Спектакль крутой маршрут о чем. Пресса о спектакле "крутой маршрут". Спектакль Крутой маршрут - видео

Разумеется, я уже видел этот спектакль лет десять назад, но после «Жизни и судьбы» Додина спонтанно возникло желание посмотреть его еще раз, тем более, что тогда Евгению Гинзбург играла Елена Яковлева, а сейчас — Марина Неелова. Как играет Неелова, лучше не говорить, потому что это довольно печальная тема, и в целом ансамбля в «Крутом маршруте» уже нет, хотя есть несколько полноценных актерских работ: в первую очередь старая эсерка Галины Петровой, а также Зина Абрамова в исполнении Лии Ахеджаковой — высокомерная жена председателя татарского Совнаркома в первом акте и полувменяемое, наголо обритое, с трудом разговаривающее («голова сильно били, русский слов забывать стал») бесполое существо во втором. Не помню, кто раньше играл Кароллу, немку-актрису — сейчас играет Ольга Дроздова. Людмила Иванова до сих пор выходит в роли бабы Насти — но ее я видел в прошлый раз, а теперь — Дегтяреву. Впрочем, по поводу художественной ценности «Крутого маршрута» у меня никаких иллюзий не было. Интереснее наблюдать не за тем, как медленно, но верно разрушается спектакль, идущий без перерыва двадцать лет (процесс совершенно неизбежный, «Крутой маршрут» еще неплохо держится для своего «возраста»), а как он воспринимается. Поставленный еще в СССР — перестроечном, но все-таки Советском Союзе — он был запоздалым приветом из 60-х, в которые хотели кричать о преступлениях Сталина, но в полный голос не могли, а когда смогли — вроде бы уже было о чем покричать и помимо. В 90-е годы, когда я сам видел его впервые, он вообще воспринимался как реликт ушедшей эпохи. Тогда и зал был не до конца заполнен — правда, в 90-е годы аншлагов в театрах вообще практически не было. Зато сейчас аншлаги — норма, и «Крутой маршрут» — не исключение: откидные, приставные — все забито. Вот, казалось бы, повод лишний раз поговорить о том, как актуальны сегодня сопоставления фашизма и сталинизма (в «Крутом маршруте», в отличие от «Жизни и судьбы», это не основная тема — но тоже важная) — но по моим наблюдениям публика, которая приходит сейчас в «Современник» (в отличие, кстати, от той, что ломает двери на спектаклях Додина — но это на московских гастролях, не знаю, как обстоят дела МДТ по месту «прописки»), воспринимает «Крутой маршрут» не как неустаревающий антитоталитарный манифест, а как сентиментальный спектакль с участием актрис-звезд. В страдания героини (реальной личности, выведенной в спектакле под собственной, подлинной фамилилей!) мало кто верит, на них смотрят как на забавный и не очень страшный «ужастик». В «Крутом маршруте», надо признать, действительно все довольно плоско и тупо бьет в одну точку (с другой стороны — недостаточно, видимо, тупо, раз не доходит до «адресата»). Но, в отличие от «Жизни и судьбы», «Крутой маршрут» не претендует на вселенского масштаба философские обобщения. Это очень несложный — но и совсем не претенциозный, в отличие от додинского, спектакль. Кроме того, в отличие от додинского, где в качестве главного источника зла представлен антисемитизм, взгляд Волчек на историю менее «ограниченный», в «Крутом маршруте» жертвами выступают наряду с рассказчицей, Евгенией Семеновной Гинзбург, этнически русская эсерка, коминтерновки из Латвии, Польши, Италии, Германии, православная бабка, простых нравов тетки без определенных взглядов, вероисповеданий и этничской принадлежности — а линия «раздела» между ними проходит по принципу понимания или непонимания происходящего. Никто из них не враг, не шпион, не троцкист — сплошь фанатичные коммунистки-большевички, преданные Партии и лично Сталину (ну кроме эсерки, конечно). И не простые коммунистки, не «пролетарки» — а в основном интеллигенция, и опять-таки не самая простая, а «элитная»: ученые, редакторы, директора учебных заведений, жены номенклатурных работников. Кто-то из них постепенно понимает роль Сталина в происходящих процессах, кто-то ничего не понимает до конца, но так или иначе исходные «ценности» — революция, марксизм-ленинизм, советская власть — никаким сомнениям не подвергается. Интеллигенция неисправима, неизлечима и неуничтожима. Ярко и символично это ее свойство описано у Татьяны Толстой в финале «Кыси», но здесь другой жанр и другой направленности взгляд: героини должны вызывать сочувствие. А не вызывают. И не потому, что как говорила Ахеджакова совсем в другой роли (в «Небесах обетованных») — «и так не жалко, народ сейчас стал черствый». А потому что не заслуживают вот эти тетки, твердящие о достоинстве и совести, цитирующие «Лейтенанта Шмидта» Пастернака (кстати, по-моему, сегодняшняя публика эти цитаты вообще не прочитывает), рвущиеся из тюрьмы на лесоповал и восторгающиеся «интеллигентным лицом Берии», не то что сочувствия, но даже уважения. Они не жертвы злой воли какой-то демонической личности. Они жертвы системы, которую строили сами. Сталин — их порождение, и не единственное. Но они этого не понимают и не хотят признать. Если героини не хотят — чего же ждать от зрителей?

