Ольвия - античный город в николаевской области

Амфитеатры, колоннады, античные храмы… Чтобы рассказать о Древней Греции WeLoveUA не придется покидать пределы Украины, а всего лишь отправиться на юг нашей страны, где когда-то находился древний город.

Ольвия Понтийская или просто Ольвия (в переводе с греческого – «счастливая») – это один из четырех крупнейших древних государств, существовавших на территории северного черноморского побережья. В VI столетии до н.э. его основали греки из малоазийского города Милета. Город-государство просуществовал около 1000 лет – до 370-х годов.

Поселение находилось в районе нынешнего села Парутино в Николаевской области. Место расположения Ольвии считалось идеальным – высокое плато, по форме напоминающее треугольник, окруженное оврагами и лиманами и плодовитыми землями. Первыми жителями города это место было выбрано не случайно, поскольку имело природные оборонные линии. Немаловажным было и то, что окружавшие реки Южный Буг и Днепр обеспечивали ольвийцев рыбой и благоприятно влияли на торговые отношения как с другими древними центрами, доходя до Египта и современной Италии, так и соседними кочевыми племенами.

В период наибольшего развития площадь города составляла примерно 50 гектаров. Со стороны лиманов город окружало полторы сотни сел – это была сельская окраина Ольвии. Населяли город-государство не менее 20 тысяч человек. На плато был построен верхний город, а на склонах – торговые и ремесленные районы нижнего города. Главным ремеслом считалось гончарство, что доказывают многочисленные кувшины и амфоры, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Каждый дом в городе имел внутренний двор, по периметру которого располагались жилые и хозяйственные постройки, и был огражден высоким каменным забором. Таким образом, жилища ольвийцев представляли собой маленькие крепости. Все городские улицы приводили к главной городской площади – Агоре (в переводе – «центр»), размером около 1000 кв.м.

В Ольвии жили ученые, философы, поэты и музыканты. В городе работал театр, ипподром, а горожане активно занимались спортом, проводя соревнования, по метанию копья и диска, стрельбы из лука и бега. Было и свое священное место, центр которого – храм Аполлона.

Греческий город стал приходить в упадок в средине II века до н.э. В первой половине I века в Ольвии разместился римский легион гарнизон. С конца II века город находился в составе Римской империи. Под ударами кочевников сперва была уничтожена жизнь сельской окраины Ольвии, а в самом городе жизнь прекратилась во второй половине IV века.

При строительстве Очаковской крепости турки разобрали часть городских построек на стройматериалы. Но даже несмотря на это, не раскопанной остается большая часть Ольвии. Например, еще не найдены театр и несколько храмов.

Сегодня на месте древнего города – наибольший в Украине археологический заповедник, площадью почти 300 гектар. В наилучшем состоянии сохранились до наших дней ольвийские курганы. По городским руинам можно рассмотреть принципы строительства античных городов. Отдельный интерес представляет сохранившаяся система водоснабжения Ольвии. На территории заповедника действует музей, фонды которого насчитывают около 50 тысяч экспонатов.

Кстати, расстояние он Николаева до заповедника – 40 км, что меньше часа езды.

Ольвия – Древняя Греция в Украине обновлено: Май 25, 2016 автором: Миша Герасименко

В переводе с древнегреческого Ольвия переводится как «счастливая, богатая». Население древнегреческого города составляло 15 тысяч человек. Ольвия была одним из четырех крупных античных полисов Северного Причерноморья. Она просуществовала с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Ольвия была основана переселенцами из Милета - сейчас этот город находится на территории Турции. До греков здесь жили скифы, и против такого соседства последние возражать не стали. Легенда гласит, что им очень понравилось вино, которое привезли с собой переселенцы.

Через некоторое время после высадки милетяне обратились к оракулу, который и выбрал такое название городу, назвав его счастливым городом. Правда, в это время уже были известны природные богатства выбранного для колонии края, и оракул знал, о чем говорил.
В 1 веке нашей эры Ольвия стала римским городом, который был уничтожен гуннами. Оставшиеся в живых покинули эти места. Город несколько раз восстанавливался, но прежнего расцвета больше не достигал. Ольвия упоминалась в трудах Геродота, Страбона, Плиния старшего. Она торговала с Грецией, входила в Афинский союз. Население занималось ремеслами, рыбалкой и земледелием. Ольвия была центром поставок вина, оливкового масла, тканей, украшений, посуды и предметов роскоши.
В 1926 году Ольвию объявили государственным заповедником. На территории по сей день проводятся раскопки. Сохранился главный алтарь, центральная площадь, фундаменты храмов и жилых домов, остатки рынка, склепы, элементы оборонительных сооружений, дорог и многое другое. Продолжаются поиски театра, но он может быть затоплен лиманом, как и около трети территории древнегреческого города. По словам археологов, раскопано не больше 1/80 Ольвии.

