День экологических знаний. Почему так важно сохранить природу? Всероссийская библиотечная акция в формате единого дня действий "день экологических знаний"

Ежегодно во многих странах мира отмечается . Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.

В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается Всемирным днем охраны окружающей среды.

Основная цель сегодняшнего праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества.

Термин «экология» (от греческого «oikos» – дом, убежище и «logos» – наука, учение) был впервые введен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. В современном понимании экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Поэтому, чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005-2014 годы, также включала задачу развития экологического образования во всем мире, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия.

В нашей стране экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений. Ведь от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей планеты. Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку.

В честь сегодняшнего праздника во многих ВУЗах, школах, библиотеках и научных учреждениях разных городов России проходят различные конференции, семинары, выставки, праздники, круглые столы и другие мероприятия, посвященные вопросам экологии и охраны окружающей среды. В большинстве случаев эти мероприятия организуются образовательными учреждениями всех уровней в тесном взаимодействии с органами власти, общественностью, учреждениями культуры и СМИ. Большую роль играет также привлечение всех желающих в различные природоохранные проекты и глобальные экологические акции, которые проходят во многих регионах России.

Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас. Привитие экологической культуры сегодня – залог сохранения здоровья будущих поколений!

Экологических проблем у нас хватает,
Наверно, в мире это каждый знает!
А потому нам нужно чаще вспоминать
О том, что Дом нельзя свой загрязнять!
Должны мы отыскать скорей решения,
Чтоб Землю защитить от загрязнения,
Планету нужно содержать нам в чистоте,
Чтоб прикоснуться, наконец, к своей мечте,
Представьте: чистый воздух, нету сора,
Вокруг кристальные моря, реки, озера!
И не страдают ни животные, ни люди!
Надеюсь, что когда-то так и будет!

15 апреля 8 библиотек МБУ ЦБС приняли участие в общероссийской акции «Единый день экологических знаний» , инициаторами которой выступили Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Мероприятия проходили как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Так, в ЦМДБ им. М. Горького для учащихся шестых классов образовательной школы № 90 был проведен эколого-правовой турнир «Природу знай, люби и охраняй». Дети разделились на команды по профессиям: ихтиологи, орнитологи, зоологи и ботаники. Их познакомили с некоторыми статьями Кодекса об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил санитарной безопасности в лесах и о том, какие наказания могут последовать в дальнейшем.


Участники обсудили, почему «Красная книга» красного цвета и в чем ее польза. Им представилась возможность отгадать, о каком животном идет речь по прочитанному отрывку с упоминанием первого закона об охране животных во времена Ярослава Мудрого; выделить представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу из списков: «животные», «рыбы», «растения», «птицы». Каждой из команд была дана возможность составить интересный, оригинальный рассказ на экологическую тему. За этим последовали выступления с защитной речью или призывами об охране природы. В конкурсе «Найти пару», участники к перечню отходов (бумага, резиновая покрышка, стекло, консервная банка и т.д.) должны были правильно подобрать срок разложения этих отходов. Детей поразили эти сроки.

К мероприятию была также оформлена выставка информационных документов «Природа под защитой Закона» (об охране природы, заповедниках, о редких и исчезающих животных). Для школьников младших классов были проведены медиа-обзор «Улетное чтение» (художественная литература о птицах) и громкие чтения книг С. Махотина «Прогулки по лесу» и Т. Устиновой «Я скунс». Для читателей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей вечером в библиотеке был продемонстрирован кукольный спектакль театра книги «Золотой ключик» - «Однажды в лесу» по книге В.В. Зотова «Лесная Азбука». Актерами театра в библиотеке являются дети старших классов.

День экологических знаний в библиотеке - филиале № 17 прошел под лозунгом «Экономь бумагу – береги лес!». Для третьеклассников гимназии № 35 была проведена беседа на тему «Бумага – щедрый подарок леса», во время которой дети узнали, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются, а необходимые для производства бумаги химические соединения загрязняют окружающую среду. Ребята приняли активное участие в обсуждении способов сберечь бумагу. Завершилось мероприятие мастер-классом «Вторая жизнь старых книг и газет». Из страниц старых нотных тетрадей и атласа дети сделали оригинальные пакеты для упаковки подарков.

