Женские образы в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие. История персонажа Несколько интересных сочинений

Повесть «А зори здесь тихие…» подарила советской литературе и кинематографу пять тонких чувственных женских образов. Абсолютно разные, трогательные и живые героини описаны . Действующие лица и их характеристики очень важны для повествования. Пять жизненных историй, соединившиеся страшными военными баталиями, оборвались на фронте. Трагедия каждой девушки и большое горе для страны, утратившей сотни тысяч людей, изображены в произведении, которое впоследствии было экранизировано.

История создания

Повесть была написана и опубликована в 1969 году. В основу сюжета «А зори здесь тихие…» легли реальные события. Автор узнал историю о подвиге семи солдат, противостоявших немецким диверсантам. Военные отстояли стратегически важную зону на Кировском железнодорожном полотне ценой своей жизни. Выжил только сержант. Судьба солдат вдохновила Бориса Васильева. В ходе работы над произведением автор понял, что ежедневный подвиг во время войны совершали и мужчины, и женщины, и сделал последних главными действующими лицами.

Писать о роли женщин в военное время в те годы было не принято. Их судьбы оставались в тени мужчин – защитников и героев. Сочинение Васильева стало открытием в советской послевоенной литературе и выделялось на фоне сочинений о войне. Писатель, комментируя свое сочинение, говорил, что важно в нем освещение инициативы советского человека, который вставал грудью на защиту родины не по приказу, а по собственному желанию. Если бы он описывал поведение мужчин – оно было бы типичным. Но женщинам это давалось труднее, и их героические поступки никто не брался описывать.


Главные герои повести "А зори здесь тихие..."

Героинями произведения стали Соня Гурвич, Галя Четвертак, и . Повесть послужила материалом для экранизаций. Ее использовали отечественные постановщики и представители заграничного кинематографа. Кинокартины со схожим сюжетом появились в Индии и Китае.

«А зори здесь тихие…»

В повести «А зори здесь тихие…» описаны пять женских образов – девушек разного происхождения, представительниц разных типажей. Их биографии разнятся, но героинь объединяют мечтательность, женственность, чувствительность, острое восприятие реальности.


Галя Четвертак была самой юной представительницей отряда. Ей было около 17-18 лет. Миниатюрная девушка была выходцем из детдома. Значение ее фамилии, придуманной работниками приюта, полностью оправдывается внешностью. Ребенком Галю оставили на попечение государства, не позаботившись о дальнейшей судьбе малышки. Будучи подкидышем, она не переставала верить в чудо. Богатая фантазия помогала девочке избегать суровой реальности.

Талант рассказывать сочиненные истории и придумывать небылицы решили направить в мирное русло, отправив Галю учиться в библиотечный техникум. До войны девушка училась. Будучи студенткой третьего курса, получила вызов на фронт. Поначалу Галю не хотели брать на службу из-за маленького роста и миниатюрного телосложения, но отчаянность девушки помогла добиться зачисления в зенитчицы. Ей хотелось привлечь к себе внимание и отличиться, поэтому о трусости не могло быть и речи. Она мечтала об общественном признании. В мирное время хотела бы сделать сольную карьеру, а на войне обязана стать героем.


Кадр из фильма "А зори здесь тихие" (2015)

Когда Галя пошла на фронт, пришло осознание, что война – это не романтическое приключение, а риск, приносящий смерть, борьба за выживание и постоянные испытания характера. В отряде ей пришлось строго следовать указаниям начальства и выполнять раздаваемые приказы. Но и здесь девушка не забыла о страсти к сочинительству. Она легко выдумала историю о себе, где фигурировала мать-медсестра, та, о которой она мечтала. Окружающие быстро поняли, что девушка не всегда правдива, но обманывать сослуживцев той не хотелось. Она просто мечтала о лучшей участи и жила в мире, который сама придумала и противопоставила суровым реалиям войны.

Пугающие обстоятельства позволили проверить стойкость Гали. Юная девушка – не из числа отважных, поэтому идти с ней на выполнение задания не спешили. Девушки понимали, что Галя окажется слабым звеном операции и случайно подставит. Рассеянность и пугливость девушки приводят ту к гибели. Это событие свидетельствует о том, что к войне готов не каждый. Какую бы храбрость ни проявляли люди в жизни, какими бы сильными ни казались себе в собственных мечтах, в условиях грозящей опасности мечтательность и фантазии неуместны.


Последние минуты жизни Гали Четвертак

Страх сломил Галю. Факт того, что погибла ее подруга Соня Гурвич, повлиял на нее, поселил в душе ужас. Боязнь и осознание того, что ей грозит подобная смерть, дезориентировали девушку. Галя потеряла бдительность и в смертельной перестрелке с фашистами, пытаясь уйти от опасности, попала под открытый огонь вражеских орудий. Мечтательную девушку смяла жестокая машина войны, не щадящая слабых и романтиков.

Экранизации

Первое киновоплощение повести стало легендарным, запечатлев исполнительниц ролей в образах их героинь на долгие годы. Сегодня зрителям сложно представить других артисток в ролях молодых советских зенитчиц. В картине , вышедшей в 1972 году, роль Гали Четвертак исполнила .


Вдохновленные произведением, зарубежные кинорежиссеры создали работы на его основе. В сотрудничестве с российской стороной китайский постановщик Мао Вэйнин снял сериал из 12 эпизодов «А зори здесь тихие…» в 2005 году. На роль Гали Четвертак пригласили Александру Теряеву.

Индийский режиссер С.П. Джананатхан снял приключенческий боевик по мотивам повести Васильева. Картина под названием «Доблесть» вышла в прокат в 2009 году.


Вновь поднял тему женского героизма на войне в 2015 году, создав киноленту « » по мотивам первой экранизации литературного произведения. Актриса сыграла Галю Четвертак в этом проекте. Режиссер подвергся критике за поверхностную интерпретацию произведения и эротические сцены, изображавшие героинь в бане.

Затряслась Четвертак:

Нет!.. Нет, нет, нет! Нельзя так! Вредно! У меня мама - медицинский работник

Хватит врать! - крикнула вдруг Осянина. - Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! Подкидыш ты, и нечего тут выдумывать!..

Заплакала Галя. Горько, обиженно - словно игрушку у ребенка сломали…

Ну зачем же так, ну зачем? - укоризненно сказала Женька и обняла Четвертак. - Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы, остервенеем…

Смолчала Осянина…

А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.

Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.

Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.

После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.

Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама.

Времени потеряли много, и Васков сильно нервничал. Важно было поскорее уйти отсюда, нащупать немцев, сесть им на хвост, а потом пусть дозорных находят. Тогда уже старшина над ними висеть будет, а не наоборот. Висеть, дергать, направлять, куда надо, и… ждать. Ждать, когда наши подойдут, когда облава начнется.

Но… провозились: Соню хоронили, Четвертак уговаривали, - время шло. Федот Евграфыч пока автоматы проверил, винтовки лишние - Бричкиной и Гурвич - в укромное место упрятал, патроны поровну поделил. Спросил у Осяниной:

Из автомата стреляла когда?

Из нашего только.

Ну, держи фрицевский. Освоишь, мыслю я. - Показал ей, как управляться, предупредил: - Длинно не стреляй: вверх задирает. Коротко жаль.

Тронулись, слава тебе… Он впереди шел, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала. Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. Чудом, как в сказке.

Счастье, что старшина первым их увидел. Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь шагов - кончилась бы на этом вся их служба. В две бы хороших очереди кончилась.

Но семь этих шагов были с его стороны, сделаны, и потому все наоборот получилось. И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

В уставе бой такой встречным называется. А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. А еще думал, где бойцы его: попрятались, залегли или разбежались?

Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти что не видел ничего: слезы ручьем текли. И утереться времени не было.

Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись. Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - все тогда. Хана.

Но не сунулись диверсанты. Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено водкой поить.

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать, - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась. А Женька быстро опомнилась: била в белый свет, как в копейку. Попала - не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда.

Два автомата да одна трехлинеечка - всего-то огня было, а немцы не выдержали. Не потому, конечно, что испугались, - неясность была. И, постреляв маленько, откатились. Без огневого прикрытия, без заслона, просто откатились. В леса, как потом выяснилось.

Враз смолк огонь, только Комелькова еще стреляла, телом вздрагивая при отдаче. Добила обойму, остановилась. Глянула на Васкова, будто вынырнув.

Все, - вздохнул Васков.

Тишина могильная стояла, аж звон в ушах. Порохом воняло, пылью каменной, гарью. Старшина лицо отер - ладони в крови стали: посекло осколками.

Задело вас? - шепотом спросила Осянина.

Галя Четвертак. Галя была сиротой, жила в детдоме. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Девушка не сдавалась, и в конце концов её определили в зенитчицы. автор проекта: Сенькина Виктория, 7б класс МОУ-СОШ №1.

Слайд 11 из презентации «А зори здесь тихие» . Размер архива с презентацией 252 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«В.Г.Распутин» - Урок литературы в 7 б классе на тему: «Урок Мужества и Доброты по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. Дом, в котором родился В.Г. Распутин. Распутин с женой Светланой Ивановной и дочерью Марией. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. - Почему Вадик и Птаха избили героя? - А вы, ребята, встречали в своей жизни таких людей? Что затронуло вашу душу? - О каком времени пишет писатель?

«Автобиография Носова» - И. Баскевич. Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла». Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленные мамы с колясками неизвестный. « Если ты слеп, если душа твоя глуха…». В каких войсках воевал Е.Носов? Оценка творчества Е.Носова. Е. Носов? В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война? Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. Герои рассказа « Кукла». «На фронте мне выпала тяжкая доля…».

«Пушкин великий поэт» - Александру больше нравилось играть, чем учиться. Почти лето. Прямые улицы, шпиль Адмиралтейства, дворцы! Торжественное открытие Лицея в Царском Селе состоялось 19 октября. Пушкин был крупный и неповоротливый. Просто поэма вышла живая, с юмором. Чуть полегчало. Первые опыты были на французском, так - короткие пьески. Последние месяцы перед выпуском Пушкину не терпелось расстаться с Лицеем.

«Викторина по Некрасову» - Выполнили учащиеся 7 класса МБОУ «Междуреченская ООШ». А) на Лене Б) на Неве В) на Волге Г) на Урале. 3. В какой гимназии обучался Некрасов? 2. Отец поэта был.. А) художником Б) военным В) служащим Г) писателем. Викторина «Биография Н. А. Некрасова». А) В Ярославской Б) В Московской В) в Казанской Г) в Петербургской. 1. На какой реке прошло детство Н.А. Некрасова?

«Литература в Древней Руси» - Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях. Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. Владимир Мономах 1053-1125. Владимир I Святославович 956 (?) - 1015. 1) переводные; Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Берестяная грамота. 3. Жанры древнерусской литературы. 3. Хождение. 3. Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор? Богоматерь.

«Житие Александра Невского» - Эпизод боя. Повторение и углубление понятия о жанре жития. В.М. Назарук «Ледовое побоище» 1982 год. Жития пишутся по особым правилам (канонам). Новгородское вече решило обратиться за помощью к князю Александру Невскому. Ледовое побоище. П. Д. Корин «Александр Невский». Какими еще способами автор подчеркивает избранность князя Александра?

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2353.

Борис Васильев в повести создал пять разных, но потрясающих, женских образов. Среди них есть представители деревни и интеллигенции, реалистки и мечтательницы, смелые и робкие девушки.

Галя Четвертак – самая маленькая героиня, ей не больше 17-18 лет. Внешне она тоже была самой маленькой. Через ее маленький рост ей и дали фамилию Четвертак. Выросла девушка в детдоме, потому что в младенчестве ее туда подкинули. Так подкидышем она и выросла. Но признавать такую свою судьбу она не хотела, поэтому боролась с реальностью умением сочинять. От этого ее таланта выдумывать разные правдоподобные истории уже настрадались многие и поэтому при первом случае ее отправили учиться в библиотечный техникум.

Когда она была на третьем курсе, началась война. Всю ее группу призвали на фронт, а ее брать не хотели, потому что ни по росту, ни по возрасту она не подходила. Однако для наивной мечтательной девочки война казалась чем-то романтичным, и она различными уловками добилась того, что и ее записали в зенитчицы. Галя думала, что теперь сможет себя проявить, поэтому очень хотела выделиться, сделать так, чтобы ее заметили. Ведь еще с детства она мечтала о всеобщем признании. Но тогда это были мечты о сольной карьере, а теперь она мечтала о военных подвигах.

Очень быстро к Гале пришло осознание, что война – это не романтические приключения, а ужасающая реальность, где нужно точно выполнять указания и рисковать собственной жизнью.

Попав в отряд к Васкову, Галя все так же врала, сочиняя истории о своей жизни. Выдумала она и мать-медсестру. Из-за этого другим бойцам было сложно воспринимать ее всерьез. Но на самом деле Галя не хотела никого обманывать, ведь она сама хотела верить в свои выдумки, она словно больше жила в своем выдуманном мире, чем в реальном. И от этого эта действительность пугала героиню еще больше. В отряде все знали ее, как трусишку. Поэтому идти на задание вместе с Четвертак они не спешили, ведь ненадежный боец может подставить других. вынужден приноравливаться к походке маленькой Четвертак, идти не спеша. И это было опасно для всех.

Из-за своей пугливости и растерянности Галя и гибнет во время перестрелки с немцами. Она выбежала прямо на них в самый неподходящий момент и от страха закричала. О чем хочет нам сказать автор? Возможно, что не место на войне таким робким и романтичным личностям. Ведь война сурова и не щадит их.

Галя была подавлена еще и тем, что погибла ее подруга Соня Гурвич. Поэтому уже не могла романтично смотреть на военные события. В ее душе поселился страх. Осознание того, что и ее ждет та же участь, возможно, и подвело Галю. Она потеряла бдительность и не сумела мыслить рационально. Поэтому в надежде просто убежать от кошмара, вылетела прямо на врага и погибла от пули. А возможно она и выбежала для того, чтобы быстрее закончить эту ужасную реальность доля себя.

Галя Четвертак – это образ обделенной вниманием мечтательной девушки, которую уничтожила война.