Dmitriy Matison отзывы: 14 оценок: 16 рейтинг: 11

Материал очень сильный. Тем более сложно объять его и пережить, как режиссеру, так и зрителю. Если начать со зрителей, то зайдя в театр с шумной московской спешащей улицы невозможно через десять минут понять то, о чем плачут люди на сцене, почему они кричат. Вся тяжесть и боль понимается разумом, но тело молчит. Настолько велик разрыв между обыденным сознанием и экстремальностью мечущегося сердца, что чувствуешь только досаду за это, нет живой связи. Апофеозом дисбаланса может служить всеобщая овация зала на заключительной песне, когда заключенные едут на этап из казематов. Восхваление партийного упыря помраченными и жаждущими хоть каплю надежды зеками вызывает ответную радость слепого сердца зрителей. Связи нет, все превращается в фарс. Если даже в храме души и свободы люди принимают резь в душе за повод для веселья, не так ли происходит и в их жизнях.
Мне кажется, что режиссер не уловил этой пропасти, его постановка не провела связующий мост.

NastyaPhoenix отзывы: 381 оценок: 381 рейтинг: 405

Евгения Гинзбург, кандидат исторических наук, преподавала в Казанском университете и работала в газете «Красная Татария» вместе с человеком, чью статью из учебника когда-то критиковал Сталин. Этого предлога оказалось достаточно, чтобы пришить 33-хлетней женщине «терроризм» как «участнице троцкистской контрреволюционной организации». А в ней оказалось достаточно сил, чтобы в течение восемнадцати лет противостоять могучей государственной машине репрессий с её ложными доносами, тюрьмами, конвеерными допросами, ежовскими пытками, карцерами, лагерями, унижениями, голодом, без человеческих прав, без связи с внешним миром, где остались муж и дети. Она не подписала ни одного протокола, не сдала ни одного человека, не запятнала своей чести и достоинства, выжила, пройдя все круги ада, и написала об этом книгу «Крутой маршрут». Спустя примерно двадцать лет после её смерти, около семнадцати лет назад, Галина Волчек поставила одноимённый спектакль, в котором сейчас занята вся женская труппа Современника – два десятка характеров, которых коснулась одна и та же беда: юные и старые, неунывающие и упавшие духом, идейные и религиозные, человечные и подлые, теряющие рассудок и сохраняющие его. Благодаря актёрскому таланту запоминаются они все, каждая по отдельности, без второстепенных ролей – живые, убедительные образы, вызывающие сочувствие или отторжение, иногда – грустную улыбку, но никогда не оставляющие равнодушными. Вот Клара (Феоктистова) показывает шрам на бедре: овчарка гестапо, а окровавленные культи вместо рук – уже НКВД; вот старушка Анфиса (Дорошина) недоумевает: следователь назвал «трахтисткой», а она к «трахтору» в деревне даже не подходила. Неелова в роли самой Гинзбург – потрясающа, выше любых избитых эпитетов, её самоотдача – на разрыв аорты, до абсолютного погружения, она выходит на поклоны с залитым слезами лицом. Плакала, думаю, и немалая часть зала – больно тяжёл, даже страшен в психологическом и эмоциональном плане материал спектакля, это кошмарный сон наяву. Сейчас в искусстве, как сценическом, так и кинематографическом и литературном, практически не появляется настолько достоверных и цепляющих, если не сказать шокирующих, и долго не отпускающих произведений об эпохе культа личности. Сатира, сантименты, патетический пафос и стенания на котурнах никогда не достигнут такого же трагического эффекта, который способен возыметь почти документальный, объективный взгляд изнутри без преувеличений и преуменьшений. Невозможно упрекать Волчек в «излишнем натурализме», когда на сцене создаётся до такой степени погружающая в себя атмосфера, что одинаково бьют по нервам и вопли отчаяния и боли, и весёлые песни. Этот спектакль обязателен к просмотру каждым – не только как свидетельство подлинной истории, той огромной ошибки, которая не должна повторяться, но и как доказательство того, что, по Хемингуэю, человека можно уничтожить, но нельзя победить – если в нём есть внутренний моральный стержень честности перед самим собой и уважения к себе.