На территории заповедника работает музей, который находится внебольшом здании старого маяка. Можно посмотреть на находки времен существования Ольвии - амфоры, детские захоронения в амфорах, терракоты и многое другое.













Остатки жилого квартала. После того, как греки освоились на новом месте, они начали строить дома по классической греческой схеме. Все внутренние помещения находились по двум, трем или четырем сторонам прямоугольного или квадратного внутреннего двора. В богатых домах присутствовали портики с колоннами, жители с более скромным доходом делали колонны из дерева, а дома бедных не имели колонн и портиков.
Окна и двери выходили только во внутренний двор, кроме одной входной двери. На улицах жилых кварталов можно было увидеть только глухие стены и заборы. Дома тесно примыкали друг к другу, улицы были тесными - около 2-3 м. Городские власти следили за тем, чтобы входные двери домов открывались только внутрь, чтобы не мешать проходу или проезду по тесным улочкам жилых кварталов.







Виды на лиман и ту часть заповедника, в которой сейчас идут раскопки.

Остатки оборонных сооружений

Курган Зевса. В склепе под ним были похоронены знатные жители Ольвии.

Храмы Зевса и Аполлона

Алтарь в священном месте Теменос. Теменос - участок, который отводится для служения божеству. Считалось, что находясь в таком месте, человек может ощутить присутствие божества.

Водопровод. Канализация тоже была во всем городе.

Гимнасий. Здесь обучали наукам и искусствам, а также занимались физической подготовкой учеников и проводили соревнования. Воспитательно-образовательное учреждение из Древней Греции. Кстати, с греческого слово gymnos переводится как "обнаженный" - физическими упражнениями здесь занимались без одежды. Для взрослых жителей гимнасий был чем-то вроде клуба, где можно было послушать выступления философов, обменяться новостями и т.д. В гимнасии был бассейн, комнаты для натирания маслом, умывания и т.п.
Покровителями гимнасиев считали Геракла и Гермеса. Кстати, если верить греческой мифологии, Геракл был в низовьях Борисфена, возможно, побывал и в Ольвии.

Агора - рыночная площадь, центр деловой и общественной жизни города. Она имела и торговые функции, и административные. Кстати, практически везде, куда ни глянь, на земле лежат черепки. Практически в любых кустах лежат куски древнегреческих амфор, и возле агоры их больше всего. Нам посчастливилось найти верхнюю и нижнюю часть амфор, и до этого впечатляющего события мы еще сомневались - ну не могут же старинные черепки вот так валяться прямо на тропинках. Оказалось, что могут, и такие находки можно брать на память - столько негодных осколков музею не нужно, на выходе даже подарили еще несколько осколков с остатками рисунков.






Землянка самых первых поселенцев Ольвии

Курган Еврисии и Ареты, под ним тоже находится склеп.


Игра света в правом нижнем углу очень похожа на привидение)

Изучали Ольвию: Н. Аркас, Ф. Брун В., Г. Тизенгаузен, И. К. Суручан. ,В. В. Латышевым

История Ольвии делится на два больших периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I в. до н. э. (Латышев В. В., 1887, с. 37; Фармаковский Б. В., 19156, с. 10, 17). В последние десятилетия появилась попытка установления новой периодизации истории Ольвии без членения на догетский и послегетский периоды (Славин Л. М., 1959а, с. 86 сл.; Wasowicz А., 1975, с. 35). Однако возрожденный в первые века город столь резко отличался от города предыдущих столетий, что деление на две эпохи - догетскую и послегетскую представляется обоснованным.

