В каком здании проходит выставка из ватикана. Третьяковка устроила издевательство с продажей электронных билетов на "шедевры ватикана"

November 23rd, 2016 , 04:20 pm

25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается одна из самых значимых и уникальных выставок последних лет. 42 произведения искусства из Пинакотеки Ватикана будут представлены в Москве в течение трёх месяцев.

Популярность различных выставок с шедеврами разных временных эпох в Москве в последнее время невероятно высока. Билеты покупаются заранее. Люди одеваются теплее и стоят в длинных очередях ради взгляда на уникальные полотна. Что можно увидеть в этот раз? Ответ в репортаже.

1. Выставка расположилась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это ближайшее здание к станции метро Третьяковская. Три зала на третьем этаже. Большой, средний и малый.

2. Первым посетителей встречает средний зал. Небольшая вводная о музеях Ватикана и план собора Святого Петра с площадью перед ним.

3. Начинается всё с экспоната, никогда ранее не покидавшего Ватикан. "Христос Благословляющий". 12 век, римская школа.

4. Средний зал неполнен небольшими по размеру картинами. Кроме работ Беллини, Рафаэля и Караваджо, упомянутых в названии выставки, вы сможете увидеть Mаргаритоне д’Ареццо, Пьетро Лоренцетти, Джентиле да Фабриано, Фра Беато Анджелико.

5. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. По приказу Наполеона Бонапарта они были увезены в Париж, но позже возвращены на место. Много лет коллекция пополнялась и украшала только покои папы и некоторые помещения. Лишь в 1908 году коллекция пополнила ряды музейных экспонатов, доступных для публики. Первое время она находилась в помещениях Бельведерского дворца, а позже получила собственное здание.

6. Большинство произведений в Пинакотене Ватикана принадлежат кисти итальянцев. Меньшая часть - приобретённая коллекция византийского искусства, ещё меньше произведений из других стран.

7. В Москву приехали 42 работы. Это почти 10% всей коллекции. Ранее такое большое количество произведений из Ватикана не вывозилось. Решение о проведении временных выставок российских произведений в Ватикане и ватиканской коллекции в России было принято на самом высоком уровне. Финансовая поддержка этого проекта оказана благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», уже не раз поддержавшим проведение выставок в Третьяковской галерее.

8. Важность события подчёркивается и визитом кардинала Джузеппе Бертелло. Он является губернатором государства-града Ватикана, что примерно соответствует должности премьер-министра в России.

9. Второй по очереди зал - большой. Здесь собраны самые большие произведения коллекции.

10. Все картины подписаны на русском и английском языке. Надписи находятся под ногами. подчёркивая большой порог.

11. И не забудьте заглянуть в небольшой зал в дальнем конце от входа. На этих 8 работах серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети.

12.

На мой непрофессиональный взгляд это очень интересная выставка. Небольшая, но даже в таком виде выглядящая полноценной. Религиозная тематика всех произведений не удивляет, но и не бросается в глаза. Мы все понимаем, что Ватикан - центр католичества в мире. Его коллекции религиозной тематики очень разнообразны.

А вы пойдёте на эту выставку?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Одна из главных выставок этого года открывается 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. О совместном проекте Музеев Ватикана и Третьяковской галереи "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" открывается за месяц до Рождества. Для вас как для директора Третьяковской галереи какой из аспектов этой выставки наиболее важен: политический, религиозный, культурный?

Зельфира Трегулова: Конечно, художественный. Я могу только подтвердить слова директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи: никогда из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня. Конечно, это беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношении доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей в очень непростой для всего мира момент.

Причем действительно каждая из работ, начиная от "самых популярных ангелов Рима" Мелоццо да Форли и вплоть до "Оплакивания" Джованни Беллини и "Положения во гроб" Караваджо, знаковая для коллекции Пинакотеки. Это работы хрестоматийные, которые тиражированы на открытках, постерах, во многих каталогах... Но увидеть их своими глазами - это совсем другое дело. Сергей Чобан так выстроил архитектуру центрального зала экспозиции, чтобы она повторяла абрис знаменитой площади перед собором Святого Петра с колоннадой Бернини. А на месте фасада собора - витрина с двумя ранними гризайлями Рафаэля, которые создавались для алтаря церкви в Перудже. Поэтому зритель оказывается в центре полукруга, в точке, откуда раскрываются пространства картин Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо, Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени...

Антонио Паолуччи говорил, что Третьяковская галерея получила практически все работы, которые просила.

Зельфира Трегулова: Совершенно верно. В декабре 2015 года у нас была последняя встреча в Ватикане по составу выставки. Нам должны были дать ответ, какие вещи из нашего списка готовы предоставить, а какие выдать не могут. Мы сидели в относительно небольшом кабинете и с замиранием сердца слушали, как господин Кориньяни, завотделом выставок, проходя по списку, где работы шли в хронологическом порядке, говорил "Si" или "Nо". Дойдя до "Положения во гроб" Караваджо, он сделал долгую драматическую паузу. А до этого было уже "Si" по поводу картины "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. И мы с Аркадием Ипполитовым, куратором выставки, буквально замерли: с одной стороны, маловероятно, чтобы еще раз было "Да", а с другой стороны - перед "No" такую паузу не делают. И он говорит: "Si". И мы начинаем вопить от счастья.

Никогда прежде из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня

Название проекта Roma Aeterna, то есть "Вечный Рим", отсылает к античности. Одна из важнейших тем, которая возникает в связи с Римом, это, естественно, очень продуктивный диалог античности и христианского искусства. Она была для вас важна?

Зельфира Трегулова: Конечно. Это одна из главных тем выставки.

Но в работах ее нет. Самая ранняя работа на выставке - это икона XII века римской школы "Христос Благословляющий". Меж тем в Музеях Ватикана великолепная коллекция античного искусства. Вы не хотели попросить какие-то работы для выставки?

Зельфира Трегулова : Мы думали об этом, но потом решили, что сосредоточимся на живописи. Что касается связи с античностью, то Данте, как известно, не случайно в провожатые по загробному миру выбирает великого Вергилия. Между прочим, это в его "Энеиде" идея вечного Рима получила свое поэтическое обоснование. Произведения Вергилия переписывались в средневековых монастырях Европы. Христианство выступило как наследник античной культуры, противопоставив себя варварам, громившим "идолов". Я уж не говорю о том, что Микеланджело называл себя "учеником Бельведерского торса".

Но на выставке эта тема ушла в "подтекст"?

Зельфира Трегулова: Если считать "подтекстом" блестящий обзор истории собраний Музеев Ватикана, написанный для каталога Аркадием Ипполитовым, то да. Мы не стали напрямую сталкивать античные памятники, которые есть в Музеях Ватикана, с более поздними живописными шедеврами. Но любопытствующий зритель найдет следы увлечения античностью, как и причудливые реминисценции готического искусства даже в работах художников XIV-XV веков. Кроме того, идея "вечного Рима" была заимствована Римом христианским...

Другая напрашивающаяся тема - это отношения византийской и западной христианской традиции в европейском искусстве...

Зельфира Трегулова: Мы не случайно начинаем выставку с иконы XII века римской школы, в которой как раз эта византийская традиция ощутима. Но в то же время мы не акцентируем особенности иконографии или интерпретации того или иного религиозного сюжета в картинах европейских мастеров, потому что, на мой взгляд, проекты такого рода не про то, что нас разъединяет, а про то, что объединяет.

Мы привезли величайшие произведения, созданные художниками в рамках традиции римской католической церкви, но говорящие на языке, который понятен всему человечеству. Именно поэтому мы вместе с посольством Ватикана в Москве также приглашаем на открытие глав и представителей различных конфессий. Потому что выставка обращена ко всем.

Да, практически все произведения создавались для монастырей, соборов... Так, например, ангелы Мелоццо да Форли украшали купол одной из римских церквей в свое время. И все же художники решали не только задачи, поставленные заказчиком, но и ставили вопросы, которые их волновали. "Положение во гроб" Караваджо - еще и образ невероятной трагической силы. А "Оплакивание" Карло Кривелли - одна из самых экстатических картин раннего итальянского возрождения...

Название акцентирует тему вечности, но представляет ее как сюжет, разворачивающийся во времени...

Зельфира Трегулова: Именно поэтому мы строим экспозицию традиционно - по хронологии, начиная с произведений XII века и заканчивая XVIII веком. Кстати, второе по времени создания произведение в составе выставки - икона с изображением Франциска Ассизского, написанная вскоре после его канонизации в 1228 году, то есть через полвека после его смерти. Это своеобразный hommage Папе Франциску I, который первым среди Римских пап взял имя этого святого. Если бы не встреча Франциска I и Владимира Владимировича Путина, во время которой возникла идея обмена выставками, то не возникла бы невероятная возможность увидеть сокровища Пинакотеки в Москве. Но и мы готовы быть не менее щедрыми, отправляя свою коллекцию в Ватикан.

Контуры ответного проекта, который в 2017 году представит Третьяковская галерея в Пинакотеке, уже очерчены?

Зельфира Трегулова: Понятно, что речь будет идти об интерпретации библейских и евангельских сюжетов в русском искусстве. Изначально мы планировали показать работы художников XIX - начала XX века. В это время сюжеты Священного Писания стали темой станковой картины, поводом задуматься о важнейших гуманистических проблемах. В первую очередь идет речь о картинах Александра Иванова, "Голгофе" Николая Ге, полотне "Христос в пустыне" Ивана Крамского.

А работы Натальи Гончаровой планируется показать в Пинакотеке?

Зельфира Трегулова: Да, конечно. И "Евангелисты", и изображения Богоматери, архангелов из нашего собрания. В основном планируем везти произведения из Третьяковской галереи, плюс несколько работ из собрания Русского музея, может быть, и региональных музеев.

Иконопись будет?

Зельфира Трегулова: Скорее всего. Аркадий Ипполитов предложил очень интересную тему в рамках этой экспозиции. Ее можно обозначить, как "Александр Иванов и "Преображение" Рафаэля". Сейчас продумываем, как включить иконопись в этот контекст.

Папа Франциск I любит современное искусство, нет ли в планах обмена выставками современного искусства?

Зельфира Трегулова: Пока нет.

Как попасть на выставку и сколько длится сеанс?

Когда я попыталась заказать билеты на сайте Третьяковской галереи на выставку Roma Aeterna хотя бы на 31 января, в ответ появилась надпись: "Билетов нет". Остается надежда на "лишний билетик" по тройной цене?

Зельфира Трегулова: Мы объявили продажу билетов 25 октября. За три дня все билеты до 31 декабря были проданы, после чего мы приостановили продажу билетов по Интернету. Билеты на январь и февраль будут продаваться через Интернет с середины декабря. Как и на выставку Айвазовского, часть билетов продадим в кассе Инженерного корпуса в день сеанса. Будем ограничивать количество билетов на сеанс. На этой выставке мы не можем принять столько же посетителей, сколько на выставках Серова или Айвазовского. Последнюю посмотрели около 600 тысяч человек.

Сколько билетов будет на сеанс?

Зельфира Трегулова: Думаю, не больше 100 билетов на один сеанс. Учитывая проданные по Интернету, 30-40 билетах на каждый сеанс в кассах... Посмотрим, какое количество зрителей окажется оптимальным. Выставка требует концентрации внимания и тишины. Мы купили для экскурсоводов спецоборудование, которое позволяет негромко говорить в микрофон, а у слушателей будут наушники.

После 45 минут все посетители должны будут покинуть зал?

Зельфира Трегулова: Нет, зачем? Во-первых, сеанс не 45 минут. Мы пускаем каждые полчаса с расчетом, что зрители, вошедшие раньше, прошли в следующий зал. Мы никого не выгоняем. Думаю, для осмотра этой выставки достаточно одного часа очень сконцентрированного внимательного просмотра.

Образовательная программа планируется?

Зельфира Трегулова : Будет серия лекций и два цикла кинопоказов: будут фильмы, которые в России не показывались.

Справка "РГ"

Что привезли из Ватикана

42 раритета, которые прибыли из Ватикана, представляют итальянское искусство семи веков, с XII по XVIII век включительно.

