Набережной бранли. Музей примитивного искусства на набережной бранли. Какие представлены экспонаты

Во Франции, более чем где-либо, судьбы искусства часто вершили политики. За примерами далеко ходить не надо. В 1960-е годы в центре Парижа вырос сомнительный архитектурный шедевр, коим увековечил свое имя президент Жорж Помпиду. Его преемнику Жискар д"Эстену пришла более счастливая идея — превратить в музей классического модерна находящийся под угрозой сноса вокзал д"Орсе. В начале XXI века достойным продолжателем этой традиции стал президент Жак Ширак: его стараниями на набережной Бранли открылся этнографический музей «нового поколения».

Если вы ориентируетесь в центре Парижа (к счастью, такое предположение сегодня уже не звучит издевательством), то представьте себе, что вы находитесь на левом берегу Сены и двигаетесь по набережной от центра в сторону Эйфелевой башни . Вы проходите упомянутый уже музей Орсе, затем площадь Инвалидов с ее помпезными монументами имперских эпох. Не доходя лишь метров двести до Эйфелевой башни, которая уже выглядывает из-за домов, отведите взор от неторопливых волн Сены и посмотрите налево. Глазам вашим предстанет удивительное зрелище: за стеклянной стеной прямо посреди города расположился изрядный участок джунглей.

Причем джунгли не прячутся внутрь, как пальмы в оранжерею, а так и норовят выбраться наружу: фасад рядом стоящего дома уже густо порос растениями. А там, за стеклянной стеной, среди цветов и деревьев призывно вьется тропинка...

Зрелище это производит впечатление странное и отрадное. Тем, чье детство прошло в компании героев Туве Янссон, на ум приходит приключение семейства Муми-троллей, когда из пары сухих листиков, оказавшихся в волшебной шляпе, вырастают целые джунгли. «Лианы проросли сквозь печную трубу, оплели крышу и окутали весь муми-дом пышным зеленым ковром». А в шкафу, как сейчас помню, Муми-мама нашла куст ежевики.

Примерно такие же, давно забытые, почти детские чувства, щекочущее предчувствие приключения вызывает первый взгляд на новейший репрезентативный объект парижского ландшафта: музей на набережной Бранли.

Таково официальное название. Но, конечно, все говорят просто «музей Бранли». При этом французский физик и пионер радиотехники Эдуард Бранли ни разу в жизни не бывал ни в Африке, ни в Азии, ни в Океании, ни в Северной или Южной Америке - словом, ни в одном из тех регионов, откуда родом 300 000 экспонатов коллекции. Возможно, правильнее было бы назвать музей, по аналогии с тем же центром Помпиду , именем Жака Ширака.

«Этот музей не роскошь, но необходимость», - провозгласил он в 1996 году, через год после своего избрания президентом. «Мы должны срочно улучшить отношения с неевропейским миром». За политическими резонами стояли плохо скрытые побуждения личного характера: еще в 1980-е годы Ширак, будучи мэром Парижа, начал собирать коллекцию азиатского искусства. В 1990-м он познакомился с Жаком Кершачем - большим знатоком неевропейского искусства. Свою страсть к «африканщине» и «азиатчине» Кершач умело конвертировал в звонкую монету, став влиятельнейшим парижским маршаном, то есть арт-дилером. Именно он ввел в свое время термин art premier, «первоначальное искусство», призванный, по его мнению, заменить неполиткорректное «примитивное искусство».

Жителям нашей столицы не надо рассказывать, что происходит, когда мэр - а тем более президент - оказывается под влиянием той или иной эстетики. По счастью, Жак Ширак не стал строить памятника Христофору Колумбу на стрелке Ситэ. Порождением его амбиций оказался музей заокеанского искусства.

Эстетика против этнографии

Проект музея рождался в муках. Сперва специальный раздел задумали создать в и без того переполненном Лувре . Лувр зароптал. Тогда решили основать новый музей, укомплектовав его экспозицию из неевропейских собраний Лувра и части гигантской коллекции Музея человека (Musee de l"Homme). Тут взбунтовались сотрудники Музея человека. При бурной поддержке профсоюзов и научной общественности они протестовали как против сокращения рабочих мест, так и против «кастрации» этнографических собраний по эстетическим критериям. А именно так предполагалось поделить экспонаты, отобрав «лакомое» и броское для Бранли и оставив «объекты, представляющие чисто научный интерес», в Музее человека.

Споры о том, насколько вообще корректно мерить объекты примитивного (или, если угодно, первоначального) искусства европейской эстетической меркой, не утихают до сих пор. Создателей музея упрекают в «колониализме нового образца»: неуважении к праву обитателей неевропейской части планеты на иную систему ценностей. К тому же для этнографа или археолога объект, вырванный из контекста, лишен смысла. Неудивительно, что в этой среде идея строительства нового музея была воспринята как дорогостоящая показуха и не вызвала дружного одобрения.

Дискуссия шла не один год. Консенсус стал результатом многоэтажной дипломатической эквилибристики. Всем что-нибудь пообещали: профсоюзам - создание новых рабочих мест, ученым - дополнительные инвестиции в научные проекты, обществу охраны памятников - бережное обращение с парижской стариной. Лишь после этого в квартале между Сеной и Трокадеро, в тени Эйфелевой башни, марокканские строители принялись выкорчевывать «не представляющие исторической ценности» здания османской эпохи, а в архитектурном бюро Жана Нувеля закипела работа над проектом музея.