Догетский период. Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые приближают ее к рубежу VII-VI вв. (Копейкина Л. В., 1976, с. 131; Виноградов Ю. Г., 1971в, с. 237), другие полагают, что город был основан в начале или в течение первой четверти VI в. (Славин Л. М., 1967; с. 5; Шелов Д. Б., 1956в, с. 45; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 31), во второй четверти или во второй трети VI в. (Блаватский В. Д., 1959б, с. 13) и даже около середины VI в. (Скуднова В. М., 1:960а, с. 12, 13). Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII в. до н. э. и массовость материала, относящегося к VI в. до н. э. в основном к его второй половине.

К концу VI в. была освоена вся территория Верхнего города за исключением северной части, занятой некрополем (табл. IX, 2). Северная граница, по-видимому, проходила севернее Зевсова кургана, где открыты остатки жилищ VI - начала V в. до н. э. В южном направлении город доходил до Заячьей балки, о чем свидетельствует распространенность находок раннего времени на территории будущей римской цитадели. Рост города шел с южной стороны (Копейкина Л. В., 1976, с. 140). Разведочные работы 30-х годов позволяют говорить, что Нижний город к концу VI в. доходил до границ Северной балки. Никаких данных об оборонительных сооружениях Ольвии VI в. нет.

Во второй половине VI в. в Верхнем городе на линии Главной улицы, возникают теменос и агора. Первоначально они представляли не разграниченный участок с культовыми постройками (табл. IX; X). Здесь совершался культ Аполлона Дельфиния, Зевса и Афины, судя по фрагментам вотивных сосудов с посвятительными граффити богам (табл. XI, 1-6), найденным в ботросах (фависсах), служивших для сброса пришедшего в негодность храмового инвентаря. На территории культового участка открыто два параллельных ряда ботросов. Тогда же был воздвигнут алтарь для возлияний, от которого сохранился цоколь, включенный позднее в алтарь V в. (Карасев А. Н., 1964, с. 32-34). К югу от него находилось здание, состоявшее из одного помещения. Агора в VI в. была незамощенной площадью. В непосредственной близости от теменоса и агоры в это время находился еще один район общегородского значения. Здесь сохранились остатки двух архаических зданий типа мегарона. Одно из них, ориентированное на северо-запад, состояло первоначально из двух помещений с примыкающим к ним каменным подвалом. Стены были сырцовые на полигональном каменном цоколе. Во второй строительный период большое помещение было перегорожено и здание состояло уже из трех помещений с подвалом, также подвергавшемся перестройке. Фасад здания был оформлен в виде небольшого портика и отделен от окружающей территории апсидообразной кладкой (Копейкина Л. В., 1975а, с. 188 сл.).



Жилые дома VI в. до н. э. раскопаны в районе Зевсова кургана к западу от Главной улицы. Открыто более 30 слегка заглубленных в материк жилищ различной формы площадью от 6 м2 до 14 м2. Среди них преобладают прямоугольные с закругленными углами, встречаются также округлые и овальные. Во многих жилищах открыты очаги, реже двухкамерные печки; найдена также переносная жаровня. Среди находок большое количество аттических чернофигурных сосудов. В некоторых землянках имелись полукруглые ниши. Этот район в ранний период являлся окраинным. Здесь найдены остатки металлургических мастерских: горны (сопла, куски обожженных кирпичей), скопление шлаков, бракованных изделий (Фурманская А. И., 1953). В восточной части района открыты остатки дома конца VI - начала V в. до н. э., стены которого были возведены из сырцовых кирпичей на полигональном каменном цоколе (Фармаковский Б. В., 1929, с. 43, 44). Таким образом, наряду с полуземлянками, уже в конце VI в. до н. э. здесь имелись и более благоустроенные жилища.

Время V в. до н. э.- третья четверть IV в. до н. э,- период расцвета Ольвии. Судя по сообщению Геродота (IV, 78), в первой половине V в. были сооружены оборонительные стены, локализации их К. Э. Гриневичем около Заячьей Балки в районе агоры (Гриневич К. Э., 1963, с. 53, 54) противоречит ряд данных, указывающих на возведение этих стен не ранее IV в. до н. э. Обнаружены остатки стены второй половины V в., шедшей по той же линии, что и стены IV в. до н. э.



До середины V в. до н. э. в окраинной части города еще продолжали существовать землянки наряду с наземными жилыми домами. Почти во всех домах имелся подвальный этаж, отдельные помещения которого предназначались не только для хозяйственных целей, но служили и в качестве жилых комнат.

