Максим горький на дне конфликт в пьесе. Любовный конфликт в пьесе на дне

Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели:

Обучающие:

1) изучить историю создания пьесы;

2) выявить жанровую природу пьесы;

3) обозначить особенности конфликта.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа драматического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные

  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы по сюжету и жанровому своеобразию пьесы.

Оборудование:

  • компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
  • видеопроектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

Сегодня вы познакомились с романом М. Горького «Мать», ставшего, пожалуй, главным произведением, Горького-романиста. Сейчас мы с вами познакомимся с драматургическим творчеством М. Горького. Вашим домашним заданием было чтение пьесы «На дне». Давайте к ней обратимся.

  1. Слово о создании пьесы.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

  1. Беседа по содержанию пьесы (устно):

Вопросы к классу:

  1. На чём построена сюжетная линия произведения?
  2. Кто является обитателями ночлежки? Назовите их.
  3. Кто такой Клещ? Что о нем известно?
  4. Кто такой Лука? Сатин?

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

  1. Не заметили ли вы сходство между горьковскими «людьми дна» и «маленьким человеком»? В чем оно? В чем они отличаются?

(Сходство есть. И «маленькие люди», и люди «дна» - «униженные и оскорбленные» жизнью социальные типы. Однако положение героев пьесы Горького гораздо хуже. У «мал.чел» была надежда (вспомните гоголевского Башмачкина или героев-идеологов Ф.М. Достоевского), у «людей дна» такой надежды нет. Дальше уже падать некуда).

  1. В чем сходство «людей дна» и героев «босяцких рассказов», например, рассказа «Челкаш», с которым Вы знакомы?

(Герои пьесы тоже босяки. Но здесь уже нет никакой романтики. Челкаш – романтический образ, это сильный, волевой характер. Для него главное – море и воля. В пьесе же отсутствует романтиз. действительности. Люди «ночлежки» спорят о правде, но сам не знают в чем она заключ.)

  1. Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
  1. Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
  2. Как бы Вы определили жанр? Какие драматургические жанры Вы знаете?

Комедия, драма, трагедия, водевиль, мелодрама. «На дне» - драма. В трагедии д.б. герои идеологи. Их конфликт с обществом должен стать идеологическим. Вспомните, например, конфликт Катерины Кабановой с «темным царством (Островский «Гроза») или конфликт Ларисы Огудаловой с миром хищных купцов («Бесприданница» Островского). Здесь такого нет. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.)

  1. В чём по Вашему спасение людей, упавших “на дно” жизни?

(Либо уйти в мир иллюзий, либо – бороться за соц. несправедливость. Их спасение – это соц. перемены в России, к этому и вел зрителя Горький. Скоро наступит 1917 г. На сцену истории выйдет пролетариат).

  1. Лекционная часть:

В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, опустившихся на самое дно жизни. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Здесь Горький выступает продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Однако положение горьковских «людей дна» в отличие от «маленьких людей» более удручающее.

В пьесе Горький обозначил необходимость социально-исторических перемен, которые принесет революция. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:

  1. Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
  2. Каждый их героев в прошлом пережил свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
  3. Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.

В жанровом отношении пьеса является драмой. Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Все они – соц. типы. У всех героев – клички вместо имен.

М.Горький предлагает читателям два возможных ответа вопрос о спасении ночлежников:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей.

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

Две основные проблемы в пьесе:

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

  • проблема человека;
  • проблема правды

Вывод.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Домашнее задание:

  1. выписать цитатные характеристики героев

Человек - это правда!
М.Горький
Максим Горький - талантливый художник, пришедший в русскую классическую литературу со своей темой, взглядом на мир, умением заинтересовать читателя и зрителя острым конфликтом, актуальной задачей и ее разрешением. Ярко
И смело прозвучал голос и Горького-драматурга. В пьесе «На дне» автор ставит и старается решить серьезные вопросы, относящиеся к разряду «вечных», каждый раз встающих перед новым поколением и его эпохой. Всегда будоражили умы и продолжают волновать людей вопросы любви и ненависти, места человека в окружающем его мире, проблемы добра и справедливости, правды и лжи.
Горький прекрасно знает традиции русской классической литературы. Он несет читателям и зрителям идеи гуманизма, справедливости и истины. Пьеса «На дне» столетие не сходит со сцен русских театров. Чем же она так привлекательна? В начале двадцатого века драматург открыл русскому зрителю малознакомый пласт жизни «бывших людей». И не просто показал ужасающие условия быта ночлежников, а философски взглянул на жизнь этих изгоев общества. Оказывается, они обычные люди со своими страстями, радостями и печалями. Герои пьесы «На дне» любят и ненавидят, страждут лучшей доли, плачут и смеются. Каждый в отдельности мечтает об иной жизни, ищет возможность выбраться из этого мира тьмы на волю. Спившийся Актер мечтает вернуться на сцену, Настя бредит чистой и беззаветной любовью, Пепел стремится к честной жизни.
С приходом в ночлежку Луки крепнет в ее обитателях вера в собственное возрождение, появляется иллюзия возможности перерождения, и тем страшнее и неотвратимее финал, когда в общем-то беззащитные и наивные люди терпят сокрушительное поражение в этом жестоком и бесчеловечном мире.
Даже традиционный любовный конфликт в пьесе претерпевает изменения. Казалось бы, искренняя и глубокая любовь Васьки Пепла к Наташе оборачивается для героини сущим адом и гибелью. В этом мире «бывших людей» не может существовать чистая и бескорыстная любовь. Все здесь оборачивается во зло, даже прекрасное и возвышенное чувство.
В затхлом подвале не может быть возрождения к творчеству и вдохновенному ТРУДУ- Здесь процветают лишь разбой, клевета, пьянство и драки. Поэтому постепенно гибнут или уходят обитатели «дна»: Анна и Наташа, Актер и Пепел.
Кажется, автором найдена причина этого зла - ложь. Сатин в своем страстном монологе объединяет носителей этого порока: рабов и хозяев. Но не так-то все просто и однозначно в мире и пьесе Горького. Лгущий людям Лука не является злодеем. Он приятный в общении и нужный в ночлежке старичок, несущий утешение страждущим. Его философия всепрощения и терпимости уходит корнями в православие.
Отвергая философию Луки, по-своему защищаются и прячутся от жизненных проблем скептики Бубнов и Барон. Цинизм и безверие - вот что является их временным пристанищем. Но и их гибель от пьянства или в случайной драке неминуема.
Максим Горький гениально показал в бытности ночлежников безысходность и страх русского общества перед действительностью в предреволюционную эпоху. Нужна была совершенно иная истина, способная кардинально изменить жизнь этих несчастных, вывести их из «мрака». Автор видел выход в революционном переустройстве мира. Он сам одновременно страшился и жаждал этого исхода. Будучи талантливым художником, Горький не мог не почувствовать и пройти мимо новых веяний в обществе. Все это нашло правдивое и смелое отражение в творчестве писателя в целом и в частности в пьесе «На дне».

Домашнее задание к уроку

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Максим Горький

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005


Произведения М. Горького занимают совершенно особое место в истории русской драматургии. Писатель обратился к театру в самом начале XX века и стал настоящим продолжателем традиций русской драмы XIX столетия. Горький считал, что основной целью драмы является изображение «человека и народа», отражение влияния судьбы на развитие и формирование человеческой личности. Кроме того, в произведениях Горького присутствуют черты, характерные для жанра философской драмы. Наиболее яркое свое отражение они нашли в пьесе «На дне», которая была написана в 1902 году.

Именно в этом произведении Горькому удалось соединить реальные судьбы людей и отвлеченные философские понятия.

За внешним конфликтом произведения четко прослеживается конфликт внутренний, который становится основным и помогает наилучшим образом раскрыть характеры героев, а, кроме того, способствует наиболее глубокому восприятию основного смысла пьесы. Внешний конфликт показан через любовный треугольник (Наташа – Пепел – Костылевы). Но эта интрига является лишь фоном для развития действия, основанного на внутреннем философском конфликте (Лука – ночлежники - Сатин). Именно внутренний конфликт становится основой драматургического действия. Основан этот конфликт на философских рассуждениях обитателей ночлежки о Человеке и его возможностях.

