Январские и июльские изотермы на территории россии. Закономерности распределение температуры воздуха, осадков и увлажнения по территории россии

07.09.2017

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Определение координат крайних точек территории России»

Ход работы:

План характеристики географического положения страны:

1. На каком материке находится страна, в какой его части?

2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

3. В каких поясах освещенности находится страна?

4. Каковы сухопутные и морские границы страны?

5. Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?

12.09.2017

Практическая работа № 2 (обучающая)

«Решение задач на определение поясного времени»

Цель: Научиться решать задачи по определению местного и поясного времени.

Ход работы:

Для определения местного времени необходимо:

1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

1. меридиан Самары - 51º в.д.;

2. меридиан Магадана - 151º в.д.;

3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º

4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

03.10.2017

Практическая работа № 3 (обучающая)

«Выявление взаимозависимостей тектонической структуры,

Формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»

12.10.2017

Практическая работа №4 (обучающая)

"Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

1) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

14.11.2017

Практическая работа №5

" Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты

2) Сравните состояние погоды в городах по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

5 класс

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

  1. 1 . Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность.
  2. Отпустите стрелку компаса рычажком, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой С. Теперь компас сориентирован.
  3. Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
  4. Определите, где находится восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на востоке; на западе.
  5. Выберите какой-либо объект и определите направление на него.

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

  1. Выберите масштаб:

а) определите размер участка в метрах;

б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке,— так вы определили масштаб плана;

в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

  1. Начертите контуры участка на листке.

а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;

б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.

6 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам географических координат точек

и обозначение на контурной карте местоположения своего

населенного пункта по географическим координатам.

Цели работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географической карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначить его на контурной карте.

2.Учиться правильно оформлять контурную карту.

Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа №2.

Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.

Практическая работа №3.

Определение географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин.

Цели работы:

  1. H аучиться определять по картам географическое положение океана, его относительные размеры, преобладающие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.
  2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.

Последовательность выполнения работы.

  1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана.

  1. Название океана.
  2. Его относительные размеры.
  3. В каких полушариях находится.
  4. Какие материки омывает.
  5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.
  6. Самые большие острова в его границах.
  7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф - широкий или узкий.
  8. Течения (указать холодные и теплые).

2.На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые

Им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

3 .Условными знаками (знаки легенды карты придумайте самостоятельно)

Покажите виды хозяйственной деятельности в океане.

  1. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.

7 класс

Практическая работа №1 «Определение по картам расстояния между точками, координат точек».

Цель работы:

  1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты, расстояния между точками.

Последовательность выполнения работы.

Используя физическую карту мира заполните таблицу:

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели работы:

  1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.
  2. Учиться правильно работать с контурной картой.
  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

горы - Атлас, Капские, Драконовы;

нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

плоскогорье - Восточно-Африканское;

вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

  1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
  2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
  3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
  4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  1. Обозначьте на контурной карте :

Горы - Атлас, Капские, Драконовы,

Нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское,

Плоскогорье - Восточно -Африканское

Вулканы - Килимонджаро, Камерун, г. Кения

Пустыни - Сахара, Калахари, Намиб.

  1. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

8 класс

Практическая работа №1.

«Определение поясного времени»

Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника.

  • Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
  • Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы

  1. I . Теоретическая часть

Изучив текст § 4 и рис. 9 на с. 24:

  1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
  2. Какое время называется местным?
  3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
  4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
  5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?
  6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
  7. В каком часовом поясе находится Ставрополь
  8. Что называется поясным временем?
  9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
  10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
  11. Какое время называют декретным, летним, московским?
  1. II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени
  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.
  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
  4. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Практическая работа №2.

«Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте».

Цели работы:

  1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
  2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы.

  1. По карте атласа « Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
  1. Как обозначены на карте типы месторождений: магматических и метаморфических? Осадочных?
  1. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые

(магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу?

Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  1. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
  1. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая

структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной

зависимости

Древние платформы:

Осадочный чехол;

выступы кристал-

лического фундамента

Осадочные (нефть, газ,

уголь…)

Магматические(…)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа №3.

«Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годовое количество осадков».

Цели работы:

  1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2.Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы.

  1. Рассмотрите рис.39 на с.89 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.40 на с.90 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис.41 на с.91 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где- меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

9 класс

Практическая работа № 1.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России.

Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Пр.р.№2

«Определение по картам и статическим материалам закономерностей в размещении населения»

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то размещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-географической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1.Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2.Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала(карты атласа, текстовые карты, статистические материалы) , делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.
  2. Рассмотрев карту атласа « Население», текстовые карты учебника сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Пр.р.№3

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

Н.Н. Баранский.