В библиотеке - филиале № 18 проведен экологический диктант "Экология, моя семья и я" по книгам-справочникам Прядко К. А "Экология. Понятия и определения", Томилиной М.Е. "Природоведение для младших школьников". Был составлен текст, содержащий эко понятия и задания на воображение. Дети должны были написать пропущенные в тексте слова. Дети легко справились с творческим заданием.

«Экопалитра» - под таким названием 15 апреля проходили обзоры новых книг в библиотеке - филиале № 25.

Для читающих семей библиотеки - филиала № 19 суббота – это один из самых любимых дней. Вот и 15 апреля не стал исключением. Малышам и их родителям библиотекари рассказали о книгах С. Усачева «Забавная зоология» и энциклопедии «Про животных». Родители вслух зачитали забавные стихи из этих книг. Также всех присутствующих познакомили с журналами «Карамелька», «Хочу все знать» и «Мир вокруг», в которых рассказывается об интересных фактах из жизни животных. Затем все дружно поиграли в игру «Птички» и с удовольствием посмотрели кукольный спектакль «Палочка-выручалочка».

Цикл мероприятий под общим названием "Птица года 2017 – буроголовая гаичка" прошел в библиотеке – филиале им. И.А. Крылова. Читателям рассказывали об особенностях данного вида птиц: их повадках и образе жизни, проведена медиа викторина «Пухляк». А на абонементе всем посетителям предлагалось угадать птичьи голоса в аудио-викторине «Спой, светик, не стыдись». Поначалу читатели сомневались в своих силах, но попробовав угадать несколько голосов с увлечением сами отмечали, что кое-каких птиц они хорошо знают, а с другими стоит познакомиться получше.

Также в этот день сотрудники двух библиотек провели мероприятия в школах. Для учащихся начальных классов образовательной школы № 97 ЦМДБ им. М. Горького была проведена слайд-беседа «Заповедными тропами Удмуртии», показан буктрейлер «Красная книга». Из беседы дети узнали, какие бывают особо охраняемые природные территории, когда появились первые заповедники, что в Удмуртии нет заповедников, но есть Национальный парк «Нечкинский» и множество памятников природы – самые старые/высокие/толстые деревья, священные родники, рощи. В Красную книгу России занесено 4 вида растений и 15 видов животных Удмуртии (их и других представителей флоры и фауны можно было посмотреть в книгах с выставки). Помимо этого ребята самостоятельно познакомились с книгами, которые принесли в класс из детской библиотеки.

Экологические уроки в школе № 69 для младших школьников провели сотрудники библиотеки- филиала им. С.Я. Маршака. Мероприятие началось с беседы-обсуждения о том какие есть в мире экологические проблемы, какие проводятся всероссийские экологические акции. Ребята вспоминали, какие редкие и исчезающие виды птиц занесены в Красную книгу. Затем библиотекари провели обзор книг «Мир пернатых», где были представлены и новые книги, и подшивка журналов «Геолёнок». Затем для закрепления знаний была проведена блиц-викторина о птицах и продемонстрирована электронная презентация «Улётное чтение».

Одна из востребованных среди читателей форм - мастер классы. В этот день они прошли практически во всех библиотеках - участницах акции. Например, книжные закладки серии «Экомир» мастерили в библиотеке-филиале им. С.Я. Маршака, вторую жизнь старым газетам и журналам дали в библиотеке-филиале № 17 , изготовив оригинальные пакеты для подарков. Поделку - гирлянду «Цыпленок» делали в библиотеке - филиале № 19, а птичку из фетра унесли с собой домой читатели библиотеки-филиала им. Ю. Гагарина. Мастер - класс по созданию эко-открытки из натуральных материалов в технике скрапбукинг «Синичка-сестричка» прошел в библиотеке-филиале им. И.А. Крылова. А в библиотеке – филиале №25 учились украшать мир на мастер- классе «Цветик-семицветик» по выращиванию цветочных культур.

