Лукас Кранах Старший: картины. Немецкий живописец эпохи Ренессанса. Лукас кранах младший картины

Лукас Кранах Старший — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».

На сколько мы помним, в позднем Ренессансе, в особенности у тех представителей, максимально отдаленных от теплых берегов Италии, художественные образы, в силу некоторых, этнопсихологических обстоятельств — были мрачны, ассиметричны и сильно отличались от роскошных мускулистых тел, представленных в средиземноморской живописи того периода.

Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени. Времена Ренессанса и начала Барокко считаются очень тяжелыми для истории Европы, как, собственно, любой рубежный период. Опять-таки, религия торжествовала, простонародье бесновалось, а художники ловили, простите, с этого всего удовольствие и находили новые образные выходы.

Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо. Однако, как мы можем заметить, предвосхищающие открытия есть, как раз таки, в работах северного живописца, в особенности они заметны на портретах в стиле ню.

Кстати, Лукас Кранах, в свое время, очень любил творчество Альбрехта Дюрера, но современники Кранаха обвиняли его в подражании и, так сказать, «недотягивания» до уровня кумира. Но судить? Нам? Лукаса Кранаха? Увольте, такой грех на душу брать, чревато попаданием в особенные круги Ада, для самодовольных лицемеров. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи. Он основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.

«Алтарный триптих семьи Фейлитш»


«Меланхолия»


«Лукреция»


«Десять заповедей»


«Пир Ирода»


«Адам и Ева»


«Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония»



«Венера и Купидон»



«Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье»



«Источник молодости»



«Диана и Актеон»

Оригинал взят у gorbutovich в Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы

Историк искусства в 1932 году о Лукасе Кранахе Старшем: « Он занял свое место в истории как „саксонский мастер“, друг Лютера и ортодоксальный протестантский живописец, работавший на лютеранском северо-востоке Германии; его хорошо известные картины, хранящиеся сейчас в галереях во всем мире, излучают выразительную экспрессию художественного мастерства без каких-либо следов интеллектуального напряжения и духовного противоборства периода Реформации...


Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Фрагмент. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Полный вид картины - в части 2

Если бы Кранах умер в 1505 году, он бы жил в нашей памяти, как художник, заряженный внутренним динамитом. На самом деле он продолжал работать до 1553 года, и вместо сохранения его импульсивно-взрывной энергии мы наблюдаем постепенное творческое выдыхание.» - 1932 год, Германия, Макс Фридлендер (1867-1958) , наиболее авторитетный для своего времени эксперт в области художественного наследия Кранаха.

Лукас Кранах Старший — художник близкий XX веку, особенно авангардистской эстетике первой его половины. Наследие Кранаха служило источником вдохновения для Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эрнста Людвига Кирхнера и других художников. Кранаховский стиль по достоинству оценили в эпоху экспрессионизма. От духа времени экспрессионизма и исходит, видимо, неравнозначность оценки периодов творчества Кранаха, данной 84 года назад Максом Фридлендером.

В Москве в Пушкинском музее закрылась первая российская монографическая выставка работ семьи Кранахов. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» проходила с 04 марта 2016 по 15 мая 2016. Материалы по теме выставки: некоторые произведения, показывавшиеся на ней, в качественном воспроизведении и информация о художниках на основе данных из научного каталога выставки, главным образом статьи куратора Вадима Садкова.

2.


Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн. Инв. № 54/14. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, масляная темпера. 34,2 х 52,7. Дата неизвестна, варианты: 1508, 1512-1515, 1515-1520, конец 1510-х. . Вид на выставке

Лукас Кранах Старший (1472/ок. 1475 - 1553)

Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного, дипломата и предпринимателя служат примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата и первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зундером, Зондером), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом — в память о родном городе.

3.

Вторая половина 1510-х, около 1517-1518. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Музей изящных искусств, Будапешт / The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria with Saints Dorothy, Margaret and Barbara. Lucas Cranach the Elder. Ca. 1516-1518. Oil on lindenwood. 67.5 x 47.3 cm. Inventory Number: 133. Szépművészeti Múzeum, Budapest.