На выставке можно увидеть произведения эпохи позднего романского стиля, как, например, икону "Святой Франциск Ассизский" XIII века.

Среди работ эпохи готики есть чудесная работа Пьетро Лоренцетти, одного из мастеров Сиены XIV века, и, например, часть алтарного образа, со сценами жития святого Николая Чудотворца кисти Джентиле да Фабриано. Или со сценами жития святого Николая, кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца раннего Возрождения.

На выставке представлены произведения художников Феррары, Венеции (Карло Кривелли и Джованни Беллини), Романьи (ангелы Мелоццо да Форли), Перуджи...

Гризайли Рафаэля 1507 года открывают экспозицию высокого Возрождения и барокко. Среди шедевров XVI века - картины Антони Корреджо и Паоло Веронезе.

XVII век представлен полотном Караваджо "Положение во гроб" (1604), работами художников Академии Карраччи и картиной Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма" (1629). Переход к новому времени знаменует серия "Астрономические наблюдения" (1711) Донато Крести, художника из Болоньи.

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.

Собрание пинакотеки

Пинакотека - одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля - фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции - художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.

Концепция выставки

Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве - 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию - произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.

В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.

План выставки: от небожителей к небесным телам

Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» - наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала - мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди - Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом - техника была привезена в Италию из Нидерландов.

Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.

Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре - полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними - небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо - в правом полукружии в окружении последователей - Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602-1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты - контраст светотени и монументальность формы - выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив - «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.

Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, - на этом завершается и выставка.

Интерес москвичей к классическому искусству достиг новой высоты – у Третьяковской галереи выстраиваются многочасовые очереди за билетами на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Выставка открылась в конце ноября, но попасть на нее оказалось еще сложнее, чем на знаменитые ажиотажным спросом экспозиции Серова и Айвазовского. По требованию Ватикана, посетителей пускают небольшими группами, по 70 человек за полчаса, а билеты продают заранее. В итоге все билеты на декабрь были раскуплены в первые же дни, а нынешние очереди состоят из желающих попасть на выставку уже в январе. Причина интереса понятна: некоторые из 42 представленных работ прежде не покидали Ватикан, а куратор выставки – один из самых авторитетных российских искусствоведов Аркадий Ипполитов. Republic отобрал 11 работ, дающих представление о труднодоступной выставке, и попросил искусствоведа Ирину Чмыреву объяснить, чем примечательна каждая из них.

Без фигуры Караваджо история живописи была бы совершенно иной. И дело не в том, что его биография изобилует невероятными поворотами, а сам он был личностью неординарной на фоне типажей своей эпохи. Караваджо увидел свет. И своим особенным методом изобразил его, сделал главным героем картины. Путем Караваджо искусство живописи развивалось следующие несколько веков, а живопись светом, будто достающая сюжеты из мрака фона картины, стала называться «караваджистской живописью» или «караваджизмом». Свет у Караваджо имеет исключительно символистское значение, это свет барочной трагедии: человек словно утратил защитный покров веры и на пределе эмоций, погружаясь в переживание, как в пучину, осознал смертность, конечность своего бытия и страдание, физическую боль Христа и мучеников как свои. Живопись самого Караваджо – парадокс гармонии композиции и точности анатомической передачи каждого движения, света, разрывающего тьму и останавливающего время, из мрака медленно выводящего к нам библейские сюжеты.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб, ок. 1603–1604. Фото: музеи Ватикана

Веронезе – великий венецианец, в колоритах которого сочетаются серебро и пунцовый красный, золото и благородные зеленые и синие тона. Прошло каких-то два века со времен готических иконных вещей ди Нардо, и в храмах их место заняли картины, которые, как волшебные колесницы, могли перенести зрителя в любой момент священной истории с предельной степенью чувственного переживания. Веронезе – замечательный рисовальщик, но в первую очередь он живописец и любитель театральных эффектов – драматического света, выразительных жестов. Каждая картина – тончайшая и с широким размахом поставленная театральная сцена. Он превращает сюжеты из жизни библейских царей и христианских мучеников в явление великолепных героев. В картине из Ватикана святой Елене во сне является крест Господень. Но это не сон тишины, это сон праздника красок и световых эффектов.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены, ок. 1575–1580. Фото: музеи Ватикана

Святой Плакида (Пласид) Перуджино – не столько бенедиктинский монах-исповедник, знаменитый своей глубокой верой и почитаемый в некоторых областях Италии вплоть до ежегодных, посвященных ему парадов. У Перуджино святой – ангелоподобный созерцатель звездных глубин небес. Знаменитый изображениями мадонн, Пьетро Ваннуччи из Перуджи и в этом очаровательном портрете придает монаху сходство с прекрасными юными созданиями, подчеркивая неземное обаяние сына патриция, ставшего прилежным последователем самого святого Бенедикта.

Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. Святой Плакида, 1495–1498. Фото: музеи Ватикана

Мы видим очень условное, действительно написанное «на особом языке» древней иконы изображение святого Франциска. Святой предстает в полный рост, неся свои стигмы – кровоточащие подобно Христовым раны; естественно, его лик заключен в условный овал капюшона, а выражение лица не лишено лукавства и почти варварской привлекательности. Фигура художника, создавшего эту икону, загадочна, о нем сохранилось обидно мало документальных свидетельств: жил в XIII веке, работал в Ареццо. Как раз в те времена в этом тосканском городе развивались науки и искусства, музыка и математика – оттуда родом был Гвидо Аретинский, отец современной нотной системы. Так что условность письма образа святого Франциска можно соотнести еще и с музыкой: посмотрите, как певучи линии, как удивительно ритмично поставлена фигура и чередуются светлые «удары» пятен рук, ступней на темном фоне его сутаны. Маргарито ди Маньяно стал известен за пределами Италии еще в середине XVI века благодаря «Жизнеописаниям» Вазари. Мы можем предположить, что письмо Маргарито ди Маньяно воспринималось архаичным, слишком тесно связанным со старой иконной школой письма, в нем прочитывалось влияние коптской и греческой школы иконописи, но авторитет этого художника был у потомков очень велик.

Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. Святой Франциск Ассизский, 1250–1270. Фото: музеи Ватикана

Те, кто не был в Венеции и не видел живопись Джованни Беллини в молочном свете венецианских зим, могут удивиться некоторой жесткости его рисунка. Она кажется нам знакомой после живописи Альбрехта Дюрера, называвшего Джованни Беллини лучшим живописцем Венеции. Беллини – большая династия живописцев, среди которых Джованни отличается мастерством колорита и рисунка, поистине симфонической сложностью жестов, сцеплений фигур в его многофигурных композициях. И конечно же, в его картинах удивительный свет – прозрачный, холодный и сияюще-золотой, придающий всему происходящему торжественность и надмирность. Будто все в картинах Беллини лишь отражение в венецианских зеркалах с золотой амальгамой.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной, ок. 1471–1474. Фото: музеи Ватикана

Родившийся и окончивший свою жизнь в Болонье, Гвидо Рени – художник, успевший поработать с декораторами в Риме и в Неаполе в среде живописцев-новаторов, следовавших Караваджо. В родном городе Рени стал одним из основателей болонской школы живописи, упорядочившей художественное образование, задавшей правила и критерии оценки качества работы художника. Но нам Гвидо Рени интересен прежде всего как живописец барокко, у которого свет становится объемным. Не линия, а мазок кисти, имеющий собственный объем, как дорогое шитье гладью, расцвечивает сюжет картины, достает его из темноты. Тем более что из Пинакотеки Ватикана нам привезли один из шедевров художника – «Святого Матфея и ангела».

