Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет. Школьная энциклопедия

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году).

Поль рос очень воспитанным ребенком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя - ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву.

Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец все-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году. В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, - они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников.

Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из «отцов» импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был его друг Эмиль Золя, перебравшийся туда еще в 1858 году. И все же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца.

Томясь банковской службой, наш герой вскоре вернулся к своей мечте - стать художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне - все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна все же «прорвалась» в Салон.

В 1869 году Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике. Вскоре молодые люди стали жить вместе. Девушка подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца. Прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Пааем.

Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях ж северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники , и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника.

Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но тот категорически отказался сделать это - даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший знаменитым романистом.

В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи .

Последние 20 лет жизни Сезанн - прежде всего, художник. Ничто больше его не отвлекало от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным - по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает «пристанище ветров») на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном - в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто «заглядывал» в Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году.

Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кассат. В одном из своих писем она назвала художника «медведем с нежным сердцем». Кассат писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что «его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется на первый взгляд... На самом деле, - продолжаем цитировать Кассат, - это благороднейший человек, каких не часто встретишь в наше время... Он подает пример отношения к другим и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной...»

Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло нескольких молодых художников. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» - надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.

В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после нее долги. После этого он снимал квартиру на улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни , и он крайне редко покидал Экс.

В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая на пленэре, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил - старый мастер упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.

Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионело Вентури, автор относит 130 полотен к началу деятельности художника (с 1871 г.), 160 - к так называемому импрессионистическому периоду (1872-1877 гг.), 260 - к так называемому периоду конструктивному (1878-1887 гг.), 260 - периоду, называемому синтетическим (1888-1906 гг.).

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Натюрморт был для Сезанна вторым после пейзажей. Его Натюрморт с Яблоками и Апельсинами был написан между 1895 и 1900. Аранжировка фруктов, бутылок, тарелок и приведенной в беспорядок ткани на поверхности стола в натюрмортах Сезанна не предполагает потребления еды или напитка; это – сфероиды или цилиндрические тела. Действительностью пренебрегают; один из краев стола может скрываться под скатертью, когда другой будет торчать из под нее, и две стороны бутылки могут резко отличаться. Не замечал Сезанн, что его поиск цвета приводит к таким несоответствиям в отображении формы, или же выбирал деформации сознательно, никто уже не определит. Сезанн воспринимал предметы как меры формы и цвета, но они также обладали для него сильным психологическим значением.

Для своих редких картин с изображением людей Сезанн выбирал предметы столь же тихие, безличные, и отдаленные, как его натюрморты. Карточные игроки, приблизительно 1890-1892, изображают трех мужчин, двое из которых – одетые в синие блузы крестьяне с фермы, сидящие за столом, в то время как третий пристально смотрит вниз, сложив руки на груди. Карточная игра была любимым сюжетом среди последователей Караваджо. Игроки рассматривают карты, сами они нарисованы цветами на белой поверхности. Складки в стиле Джотто на блузе человека справа отображаются складками висящего занавеса, захватывая передний и задний план картины. Задний фон на неопределенном расстоянии, как небо в одном из пейзажей Сезанна.

Полная красота развитого стиля Сезанна замечена в его Женщине с Кофейником, приблизительно 1895. Мазки Сезанна с переменными оттенками синего и фиолетово-синего построили величественные цилиндры из рук и рифленую колонну из тела. Стабильность очень важна для Сезанна. При этом все же дверные панели на заднем плане наклоняются немного налево, компенсируя поворот головы вправо, и размещение кофейника и чашки. Регулировка деталей настолько изящна, что удаление одного элемента разрушает всю картину. Поиск Сезанном точных оттенков цвета был настолько скурпулезен, что время от времени общий план ускользал от него. Удивляющие элементы – загадочно вертикальная ложка и цилиндр чашки – определенно вне картины.

В конце жизни стремление Сезанна к абстракции стало более очевидным. Крупные Купальщики, 1898-1905, являются кульминацией его серии нагих композиций. Фигуры не были нарисованы из жизни, не были увидены им под открытым небом (женщины в 18-19 веках не купались голыми в реках и не загорали на солнце на берегах). Фантазия дала Сезанну материалы, благодаря которым он построил большую воображаемую композицию, составленную из поразительно упрощенных фигур, всеобъемлющих стволов дерева, синего неба и белых облаков – современный собор света и цвета. Фигуры и головы оставались схематичными, черты подавлены, и рты полностью опущены. В результате – упрощение человеческого тела, подобного которому (упрощению) не было со Средневековья.