Цели работы:

  1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
  2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
  2. Проанализируйте экономическую карту атласа. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких- металлоемкое машиностроение?
  3. Обоснуйте сделанный вывод.
  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино-

строения

Примеры

отраслей

Факторы

размещения

Основные

районы

размещения

Политическая карта мира .

Последовательность выполнения работы

Нанесите на контурную карту:

  1. страны гиганты.
  2. Микрогосударства.
  3. 10 стран, крупнейших по численности населения.
  4. 3 государства с монархической формой правления.
  5. 3 государства - федерации.
  6. «Большую семерку».
  7. НИС.

Укажите столицы всех нанесенных на контурную карту государств.

Для каждого задания придумайте свой условный знак.

Практическая работа №2.

Составление картосхемы размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

Цели работы:

1.Выделить мировые центры и районы размещения полезных ископаемых.

2.Проверить и оценить знания основных закономерностей размещения минеральных ресурсов.

  1. Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.

Последовательность выполнения работы

  1. Используя карту атласа «Минеральные ресурсы» на контурной карте условными знаками обозначьте основные угольные, нефтегазоносные бассейны и рудные пояса, районы размещения химического сырья и алмазов.
  1. Выделите районы выгодных территориальных сочетаний полезных ископаемых.

Практическая работа №3
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Для выполнения задания использовать

1)учебник В.П.Максаковского.География,10 класс

Тема «Северная Америка»,(тема 9,параграф 2)

2)Атлас,10 класс.Экономическая и социальная география мира.(США.Экономическая карта,Экологические проблемы мира.)

3)контурная карта.(США)

Цели работы:


  1. Выделить районы загрязнения окружающей среды в США, выявить источники загрязнения.

  2. Научиться находить пути решения экологических проблем.

Последовательность выполнения работы.


  1. Используя знания, карту атласа «Экологические проблемы мира», нанесите на картосхему районы загрязнения окружающей среды в США с указанием источников загрязнения. Знаки легенды придумайте самостоятельно или используйте знаки легенды карты атласа.

  2. Предложите пути решения выявленных экологических проблем.(на листочке, прикреплённом к карте)

Публикуется с небольшими сокращениями

Наглядное представление об этом распределении дают нам так называемые карты изотерм, т. е. линий, соединяющих места с одинаковой средней температурой. Было уже сказано, что для построения изотерм обычно все температуры приводятся к уровню моря, т. е. прибавляют к температуре данного места некоторое число градусов соответственно его высоте. Кроме того, надо иметь в виду, что при построении изотерм пользуются так называемыми нормальными температурами, т. е. средними за много лет, вычисленными с точностью до 0°,1.
Средние годовые нормальные температуры получаются, если их вывести из записей термографа или из ежечасных наблюдений термометра. Большое значение имеет правильная установка термометра. Обыкновенно термометры и термографы устанавливают в специальных метеорологических будках, на некоторой высоте над землей (до 2 м). В настоящее время для измерения температуры также пользуются психрометром Ассмана, в котором имеется вентилятор. Благодаря вентилятору происходит циркуляция воздуха вокруг шарика, защищенного оправой от лучей солнца, что сообщает термометру действительную температуру воздуха.
Опыт показал, что довольно точную среднюю суточную температуру можно получить из трех-четырех наблюдении за день, если взять подходящие сроки. На метеорологических станциях такие срочные наблюдения с 1935 г. производятся в 7, в 13, в 19 часов и в 1 час ночи по местному среднему солнечному времени. Раньше наблюдения производили в 3 срока (в 7, в 13 часов и в 21 час). Но полученная средняя суточная температура будет иметь значение только для данного года, так как температура сильно колеблется из года в год. Поэтому среднюю нормальную температуру для данного дня мы получим только в том случае, если будем продолжать наблюдения в течение 35-50 и больше лет и возьмем среднее арифметическое из полученных за этот промежуток времени средних суточных температур.
Чтобы получить среднюю месячную температуру, необходимо взять сумму средних нормальных температур для всех дней данного месяца и разделить их на число дней этого месяца. Наконец, чтобы получить среднюю годовую, надо взять сумму всех нормальных месячных температур и разделить на 12.
С этими средними нормальными температурами мы и имеем дело на картах изотерм.
Следует, однако, отметить, что средние нормальные температуры для данного дня, месяца или года далеко не являются самыми частыми, т. е. чаще всего наблюдаемыми. Для того чтобы получить температуру, наиболее часто повторяющуюся в данном месяце, надо восставить к горизонтальной линии (абсциссе) перпендикуляры (ординаты), по длине пропорциональные числу дней с одной и той же определенной температурой. Очевидно, что наиболее длинный перпендикуляр и будет соответствовать температуре, чаще всего наблюдавшейся за данный месяц.
В дальнейшем изложении рассматриваются карты годовых изотерм и изотерм за январь и июль месяцы, т. е. распределение температуры в среднем за год и за наиболее холодный и наиболее теплый месяцы.
Сначала обратимся к распределению средних годовых температур.
Если бы земной шар был весь покрыт морем или, наоборот, его поверхность представляла бы только сушу, то изотермы располагались бы параллельными кругами, и температура правильно убывала бы от экватора к полюсам.
До 45° широты материковый климат теплее морского, под 45° широты оба климата по общему количества тепла одинаковы, а в более высоких широтах, наоборот, морской климат теплее материкового. Такое распределение температуры будет понятно, если мы примем во внимание, что в низших широтах имеет наибольшее значение летнее нагревание, и потому перевес в температуре остается за сушей. В высших широтах средняя годовая температура местности зависит, главным образом, от остывания поверхности во время зимы, а оно, как мы знаем, происходит гораздо быстрее на суше, чем на воде. Теперь мы видим, какое огромное значение в климатическом отношении имеет то или иное распределение суши и моря; если бы мы имели все материки расположенными близ экватора, а моря - в полярных странах, то этим смягчался бы суровый климат севера, но на материках температура была бы очень высока.
На самом деле мы видим неправильное чередование моря и суши, при этом в некоторых местах материки расширяются, в других суживаются. Это вносит большое разнообразие в распределение годовых температур и обусловливает изгибы изотерм.
Рассматривая карту годовых изотерм, мы убеждаемся, что наиболее теплые места на земле находятся в северном полушарии, и что термический экватор смещен к северу от географического экватора. Самые теплые места лежат в Сахаре (температура выше 30°); подобные же центры нагревания находятся в Индостане и на севера Мексики.
Следовательно, северное полушарие в среднем за год теплее южного, а причина этого заключается в большем расширении материков в низких широтах северного полушария. То обстоятельство, что наиболее теплые страны расположены не на экваторе, а около тропика Рака, объясняется, кроме расширения материков, еще присутствием в этих широтах каменистых и песчаных пустынь, лишенных растительного покрова. На экваторе в летнее время выпадает много осадков, и облачность ослабляет нагревание поверхности земли. Кроме того, богатая растительность в свою очередь защищает поверхность земли от непосредственного нагревания, тогда как в пустынях поверхность нагревается и отдает путем лучеиспускания и теплопроводности свою теплоту нижним слоям воздуха.
Места с наиболее низкой годичной температурой находятся на континентах, в полярных странах, особенно северного полушария. На Гринелевой Земле, к западу от Гренландии, средняя годовая температура -20°,4. В северной Гренландии, вероятно, встречаются и более холодные места (до -25°). Большая часть Гренландии в течение всего года покрыта сплошным ледяным покровом, и поверхность ее теряет очень много тепла. По той же причине очень низкая температура должна быть па Антарктиде. Принимают ее среднюю годовую температуру равной -25°. (Из трехлетних наблюдений Скотта выведена средняя годовая -17°,6, но во внутренних частях Антарктиды она должна быть ниже.)
Далее, на карте годовых изотерм обращают на себя внимание изгибы изотерм на суше и на море.
