Народы населяющие индию. Малые народы южной индии

Население Индии

Этнический состав: в Индии насчитывается несколько сот наций, народностей и племен; крупнейшие из них: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара,. пенджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане - 14%, христиане - 2,4%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7%. Этнические и лингвистические корни племен, первыми заселивших полуостров Индостан, неизвестны. Точно известно, что раннеарийская цивилизация распространилась с северо-западной и северо-центральной части Индии (2000-1500 гг. до и. я.)

на юго-запад и восток. На формирование индийского этноса большое влияние оказали также персы, арабы, монголы, турки, афганцы, англичане. Причем последние оставили самый небольшой след в культуре Индии. Народы северо-восточной Индии имеют много общего с народами Южной Европы, Кавказа, Юго-Западной и Центральной Азии, часть населения северо-восточной Индии, Западной Бенгалии, Западных Гималаев и штата Джамму и Кашмир - с тибетцами и бирманцами. У племен северо-восточной Индии (часть этнографов относит их к австралоидной языковой семье) много общих черт с народами юго-восточной Азии. Небольшие этнические группы южной Индии ведут свое происхождение от восточно-африканских племен или от так называемых негритос - народе, расселившимся небольшими общинами от Андаманских островов до Филиппин и Новой Гвинеи.

В Индии проживают нации, народности и племена, большая часть которых принадлежит к индоарийской или дравидской языковым семьям. Остальные относятся к тибетской и австроазиатской языковым группам. Из 18 языков, признанных государственными, 13 относятся к индоарийской, 4 - к дравидской языковым группам и 1 - к тибетской. Индоарий-ские языки восходят своими корнями к древнеарийскому языку - санскриту, ныне почти не употребляющемуся (за исключением религиозных обрядов). Наиболее широко распространен язык хинди: на нем говорит более 300 млн чел. Хинди подразделяется на множество диалектов, часто весьма удаленных, но сведенных в два основных - восточный и западный. Хинди признан официальным языком в северных штатах Индии. Остальные индоарийские языки: бенгали, гуджарати, ассами, кашмири, конкани, маратхи, непали, орийя, пенджаби. Язык урду - основной язык индийских мусульман на севере и юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947 г.).

Четвертая часть населения Индии говорит на дравидских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Ма-нипури и другие тибетские языки распространены в северовосточной Индии. Языками межнационального общения (лин-гва-франко) являются хинди и английский. При этом английский является, скорее, языком высших классов общества: родным его признают не более 5% населения, но он широко используется в престижных школах, вузах, СМИ, шоу-бизнесе (киноиндустрия, популярная музыка), предпринимательских кругах. Индия - родина одной из мировых религий - индуизма. В наши дни индуизм представлен множеством направлений, сект, религиозно-философских учений. Точные данные о составе этой религиозной общины и ее численности неизвестны. Можно утверждать, что наиболее широко распространены культы поклонения Вишну или одному из его воплощений - Кришне - и Раме (северная и центральная Индия), поклонники Шивы составляют большинство в Тамилнаде, Карнатаке, западной Махараштре, нескольких Гималайских районах, культ Шакти (матери-богини) распространен в западной Бенгалии, Ассаме, Утта-Прадеш. Международное распространение получило поклонение лидерам некоторых индуистских сект.

Индийская мусульманская община - одна из крупнейших в мире, по своей численности она превосходит мусульманское население стран Ближнего Востока, уступая только общинам Индонезии, Пакистана и Бангладеш. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, западной Беигалии, западной части Утта-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на северо-востоке страны, в Бомбее и на юге; сикхи - в Пенджабе и смежных районах, буддисты - в Джамму и Кашмир, районах Гималаев; бахай (недавно резко увеличившие свою численность за счет активной миссионерской деятельности); зараострийцы - в Бомбее, прибрежных районах Гуждарата; иудаисты - на западном побережье; анимисты - на северо-востоке страны.

Сингалы , или сингальцы, самоназвание — синхала, буквально «львиный род». Основное население Шри-Ланки, живут преимущественно в юго-западных и горных районах острова, экономически наиболее развитая часть населения. Проживают также в Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии, Индии (около 10 тысяч). Общая численность 11810 тыс. человек.

Подразделяются на две субэтнические группы: прибрежные и горные (кандийцы). Имеются этнографические группы (каста родиев, киннара округов Канди и Курунегалы)

По антропологическому типу неоднородны. Основу физического облика составляет индо-средиземноморская раса большой европеоидной расы, с некоторой примесью веддоидной расы. Изредка встречается ярко выраженный монголоидный тип (возможно, связанный с малайскими группами населения).

Говорят на сингальском языке сингальско-мальдивской подгруппы индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык сложился на основе одного из североиндийских диалектов. Имеется сильное расхождение между разговорным и литературным языками. Помимо известных диалектов имеются тайные говоры — гойи-басава (у сельского населения), калл-басава (среди профессиональных охотников) и родия (диалект касты). Письменность возникла в IX в.; современная графика сингальского языка происходит от системы письма южноиндийской грантхи.

