«Опыт драматургии в творчестве Толстого. Любовная драма льва толстого

После кризиса и перелома Толстой создает также выдающиеся драматические произведения, продолжающие лучшие традиции русской классической драмы и предвосхищающие драматургию Чехова и Горького.

В драме «Власть тьмы, или Коготок увяз, все птичке пропасть» (1886) в основе сюжета лежит действительный случай, осмысливая который, Толстой обобщает наблюдения над процессами, происходящими в пореформенной деревне. Драма наполнена глубоким социальным и нравственным содержанием, которое отчасти раскрывается в названии и подзаголовке. В деревне властвует тьма, царство которой обусловлено установившимися капиталистическими порядкаи: деньги и корыстолюбие разрушают патриархальный уклад деревенской жизни. Люди видят в деньгах единственное средство, дающее счастье и разрешающее все жизненные затруднения. Беспросветность этой ситуации в том, что зло становится обыденным, перестает восприниматься как зло, что приводит к искажениям нравственных понятий и прямы преступлениям. Тьма понимается Толстым как олицетворение социального зла, как тьма неверия, греха, безнравственности. В образе Никиты Толстой показывает путь преодоления власти тьмы через покаяние в грехе. Особое место в драме занимает Акима – искатель правды, воплощающий в себе лучшие стороны патриархальной морали, но одновременно пассивного, не имеющего сил и воли для активного сопротивления злу.

В комедии «Плоды просвещения» (1890) писатель показывает совершенно иную среду. Действие разворачивается в доме Звездинцевых, обитатели которого – культурные и просвещенные люди. Но их «плоды просвещения» очень своеобразны – они увлечены спиритизмом, учреждением разных обществ, устройством балов и увеселений. В этот дом приходят крестьяне, чтобы выкупить землю. Но несмотря на то, что это комедия, в изображении крестьян явно прослеживаются трагические черты. Основной конфликт пьесы – столкновение бедствующей трудовой крестьянской России и «просвещенного» барства за владение землей. Толстой решает этот конфликт в комическом ключе, но за эти м стоит страшная социальная пропасть, разделившая Россию перед революцией.

52. Особенности религиозной и общественной позиции Толстого в поздний период творчества.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Кризис Толстого есть проявление неизбежности кризиса эвдемонической культуры, который осуществляется прежде в душах людей, наиболее чутких к бытию, к его трагическим изломам (а художники всегда таковы), осуществляется и ощущается тогда, когда основная масса носителей данного типа культурного сознания ещё и не подозревает о грозящей катастрофе. Эвдемонический идеал рухнул на глазах. И как закономерность этого краха прежних иллюзий являются мысли, приходившие слишком многим (и выраженные ещё Екклесиастом): "Всё это так давно всем известно. Не нынче - завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся - раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать? Как может человек не видеть этого и жить - вот что удивительно!".

Толстой идёт тем же путём, что прошли до него тьмы и тьмы людей, тем путём, каким суждено идти и после него неисчислимому множеству.

Все прежние радости жизни отвергаются как бессмысленные.

По статье А. Меня «Богословие» Льва Толстого и христианство. Богоискатель, нашедший обоснование жизни в вере, Толстой в сущности подрывал ее основы.

Вера была принята как единственное решение. Однако с немалыми оговорками. Толстой желал, чтобы это было христианство. Но получилось нечто иное. Свое, «самодельное».

Лев Толстой отказался от Церкви, в сущности так и не узнав ее. Вникать в духовные христианские подвижничества у него не было желания.

Бог для Толстого – это не Бог Евангелия, не Личность, которая может открываться людям, а туманное пантеистическое Нечто, живущее в каждом человеке. Странным образом это нечто является и Хозяином, велящим поступать нравственно, творить добро и уклоняться от зла. Странность заключена в том, что не понятно, как безличное начало способно давать столь конкретные повеления.

Евангелие говорит о бесконечной ценности человеческой души. Для Толстого личность – лишь временное и преходящее проявление безличного Божества.

Ничьим «последователем» Лев Толстой не был. Он был сам по себе. Прочитанное он всегда приводил в согласие со своими идеями.

Он не только ожесточенно, оскорбительно, забыв об элементарном такте, писал о таинствах Церкви, о ее учении, но утверждал, что является христианином, что только его взгляд на понимание христианства истинен.

Толстовская концепция опрощения, отказа от культуры.

Трагедия Толстого – это трагедия человека, не избавившегося от гипноза рассудочности, от рационализма. Но несмотря на это, его религиозно-философские писания могут нам многому научить. Толстой напомнил человеку, что он живет недостойной, унизительной, извращенной, суетной жизнью, что народы и государства, называющие себя христианскими, отодвинули на задний план нечто исключительно важное в Евангелии.

Пусть религия Толстого объективно не может быть отождествлена с религией Евангелия; остается бесспорно вывод, к которому пришел Толстой, пережив внутренний кризис. Этот вывод гласит: жить без веры нельзя, а вера есть подлинная основа нравственности .

Случись так, что Толстой не отвернулся бы от веры в Богочеловечество, от Церкви, его проповедь могла бы обрести бесконечно большую силу воздействия. Вместо разрушения она принесла бы созидание.

По статье Н.А. Бердяева «Л. Толстой». Толстой был близок к самоубийству, т.к. искал смысла жизни и Бога. Он не принимает жизни без ее смысла. Но в страстном искании Бога, смысла жизни и правды жизни Толстой изначально был поражен противоречием, которое его обессилило. Толстой начал с обличения неправды и бессмыслицы цивилизованной жизни. Правду и смысл он видел у простого трудового народа, у мужика. Толстой принадлежал к высшему культурному слою, отпавшему в значительной своей части от православной веры, которой жил народ. Он потерял Бога, потому что жил призрачной жизнью внешней культуры. И он захотел верить, как верует простой народ, не испорченной культурой. Но это ему не удалось ни в малейшей степени. Он был жертвой русского исторического раскола между его культурным слоем и слоем народным. Простой народ верил по-православному. Православная же вера в сознании Толстого сталкивается непримиримо с его разумом.

Лев Толстой раздирается противоречием между своей могучей стихией, которая выражается в его гениальном художестве, и своим рационалистическим сознанием, которое выражается в его религиозно-нравственном учении .