Цикл от возникновения замысла до его реализации занял рекордные для современного Парижа 10 лет. В июне 2006 года в присутствии генсека ООН Кофи Анана и президента Жака Ширака состоялось торжественное открытие здания. Пресса широко обсуждала «музей, который построил Ширак», и пришла к выводу, что подобный культурный проект - все же самый благородный из всех известных способов растраты казенных средств.

Границы возможного

«Достичь границ возможного» в современной городской архитектуре - такую задачу поставил перед собой невротичный житель третьего округа, убежденный парижанин и гражданин мира Жан Нувель. При этом, однако, он обещал «не строить здание ради здания», но лишь «создать оболочку для уникальной коллекции». Кажущаяся дилемма была решена с блеском. Редко приходится видеть столь совершенное сочетание формы и содержания. На двух гектарах дорогой парижской земли, находившихся в его распоряжении, Жан Нувель ухитрился создать «мир в мире». Он начинается не внутри здания, а уже при первом шаге за двенадцатиметровый «щит» из волнистого стекла - зримо-незримую стену, отделяющую территорию музея от остального Парижа.

Здесь, за стеной, даже воздух другой - он влажнее, прохладнее и полон запахов растений, рассаженных на импровизированных холмах и в низинках. Садовники выбрали из блеклой европейской флоры такие цветы и деревья, которые отлично чувствуют себя в парижском климате и своим сочетанием создают иллюзию джунглей. Так, оказывается, что рябина, увитая плющом, выглядит куда экзотичнее, чем чахлые пальмы, вынужденные влачить свой век в кадках. Впрочем, экзотических растений тут тоже немало. Около двух сотен деревьев были высажены в землю, специально привезенную на берега Сены. Со стороны набережной растут ясени и дубы, со стороны Университетской улицы - магнолии и вишни. Пока деревья еще слишком молоды, но однажды они разрастутся и реализуют замысел архитектора: построить первое «общественное здание, которого не будет видно с улицы».

Несмотря на все усилия по созданию максимально неприхотливого тропического сада, держится это зеленое великолепие лишь благодаря неустанному уходу: в штат музея входит бригада садовников.

Как удалось сделать так, чтобы небольшой в сущности парк с его прудиками и мощеными тропинками производил ощущение «магического леса»? Это останется секретом его планировщика - ландшафтного дизайнера Жиля Клемана. В многочисленных интервью Клеман абстрактно рассуждает об идеальных пропорциях в сочетании возвышенностей и низин и скромно вспоминает гениев парковой архитектуры прошлого.

«Новая скромность»

Посреди зелени высится здание, которое, появись оно на пустыре, вряд ли сошло бы за шедевр современной архитектуры. Собственно музей Бранли представляет собой вытянутую коробку со слегка скошенными углами, длиной 220 метров. Коробка стоит на 26 бетонных «ногах», расположенных произвольно, как ноты в партитуре новой музыки. Этакий многоногий троянский конь современной цивилизации, пасущийся среди доверчивых тропических растений. Проникать в «коня», как и полагается, следует «с хвоста».

На уровне земли находится просторное фойе, из которого широкая лестница препровождает зрителей наверх. Она огибает стеклянный цилиндр многометрового диаметра, который наполнен некими таинственными темными предметами. Если внимательно присмотреться, они оказываются... барабанами, бубнами, тамтамами и прочими музыкальными инструментами, которых здесь около 9000. Невидимые динамики передают их тихий рокот. Они - «свидетели» мира таинственного и безбрежного.

О «сакральном сооружении для мистических объектов, носителей тайн, свидетелей древних и живых цивилизаций» говорил архитектор Нувель, представляя в 1999 году свой проект. К некой безбрежности готов и зритель, вступая в музей из «медитативного парка».

Первое впечатление от Бранли: он обозрим. Из 300 000 инвентаризированных объектов, которые заявлены в каталоге, в постоянную экспозицию включены лишь 3500. Это немного. К «прозрачности», незагруженности пространства стремится и внутренняя архитектура здания. Все без малого 5000 м2 выставочной площади (зал шириной от 20 до 35 метров и длиной около 200) сразу же открываются глазу. Здесь нет бесконечной анфилады, характерной для классических музеев. Стены почти отсутствуют, не считая так называемой змеи - обтянутого бежевой кожей извивающегося дивана-перегородки в центре зала. Его органическая, биоморфная форма - новость для традиционно холодной, геометричной интерьерной политики Нувеля.

На первый взгляд экспозиция предстает несколько бессистемной и даже в некотором роде легкомысленной. По крайней мере, она лишена дидактичности других этнографических музеев Европы. Множество разнокультурных и разновозрастных объектов сочетаются нарочито произвольно, по принципу свободной ассоциации - мол, тут изображение женщины с младенцем и здесь тоже. Кроме того, экспонаты намеренно лишены комментария. Чтобы прочитать табличку с описанием объекта, приходится долго и порой безрезультатно искать. Такова политика музея: не рассказывать, а показывать. Обращаться прежде к фантазии и подсознанию, а уже потом - к логическому мышлению.

При ближайшем рассмотрении некая система, конечно, обнаруживается: во-первых, по географическому принципу (экспонаты организованы в пять разделов, в каждом из которых пол выкрашен в свой цвет), во-вторых, по тематическому. И отчасти - хронологическому. Но ни один из принципов не является ни обязательным, ни сквозным. Очевидно, что музей делает ставку не на системный подход, а на эмоциональный шок. И этого результата он вполне достигает.

