Знаменитые сваны. Значение слова сваны. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Что-то я совсем переехала на фэйсбук.

Если меня еще кто-то там не нашел, ищем по имени Ksenia Svaneti Parjiani

Но не в этом дело.

Сейчас я активно зазываю людей к нам в Сванетию кататься на лыжах. Много где публикую информацию, иногда даже через чур. Чувствую себя спамером. Ну да ладно. Дело опять же не в этом.

На одном из форумов люди стали обсуждать чем же может быть привлекательна лыжная Сванетия.
Сравнивать ее с Альпами просто смешно, ну хотя бы с Гудаури. Но даже с Гудаури как-то не сравнивается.
Люди высказывали свои позиции почему они бы поехали кататься в Сванетию.
И тут конечно у многих на первое место выходило то, что Сванетия это уникальный край в котором живет народ с древнейшей культурой, где до сих пор не забыты традиции и сохраняется уклад жизни, принятый много веков назад. Мудрые, гордые, справедливые горцы. Так оно и бывает, здесь действительно много таких людей у которых можно учится мудрости, выдержке, вере и многим другим вещам, о которых иногда в современном мире просто забываешь.
Но надо понимать, что здесь не все такие. И если едешь как турист, живешь в гостинице или гостевом доме (самая распространенная сейчас форма в размещения в Сванетии) можешь столкнутся совсем с разным отношением. И, конечны, люди живущие здесь не идеальны.

Может быть мне не стоило выносить это за пределы того форума, но мой блог призван рассказывать о жизни в Сванетии. И если рассказывать только истории и легенды о горных сванах информацию это никак нельзя назвать полной.
Расскажу об обычных ситуациях возникающих здесь и расскажу как сделать, чтобы именно в вашем путешествии было их меньше.

Менталитет

сваны сильно отличаются от остальных народов Кавказа, как в прочем все народы Кавказа имеют значительные внешние и характерные отличия.
Сами грузины за глаза называют сванов "разбойниками" и рассказывают истории о том как с давних лет и до недавнего времени в те земли опасно было заезжать - ограбления (в первую очередь туристов) бывали на регулярной основе. В последние годы Саакашвили правда навел там железный порядок, и полиция действительно защищает туристов, бандитизм выведен почти что полностью. Тем ни менее, когда переезжаешь из других регионов в Сванетию то понимаешь что сваны действительно "дикие"."

Я бы назвала их не дикими, а темпераментными. Здесь людям требуется гораздо меньше времени, чтобы закипеть. А известная всем манера сванов говорить громко и активно жестикулируя многих действительно очень пугает и настораживает. Но редко можно встреть, чтобы эта темпераментность переросла в агрессию или бычарство, по типу, "ты че на меня вылупился?!"
Причем манера эта схватывается очень быстро, через пару дней, туристы пообщавшиеся со сванами, начинают тоже громко говорить)))

Обычный сван:
- любит чачу (ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЧАЧУ);
- гостепреимен (особенно после нескольких порций чачи, настолько гостепреимен, что чуть ли не силой затаскивает к себе в гости и пытается напоить любимой чачей). Вот только оказавшись у свана дома понимаешь что это было за "гостеприимство" - что для него ты есть очередной дикий баран, которого завели в стойло, и теперь будут активно стричь и агрессивно отстаивать от других "загонщиков", которые так и норовят тоже отстричь от вас деньжат;
- корыстен (если есть возможность нажится на окружающих - выдоит до последней копейки. Если вы у него остановились - обязаны оплачивать все и вся, причем только ему эксклюзивно)

Нужно признать, что такое в Сванетии происходит. Сваны многие очень любят выпить. Ну а выпивший человек будь он сван, будь он англичанин может вести себя неадекватно. Но у нас были непьющие туристы и не раз и сваны оставляли их в покое, не заставляя пить против воли. Как говорил наш гид своей группе: "Пьяный сван - плохой человек". Это правило стоит действительно запомнить и стараться избегать контактов. Мне кажется сделать это довольно не сложно. Тут нет такого быдла (по крайней мере я не видела за 5 лет), которое бы лезло наражен. По поводу того, что сванам только и надо что состричь с вас деньги. И когда они называют вам низкую цену, а в конце берут в два раза выше - это да. Такое тоже часто стало практиковаться. Выход простой. Пользуйтесь рекомендациями, благо таких много в интернете, приезжайте к знакомым или проверенным людям, пользуйтесь услугами тур-оператором, такие как Лиле-тур по Сванетии. В погоне за экономией, многие тратят гораздо больше. Я не говорю, что экономия это плохо, иногда стоит поторговаться даже, но нужно понимать, что люди здесь сейчас живут только туризмом, потому и хотят получать от этого больше денег, иногда не честными способами, к сожалению.