Книжные выставки в этот день привлекали внимание посетителей новыми и самыми лучшими книгами и журналами экологического содержания. В ЦМДБ им. М. Горького оформлена выставка «Книжные обновки», где были представлены недавно полученные книги серии «Animal Books. Занимательная зоология. Это большой совместный проект Георгия Гупало, Московского зоопарка и издательства «Альпина Паблишер». Среди авторов: Сергей Юрский, Вениамин Смехов, Дмитрий Быков, Александр Архангельский, Вероника Долина, Дмитрий Крылов, Ефим Шифрин, Андрей Максимов, Александр Тимофеевский и другие. Выставку дополнил составленный по книгам кроссворд. Читатели и отгадчики кроссворда узнали, где живут вомбаты и самые мелкие лоси, в чемпионате по какому спорту малая панда заняла бы призовое место, какую ароматную траву любят есть козы и многое другое.

В библиотеке - филиале им. С.Я. Маршака оформлена выставка «Экомир», в библиотеке - филиале № 18 выставка "Наш дом - планета Земля ", в библиотеке-филиале им. Ю. Гагарина - «Зелёная планета». Большая развернутая выставка разместилась в читальном зале библиотеки-филиала им. И.А. Крылова - «Азъ и Буки - экологические науки». В рубрике «Лесная энциклопедия» были представлены красочно иллюстрированные энциклопедии и справочники, а в рубрике «Экологическая летопись» - детская художественная литература писателей натуралистов. К выставке были разработаны блиц викторины для детей, ответы на которые можно было найти в книгах, представленных на полках. Посетив абонемент библиотеки, читатели условно оказывались на «Птичьем базаре». Это - книжная выставка с блиц викторинами о птицах всего мира и о пернатых Удмуртии. Рубрика «Совариум» представляла информацию о «литературных совах» и других представителях дикой фауны семейства совиных. Из книг, представленных на полке в рубрике «Они должны жить», можно было узнать о птицах, занесённых в Красную книгу.

Такая форма, как книжные выставки, привлекательно оформленные, раскрывающие не только фонды библиотеки, но и красоту и богатство мира природы, призывающие любить и беречь её, всё также лидируют в экологической работе библиотек. Они наиболее полно отражают богатство информационного материала библиотек.

Особую атмосферу создают в библиотеке выставки детского творчества. Они являются наглядным примером того, что дети не только получают информацию от взрослых, но и являются сами активными участниками мероприятий, направленных на осмысление проблем, связанных с экологической ситуацией. ЦМДБ им. М. Горького не первый год сотрудничает с ДШИ № 10. Выставка «Мы с тобой одной крови» не только украшает пространство библиотеки, но и заставляет задумываться юных читателей о тех братьях наших меньших, которые живут рядом с нами. Отдельно хочется выделить выставку художественных работ «Великолепие птичьего мира», учеников ДШИ №11 им. В. М. Васнецова, которую дети подготовили специально к акции «День экологических знаний». Выставка раскрывает всё многообразие и красоту мира птиц. Картины украсили залы библиотеки и привлекли внимание многих читателей.

Таким образом, в день акции библиотеками г. Ижевска было проведено 29 мероприятий экологического характера, которые посетило 485 человек.

Красноперова Наталья Владимировна, заместитель директора МБУ ЦБС по работе с детьми

Компания «РосЭкология» предлагает полный спектр исследований в области экоаналитического мониторинга и контроля окружающей среды. Мы проводим экологические исследования по различным параметрам, выявляя вредные факторы, содержание органических и неорганических соединений. Экологическая экспертиза — единственная возможность удостовериться в безопасности или подтвердить наличие вредных факторов. По результатам можно принять эффективные и оперативные меры.

Наша работа заключается в оказании следующих услуг:

  • проведение экологических исследований и измерений;
  • предоставление протоколов испытаний, обладающих юридической силой;
  • предоставлении рекомендаций, которые решают проблемы клиентов.

У нас есть экологическая лаборатория, в которой установлено современное оборудование. Сотрудники имеют большой опыт и профильное образование, максимально погружаюсь в процесс работы. Экологический анализ выполняется с соблюдением действующих нормативов и методик. Благодаря аккредитации и соблюдению необходимых этапов работ результаты используются для предоставления контролирующим органам или в качестве доказательства при судебных разбирательствах.

Вовремя выполненная экспертиза помогает решить сложную задачу, очистить грунт, воду или воздух от вредных примесей. Лабораторные исследования позволяют подобрать участок с оптимальными параметрами под сельскохозяйственные, личные или производственные нужды.

При выполнении экологического анализа компания «РосЭкология» руководствуется следующими особенностями:

  1. Проводятся исследования любой сложности. Сотрудники справляются с многоступенчатыми проверками благодаря большому опыту и технологичному оборудованию.
  2. Консультируем по экологическим проблемам. При звонке вы получите консультацию эксперта, а не оператора. Можно уточнить результаты, экологические исследования сопровождаются развернутыми рекомендациями.
  3. Не предоставляются приблизительные или промежуточные результаты. Указываются точные данные в итоговом протоколе без изменения и только после завершения этапов проверки.
  4. При срочном заказе возможен результат в тот же день, если проверка осуществляется по минимальному количеству показателей, а образец предоставлен правильно.
  5. Эксперты решают проблемы клиентов. Они обладают глубокими познаниями, решающими сложные задачи. Проверяется не только отсутствие или наличие вредных факторов, но и выявляются показатели почвы для увеличения урожайности.

В нашей экологической лаборатории присутствует современное оборудование и тестовые системы, необходимые для проверок любой сложности. Мы имеем необходимую разрешительную документацию и аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации. Выполняются экологические исследования в лаборатории по любым параметрам.

Осуществляется полная поддержка в судебных органах. Если планируется разбирательство, в котором нужно экспертное заключение, предоставляются протоколы в соответствии со всеми правилами оформления. Оперативно проводятся дополнительные исследования, если судья запрашивает новые сведения. Это позволяет не затягивать процесс, предоставлять только объективные сведения.
При проведении экологических исследований предоставляется полномасштабная проверка. Если необходимо, можно проверить образец на единственный показатель или по широкому кругу веществ. Мы проанализируем состав воды, воздуха и почвы.

Особенно важны регулярные проверки на производственных предприятиях, где экологическая и рабочая обстановка не всегда хорошая. Это необходимо не только для выпускаемой продукции, но и безопасности сотрудников, а также прохождения соответствующих проверок. Экологическая экспертиза в лаборатории в данном случае является основным этапом. Она выполняется на основе договора об оказании услуг, включает заранее определенные проверки.

После выявления вредных факторов проводятся дополнительные проверки. Они требуются и при переезде по новому месту жительства, чтобы удостовериться в безопасности для здоровья. ЭТо важно, как при покупке квартиры в новостройке, так и при переселении в дом, где ранее проживали другие люди. Могли использоваться вредные отделочные материалы или химические средства, воздействующие на длительном временном отрезке.

Обратившись в компанию «РосЭкология», вы получите полный экологический анализ в зависимости от поставленной задачи и требований законодательства. Компания работает с частными лицами, предприятиями различного уровня, в рамках оценки условий труда. Услуга предоставляется как в жилых помещениях, так и на предприятиях со сложным оборудованием. Работа зависит от поставленной цели со стороны клиента. Если известно вещество, которое может давать негативные последствия, проверка проводится в отношении него. Но более эффективна полная проверка, так как позволяет определить дополнительные воздействия.

Для начала работы отправьте предварительную заявку или свяжитесь с сотрудником для уточнения деталей работы. При сотрудничестве можно надеяться на достоверный результат и минимальные сроки. Экологический анализ в лаборатории — залог полной достоверности и точных замеров.

Если Вам нужны точные и надежные результаты исследований по разумной цене, мы будем рады видеть Вас в числе наших клиентов!

Нас окружает природа. Повсюду. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас - создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Один из них жители планеты отмечают ежегодно 15 апреля и носит он название День экологических знаний.


История праздника

Знаменательная дата 15 апреля День экологических знаний ведет свою историю с начала 90-х гг. прошлого века. В 1992 году в Рио-Де-Жанейро состоялась конференция ООН, в рамках которой участниками обсуждались основные проблемы окружающей среды и был сделан акцент на важности экологического образования разумных обитателей и фактических хозяев земного шара как необходимого для устойчивого развития человечества фактора. Тогда кто-то и выдвинул идею об учреждении Дня экологических знаний, проведение которого имело бы мировые масштабы. По всей видимости, инициативу находчивого участника конференции коллеги восприняли с воодушевлением и энтузиазмом, иначе 15 апреля не значилось бы сегодня в реестре общественно-значимых праздников.