«Силы потайные, силы великия»

Прав все-таки Кершач: не примитивным и уж тем более не наивным, а именно первоначальным и исконным стоит называть это искусство, возникшее как одна из немногих доступных человеку форм общения с миром нездешним.

Автор этих строк вообще неохотно пользуется словом «энергия». Но по-другому не опишешь воздействие этих вещей: недобро улыбающихся ритуальных масок, истыканных ржавыми иглами статуэток (и пусть каталог не рассказывает, что так африканцам под влиянием миссионеров виделся Христос), мощных каменных фаллосов. В этих вещах - энергия иного мира - мира, не смиренного Пришествием, не обузданного гуманизмом, не зажатого политкорректностью.

И, наверное, правильной была идея не грузить и без того загруженного зрителя навязчивыми комментариями. В конце концов, как постулировал этнограф Клод Леви-Стросс (кстати, большой сторонник идеи создания этого музея), «ни одно этнографическое собрание не может сегодня всерьез претендовать на то, чтобы представить правдивую картину той или иной культуры». Кроме того, при желании информацию все же можно обрести - из динамиков, ненавязчиво воркующих в каждом углу, или из книг и каталогов, продающихся по вполне доступным ценам.

И все равно: идеально отреставрированные, эффектно подсвеченные и упрятанные в стеклянные «сейфы», иные из объектов по своему воздействию непропорциональны даже этому музею. Их созерцание во все-таки «профанном» пространстве оставляет ощущение некоторого неудобства - так бывает слегка неловко за восторженных западноевропейских коллекционеров, украшающих стены своих гостиных асимметрично развешанными русскими иконами.

Кстати об иконах: странно, что в общий «неевропейский котел» с ритуальными масками экваториальной Aфрики и культовыми предметами исконных обитателей Америки угодило искусство Африки христианской. Фрески, снятые со стены коптской церкви в Эфиопии, смотрятся абсолютно чужеродным объектом в этом «языческом» музее. Впрочем, этот контраст лишь иллюстрирует ключевые вопросы, которые ставит Бранли: кто мы такие, в чем заключается наше отличие от других и есть ли оно сегодня?

Взгляд на другого

Как уже говорилось, места в постоянной экспозиции хватает приблизительно для 1% коллекции, собранной за пять веков колониализма и полтора столетия этнографической науки. Безбрежные собрания фото-, аудио- и киноматериалов доступны публике в специально оборудованных медиатеках. Остальные объекты обещают показывать в рамках сменных выставок, распланированных на 12 лет вперед. Первая из них состоялась под программным названием «D"un regard l"autre» (что можно примерно перевести как «Взгляд на другого»).

С тех пор как в начале XVI века гениальный немецкий картограф Мартин Вальдзеемюллер нанес на глобус предполагаемый им, но еще никому не ведомый американский континент, воображение европейцев занято обитателями «иного мира». Сперва не более реальный, чем инопланетянин, в последующие века заокеанский житель «делает карьеру» от «кровожадной бестии», варвара и, конечно, каннибала до «благородного дикаря». На выставке можно было увидеть и идеализированные мраморные бюсты negri, выполненные в соответствии с иконографией Ренессанса, и стилизованные портреты «африканских послов» Джаспера Бекса: наряженные в камзолы и шелковые панталоны, в напудренных париках, кавалеры замерли в куртуазных позах, черный цвет их лиц кажется всего лишь данью карнавальной ночи.

«Может ли человек сильно отличаться от меня и при этом оставаться человеком?» - этот наивно-расистский вопрос впервые открыто задал в XVII веке еще один «участник» выставки - голландец Альберт Экхоуд. Во время восьмилетнего путешествия по Бразилии художник изображал свои модели на фоне тщательно прописанной тропической растительности. Еще более старательно выписаны экзотические украшения дикарей. В некотором смысле подход Экхоуда схож с тем, что практикуется и сегодня в этнографических музеях. Впрочем, вполне ли можно доверять этому «энциклопедисту»? Где он рисует реальность, а где обслуживает уже существующее представление о ней?

Особенно хорош «Портрет женщины из племени тапуйя»: миловидная обнаженная дикарка держит отрубленную человеческую руку, а из изящного узелка за спиной торчит чья-то нога. Похоже, мать семейства только что была на базаре...

«Череп Парижа»

Где оригинал, а где стилизация? Это еще один вопрос, который задает проект Бранли. Чуть ли не самый знаменитый предмет коллекции - так называемый «парижский череп». Высотой 11 сантиметров, весом 2,5 килограмма, он выточен из цельного куска горного хрусталя. В 1878 году череп был передан в дар этнографическому музею на Трокадеро (будущему Музею человека) коллекционером Альфонсом Пинаром - в качестве шедевра доколумбова искусства. Ацтекские черепа - своеобразные «яйца Фаберже» мира заокеанских древностей: на сегодняшний день известны 12 объектов такого рода. Один из них хранится в Британском музее, другой, самый крупный, принадлежит Смитсоновскому институту в Вашингтоне. Остальные разошлись по частным коллекциям и известны под фантастическими названиями вроде «Черепа Судьбы», «Макса» или «Синергии».