Художество Толстого всегда на стороне стихийной силы и правды жизни против лживых и бессильных попыток цивилизаторского сознания направить жизнь по-своему. Мы видим Толстого «непротивление». Не должно противиться сознательным усилием, цивилизаторской активностью непосредственной и простой правде природы.

Вера в стихийную благостность природы, которая и порождает толстовское учение о «непротивлении», сталкивается с верой в разум, в сознание, которое оказывается всемогущим и преображающие жизнь. С одной стороны, Толстой учит: будьте пассивны, не противьтесь злу насилием, - и правда природы, которая божественна, сама собой обнаружится и восторжествует. Но, с другой стороны, он же учит: раскрывайте в своем сознании разумный закон жизни, раскрываемый сознанием, закон Хозяина жизни, и ему подчините всю жизнь, им преображайте всю жизнь, весь мир. Толстой верит, что достаточно осознать истинный закон жизни, чтобы осуществить его.

Толстой был нигилистом в отношении к истории и культуре, был нигилистом и в отношении к собственному творчеству.

Учение Толстого представляет собой сочетание крайнего пессимизма с крайним оптимизмом. В личное бессмертие он так же не верит, как не верит в личного Бога, не верит в личность человека, не верит в изначальную свободу человека. Личное бытие для него есть призрачное и ограниченное бытие. Истинное бытие есть безличное бытие. Он был безблагодатный человек, гордость разума мешала приобретению благодати.

Сочинение


Первые его опыты в драматургии, относящиеся к середине 50-х и началу 60-х годов, были настолько неудачными, что на четверть века отбили у Толстого охоту писать для сцены. С «Власти тьмы» начинается его большая драматургия, занявшая видное место в русском и мировом драматическом и сценическом искусстве. «Власть тьмы» была написана Толстым в ту пору, когда официальная Россия готовилась отпраздновать 25-летие «реформы» 1861 года. Драма Толстого разрушала легенду о процветании пореформенной деревни, о благоденствии «осчастливленного» царским манифестом русского мужичка. Писатель нарисовал устрашающую картину дикости и варварства, укоренившихся в деревне за века крепостничества.

В драме Толстого с поразительной наглядностью показывается разрушение старых патриархальных отношений в деревне и замена их новыми - буржуазными порядками, при которых власть вековечной «тьмы» усугублялась беспощадной «властью денег».

В пьесе почти нет сцен, в которых бы речь не шла о деньгах. Может показаться, что «власть тьмы» это и есть «власть денег». Однако писатель выступает здесь не только против той тьмы, которую принесли в пореформенную деревню деньги, но и против темноты и невежества деревни, утвердившихся в ней веками крепостничества.

Охранительная критика обвинила Толстого в том, что в своей пьесе он оклеветал русский народ, что, как писали церковники, он показал в ней лишь «кромешную тьму разврата и самых отвратительных преступлений». Подобные нападки на Толстого и его пьесу не остались без ответа. Гл. Успенский, Вс. Гаршин, Чехов и Короленко, Репин и Стасов, молодой Горький, М. Г. Савина, К. С. Станиславский и другие передовые люди русской литературы и искусства горячо выступали в защиту драмы. «Это - неизгладимый урок жизни»,- писал Репин о «Власти тьмы», подчеркивая, что пьеса «оставляет глубоко нравственное, трагическое настроение» .

Надо напомнить, что в основу сюжета «Власти тьмы» легло подлинное судебное дело, с которым познакомил писателя его знакомый, в ту пору прокурор Тульского окружного суда Н. В. Давыдов. С его помощью Толстой добился встречи в тюрьме с «героем» этого дела крестьянином Ефремом Колосковым. С ним случилось почти все то же самое, что в драме Толстого происходит с ее главным героем Никитой. Однако трагическим событиям, происшедшим в одной крестьянской семье, Толстой придал глубокий обобщающий смысл, подчеркнул их типическое значение. Беседуя весной 1888 года с одним из английских гостей, журналистом Уильямом Стэдом, Толстой обратил его внимание па то, что в России очень популярны пьесы Шекспира. Гость захотел узнать: какие больше всего? Толстой ответил: «Король Лир»… в нем воплощен опыт каждой избы». Разговор этот происходил менее чем через два года после написания «Власти тьмы», которая, как говорили И. Е. Репин и В. В. Стасов, поразила современников своей шекспировской мощью.

Гл. Успенский нашел во «Власти тьмы» правдивую картину глубочайшего «расстройства народных порядков» в пореформенной деревне. Из анализа драмы Успенский сделал вывод: «Хрустение косточек человеческих явление неизбежное в нашем строе общества» 3.

Всем своим содержанием драма Толстого подводила к мысли о том, что необходимо изменить общественный строй, при котором «хрустение косточек человеческих» является неизбежным. Нельзя не увидеть, что силам тьмы в его драме противостоят силы добра и, в итоге, они выигрывают тяжбу со злом. И даже серебристый голосок десятилетней Анютки настойчиво вопрошает у взрослых: «Как быть?» То есть, как уберечь себя от сетей зла и не «изгадиться», как спасти ребенка, зверски убиваемого в погребе?

«Дети - это увеличительные стекла зла,- писал Толстой в дневнике,- Стоит приложить к детям какое-нибудь злое дело и то, что казалось по отношению взрослых только нехорошим, представляется ужасным по отношению детей…». Образ светлоглазой, шустрой, любознательной и восприимчивой ко всему доброму и хорошему Анютки из «Власти тьмы» как нельзя лучше подтверждает справедливость этих мудрых слов писателя.

Восторгаясь пьесой Толстого, В. В. Стасов писал: «Что за правда беспредельная, что за глубина, что за сила и красота творчества! А какой язык - этому и названия нет» ‘.

Ни одно из произведений Толстого не может сравниться с «Властью тьмы» по числу пословиц, поговорок, присловий и других фольклорных жемчужин, взятых писателем из живого крестьянского языка. Толстой как-то сделал такое признание: «Я ограбил свои записные книжки, чтобы написать «Власть тьмы».

И действительно, многие из фольклорных записей, которые содержатся в его записных книжках 70-80-х годов, перешли в текст «Власти тьмы». У драмы Толстого была трудная, но и яркая судьба. Цензура запретила постановку «Власти тьмы» не только в народных театрах, для которых она была написана, но и на всех других сценах. Пока в России пьеса находилась под запретом (а это продолжалось десять лет!), «Власть тьмы» совершила триумфальное шествие по театрам многих стран мира.