Писателя очень глубоко волновала мысль о том, каким должен быть настоящий Человек, кем он является на этой планете.

Однажды в своем письме к Чехову Горький заметил, что очень сложно любить, помогать и жалеть «дрянных мошек с кишками», каковыми являются все люди. Но вместе с тем, в Горьком жила непоколебимая вера в Человека, а также в его силу духа. Писатель называл Человека самым лучшим, сложным и интереснейшим существом на Земле. Авторские размышления о сущности Человека, об его нравственности и духовном мире стали основой внутреннего конфликта пьесы.

В произведении запечатлено пробуждение человеческой души, пускай частичное, совсем несмелое. Высказываясь в резкой форме, Бубнов говорит о себе и о других ночлежниках, выражая их общую особенность: оказавшись на «дне», люди лишаются всех атрибутов цивилизованной жизни, остается «один голый человек», такой, какой он есть. Может быть, именно поэтому босяков тянет к каким-то общим принципам и понятиям. Автор называет их «философами поневоле», эти несчастные люди еще способны мечтать о более светлом будущем. Клещ хочет добиться успеха трудом, Настя мечтает о любви, как о спасении, Наташа ждет героя, Анна молится Богу. В простых и наивных суждениях босяков скрываются ответы на самые сложные вопросы о природе и судьбе человека.

Есть в пьесе и другой тип персонажей. Сатин, Барон и Бубнов смирились с собственным положением шулеров и не стремятся что-то менять в своей судьбе. Они глубоко рассуждают о смысле жизни, тоскуют по правде и воле. Эти герои от природы наделены живым умом, но не стремятся к действию.

В конце второго акта пьесы появляется старец Лука. Это умный и незаурядный человек, имеющий громадный опыт и живой интерес к людям. Он стремится понять каждого человека, видит не только ошибки других людей, но способен разглядеть и их светлые качества. Лука не просто жалеет людей, он верит в них, искренне хочет помочь каждому.

Однако позиция Луки такова, что он готов принять любую жизненную ситуацию и приспособиться под нее. Лука пассивно ждет блага, не пытаясь исправить конкретное положение вещей. Он предлагает ночлежникам свою помощь, которая просто помогает им приспособиться к нужде и несчастьям. Лука дарит людям призрачную надежду на то, что все само собой наладится. Когда же происходит крах этих иллюзий, старик незаметно исчезает.

В последнем действии пьесы раскрываются все последствия пережитого. Горького особенно интересует брожение ленивых мыслей ночлежников, поэтому с особой силой в последнем действии ставится вопрос о Человеке. Конечно, герои пьесы не стали другими в один момент, просто автор показал их болезненные раздумья, которые, между тем, ничего не изменят в их жизни. Однако значение их слов от этого не уменьшается, ведь они так долго копились в людских душах.

Особенным образом звучат слова Сатина о Человеке. Это своеобразный гимн человеческим возможностям и достоинству. Несмотря на то, что Сатин обычно равнодушен к людям и их несчастьям, он твердо убежден, что Человек – это сильное и мудрое существо, достойное уважения. Сатин выступает против спасительной лжи, которой пользовался Лука. Он считает, что правда – это единственный Бог свободного человека. При этом Сатин понимает, что его слова не относятся к конкретным обитателям ночлежки, ведь эти люди не способны бороться за свою честь и достоинство. Для Сатина Человек – это абсолютно все люди на планете.

1. Реализм пьесы «На дне».
2. Герои произведения.
3. Отношение автора к обитателям «дна».

Пьеса М. Горького «На дне» — яркий пример реалистического произведения. Писатель уже отказывается от романтических тенденций, которые были свойственны его творчеству. Реалистическое начало привлекает писателя, он много внимания уделяет социально-философским конфликтам. Самого Горького можно назвать одним из самых талантливых писателей своего времени. Он блестяще изображал человеческие характеры, у нас нет ни малейшего повода усомниться в их правдивости. Не менее ярко Горький изображал быт, на фоне которого разворачиваются события. Быт у Горького — это не просто совокупность различных деталей в описании обстановки. Нет, быт приобретает особое значение, разрастается до глобальных размеров. Не случайно быт и бытие — слова одного корня. Условия жизни, в которых довелось жить человеку, обязательно влияют на его характер и мировоззрение.