Россияне узнали о существовании экологической даты несколько позже. День экологических знаний пришел в нашу страну лишь спустя 4 года после своего возникновения. С инициативой регулярного проведения признанного всей планетой торжества в 1993 году выступили представители отечественных общественных природоохранных организаций Кузбасса. Интересно, что идея шагать в ногу с миром «вылилась» не просто в учреждение в России Дня экологических знаний, но в масштабную ежегодную общероссийскую акцию. Последняя, согласно распоряжению Правительства «О проведении в апреле-июне 1994 году общероссийских Дней защиты от экологической опасности» от 4 февраля 1994 года №125-р, длится с 15 апреля по 5 июня - то есть до Всемирного дня охраны окружающей среды и Дня эколога в России.



Задача акции и, собственно, праздника День экологических знаний заключается в продвижении знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности. Благодаря общероссийским Дням защиты от экологической опасности у каждого из нас имеется прекрасная возможность внести свою лепту в решение проблемы глобального экологического кризиса в рамках конкретного региона. Начиная с 1996 года, когда граждане нашей страны впервые отметили День экологических знаний, 15 апреля во всех уголках нашей необъятной Родины представители природоохранных учреждений организуют интересные, познавательные мероприятия, пропагандирующие важность получения и углубления экологических знаний. Они читают лекции соответствующего содержания, украшают города плакатами, сообщающими о необходимости защиты животных, растений и природных ресурсов Земли.


Особенную активность проявляют в День экологических знаний сотрудники библиотек, научных учреждений, преподаватели учебных заведений разных уровней. В указанных организациях проходят в период с 15 апреля по 5 июня круглые столы, конференции, выставки, семинары, даже экологические концерты. Подобные мероприятия не бывают обделены вниманием СМИ, местных органов власти, представителей культурных учреждений. Все это делается для того, чтобы привлечь к экологическим проблемам внимание как можно большего числа обычных людей, пробудить в них чувство личной ответственности и желание принять участие в восстановлении и улучшении окружающей среды.

Особенности науки экологии

Давайте в общих чертах ознакомимся с основными аспектами сферы знаний, которая, собственно, и дает повод проводить ежегодно 15 апреля День экологических знаний по всему миру, в том числе в нашей стране. В переводе с греческого слово «экология» означает буквально «учение о доме» (oikos - дом, убежище, logos - учение, наука).


Данный термин в обиход ввел биолог-немец Эрнст Геккель в 1866 году. Ученый видел предмет изучения экологии в исследовании многообразия взаимоотношений человека с компонентами окружающей его среды - как органическими, так и неорганическими. Постепенно данное понятие обзавелось другими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой. В задачи экологии входит:

  • систематизация практического и теоретического материала, имеющего экологический характер, сведение разрозненной информации воедино;
  • научное прогнозирование изменений, происходящих в природе, которые спровоцированы воздействием на естественную среду человеческой деятельностью;
  • обеспечение развития заповедного дела, а также восстановления биосистем, имеющих внутренние нарушения.

Какова главная цель науки экологии? Ее легко «вывести» на основе освещенных выше сведений: это приложение совместных усилий по снижению отрицательного влияния антропогенного фактора на природу-матушку. Для достижения поставленной цели понадобится ни много, ни мало - более рационально относится к использованию биоресурсов, думать не только о собственной выгоде и пользе, но - в первую очередь - о важности сохранения естественной среды обитания в целости и сохранности.

Зачем нужны экологические знания?


Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод, а ради забавы...

Примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества.

Праздник 15 апреля День экологических знаний – событие поистине масштабное. Давайте будем беречь Мать-Землю! Мы сердечно поздравляем всех с этим чудесным праздником!

Угроза экологической катастрофы - одна из глобальных проблем человечества. Ложные представления о неисчерпаемости ресурсов, прагматичное отношение ко всему живому поставили существование людей, животных и растений под угрозу. Осознавая опасность сложившейся ситуации, члены ООН в 1992 году учредили праздничную дату: 15 апреля - День экологических знаний.

Экология (греч. «наука о местообитании») - это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

Экологические знания

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний - дата, значимая для всех людей Земли.

Развитие экологии как науки

Первобытный человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему.

Целенаправленно исследовать живых существ начали в Древнем мире. Первым источником, повествующим об образе жизни рыб, зверей, птиц, стал труд Аристотеля «Истории животных». Автор уделял пристальное внимание взаимосвязи образа жизни братьев наших меньших со средой их обитания. Подобные вопросы также рассматривались в работах Теофраста и Плиния Старшего.

Большой интерес к изучению окружающей среды проявляли в эпоху Возрождения. Учёные активно анализировали флору и фауну своей родины, других земель, открытых великими путешественниками. Первый экологический эксперимент поставил Целью исследования было определение влияния атмосферного давления на образ жизни животных.

Позже влияние факторов среды на организмы изучалось Карлом Линнеем, Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком, учёными Российской академии наук. Термин «экология» впервые предложил Как самостоятельное научное знание экология оформилась к началу XX столетия. Дальнейшее развитие учения о взаимодействии организма и среды связано с именами К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева, Ф. Клеменса, В.Н. Сукачёва.

Новую методологию науки разработал В.И. Вернадский. Учёный ввёл понятие «ноосфера», под которым подразумевал состояние биосферы, формирующееся под влиянием мыслительной Движущей силой дальнейшего развития жизни на Земле становится разум, которому предписывается перестройка «живой оболочки» планеты в интересах человечества.

Экологические проблемы начали серьёзно рассматривать в шестидесятые годы двадцатого века. Десятилетия спустя стали отмечать День экологических знаний. Сценарий 15 апреля (перечень торжеств) организации разрабатывают сами.

Мероприятия

С 1996 г. в России ежегодно стартует проект «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности». Целенаправленная работа с населением начинается 15 апреля. День экологических знаний одновременно выступает первым днём акции.

Около двух месяцев с учащимися проводятся лекционные и практические занятия экологической направленности. Школьники защищают природоведческие проекты, устраивают выставки, путешествуют по посещают зоопарки, станции юных натуралистов, заказники. Взрослые выступают на конференциях и семинарах, докладывают о реализации государственных экологических программ. Так, 15 апреля (День экологических знаний) в Смоленском зоопарке начинается с занятий на тему «Человек и природа». Сотрудники учреждения стремятся сформировать у подрастающего поколения понимание того, что человек - единственное существо, способное предотвратить катастрофу. На итоговые конференции собираются педагоги и сотрудники учреждения.

Не менее интересно проходит (15 апреля) в школе. Педагоги-энтузиасты собирают учеников на классные часы, проводят экологические уроки, устраивают акции, организуют мастер-классы по изготовлению скворечников, посадке деревьев, уборке территории, предлагают проверить степень личной заинтересованности в деле спасения планеты.

В День экологических знаний (15 апреля) мероприятия проводятся с целью формирования у людей экоцентрического типа сознания. В XIX-XX ст. мышление учёных и рядовых граждан было антропоцентрическим. Отношение к окружающей среде в то время соответствовало высказыванию героя И.С. Тургенева о природе-мастерской и человеке-работнике. В аспекте экологических знаний жизнь человека рассматривается не с позиции «что мне даёт окружающая среда», а с точки зрения того, как взаимодействовать с другими существами, чтобы всем было хорошо.

Экологические прогнозы

Осознавая опасность экологической катастрофы, деятели науки создают различные сценарии развития жизни на Земле. Кто-то считает, что цивилизация будущего станет полностью техногенной. Кому-то близки идеи безотходного производства, ограничения потребления ресурсов, освоения других планет. Несмотря на противоречивые взгляды, большинство специалистов сходится в одном: исправление ситуации невозможно без экологизации технологий, и образа жизни человека.

Биосфера будет существовать и без людей, существование же homo sapiens без биосферы невозможно. Об этом следует помнить 15 апреля (День экологических знаний), а также во все остальные дни года.

Глобальные проекты

Впервые о международных экологических программах заговорили в 1972 году на конференции под эгидой ООН в Стокгольме. Первым глобальным проектом стал мониторинг. Наблюдение за пресной водой, лесами, горными системами, пустыней и т. д. ведётся на станциях по всему миру.

С 1986 года работает Международная Геосферно-биосферная программа, проекты которой включают определение изменений климата, закономерностей протекания химических и биохимических процессов, анализ результатов взаимодействия экосистем. Пристальное внимание уделяется особенностям биоценозов прошлого и прогнозированию. Плодотворное сотрудничество специалистов из разных стран приводит к положительным результатам.