Мораль басни волк и ягненок крылов краткое. Самостоятельная работа по методике русского языка на тему "анализ басни"

Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе.

Тема:

Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа.

Вид : развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

Цели:

1. Обучающая: познакомить с басней “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, познакомить с одноимённой басней Эзопа, учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни, пополнять словарный запас учащихся, обобщить знания детей о баснях.

2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям, развивать навык правильного и осознанного чтения

3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Оборудование:

портрет, рисунки к басням Крылова, проектор, компьютерная презентация, реквизиты для инсценировки басни, конверт с карточками для работы в парах, учебник.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

На доске выставка рисунков к басням, подготовленная одной из групп учащихся (домашнее задание по группам).

На рисунках изображены эпизоды из басен. Назовите эти басни.

По мере того, как дети называют басни, рисунки переворачиваются и на них появляются буквы из которых складываются слова.

Прочитайте, что получилось? (волк, ягнёнок)

Как вы думаете, почему появились эти слова?

Это герои басни Крылова, с которой мы будем сегодня знакомится.

II. Сообщение темы урока.

Итак, сегодня мы знакомимся с басней «Волк и ягненок» и с одноимённой басней Эзопа. Слайд 2

III. Цели и задачи урока.

Нам предстоит выполнить достаточно большую работу:

1. Вспомнить основные моменты биографии Крылова и Эзопа.

2. Повторить уже изученные басни Крылова.

3. Познакомиться с новой басней Крылова.

4. Повести сравнительный анализ новой басни Крылова с одноименной басней Эзопа. Слайд 3

IV. Повторение и закрепление пройденного. Проверка домашнего задания.

1. Уже несколько уроков мы посвятили великому русскому баснописцу. Мы многое о нем узнали. С каждым уроком мы открывали что-то новое об этом великом человеке. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты его биографии. Слайд 4

(Ответы детей).

Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет;

На его глазах совершались великие события в России;

Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачевым;

Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;

Им было написано более 200 басен;

Его басни переведены более чем на 50 языков.

2. Когда Крылов скончался, его похоронили в некрополе Александро-Невской лавры, увенчав его голову лавровым венком . По всей России по подписке собирали деньги на памятник Крылову.

Перед вами великолепное творение барона Клодта – первый в России памятник литератору – установленный в Летнем саду близ главной аллеи, неподалеку от дома, где жил Крылов. Рельефы по рисунку Агина представляют в бронзе героев его знаменитых басен. Герои 36 басен живут на гранитном пьедестале. Слайд 5

3. Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Поэт Исаковский посвятил замечательные строки великому баснописцу.

(Ученик читает наизусть стихотворение).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы встречались

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

4. И обретя крылья «крылатые крыловские слова» оказались в нашей волшебной шкатулке, где хранятся книги с баснями Крылова. Я предлагаю заглянуть в волшебную шкатулку и вспомнить некоторые известные выражения, ставшие крылатыми. Слайд 6

5. Но прежде чем обратиться к басням мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, что такое басня (II группа учащихся). Слайд 7

Перед вами несколько определений слова басня. Они взяты из разных источников, но очень похожи.

(Обобщение ответов детей). Итак, басня это нравоучительное произведение, значит, в басне есть обязательно что? … (мораль). Мораль это … ? (логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Так поступать нельзя).

6. Ну а теперь вперед, к басням Крылова. Небольшая викторина определит, насколько внимательно вы читали его басни (III группа проводит викторину).

7. Викторина Слайды 8-12.

Перед вами иллюстрация к одной из басен Крылова и три выражения. Ваша задача соотнести одно из этих выражений с иллюстрацией и назвать басню.

8. С басней «Ворона и Лисица» мы знакомились на прошлом уроке. И сейчас мы ее вспомним. А помогут нам в этом ребята, которые подготовили инсценировку басни (IV группа).

9. – Мы говорим, что басня высмеивает пороки, недостатки. Как говорил Крылов: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Какой недостаток высмеивает эта басня?

Что такое лесть? (угодливое восхваление).

Почему лесть гнусна, вредна?

(Можешь поверить льстивым словам и не переделать плохо сделанную работу).

Дома вы должны были подобрать пословицы к басне (V группа). Какие пословицы вы подобрали?

Посмотрите, какие пословицы подобрала я. Подходят ли они к этой басне?

Какой поучительный вывод сделали из этой басни?

(Нельзя поддаваться на лесть, не принимать на веру все, что тебе говорят, остерегаться льстивых, неискренних слов похвалы).

Физминутка «Море волнуется»

IV. Новый материал.

1. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

С какой басней познакомимся?