Сомнения относительно происхождения хрустального черепа появились уже в XIX веке. Хотя бы потому, что приобретен он был у антиквара Эжена Бобана - лихого путешественника и не слишком чистоплотного предпринимателя. Однако лишь в 2007 году в лаборатории Бранли были проведены трехмесячные исследования, окончательно разоблачившие легенду о черепе. Он был выточен при помощи алмазных резцов не раньше второй половины XIX столетия, скорее всего, в одной из ювелирных мастерских на юге Германии, где и сегодня специализируются на схожем способе обработки камня.

«Разоблаченный» череп был представлен публике в рамках специальной выставки, открывшейся в канун европейского старта фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Подобная смычка с шоу-бизнесом вызывает мысль о том, что если музеи строят… значит это кому-нибудь нужно.

Эта мысль усиливается и углубляется, если побродить по улочкам в окрестностях набережной Бранли. Здесь вы обнаружите не одну, и не две, и даже не дюжину галерей, специализирующихся на продаже африканских и азиатских древностей.

Цены на эти артефакты, ранее представлявшие интерес в основном для узкого круга любителей, за последние годы выросли многократно. Один мой знакомый адвокат, прежде собиравший экзотические маски и скульптуру исключительно ради собственного удовольствия, сейчас забросил надоевшую юридическую практику и переквалифицировался в дилера по «африканскому искусству». «Океанический рынок» пока не переживает того бума, какой имеет место в искусстве современном, но явно стремится к нему и, возможно, станет следующей площадкой финансовой карусели.

Тесная связь этих двух рынков не вызывает сомнений. Не случайно одним из первых в Бранли выставлялся звезда «контемпоральщины» Йинка Шонибаре. Родившийся в Лондоне нигериец сделал себе имя как раз на кокетстве с колониальным прошлым и его стилизации. Так, его самая известная инсталляция «Большое путешествие» представляет собой группу викторианских денди, свитых из пестрых африканских тканей. Денди совокупляются в самых затейливых позах с пышногрудыми дамами, также свитыми из тряпок. Все это - намек на гранд-тур, традиционное познавательное путешествие молодых аристократов по Средиземноморью.

Уникальный в своем роде, музей Бранли в то же время выполняет роль ледоколапервопроходца: на подходе другие европейские собрания «нового образца». Скажем, в Берлине уже принимает конкретные очертания «Гумбольдтовский форум». Он станет частью комплекса «Музейный остров» и наконец сделает доступными для публики огромные этнографические собрания Германии. Новый музей такого плана (правда, частный) открылся недавно в Брюсселе. О пересмотре подачи этнографических коллекций думают и в Лондоне.

Музей Бранли вообще заставляет задуматься. Ибо высказывание его неоднозначно. Снова «вписывая» артефакты иных цивилизаций в европейский контекст, пусть и стремясь при этом сохранить их мистическую ауру, этот проект не ретуширует, а подчеркивает конфликт между первым и третьим миром. Конфликт, который все больше определяет то, что происходит в сегодняшней жизни.

И, может, не так уж неправы французские критики проекта, указывающие на то, что 235 миллионов евро, в которые обошелся музей Бранли, следовало бы инвестировать в науку и в спасение остатков цивилизаций, исчезающих по вине колонизаторов, а не в помпезный памятник последним.

Подпись к картинке

Жан Нувель входит в десятку ведущих архитекторов мира. Родился и вырос в провинции на юге Франции, под Бордо. Учился в Парижской академии художеств, на факультете архитектуры. В 1968-м был активным участником студенческого движения. Широкую известность Нувелю принес проект Института арабского мира, построенного в Париже в 1987 году. Среди других крупных проектов его бюро - здание Агбар в Барселоне и галерея Лафайет на берлинской Фридрихштрассе.

Господин Нувель, ваше новое здание как будто прячется от посторонних взглядов. Почему?

Мне было важно создать иную атмосферу, нежели та, что обычно господствует в западноевропейских музеях. Атмосферу загадочную и сакральную. Ведь в этом музее выставлены не произведения искусства в традиционном смысле слова, а реликты древних цивилизаций, следы ритуалов, верований и суеверий. Чтобы подчеркнуть мистический характер пространства, я погрузил залы в полутьму. Точечные светильники на потолке создают иллюзию звездного неба. Жалюзи обеспечивают мерцающую игру света и теней, какая бывает в густом лесу.

Вы рассуждаете, как кинорежиссер.

Я стремлюсь к эмоциональной выразительности. Я люблю, когда фильм заставляет забыть о том, что он снят при помощи камеры, а архитектура - о технических средствах своего создания.

Вы называете свою архитектуру «контекстуальной». Что означает этот термин?

Каждый мой проект ищет новую форму диалога с тем пространством, в котором он будет жить. Когда я строил технический центр в Висмаре, ориентиром для меня служил порт на берегу Балтийского моря. Театр «Гутри» в Миннеаполисе соотносится с изгибом Миссисипи. В здании для группы «Ричмонд» в Женеве обыгрываются типичная для Швейцарии структура ландшафта и вид на Женевское озеро. Природа отражается в стеклянном фасаде здания, она пронизывает архитектуру, избавляет ее от границ...

Вас часто называют революционером от архитектуры. К чему должна привести эта революция?

Моя архитектура привязана к настоящему, к сегодняшнему дню. Архитектура не существует вне времени. Она лишь обращенное в камень выражение нашей культуры, духа нашего времени. Именно поэтому я так не люблю архитектурные стилизации, историзм или архитектурный постмодернизм 1980-х. Мое представление о синтезе старого и нового я реализовал, скажем, в проекте нового корпуса музея королевы Софии в Мадриде: как будто парящая в воздухе стеклянная крыша соединяет его с историческим зданием XVIII века.