25.07.2010
Комментировать рецензию

Татьяна Мироненко отзывы: 54 оценок: 199 рейтинг: 121

Невероятный по восприятию, фантастический по идее, сильный Спектакль. Комок в горле, потому что по окончании не хотелось говорить, просто широко были открыты глаза и мысль пульсировала в голове: "Боже!!! БОООЖЕЕ!!!". Понравилось все: постановка, игра каждого актера, текст. Каждая женская судьба запомнилась, каждая заставила сердце сжиматься... "Каторга - какая благодать!" - пронзительно звучат строки Пастернака из уст главной героини, отправляясь в Туда!
Пережила на этой постановке невероятное количество эмоций. Спасибо режиссеру и актерам театра, за Великий Спектакль! Надо обладать определенным мужеством и для того, чтобы поставить и уже много лет продолжать играть этот спектакль. Серьёзный вечер и к тому же история нашего государства прошлых лет. Театр своим спектаклем даёт возможность задуматься и вздохнуть с сожалением о прошлых годах.
"Крутой маршрут" действительно шедевр театра, города ивсей нашей страны!!! ЭТО Гениально! Атмосфера, декорации, музыкальное оформление-такое страшное сочетание звуков,характерных для того далёкого времени, игра актёров заставляет просто не отрывать от происходящего. забыть обо всём и следить за развитием событий. БРАВО ВСЕМ!

issaa отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

Концлагерь, камеры-одиночки, пытки… Главной героине Евгении Гинзбург удается пройти восемь кругов ада, но остаться настоящей личностью. Она вместе с другими заключенными женщинами преодолевает все трудности сталинских репрессий, проведя в тюрьмах и лагерях около 20-ти лет своей жизни. Спектакль «Крутой маршрут » поставлен по автобиографической повести писательницы Евгении Гинзбург.

Великолепная игра актеров заставляет вспомнить каждого зрителя о тех страшных и для многих трагичных годах. Со сцены в зрительный зал передается непреодолимо состояние страха, которые переживают персонажи на сцене. Соответствующими являются и декорации на театральных помостах, которые передают дух той страшной эпохи.
Впервые постановка «Крутой маршрут» состоялась в 1989 году в театре Современник, и тогда она впечатлила зрителей до глубины души. С течением времени спектакль не потерял своей остроты, трагичности и актуальности. Именно это объясняет ажиотаж на билеты на данную постановку среди настоящих театралов. Если вы хотите увидеть этот захватывающий спектакль и насладиться великолепной игрой актеров, то стоит купить билеты на спектакль Крутой маршрут в Современнике .

Евгения Гинзбург

Хроника времен культа личности

Инсценировка – Александра Гетмана

Сценическое движение – Валентин Гнеушев

Московский театр «Современник» благодарит за содействие консультантов – Надежду Адольфовну Иоффе, Зою Дмитриевну Марченко, Паулину Степановну Мясникову, доктора исторических наук В.Т.Логинова.

Подзаголовок спектакля – «хроника времен культа личности». Инсценировка знаменитого романа Евгении Гинзбург об одном из самых страшных периодов отечественной истории воплотилась на сцене «Современника» почти в эпос, с неприкрытой жесткостью, но без смакования политических подробностей рассказывающий о времени, когда любого человека, вне зависимости от его статуса и положения, могли превратить в ничто путем абсурдных надуманных обвинений и надолго упрятать в клетку.

Огромная, занимающая все зеркало сцены железная клетка-тюрьма становится основным визуальным образом спектакля. Над нею на протяжении всего действия будет маячить фигура часового, словно напоминая о всевидящем оке тогдашнего главы государства. А внутри клетки будут протекать будни заключенных, где дни, заполненные разговорами, перебранками и воспоминаниями, сменяют ночи, когда гнетущую тишину то и дело раздирают крики боли и отчаяния.

Героиня Нееловой проходит последовательно все круги Дантова ада: ночные допросы, камеры-одиночки, снова допросы с одними и теми же требованиями, потом карцеры – и так до бесконечности. Гордая и сильная, она почти доходит до слома, но ей удается обнаружить в глубине своего истерзанного существа возможность продолжать жить – ради оставшихся на воле детей, ради себя самой. И сила, исходящая от этой хрупкой женщины, сумевшей справиться с самыми страшными ударами судьбы, заражает и увлекает людей по обе стороны рампы.

Спектакль Галины Волчек получился не только хроникой времени, но и историей людей, их удивительной способности сохранять себя при любых обстоятельствах.