Плисецкая биография кратко. Последние годы Майи Плисецкой. Впервые у балетного станка

Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.


Комсомольская правда

В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем - консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.


Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.


LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.


Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.


Студия танцев

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую .

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.


Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с и Роланом Пети, с и Морисом Бежаром.


Brainspace

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.


Майя Плисецкая в фильме "Анна Каренина" | Культура

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров , где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.


Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер , однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы .


Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года. в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.


Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Фильмография

  • «Большой концерт»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Чайковский»;
  • «Зодиак»;
  • «Фантазия»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Сказка о Коньке-Горбунке»;
  • «Хованщина»;
  • «Болеро»;
  • «Айседора»;
  • «Чайка»;
  • «Дама с собачкой».

Приветствуем Вас, наш любознательный друг! Сегодня поговорим о русском балете, ярчайшим представителем которого является легендарная Майя Плисецкая Биография этой поистине уникальной женщины полна трагических событий и триумфальных взлетов, о чем мы и поведаем читателям в этой статье.

В конце ноября, 20 числа 1925 года супруга осчастливила Михаила Плисецкого рождением дочери, которую назвали Майей. Мать девочки, Рахиль, некоторое время снималась в немом кино под именем Ра Мессерер. Отец был крупным организатором советской промышленности.

В 1932 году семья Плисецких сменила привычную Москву на Шпицберген, куда Михаил был назначен начальником угольных рудников и по совместительству генеральным консулом.

Отпуск отца позволил Плисецким в июне 1934 года вернуться в столицу, где Майя стала студенткой Московского хореографического училища. Выдающийся хореограф Леонид Якобсон обратил внимание на способности девочки еще в первом классе. Она же, в свою очередь, неустанно восхищалась , сталкиваясь с его работой по достижении зрелости.

1937 год стал трагической вехой в биографии Майи Плисецкой, начавшись арестом и расстрелом отца, и закончившись заключением матери с недавно родившимся сыном в Бутырскую тюрьму. Несомненно, способствовала гонениям со стороны властей национальность родителей. Только вмешательство Асафа и Суламифи Мессерер спасли девочку с братом от детского дома, дядя и тетя забрали обездоленных детей в свои семьи.

Добились они также облегчения участи для своей сестры, сосланной в Чимкент в Казахстане вместо более жестоких репрессий. Возможно, способствовало этому то, что на тот период Мессереры были весьма известными танцовщиками Большого театра. Впоследствии они нашли свое призвание в педагогике, и дядя Асаф обучал искусству танца участников балетной труппы, в том числе и свою знаменитую племянницу.

Первым успешным выступлением можно назвать участие будущей примы в концерте выпускников хореографического училища 21 июня 1941 года. Хотя ей оставалось еще до окончания два года, талантливую танцовщицу выбрали из старших классов. Для нее и двух партнеров Леонид Якобсон поставил номер «Экспромт» под музыку П.И.Чайковского. Следующее утро принесло всей стране страшное известие о начавшейся войне.

Поверив слухам об эвакуации Большого театра в Свердловск, вернувшаяся к тому времени из чимкентской ссылки Рахиль Мессерер-Плисецкая с детьми отправилась туда. В результате, Майе на год пришлось забыть о балете, поскольку училище осталось в Москве.

Узнав о том, что занятия продолжаются и оставшаяся часть труппы смогла организовать премьеру на сцене одного из филиалов, девушка тайком пробирается в столицу. И сразу же приступает к учебе.

К тому времени, как она сдала выпускной экзамен, ей уже принадлежали несколько сольных партий на сцене филиала. С 1 апреля 1943 труппа Большого театра зачислила в состав кордебалета Майю Плисецкую.

Королева русского балета





  • Что делать если болят глаза от компьютера, лечение и…
20:00 / 03 мая 2015

Время не властно: Плисецкая танцевала на сцене и в 80 лет.

Умерла балерина Майя Плисецкая

2 мая ушла из жизни легендарная балерина Майя Плисецкая. Ранее НАША писала, что причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ . В Большом театре готовят вечер памяти Майи Плисецкой. Он пройдет в день рождения великой балерины - 20-го ноября. Осенью ей бы исполнилось 90 лет.

Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что

«когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».

НАША справка

Майя Плисецкая

День рождения: 20.11.1925 года

Возраст: 89 лет

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 02.05.2015 года

Место смерти: Мюнхен, Германия

Гражданство: Россия

Прима-балерина, народная артистка СССР

Почетный доктор университета Сорбонны, почетный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почетный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров.