2. Чтение басни учителем.

Что вы представили? Кого? Словесно нарисуйте представившуюся вам картину.

(Солнечный день, на открытом месте возле ручья Ягнёнок, который пришёл к ручью напиться. Он не ждал опасности. Рядом голодный волк.

Посмотрите, как выглядит иллюстрация к басне художника А. Лаптева. Слайд 15

Каким он изобразил Волка? Ягнёнка? Почему?

3. Словарная работа.

Сейчас вы еще раз самостоятельно прочитаете басню. Но прежде чем вы приступите к самостоятельному чтению, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова в тексте, которые вам встретятся в тексте. Прочитайте внимательно все слова и выделите для себя те, значение которых вы не знаете.

Обратимся к значениям слов.

4. Самостоятельное чтение басни.

Какое начало у басни (грустное, тревожное, весёлое)? Почему?

(Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал волк»).

Что ещё подсказывает, что может случиться беда?

(Волк «на добычу стремиться», он хочет съесть Ягнёнка, грубо с ним разговаривает).

Почему Волк сразу не съел Ягнёнка?

(Хочет всё по закону сделать, пытается обвинить Ягнёнка, а Ягнёнок всё не виноват).

Что можно сказать о волке? О ягнёнке? Попробуем назвать качества характера героев (работа в парах).

Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. В нём находятся карточки, на каждой из которых написаны черты характера героев. Разложите их в два столбика: в первый слова, которыми можно охарактеризовать Волка, во второй – Ягнёнка.

(Проверка.) Слайд 17

К чему стремиться волк, вступая в спор? В чём он обвиняет ягнёнка?

К чему стремиться ягнёнок в споре? Какие доводы приводит?

Найдите реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят? Какие чувства испытывают? Как с развитием действия меняются их мимика, жесты?

Мы с вами определили характер героев, чувства, которые они испытывают. Это вы должны будете показать при чтении, поскольку вся основанная часть сюжета построена на репликах главных героев. Подготовка выразительного чтения будет вашим домашним заданием.

V . Знакомство с басней Эзопа. Сравнительный анализ басен.

1.- Мы с вами знаем, что основу сюжетов многих басен Крылова составили басни Эзопа. Слайд 18

Вспомните, кто такой Эзоп?

Его представляли горбатым, хромым – одним словом во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. Слайд 19

2. Физминутка для глаз

3. Чтение басни Эзопа.

4. Проведём сравнительный анализ басни Эзопа и Крылова.

(Заполнение таблицы. Слайд 20).

Эпическая

Поэтическая

Структура

Сюжетная часть: завязка, развитие действия, развязка;

Сюжетная часть: завязка, развитие

действия, развязка; мораль.

Композиция

Сюжетная часть.

Сюжетная часть.

Персонажи

Более яркие, эмоциональные образы

Кто заранее решился на злое

дело, того и самые честные

оправдания не остановят.

У сильного всегда бессильный виноват.

Язык басни

Краток, точен, меток.

Остроумный, мудрый, живой, близок к разговорному.

(Эзоп: « начал попрекать», « сказал», «ответил», и т. д. – нейтральные

Крылов: как смеешь ты наглец«, «нечистым рылом», «голову с тебя сорву», «когда светлейший Волк позволит», «и гневаться напрасно он изволит», и т. д.)

В какой басне лучше, ярче представлены характеры героев?

5. Чтение морали басен.

Обратимся к моралям басен.

Прочитайте мораль басни Эзопа, Крылова.

(После прочтения открывается слайд 21)

Как вы думаете, смысл, заключённый в морали каждой из этих басен одинаковый или разный?

Мораль какой басни точнее выражает её смысл?

Давайте подумаем, в чём же смысл басни?

- « У сильного всегда бессильный виноват». Что чему противопоставляется?

(сила противопоставляется бессилию, слабости).

Только ли о природном неравенстве идет речь?

Сейчас перед вами появиться ещё одна иллюстрация. Посмотрите, как представил героев басни народный художник России Е. Рачёв. Слайд 22.

Сравнение иллюстраций.

На иллюстрации Рачёва герои одеты как люди.

Как одет Волк? Ягнёнок? Что эти хотел сказать художник?

(Сильнее тот, кто богат, занимает более высокое положение в обществе. Бедный Ягнёнок вынужден подчиниться, он даже не сопротивляется)

V. Рефлексия.

У. - На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Ответы детей.

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лживый, жадный.

У. - Довольны ли вы своей работой на уроке?

VI. Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить выразительное чтение басни Крылова и Эзопа.