По всей видимости, первые уроки профессионального художественного мастерства (тогда это именовалось ars graphica) он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Также, согласно старинной легенде, молодой художник как странствующий подмастерье, подобно Дюреру, с целью расширения профессионального кругозора и в поисках признания совершил ознакомительное путешествие по городам Германии, а в 1493 году будто бы даже посетил Святую землю. Однако все современные знания о его ученичестве и годах странствий (Wanderjahre) относятся к категории документально не подтвержденных догадок, основанных на поздних источниках. Дату рождения Кранаха современные исследователи также сдвигают на три года позже и осторожно определяют ее около 1475 года.

4.

1506. Лукас Кранах Старший. Ангелы, возносящие Марию Магдалину. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Графическое собрание фонда Герцогского музея в замке Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / The Ecstacy of St. Mary Magdalen. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1506. Woodcut; second state of two (Hollstein). Sheet: 24.4 × 14.2 cm. Accession Number: 21.35.1. Metropolitan Museum of Art.

Точно засвидетельствовано появление Лукаса Кранаха в 1501 году в Вене, где он проживал на протяжении следующих трех лет. Это время оказалось необычайно важным для творческой биографии мастера: именно тогда не без влияния философских идей участников гуманистического кружка Конрада Цельтиса сформировался яркий, глубоко индивидуальный образный язык его произведений, неразрывно связанный с эстетическими идеалами так называемой Дунайской школы, в число главных создателей которой входил Лукас Кранах. От этого периода сохранилось несколько достоверных произведений мастера, помеченных монограммой LC.

5.

1506. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Venus and Cupid. Lucas Cranach the Elder. 1506. Woodcut. Sheet: 28.2 × 19.8 cm. Accession Number: 17.37.67. Metropolitan Museum of Art.

В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность среди современников, получил почетное приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как pictor ducalis получил полугодовое жалованье в размере 50 гудьденов, что много.

6.

1509 г. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Холст, масло (переведена с дерева в 1850). 213x102 см. Инв. № ГЭ-680. Эрмитаж. . Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника.

Эту придворную должность Кранах будет занимать почти непрерывно на протяжении последующих 47 лет также при двух преемниках курфюрста — Иоганне I Твердом и Иоганне Фридрихе Великодушном. Переезд в Виттенбергский замок налагал на мастера весьма разнообразные обязанности. Помимо исполнения многочисленных живописных и графических работ сферой его ответственности была разработка проектов оформления дворцовых интерьеров, наблюдение над деятельностью ювелиров и резчиков по дереву, создание праздничного украшения замка по случаю свадеб, рыцарских турниров, охот и других придворных торжеств. Одновременно он должен был исполнять должности советника и даже камердинера. Иными словами, Кранах становится главной фигурой, отвечавшей за эстетическую атмосферу придворной жизни, что потребовало в последующие годы организации большой мастерской, где одновременно трудились не менее 10 ассистентов, помогавших в исполнении многочисленных заказов. Все это заметно изменило его социальный статус.

7.

1535. Лукас Кранах Старший. Лукреция. Дерево (липа или тополь, доска паркетирована), темпера, масло. 77 x 52 см. Инв. № 966. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород. / Lucretia. 1535. Lucas Cranach The Elder. 76 x 50 cm, Holz. Nizhni Novgorod, Kunstmuseum. , via

В отличие от большинства коллег, бывших членами профессиональных гильдий св. Луки и потому воспринимавшихся современниками просто как талантливые ремесленники, Лукас Кранах Старший, подобно Яну ван Эйку, Боттичелли, Леонардо и Тициану, будучи придворным живописцем саксонского курфюрста, высоко вознесся над основной массой мастеров, работавших в разных странах Европы.

8.


Дракон с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту - кранаховская идеограмма. 1514 год / Signature of Cranach the Elder from 1508 on: winged snake with ruby ring as on painting of 1514. via

Официальным подтверждением тому стало получение от курфюрста в 1508 году геральдического диплома на фамильный дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту, который скоро стал неизменным товарным знаком кранаховской мастерской.

9.

1509. Лукас Кранах Старший. Коронование терновым венцом. Седьмой лист серии Страсти Христовы. На выставке: Эрмитаж, лист подкрашен. Гравюра на дереве. Акварель, гуашь. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Christ crowned with Thorns, from The Passion. Series: The Passion. Woodblock. Sheet: 25 × 17 cm. Accession Number: 21.35.7. Metropolitan Museum of Art.

Более того, в том же 1508 году Кранах был направлен в дипломатическую поездку в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Максимилиан I несколько лет спустя последний закажет Кранаху вместе с Дюрером исполнение иллюстраций к его часослову.

В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485-1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Всего через несколько лет Кранаху, занятому исполнением разнообразных заказов, стало тесно в помещениях, которые предоставлялись в Виттенбергском замке. В 1510 году он приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии.

10.

1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Матфея. Двенадцатый лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Matthias from the Martyrdom of the Twelve Apostles
Series: Martyrdom of the Twelve Apostles. Woodblock. Sheet: 16.2 × 12.6 cm. Accession Number: 25.22.1. Metropolitan Museum of Art. . Ранний пример изображения средневековой гильотины. По "Золотой легенде" святой Матфей был зарублен мечом сзади во время молитвы в храме.

В 1512 году художник заметно расширил круг своих деловых интересов: он получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. Стремясь минимизировать расходы на создание творческой продукции, в 1520 году Кранах стал владельцем аптеки, что, помимо ее прямого назначения — монопольной торговли лекарствами в Виттенберге, — позволяло заметно удешевлять стоимость красочных минералов, необходимых для живописи и графики.

В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержал собственную типографию, в которой, минуя посредников, он печатал книги и гравюры, в том числе знаменитый Septembertestament — перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером и опубликованный в сентябре 1522 года, и продавал их в собственной лавке.

11.

Начало 1520-х. Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. The Ill-matched Couple. Ca. 1520-1522. Oil on beechwood. 37 x 30.5 cm. Inventory Number: 137. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Сохранилось более 60 родственных реплик произведений на тему неравных пар и продажной любви

В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром. Дом художника считался одним из самых больших и комфортабельных в городе, поэтому здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского. В следующем 1524 году, сопровождая своего патрона на Имперский сейм в Нюрнберге, Кранах встречался там с Альбрехтом Дюрером, который исполнил на память его крошечный портрет на бумаге в технике серебряного штифта (ныне — Байонна, Музей Бонна, инв. № 1520/1540).

12.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526 год. Дерево (бук, доска паркетирована), масло. 88,5 x 58,5 см. Инв. № ГЭ-683. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . В "Женском портрете" некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот.

В два следующих десятилетия деятельность Кранаха и его мастерской стала еще более активной и разнообразной. В мастерской работало до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика, живописец и его помощники едва справлялись с заказами. Обретя опыт царедворца, художник установил хорошие деловые отношения со сменявшими друг друга курфюрстами и их аристократическим окружением, равно как и с гуманистами из среды профессоров Виттенбергского университета. Кроме того, он входил в ближайшее окружение главных идеологов протестантизма Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона и даже имел с ними родственные связи.

13.

Лукас Кранах Старший. Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского. 1526 год. Холст, темпера, масло (переведена с дерева в 1842). 40x24,5 см. Инв. № ГЭ-686. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) - курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат.

Одновременно Кранах умудрялся пользоваться расположением и исполнять заказы их общего заклятого врага — католического кардинала Альбрехта Бранденбургского — и саксонских курфюрстов из Альбертинской династии, также ревностных католиков. Но особенно тесные многолетние отношения связывали мастера с его последним патроном — курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным.

Когда-то в молодости он был наставником юного курпринца, затем как преданный слуга постоянно находился при курфюрсте на протяжении двух десятков лет. Кранах не только сопровождал Иоганна Фридриха в различных поездках, но и сохранил верность ему, лишенному курфюршества после проигранного в 1547 году императору Карлу V сражения при Мюльберге.

14.

1509. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева (Рай). Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Инв. № Г-91943. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Adam and Eve in Paradise. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1509. Woodblock. Sheet: 33.9 × 24.3 cm. Image: 33.5 × 23.9 cm. Metropolitan Museum of Art.