Трактат Толстого «Так что же нам делать?» и «Крейцеровская соната». С начала 80-х годов, со времени появления трактата «Так что же нам делать?», в котором он впервые громко сказал об этом, Толстой живет в ожидании «развязки», и все то, что он увидел в голодные годы, только утвердило его убеждение, что «развязка» неминуема и сроки ее приближаются с пугающей быстротой. Толстой мог быть доволен результатами своей деятельности в голодные годы. Писатель и его помощники открыли в охваченных бедствием деревнях 212 бесплатных столовых, спасли от голодной смерти тысячи детей, стариков, ослабевших и заболевших людей. Они постарались закупить и бесплатно раздать семена для посева, купить и передать крестьянам лошадей.

Но и многие критики и читатели, высоко ценившие талант Толстого, были озадачены «Крейцеровой сонатой» и настойчиво просили автора пояснить, что он хотел сказать своей повестью. Толстой решил написать «Послесловие» к «Крейцеровой сонате», вызвавшее множество откликов и в русской и в зарубежной печати и целый поток читательских писем.

Узнав о том, что Толстой готовит к печати «Послесловие», Н. Н. Страхов писал ему: «Вы в своем роде единственный писатель: владеть художеством в такой превосходной степени и не довольствоваться им, выходить прямо в прозу, в голое рассуждение - это только вы умеете и можете. Читатель при этом чувствует, что вы пишете от сердца, и впечатление выходит неотразимое».

Очень тонко и верно замечено Роменом Ролланом, что такие толстовские вещи, как «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», написаны «под сильным воздействием законов театра» и представляют собой «внутренние драмы, драмы души; отсюда их сжатость, сосредоточенность; а в «Крейцеровой сонате» повествование даже ведется от лица героя» 2.

Роллан находит, что в этой вещи автора увлек его неистовый герой: Толстой от «безудержных описаний» плотской любви вдруг переходит к неистовому аскетизму, испытывая «ненависть и страх перед любовью». Несмотря на несогласие с проповедью аскетизма, содержащейся в «Послесловии» к повести, Роллана она увлекла и потрясла. «По силе воздействия, по страстной сосредоточенности повествования, по откровенной обрисовке чувств, по зрелости- и совершенству формы,- заключает Роллан,- ни одно произведение Толстого не может сравниться с «Крейцеровой сонатой».

Ну а сам Толстой - был ли он доволен своей повестью? Удивительное признание сделал он в «Послесловии» к ней: Я никак не ожидал, что ход моих мыслей приведет меня:к тому, к чему он привел меня. Я ужаснулся своим выводам, хотел не верить им, но не верить нельзя было… я должен был признать их».

Когда Толстому говорили, что его мысли в «Послесловии» к «Крейцеровой сонате» выражены не вполне ясно, он соглашался и находил, что «нужно бы еще много уяснить и прибавить». В то же время он подчеркивал значение вопросов, поднятых в «Крейцеровой сонате»: «И это понятно, потому что дело такой огромной важности и новизны, а силы, без ложной скромности говоря, так слабы и несоответственны значительности предмета».

История Повднышева, прозвучавшая как его исступленная, но искренняя исповедь,- и скорбная и страшная история. Она не для робких душ, не для тех, кто бежит от острых и трудных вопросов, выдвигаемых жизнью. В «Крейцеровой сонате» Толстой обнажил те стороны действительности, которые издавна считались «запретными» в искусстве и литературе.

100 лет прошло со времени ухода Льва Николаевича Толстого из родного дома и его смерти.
Вчера посмотрел фильм «Последнее воскресенье» о последнем годе жизни Толстого в Ясной Поляне. Сценарий фильма написан Майклом Хоффманом (он же режиссёр фильма) по мотивам романа Джея Парини «The Last Station», основанного на дневниках самого Толстого, членов его семьи и близких друзей.
В фильме показан самый драматичный период жизни Льва Николаевича Толстого.
Что же заставило великого писателя сбежать из своего поместья Ясная Поляна от жены и детей, закончив жизнь в доме начальника железнодорожной станции Астапово?

В прошлом году, когда я был в Париже, то с удивлением обнаружил, что ещё сохраняется интерес к любовной драме Софьи Андреевны Берс и Льва Николаевича Толстого. Об этом до сих пор пишут в журналах.

Немецкий фильм «Последнее воскресенье» о Льве Толстом я смотрел в кинотеатре «Родина» в почти пустом зале. Молодёжь ломилась на японский мультик.
Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны показалась мне более убедительной, нежели Кристофер Пламмер в роли Льва Толстого.
Конечно, заграничные фильмы о Толстом столь же далеки от реальности, как и наши фильмы про индейцев. Я прочувствовал это, когда участвовал в съёмках фильма «Анна Каренина» с Софи Марсо и Шоном Бином в главных ролях.

Жаль, что иностранцы снимают фильмы про великих русских людей, а у нас на это денег сейчас не находится.
О трагическом уходе Льва Толстого хотел снять фильм Андрей Тарковский. А снял Сергей Герасимов, в котором сам режиссёр и сыграл главную роль.

Конец жизни Толстого это настоящая трагедия. Его единомышленник Чертков и его жена Софья Андреевна дрались из-за любви к Толстому, а фактически за его наследие.

Драма Толстого в конфликте его убеждений и реального поведения, личной любви Толстого и его вселенской любви ко всему человечеству.
Толстой хотел, но признавался, что не в силах любить всё человечество.
Он любил жену. Но и её любовь в конце жизни вынести не мог.

Наиболее достоверным источником я считаю книгу Тихона Полнера «Лев Толстой и его жена». А также книгу пианиста Александра Гольденвейзера, поскольку он был непосредственным свидетелем происходившей в Ясной Поляне драмы.

Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Соней Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных.
Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.

Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». В юности, читая повесть «Дьявол», я был поражён искренностью рассказчика, и обещал себе не повторять его ошибок.

Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь.

Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа. Во время брачной ночи ему даже показалось, что он обнимает не жену, а фарфоровую куклу.