Мы видим, что в высших широтах северного полушария к северу от45° изотермы изгибаются в сторону полюса на океанах и в сторону экватора на материках. Это показывает, что на море в этих широтах теплее, чем на суше, так как в высших широтах имеет большее значение ход остывания поверхности, чем ход нагревания, а море дольше сохраняет запас тепла.
Следует обратить внимание на то. что восточные берега океанов в высших широтах теплее, чем западные. Причина этого - в морских течениях и в направлении преобладающих ветров. Восточные берега океанов подвержены влиянию теплых течений, несущих нагретую воду от экватора (Гольфстрим в Атлантическом, Куро-Сиво в Тихом), и влиянию теплых и влажных юго-западных ветров, содействующих нагреванию западных частей континентов.
В низших широтах обоих полушарий, наоборот, восточные берега океанов холоднее западных, так как они омываются холодными возвратными течениями (Бенгуэльское, Перуанское и др.).
Средние годовые температуры представляют до некоторой степени величины отвлеченные; гораздо более соответствуют действительному положению вещей изотермы двух крайних месяцев - января и июля.
Январь - это самый холодный месяц в северном полушарии. Естественно, что в январе термический экватор передвигается к южному полушарию, так как солнце стоит в зените на тропике Козерога. Наиболее теплые места расположены внутри южных континентов, в особенности в пустынных областях Южной Америки, Африки и Австралии, причем в последней температура выше 32°. Так как внутренние части южных континентов сильно нагреты, то изгибы изотерм у их западных берегов в этом месяце выражены еще сильнее, чем в годовых изотермах, благодаря резкой разнице в температуре между охлажденными холодными течениями берегами и разогретыми внутренними частями материков. Теперь обратимся к северному полушарию. Здесь картина в общем такая же, как и на карте годовых изотерм. Но контрасты между более теплыми океанами и холодными материками и между восточными и западными берегами выражены более резко. В особенности большой изгиб изотерм мы видим в северной части Атлантического океана, так как Атлантическое течение проникает далеко на север в полярные моря и делает их много теплее, чем следовало бы ожидать, судя по широте. К Тихому океану это относится в меньшей степени, так как сближение Азии и Америки препятствует теплому течению Куро-Сиво проникнуть далее к северу, и, кроме того, теплота течения здесь должна распределиться на более обширном пространстве Тихого океана. Западные берега континентов в Старом и Новом Свете теплее восточных, особенно это различие выступает в Старом Свете; нулевая изотерма вдоль западного побережья Норвегии заходит за полярный круг (даже за 70° с. ш.), затем она спускается почти по меридиану до 60° с. ш., пересекает Каспийское море под 40°, в Восточной Азии она проходит под 34°, пересекает Японию почти на широте 40°, а далее у западных берегов Америки она поднимается до 53°, но в середине Америки снова опускается до 38°, а на востоке находится под 40°. Благодаря такому ходу изотерм Шанхай на восточном берегу Азии имеет такую же среднюю январскую температуру, как Фарерские острова, расположенные к северу от 60-й параллели.
Затем следует отметить сильное охлаждение, которое испытывает Азиатский континент. Близ Верхоянска, к востоку от реки Лены, находится полюс холода, т. е. такое место, от которого температура повышается во всех направлениях; поэтому изотермы имеют здесь формы кругов. В Якутске средняя январская температура -43°,3, в Верхоянске-50°,5. Ввиду этого в Сибири температуру нельзя измерять ртутным термометром и приходится пользоваться спиртовым, так как ртуть замерзает при -40°. За последние годы в Восточной Сибири близ Оймякона обнаружен еще один полюс холода с более низкими, чем в Верхоянске, температурами. В Америке не наблюдается такой низкой температуры зимой, как в Азии. Это потому, что последняя гораздо больше вытянута в ширину и представляет более значительную материковую массу, чем Северная Америка. Третий центр холода лежит в Гренландии, где температура, судя по изгибам изотерм, опускается до -45°.
Таким образом, сибирские центры холода более резко выражены, чем гренландский. Абсолютный минимум для Верхоянска равняется даже -69°,8. Правда, самая низкая температура здесь наблюдается в долинах, вообще в понижениях поверхности, куда стекает и где застаивается холодный, тяжелый воздух. Но если даже принять это во внимание и иметь в виду температуру на водоразделах, то все-таки сибирский полюс окажется более холодным. Низкие температуры в Сибири устанавливаются в ноябре и держатся до марта; в Гренландии полюс холода держится круглый год.
Для человека низкие температуры Восточной Сибири не являются столь невыносимыми, как то могло бы казаться: дело в том, что морозы стоят здесь при ясной тихой погоде и воздух очень сух. Зимой здесь устанавливается высокое барометрическое давление, ветры очень слабы или совершенно отсутствуют.
Чтобы покончить с изотермами января, обратим еще внимание на то, что в Европе они имеют почти меридиональное направление. Таким образом, здесь совершенно нарушается зависимость распределения температур от солнца (от солярного климата). На всем Европейско-Азиатском континенте, за исключением восточной окраины, температура быстрее убывает с запада на восток, чем с юга на север.
Перейдем теперь к июльским изотермам; в июле лето в северном полушарии и зима в южном.
Солнце стоит в зените на тропике Рака, и потому наиболее нагретые места лежат в северном полушарии. Самыми теплыми местами являются: Сахара, где наблюдается средняя температура в 36°, Аравия, Месопотамия, Иран, западная Индия и пустынные области южной части Северной Америки, где бассейны Колорадо и Аризоны и отчасти Мексика являются центрами тепла со средней температурой до 32°.
Июльские изотермы идут в общем гораздо правильнее январских, так как распределение температуры в это время года зависит от широты в большей степени, чем то наблюдается в январе. Как видно из карты июльских изотерм, изгибы их в северном полушарии как раз обратные изгибам январских изотерм: изотермы приподнимаются несколько к полюсу на континентах и опускаются к экватору на океанах. В западных частях материков обычный контраст между нагретой сушей и морем сглаживается благодаря преобладанию западных морских влажных ветров. Кроме того, и температура океанов у западных берегов материков в средних широтах несколько выше благодаря теплым течениям, и так как разница между температурой суши и моря невелика, то июльские изотермы поднимаются к центру материка довольно-полого, постепенно. Исключение представляет резкий изгиб на западном берегу Северной Америки, но это объясняется орографическими условиями: здесь Кордильеры представляют резкую границу между нагретым континентом и прохладным океаном, причем влияние этого последнего распространяется только на узкую береговую полосу.