Большинство сингалов буддисты (три секты — сиям-никая , амарапура-никая ирамання-никая ), имеется незначительное число христиан, главным образом, католиков. Сохраняется влияние индуизма и древних верований. Как наиболее характерные могут быть выделены демонический культ (вера в демонов, населяющих деревья, реки, горы, перекрёстки, заброшенные жилища, культ якка ношение амулетов и талисманов, церемонии изгнания демонов, магия), астрологический культ (божества-планеты и связанные с ними обряды бали), культ богов — покровителей (Вишну, Катарагама, Саман, Натха, Паттини; Будда выступает при этом как верховное божество). Примером синтеза нескольких культов является обожествление горы Адамов пик — Шрипада.

Этническое ядро сингалов составили индоарийцы, переселившиеся на Шри-Ланку из Индии в 1 тыс. до н. э. По преданию, первые правители сингалов принадлежали к «львиному роду» североиндийского царства Лала. Сын одного из правителей Лалы, Виджайя, прибыл в 543 г. до н. э. на остров, названный затем по имени их рода Синхаладвипа (отсюда — Цейлон). В этногенезе сингалов большую роль сыграли ведды , позднее — тамилы. Первые государственные образования появились на Шри-Ланке в последние века до н. э., одновременно с распространением буддизма . В XV в. сложилось государство Канди, которое сыграло большую роль в этнической истории сингалов, отстояв в XVI в. независимость в борьбе с португальцами, позднее — с голландцами, обосновавшимися на побережье острова. На рубеже XVIII — XIX вв. голландские колонизаторы были вытеснены англичанами, которые в 1815 г. аннексировали Канди. С падением Канди традиционная культура переживала застой, и начала возрождаться с середины XIX в. В 1948 г., после долгой борьбы, Шри-Ланка получила независимость, усилились процессы этнической консолидации сингалов.

Основное занятие — пашенное поливное рисоводство, на побережье — рыболовство. Значительная роль разведения кокосовых пальм, огородничество, садоводство. Развивается промышленное производство.

Пища — преобладает рис и овощи с подливкой карри.

Большинство сингалов — сельские жители. Сингальская деревня — гама — включает также окружающие рисовые поля, водоём, участки с фруктовыми деревьями, огороды, чену (земельные участки, подготовленные к посеву подсечно-огневым способом), пустоши и выгоны. Во главе сельской общины стоит деревенский староста — гамарал, а также (кроме засушливой области) деревенские советы гамасабха.

Жилище одноэтажное, каркасно-столбовое (каркас деревянный), глинобитное, строится на приподнятой прямоугольной платформе из утрамбованной глины, реже кирпича или камня. Двускатная крыша кроется матами из рисовой соломы, пальмовых листьев, тростника, или черепицей. Стены домов белят или красят охрой. Вдоль фасада идёт широкая крытая веранда, обнесённая балюстрадой или глинобитной стенкой. Потолка обычно нет. На полу в доме кладут плетёные циновки.

Значительную роль играет кастовая система. У сингалов насчитывается 25 основных каст, высшей из которых считается гоивансе (гоягама), земледельцы, которые составляют до 90% всего сингальского населения. В период царства Канди существовала разветвлённая система рабовладения — государственного и личного. Выделялись группы рабов — антоджато (наследственные), карамаранито (военнопленные и похищенные), дханнакито (проданные дети), саман дасавиопагото (добровольные, за преступление или долг). Члены касты гаттара (южные и западные районы) — потомки бывших рабов. В сингальской кастовой системе нет торгово-ростовщических каст (торговля и товарно-денежные отношения носили очень ограниченный характер) и брахманских групп (отдельные брахманы растворились в группах высшей касты земледельцев). Преобладают сельско-общинные отношения, деревни преимущественно экзогамны.

Система родства ирокезского типа. Семьи моногамны. Предпочитается кросскузенный брак. Ортокузенный и брак параллельных кузенов до недавнего времени рассматривался как кровосмешение. В ряде мест сохранились полиандрические браки, в прошлом распространённые среди сингалов (братская полиандрия). Более распространён патрилинейный брак типа дига, хотя известен и матрилинейный брак бинна.