Со школьной скамьи нам внушают, будто классики отечественной литературы были чуть ли не ангелами. Лев Толстой не был ангелом. Он изменял жене даже во время её беременности.
Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

Непосредственный свидетель Александр Гольденвейзер писал: «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».
– Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой. – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
– Зачем же ты женился? – спросила графиня.
– А не знал тогда этого.
– Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
– Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. … Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым».

Лично я считаю, что никто другой не смог бы выносить Льва Николаевича столь долго, как его жена Софья Андреевна. Прожить всю жизнь с таким человеком, это настоящий подвиг!
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

За 48 лет супружеской жизни Софья Андреевна родила тринадцать детей, пятеро из них умерли. В сорок четыре года Софья Андреевна родила своего последнего ребёнка, который через шесть лет умер.
Вынести она этого не смогла. Ей казалось, что муж разлюбил её. И она влюбилась. Объектом её страсти стал друг семьи композитор Александр Сергеевич Танеев. Ей было 52 года!

Все догадывались о влюблённости Софьи Андреевны, кроме самого Танеева. Любовниками они так и не стали.
В дневнике Софья Андреевна писала: «Знаю я это именно болезненное чувство, когда от любви не освещается, а меркнет божий мир, когда это дурно, нельзя – а изменить нет сил».
Перед смертью она сказала дочери Татьяне: «Любила я одного твоего отца».

Софья Андреевна боялась остаться в памяти потомков не достойной своего гениального мужа. И потому старалась вычёркивать из дневников Толстого все нелестные упоминания о ней.
Зная, что жена Софья Андреевна читает его дневники, Толстой завёл «тайный» дневник, а потом «дневник для одного себя», который хранил в банковском сейфе.

В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами.
«Крейцерову сонату», «Семейное счастье» и «Анну Каренину» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни.

В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем.
Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

– Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – пугала Софья Андреевна.
– Этого мне только и надо, – невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве.
Страстное желание бросить всё и стать странником Толстой выразил в последнем, не опубликованном при жизни рассказе, «Отец Сергий».

Под влиянием единомышленников Лев Толстой отказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни".

Все свои права на имущество Толстой передал жене. Но ей этого было мало. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. За монопольное право издания всех сочинений Толстого некоторые фирмы предлагали миллион золотых рублей!

В дневнике 10 октября 1902 года Софья Андреевна писала: "Отдать сочинения Льва Николаевича в общую собственность я считаю и дурным и бессмысленным. Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, - мы наградили бы богатые фирмы издательские... Я сказала Льву Николаевичу, что если он умрёт раньше меня, я не исполню его желания и не откажусь от прав на его сочинения".

Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей.
А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.
Непрекращающиеся конфликты угнетали Толстого и лишали психического равновесия его жену.

«В июне 1910 года двое приглашённых в Ясную врачей – психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно, после двухдневных исследований и наблюдений, установили диагноз «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой».

«Начался ад. Несчастная женщина потеряла над собой всякую власть. Она подслушивала, подглядывала, старалась не выпускать мужа ни на минуту из виду, рылась в его бумагах, разыскивая завещание или записи о себе… Она каталась в истериках, стреляла, бегала с банкой опиума, угрожая каждую минуту покончить с собою, если тот или иной каприз её не будет исполнен немедленно…»

«Толстой думал о том, чтобы уйти из этого «дома сумасшедших», заражённых ненавистью и борьбою. Ему стало неудержимо хотеться умереть в спокойной обстановке, вдали от людей, «разменявших его на рубли».

В третьем часу ночи с 27 на 28 октября 1910 года Толстой проснулся, услышав как Софья Андреевна роется в его бумагах, видимо, разыскивая текст тайного завещания, в котором писатель отказывался от авторских прав на свои произведения.

Чаша терпения переполнилась. Толстой понял, что «для него настал момент спасать не себя, Льва Николаевича, а то человеческое достоинство и искру Божию, которые были в конец унижены его положением в Ясной Поляне».
Восьмидесятидвухлетний Лев Николаевич был вынужден ночью тайно бежать из собственного дома. Помогали ему в этом его дочь Александра и врач Маковицкий.

Софья Андреевна давно уже обещала мужу покончить с собой, если он уйдёт. Когда она узнала о бегстве Толстого, графиня не переставая плакала, била себя в грудь то тяжёлым пресс-папье, то молотком, колола себя ножами, ножницами, хотела выброситься в окно, бросалась в пруд.

Для Софьи Андреевны уход мужа это был позор. Своим уходом он растоптал 48 лет их совместной жизни, которые была наполнены её самопожертвованием ради любимого.

Толстой хотел уехать на Кавказ, но простудился и вынужден был сойти на станции Астапово.
Умирающий Лев Толстой лежал в квартире начальника станции и попросил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться.

Умер Лев Толстой 7 ноября 1910 года.
29 ноября Софья Андреевна записала в дневнике: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу… Жить не могу».
Она хотела покончить с собой.
В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: «Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек...»

Она была идеальная «языческая жена», как писал Толстой, но «христианским другом» так и не стала. В одном из последних писем Толстой написал: «Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это…. Благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне».

Я прочитал все романы Льва Толстого не один раз, многие повести и публицистические статьи.
Всю религию Толстого можно свести к немногим положениям:
– твори волю Бога, пославшего тебя на землю;
– слиться с Ним предстоит тебе после плотской смерти;
– воля Бога состоит в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними.

Его теория о непротивлении злу насилием стала основой деятельности Махатма Ганди. И эта теория реально изменила мир!

В последние годы жизни Толстой признавал, что ещё только ищет истину, что ему предстоит ещё много работы над внутренней переменой своей жизни. Всякая догма, всякие окончательные теории становились для него ненавистными. Он решительно протестовал против «толстовства» и даже говорил иногда о своих последователях: «Это – «толстовец», то есть человек самого чуждого мне миросозерцания».

Одни считают, что главный итог жизни Льва Толстого это его литературное творчество. Другие (к ним принадлежу и я) убеждены, что главное в жизни Льва Толстого это его духовное возрастание, познание себя и самосовершенствование.
Сам Лев Николаевич считал свои литературные произведения «побочным продуктом» своего духовного развития. Он не просто сочинял романы и писал статьи, он старался жить в соответствии со своими убеждениями.
И этим Толстой мне ближе, чем Достоевский.

Многие видели упадок нашей церкви в конце 19 века. Но только Лев Толстой смог сказать об этом честно, выступил против лицемерия некоторых церковников, превративших сообщество единомышленников в контору на службе государства.

Толстой считал себя последователем Христа, однако не принимал церковного христианства. Толстой не полагал Христа Богочеловеком, а видел в Нём лишь одного из величайших пророков человечества. В 1879-85 годах Толстой перевёл заново с древнегреческого языка четыре Евангелия и свёл их в один текст, оставив, по его мнению, самое необходимое.
Лев Толстой это наш Лютер!

Для меня Толстой это прежде всего мыслитель. Да, его превратили в икону, в классика литературы. Но по духу это был настоящий революционер!
Возможно, столетие со дня смерти Толстого официально не празднуют потому, что не хотят вспоминать, что Лев Толстой был противником частной собственности и выступал против русской православной церкви.
Но революция Толстого актуальна и сегодня!

Помню, как в юности в библиотеке прочитал «Исповедь» Толстого. Тогда и решил построить свою жизнь на основе опыта жизни Льва Николаевича.
«Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж!». И я ничего не мог ответить…»

Я направился по пути, которым шёл Толстой. Когда посетил Оптину пустынь, в хибарке, где ночевал, я нашёл книгу «Лев Толстой «Божественное и человеческое» из дневниковых записей последних лет».

«Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Толстой всю жизнь стремился к истине, искал идеал. Он поступил на философский факультет – перевёлся на юридический – бросил университет – решил стать образцовым помещиком – поступил на военную службу – пытался создать идеальную семью – стал литератором – развенчивал старую религию, чтобы создать новую – всю жизнь искал «зелёную палочку», способную осчастливить людей – и умер со словами «Искать, всё время искать...»

Это был искатель Истины, хотя и шёл методом проб и ошибок.
По сути своей Лев Толстой был странником – человеком на пути к Богу!
И потому, следуя по пути Толстого, я назвал свой роман-быль «Странник».

Данте Алигьери в книге «Новая жизнь» пишет: «странники» могут пониматься в двояком смысле – в широком и в узком: в широком – поскольку странником является тот, кто пребывает вдали от отчизны своей; в узком же смысле странником почитается лишь тот, кто идёт к дому святого Иакова или же возвращается оттуда».

Толстой фактически отказался от присуждения ему Нобелевской премии по литературе за 1906 год.
Ныне учреждена литературная премия «Ясная поляна», которая вручается потомками Льва Николаевича Толстого в день его рождения 9 сентября.

В 2008 году в день рождения Льва Толстого я посетил Ясную Поляну и подарил музею свой роман-быль «Странник»(мистерия), в котором описал общение с Львом Толстым.
Меня поразила скромность убранства дома. Я бродил по тропинкам, где когда-то ходил Лев Николаевич, и мне казалось, словно я беседую с ним.
- «Такая мания – это писательство. За деньги писать. Это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату. … Я чувствую, что совершаю грех большой, поощряя писательство, которое самое пустое занятие».
- Мне кажется, поступок писателя важнее, чем созданные им произведения.
- «Я очень понимаю, что суждение о том, что писателя нужно судить по его писаниям, а не по делам, не нравится вам. Мне такое суждение тоже противно».
- Как же жить?
- «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные, - найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни, и светом своим озари путь и другим. Никогда не теряй надежды, если даже все оставят тебя и изгонят тебя силой, и ты останешься совсем один, пади на землю, омочи её слезами, и даст плод от слёз твоих земля. Может быть, тебе не дано будет узреть уже плоды эти - не умрёт свет твой, хотя бы ты уже умер».
- Но ради чего жить?
- «Праведник отходит, а свет его останется. Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле. Не бойся ни знатных, ни сильных...»
- А что вы хотели, но не смогли или не успели написать?
- «Хотел написать всё, что думается человеком на протяжении нескольких часов. Всё!»
- Но зачем?
- «Только опомнитесь на часок, и вам ясно будет, что важное, одно важное в жизни – не то, что вне, а только одно то, что в нас, что нам нужно. Только поймите то, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Лев Толстой за работой 1891 г.

В начале 80-х гг. завершился давно назревший перелом в мировоззрении Толстого. Писатель решительно порвал со взглядами дворянской среды, к которой принадлежал по рождению и воспитанию, перешел на позиции патриархального крестьянства и в своих последних произведениях «…обрушился с страстной критикой на псе современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

Мировоззрению и творчеству великого художника были присущи глубокие противоречия. Будучи выразителем настроений патриархальной деревни с присущими ей политической незрелостью, стихийностью, неорганизованностью, Лев Толстой не понимал исторической роли рабочего класса, отстранялся от политики, отрицал революционные формы классовой борьбы, призывал к непротивлению злу насилием и нравственному самоусовершенствованию как единственному средству изменить существующий строй. В учении и творчестве Толстого, таким образом, есть и «разум» и «предрассудок», и то, что отошло в прошлое, и то, что принадлежит будущему.

В последний период своей жизни Лев Толстой написал повести «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», рассказы «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «Дьявол», «Кто прав?», пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп», роман «Воскресение», повесть из эпохи 50-х гг. «Хаджи Мурат», рассказы «После бала», «Фальшивый купон» и другие произведения.

В это же время Лев Толстой создал ряд публицистических произведений, в том числе знаменитый трактат «Что такое искусство?»

Экспозиция восьмого зала развернута по следующим темам: «Творчество Толстого 1880-х гг.», «Драматургия Толстого», «Творчество Толстого 1890-х гг.», «Роман «Воскресение», «Лев Толстой - обличитель буржуазного строя Европы и Америки», «Творчество Толстого 1900-х гг.», «Повесть «Хаджи Мурат», «Уход из Ясной Поляны. Кончина Толстого», «Лев Толстой и русская литература», «Лев Толстой и русское искусство».

В зале выставлены прижизненные портреты Толстого работы выдающихся русских мастеров кисти и резца.

Творчество Льва Толстого 1880-х гг.

В 1881 г. Лев Толстой с семьей поселился в Москве. В 1882 г. он участвовал в трехдневной московской пере­писи. Глубокое изучение жизни фабричных рабочих, крестьян-сезонников, обитателей ночлежных домов от­крыло ему глаза на ужасы городской нищеты. В ряде публицистических произведений («Исповедь», «О перепи­си в Москве», «Так что же нам делать?» и др.) Лев Толстой с огромной силой запечатлел бедственное положение го­родского люда, особенно крестьян, вытолкнутых из де­ревни и обреченных в городе на каторжный труд и не­щадную эксплуатацию.