Через два года после этого овдовевший к тому времени художник добровольно отправился к находившемуся в ссылке бывшему патрону в имперские города Аугсбург (там он познакомился с Тицианом) и Инсбрук. В 1552 году император помиловал Иоганна Фридриха, но заметно урезал в правах, оставив за ним только титул правителя Тюрингии, с перемещением двора в Веймар.

15.

.

Слева : Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. 1527 год. Дерево (бук), темпера, масло. 86,5х57 см. Инв. № 916. Трофей из Готы. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / "Adam und Eva" von Lucas Cranach d. Ä. befinden sich offenbar in Moskau. Скан из каталога. В постоянной экспозиции под стеклом картина выглядела так или так . Если удастся сделать хорошую фотографию, когда работа вернется в постоянную экспозицию, заменю. // Справа : Адам и Ева. Около 1600 или позже. Копия картины Лукаса Кранаха Старшего из московского ГМИИ. Музеи Фонда классического наследия Веймара, Веймар / Adam und Eva (Sündenfall). Um 1600 oder später. Kopie nach Lucas Cranach der Ältere. Klassik Stiftung Weimar, Museen.

Будучи уже глубоким стариком, в город Веймар переселился и Лукас Кранах Старший. Он обосновался в доме на торговой площади, принадлежавшем Христиану Брюку Понтанусу, уважаемому правоведу, занимавшему пост канцлера Саксонии, который еще в 1543 году женился на дочери художника Барбаре Кранах. В возрасте приблизительно 81 года прославленный мастер умер здесь 16 октября 1553 года и был похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова /Jacobsfriedhof.

16.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее - в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина. . Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода, который повествовал о золотом, серебряном и железном веках в жизни человечества. Люди серебряного века, по Гесиоду, впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут. Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

1472 . Родился в городе Кронах, Франкония в семье художника
Около 1502-1503 . Работал в Вене
1505 . Назначен придворным живописцем Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонского в Виттенберге
1508 . Получил от курфюрста Фридриха III Мудрого фамильный герб: крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти. Посетил двор правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской в Мехелене
1512 . Приобрел два смежных дома на рыночной площади в Виттенберге
Около 1512/13 . Женился на Барбаре Бренгбир. Рождение сына Ганса
4 октября 1515 . Рождение сына Лукаса Младшего
1519-1544/45 . Исполнял обязанности городского советника (с перерывами) в Виттенберге
1523 . Король Дании Кристиан II проживал в доме художника во время посещения Виттенберга
1523-1525/26 . Владел типографией совместно с Христианом Дерингом
1525 . Был свидетелем на церемонии бракосочетания Мартина Лютера и Катарины фон Бора. Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Твердого
1532 . Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Великодушного
1537/38-1543/44 . Занимал должность бургомистра Виттенберга (с перерывами)
1547-1550 . Временно потерял должность придворного живописца
1550-1552 . Сопровождал курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного в его заключении в Аугсбурге и Инсбруке
1552-1553 . Работал в Веймаре
16 октября 1553 . Скончался в Веймаре

17.

1540-е годы. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Инв. № 672. Дерево (липа), масло. 121,5 х 82,5 / Lucas Cranach the Younger. The Judgement of Paris. About 1540-1546. Dimensions of support: 121,5 x 82,5 cm. Dimensions including frame: 143,5 x 106 cm. Lime wood (Tilia sp.). Beech wood. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. .

У Лукаса Кранаха Старшего было пятеро детей. Оба сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской на разных этапах ее существования.

Ганс Кранах (ок.1513-1537)

По всей видимости, большие надежды изначально возлагались на старшего сына — Ганса Кранаха (ок. 1513-1537), который около 1529 года начал активно помогать отцу.

18.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Христос и грешница. 1532. Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. Christ and the Adulteress. 1532. Oil on lindenwood. 82.5 x 121 cm. Inventory Number: 146. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Над идеограммой авторская надпись, перевод: Кто из вас без греха, первым брось на нее камень

О последних годах короткой жизни Ганса Кранаха известно очень мало, и в основном это информация из посмертного стихотворного жизнеописания современника художника Якоба Штигеля In immaturen obitum Joannis Lucae F. Cranachii. Помимо работы в мастерской отца Ганс Кранах проявил интерес к правоведению и в 1534 году посещал университет в Лейпциге. В 1537 году он, как было принято в ту эпоху, отправился странствовать в качестве подмастерья, сумел добраться до Северной Италии, о чем свидетельствует сохранившийся альбом путевых набросков. Там он продолжил изучение права в знаменитом Болонском университете, но 9 октября того же года скоропостижно умер.

19.



Дракон с сложенными крыльями и колечком во рту - идеограмма мастерской Кранахов после 1537 года

Несомненно, родители, сестры и младший брат искренне и горячо оплакивали смерть Ганса и, вполне вероятно, именно это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного знака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика всегда стали изображаться сложенными.

Биография Ганса Кранаха

Около 1513 . Родился в Виттенберге, старший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Лукасом Младшим
1534 . Исполнил портрет бородатого мужчины (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирован 1534 годом и подписан инициалами “HC”)
1537 . Исполнил картину «Геркулес при дворе царицы Омфалы» (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирована 1537 годом и подписана идеограммой с крылатым змеем между инициалами “HC”). Отправился в ученическое путешествие в Италию
9 октября 1537 . Скоропостижно скончался в Болонье

20.

Около 1509-1510. Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенцем с гроздью винограда. Дерево (бук, доска паркетирована), темпера, масло. 71,5 x 44,2 см. Инв. № 114 (1936-1). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид / Lucas Cranach, el Viejo. La Virgen y el Niño con un racimo de uvas, c. 1509-1510. Óleo sobre tabla. 71,5 x 44,2 cm. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid.

Лукас Кранах Младший (1515-1586)

Опустившиеся крылья дракончика совпали по времени с началом постепенного отхода Лукаса Кранаха от творческого руководства художественной мастерской и передачей этой функции младшему сыну — Лукасу Младшему (1515-1586). До этого с конца 1520-х годов он уже работал в семейной мастерской в Виттенберге, как правило, исполняя изображения одежд или аксессуаров, кроме того, занимался созданием многочисленных повторений произведений отца.

21.

Около 1520. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 году Лукас Младший официально возглавил знаменитую мастерскую. Подобно отцу он принимал активное участие в общественной жизни Виттенберга, на протяжении 1549-1567 годов был членом городского совета, а в 1566-1567 годах избирался бургомистром. В январе 1553-го, спасаясь от чумы, эпидемия которой свирепствовала в Виттенберге, Кранах Младший на несколько лет переселился с семьей в Веймар.

22.

Около 1530-х годов. Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Холст, масло (переведена с дерева в 1868). 87x59 см. Инв. № ГЭ-684 Эрмитаж. . Младенец Христос держит в руках яблоко - символ грехопадения и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Original (7331 x 9595) с цветовой раскладкой

При этом в отличие от отца, всю жизнь преданно служившего курфюрсту Иоганну Фридриху Великодушному, Лукас Младший, не порывая отношений с последним, установил прочные деловые связи с герцогом Морицем Саксонским, который стал новым курфюрстом вскоре после победы Карла V в битве при Мюльберге.

23.

1537. Лукас Кранах Младший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Дерево (бук), темпера, масло. Собрание Константина Мауергауза, Москва / Lucas Cranach the Younger (1515-1586). Virgin and Child with a Bunch of Grapes. After 1537. Oil on beech wood. 77,7 × 57,1 cm. Sotheby"s London, 04 December 2013, lot 25. via

Биография Лукаса Кранаха Младшего

4 октября 1515 . Родился в Виттенберге, младший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Гансом
1541 . Смерть матери Барбары Бренгбир. Женился на Барбаре Брюк, дочери советника курфюрста доктора Грегора Брюка. В браке родилось четверо детей
1549-1567 . Член городского совета в Виттенберге
1550 . Смерть Жены Барбары
1551 . Женился на Магдалене Шурф, дочери профессора медицины Августина Шурфа. В браке родилось пятеро детей
1554 . Рождение сына Августина Кранаха. Исполнял роль управляющего казначейством в Виттенберге
1565/67 . Занимал должность бургомистра Виттенберга
1568 . Поступил в университет в Виттенберге
25 января 1586 . Скончался в Виттенберге

