Породы дерева для изготовления музыкальных пружин. Дерево для смычковых инструментов. Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

Потребительские свойства и показатели качества музыкальных инструментов в значительной мере определяются тем, какова их конструкция, из каких материалов они изготовлены и какие технологические процессы применялись при их изготовлении. Все материалы, используемые для изготовления музыкальных инструментов, подразделяются на основные и вспомогательные. Основными являются те материалы, из которых изготавливают основные узлы инструментов. Это древесина различных пород, металлы, кожа, пластмассы, клеи, лаки, краски и т.д. Наиболее широко в изготовлении музыкальных инструментов применяется древесина как лиственных пород (бука, березы, ольхи, граба, клена, груши, ореха, липы), так и хвойных (ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы). Вспомогательные материалы используют не для самого изделия, а лишь в процессе изготовления инструмента. Это шлифовальные материалы, растворители, разбавители лаков, красок и т.д. Высокие технологические и акустические свойства щипковых, смычковых и клавишных инструментов обусловлены тем, что все их основные узлы изготовлены из древесины. Древесину легче обрабатывать, чем металлы. Она обладает высокой прочностью, легко склеивается, имеет красивую текстуру. Вместе с тем у древесины есть и отрицательные свойства. Это - усыхание, разбухание, коробление, растрескивание при изменениях температуры и относительной влажности воздуха. Недостаточно стойка древесина к воздействию различных микроорганизмов и насекомых. Кроме того, она легко воспламеняется. Тем не менее пока еще нет заменителей, которые обладали бы столь же высокими акустическими свойствами, что и древесина, а по остальным свойствам были более ценными. В частности, древесина обладает способностью резонировать на колебания первой колебательной системы - источника звука (вибратора), хотя по остальным свойствам другие материалы могут быть более ценными, чем древесина. Технологические, акустические и декоративные особенности строения древесины различных пород учитываются в процессе конструирования и изготовления музыкальных инструментов. Немаловажное значение имеет методика распиловки древесины. Разрез бывает радиальным, который образуется при распиловке ствола вдоль продольной оси по радиусу или диаметру, тангентальным - при распиловке вдоль продольной оси на том или ином расстоянии от центра, торцовым - древесина распиливается поперек продольной оси. При изготовлении музыкальных инструментов учитываются такие свойства древесины, как текстура и влажность. Текстура зависит от сочетания видимых элементов структуры древесины: годичных слоев, волокон, сосудов, расположения и вида сучков, неразвившихся почек и т.п. Красивую текстуру имеет древесина клена, ореха, карельской березы, красного дерева и пр. Однако эти виды древесины не обладают высокими акустическими свойствами, их используют для облицовки и украшения различных деталей и узлов инструмента. Влажность древесины, предназначенной для изготовления музыкальных инструментов, должна быть в пределах 82%. Для достижения необходимых показателей влажную древесину сушат. Основным показателем акустических свойств древесины является так называемая акустическая константа, которая косвенно выражает также и резонансные свойства. Она определяется по формуле:

где Е- динамический модуль упругости, кгс/см;

Плотность древесины, г/см.

При исследовании свойств древесины различных пород установлены средние значения акустической константы: для ели- 1250, пихты - 1240, кедра сибирского - 1180, клена - 720, березы - 745, бука - 600, дуба - 620. Поэтому из древесины ели, пихты, кедра изготовляются деки музыкальных инструментов - основные узлы, способствующие резонансу и, следовательно, увеличению громкости звучания источника звука. Другие породы древесины не обладают необходимыми акустическими свойствами. Акустическая константа металлов находится в пределах 100-300, пластических масс 240-450, в силу чего они не могут быть применены как резонансные материалы. Кроме ели, пихты и кедра, в производстве музыкальных инструментов используются бук, береза, граб, дуб, клен, ольха, липа, груша, орех, сосна, лиственница и некоторые редкие породы древесины. Так, из бука изготовляют твердые детали: корпусы щипковых инструментов, некоторые детали гармоней, баянов, аккордеонов, обод барабанов. Береза применяется для изготовления корпусов гитар, балалаек, многих деталей пианино, роялей. Граб идет на производство деталей пианино и роялей, требующих особой прочности. В производстве щипковых и смычковых инструментов граб заменяет черное дерево. Из дуба изготавливают неподвижные бруски, на которые опираются молоточки ударного механизма пианино и роялей. Древесина явора (белого клена) - единственный и незаменимый материал для изготовления лучших сортов всех смычковых и некоторых видов щипковых инструментов. Из явора делают нижние деки этих инструментов, боковые стенки корпуса, называемые обейчатками.