В 1880-е гг. Лев Толстой создает и серию ярких, образных народных рассказов, написанных простым, ясным язы­ком, серию легенд, сказок и притч: «Чем люди живы», «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог», «Упустишь огонь - не потушишь», «Девчонки умнее стариков», «Два старика», «Свечка», «Как чертенок кра­юшку выкупал», «Крестник», «Работник Емельян и пу­стой барабан» и др.

Многие рассказы обличают лживость, корыстность, алчность господ, стяжательство кулаков-мироедов. Но, религиозные по идейной направленности, они призывают не к борьбе, а к покорности и смирению.

«Народные рассказы», как и многие публицистические произведения Толстого, издавались многотысячными ти­ражами издательством «Посредник» и широко распро­странялись в народе.

Драматургия Льва Толстого

Программа домашнего спектакля Л.Н.Толстого 1889 г.

Среди произведений Толстого 1880-1900-х гг. видное место занимают его пьесы: «Власть тьмы» (1886), «Пло­ды просвещения» (1889), «Живой труп» (1900).

В своих драматургических произведениях Лев Толстой гневно обличает социальные уродства старой России, вы­смеивает умственное убожество и опустошенность господ­ствующих классов, ставит острейшие вопросы обществен­ной жизни.

«Власть тьмы» - драма об отсталой, темной поре­форменной деревне, которая, по словам Ленина, была от­дана на поток и разграбление капиталу. С большой ху­дожественной силой рисует писатель губительную власть денег, разрушающих вековые устои крестьянской жизни, уродующих психику людей, насаждающих волчьи законы стяжательства и взаимной ненависти. Устами своих героев Митрича и Акима писатель осуждает эту тлетворную губительную силу, но противопоставляет ей только пат­риархально-крестьянские идеалы кротости и всепроще­ния.

Драма «Власть тьмы» потрясает зрителей глубиной и правдивостью изображения крестьянской психологии, ве­ликолепным народным языком. Она имела огромный ус­пех на русской сцене и за границей.

Пьеса «Плоды просвещения», носившая вначале на­звание «Исхитрилась», продолжила плодотворную, глубо­ко народную традицию русской классической комедии.

Всем своим сатирическим острием она направлена против праздного столичного барства с его пустой лицемерной жизнью и фальшивой моралью. Умственно ничтожным помещикам Звездинцевым и псевдоученому Кругосвет-лову в комедии противостоят простые мужики, посланцы нищей, разоренной деревни. Но именно они - люди глу­бокого ума и трезвого, серьезного взгляда на жизнь. Лев Толстой разоблачает в этой пьесе буржуазно-дворянскую культуру.

Теме обличения буржуазной морали посвящена пьеса Толстого «Живой труп». Автор раскрывает в ней фальшь и лицемерие семейных отношений, которые в собственни­ческом обществе зиждутся не на живом чувстве, а на меркантильных интересах или полицейском принуждении. Раскрывая душевную драму незаурядного человека Фе­дора Протасова, не желающего мириться с окружающей пошлостью и грязью, Лев Толстой возвышается до отрицания всего господствующего строя помещичье-дворянской России.

Пьесы Толстого являются выдающимися произведе­ниями русской и мировой драматургии.

А. М. Горький ставил пьесы Толстого в ряд с лучши­ми произведениями драматического искусства: «Прекрас­ные наши комедии «Горе от ума», «Ревизор», «Плоды просвещения», - писал он, - отнюдь не хуже комедий Мольера и. Бомарше».

Пьеса «Живой труп» очень нравилась В. И. Ленину. Н. К. Крупская рассказывает: «Приехала как-то в Берн русская труппа, игравшая на немецком языке; ставили пьесу Л. Толстого «Живой труп»… Играли очень хорошо. Ильича, который ненавидел до глубины души всякое ме­щанство, условность, эта пьеса чрезвычайно разволнова­ла. Потом он хотел еще раз пойти ее смотреть».

Драматургия Толстого сыграла большую роль в раз­витии русского театра. Вместе с пьесами Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Чехова, Горького драматические произведения Толстого составили золотой фонд нашего классического репертуара. Еще до революции крупнейшие русские театры - Малый, Художественный и другие - дали сценическую жизнь драматургическим творениям писателя.

Драматургия Толстого прочно вошла и в репертуар советских театров. Во многих театрах, особенно в МХАТ СССР им. Горького, кроме пьес Толстого, с успехом по­ставлены также инсценировки его романов «Анна Ка­ренина» и «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1890-х гг.

Гранка романа "Воскресенье" с правкой Л.Н.Толстого

Начало 90-х годов в России было отмечено тяжелым бедствием - голодом, охватившим многие районы стра­ны. Свыше 40 миллионов крестьян оказалось на краю гибели.

Как и в 1873 г., во время голода в Самарской губер­нии, Л. Н. Лев Толстой в 1891-1893 гг. возглавил широкое общественное движение в помощь голодавшим крестья­нам. Вместе со своими помощниками писатель организо­вал в деревнях Рязанской и Тульской губерний сеть бес­платных столовых, в которых кормились десятки тысяч крестьян, особенно стариков и детей.

Деятельность Толстого в помощь голодающим встре­тила одобрение и поддержку передовых людей России. И. Ё. Репин отправился к писателю в Данковский уезд Рязанской губернии и вместе с ним объехал ряд сел и деревень, пострадавших от недорода. Горячо одобрили деятельность Толстого писатели А. П. Чехов, В. Г. Коро­ленко, Н. С. Лесков и другие.

Роман Льва Толстого "Воскресенье". Утро Нехлюдова

В 1898 г., в связи с новым недородом, Лев Толстой возоб­новил свою деятельность среди голодающих крестьян, на сей раз в Чернском уезде Тульской губернии. К этому времени относится его знаменитая статья «Голод или не голод?», в которой писатель снова с большой остротой поставил вопрос о бедственном положении народа в царской России.

"Воскресенье" Подсудимые. Иллюстрация Л.О.Пастернака

«Воскресение» - крупнейший социально-обличитель­ный роман Толстого, вершина литературы критического реализма. В нем писатель поставил самые острые пробле­мы русской жизни последней трети прошлого века.

Над романом «Воскресение» Лев Толстой работал с пере­рывами 10 лет, с 1889 по 1899 г. В основу его сюжета легла история некоей девушки Розалии Они, которую со­блазнил и бросил богатый молодой человек, впоследствии оказавшийся присяжным заседателем - участником суда над ней. Эту историю рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель и литератор А. Ф. Кони.

«Воскресение» было задумано как произведение о раскаянии и религиозном возрождении барина, осознав­шего свой «грех» перед соблазненной им женщиной из народа. В центре романа стояли вопросы нравственности, трактуемые в узком абстрактно-моралистическом плане. Однако в дальнейшем замысел романа подвергся суще­ственным изменениям. На первый план были выдвинуты актуальные проблемы народной жизни, освещенные под углом зрения беспощадного обличения господствующих классов.

Идейный пафос романа - в бескомпромиссном отри­цании всех основ собственнического мира. С чувством негодования и протеста обрушивается Лев Толстой на цар­скую «комедию суда», на полицейско-тюремный аппарат, казенную церковь, обнажает лицемерие и фальшь буржу­азной морали. Лев Толстой, по выражению Ленина, срывает все и всяческие маски с всесильных «хозяев жизни» и раскрывает всю глубину подавления личности в поме-щичье-буржуазном обществе.

Полная трагизма история простой женщины из наро­да Катюши Масловой показана в романе как глубоко типическая, «обыкновенная» история гибели человека в обществе, основанном на бесправии и угнетении на­рода. Рисуя горе и нужду народа, Лев Толстой показывает и зреющий в нем социальный протест, стихийное стремле­ние народных масс уничтожить все формы эксплуатации и угнетения.

"Воскресенье". Катюша в камере после суда.

В центре романа - образы Катюши Масловой и Дми­трия Нехлюдова. Катюша Маслова - один из самых яр-кда женских образов в русской литературе. Сначала мы

видим ее юной, доверчивой девушкой, полной веры в жизнь, в будущее. Светлая жизнерадостность, одухот­воренность и какая-то особенная чистота сквозят во всем облике Катюши, в ее мыслях и поступках. Но мир коры­сти и насилия, который окружает Катюшу, несовместим с человеческим счастьем. Соблазненная и брошенная князем Нехлюдовым, она оказывается на дне жизни, по­знает обиды, горечь и унижения. Однако хорошие задатки, заложенные в душе Катюши, ее внутренняя нравственная сила предохраняют ее от окончательного падения. Подружившись на этапе с революционерами, оценив их чут­кое отношение к себе, поняв их великую правду, Катюша возрождается к новой, честной жизни.

Образ Нехлюдова продолжает галерею положитель­ных образов Толстого. Как и Дмитрий Оленин, Пьер Бе­зухое и Константин Левин, Дмитрий Нехлюдов видит несправедливость окружающей жизни и честно ищет пра­вильный путь. Встреча на суде с обманутой им в юности Катюшей, решение следовать за ней на каторгу соверша­ют нравственный переворот в душе Нехлюдова, приводят его в мир угнетенных, сталкивают с жизнью народа. И.Нехлюдов решает порвать со своим классом, отказать­ся от своего привилегированного положения, чтобы раз­делить с народом его тяжелую участь. Однако в угоду еврей религиозно-нравственной тенденции Лев Толстой приво­дит Нехлюдова в финале романа не к мысли о борьбе против господствующего зла, а к утверждению идеи непротивления злу насилием, уменьшая этим остроту по­ставленных..в романе проблем. Так в романе «Воскре­сение», как и в других произведениях Толстого, сталки­вается могучий разум художника-обличителя с его пред­рассудками проповедника и моралиста.

Глубокие идейные противоречия Толстого сказались в романе и на образах ссыльных революционеров. Писатель с теплотой и сочувствием рисует их самоотверженность в борьбе за народные интересы, их высокие нравственные качества, но не приемлет решительные, революцион­ные методы борьбы с самодержавием.

«Воскресение» впервые печаталось в журнале «Нива» в 1899 г. Роман подвергся свирепым цензурным репрес­сиям. Выход романа в свет послужил поводом для усиле­ния травли писателя реакционерами и мракобесами и отлучения Толстого от церкви (1901).

Художник Л. О. Пастернак создал в 1898 -1899 гг. большую серию иллюстраций к роману «Воскресение» (31 рисунок итальянским карандашом и 2 работы маслом). Иллюстрации получили одобрение н высокую оценку Л. Н. Толстого. В 1913-1915 гг. Пастернак повторил 10 ил­люстраций этой серии (акварель).

В экспозицию включены работы Пастернака: «Весна»; «Утро Нехлюдова»; «Судьи»; «Присяжные заседатели»; «Подсудимые»; «Завтрак у Корчагиных»; «Катюша у за­утрени»; «Кузьминские мужики»; «Нищенство в Панове»; «Mariette в ложе»; «Встреча арестантов с богатой коляской»; «Политические заключенные на полуэтапе» и др.

В январе 1899 г. Толстой посетил Бутырскую тюрьму и имел продолжительную беседу с надзирателем И. М. Вино­градовым. Писатель интересовался бытом заключенных, распорядком дня в тюремных камерах и другими сведения­ми, нужными ему для романа «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1900-х гг. О повести “Хаджи Мурат”

"Хаджи Мурат". Смерть солдата Авдеева.

Последнее десятилетие жизни и творчества Л. Н. Тол­стого относится к периоду первой русской революции. В. И. Ленин указывал, что творчество писателя является зеркалом русской революции. «…Лев Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях - и как ху­дожник, и как мыслитель и проповедник - черты исто­рического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость»

В годы революции 1905-1907 гг. Лев Толстой горячо со­чувствовал стремлению трудящихся к освобождению от ига помещиков и капиталистов. В своих статьях «Конец века» (1905), «Об общественном движении в России» (1905), «Великий грех» (1905), «О значении русской ре­волюции» (1906), «Что же делать?» (1906) и др. писа­тель неизменно поддерживал требования крестьянства, добйЁаЁшегося земли, боровшегося против кабалы, нище­ты и разорения, против полицейского произвола.

