К.Паустовский имел полное основание говорить о личности своего современника. Ведь эта «ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости, фальши» отразилась не только на жизни, но и на творчестве М.А.Булгакова.

Писатель почти в каждой своей работе подвергает жесткой критике современное общество. Но осуждает он его за костность, узость интересов, за страсть к деньгам. Булгаков выступает ярым противником узких, обывательских взглядов. Причем в романе «Мастер и Маргарита» безжалостному осмеянию подвергаются почти все второстепенные герои: и члены МАССОЛИТа с их меркантильными взглядами на искусство, и публика в Варьете, жаждущая легких денег, и обитатели дома на Садовой.

Их алчность писатель считал дикостью. Жажда легких денег, материальных благ, удовольствий, по мнению автора «Мастера и Маргариты», делает из человека животное. Доказывает это все та же сцена в Варьете. На представлении присутствовали не зрители, а толпа, дикая, озверевшая, обезумевшая от щедрости иностранных фокусников. Для этой толпы не осталось ничего святого: исчезли настоящие человеческие чувства как любовь и доброта, исчезло искусство – их затмили бумажные червонцы.

Но ведь это все фальшь. Свою сатиру Булгаков направляет и на нее. Главных героев своего романа Мастера и Маргариту он противопоставляет москвичам-обывателям.

Только их любовь искренняя, исцеляющая, верная, поэтому мы не осуждаем Маргариту, ушедшую от мужа. Только творение Мастера небездушное, близкое к истине, настоящее, поэтому мы не соглашаемся с критикой Латунского. И как никчемны нам тогда кажутся московские «деятели искусства», как ненужны собрания в доме Грибоедова, ведь на них собираются люди, которые не умеют создавать искусство так вдохновенно и увлеченно, как Мастер. О том, что они писатели и поэты говорится только в билетах члена МАССОЛИТа.

Образы сытых, самодовольных, алчных людей противны автору. Их скучную и однообразную жизнь, пошлый и убогий мир Булгаков высмеивает не только в «Мастере и Маргарите». Почти все творчество писателя доказывает справедливость слов К.Паустовского.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дидактические материалы к уроку по творчеству М.А.Булгакова,
включающие тестовые задания с ответами

Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская сош»
Первомайского района Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Создание
Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за три недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был «роман о дьяволе» - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжёг рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.
Название
Булгаков довольно долго искал название романа: «Инженер с копы¬том», «Чёрный маг», «Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы», «Ко¬пыто инженера», «Консультант с копытом». В 1937 г. появился оконча¬тельный вариант - «Мастер и Маргарита».
Эпиграф взят из «Фауста» Гёте: «...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо...». Эпиграф и название многое проясняют в позиции автора. Мастером, Великим Ар¬хитектором природы в масонской литературе называют верховное боже¬ство, и божество это есть дьявол.
Публикация
В 1940-е гг. роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впер¬вые он был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с много¬численными цензурными купюрами. В ответ появился полный машино¬писный «самиздатовский» текст романа. И лишь в 1973 г. роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологиче¬ская работа над произведением, поскольку не существует окончательно¬го авторского текста.
Жанр
Жанр был определён автором как «фантастический роман». Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многопла¬новое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведён московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.
Композиция
Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой - о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. и 30-е голы I в. н. э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетные линии сливаются в одну.
Сюжетные линии
В романе можно выделить несколько сюжетных линий:
- философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;
- любовная - Мастер и Маргарита;
- мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.
Особенности
Этот роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни челове¬ка, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.
Роман многослойный и допускает различные толкования.
Роман адресован читателю образованному, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, ис¬торией.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РОМАНА – ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Иешуа Га-Ноцри
В философском плане «Мастер и Маргарита» - это роман об истине и высоком долге служения ей. А истина в жизни только одна - все люди добры.
Каждый человек несёт в себе добро и любовь к другим людям. Во имя этой истины Иешуа пошёл на смерть. Он до конца исполнил своё высшее предназначенье - нести людям свет истины.
Мастер
Эта истина открылась и безымянному сотруднику московского музея, который почувствовал потребность писать и стал «мастером». Но Мастер, прикоснувшийся к истине, оказался слабым человеком. Под давлением жизни он проявил малодушие, трусость - отказался бороться за истину и нести её свет людям (прячется в сумасшедший дом), не выполнив до конца своей миссии.
Струсив (испуганный вид больного из 118-й палаты подчёркивается не раз), отказавшись от своего предназначения, он совершил предательство по отношению к самому себе.
Маргарита
Образ Маргариты - жизнеутверждающий символ женского начала, который лежит в основе мира. Свет истины открылся не ей, но именно она призывала Мастера бороться за истину и сама боролась за Мастера. Её образ соотнесён с образом Левия Матвея: тот тоже хочет донести до людей слова Спасителя и тоже пытается спасти его от мучительной казни.
Маргарита и сама несёт в себе Божественную истину. Это истина - любовь. Маргарита борется за свою любовь всеми силами и способами. Она «заслужила свет», но совершает самопожертвование - отказывается от него, желая разделить с Мастером его судьбу - дарованный ему покой.
ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
Мастер. Тема творчества
Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объеди¬няет и чисто внешнее сходство (от сухощавой фигуры до шапочки-ермолки), и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то же время образ этот - широкое обобщение, так как судьба Мастера - участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.
Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой по¬кой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрёл уют, вер¬ную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к Вечному Царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булга¬ков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (прозревший Иван Понырёв, бывший поэт Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.
Маргарита. Тема любви
По мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исхо¬дит от любви.
Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное. Маргарита пол¬ностью отдаётся любви и ради спасения Мастера продаёт свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает её самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зер¬кально перевёрнутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.
Иешуа Га-Ноцри
В романе Иешуа - прообраз Христа, но он не Богочеловек, а Тот, Кто знает, что есть истина, и несёт её людям. Иешуа - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не отказыва-ется от своих убеждений, идёт на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.
Понтий Пилат. Тема власти
Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называ¬ют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром пра¬вит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей - только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное су¬щество, к которому он привязан - собака.
Автор считает трусость самым большим человеческим пороком (трусость толка¬ет ко лжи, убивает Бога в душе). Это показано через образ Понтия Пилата. Перед ним предстал Иешуа Га-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к раз¬рушению ершалаимского храма. Прокуратор сразу убедился в невиновности арестанта, был тронут его искренностью, понял, что Иешуа обладает загадоч¬ной силой (умеет врачевать) и даже задумал его спасти (объявить сумасшед¬шим и выслать на остров в Средиземном море, в свою резиденцию). Но один из учеников Иешуа, Иуда из Кириафа, за 30 сребреников предал Иешуа, разуве¬рившись в его учении, - представил показания, по которым его следовало казнить немедленно. Иешуа утверждал, что «всякая власть есть насилие над людьми» и что настанет время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще «не будет надобна никакая власть». Чтобы опровер¬гнуть это, Пилат неискренне произносит хвалебные слова в честь презираемого им императора Тиберия. Пилат подтверждает, что Га-Ноцри прав в своей оцен¬ке власти: он совершает насилие, не имеющее никакого оправдания, обрекая невиновного на смерть. Отправив на смерть Иешуа, Пилат губит и свою душу. Вынося приговор невиновному, Пилат воскликнул: «Погибли!» Он струсил, побоявшись быть обвинённым в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием - «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за всё добро и зло, происходящее на земле.
Воланд
Сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворя¬ющих собой силы, которые во имя справедливости совершают добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости» (достаётся по заслугам и самоуверенному Бер¬лиозу, и доносчику Варенухе, и пьянице Лиходееву), то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предаёт людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд - связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его - свет тьмы, лунный свет. Искоре¬няя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни поря¬дочность и честность и наказывала зло, Воланд пронёсся над Москвой грозой, карая неправду.
Сквозная тема романа - тьма
Тьма - это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского на¬родонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос был распят, но ещё не воскрес. Воланд, прибыв в Москву, узнаёт, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире всё дозволе¬но, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший лом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей -люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздаётся по вере его.
Образы-двойники
Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своём творчестве раз-рабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда. Бер¬лиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.
Повесть «Собачье сердце»
История создания
Написана в 1925 г. и запрещена цензурой как «недопустимая вещь». Было вы-сказано мнение: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». У Булгакова был произведён обыск и конфискована рукопись. Впервые повесть была опубликована лишь в 1987 г.
Фантастическая фабула
Профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие омоложение организма методом пе¬ресадки половых желез, проводят научный эксперимент. Они пересаживают бездомной дворняге Шарику нижний придаток головного мозга (гипофиз) убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина. Происхо¬дит очеловечивание собаки. Попытка развить это лабораторное существо в лич¬ность оказывается более чем неудачной. Шариков ведёт себя по-хамски: пьян¬ствует, крадёт деньги, пристаёт к женщинам. В довершение ко всему он пишет донос на Преображенского, обвиняя его в «контрреволюции». Терпению про¬фессора приходит конец, и вместе с Борменталем он проводит обратную опе¬рацию: Шариков-Чугункин вновь стал собакой Шариком.
Реалии 1920-х годов, отразившиеся в повести
Научно-популярная литература того времени была полна статьями об омоложе¬нии человеческого организма и скорой победе врачей над старостью и смертью.
Подлинна московская топография: в «калабуховском доме» жил дядя Булгакова, профессор Н. М. Покровский (скорее всего, он был прототипом Преобра¬женского) - яркий представитель старомодной русской интеллигенции. Булга¬ков описывает характерные приметы времени: «фильдеперсовые чулочки», норма
жилплощади (16 аршин), соседство «граждан, товарищей» и «господ», шикарных ресторанов и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варяг щи из протухшей солонины.
Социальный смысл
Профессорский эксперимент сравнивается с экспериментом большевиков, ко-торые хотели искусственно и в кратчайший срок воспитать «нового человека». Это «воспитание» закончилось усвоением швондерами и шариковыми револю¬ционной фразеологии, принципа «всё отнять и поделить». Большевики обеща¬ли: «Кто был ничем, тот станет всем», но опыт Преображенского показал, что Клим Чугункин, даже будучи возрождённым в теле Шарика, так и остался алкоголиком с двумя судимостями. И профессорский, и большевистский экс¬перимент - насилие над природой, потому оба обречены на неудачу. Но Преоб¬раженский осознал бессмысленность своего эксперимента и прекратил его, а большевики нет.