Была супругой композитора Родиона Щедрина.


Детство Майи Плисецкой: мать играла в кино узбечек

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в семье Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер.

Сама Майя Михайловна в своих мемуарах писала:

«Отец, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности. А колоритная внешность моей матери, черноволосой Рахили, во времена Великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин».

Балеринка с Северного полюса

В 1932 году отца Майи назначили начальником угольных рудников на Шпицбергене.

Как раз на этом суровом острове, на самодеятельной сцене, и состоялся дебют Майи в опере «Русалка».


Крошечная роль была исполнена блестяще, и юная балеринка целыми днями пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. Родители к увлечению дочери отнеслись с вниманием и решили, когда вернутся в столицу, отдать девочку не просто на «танцы», а в настоящее хореографическое училище.

Так они и поступили. С 9 лет Майя стала постигать секреты профессионального балета. По сегодняшним меркам это поздно - если ваша фамилия не Плисецкая.

Отца репрессировали, мать сослали как жену врага народа

Майе было одиннадцать, когда отца исключили из партии и уволили с работы. Утром 1 мая 1937 года отца увезли в черном «воронке» и больше о нем семья не слышала ничего. Мать и грудного ребенка, брата Майи, сослали в лагерь, где находились жены врагов народа.

Спустя много лет Майе выдали справку о реабилитации отца. В скромной бумажке значилась жестокая правда: отца расстреляли в 1938 году, через год после ареста. Почему? За что? Нет ответа.

Майю удочерила тетя - балерина Суламифь Мессерер. Это помогло Плисецкой избежать детского дома.

С тетей Суламифью отношения складывались непросто. С одной стороны, я обязана ей очень многим: все-таки не попала в детдом, по-прежнему занималась любимым делом… С другой стороны, Суламифь в расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала меня.

Мать вернулась, но началась война. Плисецкие в эвакауции в Свердловске

Перед самой войной мать Майи и ее маленький брат вернулись из ссылки и тоже поселилась у Суламифи (своей квартиры Плисецкие лишились).

Премьерный показ 21 июня 1941 года

21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.


Во время войны эвакуировались в Свердловск. Майя вместе с братьями выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой. Целый год она прожила без балетного станка. Ей пошел семнадцатый год, и время работало против нее. Великовозрастные балерины, да еще и без постоянных репетиций и тренировок, никому не нужны. К тому же шла война. Балерины в принципе ценились меньше санитарок и тружениц тыла.

Все бросила и рванула в военную Москву. Заниматься балетом

Майя решилась на отчаянный поступок: без согласия родных, без денег, без столичного пропуска пробралась в Москву и снова поступила в балетное училище. Весной 1943 года получила пятерку на экзамене и была зачислена в труппу Большого театра. Поскольку основная масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу взяли всех выпускников.

«Пусть кордебалет, пусть массовка, лишь бы танцевать!» - сказала себе юная Плисецкая.


Зрители шли специально «на Плисецкую»

Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.


На следующие спектакли «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел специально «на Плисецкую». Добавьте к этому тот факт, что Майя была по-своему очень хороша: стройная, с прямой спиной, отличной осанкой, головокружительно длинной шеей и выразительными глазами.


Раньше в балете были 155–160 см. Я со своими 1 м 65 см была уже высокой. И потом, я всегда держалась так, что казалась еще выше. Плюс руки длинные. «Ой, вы небольшого роста, а мы думали, Плисецкая большая» , - мне это всю жизнь говорят. Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие. Мне нравится эта мода.

По некоторым данным, вес Плисецкой много лет держался вокруг отметки 52 кг.

Диета одна - ничего не жрать!

На все вопросы о том, как удается ей так молодо и хорошо выглядеть, знаменитая балерина отвечала:

«Диета одна – ничего не жрать. Других способов выглядеть хорошо люди еще не придумали».


Плисецкая выступала не только в качестве примы, но и как балетмейстер, поставив в Большом театре такие балеты, как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и сама исполняла в них главные женские партии. Причем объясняла это со свойственной ей самоиронией:

Так как мы десятилетиями сидели на диете, ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости.

Афоризмы Плисецкой

Майя Михайловна была довольно остра на язык. «Каждый суслик - прокурор!», «Не все в жизни выбираешь, иное - выбирает тебя», - говорила она. Свою систему питания она называла «Сижу не жравши!»

Она старалась не употреблять в пищу такие продукты, как сдоба, сахар, рафинированные продукты, жирные блюда, колбасы и копчености. Предпочтение отдавала малокалорийной и простой пище, не ела много за один раз и не никогда не наедалась на ночь.

Плисецкая – «невыездная» балерина

Долгое время балерина была «невыездной»: «мешали» репрессированный отец и родственники за границей. Парадокс состоял в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали.


Личная жизнь Майи Плисецкой: роман с Кеннеди

В ноябре 1962 года Большой театр приехал в Вашингтон. К тому времени Плисецкая стала уже активно выезжать за границу.


Дипломат лично представил ему Майю Плисецкую. А так как знаменитая балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Разговорились.

Выяснилось, что они с Робертом родились в один день и год. Утром 20 ноября ее разбудил стук в двери гостиничного номера. Посланец принес балерине букет белых роз и элегантную коробочку, перевязанную широкой ленточкой. На бархатной подушечке покоился великолепный золотой браслет с двумя подвесками.

«Потом стало традицией, что Роберт и я старались ближе к дате дня рождения найти оказию, чтобы поздравить друг друга», – признавалась Майя Михайловна.

Во время следующей встречи они обнялись и поцеловались, как старые знакомые. На следующий день после ланча Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк...

Еще пару раз Кеннеди забегал в театр, когда там танцевала Майя Плисецкая.

«Что это было? – рассуждала балерина спустя много лет. – Флирт не флирт. Игра не игра. Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны».

…Во время очередного визита Большого театра в Нью-Йорк (шел 1968 год) Майе и Роберту встретиться не довелось. Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался…

У советской примы-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя».


Весь зал встал.

Романы и замужество Майи Плисецкой

По слухам, в молодости Майя была очень влюбчивой. Артист балета Вячеслав Голубин танцевал с ней на различных концертах. В него Майя влюбилась без памяти. Но на одной из репетиций балерина, не вписавшись в поворот, ударила его локтем в нос. Танцовщика забрала скорая. Больше они вместе не танцевали, а вскоре и отношения закончились.

Первый муж Плисецкой - Марис Лиепа

Первый брак в 1956 году был с солистом балета Марисом Лиепой (1936-1989), продолжался всего три месяца.


Лиепа был младше Плисецкой на одиннадцать лет. Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То, что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и Лиепа начали репетировать «Лебединое озеро».

И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште - это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ кандидатура Мариса не прошла. Тогда Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их выпустили.

Дочь Лиепы Мария рассказывает о браке отца с Майей Плисецкой

До сих пор для всех загадка, сколько же продлился их скоропалительный брак? Три месяца, месяц, неделю?.. Когда я его об этом спрашивала, Марис отшучивался: «Мы были женаты неделю. В начале недели Майя всем говорила: «Боже, какой Марис великолепный!» А в конце недели разочарованно повторяла: «Боже! Какой он ужасный!».

Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!

Познакомившись в гостях у Лили Брик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом: Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Однако через три года стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии.

«Я был очень настойчивым, – подчеркивает Щедрин, – когда мужчине нравится женщина, его мало что может удержать. И Майя ответила мне взаимностью».


В октябре 1958 года они поженились. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте.

«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», – говорила Плисецкая о своем муже.


У балерины, по слухам, был роман и с актером Андреем Мироновым.

Ее знакомый Норберт Кухинке (известный нам по роли профессора-слависта из «Осеннего марафона») в одном интервью сказал:

Майя была сексуально ориентированной женщиной. Об этом знали, но не говорили. У Плисецкой было много романов - от водителей до кинорежиссеров. Родион Щедрин закрывал на все глаза, лишь бы жена оставалась довольна.

Щедрин называл Плисецкую своей Музой. А Музам позволено многое, если не все.


Была ли у Плисецкой дочь?

В 1999 году на Западе, а затем и в России наделала шуму история с самозваной дочерью Майи Плисецкой.

Израильтянка Юлия Глаговская рассказала собкору «Московского комсомольца» душещипательную историю про то, как в 1976 году почти одновременно в ленинградском роддоме оказались две женщины: Майя Плисецкая и Людмила Глаговская, жена чекиста. Младенец чекиста родился мертвым, и он по договоренности с врачами и Плисецкой якобы тайно взял себе ребенка балерины.

«Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой»


Легенда была во многом основана на внешнем сходстве Юлии и Плисецкой. Юлия Глаговская к тому же занималась балетом.