Традиционная женская одежда сингалов — сари, в основном, привозные, имеющие два типа драпировки: общеиндийский и осари (в районе Канди). Сари носят с короткой обычно однотонной блузкой. Костюм редда (несшитая длинная юбка, драпирующаяся вокруг бёдер справа налево, и с небольшим воланом нижней полы сверху; во время работы её подвязывают) и хятти (короткая блузка, часто с рукавом — «фонариком»). Традиционно ранее носили много украшений — браслетов, колец, подвесок, шпилек для волос (кура). Женщины смазывают волосы кокосовым маслом. Девочки, до 14 лет не имеющие сари, носят платья европейского покроя. В настоящее время распространён и европейский костюм. Мужская одежда — саронг (несшитая поясная одежда, клетчатая или в полоску), в настоящее время в комплекте с европейской рубашкой, ремнём и пиджаком. Традиционные элементы мужского костюма, выходящие из употребления — наплечные накидки туппотия, металлические цепи — пояса хавадия, черепаховые гребни для волос. В древности мужчины на Шри Ланке носили передники — амуде (лоскут, или платок, сейчас употребляется рыбаками и земледельцами), диякаччия (носят сторожа, гонцы, спортсмены). Обувь — сандалии, ходят также босиком. Ритуальная одежда: буддийские монахи носят несшитые нижние юбки, рубашки без рукавов, несшитые одежды жёлтого или оранжевого цвета, сандалии, имеют при себе веер, зонт и чашу для подаяния (патрая). Особые костюмы с масками и украшениями носят исполнители ритуальных танцев. Выделяется мужской придворный костюм (являющийся также костюмом знатного жениха) — пышно повязанный поверх брюк саронг с поясом, рубашка и короткая куртка с пышными рукавами, четырёхугольная шапка.

Развиты художественные ремёсла — чеканка, резьба по дереву (ритуальные маски, кандийский архитектурный стиль), резьба по камню, фрески (храмовая роспись), скульптура, рукописи на пальмовых листьях, разрисованные ткани читра.

Развита литература: знамениты сингальские поэт Алагьяванна Мохоттала (XVI — XVII вв.), писатели Пиядас Сирисена (XIX — XX в.), Мартин Викрамасингх (ХХ в.). Народные танцы, в том числе в ритуальных масках, были занятием профессиональных групп оли, некстха, берава. Развиты классические кандийские танцы удекки, пантеру и вес (распространенные первоначально в центральный областях острова и носящие религиозный характер). Сохраняется четыре вида народного театра: колам (театр масок), сокари (театр пантомимы), надагама (народная драма) и рукада (кукольный театр).

Семестровая контрольная работа на тему:

«Этнографическая характеристика

населения Индии »

1. Введение

2. Национальный состав Индии

3. Этнический состав и языки

4. Динамика численности населения

5. Рост городского населения Индии в xx веке

6. Особенности размещения населения

7. Внутренние и внешние миграции

8. Национальные этнические особенности Индии

· Конфессиональный состав Индии

· Образ жизни населения Индии

· Обычаи и традиции Индии

· Традиционная кухня Индии

· Традиционная одежда Индии

· Фестивали и праздники Индии

9. Заключение

10. Используемая литература

Введение

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй никакая страна не может сравнится с ее богатейшей культурой, ее обычаями. И наверное, именно поэтому я решила посвятить свой реферат Индии.

Индия (или Бхарат, как называют свою страну сами индийцы) - од­но из крупнейших государств планеты. Оно занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по площади.

Географическое положение: Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке - с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе - с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка, и Индийским океаном, на западе Аравийским морем. Столица - Нью-Дели.

Площадь - 3,287,000 кв.км. Население - около 1 млрд. человек. Самые большие города: Бомбей (Mumbai), Калькутта, Дели, Мадрас (5млн.)

Индия расположена в пределах трех крупных орографических областей: Гималайских гор, Индо-Гангской равнины и плоскогорья Декан на п-ове Индостан.

Экономико-географическое положение Индии благоприятствует развитию хозяйства. В первую очередь это относится к положению страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком. Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской, но большей частью проходит по труднодоступным горным рубежам, и в экономической жизни страны её роль невелика.

Флора в стране чрезвычайно богата: только лесов можно насчитать 16 видов, которые можно поделить на более мелкие виды, всего 221, просто огромное количество - 15000 цветущих растений.

Фауна страны насчитывает 65000 видов представителей животного мира, из них: 350 видов млекопитающих, 408 видов рептилий, 197 видов земноводных, 1244 вида птиц, 2546 видов рыб, 150 видов амфибий, 450 видов рептилий, приблизительно 60 тыс. видов насекомых.
Два самых впечатляющих вида - это бенгальский тигр и индийский слон, все еще встречаются на всей территории, хотя в последнее время их популяция сильно сократилась.

В Индии муссонный климат. 3 сезона: сухой холодный - с октября по март (считается лучшим временем для посещения), сухой жаркий - с апреля по июнь и влажный жаркий - с июля по сентябрь.

Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати восьми штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. Все штаты, и две союзные территории, - Пудучерри и Национальный столичный округ Дели - имеют собственное избираемое правительство. Остальные пять союзных территорий управляются администратором, назначаемым центральной властью, и следовательно находятся под прямым управлением президента Индии. В 1956 г индийские штаты были реорганизованы согласно языковому признаку.Все штаты и союзные территории разделены на административные и правительственные единицы, называемые округами. В Индии существует более 600 округов.

Национальный состав Индии

Индия - многонациональная страна. На ее территории проживает большое число народов, народностей и племен, говорящих на различных языках.
Обширный район Северной и части Центральной Индии, охватывающий штаты Уттар - Прадеш, Мадхья - Прадеш, Бихар, Раджастхан и Харьяна, преставляет собой области распространения разоличных диалектов языка хинди, который возник на основе санскрита - языка индоариев. Расселившиеся здесь позже мусульманские выходцы из Ирана и Средней Азии также приняли один из диалектов хинди, привнеся в него отдельные арабские, персидские и тюркские слова, в результате чего сложился язык урду, использующий в отличие от хинди не алфавит деванагари, а арабский. Однако, поскольку хинди и урду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов, их нередко рассматривают как две литературные формы единого языка хиндустани. Отсюда все население Северо - Центрального региона в нашей литературе получило название хиндустанцев, хотя сами индийцы таким термином не пользуются.
К числу наиболее крупных и развитых народов, сложившихся или оформляющихся в нации,относятся:
Хиндустанцы - самый многочисленный народ Индии. Основными районами его расселения являются штаты Уттар - Прадеш, Мадхья - Прадеш, север Раджастхана, Бихар, управляемая из центра территория Дели и часть штата Пенджаб. Основное занятие хиндустанцев - сельское хозяйство. Возделывают в основном пшеницу, рис, хлопок, сахарный тростник. В последние годы на национальной территории хиндустанцев быстро развивается промышленность, особенно в штатах Бихар и Мадхья - Прадеш, растет рабочий класс Большое количество хиндустанцев занято в металлургической, горнодобывающей, машиностроительной, хлопчатобумажной, цементной и сахарной отраслях промышленности. По вероисповеданию большинство хиндустанцев - индусы. Язык хиндустанцев сильно расчленен на диалекты и имеет две литературные формы - хинди и урду. Грамматика и основной словарный фонд их едины, но хинди пользуется шрифтом деванагари, а урду - арабским письмом.Древнейшими центрами культуры хиндустанцев являются города Дели, Лакхнау, Агра, Аллахабад, Бенарес. Хиндустанцы принимали активное участие в национально - освободительнбм движении Индии, из их среды вышел целый ряд выдающихся деятелей Индии.

Наиболее крупные народы Индии и Ареаль их распространения (по штатам)

Этнический состав и языки

Арии на Индостане появились ок. 1500 до н.э., «арийская эпоха» длилась примерно до 1000 до н.э. Священные книги арийцев – веды повествуют о победах, одержанных ариями над аборигенами (даса). После колонизации северо-западной части Индии арии направились на восток по левому берегу Ганга. Этот процесс растянулся на несколько столетий. К концу 6 в. до н.э. арии заняли всю Северную Индию и продвинулись на юг вплоть до истоков р.Годавари, где завершили свою экспансию. Однако арийское влияние сказалось в разных формах и в Южной Индии.

В течение нескольких тысячелетий Южная Азия играла роль плавильного котла для разных этносов. Проникновение извне шло по горным перевалам в Гималаях или морем через западное и южное побережье Индии. Племена с малочисленным населением обжили Андаманские и Никобарские о-ва в Бенгальском заливе. Другая весомая этническая составляющая населения Южной Азии – аборигены Австралии. Третий элемент – монголоидные народы, сосредоточенные преимущественно на северо-востоке Индии. Южная Азия привлекала иммигрантов из восточного Средиземноморья.

Конституцией Индии в качестве официальных признаны 15 языков, но лингвисты различают как минимум 24 языка, на каждом из которых говорят не менее 1 млн. человек, и множество диалектов. Государственным языком признан хинди, однако широкое хождение имеет английский. Другие официальные языки – бенгали, урду, ория, панджаби, ассами, кашмири, синдхи, маратхи (все они распространены преимущественно в северных и центральных областях), телугу, тамили, малаялам, каннада (преобладают в южных штатах) и санскрит. В бывших колониях Гоа, Даман и Диу в ходу португальский язык, в Путтуччери – французский.

В северной части Индии (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Бихар, Раджахстан и Харьяна) распространены различные диалекты хинди (брадж, аваджи, раджахстан, бходжпури, магахи и др.). Все они используют санскритский алфавит девангари. Расселившиеся здесь мусульмане, выходцы из Ирана и Средней Азии, приняли один из диалектов хинди, включив в него арабские, персидские и тюркские слова. Таким образом сформировался язык урду, использующий арабский алфавит.

На языках, ведущих происхождение от санскрита, говорят бенгальцы (Западная Бенгалия), маратхи (Махараштра), гуджаратцы (Гуджарат), ория (Орисса), пенджабцы (Пенджаб), ассамцы (Ассам), кашмирцы (Джамму и Кашмир). На языках дравидийской семьи говорят такие народы Южной Индии, как телугу (Андхра-Прадеш), каннара (Карнатака), тамилы (Тамилнад), малаяли (Керала). В центральных районах Индии имеются места компактного проживания австралоидных народов, языки которых относятся к группе мунда. В северо-восточных районах Индии живут малые народы, имеющие монгольские корни: манипури, типера, гаро, нага, мизо, говорящие на языках тибето-бирманской группы. Язык кхаси относится к мон-кхмерской семье.