Ольха применяется для изготовления некоторых деталей смычковых и щипковых инструментов, гармоней, баянов, аккордеонов. Из ольхи изготавливают верхнюю и нижнюю части остова (футляра), крышку корпуса пианино и роялей. Липа идет на изготовление деталей корпуса струнных и язычковых инструментов, не требующих особой прочности. В производстве музыкальных инструментов груша заменяет черное дерево: из нее делают колки для натягивания струн. Подставки под струны, окрашиваемые в черный цвет клавиши. Ореховая древесина применяется для изготовления корпусов щипковых и смычковых инструментов, облицовки корпусов многих других инструментов. А также идет на изготовление декоративных прокладок между деталями корпуса щипковых и смычковых инструментов - усов и жилок. Кроме отечественных пород древесины, для изготовления музыкальных инструментов используются сорта древесины, которые вывозятся из-за границы: красное, лимонное, черное, розовое, эбеновое, палисандровое дерево. На изготовление музыкальных инструментов древесина идет в виде пиломатериалов, лущеного шпона - тонких листов, клееной и строганной фанеры.

Почти все виды музыкальных инструментов имеют детали и узлы, изготовленные из металлов или их сплавов, а для отдельных видов инструментов, например духовых, металлы являются основным материалом для производства. Такие инструменты как духовые трубы, альты, теноры, баритоны, саксофоны, валторны, изготавливаются полностью из металлов. При производстве других видов инструментов, у которых основным материалом является древесина, металлы играют второстепенную роль. Используются черные металлы (сталь,чугун), цветные (алюминий, медь), а также их сплавы. Из мягкой стали изготавливаются все крепежные детали: болты, шурупы, скобы, крючки, замки, детали колковой механики и т.п. Специальная сталь используется для изготовления струн, голосовых язычков гармоней, баянов, аккордеонов. Рамы роялей и пианино, которые должны обладать повышенной прочностью, делают из чугуна особого состава. Из сплавов цветных металлов применяют латунь. Мельхиор, нейзильбер и медно-оловянный припой. Латунь-это сплав меди и цинка; в виде листов определенной длины и ширины идет для изготовления многих духовых инструментов: альтов, теноров, баритонов, басов, труб, валторн, саксофонов и пр. Латунная проволока используется для колец, закладываемых в раструбы духовых инструментов, ладов щипковых инструментов и т.д. Мельхиор - сплав меди и никеля; применяется для изготовления колец и накладок на раструбы. Нейзильбер - сплав меди, цинка и никеля; из него делают более тонкие высококачественные духовые инструменты, например, флейты. Алюминий и его сплавы применяют, главным образом, для изготовления голосовых планок и деталей механики язычковых музыкальных инструментов.

Для производства музыкальных инструментов используют материалы: сатин, шелк, ситец, бязь, байка, плющ и др. Большинство из них идет на оклейку мехов, реже - на оклейку футляров; применяется в качестве декоративного материала под крышки корпуса язычковых инструментов. В производстве роялей и пианино широко используют сукно и войлок. Войлок имеет различное назначение: мягкий применяют для оклейки глушителей - деталей механизма, заглушающих звучание струн, более плотный - для фенгеров и фигур - деталей молоточкового механизма в качестве прокладки, наиболее плотный (хорошо уваленный) войлок, обладающий высокими механическими свойствами и в то же время упругостью, - для обтяжки молоточков в молоточковом механизме. Сукно применяют как прокладку между трущимися поверхностями деталей. Натуральная кожа в виде солевой (гармонной) лайки идет для изготовления клапанов в голосовых планках, используется в качестве «залоги», прикрывающей отверстия противоположного незвучащего язычка, для оклеивания углов мехов баянов, гармоней, аккордеонов. Оленью замшу применяют в клавишных инструментах для оклейки тех деталей, которые соприкасаются друг с другом. В последнее время для изготовления музыкальных инструментов широко применяют пластмассы. Ими заменяют некоторые породы древесины при изготовлении многих деталей: колков, струнодержателей, грифов, кнопок. Пуговиц, клавиатуры ударно-клавишных и язычковых музыкальных инструментов Пластические массы используются как облицовочный материал. При производстве музыкальных инструментов применяют аэрографию - нанесение раствора красителей с помощью распылителя и панелирование - облицовку поверхности непрозрачной пленкой или бумагой, имеющими желаемую текстуру. Для производства музыкальных инструментов необходимы лаки, краски, клеи и некоторые другие материалы. Для отделки инструментов наиболее часто применяют полиэфирные лаки и нитролаки. Чтобы скрыть строение древесины, поверхность музыкальных инструментов полируется, для чего применяют политуру. Для соединения отдельных деталей и узлов, а также для фанерования ценными породами наружных деталей инструментов служит клей. От качества соединений непосредственно зависит прочность инструментов.

