Какая любовь в творчестве куприна. Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение

А.И. Куприн – певец возвышенного чувства. Автор нашёл особые условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Олеся» , «Суламифь» и «Гранатовый браслет» . В своём окружении Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Сильная любовь озаряет жизнь человека, но эту любовь, говорит Куприн, нельзя встретить на каждом шагу, она даётся нелегко, ее надо уметь найти и заслужить.

Талантом человечной любви в рассказах Куприна обычно одарены самые обыкновенные, нередко социально приниженные и внешне ничем не примечательные люди.

У Куприна, любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав произведения писателя, можно понять, что любовь в них всегда трагична и заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся » (1918).

Олеся выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чашу, на болота, подальше от селений.

В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей.

Маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком. Олеся – высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность её белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, всё в ней говорит о её неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придаёт вера в магию, потусторонние силы.

В жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.

При встрече со своим избранником Олеся говорит: «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает ещё сильнее». Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради неё девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.

Она пережила огромное унижение, когда на неё накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдаёт себя в жертву любви. Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.

Однако, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.

Несомненно большим достижением и художественным открытием писателя было создание образа Олеси. В лице Олеси входил в литературу новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, совсем не похожей на дам «благородного» общества. Обаяние и прелесть купринской героини из Полесья заключались прежде всего в оригинальной красоте её внешнего облика, её лица: «Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». В Олесе одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетни­чанья, и умение держать себя скромно и непринужденно.

Олеся очаровывала не только своей красотою. Замечательными были в ней «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием...». Гибкий, подвижный ум и свежее воображение Олеси сказывались и в её суждениях по любому житейскому вопросу, и в том жадном любопытстве, с каким она расспрашивает Ивана Тимофеевича о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об учёных людях, о больших городах и их обитателях. В соседстве с крепким умом и изумительными способностями в Олесе уживалось суеверие полудикарки.

Умная и суеверная, гордая и скромная, влюблённая в дремучий лес, в птиц и животных, красавица Олеся была непосредственна в своей первой девичьей любви к Ивану Тимофеевичу. Ее любовь – большое, сильное чувство, проявляемое бурно, страстно и открыто. Когда при первом знакомстве с ней Иван Тимофеевич сказал, что и для неё наступит время любви, в Олесе заговорило гордое и свободное сердце: «Ну что ж – и полюблю! – сверкнув глазами, с вы­зовом ответила Олеся. – Спрашиваться ни у кого не буду...». Она говорит Ивану Тимофеевичу: «Пусть, что будет, то будет, а я своей радости Никому не отдам... Разве я не вольна делать, что мне нравится?»

Эта «наивная, очаровательная сказка любви» развернута Куприным на фоне величественной, красивой русской природы. Буйная, ликующая радость, охватившая сердце Олеси, чувствуется в нарисованных Куприным ярких картинах зеленого леса и пробуждающейся от дремы полесской природы: «Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. <...> Ночи стали теплые; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая, спешная творческая работа природы...». Природа полна такой же неуемной радости жизни, как и душа Олеси, впервые изведавшей пьянящую радость любви. Картины природы даются как аккомпанемент чувству человека.

Вообще пейзаж играет в повести активную роль в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния героев, с развитием испытываемых ими чувств и сменой мыслей. За бурной весной в природе и в сердце любящих шло лето – с блеском утренней росы на зелени трав и леса, с томным зноем июньских дней и волшебно-красивыми лунными ночами и жаркими ласками Олеси – пора зенита в любовной страсти, время полного расцвета взаимного счастья влюбленных: «И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные счастьем и жутким безмолвием леса». А драматическая развязка еще недавно счастливых взаимоотношений Олеси и Ивана Тимофеевича по времени совпадает с разбушевавшейся природной стихией – внезапным вихрем, грозой и градом. Природа действенно и чутко сопереживает с человеком, и герой Куприна ищет и находит в единении с ней живой отклик на свою радость и свою боль.

Олеся поступает по велению сердца, признает безусловную и полную свободу чувств, она хочет и умеет быть человеком вольным, ни от кого не зависимым. «Разве я не вольна делать, что мне нравится?» – не столько спрашивает, сколько утверждает Олеся. Но самозабвенная любовь не ослепляет разума Олеси и не делает ее рабою своих чувств. Даже перед дорогим ей человеком Олеся не хочет ради любви идти на унижение своего человеческого достоинства. На предложение Ивана Тимофеевича стать его женой Олеся рассудительно ответила: «Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю... Ты одного стыда из-за меня не оберёшься. <...> Отогрел ты мое сердце... Но все-таки замуж, я за тебя не пойду...». Что Олеся тут права, это хорошо понимал и Иван Тимофеевич, который не мог себе представить, как выглядела бы эта «лесная фея», одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев. Интеллигентный Иван Тимофеевич думает об этом молча, пряча свои мысли, а Олеся, непосредственная и прямая, говорит открыто и смело всё, что думает, с жестокой правдой к себе и людям. Убеждённая в невозможности жить вместе с любимым человеком, она с полным чувством самообладания, быстро и смело принимает решение навсегда расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы не делать его несчастным. «Как расстанемся мы с тобою, – говорит она ему, – тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело... Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно». Так в каждом ее поступке и в каждом слове проявляется и врождённое свободолюбие, и гордая независимость, и самобытный, цельный характер полесской красавицы, и органически присущие ей трезвость суждений, сила воли и большое самообладание.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет» .

Произведение является подтверждением того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.

Куприн воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, равнодушно. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться!»

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет продолжается безответная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств со стороны семейств Шеиных и Булат-Тугановский. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считаю бедного телеграфиста ненормальным. И только всё тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «А – почём знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетливым миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит её, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё». Ушёл из жизни человек, но не ушла любовь. Она рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской симфонией № 2 Largo Appassionato.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Суламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к "маленькому" человеку. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой "полесской колдунье" Олесе в отношениях с "добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем" и умной, расчетливой Шурочке – с "чистым и добрым Ромашовым" ("Поединок"). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно
Понять, была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе
Писателя “Гранатовый браслет”. В основу этого произведения, написанного в
1911 году, положено реальное событие – любовь телеграфиста Желтого П. П.
К жене важного чиновника, члена Государственного Совета – Любимова. В
Жизни все закончилось иначе, чем в рассказе Куприна, – чиновник принял
Браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. Под
Пером писателя этот случай предстает как печальная и трагическая история
Жизни маленького чиновника, но нравственно большого человека, которого
Возвысила и погубила любовь. Погубила – да, но была ли несчастной эта
Любовь для Желткова? Я думаю, нет.
Редчайший дар высокой и безответной любви стал “громадным счастьем”,
Единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Умирал Желтков без боли
И разочарования, но с ощущением того, что эта любовь все-таки была в его
Жизни, и это успокаивало его. Радость чистой и благородной любви
Запечатлелась в его глазах навечно: “Глубокая важность была в его
Закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…”. Для героя
Любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он
Пишет в своем последнем послании Вере Николаевне: “От глубины души
Благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни,
Единственным утешением, единой мыслью”. Многие скажут: “Если эта любовь
Принесла столько счастья Желткову, почему он покончил собой? Почему не
Захотел жить дальше и наслаждаться своей любовью?” Все потому, что
Высокая, благородная любовь всегда трагична. Самого Желткова можно
Назвать “благородным рыцарем на маленьком посту”. Ведь он не стал
Досаждать Вере Николаевне своими письмами, не стал преследовать ее, но
Уступил ей счастье с другим человеком. Но этим поступком, Желтков
Пробудил увядшие чувства в душах супругов Шеиных, особенно Веры
Николаевны, потому что именно ее “жизненный путь пересекла настоящая,
Самоотверженная, истинная любовь”.
Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над
Всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский,
Легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий
Любовь “величайшей тайной” Аносов, сама прекрасная и чистая Вера
Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом
Контрасте таится главный нерв повествования.
С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем
Пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших
Клумб, с “точно выродившимися”, мелкими розами, в “травянистом, грустном
Запахе” предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы
Дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения,
Удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к
Нему давно притупилось. Она “была строго проста, со всеми холодна и
Немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”. Царское
Спокойствие и разрушает Желтков.
Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души.
Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний.
Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины
Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены,
Созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры
Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается
Покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и
Уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.
Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим
Желтковым, их единственное “свидание” – поворотный момент в ее внутреннем
Состоянии. На лице усопшего она прочла “глубокую важность”, “блаженную и
Безмятежную” улыбку, “то же самое умиротворенное выражение”, как “на
Масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”. Величие страданий и
Умиротворение в чувстве, их вызвавшем, – такого никогда не испытывала
Сама Вера. “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает
Каждая женщина, прошла мимо нее”. Былая самоуспокоенность воспринимается
Ошибкой, недугом.
Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами,
Чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке
Волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты –
Прослушать ее завещал Желтков – Вера как бы принимает в свое сердце все,
Что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления,
Переживает “жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения,
Страдания и смерть”. Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.
Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и
Одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей
Рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений
Веры Шейной.
“Отвратительные погоды” приносят холод, ураганный ветер, а затем
Приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго
Возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И
Спокойная радость Веры не менее быстротечна. “Бесконечность и величие
Морского простора”, притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от
Них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен “обрыв” тихого
Семейного благополучия Шеиных.
Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны,
Приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он
Развлекает собравшихся… Неторопливое повествование часто прерывается
Настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за
Столом сидят тринадцать человек – несчастливое число. В разгар карточной
Игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами –
Пятью “густо-красными живыми огнями”. “Точно кровь”, – думает Вера “с
Неожиданной тревогой”. Исподволь готовит автор к главной теме рассказа, к
Трагедии, которую спровоцировала величайшая тайна любви.
В повести “Суламифь”(1907-1908) любовь не имеет границ в своем
Свободном, всеобъемлющем разливе. Сюжет был взят из “Песни Песней”
Библейского царя Соломона. Многое в этом древнем источнике покорило
Куприна: по его определению, “трогательность и поэтичность” переживаний,
Восточная многоцветность их воплощения. Повесть унаследовала эти
Качества. Однако писатель смело развил и трансформировал скромный эпизод
Из “Песни Песней”.
Купринское произведение было расценено на редкость несправедливо.
Некоторые критики нашли в нем тему стихийной страсти. Горький вообще
Причислил “Суламифь” к аморальной литературе. Куприн действительно
Опоэтизировал и нежную страсть возлюбленных, и красоту их телесной
Близости, и расцвет женственности героини. Однако в этой Песне
Торжествующей любви был и более глубокий смысл.
Двум главным героям повести автор придал равное значение. Соломон еще до
Встречи с Суламифью превзошел всех по богатству, подвигам, уму, но
Испытал горькое разочарование: “…во многой мудрости много печали, и кто
Умножает познание – умножает скорбь”. Любовь к Суламифи дает царю
Небывалую радость и новое знание бытия, своих личных возможностей,
Открывает ранее неведомое счастье самопожертвования: “Попроси у меня мою
Жизнь – я с восторгом отдам ее”, – говорит он своей возлюбленной. А для
Нее наступает пора первого, подлинного постижения всего окружающего и
Человека в себе самой. Слияние любящих душ преображает прежнее
Существование Соломона и Суламифи. Поэтому ее смерть, принятая во
Спасение Соломона, так прекрасна и естественна.
Куприн нашел в “Песни Песней” “освобождение любви”. К этому
Представлению восходят в повести сила самоотвержения Соломона и Суламифи,
Высшее их единение, превосходящее известные на земле союзы. На
Предложение Соломона взойти вместе с ним на престол Суламифь отвечает: “Я
Хочу быть только твоей рабой” – и становится “царицей души Соломона”.
Гимном возрождающих личность чувств стала “Суламифь”.
В любви как “первоисточнике мира и его властелине” (слова Гамсуна,
Выделенные Куприным) писатель усматривал действенную созидательную силу.
Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым
Оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой,
Совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе,
Сделал стимулом перерождения другой.
В повести “Олеся” Куприн изобразил именно такое перерождение души,
Точнее попытку к ее перерождению.
Все, кроме главной героини, участники событий: “упорно необщительные
Крестьяне”, полесовщик Ярмола, Бабка Мануйлиха, да и сам рассказчик Иван
Тимофеевич (от его лица ведется повествование) – связаны с определенной
Социальной средой, скованы ее законами и очень далеки от совершенства.
Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана
Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен. Олеся, тем не менее,
Верно говорит о своем возлюбленном: “…вы хотя и добрый, но только
Слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная…” Но слабость Ивана
Тимофеевича заключается в том, что у него отсутствуют цельность и
Глубина чувств. Не сам испытывает, а другим причиняет боль Иван
Тимофеевич.
Одна Олеся, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от фальшивых
Общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку
Способности. Автор явно романтизирует образ “дочери лесов”. Но ее
Поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть
Реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой, душа вносит
Гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар
Выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает,
К сожалению, ненадолго утраченную им естественность переживаний. А земля
И небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца “таинственно
Расцвечивает лес”, березы одеваются “серебристыми, прозрачными
Покровами”, “плюшевым ковром” мха устилается путь…
Только слияние с природой дает чистоту и полноту душевному миру.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: “гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви. Рассказ “Гранатовый браслет” имеет вполне Read More ......
  2. Тема любви часто затрагивается в творчестве А. И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: “Олеся” и “Гранатовый браслет”. Повесть “Олеся” – раннее Read More ......
  3. Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так Read More ......
  4. О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения “правильнее”, а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое Read More ......
  5. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них Read More ......
  6. А. И. Куприн – мастер художественного слова – по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как “Суламифь”, “Олеся”, “Гранатовый браслет”, в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и циниз­ма общества, продажных Read More ......
  7. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о Read More ......
Тема любви в творчестве Куприна

Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.

Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.Куприна родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь », «Олеся », «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.

В повести «Олеся », написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси , девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу. Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей , внучкой ведьмы Мануйлихи . Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.

Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся , которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси . Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.

Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.

При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.

В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.

Творчество Александра Ивановича Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники... Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры - в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Любовь в произведениях А.И. Куприна - чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь" - самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.

Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она - чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси - мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая - то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.

Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести "Суламифь". Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой "она прильнула, как к сладкому источнику". Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об "обожженной солнцем Суламифи". Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: "Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее - стрелы огненные".

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести "Гранатовый браслет" высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению "вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни", нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного "Ге Эс Же", чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует "при какой-то громадной трагедии души". Княгиня Вера тоже предчувствует, "что этот человек убьет себя".

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой "совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость", но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.

В повести "Поединок" показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера - пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами" женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, - не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.

Повесть А.И. Куприна носит название "Поединок". Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести - тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое - внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой - Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.