Длительная осада Ольвии Зопирионом в 30-х годах IV в. до н. э. оказалась безуспешной, но она ослабила Ольвию и вызвала обострение классовой борьбы. Однако с последней четверти IV в. до н. э. начинается второй этап экономического и политического расцвета города. Это нашло отражение в новом росте хоры, в развитии местного производства, оживлении торговых сношений, в интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма, наиболее полно сохранившийся, дает возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку жилых домов, городское хозяйство в целом.

В конце IV в. город расширяется (табл. IX, 3) и занимает территорию некрополя VI-V вв. около Северной балки (Фармаковский Б. В., 19266, с. 177), там появляются оборонительные сооружения и жилые кварталы.

Б. В. Фармаковский предложил реконструкцию главных городских ворот, от которых, как и от северных крепостных стен сохранились в основном лишь слоевые фундаменты. Ворота фланкировались башнями. Вторые городские ворота по реконструкции А. Н. Карасева находились в районе агоры.

В конце IV - начале III в. до н. э. полностью перепланируется гимнасий. Сохранился лишь его полуподвальный этаж, в центре которого был восемнадцатиколонный зал. К его восточной стороне примыкало пять банных помещений (табл. XIV, 4). Полы их слегка понижались к западу. В одном из помещений обнаружена чаша с отверстием по середине для стока воды, в другом - известняковое корыто, с отверстием в центре. В крайних южных помещениях находились пифосы, которые в помещениях IV-V соединялись водопроводной линией. В центре отдельных помещений открыты очаги. Подсобные помещения были расположены в южной части..

Вместе с ними найдены глиняные лепные кружочки, гладкие или с отверстием по середине, которыми пользовались при голосовании (табл. XI, 9). К периоду эллинизма система водопроводов, действовавшая в V-IV вв. до н. э. в северо-восточной части агоры, была засыпана. Сохранился только каменный водоем, превратившийся в водосборный бассейн.

В окраинной части, где жили преимущественно ремесленники, дома были значительно скромнее, чем в центральных районах, с небольшими помещениями, количество которых колебалось от трех до 11 (Славин Л. М., 1941; 1962; 1975) (табл. XV, 1). В зависимости от застройки квартала и размеров дома, помещения группировались с двух или трех сторон двора и лишь в одном из домов Нижнего города они окружали двор с четырех сторон. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе из-за отсутствия в нем общественных колодцев. Цистерны, вырытые в материке, со стенками, покрытыми гидравлическим раствором, достигали глубины 7-8 м; горловина их обкладывалась камнем. Однако трудоемкость устройства цистерн позволяла сооружать их только состоятельным владельцам. В Нижнем же городе во всех домах имелись колодцы, питавшиеся водой источников (Карасев А. Н., 1941, с. 129- 131). В эллинистическое время в Нижнем городе, вдоль продольной улицы, наиболее близко расположенной к склону, был устроен ряд колодцев общественного назначения, находившихся на пересечении с улицами, ведущими в Верхний город (Лапин В. В., 1960, с. 98-100). К благоустройству домов относится и наличие во дворах водостоков, отводивших воды в городские магистрали.

О керамическом производстве пока свидетельствует только керамика местного производства (Книпович Т. Н., 19406, с. 129 сл.; Зайцева К. И., 1976); о развитии литейного производства - многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III вв. до н. э. К концу III в. до н. э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Строительство общественных зданий прекращается, производятся только ремонты и перестройки, в первую очередь оборонительных стен. Ремонты и перестройки в жилых домах, помимо уменьшения их размеров, носят следы сильного снижения качества работ. К концу II в. до н. э. теменос и агора прекращают свое существование. Прекращают действовать и все водопроводные системы агоры. В середине I в. до н. э. Ольвия была разгромлена гетами, о чем свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемые раскопками в различных частях города.

Послегетская эпоха. Судя по сообщению Диона Хрисостома (XXXVI, II, 48), в городе поселилось большое количество негреческого населения, которое оказало значительное влияние на культуру Ольвии; облик города сильно изменился. Площадь его сократилась. Линию стен I в. указывает искусственно вырытый ров, на месте которого позднее образовалась Вторая поперечная балка (табл. IX, 4). Следы стены зафиксированы на верхнем плато раскопками 1908 г. (Фармаковский Б. В., 1912).

