Культура раннего возрождения в италии. Раннее возрождение в италии (xiv—xv вв.)

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение , что в переводе с французского означает "Ренессанс" . Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто) ; конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс .

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.

Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337) . Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Один из знаменитых мастеров Предвозрождения -

Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция.

Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре , который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо .

Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио . Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино. Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен. За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко. Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте.

Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Доменико Гирландайо (1449 - 1494)

Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.
Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Культура раннего возрождения

Возрождение, как эпоху в истории искусства и культуры,­ делят на­ четыре такие этапы:

1.­­ ­Проторенессанс, относится ко второй половине тринадцатого, начало четырнадцатого веков).
2.­­ ­Раннее Возрождение, начало пятнадцатого и до конца этого века.
3.­­ ­Высокое Возрождение, конец пятнадцатого века и первые двадцать лет шестнадцатого).
4.­­ ­Позднее Возрождение, со средины шестнадцатого до девяностых годов этого века.

Период­ «Раннего Возрождения» охватил с 1420 по 1500 года. В течение этих лет в искусстве, ещё совсем отрешенном от недавнего прошлого, примешиваются некоторые элементы, взятые из классики древности.

Возрождение­ - это эпоха, в которой отразилось начало перехода к капитализму от феодализма. Классические формы Возрождения сложились в самом начале в Италии, чуть позже аналогичные процессы начались и в Азии и в странах Восточной Европы. В каждой из стран у данного типа культуры были­ свои индивидуальные особенности, а именно этнические характеристики, специфические традиции, влияние других культур. Возрождение тесно связано с­ формированием светской культуры и­ сознания.

Главной особенностью культуры раннего Возрождения, которую представляли Боккаччо, Петрарка,­ Донателло, Джотто, Боттичелли,­­ являлись разносторонность и целостность­ понимания человека, культуры и жизни. Авторитет культуры все время резко возрастал, но оно никаким образом не противопоставлялось ремеслам и науке, а было равноценной и равноправной формой человеческой деятельности. До высокого уровня поднялись архитектура и прикладные искусства, в них было соединение художественного творчества, ремесел и с технического конструирования.­ Другая особенность Возрождения - это его ярко выраженный реалистический и­ демократический характер, в центре которого всегда стоит природа и человек.

Художниками достигается большой и широкий охват существующей действительности, ими правдиво отображаются все основные тенденции того времени. Они ищут самые эффективные способы и средства, чтобы ярче воспроизвести все богатство и разнообразие форм проявления реальности в мире: его красоту, гармонию и­ изящество.
Эта эпоха имеет большое положительное значение во всей мировой культуре, так как в искусстве воплощается идеал свободного и гармонического бытия человеческого.

Эпоха раннего Возрождения переходная от Средних веков к периоду нового времени. Именно в те времена происходили крупные изменения в культурной и экономической жизни с проявлением первых зачатков капиталистической промышленности, с развитием банковского дела и­ международной торговли. Происходит формирование научной картины мира,­ с зарождением экспериментального естествознания. Крупнейшие ученые этой эпохи: Коперник, Бруно,­ и Галилей обосновывают гелиоцентрическую систему. Кроме этого было совершено первое в мире путешествие вокруг света Колумбом и Магелланом с целью открытия новых земель.

Культура Возрождения имеет свое разное по темпам развитие. Так, в Италии она началась в четырнадцатом веке, в некоторых других только в пятнадцатом. Самой высшей точкой развития Ренессанса считается шестнадцатый век, когда он распространился уже на разные европейские страны, которых объединяют идеи гуманизма. Этот принцип стал выражением основной направленности всей культуры этого времени, так как он считается высшим нравственным и культурным в развитии человеческих способностей. Идеями гуманизма были охвачены разные слои общества, от купеческих кругов до религиозных сфер и простых народных масс. Это было время начала появления совершенно новой светской интеллигенции. Гуманизм - это вера в большие, совершенно без границ, возможности человека. В духовной культуре появляются новшества, связанные со­ свободой суждений, независимостью, со смелым критическим духом. Личность человека, прекрасная­ и могучая,­ по праву становится центром в идеологической сфере.

Первый гимн достоинству человека был написан Данте Алигьери - им стала «Божественная комедия». В этом произведении соединилась и­ поэзия и философии. В нем есть даже теология, наука, которая проникнута большой верой в предназначение человека на земле. Современник Данте -­ Петрарка был философом и лирическим поэтом. Именно его называют родоначальником итальянского гуманистического движения эпохи Возрождения.

Тема: Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения.

Учитель истории и обществознания

Гордеева Д.В.



План урока:

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • «Любители мудрости» и возрождение античного наследия
  • Новое учение о человеке и воспитание нового человека
  • Первые гуманисты в литературе и искусстве

РОМАНСКИЙ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор Нотр-Дам в Реймсе,

Францмя, XIII в.

Аббатство Мария Лаах, Германия, XI-XIII вв.

Чем различаются данные постройки?

Почему эти архитектурные стили имеют такие названия?


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Капелла кающихся грешников.

Дворец Дожей в Венеции,

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Собор в Амьене. Франция. XIII в.

Пизанский собор. Италия. XI–XII вв.


РОМАНСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Дворец дожей в Венеции

XIV-XVI в.

Капелла кающихся грешников.

Больё-сюр-Дордонь. XI-XII вв .


Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль


Линии сравнения

Романский стиль

Время появления и период существования

Готический стиль

IX-XI вв.

Характерные признаки архитектурного стиля

XII-XVI вв.

Массивные здания, гладкие стены, полукруглая арка.

В плане – вид креста, в центре – башня.

Стрельчатый свод. Высокие колонны, просторные, светлые залы.




2. Скульптура

Работа с иллюстрациями учебника, страница 233, 234.

  • Какие темы отражают скульптуры Средневековья?
  • Откуда берут свое начало кентавры, химеры и другие сказочные существа-скульптуры?
  • В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?
  • Кто являлся главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?
  • Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?
  • Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?

Стены романских храмов были покрыты росписями, а стены готических соборов заполняли витражи – картины из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Собор в Шартре,

Франция, XII век

3. Живопись



Нотр-Дам,

Франция


3. Живопись

Книжная миниатюра

Английская книжная миниатюра. Алхимика.

«Песнь о Роланде»


«Большие хроники»

Сожжение великого магистра Жака де Моле и командора Нормандии Жофруа де Шарни в 1314 г.


Сентябрь

«Календарь герцога Беррийского»

Январь


4. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия

  • В середине XIV в. в Италии зарождается новая эпоха – Возрождение (Ренессанс). Первые полтора столетия называются ранним Возрождением.
  • Чем была вызвана к жизни новая культура?
  • Расцвет итальянских городов.
  • Буржуа по-новому оценивали мир. Городские богачи были деятельностны и предприимчивы («Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий»).
  • Интерес к природе и человеку.
  • Интерес к древней культуре.

5. Новое учение о человеке и воспитание нового человека

  • Как церковь характеризовала положение человека в средневековом обществе?

Но в период Возрождения появились люди, которых стали называть гуманистами .




В чем проявилась новизна учения о человеке?

Как гуманисты представляли себе процесс воспитания нового человека?


В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна.

  • Родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон. Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Задание: прочитайте сонет Петрарки «Из сонетов на жизнь Мадонны Лауры» на с. 240 учебника и ответьте на вопросы:
  • Какова главная тема сонета?
  • Какова основная мысль сонета?
  • Какие чувства вызывает у вас этот сонет?

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

  • Другим известнейшим писателем эпохи Возрождения стал ученик Петрарки Джованни Бокаччо. Он написал сборник новелл «Декамерон», в котором ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

6. Первые гуманисты в литературе и искусстве

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.


«Весна» (итал. Primavera ) - картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.


«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere ) - картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5×278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.


Подведем итоги:

  • Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви?
  • Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?
  • Ответьте только «да» и «нет».

«+» / «-»

  • Эпоха Возрождения началась в XV веке.
  • Новая культура уделяла огромное внимание человеку, его жизни, природе.
  • Целью жизни гуманисты считали не служение Богу, а труд на пользу людям.
  • Франческо Петрарка был знаменитым художником эпохи раннего Возрождения.
  • Донателло был увенчан лавровым венком и назван лучшим поэтом Италии.
  • Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

Домашнее задание:

  • § 28, 29, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения.

4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока :

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения .

4.Искусство раннего Возрождения.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.

II Тема и постановка цели урока

Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)

Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».

С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

Беседа по вопросам таблицы

Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь - это счастье и страдание.

Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке .

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .

Задание 1 .

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

Кто слишком долго спит-теряет время.

Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти?

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5. Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор