«Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности. Музыка романтизма: какой она была? Ференц Лист

Домашняя работа Ференц Лист «Венгерская рапсодия №2»

I Ференц (Франц) Лист (22 октября 1811г. – 31 июля 1886г.) - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Венгерская Рапсодия № 2 до-диез минор, является второй в наборе из 19 венгерских Рапсодий композитора Ференца листа, и на сегодняшний день является наиболее известным из набора. В оригинальной пианино соло, так и в оркестровой версии эта композиция имеет широкое применение в мультики. Его темы также послужили основой нескольких популярных песен.

II Класси́ческая музыка (также - музыкальная классика) - свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».

III Венгерско-родился композитор и пианист Ференц Лист был сильно под влиянием музыки, услышанной в юности, особенно венгерской народной музыки, со своим уникальным , ритмический спонтанность и прямые, соблазнительные выражения. Эти элементы в конечном итоге играют важную роль в композиции листа. Хотя этого плодовитого композитора произведений, очень разнообразны по стилю, относительно большая часть его продукции-это характер, венгерские Рапсодии быть идеальным примером.

IV Написана в 1847 году и посвящена графу , венгерская Рапсодия № 2 был впервые опубликован в качестве фортепиано соло в 1851 году Senff и Рикорди. Его непосредственный успех и популярность на концертной эстраде вскоре привело к оркестровой версии, в аранжировке композитора в сотрудничестве с , и опубликованы Шуберт. В дополнение к оркестровой версии, композитора устроила версия фортепианного дуэта в 1874, опубликована Шуберт на следующий год.

Предлагая выдающийся отличие от серьезных и драматичных , следующим имеет огромную привлекательность для аудитории, с ее просто переменного тонизирующим и доминирующие согласование, его энергичный, пальца ноги ритмами и захватывающими "pianistics".

Самое необычное в этой композиции композитора приглашение для исполнителя для выполнения , хотя большинство пианистов выбрать, чтобы отклонить приглашение. сочинил каденции, которая стала известной за свою оригинальность, музыкальность и игривость, и также написал знаменитую каденцию для его интерпретации. Сам лист написал несколько каденций за кусок, но это редко выполняется. Другие пианисты устроили свои варианты Рапсодии с изменениями, помимо простого добавления каденции, особенно в 1953 году.

К тому же, получая большие гонорары как пианист-виртуоз, Лист часто деньги жертвовал: в помощь пострадавшим от наводнения, на памятник Бетховену и так далее. Это внутреннее благородство чувствуется и в том, как он делал концертные переложения музыки других композиторов. Таким образом он пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шуберта, своих современников (в частности, ). О Шопене он написал книгу. Преподавал Лист бесплатно.

Вся жизнь Листа — работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России. Всегда и везде его выступления вызывали восторг публики. Есть даже специальный термин — листомания . Этот термин придумал Генрих Гейне, описывая массовую истерию, случавшуюся во время парижских концертов Листа. В 1975 году вышел фильм с тем же названием (режиссер Кен Рассел, Великобритания). Роль Листа в картине «Листомания » исполняет английский певец Роджер Гарри Долтри (группа The Who). Но еще интереснее, что роль папы римского исполняет Ринго Стар (The Beatles). Фильм, конечно, из разряда фантазийных, но посмотреть любопытно.

Желающие посмотрят фильм, а о последней длительной любви Листа (фактически 30 лет) к подданной Российской империи можно прочитать . Совместная жизнь с Каролиной так и не вылилась в официальный брак, потому что этому препятствовали конкретные люди. Ни много ни мало: российские императоры и папы римские.

Тема Ференца Листа крайне большая, поэтому я ограничусь кратким биографическим очерком и остановлюсь только на одном интересном моменте.

Мультикультурность Европы в XIX веке

Лист родился в Венгрии (тогда Австрийская империя), воспитывался как артист и получил первое признание во Франции, творил в Швейцарии, новый творческий период начал в Германии. А конец жизни его пришелся на Италию, где он стал аббатом в Ватикане.

Таким образом, и культура всех этих стран оставила свой отпечаток на творчестве Листа, и сам он внес собственный вклад в эти культуры. Подобное взаимодействие для Европы — совсем не уникально.

Венгерский язык Лист знал плохо. Тем не менее он остается венгерским художником. Великий польский композитор был по отцу француз и прожил большую часть жизни во Франции. Но считал он себя поляком. И в Польше две святыни: католическая церковь и Шопен. В Венгрии почитают своего Ференца Листа.

Итак, Ференц (Франц, Франциск) Лист родился 22 октября 1811 года на территории Австрийской империи. Его отец служил «надсмотрщиком за поголовьем овец», а в свободное время играл в оркестре своего хозяина — князя Эстергази (Эстерхази). В том самом оркестре, которым почти всю жизнь руководил Й. Гайдн.

Отец был и первым учителем Листа. Эти детские занятия и некоторые уроки, которые он брал в Вене и Париже — единственное образование Ференца Листа. Дальше — музыка, музыка и музыка.

Листовскую музыку можно слушать всю. Единственная проблема — иногда могут потребоваться «путеводители»: слишком большие связи с литературой и даже живописью. Из литературных наиболее интересны «Сонеты Петрарки», соната «По прочтению Данте» и произведения, связанные с Фаустовской темой. Из живописных — «Мыслитель» или «Обручение» (по скульптуре Микеланджело и картине Рафаэля).

Из всего огромного наследия Листа хотелось бы остановиться только на одном произведении: Венгерской рапсодии № 2.

Венгерская рапсодия № 2

.
Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.

В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку». Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка. А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.

Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.

Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.

Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.

Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!

В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.

Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.

А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).

Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.

Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании . А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.

Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».

Ференц Лист

Венгерская рапсодия

подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.



Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.

В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль,

и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .


  • Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной - Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором.
  • Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них - знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это - фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.

  • "...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости». Так говорил Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.
  • Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, - говорил В. В. Стасов, - для фортепьяно стало возможно все».
  • Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».
  • Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам - массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.

Слушание.

Вопросы:

  • - Интонации какого жанра вы услышали;
  • - В чьем исполнении прозвучала музыка?;
  • - Сколько образов прозвучало в произведении;
  • - Охарактеризовать произведение.

Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.

  • История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню.
  • Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам.
  • Что такое рапсодия в наше время?
  • Рапсо́дия (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» - народная эпическая песнь) - инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.

Ференца Листа противостоят броские, контрастные и динамичные «Венгерские рапсодии», в основе которых - фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий. (Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 - около 1851 года, № 2 - 1847, №№ 3-15 - около 1853, № 16 - 1882, №№ 17-19 - 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.)

Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840-1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,- писал об этих темах Лист,- где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...» (Только три рапсодии (№№ 16-18) не используют фольклорных источников.) .

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.

Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй - вариационный. (Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии » (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия - D-dur, побочная - F-dur, заключительная - E-dur).)

В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика. Музыка медленных частей - горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений - подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски - чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения.

Ференц Лист выдающийся венгерский музыкант, известен как один из известнейших музыкальных романтиков, заложивших основы целой школы в музыке, называемой Веймарской.

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков - Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Зрелые годы

В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.

Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах. В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии - преподавательской работой.

В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.

В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.

Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Знаменитые произведения

Богатство и оригинальность произведений разных жанров являются примечательной особенностью творчества Листа. Почти половина из этих работ представляют собой фортепьянные переложения. Всего его перу принадлежат свыше шести сотен работ, из них 63 оркестровых, 13 поэм для симфонического оркестра, почти девяносто работ в жанрах песни и романса.

Наиболее известными его музыкальными произведениями являются:

  • Венгерские рапсодии
  • Симфонии «Divina commedia» и «Фауст»
  • Сборник пьес «Годы странствий»
  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды
  • Этюды по каприсам Паганини
  • Поэтические и религиозные гармонии Утешения Венгерские исторические портреты Соната (1850-1853) Первый концерт для фортепиано с оркестром оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
  • Гранская месса и Венгерская коронационная месса

Личная жизнь

Несмотря на свое простое происхождение, Лист выделялся аристократичной внешностью, тонкими чертами бледного лица. Он неизменно пользовался успехом у женщин.

В 30-е годы у него произошел роман с графиней Мари д’Агу. Бурные романтические отношения молодых людей привели к тому, что Мари ушла от супруга мужа и порвала со своей социальной средой. Влюбленные отправились в Швейцарию, затем в Италию. Лист оттуда выезжал на гастроли в Париж и Вену. У пары родились сын и две дочери.

Когда Венгрия пострадала от разрушительного наводнения, Лист решил отправиться на родину и помочь землякам. Однако Мари д’Агу эту идею отвергла и отказалась ехать. Он познакомился с замужней католичкой княгиней Виттенштейн. Надежды на получение разрешения папы римского и русского императора для развода не оправдались. После смерти сына у Листа появилась депрессия, религиозные и мистические чувства.

Лист и Виттенштейн перебрались в Рим, где он создавал произведения религиозного содержания. Дочь Листа была замужем за Вагнером и организовывала фестивали, посвященные нему.

  • Лист неоднократно бывал в России, музыкой которой он серьезно интересовался. Он переписывался с выдающимися русскими композиторами, издал лучшие фрагменты опер русских композиторов.
  • Лист Верил, что искусство является инструментом борьбы со злом, влияния на людей. По мнению музыковедов, Лист стал основателем мастер-классов для музыкантов.
  • В 1859 г. император Франц Иосиф возвел Листа в рыцари, дав ему полное имя - Франц Риттер фон Лист.
  • Ференц Лист обладал необыкновенно длинной кистью руки, что позволяло ему выполнять сложнейшие пассажи.
  • Имя Ф. Листа присвоено Национальной венгерской музыкальной академии и Будапештскому международному аэропорту.
  • В своем доме Лист давал бесплатные мастер-классы музыкантам, приезжавшим из разных стран.