Анализ НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность. Рисование. Анализ изобразительной деятельности "разноцветные шары"

Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.

Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:

По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.

По участию – индивидуальный, групповой анализ.

Дать ответы на вопросы:

1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.

2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.

3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?

4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?

Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.

Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:

Оценка детских рисунков учителем (монолог);

Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);

Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.

При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.

2. Определить методы оценки детского рисунка.

3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.

4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.

5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.

1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.

Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.

2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).

Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.

Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).

В методических разработках должны быть представлены:

1. Упражнения и наглядные пособия.

2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.

Методические разработки выполняются на формате А-3.

Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.

Вопросы для самоконтроля:

1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.

2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.

IV курс, 7-й семестр

1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”

Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.

Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.

Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.

Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.

Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.

Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).

На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.


Похожая информация.


Алёна Кочкина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, ресницы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Имеются все части матрешки, отмечен рисунок.

3. Строение предмета: все части расположены верно, каждая часть находиться на своём месте.

4. Передача пропорций предмета в изображении точная.

5. Композиция имеет верное изображение, построение на листе точное (не вытянутое и не скученное), имеется пропорциональность всех частей построения, а также симметричность частей. Изображение увеличенное: такое как отмечено на образце, расположено по всему листу.

6. Передача движений не имеется – этого не требовалось.

7. Цвет композиции передан не совсем точный, но преобладают реальные краски предметов, в изображении преобладают насыщенные яркие цвета, имеется многоцветная раскраска частей и предметов изображения; преобладание 3 основных цвета и имеются дополнительные.

8. Характер линий сильный, энергичный; линия слитная, ясная, хорошо видна. Раскраска крупными штрихами, однако, закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9. Использованные следующие материалы для создания изображения: простой карандаш, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 4 +! Моя помощь заключалось в объяснении, советах, похвале! Алёна обращалась ко мне с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, глаза и руку. Самостоятельно дополнила к изображению ресницы, а также сделала фон на листе.

11. Алёна выполняла работу с удовольствием, желанием, интересом. Аккуратно прорисовывала части лица. Очень любит рисовать, с интересом воспринимает любой тип задания. В конце работы оценивает свой результат и результаты других ребят. Радуется своему творению и возникает желание показать свою композицию маме. Бурно обсуждает работы других ребят и старается найти минусы у них в работе.

12. Специфических средств выразительности для создания образца не использовала, так как не требовалось.

13. Девочка работу выполнила творчески, внесла в изображение ресницы, фон. Стремиться выполнить работу красиво, является лидером среди сверстников. Я была довольна выполненной работой.

Варя Хохрина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, каждая часть на своем месте отведенном.

4. Передача пропорций в изображении соблюдена: верно, точно, правильно.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень глаз и брови), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6.

7. В изображении преобладают насыщенные яркие цвета, присутствует многоцветная раскраска; преобладают 4 основные цвета и дополнительные. Передача реальной краски предмета не совсем точна, захотела свои цвета применить для рисования одежды матрешки, а всё другое верно передано.

8. Характер линий: нажим видный, линия слитная. Раскраска крупными штрихами, регулирует силу нажима, однако выходит за линии контура. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9.

10. Уровень самостоятельности оценен на 4. Моя помощь требовалась в советах, похвале, объяснении. Варя обратилась с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, платок, губы.

11. Свою работу Варя выполняла с желанием и интересом. С радостью рисовала цветы на сарафане. К изобразительной деятельности проявляет глубокий интерес, потому что была увлечена работой и внимательно слушала моё объяснение, любит рисовать, лепить. Особенно предпочитает предметное и сюжетное рисование, говорит нравиться фантазировать и легче изобразить. Даёт оценку своей работы и сравнивает с другими, обсуждает с ребятами результаты деятельности.

12.

13. Девочка творческая, инициативная, внимательная, но ничего нового не внесла в изображение, стремиться выполнить красиво.