Индия – страна многонациональная. По этно-лингвистическому признаку отличается исключительным многообразием. В ходе проводимых каждые десять лет переписей были зафиксированы 1652 языковые формы: литературные и разговорные языки, диалекты, говоры. Однако языков с числом носителей более миллиона человек насчитывается не более 30.
На территории Индии распространены языки четырех семей: индоевропейские, преимущественно индоарийские, – 73,4%, дравидийские – 24,5%, аустроазиатские – 1,4% и тибетобирманские – 0,7%. Три четверти населения страны принадлежит к народам индоевропейской семьи. По численности эти народы различны. Население так называемого «хиндиязычного пояса», в состав которого включаются североиндийские штаты Раджастхан, Харьяна, Химачал Прадеш, Уттар Прадеш, Бихар, Мадхья Прадеш, Джаркханд, Уттаранчал и Чаттисгарх, составляет 45,5% всех говорящих на индоарийских языках. В то же время население этого «пояса» не сложилось в определенную этническую общность. Хотя в социальном общении и в средствах массовой информации, а также на официальном уровне все большее число представителей этого населения пользуется языком хинди (и частично урду), в сельских районах средством массового общения на бытовом уровне являются многочисленные диалекты хинди, порой значительно отличающиеся друг от друга, причем некоторые из них имеют литературную традицию, например, майтхили, авадхи, брадж и т. п.
В публицистике и научном обиходе хиндиязычное население иногда называется «хиндустанцами», но это название не имеет хождения среди самого населения. Развитию этнических процессов в данном регионе препятствует его разобщенность границами нескольких штатов, его относительная социально-экономическая отсталость и низкая географическая мобильность населения, а также межкастовые и межрелигиозные конфликты (особенно между индусами и мусульманами), которые принимают все более острые формы. Кроме того, в таких штатах, как Химачал Прадеш, Бихар и Мадхья Прадеш среди большинства хиндиязычного населения вкраплены другие, подчас значительные по численности этносы (бхилы, пахарцы, гонды, мунда и т. д.), отличающиеся от окружающего населения по происхождению, языку, культуре и жизненному укладу. За годы независимости представители верхних прослоек этих народностей разного происхождения (по принятой в Индии терминологии – «племен» или «адиваси») получили образование и доступ к политической жизни. Являясь носителями этнического самосознания, они выдвигают требования об автономии и самоопределении, получающие все более широкую поддержку соплеменников.
Упомянутые явления получили развитие лишь в независимой Индии. В колониальный период этно-национальные процессы были в значительной степени искажены и замедлены. Крупные по численности и относительно развитые народы были разобщены между административными единицами Британской Индии (президентствами и провинциями) и феодальными княжествами. Такое положение отвечало интересам колониальной администрации, которая не поддерживала усилия различных «туземных» организаций по развитию своих культур и языков, заботясь лишь о насаждении английского языка преимущественно среди элитарных групп индийского общества. До настоящего времени английский язык остается законодательно закрепленным средством межнационального общения на уровне государственного аппарата, крупного бизнеса, а также в культурном обмене, средствах массовой информации, в системе высшего образования, в армии, хотя по разным данным этим языком владеет 2–5% индийцев.
Официальным языком Индийского Союза по конституции объявлен хинди на алфавите деванагари (Статья 343). Центральное правительство и правительства хиндиязычных штатов принимают меры по расширению сферприменения этого языка, развитию его функциональных стилей (например, делового, юридического, научного). Этот процесс в целом развивается успешно, однако попытки искусственно ускорить его наталкиваются на сопротивление, особенно на юге страны.
В первые годы независимости под давлением национальных движений в различных этнических районах, пришедших на смену определенному единству в период национально-освободительной борьбы, правительство Индии осуществило мероприятия по ликвидации института феодальных правителей и интеграции княжеств с соседними территориями. В 1956 г. в соответствии с рекомендациями специальной парламентской комиссии правительство Дж. Неру осуществило радикальную реформу административно-политического деления на основе этно-лингвистического размежевания и создания так называемых лингвистических штатов. Эти шаги ускорили процессы национальной консолидации, поскольку лингвистические штаты, особенно те, что созданы по принципу «один штат – один язык», можно рассматривать как форму национальной государственности. Они имеют выборные законодательные собрания и управляются правительствами во главе с главными министрами. По Конституции Индии к компетенции штатов отнесено 66 вопросов политического, социально-экономического и административного характера. За центром оставлено 97 вопросов, и 47 вопросов находится в совместной компетенции центра и штатов.
Реформа 1956 г. не решила всех проблем этно-лингвистического размежевания. Формирование новых штатов продолжается до сегодняшнего дня.
В отличие от «хиндиязычного пояса» другие народы, говорящие на индоарийских языках, живут в более или менее четких этнических границах, совпадающих по большей части с границами штатов. На востоке страны это Западная Бенгалия, Орисса и Ассам, населенные соответственно бенгальцами, ория и ассамцами. На западе следует упомянуть о пенджабцах (штат Пенджаб), маратхах (штат Махараштра), гуджаратцах (штат Гуджарат) и конканцах (штат Гоа), говорящих на близком маратхи языке конкани.
На юге Индии, населенном народами, говорящими на языках дравидийской семьи, создано 4 штата: Андхра Прадеш, населенный телугу, Тамилнад – тамилами, Карнатака – каннарцами и Керала – малаяльцами.
Кроме перечисленных, в Индии проживают еще более десяти малочисленных народностей дравидийского происхождения и относимых обычно к категории «племен». Можно упомянуть о следующих: гонды, живущие в Андхре, Мадхья Прадеш, Ориссе и Махараштре; тулу (Карнатака, Керала и Махараштра) и ораоны, говорящие на языке курукх и населяющие смежные районы штатов Бихар, Мадхья Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса. Эти народы разобщены территориально, а также существенными диалектными различиями и воздействием значительно отличающихся друг от друга культурных и религиозных комплексов окружающего иноязычного населения. У этих народов пока что не отмечено заметных стремлений к самоопределению или автономии, поскольку их консолидация затруднена перечисленными выше обстоятельствами, а также социально-экономической отсталостью. Правда, среди них появились группы, выступающие за сохранение традиционных ценностей, культуры, обычаев, религиозных взглядов (по преимуществу близких к анимистическим). Эти стремления находят поддержку у организаций по развитию «племен», созданных правительствами различных штатов.
