В.Н. Бакшеев. Русские художники. Бакшеев Василий Николаевич Бакшеев василий николаевич картины

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

Картины художника

В начале весны


Голубая весна


Житейская проза.


За обедом. Неудачники


Бакшеев Василий Николаевич (12(24).12.1862-28.09.1958) 2В

Живописец, жанрист и пейзажист. Продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа, автор работ на историко-революционные темы и жанрово-тематических работ. Соединял сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов. Народный художник СССР (1956) и РСФСР (1932). Академик живописи ИАХ (1913), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ста-линской премии (1943). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Родился, жил и умер в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении, затем на живописном (1878-1888) у Е.С.Сорокина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, А.К.Саврасова. Получил две малые (1885, 1886) и большую (1887) серебряные медали. Его работа «Девушка, кормящая голубей» (1887) была приобретена с ученической выставки П.М.Третьяковым. С 1884 участник выставок. Экспонент (1891) и член (1896) Товарищества художественных передвижных выставок, участник выставок ТПХВ (1891-1923). Его картины «За советом», «Утешитель» (1892) удостоены 1-й премии на выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Один из организаторов «Союза русских художни-ков» (с 1903). После Октябрьской революции работал в Комиссии по охране памятников ис-кусства и старины (1917-1919), участвовал в организации музеев в Москве. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922), в 1928 участвовал в создании ОХР. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), с 1933 - в Институте повышения квалификации художников, в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1940-1958) и Московском художественно-промышленном училище им. М.И.Калинина (1946-1952), профессор (с 1940).

Работы экспонировались на выстав-ках в США (1922), Индии (1951) и Китае (1954).

Персональные выставки: в Москве (1937, 1944, 1947, 1953) и Кирове (1962).

Основные произведения: «Житейская проза» (1892-1893, Третьяковская галерея), «Первая зелень» (1900), «Осень. Прощальные лучи» (1915) - обе в Русском музее, «Дорога в лес» (1935), «Пасмурное утро» (1945) - оба в Третьяковской галерее.

Один из старейших мастеров советской живописи. В предреволюционный период создал ряд жанровых полотен, одновременно разрабатывая индивидуальные принципы лирического пейзажа. Верный передвижническим традициям, он утверждает красоту и типические черты родной природы в ее обыденном состоянии. В тональной разработке колорита, в эмоциональном настроении ранних пейзажей сказывается воздействие современника И.И.Левитана. Эти особенности искусства мастера находят свое дальнейшее развитие в послереволюционный период творчества, когда пейзаж становится определяющим в художественной практике Бакшеева. Удивительная ясность образа природы сообщает особое обаяние произведениям живописца.

Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств Киргизии (Бишкек), Саратовском областном художественном музее им. А.Н.Радищева, Нижне-Тагильском музее изобразительных искусств, Курской картинной галерее, Нижегородском художественном музее, Пермской художественной галерее, Самарском художественном музее.

Сочинения: Воспоминания. М., 1961; книги и статьи по искусству.

Библиография: Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.23; Живопись 20-30-х годов. СПб., 1991. С.166; Москва в русской и советской живописи. Каталог выставки. ГТГ. Москва, 1980; Абрамова Л., В.П.Бакшеев. М.,1967; Г.Г.Шейн. В.Н.Бакшеев. Жизнь и творчество. М., 1952; В.Полевой. Избранные произведения В.Н.Бакшеева. М., 1952; Тихомиров А. В.Н.Бакшеев - народный художник РСФСР. М., 1950; Каталог выставки произведений народного художника РСФСР В.Н.Бакшеева. М., 1947; В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бирюля, Н.Э.Грабарь, Е.Е.Лансере и др. Каталог выставки. М., ГТГ, 1944; Каталог выставки произведений художника В.Н.Бакшеева к 50-летию его творчества. М., 1937.


Бакшеев Василий Николаевич (1862–1958), Народный Художник СССР (1956), Действительный член Академии Художеств СССР (1947), лауреат Государственных премий СССР, профессор - мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).
Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника.
Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877–1888), в частности у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903).
С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.
Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах – идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892–1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей).
После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы – в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».
Лауреат Сталинской премии 1943.
Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.
Умер Бакшеев в Москве 28 сентября 1958. Посмертно вышли его Воспоминания (1963).
(По материалам www.krugosvet.ru)

Музеи: ГТГ, ГРМ, областные и краевые музеи РФ.
Творчество:



Домой


.