Задания по роману «Мастер и Маргарита»
Часть А
1. «Роман о Пилате» состоит из четырех глав: «Понтий Пи¬лат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение». Последняя глава преподносится в ро¬мане:
а) как рассказ Воланда;
б) как рассказ Мастера;
в) как сон Ивана Бездомного;
г) как чтение отрывка романа Маргаритой.
2. Что не повторяется в московских и ершалаимских главах?
а) Отношения учитель-ученик;
б) Тема страха, трусости;
в) Казнь;
г) Гроза.
3. Мир Мастера характеризуется рядом предметных дета¬лей. Уберите «лишнее».
а) Цветы; в) Шапочка;
б) Книги; г) Ванна.
4. Первым на страницах романа Булгакова «Мастер и Мар¬гарита» появляется:
а) Берлиоз;
б) Воланд;
в) Коровьев;
г) Мастер.
5. Наказывают Воланд и его свита многих, но убивают лишь одного:
а) Лиходеева;
б) Бенгальского;
в) Майгеля;
г) Могарыча.
6. Многие фразы романа стали афоризмами. Найдите «сло¬ва» Иешуа:
а) «Рукописи не горят»;
б) «Никогда и ничего не просите»;
в) «Нет большего порока, чем трусость»;
г) «Он не заслужил света, он заслужил покой».
ЧастьВ
1. Роману «Мастер и Маргарита» предшествует эпиграф:
...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Назовите произведение, строки из которого цитирует М.А. Булгаков?
2. «Роман о Пилате» состоит из 4 глав, введенных в основ¬ной роман разными способами. Кто является рассказчиком первой главы романа - «Понтий Пилат»?
3. Узнайте героя по портрету:
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физио¬номия, прошу заметить, глумливая».
4. В какой главе «Мастера и Маргариты» появляется главный герой произведения, автор «Романа о Пилате»?
5. «Ну что же, ...люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...»
Что «испортило» москвичей, с точки зрения Воланда?
6. Назовите фамилию критика, квартиру которого разгромила Маргарита.
7. Кому из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Марга¬рита» принадлежит фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»?
8. Какой из человеческих пороков Иешуа назвал одним из самых главных?
9. Многие москвичи пострадали во время кратковременного пребывания Воланда и его свиты в Москве, но убит был один.
«Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Гово¬рят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уро¬нили слово - наушник и шпион».
Кому вынесли столь суровый приговор?
10. Мастер «не заслужил света». Чем Иешуа просит Воланда наградить Мастера?
Ответы
Часть А
Часть В
1. Г 1.»Фауст»
2. В 2.Воланд
3. Г 3.Коровьев-Фагот
4. А 4. 13
5. В 5.квартирный вопрос
6. В 6.Латунский
7.Воланд
8.трусость
9.барону Майгелю
10.покоем

Часть С1
1. Как раскрывается тема творчества в романе М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»?
2. Как герои произведений М.А. Булгакова решают пробле¬му нравственного выбора?
3. Какова, судьба настоящего художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
4. На что направлена сатира М.А. Булгакова в романе «Мас¬тер и Маргарита»?
5. Какова роль Пилата в романе? (По роману М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»).
6. Согласны ли вы с утверждением К. Паустовского: «Бул¬гаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую не¬нависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши»?
7. Есть ли у Мастера ученики в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
8. Кто в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до¬казывает утверждение: «трусость - самый страшный порок»?
9. Кто из героев романа «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
10. В чем заключается смысл финала романа М.А. Булгакова и Маргарита»?
11. Каким предстает перед нами город в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12. Как выражена авторская позиция в романе М.А. Булгакова?
13. Согласны ли вы с утверждением: «М.А. Булгаков - мастер психологического анализа»?
Часть С 2
1. Прочитайте фрагмент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните общий смысл предложенного текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чувства персонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произведении.
Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в «том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала боль¬шую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привле¬кающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф.
Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаме¬нитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, - есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.
Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.
- Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...
Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее извест¬ного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ац¬теки в Мексике.
И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Задания по типу ЕГЭ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Вариант 1
Всадники остановили своих коней.
- Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяж¬кий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен раз¬делять участь того, кого он любит.
- Что он говорит? - спросила Маргарита, и совершенно спо¬койное ее лицо подернулось дымкой сострадания.
- Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он го¬ворит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслы¬ханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.
- Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? - спросила Маргарита.
- Повторяется история с Фридой? - сказал Воланд, - но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.
- Отпустите его, - вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения ли грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:
- Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, - тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
В1. Назовите имя героя, судьба которого является предметом об¬суждения в данном фрагменте.
В2. Роман мастера получает в данном фрагменте завершение («Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»). Каким термином обознача¬ется завершающий этап развертывания действия?
В3. Каким термином обозначается глубинное противоречие, ста¬новящееся в литературном произведении основой действия (напри¬мер, противоположность мировоззренческих позиций героев - про¬куратора и Га-Ноцри)?
В4. Каким термином называется введенне в реальный мир заве¬домо неправдоподобных, вымышленных явлений и событий (полет всадников, составляющих свиту Воланда, участие сатаны в судьбе мастера и Маргариты, бессмертие смертного прокуратора)?
В5. Кому из героев романа принадлежит утверждение о том, что в числе человеческих пороков одним из самых главных является тру¬сость?
В6. Как в литературоведении называется преувеличение, исполь¬зованное, например, при характеристике смеха Воланда («грохот-смеха»)?
В7. Как называется придание неодушевленным предметам и явлени¬ям свойств живых существ (например, «эхо запрыгало... по горам»)?
С1. Почему прокуратор Иудеи ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?
С2. Герои каких произведений русской литературы испытывают глубокое раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сход¬ство с героем М. Булгакова?
С5. Почему главному герою романа мастера даруется свобода, а самому мастеру - лишь покой?
Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1- С2.
Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.
Первым показался шагом следующий мимо решетки сада конный милиционер, а за ним три пеших. Затем медленно едущий грузовик с музыкантами. Далее - медленно двигающаяся похоронная новень¬кая открытая машина, на ней гроб весь в венках, а по углам площад¬ки - четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина. Даже на расстоянии Маргарита разглядела, что лица стоящих в похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие-то странно растерянные. В особенности это было заметно в отноше¬нии гражданки, стоявшей в левом заднем углу автодрог. Толстые щеки этой гражданки как будто изнутри распирало еще больше какою-то пикантной тайной, в заплывших глазах играли двусмысленные огонь¬ки. Казалось, что вот-вот еще немного, и гражданка, не вытерпев, подмигнет на покойника и скажет: «Видали вы что-либо подобное? Прямо мистика!» Столь же растерянные лица были и у пеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной.
Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же «Бумс, бумс, бумс», и думала: «Какие странные похороны... И какая тоска от этого «бумса»! Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоро¬нят с такими удивительными лицами?»
- Берлиоза Михаила Александровича, - послышался рядом несколько носовой мужской голос, - председателя МАССОЛИТа.
Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо пола¬гать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.
Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами.
- Да, - продолжал неизвестный гражданин, - удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда дева¬лась его голова!
- Какая голова? - спросила Маргарита, вглядываясь в не¬ожиданного соседа. Сосед этот оказался маленького роста, пламен¬но-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.
- Да, изволите ли видеть, - объяснил рыжий, - сегодня утром в Грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.
- Как же это может быть? - невольно спросила Маргарита, в то же время вспомнив шепот в троллейбусе.
- Черт его знает как! - развязно ответил рыжий, - я, впро¬чем, полагаю, что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко сперли. Такой скандалище! И, главное, непонятно, кому и на что она нужна, эта голова!
Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.
В1. Назовите имя персонажа, который оказался «неожиданным соседом» Маргариты на скамейке и сообщил о похоронах Берлиоза.
В2. Каким термином называется описание внешности персонажа («Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клы¬ком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лаки¬рованных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий»)?
В3. Как называется предметная подробность, используемая для характеристики персонажа (например, куриная кость в кармане пид¬жака у собеседника Маргариты)?
В4. Какой вид комического, основанный на соединении фантас¬тики и реальности, страшного и смешного используется в отрывке (например, история с украденной головой Берлиоза)?
В5. Каким термином называется обмен репликами между двумя персонажами?
В6. «Черт его знает...», «до ужаса ловко сперли» - как называ¬ется этот тип лексики в речи героя?
В7. С точки зрения какого из персонажей представлены события в приведенном отрывке?
Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.
С1. Какая роль отведена Берлиозу в истории мастера?
С2. В каких произведениях русской литературы герой представ¬лен в противостоянии власти и в чем сходство и различие этих героев с булгаковскими персонажами?
Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо¬димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз¬можности раскрывая собственное видение проблемы.
С5. Чем страшен и чем смешон МАССОЛИТ в изображении М. Булгакова?
Ответы
Вариант 1
В1 Понтий Пилат
В2 Развязка
В3 Конфликт
В4 Фантастика
В5 Иешуа
В6 Гипербола
В7 Олицетворение
Вариант 2
В1 Азазелло
В2 Портрет
В3 Деталь
В4 Гротеск
В5 Диалог
В6 Просторечие
В7 Маргарита

Используемая литература
1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
3. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...

    Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том,...

  1. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  2. Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...

(366 слов) Действительно ли трусливые люди не способны проявить милосердие и сострадание? Я полностью разделяю позицию Суворова и считаю, что страх толкает нас на поступки, жестокие по отношению к другим. Трусость, понимаемая как боязливость, определяющая поступки и действия человека, не даёт ему возможности творить добро, поступать в соответствии с моральными принципами. Он вынужден всегда ориентироваться на более сильного и смелого, становясь орудием для достижения корыстных целей. Или же собственная слабость вынуждает его думать только о себе.

Наиболее ярко трусость проявляет себя во время военных действий, когда страх за свою жизнь подчас заставляет предавать свою страну, свои ценности и убеждения, тем самым ожесточая человека. Так, в произведении А. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, отступаясь от дворянской чести, переходит на сторону восставшего Емельяна Пугачева, чтобы остаться в безопасности. Когда бунтовщики победили, проигравший настолько испугался за свою участь, что унизился до мольбы о прощении. Однако когда жертва присоединилась к вражескому стану, от робости не осталось и следа: герой хладнокровно и подло вынуждает женщину принадлежать ему, пользуясь своей властью. В основе этого поступка лежат боязнь проиграть в честном бою за сердце девушки и унижение, испытанное им от предательства. Он хочет реабилитироваться в собственных глазах, принудив Марью к повиновению. Трусость и жестокость Швабрина проявляются и до этого: когда он во время дуэли с Гринёвым наносит ему удар в спину; доносит родителям своего противника о состоянии Мироновой, чтобы помешать свадьбе Маши и Петра. Таким образом, первопричина его жестокосердия – слабость духа.

Другим примером трусости и жестокосердия может стать герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, исторический персонаж, прокуратор Иудеи. По роману он отправляет философа Иешуа (прообразом которого является Иисус) на казнь, страшась волнений в городе и конфликта с местной властью. При этом Понтий как бы снимает с себя ответственность за случившееся, «умывает руки», обрекая себя на душевные терзания, а невинного человека – на гибель. Он делает лишь робкую попытку спасти жизнь этому скитальцу, но бюрократические препоны и политические расчеты затмевают в нем добродетель. Если бы герой был смел, как когда-то в бою, он отстоял бы справедливость, как того требовал его профессиональный долг.

Таким образом, жестокость – это неотъемлемый «спутник» трусости, которая проявляется в разных жизненных ситуациях. Проявить сострадание, душевную доброту способны только люди смелые, не боящиеся постоять за правду и рискнуть ради нее даже собственными интересами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по роману М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» для учащихся 11-х классов

1.М. Булгаков в письме советскому правительству 28 марта 1930 года определил свои литературные и политические принципы. Какой (-ие) из пунктов наиболее точно раскрывает (-ют) задачи писателя :

1.Приверженность идеям творческой свободы.

2.Противостояние оболваниванию личности.

3.Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

4.Изобрахение «страшных черт моего народа».

5.»Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

6.»Стать бесстрастно над красными и белыми».

2.Кого из русских писателей М.Булгаков считал своим учителем:

1.Н.Гоголя; 2М.Салтыкова-Щедрина; 3.Ф.Достоевского; 4.Л.Толстого.

3.Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственной цели бытия. Какие его произведения утверждают, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света:

1.»Мастер и Маргарита» 2.»Собачье сердце». 3.»Белая гвардия». 4.Практически все.

4.Идея Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:

1. «Белая гвардия» 2. «Собачье сердце» 3. «Мастер и Маргарита»

5.Соотнесите эпизоды романа и стилевые приемы, используемые писателем:

1.История любви Мастера и Маргариты.

2.Костюм, без владельца-бюрократа принимающий резолюции.

3. Шабаш ведьм, полеты на метле, боров-человек.

А) гоголевская фантастика;

Б) щедринская сатира:

В) романтика.

6.Чем заканчивается в романе «Мастер и Маргарита» борьба Добра и Зла, Света и Тьмы:

1.Победой Света.

2. Победой Тьмы.

3.Нет ни побед, ни победителей.

7.В финале романа Булгаков написал, что Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Чем это можно объяснить :

1.Наступило наказание за малодушие.

2.Такой финал необходим художнику-романтику.

3.»На свете счастья нет, но есть покой и воля».

8.Кто из героев романа описывается так : «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ евангельского сюжета.

9.Почему Булгаков использует параллельное развитие двух сюжетов – Москва 30-х годов и древний Ершалаим?

10.Вспомните героев русской литературы, для которых бессмертие стало наказанием.

11. В главе 13 найдите ответ на вопрос: кто главный герой романа, написанного Мастером? Согласны ли Вы с утверждением Мастера?

ТВОРЧЕСКАЯ свобода художника.

12.Что происходит с Мастером (подтвердите текстом гл.13):

Смиряется и подчиняется;

    борется за свой роман:

    начинает испытывать все нарастающий страх.

13.Приведите примеры реальной жизни Москвы (гл.7,9,27).Какие приемы использует автор?

14. Что означает фраза Мастера: «И я вышел в жизнь, держа его (роман о Понтии Пилате) в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

15. Когда и где впервые появляется герой, именем которого назван роман;

его портрет.

16.* Почему Мастер ищет спасения в «доме скорби», а Маргарита, спасая свою любовь, обращается к дьяволу?

17.* Составьте рассказ, используя цитаты о жизни Мастера до того момента, как «роман был написан».

18.*Объясните фразу Левия Матвея о Мастере (гл.29): «Он не заслужил света, он заслужил покой». Иешуа заслужил свет. Почему?

(Ответить на 1 любой вопрос*)

РОЛЬ ВОЛАНДА и его свиты.

19. В чем смысл эпиграфа?

20.Найдите в гл. 12 элементы гротеска. Какова их роль?

«ВЕЧНЫЕ» вопросы в романе

21.*Объясните значения слов:

справедливость, всепрощение, милосердие.

В чем разница между этими понятиями?

Как эти понятия соотносятся в романе?

Что является первой ступенью восхождения к истине, что высшей?

На какой ступеньке стоят Мастер, Маргарита, Левий Матвей, Иешуа?

22.*Почему эпилог романа посвящен судьбе Ивана Бездомного?

(ответить на 1 любой вопрос)

23. Какие страницы романа показались вам наиболее интересными? Что осталось неясным?

Вопросы подготовила учитель русского языка и

литературы Ширикова А.И., январь 2011 г.