Несколько особняком стоят курги – народность, говорящая на дравидийском языке кодагу и проживающая компактно в гористом районе штата Карнатака с центром в г. Меркара. Кургов отличает высокий уровень этнического самосознания, сохраняющийся от века в век уклад жизни, высокий уровень развития культуры.
Перечисленные этносы в лингвистических штатах проживают на компактных территориях и обладают довольно широкой автономией в области самоуправления. У каждой из них исторически сложились национальные языки и культуры. Предметом их гордости являются национальные герои, писатели, религиозные деятели, полководцы и святые. Многие народы являются наследниками древних и средневековых государств, которые сейчас рассматриваются как период их наивысшего расцвета, как своего рода «золотой век» этих народов, например, Маратхская конфедерация, империя Виджаянагар у телугу, империя Чола и тамилов, Ахомское государство у ассамцев и т. д.
Определенную роль в национальной жизни многих из перечисленных народов играют так называемые «малые традиции» индуизма, то есть этнически окрашенные разновидности этой религии со своим «национальным» пантеоном, культами и праздниками. У телугу распространен культ бога Вишвамитры, а среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги, а фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальныйпраздник по всей Индии. В Ориссе популярен культ Джаганнатха. Ежегодно в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра» (в европейской литературе его называют «колесница Джагернаута»). Маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль общеиндийского бога со слоновьей головой – Ганеши. Данные праздники в независимой Индии все больше приобретают характер не столько религиозного, сколько национально-культурного действия.
В то же время религиозные различия могут быть серьезным препятствием на пути этнической консолидации. Примером служат пенджабцы, среди которых различия между сикхами и индусами служили одной из причин затяжного и кровопролитного конфликта в штате Пенджаб.
Правительства этнически однородных штатов, как правило, проявляют большую заботу о развитии национальных языков и культур. Оказывается материальная и иная помощь литературным и культурным обществам. Создаются национальные киностудии и театральные общества, радиостанции, осваивается телевидение и видеотехника. Поощряется внедрение национальных языков в делопроизводство на уровне штата, в работу местных фирм и банков. В ряде штатов сформировались местные политические партии с националистическими программами, например, Телуту десам в Андхре, Каннада деша в Карнатаке, ДМК и АИАДМК в Тамилнаде, Асом гана паришад в Ассаме, Акали дал в Пенджабе. Шив сена в Махараштре выступает с откровенно шовинистических позиций. Деятельность подобных партий содействует дальнейшему оживлению национальной жизни в лингвистических штатах.
Пестрая этническая картина сложилась на северо-востоке Индии, где проживают народы главным образом тибето-бирманской группы. Ландшафт этой местности в основном гористый. Горы покрыты густыми лесами. Средства сообщения до недавнего времени практически отсутствовали, а железных дорог нет и сейчас. Это определило раздробленность и изолированность существования групп населения. Кроме того, в колониальный период почти весь этот регион был практически отрезан от остальной Индии и развивавшихся там процессов: национально-освободительного движения, становления демократических институтов, складывания внутренних рыночных связей. Колониальные власти отделили этот регион так называемыми «правилами внутренней линии», которые ограничивали движение населения и товарообмен с другими районами со всеми вытекающими последствиями. Здесь особенно активно действовали западные христианские миссионеры. В результате значительная часть населения северо-восточных районов исповедует христианство, а местное духовенство пользуется большим, в том числе политическим, влиянием.
В первые десятилетия независимости в этих районах возникли сепаратистские движения, принявшие форму вооруженной борьбы партизанского типа. Этому содействовало наличие здесь больших запасов оружия, оставленного японской армией после ее капитуляции в Бирме в конце второй мировой войны, а затем – поддержка сепаратистов извне, со стороны некоторых держав. В течение длительного времени по решению центрального парламента северо-восточные районы контролировались индийской армией, выполнявшей и многие функции государственного управления. В то же время начиная с правительства Дж. Неру, индийские власти добились заметных успехов в нормализации обстановки в этих районах, вовлечения населения в общеиндийский политический процесс, в постепенную хозяйственную интеграцию. Сепаратистские настроения и вооруженные отряды здесь все еще существуют, но движение к политической стабильности становится доминирующим явлением.
Первым права штата на северо-востоке получил ранее входивший в состав Ассама район, населенный народностью нага, получивший название Нагаленд. Этот народ разделен на более чем 25 кланов, имеющих свой сложившийся бытовой уклад, верования и ритуалы, а также говорит на своем диалекте – ао, сема, коньяк, тангкхул, ангами и т. д. Эти диалекты сильно отличаются друг от друга, что затрудняет складывание общего языка. По свидетельству этнографов, в Нагаленде постепенно складывается общий наддиалектный нага-ассамский язык. Тем временем в качестве официального языка штата принят английский. Этническая консолидация среди нагов находится на начальной стадии, но ощущение общности судьбы достаточно сильно.
Другой народ тибето-бирманской группы – манипурцы населяют штат Манипур и говорят на языке мейтхеи, имеющем длительную литературную традицию. В отличие от нага большинство манипурцев исповедует индуизм вишнуитского толка. Этот штат ранее был феодальным княжеством и не включался в сферу действия«внутренней линии». Поэтому он в большей степени, чем соседние штаты, интегрирован с остальной Индией. Показательно, например, что местный стиль танцев «манипури» и местный театр популярны по всей стране.
Штаты Трипура и Мизорам населены соответственно трипурцами, находящимися под сильным влиянием бенгальского культурного комплекса, и народом мизо, самоназвание которого ранее было «лушеи» («охотники за головами»). Теперь это название перенесено только на их язык.
Народы аустроазиатской группы – санталы, хо, мунда, корку и другие – населяют в основном районы центральной и частично восточной Индии. Подобно дравидийским малым народам, они также не имеют своих административных единиц, оставаясь разобщенными. В 60–70-х гг. набирало силу движение за самоопределение санталов и создание так называемого «Санталистана» из смежных районов Бихара и Западной Бенгалии. В настоящее время это движение на спаде, возможно, потому, что среди этнически и политически активных санталов нет единства и его трудно достигнуть. Среди санталов работают миссионеры и часть этого народа приняла христианство. Другие части признают своей религией индуизм. Третьи остаются верными исконной анимистической вере. Попытки создать единый алфавит для языка сантали также не принесли результатов. В зависимости от языка окружающего населения сантальские издания используют алфавит деванагари, бенгальский или латинский. Отдельные группы этого народа постепенно ассимилируются в местном населении.
Значительную силу обрело движение аустроазиатских народов хо и мунда за создание штата Джаркханд на стыке штатов Бихар, Орисса, Западная Бенгалия и Мадхья Прадеш. Показательно, что наиболее активно с таким требованием выступали молодежные и студенческие организации этих народов, придававшие ему довольно острый характер. Проблема Джаркханда стала важным элементом политической жизни в упомянутых штатах. Однако события стали развиваться по другому сценарию. В 2000 г. индийский парламент принял решение о создании штата Джаркханд со столицей в городе Ранчи. В его состав вошли 18 дистриктов Южного Бихара. Южная часть нового штата – плато Чхота Нагпур, заселенное малыми народами и племенами, которые говорят на своих племенных языках.
Выступления малых народов за ту или иную форму автономии становятся одной из характерных черт этнической ситуации в современной Индии. Такое развитие событий представляется закономерным. Оказывает воздействие демонстрационный эффект экономического, политического и культурного развития национальностей, обладающих государственностью в виде лингвистических штатов. Субъектами такого воздействия, как правило, становится молодое поколение, представители которого получают образование, становятся более подвижными, политически активными, нетерпеливыми в достижении целей. Она опирается на поддержку и других слоев малых народов, которые постепенно вовлекаются в контакты с окружающим населением, в товарооборот и обмен идеями. В автономии они видят возможность ускорения развития своего народа и своего этнического района. Первыми на этом пути успеха добились непальцы-гуркхи округа Дарджилинг. Их борьба, принимавшая насильственные формы, привела в конечном итоге к созданию автономного горного округа в рамках штата Западная Бенгалия. По существу появилась новая форма административного устройства.
В штате Ассам молодежь народности бодо тибето-гималайской группы добивается автономии в виде выделения их этнической территории в отдельную единицу. Активисты этого движения также прибегают к вооруженному насилию, что создает в Ассаме напряженную ситуацию. Сходная ситуация складывается в северных районах штата Мизорам, где активисты тибето-бирманской народности хмар требуют превращения населяемого ими дистрикта в автономный.
Выше говорилось о том, что принцип «один штат – один язык» был осуществлен не везде, остались штаты полиэтнические. Речь идет не о наличии национальных меньшинств, возникших в результате подвижек населения или из-за несовершенства границ. Такие меньшинства присутствуют в большинстве штатов. Полиэтнические штаты возникли в исторических или традиционных границах. Штат Джамму и Кашмир сохранился в границах бывшего княжества. Он разделяется на три четко очерченных региона: Кашмирская долина с центром в г. Сринагар, населенная кашмирцами – народом отдельной дардской ветви индоарийской семьи, по религии в подавляющем большинстве мусульманами; расположенный южнее регион Джамму населен дограми – народом, говорящим на близком пенджаби языке догри. Самый северный регион Ладакх (центр – г. Лех), называемый часто «малым Тибетом», населен горными народами, говорящими на языках тибето-бирманской группы – балти, ладакхи, лахаули и исповедующими в основном буддизм ламаистского толка. В Джамму и Ладакхе активно действуют сторонники выделения их в самостоятельные административные единицы.
Созданный в 1970 г. на северо-востоке Индии штат Мегхалая включает в свои границы этнические территории двух народов примерно равных по численности – кхаси аустроазиатской группы и гаро тибето-бирманской группы. Эти народы проживают на своих исконных территориях, практически не смешиваясь. Они разделены на кланы, и среди них сохраняются значительные элементы матриархальных отношений. Показательно, что практически сразу же после создания штата возникли конфликты между кхаси и гаро, не нашедшие разрешения до настоящего времени. Трения вызваны спорами по поводу распределения постов в государственном аппарате и правительстве, мест в учебных заведениях, а также политическим соперничеством. При этом гаро жалуются, что более образованные кхаси оттесняют гаро на второй план.
Сикким, присоединившийся к Индии в 1975 г., также относится к числу полиэтнических штатов. Но он не делится на регионы. Его основное население – это народы тибето-бирманской группы бхотиа и лепча, а также более значительная по численности группа мигрантов из Непала.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что этническая ситуация в независимой Индии всегда была динамичной. Таковой она, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Этническое разнообразие в этой стране следует оценивать на только по горизонтали, то есть по площади расселения тех или иных этносов. Эти этносы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом. Но они различаются и по вертикали – по уровню экономического развития, по насыщенности национальной жизни, по объему реально достигнутой автономии. Поскольку эти вертикальные показатели различны, некоторые этносы полагают себя в чем-то ущемленными и вступают в борьбу за достижение равноправия.
В последние годы в этнических отношениях появился новый раздражитель. Экономическое развитие, более активное движение труда и капитала, расширение старых и создание новых промышленных центров привели к возрастанию географической мобильности индийцев. Прибывающие в тот или иной штат иноязычные мигранты создают конкуренцию местному населению на рынке труда. Возникает соперничество, одним из выражений которого стало появление лозунга предоставления преимущественных прав так называемым «сыновьям земли», коренному населению за счет ограничения прав пришельцев. Такой подход подпитывает националистические и шовинистические настроения.
Этнические проблемы в независимой Индии решаются в целом на демократической основе, но достижение гармонии, идеала полного этнического равноправия остается делом будущего.