Альбина Вычегжанина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое, но не достаточно разнообразное, так как верх сарафана и рубашка не имеют узор.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, допущена неточность (щеки ниже уровня).

4. Передача пропорций в изображении соблюдена практически верно, только щеки опущены к губам.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень щёк), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6. Передача движений не имеется – не требовалось этого.

7. В изображении преобладают яркие, но не достаточно насыщенные цвета, преобладают 2 основных цвета и дополнительные, платок и рубашка сливаются, нарисованы одним цветом – допущена ошибка. Передача в основном реального цвета. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

8. Характер линий: нажим средний, линия слитная. Раскрашивает в пределах контура, аккуратно, в одном направлении, штрихи крупные.

9. Материалы, использованные для создания изображения: карандаш простой, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 5! Альбина всю работу выполнила самостоятельно, только нуждалась в похвале, не значительные советы.

11. Альбина выполняла свою работу с интересом и желанием, только была тороплива. Любит рисовать, свою работу и других ребят всегда оценивает, предпочитает сюжетное рисование, очень радуется, когда всё у неё получается, любит похвалу.

12. Специфических средств выразительности не использовала, не требовалось.

13. Девочка творческая, однако, любит рисовать только то, что нравится ей и, тогда проникается работой, что успешно получается. Не было стремление более полно выразить задуманное.

Вывод: исходя,из данных работ можно подвести итог, что продуктивные умения детей соответствуют возрасту. Дети справились с данной работой хорошо, выполнили работу до конца, отметили все части изображения, соблюдали пропорциональность частей и неплохо справились с симметричностью.

Рекомендации для родителей: нужно как можно чаще заниматься с детьми продуктивными видами деятельности, потому что дети становятся инициативными, раскрепощенными, усидчивыми, любознательными. Как можно чаще хвалить ребят и находить плюсы в работе, но тактично указывать на минусы, каждую работу превращать в игру и не боятся допущенных ими ошибок, давать больше самостоятельности.

Рекомендации для воспитателя: мне как показалось, что немногие дети любят рисовать декоративно – прикладное искусство, нужно находить новые подходы для рисования декоративного искусства, использовать новые приемы, методы, находить «изюминку» в этой деятельности, чтобы вызвать огромный и глубокий интерес к данному виду деятельности.

Задание № 9

Анализ занятия по художественной обработке материалов (ручной труд) в средней группе: « Кровать для куклы Кати».

1. Ребята будут изготавливать кровать для куклы из спичечных коробков, картона, кусочков ткани.

2. Правильно составлена организация места для трудовой деятельности детей и воспитателя. Детям заранее был разложен раздаточный материал и оборудование, проведен инструктаж о правилах пользования остро – колющих предметов, беседа о правилах поведения на занятиях ручного труда, помещение проветрено.

3. У детей наблюдался положительный настрой на художественный ручной труд, был заметен интерес к предстоящей деятельности. Были созданы такие приемы для благоприятного настроя, как сюрпризный момент (появление гости – куклы Кати), предварительная работа (отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций), беседа на тему «Мебель», игра «Что из мебели есть в нашей группе» и сюжетно – ролевая игра: «Дочки – матери».

4. Отношение к ручному труду было вызвано: интересом сделать самую красивую кровать для куклы и, чтобы она выбрала её.

5. Желание детей трудиться было вызвано проблемной ситуацией: как можно быстрее построить кукле кровать.

6. Приемы обучения способам действий и методика решения задач воспитания и развития:

а) в первой части были определены задачи в соответствии с возрастом, подобрано оборудование, проведена предварительная работа, создана мотивация на предстоящую деятельность.

б) в ходе руководства деятельностью детей для выполнения программных задач был представлен образец, давались в ходе работы объяснения, советы, оказывалась помощь ребятам, которые испытывали трудности, осуществлялся показ действий и был создан алгоритм последовательности действий.

в) в конце занятия давался анализ каждой работы, похвала и введены критерии оценки для каждой работы: самая красивая кровать, самая оригинальная, яркая, высокая, замечательная, удобная и. т. д.

7. Форма организации труда: фронтальная. В процессе трудовой деятельности преобладала благоприятная, позитивная, коллективная, дружеская атмосфера. Дети оказывали друг другу помощь, подбадривали, конфликтов не возникло, были внимательны.

8. Кроватки получились разнообразные, замечательные, яркие. Для каждой работы был присвоен свой титул: самая красивая кровать, яркая и тому подобное. Присутствовали все детали мебели, атрибуты: спинки, ножки, матрац, подушка, одеяло.

Задание № 10

Тема: Подарок для мамы: « Игольница – подснежник».

Возрастная группа: подготовительная.

Место в режиме дня: вторая половина.

Форма организации: подгрупповая (3 человека).

Цель: -учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. - закреплять умения детей вырезать лепестки из геометрических фигур (прямоугольник, квадрат); - учить, правильно располагать детали на поделке; - закреплять умение подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей; - продолжать учить детей выполнять инструкцию, проговаривая её последовательность; - воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками; - прививать навыки культуры поведения и культуры общения между людьми.

Оборудование: образец игольницы, диск, бумага разной геометрической формы, размера и разного цвета, поролон (губка, тесьма, лента для петельки, ножницы, карандаш, кисти, клей, салфетки, клеёнка, шаблон круга, конверт с письмом.

Приемы мотивации детей: художественное слово, сюрпризный момент (сундучок и письмо).

Приемы обучения умениям: показ воспитателя, показ действий ребёнком, индивидуальная работа с детьми во время изготовления поделок, объяснения.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, вручение мамам подарков.

Ход работы:Я: Сегодня, когда я пришла в сад, у самых дверей нашла сундучок. Хотите посмотреть что здесь? (открываю сундучок). - О здесь интересные вещи, а сверху письмо. Посмотрим, что за письмо (рассматриваем конверт). - На конверте адрес: п. Нагорск, детский сад №4, группа "Светлячок". Обратный адрес: Волшебная страна, Фея Добрых дел. - Прочитаем, что нам Фея написала: дорогие ребята, к сожалению, не застала вас в саду. Моя карета прибыла в Нагорск только в полночь, когда вы уже спали. Я не могу вас увидеть, но оставляю вам волшебный сундучок с подарками и заданиями. Постарайтесь выполнить все задания. Если вы выполните всё, то сами будете добрее и красивее, и мир вокруг вас тоже будет добрее. Не спешите смотреть все сразу, выполняйте всё последовательно. Основное задание на самом дне сундучка. А я постараюсь к вам заехать в следующий раз… С наилучшими пожеланиями, Фея добрых дел… Я: Вернемся к нашему сундучку. Так, здесь карточка с загадками. (достаю карточку с заданиями). Надо отгадать загадки: 1. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла. (Весна ) 2. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц. (Март ) 3. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (Подснежник ) 4. В этот светлый день весны дарят женщинам цветы. А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 марта ). (Дети отгадывают)Я: - Вот и добрались до последней вещи в сундучке. Это поделка в виде подснежника. Я: - Ребята, сможем мы порадовать наших мам подарками? Давайте сделаем такую же игольницу (дети отвечают). А для чего нужна игольница? Дети отвечают.Я: - Правильно, иголки не должны валяться, где попало. Иголка – очень опасный инструмент, она должна всегда находиться в безопасном месте. Игольница – это домик для иголки. - Работа по изготовлению игольницы большая, кропотливая… Нам повезло, что на прошлых занятиях мы учились вырезать лепестки цветов, из губки вырезали круги, сейчас они нам очень пригодятся. Нам осталось наклеить лепестки и серединку, завязать ленточку. - Для работы нам нужны диск, лепестки, серединка поролоновая, ленточка, клей. Для начала вспомним правила работы с клеем. Дети отвечают. Правила работы с клеевым карандашом: 1. Работать на салфетке. 2. Быть очень аккуратным, чтобы не испачкать стол 3. Не тереть во время работы глазки и не облизывать пальчики. Я: теперь я вам покажу, как надо делать игольницу, в какой последовательности работать:1. Возьмем диск и наклеим на него зеленые листочки. 2. Возьмем кружок из поролоновой губки и тоже наклеим на середину диска.3. Далее возьмем лепестки и приклеим их под поролоновую губку.4. Потом возьмем тесьму, обрежем кончик и два конца приклеим вверху к краю диска.Дети выполняют работу. Я наблюдаю, даю советы, помогаю, тем, кто испытывает трудности, подбадриваю их, объясняю. В конце хвалю детей за проделанную работу.

Самоанализ.

1. Подготовка к проведению НОД заключалась в определение цели, поиска материала (текст), изготовление образца (игольница), письма, подготовке оборудования и материала, предварительной работе (изготовление листочков и лепесточков).

2. Всё запланированное удалось успешно провести.

3. Получилось всё. Дети были увлечены работой, присутствовал интерес к работе, удалось заинтересовать, ребятам очень понравилось делать подарки своими руками, было стремление сделать игольницу аккуратно и красиво. Были рады тому, что подарят мамам подарки.

4. Моя помощь требовалось в подсказке последовательности действий.

5. На будущее взяла на заметку, что нужно чаще заниматься художественной обработкой материалов, так как детям это приносит массу удовольствия и положительных эмоций, а главное у них сверкают глаза от радости то, что они сами изготовили подарок для самой любимой мамы.

Отзыв

Докучаева Е. В. выбрала интересное занятие для подготовительной группы. Содержание занятия определено с учетом возраста и сезона, есть соответствие сделанного подарка с праздником весенним и темой работы. Цели и задачи сформулированы четко и последовательно на основе требований ФГОС ДО и программы. Оборудование подобрано в соответствии с имеющими реальными условиями группы. Приемы мотивации детей, методы и приемы обучения умениям использованы грамотно и с учетом поставленных задач, возраста детей и формы организации.

На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Эта оценка связывается с качеством выполнения задания и учитывает определённые критерии, соблюдению которых целесообразно научить и детей. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования является образность, композиционная выразительность, цветовое решение изображений.

В методической литературе можно встретить такие критерии оценок детских рисунков, как правильность передачи форм и пропорций, сходство с натурой, то есть правильность и аккуратность. На наш взгляд такие критерии не подходят для оценки изобразительной деятельности т.к. она является деятельностью художественной, т.е. в основе своей содержит передачу эмоционального состояния «автора». Если взять во внимание неразвитость технических навыков детей, имеющих проблемы в развитии, то можно сразу сказать, что их работы будут заведомо слабыми и примитивными. Поэтому следует так оценивать работы детей, чтобы не отпугнуть их от занятий излишней педантичностью и неуместной строгостью. Для этого следует обращать внимание, прежде всего на выразительную сторону изображения и все неизбежные технические огрехи и неточности рассматривать через призму выразительности. Важно показать ребёнку, что его работа выполнена по-своему, не так как у другого ребёнка и что именно это делает его работу особенной и оригинальной.

Например, ребёнок изобразил Снеговика не совсем вертикально на листе бумаги. Помня, что это рисунок ребёнка, а не чертёж, где всё должно быть безупречным и точным, мы должны увидеть в этом наклонившемся герое особую «изюминку», выразительность и показать её детям. Можно подвести их к пониманию того, что Снеговика пригрело солнышко (и предложить изобразить его, сделав рисунок более интересным) или была другая причина, отчего он так наклонился.

В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Нужно сформировать у них представление о том, что изображение может быть реалистическим (это требует адекватного выбора цвета) или сказочным, фантастическим – в этом случае ребёнок может проявить свою фантазию и создать изображение с использованием «неподражаемого» цвета (это понятие введено Н.П.Сакулиной). Это направление в работе над цветом особенно важно, поскольку помогает детям с проблемами в развитии преодолевать шаблонные представления о закреплённости того или иного цвета за предметами и явлениями окружающего мира. Кроме этого многие педагоги отмечают, что дети с проблемами в развитии порой очень чувствительны к эмоциональной характеристике цветов, что делает их выбор «неподражаемого» цвета в рисунке выразительным и оригинальным.

Необходимо коротко сказать о формах проведения занятий. Естественно, что они должны быть разнообразны и динамичны. Продолжительность занятий должна учитывать индивидуальные особенности детей. Хотя и существует традиционное выделение определённого количества времени на занятие (в младших группах по 15-20 минут, в старшей – 20-25 и в подготовительной – до 35 минут), когда дети увлечены, их очень трудно остановить рисовать или лепить. Иногда возникает вопрос, а надо ли останавливать. Скорее всего, это следует определять задачами коррекционной работы. Если ставится задача формирования интереса, вряд ли следует останавливать увлечённого работой ребёнка, а если преследуется цель формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, то по-видимому ребёнку стоит мягко предложить завершить работу в следующий раз и, проявив волю и выдержку, дождаться этого следующего раза.

В организационном плане занятия изобразительной деятельностью проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели во всех возрастных группах планируется определённое количество занятий рисованием лепкой и аппликацией. Однако, подобное деление занятий по видам изобразительной деятельности является довольно условным для практической организации обучения. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий.

Вопросы по теме:

1. Какие материалы и инструменты используются на занятиях изодеятельностью в детском саду? Как их следует подготовить для занятия с детьми?

2. Какова структура занятия по изодеятельности и какие задачи воспитатель решает в каждой части занятия?

3. Почему необходимо осуществлять связь занятий по изодеятельности с повседневной жизнью детей? Каким образом это следует делать?

4. Каковы показания к введению пропедевтического периода в обучение?

5. Какова последовательность работы с детьми в пропедевтическом периоде? Какие задачи обучения при этом решаются?

6. Какие изменения в поведении детей свидетельствуют о том, что они готовы к обучению изобразительной деятельности?

7. Как следует реагировать на просьбу ребёнка нарисовать ему рисунок? Что ещё необходимо сделать, чтобы использовать эту ситуацию для развития ребёнка?

8. Чем отличается выполнение задания по показу от выполнения задания по натуре?

9. В чём специфика выполнения изображений по словесной инструкции взрослого?

10. Как адекватно анализировать и оценивать детские работы?

Тема 6. Обучение предметному рисованию и лепке в специальном детском саду .(2 ч.)

Предметное рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального предмета. В лепке этот предмет изображается в объёме, а в рисунке на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисовании с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях так же оформляются в слове.

Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать воспринятое в изображении, обозначать их словом.

В процессе предметного рисования дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движение кисти, пальцев), рука готовится к обучению письму.

Эти занятия имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребёнка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их.

Вслед за предметным рисованием и лепкой по натуре поводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учить изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Значение этих занятий для сенсорного и речевого развития детей трудно переоценить. Именно в процессе этих занятий осуществляется контроль за тем, достаточно ли хорошо ребёнок усвоил слова и выражения, данные ему в процессе рисования и лепки по натуре.

Лишь в результате большой работы по обучению детей рисованию и лепке по натуре и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Первоначально все дети, имеющие какие-либо проблемы в развитии, не могут работать по замыслу, так как они не имеют должного запаса образов восприятия и представления. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребёнком в процессе работы по натуре и по представлению, по-новому используются ребёнком в изображениях по собственному замыслу. При этом воспитатель учит ребёнка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребёнка, в частности произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Основными видами работы на первом-втором годах обучения становится предметные лепка и рисование. Однако, следует отметить, что приёмы руководства ими в течение этого времени не остаются неизменными. В отличие от подготовительного этапа, на котором особое внимание уделялось совместным действиям ребёнка со взрослым, на этапе предметных изображений вначале внимание уделяется обучению детей действиям по подражанию, а затем по показу.

Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение действия одновременно взрослым и ребёнком.

При выполнении действий по показу ребёнок выполняет действие отсрочено, после выполнения его взрослым.

В дальнейшем основными видами работы становятся лепка и рисование по натуре и по представлению. Рисование по натуре на первых порах приводит к ухудшению качества рисунка по сравнению с рисунками, выполненными по показу и образцу. Однако, на это следует сознательно пойти, так как дело нельзя сводить к обучению детей умению проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого.

Если воспитатель из занятия в занятие, показав детям предмет, который они будут изображать, после этого на глазах детей рисует или лепит образец, то ясно, что при таком способе обучения у ребёнка не может быть полноценного восприятия соответствующего предмета. Он воспринимает и изображает тот образец, который на его глазах по частям создавался воспитателем. При такой форме проведения занятий ребёнок ограничивается снятием копии с продукта «чужого» восприятия. При этом страдает и сенсорное и эстетическое восприятие ребёнка. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что во время лепки, рисования или аппликации по натуре образец показ должны быть исключены.

Представления об окружающем лежат в основе любого, и реалистического, и фантастического изображения. Представления об окружающей действительности у детей с проблемами в развитии являются неполными, а иногда ошибочными. Самостоятельное приобретение элементарных сведений вызывает у них затруднение. Так, У.В.Ульенкова выделяет такую особенность зрительных представлений 6-летних детей с ЗПР, как их несистематизированность и эти же недостатки характерны для их рисунков.

Для проведения целенаправленной работы по обучению детей предметным изображениям в лепке и рисовании, целесообразно научить их выделять следующие качества и свойства предметов:

1.восприятие и представление формы;

2.восприятие и представление величины;

3.восприятие и представление цвета;

4.пространственные представления.

Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов. В ходе обучения следует выделять определённую последовательность изучения и овладения детьми представлениями о форме.

Сначала дети овладевают формой круга, затем прямоугольника, потом овала, треугольника. Подобная последовательность необходима для того, чтобы дошкольники, имеющие проблемы в развитии не смешивали между собой формы близкие по внешним признакам, например, круг и овал. В начале обучения дети лепят и рисуют предметы простой формы (апельсин, огурец, платочек, шапочка, слива), затем переходят к лепке и рисованию предметов более сложной формы (домик, неваляшка, многоэтажный дом, зайчик, мышка). При этом надо придерживаться правила планирования занятий, по которому предмет изображается последовательно – в лепке, аппликации и лишь затем в рисунке. Это, с одной стороны, облегчает детям овладение техникой изображения, а с другой учит их увидеть в предмете основные признаки, которые необходимо отобразить в разных материалах.

Развитие восприятия и формирование представлений о величине начинается в дидактических играх на выделение, сериацию и классификацию предметов по величине. Специальная работа проводится по выделению величины отдельных частей внутри самого предмета. Способы передачи величины в рисунке начинаются с рисования предметов, соразмерных с их изображениями на бумаге (сушки, солнечные зайчики, ягодки). Затем детей можно учить создавать уменьшенное или увеличенное изображение по отношению к изображаемому объекту. Организуя этот переход, основной акцент воспитатель делает на подробный анализ объекта изображения с выделением его существенных и второстепенных деталей, учитывая их внутреннее соотношение по величине и расположению. С целью создания гибких графических образов детям предлагаются для обследования подобные предметы разной величины или с изменённым пространственным расположением частей, фигурки одного и того же животного в разных позах. При таком предъявлении объекта графические действия, совершаемые детьми в процессе его обследования и последующего рисования, несколько различаются между собой, что способствует формированию обобщённого графического образа предмета.

Работа с цветом в коррекционно-развивающем процессе начинается со знакомства с основными цветами.

Знакомство с любым цветом должно проходить в три этапа. Сначала проводится сопоставление цвета с сенсорным эталоном, затем ребёнок определяет цвет по называнию и производит поиск цвета и его оттенков в предметах и явлениях окружающей действительности и только после этого от него требуется самостоятельное правильное называние цвета или его оттенка.

На первых занятиях предметным рисованием, имеющим задачу ознакомления с цветами, используются карандаши и гуашевые краски основных цветов: красный, жёлтый, синий. Позже детей можно познакомить с их оттенками (розовый, голубой), а в дальнейшем – с промежуточными цветами и способом их получения путём смешения основных цветов. Например, на занятии на тему «Апельсин» детей нужно научить смешивать на палитре красную и жёлтую краски и рисовать апельсин полученным цветом, выполняя изображение наращиванием пятна. В этом случае дошкольников надо приучать брать краску полученного цвета только с палитры, чтобы изображённый объект был везде однородно раскрашен.

Работа над представлениями детей о цвете развивается в русле двух тенденций. С одной стороны, детей учат передавать реальные цвета изображаемых предметов, а с другой стороны необходимо учитывать свойственную дошкольному возрасту тенденцию к цветовой самоцели. Учитывая эту вторую тенденцию, на отдельных этапах обучения детям можно предлагать специальные упражнения с использованием гуашевых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. Раздувая капли краски, дети могут получать узоры, необычные изображения; складывая лист с несколькими каплями краски пополам, создать удивительную бабочку. Для развития воображения детям предлагается дополнить получившиеся рисунки деталями от руки. Нужно отметить, что подобные задания сначала вызывают у детей серьёзные затруднения. Они могут чувствовать себя скованно, им страшно сделать что-нибудь не так. Е.А.Екжанова проводила такие занятия с детьми с ЗПР. Она отмечает, что техника «пятнографии» оказалась успешной лишь тогда, когда детям удалось преодолеть не только страх непривычного материала, но и некоторые личностные особенности, блокировавшие их произвольную и творческую активность. Несложно понять, что большое значение здесь имеет психологический климат в группе, стиль общения воспитателя с детьми. При авторитарном поведении воспитателя дети, скорее всего, не смогут преодолеть внутреннего барьера и насладиться игрой с красками.

В работе над цветовым оформлением детских рисунков необходимо широко использовать образно-цветовые определения (вишнёвый, лимонный, малиновый, салатовый и др.). Детей постепенно следует учить различать и образовывать название цветового оттенка со словами «светло..», «тёмно..», «бледно..», «ярко..» (тёмно-синий, светло-серый, бледно-розовый и т.п.). Слыша эти определения в повседневной жизни, при наблюдении за явлениями природы, при рассматривании иллюстраций и репродукций, дети постепенно начинают использовать их в своих высказываниях.

Работа поформированию пространственных представлений регулярно проводится в повседневной жизни. Начинается она с уточнения ориентировки ребёнка в частях и положении своего тела. При этом закрепляются представления детей о верхней и нижней частях, левой и правой сторонах тела. Затем детей учат ориентироваться в условиях трёхмерного пространства. Сначала в своём ближайшем окружении – в группе, а затем в помещении детского сада, в ближайшем лесопарке, постепенно расширяя область знакомого пространства. Создание такого базиса облегчает понимание детьми условности двухмерного пространства листа бумаги, а так же накопления образов-представлений, объединённых определённой ситуацией или обстановкой, что создаёт предпосылки для изображения впоследствии сюжетов.

В процессе обучения рисованию выделяется три типа пространственных отношений, которые должны учитываться при создании изображения. Первый тип пространственных отношений – это отношения внутри изображаемого предмета, второй тип – касается взаимоотношения изображения и фона, а третий тип – это взаимоотношения нескольких объектов, входящих в состав сюжетного рисунка.

Постижение отношений внутри объекта изображения начинается с анализа натуры, проводимого с помощью зрительного и осязательно-двигательного способов обследования. Хорошо зарекомендовали себя занятия лепкой и аппликацией, предваряющие процесс рисования карандашом и красками. На них дети упражняются в размещении частей изображаемого предмета, постигают общность пространственных отношений объекта независимо от материала изготовления.