На вопрос из какого дерева делали Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели? заданный автором Правосознание лучший ответ это Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.

Ответ от хитрость [гуру]
Только СОСНА.


Ответ от DDD [гуру]
Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех) , но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т. е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А. Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.) . Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева.


Ответ от Condorita [гуру]
Страдивари любил ель.
Амати - грушу
Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.
Гварнери был приемником Страдивари


Ответ от Невропатолог [гуру]
В своих скрипках эти великие мастера использовали сложное соединение разных пород дерева: балканского клена, ели, черного дерева, тополя, ивы и груши.


Ответ от Полина фейгина [гуру]
Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.Таинственный СтрадивариАнтонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире. Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie´s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3,54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов» . Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, - говорит он, - поэтому я завел себе хобби» .Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.

Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых музыкальных инструментов: балалайка, скрипка, гитара. О первых известных мастерах их изготавлявших: Антонио Страдивари, Иван Батов... А также некоторые интересные данные из науки "музыкальная аккустика".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На фабрике музыкальных инструментов. Вторая жизнь дерева. Удивителен и разнообразен мир музыкальных инструментов - культурного наследия человечества. Интересна и своеобразна история создания каждого из них. Мир музыкальных инструментов таит в себе много необыкновенных, а порой и шокирующих фактов…

Из древесины ели с древнейших времен делали музыкальные инструменты. Скрипка Гудок Балалайка

Клён-явор очень любим у музыкальных дел мастеров. Гусли Гитара Электрогитара

Древесина эбенового дерева имеет уникальные свойства, которые ценят мастера музыкальных инстументов. Флейта Фортепиано Гобой Кларнет

Антонио Страдивари за работой Скрипка Страдивари

Первый знаменитый русский мастер по изготовлению музыкальных инструментов Иван Андреевич Батов (примерный портрет). Виолончель работы Ивана Батова

– Берегите русский лес, Он источник всех чудес. Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клёны, ели Берегите русский лес!

Предварительный просмотр:

Еще в древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Их использовали как на охоте, так и в минуты отдыха. С течением времени интерес к музыке и музыкальным инструментам возрастал. Человек заметил, что каждое дерево «поёт» по-своему. В результате возникла целая наука - музыкальная акустика.

Самым поющим деревом считается ель. Из её древесины с древнейших времен люди делали музыкальные инструменты. О любимом инструменте Древней Руси народ сложил такую загадку: «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает - скачет». Это гудок - прообраз будущей скрипки, который делали из ели. Из ели делали и другой инструмент, играя на котором русские музыканты удивляли даже царей Византии. Речь идёт о гуслях, которые в те далёкие времена изготавливали из долблёной сухой доски ели или клёна.

«В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет». – А это уже загадка о балалайке. О ней говорят: «Рождена из полена». Конечно, полено было еловое или кленовое.
Ещё французский исследователь XIX века Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что она в 15 - 16 раз больше, чем скорость звука в воздухе. Широко используется ель и в производстве гитар, потому что каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный чистый верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низкий рокочущий резонанс. Такое свойство древесины даёт этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов, причём не только гитар.