Народы Индии: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, маратхи, тамилы, пенджабцы, гуджаратцы, каннара. Население Индии, численность.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Хотя Индия пока еще отстает по численности населения от своего восточного соседа Китая, она уверенно держит второе место со своими 1,2 миллиардом граждан (каждый шестой житель планеты - из Индии).

Предки современных жителей попадали в Индию через горные перевалы Гималаев, пресекая океанские просторы по пути из Средиземноморья, Ближнего Востока и Австралии. Поэтому неудивительно, что народы Индии представляют собой всю палитру рас, исторических корней, культурных и религиозных традиций, которые сохраняют в своих генах, языке, образе жизни и обрядах несколько сотен народностей: хиндустанцы, телугу, бенгальцы, маратхи, тамилы, пенджабцы, гуджаратцы, каннара. Кастовая система, которой на протяжении веков придерживается большинство индийцев, позволила сохранить в неприкосновенности все оттенки этнического разнообразия Индии.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Подавляющее большинство(около 75 %) индусов - индо-арийцы, близкие к европейской расе чертами лица и цветом кожи. Ученые считают, что предки современных индусов этой ветви (хиндустанцев) пришли в Индию с севера: с ближнего Востока, а, возможно, и из Европы. Они проживают на севере и западе страны. Юг Индии населен представителями дравидских народов а предгорные районы Гималаев - потомки монголоидной расы. В горах, полупустынях и на островах проживают небольшие народности и племена. Граждане Индии иногда разительно отличаются по своему облику. Индийцем по праву называют себя и высокорослые, светлокожие, преимущественно бородатые пенджабцы, и жители андаманнских островов - чей средний рост 140 сантиметров, а кожа практически черная.