К сооружениям I в. н. э. следует отнести алтарь из дерева, возведенный на месте разрушенного мраморного. О нем свидетельствуют темные круглые пятна - следы от установки деревянных опор, окружавших алтарь из известняка. Деревянный алтарь повторял форму раннего, незначительно превышая его размеры (табл. XII, 6) (Карасев А. Н., 1964, с. 47-49). Но алтарь, паходившийся за городской стеной, очевидно, к концу I в. н. э. перестал функционировать. В конце I в. н. э. в городе был возведен храм Зевса. К середине I в. н. э. в районе теменоса были построены производственные сооружения: две гончарные печи, винодельни и большое зернохранилище. На рубеже I- II вв. н. э. были созданы винодельни в западной части агоры. Производственный район ограждал с севера искусственно вырытый ров - первая линия обороны послегетской Ольвии (табл. IX, 4). Создание производственного района говорит о восстановлении экономического положения Ольвии в I в. н. э.

О развитии гончарного ремесла свидетельствует наличие нескольких районов с гончарными мастерскими. Второй гончарный район в Верхнем городе вырос в значительном отдалении от его стен, на заброшенной окраине города эллинистической поры. Третий район с гончарными печами был создан в Нижнем городе, около линии его обороны. В гончарном районе около Северной балки открыты остатки пяти печей, для обжига сосудов. От одной из них наилучшей сохранности дошло топочное отделение с подпорным столбом в центре, и часть обжигательной камеры диаметром 1,20 м (Ветштейн Р. И., 1958, с. 62-67; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 59- 60). Из двух печей на территории теменоса одна- округлой формы и небольших размеров, служила для изготовления сосудов, другая - прямоугольная в плане (3X2 м) - для изготовления черепиц.

Сохранились следы столбов, почти квадратной формы, поддерживавших под обжигательной камеры (Леви Е. И., 1964, в, с. 18-20). Найдены болванка для формовки округлых калиптеров и куски бракованной черепицы. Гончарный район в Нижнем городе начал также функционировать в I в. н. э. и просуществовал до начала III в. н. э. Большое зернохранилище в I в. н. э. включало ямы глубиной от 2 до 3 м с каменными горловинами, закрывавшимися плитами. Зернохранилище Верхнего города прекращает функционировать на рубеже I-II вв. н. э. От винодельни на территории теменоса сохранились лишь днища трех резервуаров и гиря рычажного пресса

Ко II в. н. э. Ольвия достигла экономического подъема. Окраинный район в Нижнем городе благоустраивается. Вдоль его улиц сооружаются водосточные канавы. Ведется строительство общественных зданий: гимнасия, бани, портика (IPE, I2, 40, 474, 181). Увеличиваются размеры домов. В одном из них открыто помещение с мозаичным полом из разноцветной гальки (Славин Л. М., 1967, с. 59

Во II в. разросся гончарный район в Нижнем городе. Открыты печи округлой формы (диаметром до 2 м) для изготовления сосудов и мелких изделий и большие печи прямоугольной формы с двумя подпорными столбами, аналогичные печи для обжига черепицы, открытой за городской стеной (Ветштейн Р. И., 1958, с. 65). Во II в. продолжали функционировать винодельни в Верхнем городе. Вместо старого зернохранилища сооружается новое, включавшее более 100 ям (табл. IX, 4). В районе северной оборонительной стены города, на территории Нижнего плато, еще на рубеже I-II вв. н. э. устраивается пекарня.

Некрополь. Некрополь в Ольвии по своей площади равнялся примерно территории города. Большое количество курганов, сосредоточенных главным образом у внешних границ, дало основание для наименования ольвийского некрополя «Урочищем ста могил» (Фармаковский Б. В.., 19036, с. 5). Некрополь пересекал ряд проселочных дорог, которые шли от Северных и Западных городских ворот. Кроме того, имелись дороги местного значения, делившие территорию некрополя на ряд участков.