Разразился большой скандал.
Плисецкая подала иск. Ответчиков не смутил даже тот факт, что во время предполагаемых родов Плисецкой был 51 год, хотя она еще и танцевала на сцене.

Впрочем, работа на сцене и стала решающей в деле.

Именно в то время, когда эта девочка родилась, Майя танцевала на гастролях в Австралии. И при всей своей скромности Плисецкая сказала журналисту, который написал статью, что она вообще никогда не рожала! Что и было впоследствии подтверждено врачами. Обследование проводили немецкие гинекологи, которые дали об этом официальное заключение.

Муж, может, и хотел детей, но поддерживал жену в ее решении

«Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, – говорил Щедрин. – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»

Майя профессию не потеряла, принеся на алтарь балета свои жертвы. О многих из них мы, наверное, даже и не знаем.


Честь Майи Плисецкой оценили в 18 тысяч рублей

Самозванная дочь Юля стала искать встречи с Майей Михайловной. Это ей удалось, несколько раз они виделись и даже общались. Плисецкая неохотно шла на контакт и всячески уходила от разговоров.

Крови Плисецкой на всех не хватит

Суд официально признал, что детей у Майи не было. Сумма, выигранная Плисецкой по суду, равнялась 18 тысячам рублей. На вопросы общественности, почему честь и достоинство балерины, «одного из ярчайших культурных символов СССР и России» оценивается в такой мизер, ее адвокат Борис Кузнецов только разводил руками:

В разных странах существует разная практика возмещения морального вреда. В США, например, подобная сумма может достигать нескольких миллионов долларов. Во Франции же вообще берут условную сумму в один франк. В наших условиях, когда журналисты еще не научились полноценно пользоваться свободой слова, следовало бы такие суммы значительно увеличить.

«Всю жизнь борюсь»

…На приеме после вручения орденов Почетного легиона кто-то из стоявших рядом с Майей Плисецкой удивленно поинтересовался: «А я думал, что этот орден вручают только борцам Сопротивления». На что балерина отпарировала:

А я только и делаю, что всю жизнь борюсь.



Последние годы Майи Плисецкой

Большую часть времени она жила за границей, предпочитая США и Германию.

«Люди должны жить так, как живут на Западе, то есть нормально жить, нормально работать, зарабатывать деньги, – говорила Майя Михайловна. – Для меня правильный образ жизни – в Америке и еще больше в Германии, где все логично, где законы работают на то, чтобы человек жил спокойно и хорошо».

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

театральные работы

Большой театр:
1943 - Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 - Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 - Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 - Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 - Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 - Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 - Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 - Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 - Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 - Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 - Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 - Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 - Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 - Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 - Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) - Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр - Ю. Кондратов)
1956 - Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 - Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила - Н. Фадеечев)
1960 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка - В. Васильев, Царь - А. Радунский)
1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад - М. Лиепа, Визирь - А. Лавренюк, Ширин - Н. Бессмертнова)
1967 - Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе - Н. Фадеечев, Тореро - С. Радченко, Рок - Н. Касаткина)
1971 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский - М. Лиепа, Каренин - Н. Фадеечев)
1980 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев - А. Богатырёв)
1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров - Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 - Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 - «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 - «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 - Леда, «Леда» (партнёр - Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 - Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 - «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 - «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - П. Дюпон)

призы и награды

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) - кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.

2015 года весь мир узнал о смерти Майи Плисецкой. Где похоронена звезда русского балета? Где находится могила Плисецкой - в России или Германии, где она провела последние дни? На этот вопрос ответить невозможно. Места, где похоронена Майя Плисецкая, не существует.

Дочь врагов народа

Будущая балерина появилась на свет в 1925 году в Москве. Отец Плисецкой был известным хозяйственным деятелем. Мать - актрисой немого кино. Когда девочке исполнилось семь лет, она впервые оказалась в Германии. Здесь отец руководил крупным предприятием. В 1936 году Плисецкие вернулись в Россию.

Вскоре по стране прокатилась волна репрессий. Не обошла она стороной и родителей будущей звезды. В 1937 году арестовали отца. Спустя несколько месяцев, тихой мартовской ночью, люди в черных кожаных пальто приехали за матерью. Девочку взяла на воспитание тетя, актриса Большого театра. спасла Майю от участи дочери изменников Родины, от детского дома, где воспитывались отпрыски жертв сталинизма.