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. 1540-е годы. Фонд замка Фриденштайн, Гота

Младшие Кранахи

В 1554 году в Веймаре у Лукаса Кранаха Младшего родился сын Августин (ум. в 1595) представитель третьего поколения прославленной династии. Подобно дяде Гансу в 1564 году он посещал занятия в Университете Виттенберга. Также, следуя устоявшейся семейной традиции, на протяжении ряда лет трудился в мастерской отца, которую возглавил после его смерти в 1586 году. В 1577 году Августин Кранах женился на Марии Зельфиш, дочери виттенбергского книготорговца и одно вре¬мя бургомистра Самуэля Зельфиша. В 1584 и 1587 годах избирался членом городского совета Виттенберга, в 1593-м занимал должность городского судьи. Его старший сын, Лукас III Кранах (1586-1645), возглавивший легендарную семейную мастерскую в 1595 году, стал ее последним руководителем. Он перенес традиции творчества своих отца, деда и выдающегося прадеда в изобразительное искусство Германии следующего, XVII столетия. К сожалению, сейчас нам неизвестны достоверные работы Лукаса III Кранаха.

Потомком Лукаса Кранаха Старшего в восьмом поколении по женской линии был великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете /Johann Wolfgang von Goethe. О родстве Гете знал - и гордился им.

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Около 1517-1518. Музей изящных искусств, Будапешт

Продолжение цитаты , которая была в самом начале, из работы Макса Фридлендера 1932 года про Старшего Кранаха после 1505 года:

«Когда имеется возможность обозреть все художественное наследие этого мастера, возникает ощущение определенного скептицизма по поводу досадного отсутствия вспышки вдохновения. Столкнувшись с суровыми реалиями жизни, Кранах оказался неспособным до конца осуществить романтические мечты своей молодости. Его произведения виттенбергского периода мысленно напоминают сияюще гладкий орех каштана, который извлекли из колючей зеленой скорлупы. Выразительная симфония жизни природных сил уступает место точной выверенности, прециозности деталей и рациональной продуманности композиционного построения...

После 1505 года манера Кранаха претерпела глубокие изменения, так сказать, сменила стилистическую фазу. То, что изначально было богатым и страстным потоком авторских мыслей и чувств, начало твердеть, как лед. Одновременно неотъемлемой составной частью такой эволюции стало активное вовлечение главой мастерской своих многочисленных ассистентов и учеников в процесс создания живописных произведений... Он (Кранах) полностью независим от Дюрера и представляется высвободившимся из кандалов традиционных условностей гораздо более, чем Альтдорфер или даже Грюневальд».

. Макс Фридлендер - выдающийся знаток старой немецкой и нидерландской живописи, автор принципиально нового фундаментального научного каталога картин Кранаха, составленного совместно с Якобом Розенбергом и опубликованного в 1932 году .

25.


Фрагмент дидактической работы Лукаса Кранаха Старшего. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Начало 1520-х. Музей изящных искусств, Будапешт

Хоть выставка в Москве и закончилась, но продолжение будет.

Источник для текста основной:

Издание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом - М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6 (текст из каталога сокращался, редактировался, дополнялся) // Статья Вадима Садкова "Художники семьи Кранахов между Ренессансом и маньеризмом. Особенности творческой эволюции" и другие материалы каталога.

Садков Вадим Анатольевич , куратор выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, заведующий Отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор более 110 научных работ и каталогов.

Если увидели ошибку - напишите, пожалуйста.


Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.
Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера. Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».
Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы - хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.
В 1520-е годы Кранах Старший - один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности. Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе. Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550


"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург


"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж


" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"


" Христос и Богоматерь"


"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар


"Христос и грешница"


"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон


"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон


"Адам и Ева в Эдемском саду"


"Адам и Ева"


"Рождество"


"Кормящая Мадонна"


" Меланхолия" 1532


"Мадонна с младенцем со св Анной"



"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.