Обычный сван не любит соседей (все сваны при видимой дружбе на самом деле в непрерывном и жестком противостоянии. Практически до мордобития и прочих мафиозных разборок). Знаменитые сванские башни - как раз вынужденная мера выживания в мире, когда каждый сосед соседу враг и у кого башня выше - тот и стреляет из лука по соседям.

Это замечание очень близко к реальности. Почему-то в Сванетии сейчас самые серьезные конфликты возникают именно между соседями. Скажу вам честно, каких-то 50 лет назад такого не было. Люди жили более мирно. Конфликты могли вспыхивать, но основания у них были другие. И башни, как вы понимаете никак не спасали от конфликтов, учитывая тот факт, что соседи - это всегда члены одного клана, одной семьи. Но что поделать, научаемся мы так жить, часто не доверяя самым близким. А в Местиа еще и конкуренция. Все спешат вырвать друг у друга туриста. Потому хорошо бы если рынок немного улегся и стал стабильный, чтобы народ заказывал жилье заранее, многих конфликтов можно было бы избежать. А так да. в Местиа часто даже мордобои бывают между местными. Но, кстати, и не только в Местиа. Мне гости рассказывали, как два таксиста на их глазах начали бить морды друг другу кто поедет. И в итоге все решилось при помощи цены. Один хотел 5 лари, другой согласился на 4 лари.

Еда.
Местные магазины весьма скудны продуктами (замороженные сосиски, вермишель и консервы... пожалуй и все. Back to the USSR), да и готовить на своей кухне вам сваны не дадут - пожалуйста кушайте местную кухню втридорога. Да и ту будут готовить из тушонки и прочих дешевых продуктов. Продукты сваны обычно сами себе возят, так что повторяю - на магазины не рассчитывайте. Про вкуснейшую настоящую грузинскую кухню - это Вам точно не в Сванетию. В Сванетии вкусно только одно - сванская соль. Нет в Сванетии кухни - до нормального магазина (в Зугдиди) 6 часов по горной дороге. Так что исторически там кухня скудная и незамысловатая.

Были у меня тут гости из Украины недавно, все спрашивали какая еда, да сколько, а не будем ли мы голодными. Я все удивлялась, откуда такие вопросы. Когда они приехали, они мне объяснили, что отдыхали в прошлом году в Гудаури и не встретили там того самого Грузинского стола, который ломится от яств. Я говорю им, но не может же быть застолье каждый день. А они отвечают, а мы готовы были платить хорошие деньги за это, но нам никто не мог предложить. К слову едой в нашем доме они остались более чем довольны. Таки да, в Местиа часто в домах кормят туристов чем по-проще, чем по-дешевле. Ну а что делать. Турист не соразмеряет что чтобы кормили хорошо, это не может стоить дешево. Сельское хозяйство в Сванетии сейчас в упадке. Свиней почти никто не содержит, за 3 года уже раз пять поголовье побил грипп. А так как они все на свободном выгуле, распространяется болезнь мгновенно. Чтобы содержать мясо-молочное хозяйство надо много сена. Сено надо заготовить, а заготавливать некоему, все туризмом заняты. Еле-еле справляется народ, чтобы прокормить себя. А вообще все завозиться из Тбилиси, Кутаиси, Зугдиди. Всегда дороже и не всегда свежее и вкуснее. Так что опять же большим плюсом будут рекомендации и отзывы гостей ну и разумность с выборе.
Что я хочу сказать еще, Сванетия это прекрасный регион. И не смотря на возможные минусы знакомство с ним принесет вам массу положительных впечатлений и эмоций. Если вы читаете мой блог, не обходите стороной. Я очень многим помогла увидеть Сванетию без всех указанных минусов. С очень многими мы стали друзьями. Возможно, я предлагаю не самый дешевый вариант. В нашей базе нет домов, принимающих за 35 лари с двухразовым питанием. Но их потому и нет, что я могу дать голову на отсечение везде, где мы вас поселим, вам будут рады как старым добрым друзьям, от еды будет ломится стол и вы увидите тех самых мудрых и спокойных сванов, о которых так много написано.
Люблю вас, друзья мои!

Один из самых высокогорных и труднодоступных районов Грузии - Сванетия. Первый самолет там увидели в середине прошлого века, а первая современная дорога была построена четыре года назад. За что уважают сванов и почему их боятся - разбирался Кирилл Михайлов.


Сваны - маленький горный народ, который живет на южных склонах Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. По сложившейся в советское время традиции сванов относят к грузинам, хотя они говорят на своем языке, который составляет самостоятельную ветвь в картвельской языковой семье.


Предположительно, картвельская языковая семья распалась на грузинско-занскую и сванскую ветви на рубеже IV и III тысячелетий до Р. Х., так что у сванов есть основания утверждать, что они - отдельный народ, хотя все сваны говорят по-грузински, а родной язык остается языком бытового общения. По разным оценкам на территории Грузии сейчас проживают 30-35 тыс. сванов.