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел, ок. 1620. Фото: музеи Ватикана

Флорентиец ди Нардо был сыном скульптора и лучшие свои вещи создал в родном городе. Обычно Мариотто ди Нардо считают представителем флорентийской школы готического искусства. Но если всмотреться в его «Рождество», не готическая структурность и графичность изображения, связанные с архитектурной традицией, привлекают нас, а живость наблюденных художником деталей – здесь и внимающая собака, и отдыхающие овцы, и напряженно сложенные в молении руки пастуха, и точно подсмотренные профили современников, перенесенные в композицию. И конечно же, привлекает музыкальная чистота рисунка ди Нардо. В этой работе, будто стоящей на стыке двух эпох, иконы и картины – окна в другой мир, – мы видим праздничный колорит и символическое использование цвета: над синими горами золото Небес, но горы прописаны как драгоценные складки ткани, и художник радуется, находя многообразие оттенков синего, серого, умбристого и зеленого, чтобы на их фоне написать фигуры пастухов и Иосифа в печали.

Мариотто ди Нардо. Рождество. Пределла, ок. 1385. Фото: музеи Ватикана

Этот фрагмент фрески из разрушенной в XVIII веке церкви – как солнечный день весны. Мелоццо да Форли творил в Риме в конце XV века, когда по всей Италии гремела слава Боттичелли и Пьеро делла Франчески, и влияние этих художников прослеживается в сложности задач, поставленных перед собой римским художником: в изображении лица и руки в ракурсе снизу, в сложном рисунке драпировок одежд. Но ангел да Форли так хорош собой, так привлекателен, что только сухой энциклопедист начнет перечислять все особенности влияний и авторские отличия самого да Форли; остальные же забудут обо всем, глядя на золотые кудри под нимбом из золотых звезд на синем небе, и непроизвольно начнут улыбаться.

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на виоле, 1480. Фото: музеи Ватикана

В 1054 году случилась Великая схизма, раскол между Римско-католической и Православной ветвями церкви. Но этот исторический факт не изменил ту традицию древнехристианского искусства, которая развивалась в единстве и полноте соединения локальных традиций. Мы смотрим на эту икону, и ее язык нам внятен – он общий с языком древнерусской иконописи. В этом образе Христа сочетаются античные особенности письма (как мы знаем их по помпейским росписям), и символический – с огромными очами – лик, как в схематических изображениях эпохи пещерных раннехристианских храмов, и уже сложившаяся цветовая система иконного языка. Есть в нем и отголосок романской культуры Центральной и Западной Европы, сохранившийся в архитектуре и скульптуре больше, чем в живописи. Одна икона – а за ней путешествие традиции вокруг континента и перетекание из века в век первых столетий христианской изобразительной культуры.

Римская школа. Христос Благословляющий, вторая половина XII века. Фото: музеи Ватикана

Французский художник, сумевший в Италии систематизировать наследие итальянской живописи, опыт, накопленный на протяжении веков ее развития от иконы к картине, Пуссен создал систему изображения, построенную на триединстве цвета и триединстве композиционных форм, опыте перспективы и строгого, канонического для его метода расположения сюжета в определенных частях картинного пространства. Он сумел соединить знание искусства Ренессанса и античности. Его изобразительная система стала важнейшим явлением эпохи классицизма, отражением в живописи классицистического метода других видов искусства. Но своими картинами Пуссен смог доказать, что его метод не мертвая догма, а герои, расставленные, подобно актерам на сцене, внутри полотна, есть часть гармонического мерцающего видения, создать которое может лишь гений.

Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма, 1628–1629. Фото: музеи Ватикана

Этот выставочный сезон в Москве проходит под знаком Рафаэля – только что завершилась его выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но ради такой изящной оптической обманки можно прийти специально: двадцатитрехлетний художник, признанный современниками искусным рисовальщиком, создает иллюзию майолики – керамической скульптуры, покрытой драгоценной глазурью, виртуозно передавая ракурс, рисунок теней на ее объемах с помощью предельно ограниченной, почти монохромной палитры. Майоликовыми вставками украшали современную Рафаэлю архитектуру, и можно предположить, что эта вещь предназначалась для камерного интерьера, призванная внести в него символические значения. Женская фигура, обнимающая детей, – Милосердие, ее обрамляют фигурки путти с корзиной живого пламени (горячего желания и духовной энергии, необходимой для дел милосердия) и с корзиной виноградных гроздьев (плодов христианской веры).

Рафаэль Санти. Милосердие, 1507. Фото: музеи Ватикана