Что касается южного полушария, то здесь изотермы распределены более правильно. Особенно правильное распределение изотерм мы видим там, куда материки совсем не заходят; но и здесь, впрочем, есть кое-какие отклонения. Благодаря полярным экспедициям теперь можно построить изотермы и для южных высоких широт. Самая низкая изотерма в южных полярных морях -15°; на Антарктическом материке надо предполагать еще более низкую температуру, и именно там, по всей вероятности, находится главный полюс холода. Из наблюдений Амундсена под 78°38" ю. ш., на высоте 11 м имеем следующие цифры для августа: средняя температура -44°,5, максимум -24°,5, минимум -58°,5.
Из общего распределения температур в июле обращает на себя внимание крайне низкая летняя температура Лабрадора. В северной его части средняя июльская температура спускается до 10° и даже до 8°, тогда как в Европе под той же широтой температура гораздо выше - около 15°. Вообще вся восточная часть Соединенных Штатов Америки и Канада находятся в менее благоприятных климатических условия, нежели Европа, потому что летняя температура там значительно ниже. Лабрадор по своей температуре близок к Камчатке в Восточной Азии и ввиду крайне холодного лета, почти совершенно исключающего возможность земледелия, стоит в этом отношении даже позади Якутской АССР, где, несмотря на 40-градусные и 50-градусные зимние морозы и вечно мерзлую почву на некоторой глубине, вызревают пшеница и даже арбузы и помидоры. Можно иллюстрировать распределение температуры на земном шаре еще иным способом: вычислить среднюю температуру для каждого градуса широты и с этими средними температурами, которые называются также нормальными, сравнивать действительно наблюдаемые в данном месте температуры; тогда окажется, что в некоторых местах температура на самом деле выше, а в других ниже средней, вычисленной для данной широты. В первом случае, т. е. когда действительные температуры выше средней, имеется положительная аномалия, или положительное отклонение; во втором случае, когда действительная температура ниже средней, - отрицательная аномалия. Соединяя все места с одинаковыми отклонениями, получим систему изаномал.
На карте январских изаномал видно, что в январе наибольшие отрицательные аномалии находятся в Азии (в Сибири и Центральной Азии) и в Северной Америке. Особенно резко отрицательная аномалия выражена в Якутской АССР. Здесь в это время аномалия достигает -20 и даже -24°. Положительные аномалии мы находим в это время в северных частях Атлантического и Тихого океанов, а также на континентах в южном полушарии, где в январе - лето (южная Африка, Южная Америка и почти вся Австралия). Особенно велика положительная аномалия в северной части Атлантического океана (до 20°). Область положительных аномалий захватывает здесь также и большую часть Европы. В южных частях океанов, начиная с широты 35-40°, мы наблюдаем в январе отрицательную аномалию, которая вокруг Антарктиды достигает значительной величины, так как понижению температуры здесь содействует также таяние материкового льда.
В июле положительные аномалии в северном полушарии на континентах - в Азии и в Америке. Наибольшая аномалия в Сахаре, Аравии, Иране и Тибете. В Европе положительных аномалий на западе почти не наблюдается, так как она испытывает умеряющее влияние со стороны Атлантического океана. На океанах в северном полушарии в июле отрицательные аномалии, более значительные в их западных частях, так как здесь понижению температуры содействуют также холодные течения. На востоке Атлантического океана под влиянием Гольфстрима отрицательная аномалия очень незначительна.
В южном полушарии в июле зима, поэтому мы должны ожидать отрицательных аномалий на континентах южного полушария, но так как последние не заходят далеко в высокие широты, то отрицательные аномалии вообще невелики, больше всего в Австралии (свыше -4°), и расположены ближе к западным берегам, где охлаждению способствуют также холодные возвратные течения. В океанах южного полушария температура нормальна или обнаруживает незначительную положительную аномалию.
Система изаномал годовых в несколько смягченном виде повторяет то, что наблюдается в январе. Наибольшая положительная аномалия в среднем за год наблюдается в северной части Атлантического океана (до 12° и даже выше) и в Западной Европе, причем она покрывает не весь этот океан, а сдвинута на восток, так что У восточных берегов Америки наблюдается уже отрицательная аномалия. На размерах и положении этой аномалии сказывается влияние Гольфстрима и холодных течений на западе Атлантического океана (Лабрадорское течение). В Тихом океане имеется также соответствующая положительная аномалия, но она значительно слабее, не проникает так далеко на север и захватывает лишь западный берег Северной Америки, так как согревающее влияние теплых вод не может распространяться за барьер гор, окаймляющих здесь Америку. На годовых аномалиях лучше всего видно преимущество Гольфстрима как климатического фактора над течением Куро-Сиво. Влияние теплых вод Гольфстрима, вследствие отсутствия преград для его проникновения, сказывается далеко на севере (Шпицберген и Земля Франца-Иосифа имеют еще высокую положительную аномалию), тогда как влияние Куро-Сиво - лишь до широты южной части Берингова пролива. Кроме того, интенсивность влияния Гольфстрима уже потому больше, чем Куро-Сиво, что оно распространяется на меньшую поверхность Атлантического океана; наконец, благотворное влияние Гольфстрима при содействии западных ветров распространяется далеко в глубь континента, тогда как орографическое строение Америки ставит преграду распространению влияния Куро-Сиво.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Цифры, относящиеся к средним температурам параллелей, хотя и вскрывают некоторые общие закономерности, обладают тем недостатком, что отнесены они к математическим линиям на поверхности земного шара.