Фотографии:

Выставки:
1918 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА КАРТИН, СКУЛЬПТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ
1918 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ВЫСТАВОК
1918 г. Москва: 46-я ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК
1919 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: III ВЫСТАВКА КАРТИН
1919 г. Ленинград: I ГОСУДАРСТВЕННАЯ СВОБОДНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ
1919 г. Москва: II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН 1918-1919 гг.
1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРВАЯ КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ, ЭСКИЗОВ, РИСУНКОВ
1922 г. Москва: XVII ВЫСТАВКА СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
1923 г. Москва: 48-я ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ВЫСТАВОК
1924 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА РУССКОГО ИСКУССТВА
1925 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (Передвижная выставка русскогр искусства по Америке 1924-1925 гг.)
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-РЕАЛИСТОВ (ОХР)
1928 г. Москва: 2-я ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-РЕАЛИСТОВ (ОХР)
1929 г. Москва: ПЕРВАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1930 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «РАБОЧИЙ И КРЕСТЬЯНИН В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ»
1932 г. Москва: ВЫСТАВКА ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИССТР (ИСКУССТВО - СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ)
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917-1932). Живопись
1934 г. Ленинград: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XV ЛЕТ РККА» (Живопись, скульптура, графика)
1934 г. Москва: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ, КОМАНДИРОВАННЫХ СОВНАРКОМОМ РСФСР, НАРКОМПРОСОМ, «ВСЕКОХУДОЖНИКОМ» И МОССХ ПО СССР В 1933 ГОДУ
1934 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «15 ЛЕТ РККА»
1935 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1935 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОЛЬЗУ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ЖЕНЩИНАМ ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСПАНИИ
1937 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»
1937 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ 1937 ГОДА
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПО ГОРОДАМ ПОВОЛЖЬЯ
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖ НАШЕЙ РОДИНЫ»
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1944 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1944 г. Москва: ВЫСТАВКА ПЕЙЗАЖА
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1945 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ, ГРАФИКОВ, СКУЛЬПТОРОВ
1945 г. Эстонская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Грузинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1948 г. Москва: ПОСТОЯННАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ, ПОСВЯЩЕННАЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.
1948 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1949 г. Грузинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1949 г. Москва: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ШАХТЕРА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РСФСР
1951 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАШИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1951 ГОДА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДАХ РСФСР
1952 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЧЛЕНОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1952 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ И КЛАССИЧЕСКОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО"
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Литовская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва
1954 г. Украинская ССР
1955 г. Автономные республики, края и области
1955 г. Выставки за границей
1955 г. Литовская ССР
1955 г. Москва
1956 г. Автономные республики, края и области
1956 г. Литовская ССР
1956 г. Туркменская ССР
1957 г. Автономные республики, края и области
1957 г. Выставки за границей
1957 г. Ленинград
1957 г. Москва
1958 г. Автономные республики, края и области
1958 г. Выставки за границей
1958 г. Украинская ССР

Воспоминания об Исааке Ильиче Левитане
С Исааком Ильичом Левитаном я познакомился еще в свои юношеские годы, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Левитан был старше меня несколькими классами, но нас связывала общая студенческая среда, общие взгляды и любовь к искусству.

Я познакомился с Левитаном через художника Аладжалова, который был его ближайшим другом. Талант Левитана уже в эти годы встречал со стороны товарищей всестороннее признание. Студенты училища стремились любой ценой приобрести даже эскизные работы начинающего художника.

Помню, например, даровитый студент Часовников носил приобретенные им карандашные наброски Левитана в виде ладанки на шее, показывая их товарищам, как величайшую драгоценность. В своем обращении с товарищами молодой Левитан был мягким, деликатным и чутким человеком с высокими моральными требованиями к самому себе. Уже в те годы Левитана отличала необычайная требовательность к своим работам и неутомимое трудолюбие. Помню, однажды показывает он мне пейзаж, изображающий поле, усеянное цветами, написанное при ярком солнечном освещении. "Вот, - сказал он при этом, - не могу справиться: яркое солнце, но нет предметов, дающих тень, а солнце без тени передать трудно". Долго он бился над этим пейзажем и, в конце концов, не добившись желаемого эффекта, уничтожил его. Таков был между прочим конец многих работ Левитана, не удовлетворявших его самого. В другой раз он показал мне два полотна, на которых был изображен один и тот же пейзаж с одной и той же точки зрения. Работая над ними одновременно, художник все удавшееся на одном полотне переносил на другое: этот метод работы позволял ему бесконечно совершенствовать свою работу, не теряя ни одной из своих творческих находок. Часто, желая еще и еще раз проверить себя, Левитан обращался за советом к товарищам - так, по поводу этих работ он спрашивал меня, не резко ли взяты в них отношения света и тени.

В конце 80-х - начале 90-х годов мне довелось быть вместе с Левитаном, Аладжаловым, А. Кориным и другими художниками на Волге, в Плёсе. Здесь для меня с особенной очевидностью раскрылись основные качества Левитана как художника: необычайно сильная любовь к природе, колоссальная требовательность к себе и необыкновенно сильная зрительная память. Приведу несколько примеров. По приезде в Плёс наша компания была сначала несколько разочарована - все, что привлекало глаз художника, было давно уже воплощено Левитаном, как нельзя лучше. Я, как пейзажист, был в отчаянии. Новые, "не левитановские" мотивы мне удалось найти и выразить только после долгих поисков в моей картине "Заштатный город Плёс".

Любовь к русской природе во многом определила и литературные симпатии художника. Так, например, я помню, как он вместе с Архиповым и Нестеровым зачитывался знаменитым романом Мельникова-Печерского "В лесах и на горах", восхищаясь поэтичными картинами русской природы и старинного русского быта.

Меня всегда поражала богатая зрительная память Левитана. Как-то раз зимой у Архипова в Москве собралась наша компания художников. Была прекрасная лунная ночь, и все решили пойти прогуляться в Сокольники. Окружающий пейзаж был необычен: над нами раскинулось необъятное темно-синее небо, ярко мерцали звезды, свет луны заливал деревья, и в этом ярком свете причудливо вырисовывались раскиданные мельничные жернова (здесь были склады мельничных жерновов Губонина). Через несколько дней, зайдя к Левитану, я был поражен, увидев у него уже готовый эскиз этого ночного зрелища. По точности передачи, тонкости и живости работа производила впечатление написанной с натуры. Таким образом, любовь к природе, требовательность к себе и исключительная зрительная память - таковы характерные черты Левитана, как художника.

Хорошо помню Левитана и преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, где он вел класс пейзажной живописи. Я часто бывал в то время в его мастерской, нередко и он заходил за мной после занятий, и мы вместе шли к нему в мастерскую. К своим обязанностям преподавателя Левитан относился с иключительным вниманием и добросовестностью. Ученики любили его и уважали. Очень часто весной и осенью уезжал он с ними на этюды по самым различным местам Подмосковья. В некоторых случаях, когда по каким-либо причинам работа на натуре была невозможна, Левитан устраивал в классе подобие уголка природы - ставились елки в кадках, раскладывалась вата, имитирующая снег, окно затягивалось цветной бумагой (верх окна - розовой, низ - синей). Иногда Левитан приносил в мастерскую живые цветы. Помню пышные розовые азалии в горшках на фоне серого поля (эта постановка была отлично написана тогда Сапуновым).

В своем преподавании Левитан всегда руководствовался желанием сохранить творческую индивидуальность каждого ученика, что было, впрочем, вообще в традициях нашего Училища.

Левитан являлся продолжателем того направления русского пейзажа, во главе которого стояли Васильев и Саврасов. Близость Левитана к этим пейзажистам подтверждается и той любовью, которую он к ним питал. С ними его объединяло стремление создать пейзаж одухотворенный, передать самую жизнь природы. Левитан стремился воплотить в своих работах те чувства и мысли, которые пробуждал у художника тот или иной пейзажный мотив.

Таким образом, Левитан остался в моей памяти как художник, неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа, как художник, глубоко любящий родную природу, без устали ее изучающий и с большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах. Я считаю его произведение "Март" одним из лучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как "Оттепель" Васильева, как "Грачи прилетели" Саврасова. В этом пейзаже так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца. Это одна из лучших работ Левитана.

Василий Бакшеев.


Голубая весна

Драматичность и тонкий психологизм жанровых сцен, лирические пейзажи в мягких ненавязчивых тонах - все эти милые сердцу особенности реалистической традиции в русской живописи ярко воплотились в творчестве художника Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Живописи Василия Бакшеева присуще качество, которое очень дорого воспитанному в духе русской культуры человеку, это качество - душевность, задушевность. Понятие душевности настолько близко и понятно русскому человеку, что не стоит пытаться объяснять его словами. И всё же скажу, что для меня душевность - это участие, глубокое и в то же время ненавязчивое, непосредственное и искреннее сопереживание человеку, природе, родной земле...

Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)


Иней


За обедом. Неудачники



За советом


Московский дворик


Старая уходящая и новая Москва


Возвращение домой


Житейская проза


Весной (На крыльце)


...


Встреча зари после выпускного бала


Великий четверг


На окраине города Касимова


Летний вечер


Последний наряд

Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) родился в Москве.
Поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, но затем перевёлся на живописное отделение.
Учителями Бакшеева были Владимир Маковский и Саврасов.
В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получил звание классного художника.
В 1889 году был избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более двадцати лет.
В 1913 году получил звание академика живописи.
Входил в «Товарищество передвижников», был одним из организаторов «Союза русских художников».
После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев.
Около сорока лет жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области.
В Зайцево он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет: «Девушка, кормящая голубей».

Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Выставку посетил Третьяков, ему понравилась картина, и он приобрёл её для своей коллекции. В 1892 году Бакшеев женился на Анне.
В начале своего творчества работал как художник-жанрист.
В 1922 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
С 1932 года член творческого объединения «Искусство - социалистическому строительству».
В последующие годы в основном писал пейзажи.

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе "Союза русских художников" ("союзников").

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом "Товарищества передвижников", а также одним из организаторов и самых характерных мастеров "Союза русских художников" (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания "передвижников" в своих жанрах – идиллических ("Девушка, кормящая голубей", 1887, ГТГ) или, напротив, гнетуще-тревожных ("Житейская проза", 1892-1893, ГТГ). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов ("Осенние лучи", 1916, ГРМ). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная "Голубая весна", 1930; "Весенний день", 1940; ГТГ). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл "На родине М.И.Калинина", 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к "уединению в пейзаже", характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших "союзников".

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства – Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX – начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.