Не забери Мессерер к себе дочку врагов народа, не было бы в яркого имени Майи Плисецкой. Где похоронена представительница знаменитой театральной династии? Знаменитости уровня Плисецкой находят последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Здесь покоятся политики, артисты, художники писателя. Но на вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, сторож кладбища не даст ответа. Нет здесь ее могилы? Так где похоронена Майя Михайлова Плисецкая, коренная москвичка, артистка, имя которой неразрывно связано с историей русского балета?

Впервые у балетного станка

Майю приняли в хореографическую школу благодаря тете. Однажды девочка попала на спектакль «Красная шапочка». Она влюбилась в балет, дома беспрестанно повторяла танцевальные движения. Однако девочке исполнилось только семь лет. По правилам, в балетную школу принимали с восьми. Суламифь удалось убедить членов комиссии зачислить племянницу.

Война

Суламифь не только заменила девочке мать. Она стала ее первым хореографом. В 1941 году семью эвакуировали в Свердловск. Военные годы были не лучшим временем для занятий балетом. Однако именно в Свердловске юная танцовщица впервые вышла на сцену в образе умирающего лебедя. Суламифь обратила внимание на необыкновенную пластичность рук племянницы. И на этом сделала акцент в создании номера. В 1943 выпускницу хореографического училища приняли в Большой театр. Вскоре она получила статус примы-балерины.

Карьера

Плисецкая обладала редкой пластичностью и музыкальностью. Она создала свой, неповторимый стиль исполнения. В 1960 году из Большого театра ушла другая великая балерина - Уланова. Отныне Плисецкой совершенно заслуженно принадлежали все ведущие роли в спектаклях. Много лет шла борьба Плисецкой с хореографом Григоровичем, в которой победил последний, несмотря на то, что женственная и изящная балерина обладала стальным мужским характером.

«Кармен-сюита», «Гибель розы», «Безумная Шайо» - эти и другие спектакли поставлены специально для Плисецкой. Балерина много лет работала с французским хореографом Морисом Бежаром, который поставил для нее «Айседору». В начале 70-х принимала участие в постановке балета Щедрина «Анна Каренина». Однако Плисецкая себя никогда не считала хореографом. «Я импровизатор» - говорила она.

В 1990 году Григорович уволил Плисецкую. Пришлось покинуть Большой театр также и Екатерине Максимовой. Плисецкая, конечно, не оставила сцену. Балет для нее был не ремеслом, а жизнью. Она участвовала в концертах и давала мастер-классы. Плисецкая - феноменальная фигура в истории мирового балета. К 70-летнему юбилею она подготовила номер «Аве Майя». Как-то один из коллег артистки сказал ей: «Столько лет сложно не только протанцевать, но и прожить».

С середины 90-х проводится конкурс «Майя», в котором участвуют артисты со всего мира. Плисецкая занимала должность председателя.

Родион Щедрин

Плисецкая написала несколько книг-воспоминаний. Артистка рассказала о своих романах со звездами балета. В 1956 году она вышла замуж за Однако этот брак вскоре распался. В 1958 году Плисецкая встретила человека, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Этим человеком был Родион Щедрин - композитор с мировым именем.

У Плисецкой не было детей. Но ей посчастливилось встретить в своей жизни настоящую любовь. Быть может, именно поэтому нет ни в России, ни в Германии места, где похоронена Майя Плисецкая.

Фото знаменитой пары расположено выше. Пожалуй, это был самый крепкий союз в российском артистическом мире.

Щедрин был моложе своей жены на семь лет. Он родился в семье композитора и педагога, музыкой занимался с ранних лет. Окончил Московское хоровое училище, затем учился в МГК им. Чайковского. Вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, некорректен. Прах супругов должен быть соединен и развеян над Россией. Так сказано в завещании, составленном Майей Плисецкой.

Смерть

Артистка не дожила несколько месяцев до своего 90-летия, тем не менее ее смерть стала неожиданностью для коллег и поклонников. В конце апреля Плисецкая присутствовала на праздничном банкете, посвященном премьере оперы «Левша». Как утверждают коллеги Плисецкой, в этот день она была энергична и весела.

После того как решила некоторые дела в Москве, уехала в Мюнхен. В Германии артистка балета побывала на футбольном матче. Плисецкая очень любила этот вид спорта. Вернувшись домой, неожиданно почувствовала себя плохо. Плисецкую отвезли в больницу. В мюнхенской клинике артистке собирались делать операцию, но не успели. Прощание с великой балериной состоялось в Германии, в узком кругу. Спустя два дня после смерти Плисецкой в Мариинском театре состоялся спектакль в ее честь.