Пьеса «На дне» очень интересна прежде всего своими героями. Это типичные обитатели «дна», как и сказано в самом названии. Жизнь всех обитателей ночлежки сложилась далеко не лучшим образом. Ничего хорошего, светлого, радостного у них нет. Эти люди занимают самую низшую ступень социальной лестницы. Они не питают иллюзий относительно своей жизни, напротив, осознают беспросветность своего существования. Особенность пьесы «На дне» в том, что в ней нет завязки и развязки, что, в сущности, противоречит данному жанру. Нет в пьесе и основного сюжетного конфликта. Но есть конфликт социально-философский. И раскрывается он не в действиях, а в разговорах. Именно разговоров в пьесе намного больше, чем действий. Можно даже сказать, что действий как таковых практически нет.

Мы хорошо понимаем философию всех обитателей «дна». Они не скрывают своих убеждений. Ограниченность, убогость, ничтожность их характеров очевидна. Обитатели «дна» жестоки по отношению друг к другу. Ни сочувствия, ни уважения, ни даже дружеских привязанностей мы у них не видим. Такая фраза, как «дура ты, Настька...» выглядит для них чем-то само собой разумеющимся и вполне нормальным. Обычное человеческое сострадание чуждо героям пьесы. Умирает жена Клеща, но никто не пытается сказать несчастной хотя бы доброе слово. Все герои произведения жестоки как к себе, так и к окружающим. И несчастны в этой жестокости. У каждого героя своя правда, или же, наоборот, ее отсутствие.

Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» Социальные противоречия порождают такое отношение к жизни. У Клеща нет ничего — ни работы, ни пристанища, ни будущего. Ему не нужна правда, он не видит смысла в своей жизни. Носителем иного философского начала является Лука. Он не пытается искать правды, ему достаточно веры в Бога. Такое мировоззрение дает возможность старику мириться с тяготами жизни.

Пьесу «На дне» можно трактовать двояко. С одной стороны, произведение можно трактовать как предвестник революции. Именно такое восприятие было традиционным совсем недавно. На пьесу смотрели сквозь призму социальных преобразований. Несчастные обездоленные люди считались носителями революционных идей. Ведь их жизнь была очень плохой, а революция могла принести что-то хорошее. Революция повлекла бы за собой социальные изменения, что благотворно сказалось бы на обитателях «дна».

Теперь такая трактовка произведения уже не кажется однозначной. Ведь Горький не использует прямые призывы к революции. Он лишь показывает несчастных обездоленных людей. У них нет ни сил, ни желания что-то изменить в жизни. Если же попытки и предпринимаются, как например, у Актера, то они все равно оказываются бесполезными. У обитателей «дна» нет никаких нравственных ценностях. Они замкнуты на себе, их не интересуют окружающие люди. Они издевательски смеются друг над другом, как будто не понимают, что тем самым унижают самих себя. Общество отвергло всех обитателей «дна», в них нет нравственного начала, которое могло бы стать опорой для дальнейшего возрождения. Изгои общества не способны возродиться, их удел — дальнейшая деградация. Споры о жизни, которые ведут герои пьесы умозрительны и абстрактны. Они не знают настоящей жизни, потому что она прошла мимо их. Им неведомо прекрасное, возвышенное, чистое и, светлое. Горький называет героев пьесы «бывшими людьми». И говорит, что произведение стало итогом его «почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». У автора нет сочувствия и симпатии к своим героям. И у тех нет высоких стремлений. А любые попытки спасти свой внутренний мир в лучшем случае могут быть уходом в мир грез и иллюзий. Настя читает любовные романы, чтобы не замечать убогость реальной жизни. Отсутствие высоких стремлений обнажает убогость и деградацию босяков, обитателей дна. На их примере Горький показывает, что безыдейность, безволие никогда не может принести положительных результатов. Жизнь обитателей «дна» лишена смысла, и будущего у них нет.