По своим акустическим свойствам сразу за елью идет клён. Его музыкальные свойства открыли ещё наши предки-славяне в ӀХ веке. Наверное, Вы слышали выражение «гусли звонкие, гусли яровчатые»? Изначально гусли назывались яворчатые. Клён-явор был очёнь любим у музыкальных дел мастеров. С того же времени идет традиция отбирать самый свилеватый материал, то есть с большим размещением волнистых волокон древесины. Эти правила существуют и сегодня. В звучании электрогитары клён повышает звонкие, высокие частоты. Гитары с кленовыми грифами звучат красивее и ярче, даже в случае применения более дорогих пород деревьев. А свилеватость делает гитару более привлекательной.

Так же для изготовления музыкальных инструментов используют эбеновое (чёрное) дерево. Древесина этого дерева имеет уникальные свойства. Во-первых, она очень плотная и тяжелая (даже тонет в воде). Во-вторых, твердость в 2 раза выше, чем у дуба. И, в-третьих, хорошо отталкивает воду. Эти свойства древесины как раз и ценят мастера. Клавиши для пианино и роялей, панцири, ручки и накладки гитарных грифов, духовые инструменты – флейты, гобои, кларнеты – делают из чёрного дерева. Гитаристы-профессионалы особо ценят то, что центр тяжести смещается на гриф, изготовленный из чёрного дерева, панцирь от медиатора, соскочивший со струн, не даёт призвуков, а накладка грифа прекрасно держит ладовые пластинки и почти не изнашивается.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления музыкальных инструментов: тополь, ясень, ольха, дуб, груша, вишня, акация, кипарис, орех…Некоторые остались навсегда в прошлом, другие используют и сегодня, но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Требования к музыкальной древесине особые: она должна быть без сучка и задоринки в прямом и переносном смысле - не иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные слои должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными. Выбрать материал для будущей скрипки или гитары непросто. Отбирается древесина для этого на складах леспромхозов, где из тысяч сваленных кряжей только с десяток бывают перспективными. Или же, прежде чем срубить дерево, лесоруб долго ходит по лесу, ударит по ели и слушает: поёт долго и звонко – значит, будет отменный инструмент. Еще один секрет – дерево нужно рубить зимой, когда в нём минимум влаги, а промышленная сушка древесины не допускается, такие инструменты будут непрочные.

Отличным материалом для изготовления скрипки мастера считают дерево, выросшее высоко в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, а значит и звукопроводимость.
В поисках хорошего материала мастера и реставраторы музыкальных инструментов часто отправляются на разборку старых домов, ведь эта древесина за десятилетия стабильного микроклимата приобретает поистине чудесные музыкальные свойства. Дело в том, что при постепенном высыхании в капиллярах смоляных ходов древесины образуются микроскопические резонансные камеры, и она как бы обретает голос.

Процесс изготовления подавляющего большинства музыкальных инструментов, невероятно сложен и требует от мастера большого опыта, знаний и умений. Мастер обязан знать не только свойства и все нюансы используемого им дерева, но также иметь первоклассный музыкальный слух. Такие люди большая редкость, чтобы стать настоящим творцом порой требуется целая жизнь.

Имена великих мастеров щипковых инструментов сквозь века дошли до наших дней: это династия Амати и Гварнери, Якоб Штайнер, Иван Батов и, конечно же, непревзойденный виртуоз Антонио Страдивари.

Свою первую скрипку А. Страдивари изготовил, будучи ещё совсем юнцом в мастерской Николо Амати, а последнюю девяностотрехлетним старцем и великим мастером.

Над разгадкой секрета волшебного звучания его скрипок бьётся уже не одно поколение учёных и музыкантов. Датские учёные считают, что секрет Страдивари кроется в древесине, из которой он делал скрипки. Выяснилось, что её плотность отличается от аналогичных характеристик в современных инструментах. Поэтому учёные предположили, что в ХVII веке деревья росли несколько иначе, чем сейчас, и причиной тому изменения климата.

Американские ученые утверждают, что неповторимым звукам инструменты Страдивари обязаны особому химическому процессу, в ходе которого погибли жившие в древесине личинки и грибок.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выявилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии.

Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так величественно и неповторимо, но ни одну из них доказать учёным так и не удалось. Секрет великого мастера не раскрыт до сих пор.