История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары (конец XII - начало XIII века), хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря нескольким важным факторам - общая христианская вера, общая письменность, - культура сванов в значительной степени сформирована грузинской культурой и составляет ее часть. При этом маленький горный народ, живущий в относительной изоляции, сохранил в отличие от грузин родовой строй, что до сих пор определяет национальный характер.

Вот как в №4 «Исторического вестника» за 1885 год описывает сванов Корнилий Бороздин, служивший чиновником в Тифлисской губернии в середине XIX века: «Рослые, мускулистые, с типом, напоминающим наших хохлов, они были одеты в светлые чохи (верхняя мужская одежда из сукна, напоминающая черкеску. - прим.


ред.), на густых волосах, остриженных в скобку, вместо шапок наложены были какие-томаленькие кружки из сукна, подвязанные шнурками под выбритые подбородки; такой головной убор служил в то же время и пращею, из которой сванеты с необыкновенной ловкостью бросают камни. Обувь, напоминающая древние сандалии, состояла из кожаных (калабанов) башмаков шерстью кверху, перевязанных ремешками».

Кровная месть

Кровная месть для сванов давно стала традицией - фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное - это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединенной Европе придется забыть.


Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию: «Знакомясь все более и более с Вольными сванетами(Вольная Сванетия - одна из частей Сванетии - прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность…»


На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмерзшие в лед тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы - коммунистов.


Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьезных потерях, нанесенных сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах.

Сванские башни

Один из самых известных символов Сванетии - сванские башни. Большинство их них построены несколько столетий назад по одному архитектурному плану: высота до 25 метров, основание 5 на 5 метров, четыре или пять этажей с деревянными перекрытиями, на каждом этаже одно узкое окно, обращенное, как правило, на юг, на верхнем этаже несколько окон, но все они не приспособлены для стрельбы из лука или из огнестрельного оружия. До сих пор ведутся споры о назначении сванских башен: то ли это боевые или дозорные сооружения, то ли хозяйственные, но уж точно не жилые. Чтобы представить себе, как жили сваны еще полтора столетия назад, обратимся опять к воспоминаниям Корнилия Бороздина: «Представьте себе людей, числом не более трех тысяч, поселившихся в местности, имеющей вид ящика, открытого только три месяца в году, а в остальные девять месяцев запертого герметически. Почва тут не родит ничего, кроме ржи, иногда и не доспевающей, из которой гонят вонючую водку (араки), да в течение трех месяцев горы покрываются травой, которой в это время может питаться баранта (стадо баранов и овец. - К. М.) и скотина и затем, кроме незначительного количества меду, дичи, лисиц, маленьких зверков, нет ничего, - буквально ничего.

Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счет соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».


Судя по условиям, в которых жили сваны, башни были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения.

, мегрелы , лазы

Сва́ны (самоназвание ლუშნუ, груз. სვანები ) - народность сванской группы картвельской языковой семьи . Самоназвание «lushnu» , ед. «mushwan». Говорят на сванском языке , входящем в отдельную от грузинской ветви северную ветвь картвельской языковой семьи . До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года) , но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин . Кроме своего родного языка , все сваны владеют грузинским языком . Сванские фамилии имеют окончание «ани».

Расселение

Территория расселения сванов - Сванетия - один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) - в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии соответственно), на западе - с Абхазией , с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии . На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту , по ту сторону которого находятся Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария .

На основании исторических, фольклорных и топонимических сведений некоторые учёные полагают, что в определённый период (XVII-XVIII вв.) сваны обитали и по другую сторону Кавказского хребта, в районе Приэльбрусья .

Язык

Быт и культура

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии.

Сванские праздники

Известные представители

  • Лейла Мушкудиани

Напишите отзыв о статье "Сваны"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сваны

– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
– Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
– И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
– Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
– Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.

Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа - лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».

Где живут

Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.

Сванетия - самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:

  1. Земо-Сванети (Верхняя Сванетия), располагается в ущелье реки Ингури, на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря;
  2. Квемо-Сванети (Нижняя Сванетия), расположена в ущелье реки Цхенисцкали, на высоте 600-1500 метров над уровнем моря.

В Сванетии нет городов, административная столица области - поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.

Численность

По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.

Язык

Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:

  1. верхние - нижнебальский и верхнебальский;
  2. нижние - лентехский, лашский.

Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.

В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.

Еда

Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу - мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони - кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.

Чрезвычайно популярна сванская соль - столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.

Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.


Религия

Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны - православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.

Внешность

Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них - это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.

Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.

Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом - накидки из красного холста.


Жизнь

Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.

С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них - это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа - это вид спорта, а охота - важная хозяйственная деятельность.

Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.

В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.


Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.


Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.


Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье - это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.


Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело - воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.