Формирование предметных изображений начинается с выбора предмета с определённым свойством, предназначенного для обследования и последующего изображения. Сначала в предмете выделяется лишь один существенный признак. Так, малышам можно предложить рисование дорожек, по которым они уже потопали своими ножками, покатали Колобка или водили в гости Ёжика к Зайчику. Перед тем, как предложить нарисовать ленточки, воспитатель выкладывает их на большом листе бумаги, потом вывешивает на доске. Детям предлагается провести по ним пальчиком. Хорошо, если есть возможность затем нарисовать их мелом и фломастером. Ребёнку важно почувствовать собственную самостоятельность, получить новый кинестетический опыт, увидеть разнообразные возможности различных изобразительных материалов.

Например, первой формой, которую усваивают дети, является круглая форма. Поэтому, готовя детей к созданию этих изображений, следует проводить с ними дидактические игры «Что катится, что не катится», «Найди круглую форму», «Прокати шар», обучая малышей ориентироваться на существенный признак – форму.

Перед рисованием детям предоставляется возможность поиграть с предметом, познакомиться с его функциональным назначением, выделить в нём основное свойство – форму, обвести её по контуру. Так, прежде чем предложить детям нарисовать клубочек, им предоставляется возможность выполнить с клубком практическое и игровое действие – покатать, намотать нитку на клубочек. Дети вслед за педагогом воспроизводят обводящее движение, при этом педагог стремится к тому, чтобы глазки ребёнка следили за рукой. Для того, чтобы научить детей передавать в рисунках форму предмета, не следует быстро переходить к закрашиванию или штриховке нарисованных контуров. Лучше несколько раз поупражнять детей в воспроизведении той или иной формы.

Способы обследования предметов, которым обучают детей на каждом занятии – это ощупывание перед лепкой и обведение контура перед рисованием. Техническая сторона выполнения этих действий становится основой для формирования изобразительных навыков. Наряду с формой дети учатся передавать в своих лепных и рисуночных изображениях такое качество как величина. Первоначально дети усваивают процесс обследования предметов большого размера, и тут же параллельно им предлагается для обследования тот же предмет маленького размера.

Общеизвестно, что дошкольники крайне редко обращают своё внимание на реальный предмет, который они изображают. Дети рисуют с опорой на свои представления. Однако, поскольку для детей с проблемами в развитии характерно именно недостаточное количество этих представлений, то накопить этот запас, усовершенствовать его – вот в чём заключается главная задача этого обучения. Делать это надо не только на занятиях. Даже во время прогулки, заметив интересные объекты – листочек, камушек, облако выразительной формы, дети должны (сначала совместно с педагогом, а затем и без помощи взрослого) моделировать их форму. При этом, заканчивать подобное рассматривание объекта, как правило, надо вопросом: «Как будем это рисовать?». И здесь же надо предложить детям нарисовать – мелом на асфальте, палочкой на песке – привлекший их внимание объект.

Работа над представлениями о форме и цвете проводится в тесном взаимодействии с уточнением и расширением базы сенсорных эталонов. Особое внимание надо уделять формированию у детей обобщённых представлений о форме и цвете. Для этого детей надо учить сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающей жизни, а затем передавать в рисунке их характерные особенности изобразительными средствами.

Постепенно дети должны усвоить порядок проведения обследования и последовательность выделяемых признаков. На этой основе в дальнейшем осуществляется актуализация уже имеющихся у детей представлений о предметах изображения и сам процесс рисования предметных изображений. Переводя на осознаваемый уровень отношения между изображением и фоном, детей учат рисовать крупно, вводить в рисунок и аппликацию опорную линию, подбирать формат бумаги в соответствии с замыслом и величиной предмета. Параллельно с этим проводятся дидактические игры, направленные на уточнение ориентировки дошкольников на листе бумаги.

В заключение темы хотелось бы остановиться на технических вопросах рисования и лепки.

Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!