Основным обрядом погребения в Ольвии было трупоположение. Захоронения производились в могилах трех типов: грунтовых, подбойных и склепах (Фармаковский Б. В., 19036, с. 9 сл.). Грунтовые могилы представляли собой прямоугольный колодец длиной 1-3 м, шириной 0,35-1,55 м, впущенный в материк на глубину 0,70-2,70 м. В подбойных могилах захоронение производилось в прямоугольной нише, вырытой в одной из стенок колодца, которая затем закладывалась камнем, или сырцом; в эллинистическое время встречается заклад из амфор. Земляные склепы отличались большими размерами и тем, что к ним с дневной поверхности вели пологие или ступенчатые спуски-дромосы. Напротив входа вырезалась прямоугольная камера с округлым сводом, которая также по совершении захоронения закладывалась каменными плитами или сырцовой стенкой (глубина склепов от 2 до 7 м, длина камеры 2,50-3,80 м, ширина 1,50-2,50 м, длина дромоса в основном в 2,5 раза превышала глубину склепа). В некоторых склепах имелись лежанки, в стенах - небольшие ниши. Иногда склепы белились, покрывались цветной штукатуркой.

В эллинистическое время были распространены склепы каменные, которые некоторые исследователи именуют каменными ящиками (Парович-Пешикан М. Б., 1974, с. 38 сл.). Обычно над ними возводился курган. Особого упоминания заслуживают два каменных склепа II в. н. э., один из них иод Зевсовым курганом, второй - склеп Еврисивия и Ареты (Фармаковский Б. В., 1902 в; 1906а).

Встречаются также захоронения младенцев в амфорах (Книпович Т. Н., 1940в, с. 303). По типам захоронений и обряду некрополь Ольвии в основном сходен с некрополями греческих городов.

Древнегреческая колония Ольвия в Николаевской области является одним из самых популярных туристических объектов. Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана привлекают любителей истории.

«Счастливая» древнегреческая колония

Древний город Ольвия располагался на землях Причерноморья с шестого по четвертый век до нашей эры. Колонию основали выходцы из Милета, переплывшие на кораблях Понт Эвксинский (так греки называли Черное море). Слово «Ольвия» переводится как счастливая. И, действительно, в городе мирно уживались эллины и скифы, процветали ремесла, торговля, культура. Расцвет колонии пришелся на пятый век до н. э.

Древняя Ольвия была не единственной греческой колонией на причерноморских землях. До нашего времени сохранились остатки поселений в Белгород-Днестровском (Тира), Севастополе ( Таврический), Евпатории (Керкинитида), Черноморском (Калос-Лимен), Керчи (Пантикапей). Сейчас это популярные туристические объекты.

История Ольвии заинтересовала ученых, получивших в свое распоряжение дошедшие до нас древности. Они частично восстановили быт древних греков, рассказав о жизни полиса. Раскопки Ольвии начались в двадцатых годах прошлого века. Археологи изучали руины древнегреческого города, обнаруженные возле села Парутино на берегу Днепро-Бугского лимана.

Раскопки Ольвии

Основная часть построек была раскопана на прилегающих к лиману землях, часть находок поднята с речного дна. И сейчас, купаясь в лимане или прогуливаясь по берегу, можно обнаружить глиняные ручки от амфор и сосудов, расписанные черепки и прочую старинную мелочь.

Как было заведено у древних греков, город делился на верхний, средний и нижний (имел форму неправильного треугольника). Археологи нашли сердце греческого полиса — агору. Были обнаружены Западный и Восточный теменосы (места поклонения божествам). Ученые раскопали остатки башен и стен, окружавших Ольвию, двойные ворота закрывавшие вход в город.

Часть нижнего города затоплена водами лимана и пока недоступна для исследований. Предполагается, что именно там находится амфитеатр Ольвии, его все еще не нашли.

До наших дней сохранились руины храмов, посвященных Зевсу, Аполлону и Асклепию, этих богов больше всего почитали ольвиополиты. Перед храмом Аполлона находился небольшой алтарь, он хорошо сохранился. В наше время его символично поливают вином.

На большой территории разбросаны фундаменты домов горожан, общественных построек и мастерских. Частично сохранился даже городской некрополь. Все это можно увидеть во время экскурсии по Ольвии.

Культурные ценности, предметы быта (амфоры, килики и прочую утварь) можно увидеть в небольшом музее Ольвии. Там же хранятся древние статуи, барельефы, надгробные плиты. Самые большие объекты выставлены под открытым небом (возле маяка, построенного в 19 веке). Самые ценные находки и золотые украшения хранятся в музеях Украины и России.