В России первый знаменитый мастер по изготовлению музыкальных инструментов был крепостным графа Шереметьева - Иван Андреевич Батов. Учился ремеслу в Москве у мастера Владимирова, но вскоре превзошёл своего учителя. В пушкинскую эпоху о Батове знала вся Россия. Его называли «русским Страдивари». Сам император Александр Ӏ приобрёл у Ивана Андреевича скрипку для своей коллекции за громадную по тем временам сумму – 2 тысячи рублей. А одну из своих удивительных виолончелей Иван Батов подарил графу Шереметьеву, и тот, растроганный таким щедрым подарком, отпустил мастера на свободу, даруя вольную.

В городе Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, в зале, где выставлены музыкальные инструменты самых выдающихся мировых мастеров, хранятся скрипки и виолончели, на которых стоит клеймо их автора «Иван Батов». Уникальные творения хранят память о выдающемся человеке, олицетворявшем собой целую эпоху в музыкальной культуре нашей страны…

Тема нашего исследования очень глубока и обширна, поэтому, как говорил Козьма Прутков, « нельзя объять необъятное» и рассказать сразу обо всех мастерах и созданных ими музыкальных инструментах. Мы остановились на самых известных инструментах и любимых русским народом. Все эти инструменты «родом из леса». Так давайте же будем любить и беречь наши леса, и тогда они нам подарят много волшебных мелодий.

Гитара - это удивительный инструмент, который в руках виртуозного музыканта звучит просто потрясающе. Чарующие ритмические рисунки и мелодии способны пробудить в человеке самые разнообразные эмоции. Однако красота композиции зависит от качества и чистоты звучания акустики.

Звук, издаваемый гитарой, определяется множеством факторов, основным среди которых является сорт древесины, использовавшийся для изготовления корпуса. В наши дни производство шестиструнок осуществляется из деревьев многих пород, обладающих различными акустическими свойствами. Давайте постараемся выяснить, какие именно сорта лучше всего подходят для изготовления музыкальных инструментов.

Гриф

Большинство современных производителей для изготовления грифа используют клен, а для накладки - черное или красное дерево. Эти породы обладают высокими эксплуатационными характеристиками и невысокой ценой. Основная задача грифа заключается в постановке аккордов, а на качество звучания он не оказывает никакого влияния. Но вот с корпусом дела обстоят совершенно иначе. Для дек отбираются только ценные сорта, обладающие высокими акустическими свойствами.

Корпус

Стоимость гитары во многом определяется тем, из какого материала был изготовлен ее корпус. Чем качественнее и ценнее будет древесина, тем выше цена.

Наиболее распространенными породами являются:

  • ольха;
  • клен;
  • ясень;
  • орех;
  • тополь;
  • красное дерево.

Большинство всемирно известных брендов, специализирующихся на производстве шестиструнок профессионального уровня, для изготовления дек используют ольху. Практически все модели таких брендов, как Carvin, Fender и Jackson полностью выполнены из этого сорта. Популярность такой породы обусловлена тем, что она позволяет получить идеально сбалансированное, чистое и насыщенное звучание. Такие инструменты станут отличным выбором как для студийной работы, так и для живых выступлений.

Сосновые породы чаще всего используются для производства полуакустических гитар. Ель дает теплый и размеренный звук, однако, цены находятся на довольно высоком уровне, что существенно увеличивает и стоимость инструментов. Акустики из клена и ясеня обладают более ярким и громким звучанием, поэтому они великолепно подходят для исполнения сольных партий. У них более выражены верхние частоты, а вот с низами есть некоторые проблемы.

Инструменты профессионального уровня изготавливаются из ореха. Многие легендарные модели гитар известных мастеров были выполнены именно из этого дерева. Но его недостатком, так же как и у ели, является дороговизна.

Бюджетные шестиструнки, ориентированные на начинающих музыкантов, производятся преимущественно из тополя. Он является одним из самых дешевых сортов, а его акустические свойства находятся на очень низком уровне, поэтому качество звучания шестиструнок оставляет желать лучшего.

Многие современные модели акустик с формой корпуса вестерн и дредноут производят из красного дерева. Оно делает звук очень сочным, насыщенным и громким, с превосходно выраженными низами, что является идеальным вариантом для исполнения тяжелых музыкальных жанров.

Рассмотренные сорта древесины в этой статье - это лишь небольшой перечень пород, из которых делают музыкальные инструменты. Многие китайские бренды, выпускающие продукцию дешевого ценового диапазона, используют различные тропические сорта. Но по своим характеристикам они существенно проигрывают нашим сегодняшним героям.

Если вы хотите купить гитару, обладающую красивым и насыщенным звучанием, то сделать это можно на сайте интернет-магазина Gitarland. Здесь представлен большой ассортимент инструментов различного уровня по низким ценам.

Делают из сосны в настоящее время, а также ознакомиться со старинными видами этих творений. Мы живем в мире звуков. Их гармония и ритмы очаровывали людей еще в глубокой древности. Одним по душе рок, поп, кантри, другие тяготеют к классике. И конечно, музыка, которую вы слышите в записи, не выдерживает никакого сравнения с живым звучанием. Поэтому многим людям (со слухом и без него) приносит удовольствие играть самостоятельно. Они всерьез и подолгу занимаются, чтобы воспроизводить мелодии на клавишных, ударных, струнных. И лишь единицы создают музыкальные инструменты, названия которых широко известны, самостоятельно.

Какой музыкальный инструмент делают из сосны?

Люди, владеющие искусством извлечения звуков из предметов, для этого предназначенных, обычно и разбираются в них, понимают, что качество зависит прежде всего от материала, пошедшего на его изготовление. Звучание меняется в лучшую сторону при использовании более качественной основы. На вопрос «Какой музыкальный инструмент делают из сосны?» есть несколько ответов. Наиболее известные инструменты из сосны - это этнические кумыз, гусли, барбет, моринхур и, конечно же, скрипка. Существует еще множество различных инструментов, при создании которых использовалась сосна.

Какие материалы также используются для создания инструментов?

В самых общих чертах мы получили ответ на вопрос, какой музыкальный инструмент делают из сосны. Наверняка вам интересно будет узнать и о других материалах. Кроме сосны, очень часто используют другие виды древесины, а также их композиции. Достаточно часто при производстве музыкальных инструментов используется клен. В основном он ценится не за акустические, а, скорее, декоративные и механические характеристики. Благодаря упругости и твёрдости он занимает почетное место среди материалов, с помощью которых создают гитары. Также очень распространено производство гитар из тополя, используемого, в основном, для создания бюджетных моделей. Этот материал не придаст мелодии академическую чистоту, но без проблем поможет воспроизвести достаточно приличное звучание. Имеется много различных материалов, среди которых есть и достаточно дорогие, и, соответственно, более качественные.

Как выбирают древесину

Мастерам известно из опыта предшественников и своего собственного, что наиболее подходящий материал должен обладать высоким модулем упругости по отношению к его плотности. При выборе древесины для создания музыкального инструмента всегда учитывается экологическое окружение, оказывающее решающее влияние на растения. Наиболее подходящий материал, который используют большинство народных мастеров, - это древесина из стволов, растущих в затенённых местах на каменистых берегах. Такие условия считаются идеальными, так как деревья растут медленно и формируются наиболее равномерно. Как известно, большую роль в качестве древесины имеет время года, когда она была срублена. Считается, что самый подходящий для заготовки месяц - апрель. К середине весны в древесине меньше всего влаги, она не темнеет, не гниет и имеет светлый цвет. Лучше всего подходят стволы, возраст которых 20-30 лет. В этом возрасте древесина качественна и отлично подходит для создания музыкального инструмента.

Старинные музыкальные инструменты, фото и описание

Антикварные родоначальники современного оркестрового многообразия, прошли многовековой путь эволюции, но прицип извлечения звуков остался тем же. Играя на них, люди словно переносятся на много лет назад. Именно поэтому старинные инструменты очень ценятся в наше время. Существует интересный инструмент с названием виола.Это древний смычковый инструмент. Музыкант, играя на нем, сидел, а инструмент находился между колен. Позже от него произошли и альт, и виолончель, и скрипка. А старинные русские музыкальные инструменты, фото которых вы видите здесь, - это гусли и гудок.