От этого недостатка можно освободиться, прибегнув к изучению карт изотерм. Нам достаточно будет ограничиться исследованием изотерм для января и июля, т. е. месяцев, которые в большинстве местностей на суше характеризуют самое холодное и самое тёплое время года. При этом мы будем пользоваться изотермами, не приведёнными к уровню моря.

Если бы поверхность земного шара была совершенно однородной (например, покрыта сплошной водной оболочкой) и перенос воздуха на Земле происходил бы только вдоль широтных кругов - все изотермы были бы параллельны экватору. Расположение изотерм, близкое к гипотетическому, можно наблюдать лишь в южном полушарии с его громадными океаническими пространствами. В большинстве же случаев ход изотерм чрезвычайно прихотливый, что свидетельствует о нарушении гипотетических условий нагревания.

Чем вызываются эти нарушения? Главным образом характером распределения суши и моря, рельефом и существованием постоянных или господствующих холодных и тёплых воздушных и морских течений. Вследствие этого одни места оказываются теплее, чем им надлежало бы быть по их географической широте, а другие холоднее, т. е. наблюдаются положительные и отрицательные температурные аномалии. Различие в нагревании суши и моря обусловлено соответственно их малой и большой теплоёмкостью, в силу чего суша нагревается быстрее и сильнее, чем море, но зато быстрее и глубже остывает.

Рассматривая карту июльских изотерм, видим:

1. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками заметно изгибаются к северу (по сравнению с их ходом на море). Для северного полушария это означает, что здесь суша нагрета сильнее, чем море, а для южного (где июль - зимний месяц) - что она холоднее моря. Над океанами средняя температура везде ниже +26°, если не считать областей, примыкающих к Антильским островам (здесь бывает до +28°), тогда как над материками имеются и значительно более высокие температуры.

2. Самые высокие июльские средние температуры обнаруживаются не над экватором, а в области пустынь северного полушария: к самым жарким местам относятся в это время Калифорния, Сахара, Аравия, Иран и внутренняя Азия. Главная причина в том, что в июле Солнце находится в зените в северном полушарии в поясе, заключённом между 23-й и 18-й параллелями: именно здесь, а также и в соседних широтах, нагрев наибольший. Имеет значение и отсутствие в перечисленных пустынных областях густого растительного покрова и малая облачность: при ясном небе голая почва нагревается особенно сильно.

Высоки в июле и абсолютные температуры на суше. В Алжире, низовьях Евфрата, Туркмении и некоторых других местах в отдельные годы бывают в июле дни, когда термометр показывает в тени более 50°. В Долине Смерти (Калифорния) 10 июля 1913 г. зарегистрирована наивысшая на земном шаре июльская температура: 56°,7.

3. На карте отражено также и влияние морских течений. Естественно ожидать, что в зимнее время наибольший изгиб изотерм будет обусловлен тёплыми течениями, а в летнее холодными, хотя те и другие, поскольку они постоянны, сказываются на изотермах круглый год. В северном полушарии изотермы вдоль западных берегов Калифорнии и Африки выпуклостью обращены к югу, - результат влияния Калифорнийского и Канарского холодных течений. Противоположно направленные изгибы изотерм в южном полушарии вдоль западных берегов Южной Америки и Африки - результат влияния холодных течений Перуанского и Бенгальского. Все эти течения далеко выносят свои струи в направлении к экватору и сильно охлаждают воздух в районе омываемых ими побережий, создавая здесь отрицательные температурные аномалии.

Обращаясь теперь к карте январских изотерм, видим:

1. Влияние Калифорнийского холодного течения и отчасти Канарского ослабело (так как в северном полушарии зима), тогда как Перуанское и Бенгэльское течения сказываются резче (так как в южном полушарии лето). С другой стороны, в северных частях Атлантического и Тихого океанов сильным изгибом изотерм в сторону полюса отражено увеличение тепловой роли тёплых течений - Гольфстрима, Куро-Сио и Алеутского.

2. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками изогнуты к югу. Следовательно, в северном полушарии суша холоднее, чем море, в южном наоборот. В январе особенно сильному охлаждению подвергаются Гренландия и северо-восток Азии. Самая низкая температура воздуха, когда-либо наблюдавшаяся на Земле, была -68° (Верхоянск). В январе над океаном нет нигде таких низких температур, как над сушей.

3. Область наибольшего нагрева находится под тропиком Козерога в центральной Австралии, южной Африке и Южной Америке. В течение января солнечный зенит проходит путь от 23 до 18° ю. ш.

На температуру воздуха также влияет рельеф местности. С высотой температура воздуха понижается (на 0,6ºC на каждые 100 м), поэтому горные и равнинные территории, расположенные вдоль одной широты, имеют неодинаковую среднюю температуру воздуха. В горах она существенно ниже (см. рис. 2) .

Рис. 2. Понижение температуры с высотой

Летом холоднее всего на Крайнем Севере. На некоторых островах Северного Ледовитого океана средние температуры самого теплого месяца составляют 0ºC.

Самая высокая температура воздуха в июле (+45ºC), при средней +24ºC (как на экваторе), зарегистрирована на Прикаспийской низменности, в районе знаменитых соленых озер Эльтон и Баскунчак. Эта территория расположена на юге нашей страны, и в летнее время для нее характерен высокий угол падения солнечных лучей. Низкая влажность воздуха и безоблачное небо увеличивают долю прямой радиации. Прохладные ветры с Атлантики территории не достигают, зато часто дуют знойные и сухие ветры из Центральной Азии, приносящие континентальные тропические воздушные массы. В это время наблюдаются наиболее высокие температуры воздуха (см. рис. 3).

Рис. 3. Факторы, формирующие климат Прикаспийской низменности

На распределение температур января решающее воздействие оказывает циркуляция атмосферы, т. е. движение воздушных масс. Теплый в зимнее время воздух Атлантики не позволяет европейской части страны охлаждаться. Изотермы января на большей части территории России имеют не субширотное, а субмеридиональное простирание: чем ближе к Атлантическому океану, тем теплее. В Ростове-на-Дону средние температуры января -4…-8ºC, в Москве -8… -12º C; в Омске и Екатеринбурге -16…-20º C;в Иркутске -24… -32º C; в Якутске ниже -40ºC (см. рис. 4).

Рис. 4. Средние температуры января на территории России ()

Наиболее низкие температуры характерны для северо-востока Сибири. От Атлантики эта территория удалена, от Тихого океана отделена горами. Кроме того, проникновению тихоокеанского воздуха препятствует господство здесь в зимнее время высокого атмосферного давления. «Полюсами холода» Северного полушария Земли считаются поселки Верхоянск и Оймякон (см. рис. 5).

Рис. 5. Верхоянск и Оймякон - полюса холода северного полушария

В конце XIX в. (1892 г.) в Верхоянске была зарегистрирована самая низкая температура воздуха: -69ºC. В Оймяконе в тот год наблюдения не велись. Однако в другие годы отмечали, что в самые холодные ночи температура воздуха в Оймяконе по сравнению с Верхоянском примерно на 2ºC ниже. Исходя из этого, посчитали, что абсолютный минимум температуры характерен для Оймякона и составляет 71ºC. С Северо-востоком Сибири конкурирует лишь ледяная Антарктида. На станции «Восток» зарегистрирован абсолютный минимум температуры воздуха на Земле - -89,2ºC (21 июля 1983 г.) (см. рис. 6).

Рис. 6. Станция «Восток»

Аномально низкие температуры воздуха в этом районе обусловлены совокупным воздействием всех климатообразующих факторов. Территория расположена в районе северного полярного круга и в зимнее время получает мало солнечного тепла. Ясное из-за высокого атмосферного давления небо способствует дополнительному выхолаживаю. Оба пункта расположены в межгорных котловинах, где застаивается холодный воздух. Пространственное и временное совпадение всех условий обусловило формирование «полюса холода» северного полушария (см. рис. 7).

Рис. 7. Факторы, формирующие климат северо-востока Сибири

На распределение осадков влияют главным образом циркуляционные процессы и рельеф. Большую часть влаг на территорию России приносят циклоны Атлантического океана. Благодаря западным ветрам и отсутствию горных барьеров они проникают далеко на восток. Влажное «дыхание» Атлантики ощущается вплоть до Енисея. С запада на восток количество осадков постепенно уменьшается. В Санкт-Петербурге и Московской области годовая сумма осадков более 650 мм; в Самаре - не более 500 мм; в Якутске - около 350 мм; а в Верхоянске - 128 мм (меньше, чем в Багдаде, окруженном пустынями).

Рис. 8. Годовое количество осадков ()

Самое большое количество осадков характерно для наветренных склонов гор. Это относится к западным склонам Урала, Алтая и особенно Большого Кавказа. С Тихого океана влаги приносится существенно меньше. Глубокому проникновению тихоокеанских воздушных масс препятствует западный перенос, господствующий в умеренных широтах, а кроме того характер рельефа.

Воздушные массы с Северного Ледовитого океана могут проникать далеко на юг. Но это холодный, а значит сухой воздух. Кроме того, при движении на юг северные воздушные массы прогреваются, и их относительная влажность становится еще ниже - в летнее время проникновение воздуха с Северного ледовитого океана на юг вызывает засухи.

Наряду с количеством осадков не менее важной климатической особенностью является их режим, т. е. распределение по сезонам года. На большей части территории нашей страны осадки распределяются неравномерно: большая часть их приходится на теплое время года, т. е. на лето. Более отчетливо летний максимум осадков выражен в азиатской части страны. Это обусловлено малым количеством осадков в зимнее время вследствие господства здесь области высокого атмосферного давления (см. рис. 9).

Рис. 9. Осадки теплого периода ()

Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в Приморье (Владивосток); количество летних осадков здесь примерно равно сумме осадков за остальные сезоны года.

Относительно равномерным распределением влаги по сезонам года характеризуются восточное побережье Камчатки и западные склоны Кавказских гор. В любой из сезонов здесь выпадает не менее 200 мм влаги. Это не только наиболее влажные, но и самые снежные территории страны.

Место с максимальным годовым количеством осадков - наветренные склоны хребта Ачишхо близ Сочи (западный склон Большого Кавказа), где годовая сумма осадков составляет 3240 мм. Влажный воздух приносится черноморскими циклонами. Встречая на своем пути горные склоны, воздух поднимается вверх и охлаждается, что способствует выпадению осадков. Эти процессы происходят круглый год вне зависимости от сезонов, что обуславливает относительно равномерное распределение атмосферной влаги в течение года.

Рис. 10. Хребет Ачишхо ()

Самые сухие места в России - межгорные котловины Алтая (Чуйская степь) и Саян (Убсунурская котловина). Годовая сумма осадков здесь едва превышает 100 мм. Влажный воздух не доходит до внутренних частей гор. Более того, опускаясь вдоль склонов в котловины, воздух нагревается и еще больше иссушается (см. рис. 11 и рис. 12).

Рис. 11. Чуйская степь ()

Рис. 12. Убсунурская котловина ()

Обратим внимание, что места как с минимальным, так и максимальным количеством осадков расположены в горах. При этом максимальное количество осадков выпадает на наветренных склонах горных систем, а минимальное - в межгорных котловинах.

300 мм осадков - это много или мало? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Такое количество осадков характерно, например, и для северной, и для южной части Западно-Сибирской равнины. При этом на севере территория явно переувлажнена, о чем свидетельствует сильная заболоченность; а на юге распространены сухие степи - проявление дефицита влаги. Таким образом, при одинаковом количестве осадков условия увлажнения оказываются принципиально различными.

Для того чтобы оценить, сухой климат в данном месте или влажный, необходимо учитывать не только годовое количество осадков, но и испаряемость.

Испаряемость - количество влаги, которое могло бы испариться при данных температурных условиях. Как и количество осадков, испаряемость измеряется в миллиметрах.

При этом от суммы осадков величина испаряемости не зависит. Она определяется количеством тепла, которое получает данная территория. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги может испариться.

Линии, соединяющие на карте точки с одинаковой испаряемостью, имеют широтное простирание. Испаряемость может быть больше, равной или меньше количества осадков (см. рис. 13).

Рис. 13. Испарение и испаряемость ()

Отношение годового количества осадков к испаряемости называется коэффициентом увлажнения :

К= О/И

К - коэффициент увлажнения

О - годовое количество осадков

И - испаряемость

Если К > 1 - увлажнение избыточное (тундра, тайга, леса).

Если К = 1 - увлажнение достаточное (лесостепь и степь).

Если К < 1 - увлажнение недостаточное (полупустыня).

Если К < < - увлажнение скудное (пустыня).

Коэффициент увлажнения - основная характеристика обеспеченности территории влагой. Он в значительной степени определяет особенности таких природных компонентов, как поверхностные воды, почвенно-растительный покров, животный мир.

Список литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе.
  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012.
  4. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ». Учебник «Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Атлас.
  1. №3. Распределение тепла и влаги на территории России. ()
  2. Климатообразующие факторы и циркуляция атмосферы ()
  3. жемесячные климатические данные для городов России ()
  4. Температура в России растёт в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире ()
  5. Новые рекорды отрицательной температуры зафиксированы во многих регионах России ()
  6. Карты температур с выбором региона ()
  7. Карты осадков с выбором региона ()

Домашнее задание

  1. Какие закономерности тепла и влаги существуют на территории нашей страны?
  2. Как определяют коэффициент увлажнения и почему этот показатель так важен?
  3. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Показатели/Пункт

Калининград

Екатеринбург

Средние температуры июля

Средние температуры января

Испаряемость

Коэффициент увлажнения