На территории поселения был создан историко-археологический заповедник Ольвия. Раскопки продолжают по сей день. Для экскурсионных групп доступна законсервированная часть раскопок, в том числе и подземные сооружения. К сожалению, на раскопках активно работают и «черные археологи» вывозящие из страны исторические ценности. Так что территория заповедника находится под вооруженной охраной.

Вход в заповедник Ольвия платный. Приобрести билеты и заказать экскурсию можно в кассе. Самое лучше время для посещения заповедника с начала мая и до середины октября. В мае перед туристами предстает цветущая Ольвия, экскурсии проходят по раскопкам утопающим в маках и зеленой траве. Основные объекты экспозиции снабжены указателями с наименованиями и датами. Подробнее о достопримечательностях и истории и Ольвии можно узнать от экскурсоводов.

На территории заповедника есть уникальная фисташковая роща. А на берегу лимана, в тени деревьев, есть родник с питьевой водой, возле него можно поставить палатку и провести выходные на природе. Таким образом совместив поездку в древнегреческий город Ольвия и отдых на берегу лимана.

В состав заповедника Ольвия входит расположенный неподалеку остров Березань, на нем также проводились археологические раскопки. Ученым удалось обнаружить еще одно греческое поселение, основанное жителями Милета.

Оно появилось раньше Ольвии и получило имя Борисфинида – по названию реки Борисфен (древнегреческое название Южного Буга). Самыми интересными находками стали святилище Афродиты, богини любви, и Ахилла Понтараха. Кроме того, на острове нашли следы пребывания древних шведов. Предполагается, что через Березань проходил путь из варяг в греки. Если есть возможность, следует посетить остров.

Много лет подряд на территории заповедника проходил фестиваль авторской песни, греческой культуры и туристического отдыха «Ольвия». Двухдневная программа включала соревнования музыкантов, певцов и бардов из разных стран, парусную регату по Южному Бугу и конкурс красоты «Ольвийская Афродита». Фестиваль проходил в конце августе. С наступлением темноты над Ольвией был виден Млечный путь, можно было наблюдать за падающими звездами и загадывать желания.

Как добраться в Ольвию из Николаева или Одессы

Основным видом транспорта, проезжающего по улицам Парутино, являются туристические автобусы. Автобусные экскурсии в Ольвию из Николаева очень популярны, их предлагают практически все городские турагенства. Такие же предложения можно найти на сайтах туристических бюро Одессы. Причина такой популярности – географическая близость и популярность Ольвии.

Из Николаева можно доехать на автомобиле по Одесскому шоссе, свернуть на Очаковскую улицу (район Варваровка). Дальше трасса идет через Большую Корениху, Старую Богдановку до села Парутино. К заповеднику ведет поворот с Ольвийской улицы (ехать в сторону реки).

Из Николаева до Парутино можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции «Дачная». Автобус идет несколько раз в сутки (в интернете можно найти расписание, узнать стоимость и приобрести билет).

В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино. Город был удачно расположен на берегу Буга и недалеко от устья Днепра, которые связывали его с внутренними степными районами, населенными скифами-земледельцами. Ольвия начала расти от берега Буга, где находи­лась гавань и источники питьевой воды. Город делился на ниж­ний и верхний, расположенный на вершинах холмов. Раскопки показали, что значительная часть верхнего города была застроена жилыми домами и ремесленными мастерскими. Здания возводи­лись из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. Ольвия имела правильную планировку, территория ее была разбита на кварталы, улицы пересекались под прямым углом. В центральной части верхнего города находилась площадь, от которой отходила главная городская магистраль.

Раскопки показали, что территория Ольвии значительно расширилась в IV в. до н.э.. Тогда город был обнесен, крепостной стеной с башнями, в северной его части находились главные городские ворота. В центре города был возведен храм и поста­мент для вывешивания вырезанных на мраморных плитах декре­тов. На площади располагались торговые ряды. Недалеко от площади (агоры) под открытым небом находился греческий театр.

В результате раскопок в Ольвии были открыты подвалы и специальные склады для зерна. Хлеб был основным продуктом, поступаюим в закрома города от скифов в обмен на ремесленные изделия.