2. Выучить наизусть басню Крылова.

3. Подготовить инсценировку.

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится "Волк и Ягненок". Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок замутил воду, из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в прошлом году он оскорбил его отца. И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль басни "Волк и Ягненок". Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

Мораль басни "Волк и Ягненок"

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни "Волк и Ягненок" повествует о безысходности слабого. Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет. Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых. Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.

"Волк и Ягненок". Анализ

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни "Волк и Ягненок".


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Вспоминая классику: басня "Волк и ягненок", Крылов и Эзоп
  • Анализ басни Крылова "Кот и повар"
  • Кто он, "степной волк" Гессе – философ или убийца?

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится "Волк и Ягненок". Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в

прошлом году он оскорбил его отца. И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

Мораль басни "Волк и Ягненок"

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни "Волк и Ягненок" повествует о безысходности слабого. Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет. Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых. Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.

"Волк и Ягненок". Анализ

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни "Волк и Ягненок".

Крылов Иван Андреевич - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

"Дедушкой Крыловым" наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. "Книгой мудрости самого народа" назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий - таков Крылов - писатель конца XVIII века.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера.

Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные, лаконичные формулы, которые способствовали выражению взглядов баснописца.

В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки. Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом.

За басенными образами Крылова стояла коллективная мудрость, тот веками накопленный опыт, которые выражают взгляды народа. Это сказалось как в самом характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе басни, так и в их художественном своеобразии, в "живописном способе" выражения.

Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.

Басня «Волк и Ягнёнок» написана в стихотворной форме.

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Возможно эта ситуация послужила толчком для написания такого произведения.

Эта статья содержит краткие содержания 47 самых известных басен Ивана Андреевича Крылова

Крылов, басня «Волк и ягнёнок» – краткое содержание

Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Крылов «Волк и Ягнёнок». Художник Е. Рачев

Крылов, басня «Волк на псарне» – краткое содержание

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари. Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Крылов «Ларчик». Иллюстрация к басне

Крылов, басня «Лебедь, Щука и Рак» – краткое содержание

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и ныне там». (См. полный текст басни.)

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Крылов, басня «Лев на ловле» – краткое содержание

Собака, Лев, Волк и Лиса договорились делить между собой поровну всю добычу, которую каждый из них поймает. Первой изо всех Лиса изловила оленя. Троё её товарищей сошлись на делёж. Лев разодрал оленя начетверо, взял первую часть себе «по договору», вторую – тоже себе, «как льву», третью – потому что он из четверых сильнее всех, а насчёт четвёртой предупредил: к ней «из вас кто лапу лишь протянет, тот с места жив не встанет».

Крылов, басня «Лжец» – краткое содержание

Любитель приврать, «из дальних странствий воротясь», рассказывал знакомому про чудеса заморских стран. Он уверял, что за границей не бывает ночи, а в Риме есть огурец размером с гору. Собеседник лжеца заметил, что чудес немало и в России. Например, мост, к которому они сейчас приближаются, особенный: ни один лжец не сможет по нему перейти реку – он обязательно упадёт в воду. Приехавший из-за границы обманщик тут же стал говорить, что римский огурец размером, может, и не с гору, а с дом, да и дома в Италии очень маленькие. Подойдя ещё ближе к реке, лжец предложил приятелю не ходить на мост, а лучше поискать броду.

Крылов, басня «Лисица и виноград» – краткое содержание

Голодная Лисица залезла в виноградный сад, но не смогла достать ни одной сочной кисти: все они висели слишком высоко. Пробившись попусту целый час, Лисица пошла прочь, говоря, что виноград кислый и неспелый – с него можно лишь набить оскомину.

Крылов, басня «Лисица и Сурок» – краткое содержание

Сурок встретил Лисицу, которая пожаловалась ему, что её несправедливо лишили должности в курятнике за взятки. Причитая, Лисица рассказывала, как среди кур она недосыпала ночей и недоедала куска, но всё равно стала жертвой клеветы. «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху», – ответил Сурок.

Так, говорит Крылов, и среди чиновников многие клянутся, что честны, не воруют и доживают последний рубль, «а смотришь, помаленьку, то домик выстроит, то купит деревеньку».

Крылов, басня «Листы и корни» – краткое содержание

В прекрасный летний день пышные листы одного дерева хвалились своей красотой и густотой, тем, что они дают тень для отдыха пастухам и привлекают под сень свою танцоров и певцов. «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», – раздался вдруг голос из-под земли. Листы спросили, кто смеет так надменно возражать. «Мы корни дерева, которые питают вас, – был ответ. – Красуйтесь, но помните, что вы обновляетесь с каждой весной, а если иссушится корень, то не станет ни дерева, ни вас».

Крылов, басня «Любопытный» – краткое содержание

Один Любопытный посетил Кунсткамеру (выставку редкостей) и рассказывал приятелю, что видел там крохотных букашек и козявок размером менее булавочной головки. «А каков из себя слон? – спросил приятель. – Ведь и он там». «Слона-то я и не приметил», – развёл руками Любопытный.

Крылов, басня «Лягушка и Вол» – краткое содержание

Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.

Мораль басни: среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.

Крылов, басня «Лягушки, просящие царя» – краткое содержание

Лягушкам в болоте надоело народоправство, и они стали просить у Зевса себе царя. Верховный бог откликнулся: с неба в болото шлёпнулся Монарх – большой осиновый чурбан. Так как чурбан был велик, лягушки вначале в страхе попрятались, но потом, осмелев, стали подползать к нему. Кто поудалей начали подпрыгивать совсем близко к «царю», некоторые даже садились на него верхом, а он лишь молчал. Быстро наскучив с таким царём, лягушки стали просить у Зевса другого. Тот послал к ним на болото Журавля. Этот государь не баловал своих подданных. На суде его правых не было. Объявляя всех виновными, Журавль тут же всех и поедал. Такой царь оказался для лягушек куда хуже первого. Они опять стали просить нового. Но Зевс сказал, что раз лягушками не угодил ни первый, ни второй его выбор, пусть живут с тем царём, какой есть.

Крылов, басня «Мартышка и Очки» – краткое содержание

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, охуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Крылов «Мартышка и очки»

Крылов, басня «Мор зверей» – краткое содержание

Царство зверей подверглось страшному мору. Лев, созвав всех лесных и степных обитателей, предложил попробовать прекратить мор принесением жертвы богам. Этой жертвой должен был стать самый грешный из зверей. Лев сам тут же исповедовал свои грехи: он часто безвинно драл овечек, а иногда – и пастухов. Выбежавшая Лиса заявила, что это совсем не большой грех: овечкам даже честь, что их съедает сам царь зверей, а пастухи – общие враги всех хищников. Другие сильные звери – Медведь, Тигр и Волк – тоже покаялись в тяжких грехах, однако глядя на их когти и зубы, собравшиеся признали, что серьёзных проступков за ними нет. Но когда мирный травоядный Вол сознался, что как-то раз во время голода стянул у попа клок сена, собрание зверей загудело от возмущения. Вол был обречён на жертвоприношение и взвален на костёр.

Крылов, басня «Музыканты» – краткое содержание

Один сосед, сильно хваливший своих певчих, зазвал к себе другого – послушать их. Музыканты загорланили громко, но без всякого лада и строя – «кто в лес, кто по дрова». Сосед-слушатель заметил, что «хор горланит вздор». «Ты прав, – ответил ему пригласивший. – Но зато все мои музыканты хмельного и в рот не берут».

«По мне уж лучше пей, да дело разумей», – выводит мораль Крылов.

Крылов, басня «Обоз» – краткое содержание

Обоз с горшками спускался с крутой горы. Запряжённый в первый воз добрый конь стал медленно спускать по круче ношу с горшками. Шедшая сзади молодая лошадь стала ругать доброго коня: он, дескать, идёт чересчур осторожно, да при этом ещё иногда цепляет воз за камни. Но когда самой этой лошади пришла очередь идти со своей телегой вниз, она не выдержала напора груза, стала кидаться вбок, упала в канаву и перебила все горшки.

И в людях, говорит Крылов, нередко заметна слабость обличать чужие ошибки. А как сам примешься за дело, так «напроказишь вдвое хуже».

Крылов, басня «Осёл и соловей» – краткое содержание

Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.

«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль Крылова.

Крылов, басня «Парнас» – краткое содержание

Когда из Греции выгнали языческих богов, на горе Парнас , где раньше обитали музы (девять богинь искусств), начали пасти ослов. Узнав, что раньше на Парнасе музы пели прекрасные песни, ослы решили подражать им. Ослиное стадо стало реветь во все глотки, «как будто тронулся обоз, в котором тысячи немазанных колёс». Прибежавший хозяин поспешил загнать ослов обратно в хлев.

Мораль Крылова: «если голова пуста, то голове ума не придадут места».

Крылов, басня «Пустынник и Медведь» – краткое содержание

Мораль басни: хорошо, когда один старается услужить другому. Но если за дело возьмётся дурак, то его услуги нередко опаснее вражеских козней.

Живший в пустыни отшельник страдал от одиночества. Чтобы завести себе друга, он пошёл в лес и познакомился там с Медведем. Пустынник и Медведь стали неразлучны. Однажды они бродили вместе целый день. Пустынник устал и лёг поспать. Добрый, но простоватый Медведь, карауля сон товарища, начал отгонять лапой садившуюся на него муху. Та была так неотвязчива, что Медведь решил убить её. Взяв огромный булыжник, он ударил муху, севшую Пустыннику на лоб, – и раскроил другу череп.

Крылов, басня «Петух и жемчужное зерно» – краткое содержание

Петух, нашедший в навозной куче жемчужное зерно, решил, что это – вещь совсем пустая, куда бесполезнее сытного ячменного зерна.

Мораль басни: «невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Крылов, басня «Разборчивая невеста» – краткое содержание

Девушка-невеста искала себе жениха, но была слишком разборчивой. Поначалу к ней сватались знатные и именитые люди, однако она во всех находила недостатки: один без чинов, другой без орденов, у третьего нос широк… Года через два женихов стало уже меньше – и свататься стали уже люди «средней руки». Отвечать им взаимностью разборчивая невеста тем более не торопилась. Время шло. Невеста стала уж «девой зрелой». Красота её потускнела. Женихи почти перестали свататься – и невеста «рада уж была, что вышла за калеку».

Крылов, басня «Свинья» – краткое содержание

Свинья, забравшись на барский двор, по своему обычаю извалялась там в помоях и по уши грязной вернулась домой. Пастух спросил, какие диковины она видела у богачей, где, говорят, всё полно бисера и жемчуга. Свинья ответила, что не приметила богатства, видала лишь навоз и сор и рылом изрыла барам весь задний двор.

Крылов сравнивает с этой свиньёй бездарного литературного критика, который «что ни станет разбирать, имеет дар одно худое видеть».

Крылов, басня «Свинья под Дубом» – краткое содержание

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут», – проговорил Дуб.

Так и невежда, замечает Крылов, бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Крылов «Стрекоза и Муравей». Художник О. Воронова

Крылов, басня «Тришкин кафтан» – краткое содержание

У Тришки на локтях продрался кафтан. Недолго думая, он обрезал рукава и зашил дыру. Однако теперь все смеялись над короткими рукавами Тришкина кафтана. «Так я же не дурак и ту беду поправлю», – сказал Тришка. Он обрезал фалды и полы, наставил рукава, но его кафтан стал теперь короче камзола.

Вот и иные господа, запутавши дела, поправляют их на манер Тришкина кафтана, пишет Крылов.

Крылов, басня «Туча» – краткое содержание

Большая Туча пронеслась над изнурённым от зноя краем, но потом пролилась большим дождём над морем – и хвалилась этой своей щедростью перед Горой. «В море без тебя воды довольно, – ответила Гора. – А так ты б область целую от голода спасла».

Крылов, басня «Фортуна и нищий» – краткое содержание

Бедолага Нищий, смотря на богачей, удивлялся их жадности. Многие наживали огромные состояния, но с целью ещё удвоить их, пускались в рискованные сделки – и в итоге теряли всё. Богиня удачи Фортуна, сжалившись над Нищим, явилась ему и предложила помощь. Фортуна обещала, что насыпет в ветхую суму Нищего столько золота, сколько она выдержит, но с условием: если сам Нищий вовремя не остановит этот поток, и золото своей тяжестью прорвёт дно, то, высыпавшись на землю, обратится в прах. Фортуна стала сыпать золото в суму. От ветхости та вскоре затрещала, однако осуждавший ранее богатых Нищий теперь по жадности не останавливал золотой дождь, пока дно сумы не прорвалось и просыпавшееся золото не обратилось в прах.

Крылов, басня «Чиж и Голубь» – краткое содержание

Чиж попал в западню. Молодой Голубь стал смеяться над ним, говоря, что его-то уж так не провели бы, но тут же сам запутался в силок. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок», – заключает Крылов.

Крылов, басня «Щука и Кот» – краткое содержание

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Никому не стоит браться за чужое ремесло. Однажды Щука, хорошо ловившая ершей, стала просить Кота, чтобы он взял её с собой на мышиную охоту. Кот отговаривал её, но Щука была упряма, и они вдвоём пошли в амбар. Кот наловил там много мышей, Щука же лежала без воды, чуть живая хвост у неё отъели крысы. Кот с трудом стащил полумёртвую Щуку обратно в пруд.