Не думаю, что следует ожидать большой новизны. Существует тенденция к тотальной абстракции, радикализации формы и деформации пространства. Кое-кто полагает, что можно изобрести архитектуру заново, обнулив прошлое.

Похоже, вы не слишком высокого мнения о творчестве некоторых ваших коллег - модных архитекторов?

Я не называю конкретных имен. Но я против зданий, которые выглядят так, будто их сбросили с парашютом. Я против «компьютерной архитектуры», всех этих псевдохудожественных зданий, вычурных и одинаковых по всему миру. Одним словом, я против архитектурного глобализма.

Что отличает архитектора от художника?

Архитектор зависим: от погоды, денег, чиновников и заказчиков. Художник свободен. Он делает, что хочет, как писатель или композитор. Искусство автономно. Архитектура - нет.

Фото Алексея Бойцова

Музей на набережной Бранли – Жак-Ширак, или музей искусств и цивилизаций Африки, Азии, Океании и Америк (неевропейских цивилизаций) расположен на набережной Бранли в 7 округе около . Музей был открыт по инициативе президента Жака Ширака 20 июня 2006 г. Сейчас входит в .

Эмблема музея – керамическая статуэтка Чупикуаро из Мексики.

Адрес:

37 Quai Branly, 75007 Paris, France

Время работы:

Вторник, среда, воскресенье – 11.00-19.00

Четверг, пятница, суббота – 11.00-21.00

Понедельник – выходной

Сад открыт 9.15-19.30 по вторникам-воскресеньям; до 21.15 по четвергам – субботам.

Библиотека музея открыта 11.00-19.30 по вторникам, средам, воскресеньям; до 21.30 по четвергам, пятницам, субботам.

Сайт Стоимость билета:

Постоянные выставки – 10 евро Временные выставки в Галерее сада – 10 евро / бесплатно для лиц младше 18 лет / бесплатно в первые воскресенья месяца

Билет на все выставки – 12 евро / 9 евро

Билет на спектакль без посещения музея – 20 евро; 10 евро для лиц младше 26 лет

Билет на концерт без посещения музея – 10 евро; бесплатно для лиц младше 26 лет.

Вход в сад бесплатный.

Действует

Как добраться до музея на набережной Бранли
  • Линия 9: станции Alma-Marceau или Iéna
  • Линия 8: станция Ecole Militaire
  • Линия 6: станция Bir Hakeim
  • RER C : станция Champ de Mars — Tour Eiffel
  • № 42: остановки Tour Eiffel или Bosquet-Rapp
  • №№ 63, 80, 92: остановка Bosquet-Rapp
  • № 69: остановка Champ de Mars
  • № 72: остановка Musée d’Art Moderne — Palais de Tokyo или Alma Marceau
  • № 82: остановка Varsovie или Champ de mars
  • № 87: остановка Rapp — La Bourdonnais

История основания музея на набережной Бранли

В начале 1990 г. Жак Кершаш, специалист по африканскому искусству, ратовал за появление в «примитивного искусства». Он встречался по этому поводу с мэром Парижа тех времен Жаком Шираком. Когда последний становится президентом страны в 1995 г., в Лувре такой отдел открывается. Но уже через год президент заявляет о намерении создать новый музей. В 1999 г. объявляется международный конкурс на архитектурный проект музея. Его победителем стал Жан Нувель.

Официальное открытие музея состоялось 20 июня 2006 г. Первоначальная коллекция состояла из коллекций, принадлежавших музею человека во дворце Шайо и музею искусств Африки и Океании.

В мае 2009 г. музей вошел в ассоциацию с еще тремя, расположенными по соседству, музеями, и вместе они образовали «Холм музеев» (Городок архитектуры и национального достояния, музей современного искусства города Парижа, Токийский дворец).

Коллекция музея в 2016 г. включала более миллиона объектов; изображения большинства из них оцифрованы и находятся в онлайн-каталоге. Это текстиль, скульптуры, картины, музыкальные инструменты и т.д., а также специализированные журналы, фильмы, видео и звуковые документы, диссертации по этнологии и антропологии, базы данных, энциклопедии и пр.

Выставка постоянно обновляется. Кроме постоянной экспозиции ежегодно организуются около 10 временных выставок.

Архитектурный ансамбль музея – это 40 600 квадратных метров в 4 зданиях и сад с тропинками, террасами, горками, прудами. Также в здании музея находятся театр Клода Леви-Стросса, кинозал и бар.

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Если идти по левой стороне Сены рядом с Эйфелевой башней, у Лувра и Токийского Дворца можно заметить сооружение, мимо которого нельзя пройти. От земли и до крыши оно покрыто тропическими лианами и яркими экзотическими растениями. Вертикальный сад украшение музея, сделавшее его главной достопримечательностью набережной.

Сам же музей на набережной Бранли в Париже представляет собой этнографическое, культурное наследие нового типа, центр изучения забытых цивилизаций, место, где проводят общественные мероприятия.

История создания

Торжественное объявление о сооружении музея было сделано президентом Французской Республики в 1996 году. Автором здания стал знаменитый французский архитектор и дизайнер Жан Нувель. Первым шагом создания музея было открытие в Павильоне Сессий отдела этнического искусства внеевропейских цивилизаций. В нем было представлено более 120 экспонатов.