О торговле Ольвии с другими народами мы узнаем по находкам монет и черепкам от глиняных сосудов с клеймами. Жители Ольвии вели оживленную торговлю с Милетом, с остро­вами Родосом и Самосом. Из городов, расположенных на мате­рике, больше других с Ольвией торговал Коринф. В V в. до н. э. картина торговли меняется. В это время среди археологических материалов резко возрастает количество изделий, привезенных из Аттики. Вместе с керамической посудой в Ольвию ввозились вино и оливковое масло, ткани и прочие изделия греческого ремесла, Ольвия поставляла в греческие города хлеб, скот, рыбу и рабов.

В Ольвии постоянно жили торговцы, закупавшие товары. Жителя» городов, с которыми Ольвия вела постоянную торговлю, предоставлялись определенные привилегии. На одной каменной плите найденной во время раскопок в центре города, написано о льготах, которые предоставлялись жителям Афин, приезжавшим с торговыми целями в Ольвию.

В VI в. до н. э. Ольвия стала крупным ремесленным центром Особенно большого развития здесь достигло металлобрабатывающее и керамическое производство. Очень высоко ценились ольвийские предметы вооружения и ювелирного производства. Многие украшения делались для продажи скифам или выполнялись по заказам знатных скифов. Значительного развития достигло керамическое производство и прежде всего изготовление глиняной
посуды и тары под продукты, которые широко использовались как греками, так и скифами. В бывшей ольвийской гавани археологами открыты остатки мастерских для ремонта судов и нескольких складов для товаров, развалины гончарных и ювелирных мастерских.


В III в. до н. э. в Ольвии было закончено сооружение крепостной стены и городского водопровода. Вода подавалась в город по гончарным трубам. Раскопки показали, что улицы были мощены плоскими плитами, вдоль домов устраивались специальные стоки для дождевой воды. В результате раскопок жилых домов раскры­та картина имущественного неравенства жителей города. В III в. в Ольвии появились богатые дома со сложной планировкой. В верхней части города открыты остатки большого дома, в кото­ром главный, внутренний двор был окружен колоннами и имел красивую мозаичную вымостку из разноцветной речной гальки. В это время многие горожане жили в двухэтажных домах.

Здесь существовала республиканская, демократическая форма правления, так называемая рабовладельческая демократия. Все дошедшие до нас законы, изданные в Ольвии и начертанные на мраморных плитах, исходили от имени совета и народного собра­ния жителей города.


В конце IV в. до н. э. Ольвия была осаждена одним из полко­водцев Александра Македонского - Зопирионом. Однако ему не удалось взять хорошо укрепленный город, и он снял осаду. Но у города была другая опасность: его часто беспокоили скифы. В конце III в. до н. э. отношения Ольвии с соседями-скифами обостряются. Эти отношения стали еще более напряженными в результате продвижения в Причерноморье сарматских племен. О тревожном положении, в котором оказался город, говорит один эпиграфический памятник - почетная надпись в честь ольвийского гражданина Протогена. Богатый рабовладелец Протоген был удостоен почетного декрета за неоднократную помощь род­ному городу. Из текста следует, что он давал городу большие суммы денег и восстановил за свой счет городские укрепления. Этот документ свидетельствует не только о затруднительном военном и экономическом положении города, но и выделении чрезвычайно богатых граждан, которые могли покрывать часть городских расходов из своих личных средств. Город фактически находился в экономической и политической зависимости от знати.

Во II веке до н. э. в Ольвии распространяются монеты с изображением скифского царя Скилура. Появление их не случайно: город попал в зависимость от скифского государства. Несколько позже Ольвия испытала разрушительное нападение со стороны фракийских племен - гетов, которые, захватив город, подвергли его страшному разорению. После этого Ольвия уже не смогла оправиться от поражения. Постоянная опасность разорения, воен­ные столкновения привели к тому, что значительная часть торго­вого населения покинула его пределы, многие погибли во время войны с гетами. Город был разрушен.


Статер из Ольвии, 4 век до н.э.

Однако раскопки показали, что поражение не привело к пол­ному исчезновению города. Ольвия опять отстраивается. Но восстановленный город был не похож на прежнюю цветущую Ольвию. Новый город занимал не более трети прежней его тер­ритории, причем теперь в нем жили не столько греки, сколько скифы. Восстанавливалась Ольвия в основном соседними скиф­скими племенами, заинтересованными в греческой торговле.

Город первых веков нашей эры так и не смог вернуть себе былую славу.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий: