сильным или быстрым. Выдающимся спортсмена или художника делает упорный труд, совершенствование в своем ремесле и технические приемы. Природный ум - не более чем стратегический запас».

Всегда печально смотреть на нереализованный, «зарытый в землю» талант. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Занимаясь не своим делом, человек проходит мимо своего счастья, не открывает своё истинное Я. Чувство вины за не найденное или сознательно не принятое предназначение будет всю жизнь грызть его душу и отравлять существование. Как капитал переливается из одной отрасли хозяйства в более прибыльную отрасль, так и человек, поддавшись меркантильным соображениям, иногда начинает дрейфовать по жизни, сознательно забывая про свой талант. Итог: экзамен жизни не сдан, предназначение проигнорировано, личность потеряна, счастья однозначно не будет. Помните у Ричарда Баха: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» В некоторых странах существуют традиции, как определить талант ребенка. Например, в Индии перед младенцем раскладывают различные предметы — книги, деньги, оружие. К чему он поползет и начнет играть, то и будет сферой его деятельности в будущем.

Талантливость — неразлучница с трудолюбием и целеустремлённостью. Лень и малодушие — ржавчина для таланта, только в атмосфере постоянного, напряжённого и упорного труда, он превращается в реальную созидательную силу, только в приобретении навыков и опыта он раскрывает весь свой потенциал. Талант без трудолюбия подобен фейерверку — ослепительное мгновение и темнота. Если талантливость идёт по пути своего предназначения к своей цели, труд для нее превращается в осознанную необходимость, в работу души, в удовольствие. Поэтому, по большому счёту, наличие лености – свидетельство того, что человек занят не своим делом и, под влиянием чужих мнений и оценок, нерадиво относится к своему занятию. Например, окружающие в один голос твердят: «Ты талантливый врач», а ему опостылели пациенты и почему-то, в каждую свободную минуту он следит за биржевыми новостями и в тайне мечтает стать брокером.

Кто-то придумал утверждение: «Талантливый человек талантлив во всём». Далеко не во всём. Если нет предназначения, интереса, навыков и опыта – ничего не получится. Есть замечательное высказывание Франсуа де Ларошфуко: «Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен».

Талантливость ленива только там, где не её место, в своей любимой сфере о лени не может быть и речи, куда всё девается – глаза сияют, от работы за уши не оттащишь, трудоспособность сумасшедшая, человек даже не чувствует усталости. Как определить, твоё это занятие или навязанное обстоятельствами? Очень просто, это можно ощутить даже на физическом уровне. Если, оставив дело, начинаешь себя хуже чувствовать – это верный признак отклонения от призвания.

Талантливость – означает уйти от шаблонов и стереотипов, действовать принципиально по-новому, наиболее лучшим способом реализуя свои способности при любых обстоятельствах жизни. И. Е. Репину врачи запретят работать с красками, но и простым окурком он умудряется делать талантливые вещи. У Ф. М. Достоевского каждый приступ эпилепсии снижал его умственные способности, и он не помнил действующих лиц своих произведений. Несмотря на это, мастер с любовью создавал новые свои детища.

Талантливость – искренняя. В мире людских оценок для неё важно только одно – искренне или фальшиво, подлинно или поддельно. Сторонясь снобизма, талантливость вовсе не заботится о «хорошем» или «дурном» вкусе своих творений. Вкус для неё, как сказал Ролан Быков – «это когда мне вкусно». Талантливость чурается подражательства и копирования. Как говорил Дюрер ученикам, «остерегайтесь мысли создать что-либо более совершенное, чем произведение, созданное Богом». Не соревнуясь с Богом, талантливость испытывает интерес и любовь к тому, что видит. Это позволяет ей увидеть и оценить реальную красоту мира.

Есть замечательный афоризм поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливость – заповедная область, её нужно оберегать. Талантливым людям в жизни приходится тяжелее всего. Они всегда служат объектом нападок, зависти и злобы, они не защищены, открыты для всех и для всего. Бездарность трясёт от непохожести и непредсказуемости других. Талантливость проходит мимо жизненного успеха из-за слабой мотивации преуспеть, растолкать других, пробраться к кормушке жизни. Она увлечена своим делом и не оглядывается по сторонам, где жадные и беспринципные бездарности проявляют бешеную инициативу, захватывая «тёплые» места и ключевые посты. Пока талантливость самозабвенно в одиночку думает над решением какой-либо задачи, концентрируя всё своё внимание и потенциал разума над ее скорейшим разрешением, бездарности катастрофически быстро размножаются, создавая при этом какие-то группы, союзы, общества, партии. Талантливость пашет за десятерых, а одна бездарность способна уничтожить десятки талантов. А. П. Чехов точно подметил: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».

Петр Ковалев 2013 год