Жак Ширак, большой ценитель примитивистского и восточного искусства, внимательно следил за ходом строительства и лично участвовал в его открытии в 2006 году. Официальное название «музей на набережной Бранли» произошло от месторасположения во избежание любых ассоциаций с его содержимым. Хотя часто можно услышать музей «примитивных искусств» или «взгляд на Иное».

Коллекция музея

В его основу легла коллекция Национального музея Африки и Океании, а также бывшего Музея Человека. Сейчас в нем собрано 300 тысяч объектов искусства. Строение похоже на коробку, нависающую над настоящим лесом. По замыслу архитектора это и есть среда существования предметов, находящихся в нем.

В самом здании нет отдельных залов. Отображая неразрывность и единство мировых цивилизаций, экспозиции разных стран и континентов сливаются и плавно переходят из одной в другую. Из динамиков слышится рокот тамтамов, бубнов и других музыкальных инструментов, также представленных в музее.

Стены украшены фресками, сделанными австралийскими аборигенами, и занавесками японского дизайнера Иссеи Мияке. Символом музея считается полихромная женская статуэтка «Ла-Чупикуаро», высотой 31 см, сделанная из обожженной глины и представляющая доколумбову эпоху.

Самым большим экспонатом считается красное каменное сооружение вулканического происхождения в виде лиры, камень для которого был доставлен из Сенегала. Высотой 240 см и 160 см шириной, весом более 6 тонн он был установлен до создания крыши. Расположен он в отделе искусства народов Африки и соседствует с деревянной статуей догонов из Мали XI-XII века.

Еще одной достопримечательностью, собирающей многочисленные экскурсии, является «Парижский череп». Принадлежащий цивилизации ацтеков, он вырезан из целого куска хрусталя и весит 2,5 кг.

К уже существующим предметам добавился подарок швейцарских коллекционеров: единственное в мире достояние этнических драгоценностей и украшений азиатских стран. На протяжении всего времени задействовано всего 3500 экспонатов. Остальные участвуют в тематических показах, время выхода которых запланировано на 12 лет.

Вертикальные сады П. Блана

Музей знаменит не только своей коллекцией, но и самой большой растительной стеной. Сооружение погружено в лес из 15 тыс. растений 150 видов разных стран мира. Живое полотно одно из произведений Патрика Блана.

П. Блан известный французский дизайнер и изобретатель ландшафтных вертикальных садов. Он потратил около 10 лет на создание технологии, с которой даже в суровом климате каменные стены могут быть превращены в тропические джунгли, цветущие в любое время года. Растения выращиваются гидропонным способом и не требуют наличия почвы. Полив осуществляется капельным путем. Сад выполняет не только декоративные свойства, но и должен защитить музей в случае наводнения.

Объект: Музей на набережной Бранли
расположение: 29–55 Quai Branly, Париж, Франция
заказчик: Правительство Франции
архитектура: Ateliers Jean Nouvel. Архитекторы: Jean Nouvel, Françoise Raynaud, Isabelle
Guillauic, Didier Brault
музеография: Reza Azard, Jérémy LeBarillec
конструкции: Aurélien Barbry, Frédéric Imbert, Jérémy LeBarillec, Sabrina Letourneur, Eric
Nespoulous
ландшафтный дизайн: Gilles Clément
художественная
подсветка сада: Yann Kersalé
системы
освещения экспозиции: Observatoire №1
планировка
вертикального сада: Patrick Blanc
консультант по конструкциям: Ingerop
консультант по инженерии: OTH
монтаж фасадов: Arcora
консультант по акустике: Avel Acoustique
конкурс: 1999
проектирование: 2000–2002
строительство: 2002–2006
площадь застройки, кв. м: 76 500

Новый Музей на набережной Бранли построен в самом центре Парижа, на престижном левом берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни и вписан в традиционную застройку из жилых зданий эпохи барона Османа. С конца 1980-х годов участок по адресу: 29–55 Quai Branly – принадлежал Министерству финансов Франции, построившему здесь для себя несколько корпусов. В середине 1990-х годов это ведомство переехало в новый комплекс в Берси, а на набережной Бранли было решено построить огромный конференц-центр.

На проект этого здания был проведен международный архитектурный конкурс, в котором победил Франсис Солер (Francis Soler), а Жан Нувель был одним из пяти финалистов. Чуть позже строительство отменили по финансовым соображениям – федерального бюджета попросту не хватило на все градостроительные замыслы Франсуа Миттерана. Однако участок не мог пустовать вечно, и в 1995 году на него обратил внимание президент Жак Ширак, задумавший построить отдельное здание для хранения и экспонирования произведений так называемого колониального искусства. Здесь также расположены театр Colline de Chaillot, музей «Токийский дворец» и Городской музей современного искусства.

История создания Музея на набережной Бранли уходит своими корнями в середину XX столетия. В 1952 году будущий министр культуры Франции Андре Мальро предложил часть коллекций парижского музея человека, посвященных странам Азии, Африки и Океании, выделить в самостоятельную экспозицию.

Впрочем, тогда этот призыв остался почти незамеченным. Но 40 лет спустя идею Мальро горячо поддержал известный французский галерист и коллекционер предметов восточного искусства Жак Кершаш (Jacques Kerchache). В 1990 году он опубликовал манифест с вызывающим названием «Шедевры всего мира равны и свободны», в котором сетовал на незавидную участь арт-объектов «забытых цивилизаций», обреченных в любом европейском собрании играть роль нелюбимых падчериц. Этот страстный призыв нашел самый живой отклик в сердце президента Ширака, кстати, большого поклонника восточного искусства и особенно африканских примитивистов.

Проведя между искусством и дипломатией вполне закономерную параллель, глава Франции решил строительством нового музея искупить вину своей страны перед бывшими колониями. В 1995 году Ширак учредил специальную комиссию, которая должна была всесторонне проанализировать возможность размещения колониального искусства, собранного Францией, в отдельном здании. В основу экспозиции будущего музея должны были лечь коллекции уже упомянутого Музея человека и Национального музея искусства Африки и Океании, кроме того, новое учреждение культуры должно было стать центром пропаганды и изучения забытых цивилизаций. В октябре 1996 года Жак Ширак торжественно объявил о строительстве в Париже нового музея, еще два года спустя для него была найдена оптимальная площадка, а на проект самого здания объявлен международный архитектурный конкурс.

За право вписать в историю архитектуры имя Жака Ширака боролись самые известные проектировщики мира – , Ренцо Пиано, Кристиан де Портзампарк, Тадао Андо, Жан Мишель Вильмотт, Рем Колхас, Питер Айзенман и другие. Конкурсное задание призывало архитекторов создать здание, которое не просто экспонировало бы колониальное искусство, но заставило публику восхищаться его своеобычностью и многогранностью, стало бы воплощением «уважения к диалогу культур», вызовом «высокомерию и этноцентризму» европейских музеев. Этой цели должны служить не только помещения постоянной экспозиции, но и научно-исследовательский центр, библиотека и лектории, пространство для временных выставок и, конечно, сама архитектура здания, «амбициозная, но не противоречащая историческому окружению музея».

По мнению жюри, которое возглавил лично Жак Ширак, наиболее полно все эти требования были соблюдены в проекте Жана Нувеля. Спустя семь лет смелый и необычный замысел архитектора был воплощен в жизнь и открыл новую страницу не только музейной архитектуры, но и музеологии в целом. Французскй архитектор Жан Нувель исходил из постулата: музей о другом искусстве должен быть другим – не таким, как остальные музеи. Убежденный в том, что архитектура – это не только вид искусства, но и мощный социальный инструмент, Нувель стремился создать здание, которое не просто служило бы достойным обрамлением для необычных экспонатов, но перевернуло бы сознание посетителей и заставило отказаться от столь характерного для Запада снисходительного взгляда на примитивистское искусство. По словам самого Нувеля, Музей на набережной Бранли – это место, в котором правит «ее величество Инакость». Чтобы достичь этого, архитектор пошел на сознательный отказ от традиционной планировки экспозиционного пространства и демонстративное несоблюдение главных правил музеографии, согласно которым арт-объект должен демонстрироваться во всей своей красоте и полноте. У Нувеля экспонаты уподоблены живым существам, имеющим право на приватное пространство.

Они помещены не в привычные прозрачные короба, а между двумя стеклами, на которые нанесен специальный лазерный рисунок – так, чтобы «в фокусе» оказался только сам предмет, пространство же вокруг него было слегка размытым. Пояснительные надписи и экран, демонстрирующий документальный фильм о происхождении раритетов, размещены на обратной стороне витрины, так что изучение самих объектов искусства и информации о них – это два разных процесса, которые совершенно не обязательно совмещать. При этом экспозиционное пространство погружено в полумрак, а сами предметы не высвечены яркими прожекторами, как это обычно бывает в музеях, но выступают из таинственных сумерек под определенным углом зрения. Все это рождает ощущение путешествия по необычному, первозданному миру, и нужно отметить, что архитектор именно к такому эффекту и стремился – не воссоздавать прямолинейно атмосферу восточных стран (например, с помощью тропических растений или диорам), а сотворить конгениальную представляемым произведениям искусства среду, пронизанную неявными аллюзиями и тонкими ассоциациями.

Сам Нувель, впрочем, называет это еще поэтичнее: «вызвать дух места». Он признается, что именно экспонаты будущего музея служили для него главным источником вдохновения при проектировании здания на набережной Бранли. За безмолвным созерцанием тотемных фигурок, глиняных божков и причудливо расписанных сосудов Нувель провел многие недели. Все они прибыли во Францию из разных стран и относились к разным эпохам, но архитектору казалось немыслимым разделить их вновь, рассортировать по географическому и временному принципам, поместить в разные комнаты. Наоборот, музей и должен был стать тем универсальным пространством, которое примирило бы подобное культурное многообразие.

В архитектурно-планировочном плане это открыло перед архитектором невиданные композиционные возможности. Нувель уподобил музейный комплекс архипелагу, разместив на единой платформе-основании условные секторы, посвященные разным континентам. Это позволило избавиться от заданных маршрутов знакомства с коллекциями. Общим эстетическим переживанием для всех посетителей становится лишь проникновение в музей – громадный вестибюль, где выставлен тотемный столб северо-американских индейцев из Британской Колумбии высотой 14 м, ведет в основание стеклянной цилиндрической башни, в которой устроена экспозиция музыкальных инструментов разных народов, а затем белым спиральным пандусом плавно поднимается к ее вершине.

Входная группа – это еще и место для проведения сменных выставок на экологические темы, причем каждая из них благодаря остеклению первого этажа будет проходить в своих собственных «декорациях», зависящих от времени года и суток. Узкую и длинную галерею, проложенную строго посередине здания и позволяющую одновременно увидеть подавляющее большинство экспонатов, сам Нувель назвал «змеей». Ассоциации с этим пресмыкающимся, столь почитаемым в экзотических странах, поддерживаются и узкой извилистой структурой, и отделочными материалами – деревом и полосками кожи. В галерее использовано только естественное освещение. Со стороны Сены на «змею» из окон льется слабый, холодный свет, напоминающий, по мнению архитектора, о густых лесах Амазонки. А с юга, со стороны Rue de l’Université, окна защищены специальными размещенными под острым углом панелями, имитирующими жалюзи из металла цвета ржавчины, которые позволяют регулировать поступление дневного света, защищая от слишком яркого солнца. Геометрически правильные окна служат своеобразной рамой для Эйфелевой башни и тем самым возвращают посетителя в городской пейзаж. Таким образом, музей на набережной Бранли не замкнут сам на себя, но вступает в сложные пространственные отношения с внешним миром.

По мнению архитектора, это позволяет если не стереть, то хотя бы уменьшить барьер между Парижем и восточными странами. Северный фасад музея, обращенный на набережную, украшен 27 коробами различного размера и цвета. С улицы посетители видят консольно выступающие объемы, выкрашенные в яркие цвета, что напоминает детские кубики и заставляет провести параллель между искусством стран Азии и Африки и собственным беззаботным детством. Изнутри эти короба оказываются изолированными мини-галереями, в которых выставлены наиболее интересные и уникальные экспонаты. Не все «острова» придуманного Нувелем архипелага служат экспозиционным целям. Три объема – мезонина, как их называют в музее, – приподняты над основной галереей, и благодаря искусной подсветке кажется, что они свободно плавают в пространстве.

Каждый мезонин выполняет свою функцию: один из них называется «Досье» (хранилище справочной информации), другой – «Тематические собрания», третий является мультимедийным центром. Как уже говорилось, музейный комплекс размещен на платформе, которая покоится на 10-метровых сваях. Платформа максимально удалена от набережной, и большая ее часть превращена в сад. Это совместное творение известного ландшафтного дизайнера Жиля Клемена (Gilles Clément) и художника Янна Керсале (Yann Kersalé). Общая площадь зеленых насаждений – 16 000 кв. м. Всего в саду высажено несколько тысяч растений – от трав и цветов до многолетних деревьев, в том числе самых экзотических. По замыслу Жана Нувеля, именно оазис зелени – оптимальный способ «смягчить» появление современной архитектуры в историческом квартале.

От набережной Бранли сад отделен стеклянной стеной и вертикальными деревянными шпалерами, обвитыми зеленью. Надо сказать, что сад играет не только декоративную роль – в случае наводнения он примет на себя основной удар воды. Со стороны Rue de l’Université высажены не очень высокие, но эффектно и подолгу цветущие деревья – магнолия и вишня, позволяющие солнцу затейливо играть на музейном фасаде. В плане же сад отдаленно напоминает черепаху – животное, столь часто встречающееся в культуре стран Африки и Океании. Узор панциря образует хитроумная система тропинок и полян. Особенно эффектно этот зеленый оазис смотрится в ночное время. Деревья освещаются с помощью «тростника» – специальных тонких конструкций из плексигласа, увенчанных точечными светильниками разных тонов. В своем проекте художественной подсветки Янн Керсале предусмотрел не только изменение интенсивности освещения и его цветовой гаммы в зависимости от времени суток и времени года, но и то, какие тени отбрасывают деревья. Фактически дубы, магнолии и ясени на ночь превращаются в актеров театра теней, а в роли режиссера этого завораживающего действа выступает запрограммированный художником «тростник».

Органичной частью сада стала и Аудитория имени Леви-Стросса: в основном здании спрятан объем ее конференц-зала, а в сад выходит открытый амфитеатр, позволяющий использовать ее и для научных заседаний, и для культурных акций. Впрочем, на этом растительные чудеса в музее на набережной Бранли не кончаются. Один из фасадов административного здания музея превращен в вертикальный сад. Он был создан при содействии известного французского ботаника Патрика Бланка, который придумал специальный вертикальный грунт, позволяющий пустить растения не только по внешней стене здания, но и по внутренней. По словам Нувеля, сады – как наземный, так и вертикальный – должны служить символами леса, реки, навевать мысли о смерти и забвении.

Плоская кровля музея на набережной Бранли превращена в открытую террасу, на которой расположились ресторан и библиотека. У краев террасы устроены водоемы, которые, с одной стороны, служат оградительным барьером для посетителей, а с другой – эффектно отражают переменчивое французское небо. Любопытно, что ресторан находится в тени Эйфелевой башни, и дизайнер Роберт Делоне (Robert Delaunay) остроумно обыграл это, оформив интерьеры своеобразными «слепками» с ажурных конструкций знаменитого инженерного чуда. Свою лепту в оформление музея внесли и австралийские художники, создавшие фрески для фасадов и окон книжного магазина, расположенного на первом этаже музея и работающего независимо от учреждения культуры. Приглашение их к участию в проекте было для Жана Нувеля не просто жестом доброй воли или политическим актом – архитектор мудро решил, что это расширит «творческое измерение» музея, подчеркнет тот факт, что восточное искусство достойно не только экспонирования, но и выхода в город, слияния с западной цивилизацией.