Пол Сезанн и его знаменитая гора Сент-Виктуар

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе. В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.

Во время большей части его независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета - кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Ипрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах .

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Полякова Ольга Александровна

Содержание статьи

СЕЗАНН, ПОЛЬ (Cйzanne, Paul) (1839–1906) – французский живописец постимпрессионистического периода. Большая часть жизни Сезанна, который родился и умер в Экс-ан-Провансе, приходится на 19 в., однако его творчество остается практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают проявлять интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства.

После 1900 к нему быстро приходит мировая известность; он становится самым влиятельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, «направление всей живописи первой половины 20 в.»

«Его творчество, – замечает М.К.Жалард, – не ассоциируется ни с одним из течений 19 в. Его настоящее место – в истории искусства 20 в.»

Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо , Эль Греко , Делакруа (1860–1872); следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне , Ренуаром . Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном.

Его особый дар проявляется в тот момент, когда, не находя удовлетворения в импрессионизме, он находит свой собственный метод. Становление происходит в 80-е, когда Сезанн окончательно преодолевает самый плодотворный для его творческого созревания – переходный период.

В это время его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: Пуссен, Домье, Курбе. При этом определяющим для его становления было мощное влияние Писарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: «Он был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисунку».

После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета.

В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога , сделавшего его портрет. Гаше становится одним из первых покупателей работ Сезанна.

Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.

Пейзаж Тополя , написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели», – говорит он.

Отходя от импрессионизма, который делает мир эфемерным, растворяя предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, Сезанн считает необходимым вернуться к классическим основам живописи, он призывает создавать «искусство основательное, как то, которое мы видим в музеях».

Он предлагает использовать достигнутое, не разрушая классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирения мимолетного и постоянного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. Внимание к структуре, к объемной «скульптурной» лепке предметов – гор и скал, домов и стволов деревьев – будет доведено до логического завершения кубизмом с его уже даже не скульптурным, но «архитектурным» принципом моделирования.

В становлении новой манеры – собственно сезанновского стиля – известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращается в 1878 и где остается до конца своей жизни. Сухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь выявляют пластику предметов, делают ясными их очертания. Яркое солнце четко обрисовывает форму, выделяет существенное, уничтожая все эфемерное, неустойчивое.

Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. В своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное . Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Производное этих отношений – специфическая деформация натуры – и есть то, что принято называть стилем. Сезанн в этом отношении уникален. До последних дней он продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я первобытный дикарь в отношении найденного мной метода», «Я только веха на этом пути – придут другие».

Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить, исходя из теоретических предпосылок. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры.

Естественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструирования: геометризация формы, построение композиции, превращение колорита картины в самостоятельную ценность – прежде всего становится предметом внимания художников разных направлений – от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов.

И все же представляется несправедливым, по существу неверным считать, что Сезанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах «только богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символы». Обращая внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве Сезанна, в принципе, самый удобный объект для формальных экспериментов, автор статьи о Сезанне – Ж.Э.Мюллер задается вопросом, нельзя ли сказать, что Сезанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. Возможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись Сезанна, не пренебрегавшая ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучения. Результатом такой установки становится проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. В сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигается тем же методом «прочтения» и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношения тонов, цветовых сочетаний – не копируемых механически, но и не подменяющих порядок реальности искусственным порядком. (Такие «подмены», включая придуманные психологические характеристики, типичны для современной натуралистической живописи.)

Его портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам навязывают салонные портретисты.

Эта тенденция к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому – сколь бы эффектным оно ни было – обостряется в последние годы его жизни. Его знаменитая серия картин и этюдов Гора Сент-Виктуар – это художественное исследование избранного сюжета – почти анатомия естественной гармонии: сочетания масс и планов, пространства и света – исключительно средствами живописи.

После смерти отца – местного банкира (1886) художник живет в Экс-ан-Провансе, целиком посвятив себя живописи, лишь ненадолго выезжая в Швейцарию (1841), Живерни (1894), где он остается на некоторое время с Моне. Между 1882-м и 1895 г. Сезанн пишет ряд портретов: Мадам Сезанн , Гюстав Жеффруа , Молодой человек и др. Особенно плодотворным для него оказался 1892, когда были написаны пять версий знаменитых Игроков в карты , многочисленные варианты Горы Сент-Виктуар и ряд картин на тему Купальщицы .

Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. В 1900 Морис Дени создает в честь Сезанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну , на мольберте натюрморт Сезанна; вокруг него кроме самого Дени и его супруги О.Редон, Э.Вюйар, П.Серюзье, а также Воллар и др. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона… Все молодые живописцы во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале… Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним».

«Может быть, я пришел слишком рано, – говорил он своим молодым почитателям. – Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения».

В сентябре 1906 Сезанн написал своему другу Э.Бернару: «Я стар, болен и решил умереть за мольбертом». Его желание исполнилось месяц спустя – 22 октября. Последний его этюд – Садовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода.

После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии, и под его же влиянием он переходит к кубизму. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь».

Даты жизни и творчества.

1839, 6 января – Родился в Экс-ан-Провансе.
1855 – Учится в коллеже Экса. Дружит с Золя.
1858–1860 – Учится в муниципальной художественной школе в Эксе.
1861–1862 – Пытается поступить в художественную школу изящных искусств в Париже.
1864 – Работы Сезанна отвергнуты Салоном.
1865 – Занимается в Academie Suisse в Париже.
1886–1889 и в последующие годы – Работы Сезанна регулярно отвергаются Салоном.
1872 – Работает в Понтуазе с Писарро.
1873 – Работает в Овере.
1874 – Участвует в Первой выставке импрессионистов.
1876 – Отказывается от участия во Второй выставке импрессионистов.
1877 – Работает с Писарро в Понтуазе, а также в Овере и Исси-ле-Мулино.
1878 – Работает в Эксе. Отвергнут Салоном.
1879 – Работает в Эстаке.
1881 – Работает с Писарро и Гогеном в Понтуазе.
1882 – Работает с Ренуаром в Эстаке.
1883 – Встречается с Монтичелли, Моне и Ренуаром.
1884 – Работает в окрестностях Экса. Синьяк покупает пейзаж Сезанна.
1885 – Работает в Эстаке и Эксе.
1886 – Умирает отец Сезанна. Разрыв с Золя после опубликования романа Творчество , в котором Сезанн узнает себя в художнике-неудачнике.
1888 – Первая статья Гюисманса о Сезанне в «Ла Краваш».
1889–1890 – Выставляет свои работы в Брюсселе вместе с «Группой двадцати».
1891 – Бернар и Анкетен восхищаются творчеством Сезанна в интервью, опубликованном в одном из парижских еженедельников.
1892 – Создает серии картин: Игроки в карты , Купальщицы , Гора Сент-Виктуар .
1895 – Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара.
1900 – Картины Сезанна представлены на Всемирной выставке в Париже. Начало его широкой известности. М. Дени пишет картину Похвала Сезанну .
1901 – Строит в Эксе большую мастерскую.
1904 – Варианты Горы Сент-Виктуар . Парижская пресса пишет о растущей славе Сезанна.
1906, 22 октября – Умирает в Экс-ан-Провансе.

Виль Мириманов


Интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и выражения индивидуальности.

Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». Классицизм утверждал законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали законам существующего мира. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию.
Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена , Ван Гога , Сёра и др. именно потому, что он видел в их работах перевес произвольности, собственного ви́дения мира над поиском основных законов его реального существования. Яркий представитель постимпрессионизма , Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность, по его мнению, убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности, которую Сезанн считал величайшим достижением эпохи Возрождения . Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».

П. Сезанн «Купальщицы» (1906). Холст, масло. 201,5 х 250,8 см. Музей искусств Филадельфии (США)
Позже Сезанн стал увлекаться акварелью и перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными с белым цветом самого холста. Этим минимумом средств он добивался максимального художественного результата.

Из биографии Поля Сезанна (1839-1906)

П. Сезанн. Автопортрет (1875)
Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Затем отец стал совладельцем городского банка.
Сезанн получил хорошее образование, особенно преуспев в математике, латинском и греческом языках.
Искусством Сезанн интересовался всегда, но каких-либо ярких дарований не проявлял. Рисование было обязательным предметом и в школе, и в Коллеже, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка.
Отец желал видеть своего сына юристом, но всё-таки отпустил его в 1861 г. в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание.
В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса, куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. Его скромный пока талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро , один из родоначальников импрессионизма . Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
Но в то время Сезанн очень сомневался в своём таланте и уехал из Парижа в родной Экс, поступив на службу в банк своего отца.
Банковская служба Сезанна тяготила, и он поставил себе цель – стать художником. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж.

П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру")» (1868). Холст, масло. 57,8 х 92,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс. Сестра художника изображена за пианино, а мать – за шитьём.
Композитор Рихард Вагнер в то время был символом новаторства в музыке, Сезанн любил его творчество.
Сдержанная и напряженная цветовая гамма картины построена на контрасте чёрного и белого, что создаёт позитивное настроение. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. Импрессионизм Сезанна был совершенно иным, с собственным взглядом на мир.
В 1869 г. Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая подрабатывала позированием. Ей было19 лет. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Художник долго скрывал от отца факт создания семьи, хотя мать обо всём знала и обожала внука.
Художник решил оставить Париж и перебрался с семьей в живописный городок Понтуаз. Через 2 года семья возвратилась в Париж, и это было время, когда Сезанн определился как художник. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. 47-летний Сезанн получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, полностью отдаться живописи в последние 20 лет жизни.

Признание

Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Обычная публика эту выставку встретила вяло, но молодые художники были потрясены увиденным, и Сезанн стал почти легендой.
В 1901 г. художник купил участок земли на северной окраине Экса и создал там студию. В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. Возвращаясь с тяжелым снаряжением по холмистой местности в грозу, он упал на дороге и был принесён домой без сознания. Через неделю художник скончался от воспаления легких.

Творчество

П. Сезанн. Натюрморт. Ваза, стакан и яблоки (1880)
Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника. Противоречия всегда были свойственны Сезанну: с одной стороны, он верил в свой талант, а с другой – постоянно сомневался в своих возможностях поиска средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной фанатичного труда Сезанна над своими картинами. В зрелые годы противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). Холст, масло. 102 х 81 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
Это самая известная картина Сезанна.
Пьеро и Арлекин - традиционные персонажи итальянской комедии дель арте (вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски). Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро). Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса. Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. Разное расположение цветных занавесей справа и слева подчёркивает поступательное движение Арлекина и более статичное положение Пьеро
Сюжет картины связан с гуляньями на Масленицу, но на полотне нет и намека на праздник: фигуры и выражения лиц более похожи на марионеток. Персонажи только собираются принять участие в театрализованном действе, посвященном Масленице.
Сезанн тщательно проработал мелкие детали картины и лица персонажей, что в общем не характерно для его творчества.

П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895). Холст, масло. 55 х 74,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку... Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом».
Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира.

П. Сезанн «Игроки в карты»

Это серия из 5 картин Поля Сезанна, написанных им в период 1890-1895 гг. Картины отличаются между собой по количеству игроков и размеру. 4 картины хранятся в музеях Европы и Америки, а пятая до недавнего времени хранилась в частной коллекции, пока её не выкупили власти Катара для национального музея.

1890-1892 гг. Холст, масло. 65,4 × 81,9 см. Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

1890-1892 гг. 134,6 × 180,3 см. Фонд Барнса (Филадельфия)

1892-1893 гг. 97 × 130 см. Семейное собрание эмира Катара

1892-1895 гг. 60 × 73 см. Институт искусства Курто (Лондон)

1894-1895 гг. 47 × 56,5 см. Музей Орсе (Париж)
Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства.
Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире.
Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. Он ценит жизнь как бытие и стремится передать в своих произведениях все составляющие этого бытия: движение, покой, сосредоточенность, напряжение. «Вот люди», - как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Богемская).

П. Сезанн «Берег Марны» (1888). Холст, масло. 65,5 х 81,3 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в Шантийи (Северная Франция). Она изображает одинокий двухэтажный усадебный дом с башенкой на берегу реки Марны. Домик окружён тополями и ивами, которые отражаются в воде.
Сезанн считал, что его картины не следует описывать, искать в них какую-то теорию или философию. Он не хотел, чтобы между его картиной и зрителем были посредники. Главное – смотреть и воспринимать то, что изображено.
Постараемся услышать художника.