Выступая от лица многомиллионных масс крестьян­ства, писатель ратовал за ликвидацию частной поземель­ной собственности и бесправия трудового народа. «Я во псей этой революции, - писал он в 1905 г., - состою в звании, добро-и само-вольно принятого на себя адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что со­действует или может содействовать его благу, я сорадуюсь; всему тому, что не имеет этой главной цели и отвле­кает от нее, я не сочувствую». (Письмо к В. В. Стасову от 18 октября 1905 г.) Еще более четко и ясно он определил свою позицию, написав великому князю Н. М. Романову: «Я - человек, отрицающий и осуждающий весь суще­ствующий порядок и власть». (Письмо от 14 сентября 1905 г.)

Лев Толстой считал, что первая русская революция «бу­дет иметь для человечества более значительные и благо­творные последствия, чем Великая французская револю­ция». (Письмо к Э. Кросби от 6 июля 1906 г.).

Социально-обличительные произведения Толстого иг­рали объективно революционную роль, поскольку они подвергали жестокой критике все порядки самодержав­ной России и расшатывали ее политические устои.

Но, сочувствуя борющемуся народу, радуясь подъему общественного самосознания, Лев Толстой осуждал револю­ционные методы борьбы народных масс, считая непроти­вление злу насилием единственно верным путем к уни­чтожению старого мира.

В. И. Ленин писал, что Лев Толстой не понял революции и, в угоду своему религиозно-нрав­ственному учению, отстранился от нее, «…его учение ока­залось в полном противоречии с жизнью, работой и борьбой могильщика современного строя, проле­тариата» ‘.

Крупнейшим художественным произведением Толсто­го 1900-х гг. является повесть «Хаджи Мурат». В ее ос­нове лежит действительный эпизод Кавказской войны, связанный с историей жизни и гибели Хаджи Мурата, од­ного из соперников Шамиля - главы реакционного рели­гиозного течения (мюридизма) на Кавказе.

Толстого еще в юности, в бытность его на Кавказе, за­интересовала незаурядная личность Хаджи Мурата. К ра­боте над повестью он, однако, приступил только в 1896 г. Основное ее содержание Лев Толстой определял так: «Меня здесь занимает не один Хаджи Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи - Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и европейского». (Слова Тол­стого, записанные С. Н. Шульгиным).

Лев Толстой работал над повестью с перерывами в тече­ние 8 лет, тщательно собирая и изучая материал и стре­мясь к наиболее точному и художественно совершенно­му изображению Кавказской войны. В конце 1904 г. автор, занятый другими работами, оставил повесть неза­вершенной. Она увидела свет лишь после смерти писа­теля, в 1912 г.

К последнему десятилетию жизни писателя относятся также пьеса «Живой труп» (1900), рассказы: «После ба­ла» (1903), «Фальшивый купон» (1904), «Алеша Горшок» (1905), «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» (1905), «За что?» (1906), «Три дня в деревне» (1909- 1910) и ряд произведений, оставшихся незавершенными: «Нет в мире виноватых», «Ходынка», «От ней все каче­ства» и другие.

Из публицистических произведений писателя этих лет наиболее широкий отклик получили трактат «Рабство на­шего времени» (1900), содержащий резкую критику ка­питалистической эксплуатации, частной поземельной соб­ственности и государственного насилия, статья «О Шекспире и о Драме» (i903-1604), статья «Одумайтесь!» (1904), направленная против русско-японской войны, и знаменитая статья «Не могу молчать» (1908).

За выступления против существующего строя и официальной церкви синод в феврале 1901 г. отлучил Толстого от церкви, объявил его еретиком и предал анафеме.

В музее хранятся:

ТЕЛЕГРАММЫ И ПИСЬМА РАЗНЫХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ СОЧУВСТВИЯ ТОЛСТО­МУ ПО СЛУЧАЮ ЕГО ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ. 1901 г.

ГЛЫБА ИЗ ЗЕЛЕНОГО СТЕКЛА, ПРИСЛАННАЯ ТОЛСТОМУ-В ПОДАРОК ОТ РАБОЧИХ МАЛЬЦЕВСКОГО СТЕКОЛЬ­НОГО ЗАВОДА. 1901 г.

На глыбе надпись: «Вы разделили участь многих вели­ких людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрь­мах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи-первосвященники. Русские люди всегда будут гор­диться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым».

28 августа 1908 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Толстого. в дни юбилея в Ясную Поляну поступило много поздравительных телеграмм и приветственных адресов со всех концов России и из-за границы. в. и. Ленин выступил в связи с 80-летием писателя со статьей «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

Статья «Не могу молчать» явилась страстным выступ­лением Толстого против жестокостей царских властей и разгула реакции, последовавших после поражения первой русской революции. Толстой заклеймил гневом и презрением царских опричников, творивших суд и расправу над восстав­шим народом.

Выступление Толстого встретило горячее одобрение и поддержку среди передовых деятелей русской культуры. и. е. Репин в специальном письме, опубликованном в печа­ти, высказал свою солидарность с Толстым.

Великий русский писатель, драматург, публицист, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне Щекинского района Тульской области) в одном… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Граф, русский писатель. Отец Т. граф… …

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними… … Энциклопедия Кольера

Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Толстой Л.Н. Биография Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Имя при рождении: Лев Константинович Дуров Дата рождения: 23 декабря 1931 (77 лет)(19311223) … Википедия

Лев Дуров Имя при рождении: Лев Константинович Дуров Дата рождения: 23 декабря 1931 (77 лет)(19311223) … Википедия

I Толстой Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 … Большая советская энциклопедия

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - граф [(28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского р на Тульской обл., 7(20). 11.1910, ст. Астапово, ныне ст. Лев Толстой в Липецкой обл.; похоронен в Ясной Поляне], писатель, мыслитель, педагог. В 1841 47 жил в Казани, где учился в ун те один… … Российская педагогическая энциклопедия

1. Алексей Константинович, граф (1817, Санкт Петербург – 1875, имение Красный Рог, Мглинский у. Черниговской губ.), русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. А. К. Толстой Его первые детские стихотворные опыты одобрил близкий друг семьи В.… … Литературная энциклопедия

1. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817 75), граф, русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман Князь Серебряный (1863), драматическая трилогия Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь… … Русская история

ТОЛСТОЙ Л.Н. - Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в. Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой*. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил… … Лингвострановедческий словарь