"Покаяние святого Иеронима" 1503


"Отдыхающая нимфа" 1530-1535


"Суд Париса" 1512-1514


"Портрет молодого человека" 1521


"Портрет женщины" 1526


"Геркулес и Антей"


"Геракл у Омфалы" 1537


"Молодая женщина" 1530


" Венера и Амур"


"Обиженный Амур и Венера" 1530


"Аполлон и Диана" 1530


"Распятие с центурионом" 1536

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.


"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503


"Портрет Анны Куспиниан" 1503


" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"


"Екатерина Бора"


"Мартин Лютер"


"Портрет Герхарта Волька"


"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)


"Георг Бородатый, герцог саксонский"


"Христос и самаритянка у источника"


"Аллегория меланхолии" 1528


"Лот с дочерьми"


"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"


" Портрет Георга Спалатина" 1509


" Юдифь с головой Олоферна"


"Моление о чаше"

Кранахи

(Cranach ) - прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).

1) Лукас Кранах Старший , знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие - неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии в Торгау, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива, и несмелый прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин Кранаха, сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Иакова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп. Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из мифологических произведений Кранаха "Венера С Амуром", "Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Таковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, № 464). Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821); Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. B. Linden, "Lucas Cr." (Лпц., 1883).

2. Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее

Лукас Кранах (Зундер) Старший (1472-1553),причисляемый к так называемой «саксонской» школе немецких художников эпохи Реформации. Фамилию Зиндер я встретила в тексте А.Ю.Королевой «Великие мастера Европейской живописи» 2010г, хотя в источниках Интернета утверждают, что фамилия живописца Малер)

Кранах – прозвище художника, в Кронах он родился это местечко во Франконии (Франция). Сведения о его биографии скудны. Известно, что он за свою долгую жизнь был придворным живописцем при трёх саксонских курфюстах, дважды избирался бургомистром, находился в самых близких отношениях с Лютером и даже устроил его брак с Екатериной Бора.

Кранах Портрет Магдалины Лютер
Кранах Портрет Екатерины Бора
Кранах Л.Старший Портрет Мартина Лютера 1529
Кранах Старший был очень близок А.Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.
Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая - цветовой тон.

Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г. Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) - один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины.

Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно. Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия.
Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)
В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.

Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений.

Интересно, что с драконом - бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом - на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.
В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите - крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.

В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева,на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна: «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера».

Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.

Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.
Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома.

С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте.

Лукас Кранах Юдифь с головой Олоферна
Много у Кранаха и детских портретов.


Кранах Л.Старший Портрет Иоганна Штедфаста; Иоганн Фридрих Великодушный. Диптих 1509 Нац.галерея Лондон

При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены.
Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана»,

«Венера у фонтана»


или «Суд Париса», сюжет, к которому художник повторял неоднократно, чтобы показать нагое женское тело в трех ракурсах. Парис должен был определить, какая из трех обнаженных богинь красивее.

К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке.


Фрагменты:





Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.
Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте.

Лукас Кранах Младший
Среди работ Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586) известен алтарь в Веймаре, жанровые сцены, сцены охот, композиции на сюжеты мифов и античной истории. На картине «Христос и блудница» стражники уродливы, а сочувствующие, как и Христос, имеют приятные лица.
После смерти отца Кранах Младший руководил его мастерской и все свои картины помечал крылатым дракончиком.

Сводня Кранах Л.Младший..............Кранах Л.Младший Лукреция

Кранах Л.Младший Христос и грешница

Кранах Л.Младший Обращение Савла.
Сюжет:Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Господь лишил его зрения и повелел идти в Дамаск.Там ему зрение вернули и Савл крестился и стал впоследствии апостолом Петром.


Адам и Ева.1512


Адам и Ева - Лукас Кранах Старший



Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств


Св. Иероним - Лукас Кранах Старший



ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена


Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,

По поводу фразы П. П. Гнедича "Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен."
Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.
Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I. У Дюрера Меланхолия - это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
История искусства. Аллегория меланхолии
1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Меланхолия картина Кранаха
Меланхолия гравюра А.Дюрера
Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) - Гравюры