Валерий Кипелов: "Проверяю песни на внучках". Интервью накануне гастролей в Израиле. Валерий Кипелов: на наши концерты приходят батюшки

«Я РОС НА НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ… НАРОДНАЯ МУЗЫКА – ОСНОВА ВСЕГО. ЭТО ВПИТАНО С МОЛОКОМ МАТЕРИ…»

Интервью с Валерием Кипеловым

Музыкант Валерий Кипелов и одноименная группа – крайне интересны для изучения со стороны специалистов от авторского права, юристов в области интеллектуальной собственности. «Ария» приобрела популярность в 80-е годы, и до сих пор «арийцы», как и группа «Кипелов», остаются стадионными коллективами. Тем не менее отечественные рок-группы со схожим путем успеха совершенно не похожи на них: все они строятся вокруг персоны автора-исполнителя, будь то Шевчук и ДДТ, Кинчев и «Алиса», Гребенщиков, и даже покойный Виктор Цой. У «Арии» же, как теперь и в группе «Кипелов», совершенно иной путь: они всегда были конгломератом творческих личностей – музыкантов, поэтов и, конечно же, Вокалиста с большой буквы. Именно поэтому правовое построение отношений внутри и вокруг флагманского коллектива отечественной метал-сцены так интересно.

– Валерий, здравствуйте! Скоро уже 15 лет, как вы ушли из группы «Ария». Теперь, когда вы возглавляете группу имени себя, проблем с названием коллектива возникнуть не может ни при каких обстоятельствах. А тогда, в 2002 году, была ли у вас возможность оставить название «Ария» за собой? Какие-то соглашения регулировали возможность вашего ухода из группы? По многочисленным слухам, бродившим в то время как в прессе, так и в тусовке, «Ария» должна была достаться вам, в то время как группа Дубинина и Холстинина могла бы называться, например, «Химера». Защищено ли название «Кипелов» сейчас каким-то образом?

– Да, название «Кипелов» и логотип сейчас защищены. А в то время я был далек от юридических тонкостей, тяжело было отбросить мысль, что я больше в этом коллективе работать не буду. Мы полагались на джентльменские договоренности с нашими коллегами и, насколько я знал, название «Ария» было зарегистрировано на отдельное ООО, и нас было пять участников и директор. Но в момент разрыва и ухода трех участников группы «Ария» никто не претендовал на название «Ария», и мы понимали, что «Ария» – это нечто большее, чем три участника. Да и большая часть песен была написана оставшимися двумя участниками коллектива. Но, по правде говоря, «Ария» – это вот те пять музыкантов коллектива. Каждый из нас внес свою лепту…

Да, на тот момент они перерегистрировали название «Ария» на себя. Мы в свою очередь тоже долго переживать не стали и начали работать. Ну а время все расставило на свои места.

– Первые предпосылки к расставанию с «Арией» стали появляться еще в середине 90-х, если верить истории группы. Вы же уходили уже в 1994 году, и альбом «Ночь короче дня» начал записывать Алексей Булгаков. Опять же, по слухам, не последнюю роль в вашем возвращении в «Арию» сыграл Александр Морозов (Moroz Records), который пригрозил разрывом контрактов с группой. Действительно ли тогда имела такое значение правовая сторона вопроса?

– У нас был определенный конфликт после поездки в Германию в 1994 году, в основном, между мной и В. Холстининым. Я не собирался никуда уходить, ему, видимо, не понравились мои какие-то самостоятельные шаги. В то время было сложное финансовое положение, и я работал по клубам с группой «Мастер». Это был временный проект, группа «Мастер» на тот момент не имела вокалиста. Все свои обязательства с «Арией» я выполнял, и мы тогда даже решили работать над новым альбомом. Но тут был приглашен А. Булгаков. Алексей был лидером группы «Легион» и выстраивать новые отношения оказалось непросто – по-видимому, они просто зашли в тупик достаточно быстро.

Был ли на самом деле такой договор с Морозовым, я не знаю, мне об этом сообщил В. Холстинин, сказав, что компания не хочет выпускать альбом с другим вокалистом. Таким образом, наши отношения вошли в новую фазу и продлились до 2002 года, чему я в общем был рад.

Я слышал некоторые композиции с вокалом А. Булгакова, и что-то мне нравилось, слышал саму песню «Ночь короче дня…».

Могу только сказать, что я на тот момент никуда уходить не собирался. Это была совершенно другая ситуация, нежели та, которая возникла в 2002 году.

– Насколько вообще на начальном пути вашей метал-карьеры (1985–95 годы) договорные обязательства влияли на судьбу артистов? Правда ли, что «Мелодия» продавала миллионными тиражами ваши пластинки, не платя ни копейки «арийцам»? Каким образом в то время строились ваши отношения с продюсером «Арии» В.Я. Векштейном?

– Векштейн был художественным руководителем, мы работали в Москонцерте и получали свою фиксированную ставку. Года с 88-го ситуация поменялась, ставки были аннулированы, и мы работали свои коммерческие концерты. Оплата за концерт обсуждалась с Векштейном и уже с ним решались эти вопросы.

Это был период, когда не было особых договоров, подписей, и даже об авторских мы тогда не рассуждали. Нас особо не волновало, чья песня, – юридическая сторона вопроса возникла уже чуть позже, когда мы начали подписывать договоры на выпуск СD. И, конечно, мы юридически на тот момент не были до конца готовы к правовым отношениям, поначалу возникали некоторые проблемы.

Что касается «Мелодии», то это был некий прорыв, когда на виниле издается диск metal-команды. Позже вышел и следующий альбом… Для нас это было определенной победой – выпуск альбома металлической команды и на виниле, и на «Мелодии».

Конечно, особых денег тогда мы не получили, но нас это мало волновало. Выход альбома на виниле уже говорил о статусе группы.

– Вернемся в середину 90-х. С ушедшим в 1995 г. из «Арии» гитаристом Сергеем Мавриным вы записали сольный альбом «Смутное время», на котором впервые прозвучал главный хит всех времен и народов «Я свободен». Расскажите историю создания этого альбома. Почему эти песни не попали в репертуар «Арии»? Кто не разглядел их потенциал? Не было ли у вас правовых ограничений для выпуска сольной пластинки в то время, как вы являлись действующим вокалистом «Арии»?

– Песня «Я свободен» не то чтобы не была замечена… Наверное, она выделялась в альбоме, по крайней мере для меня, но мы не думали, что эта песня станет хитом и прочее.

Я не навязывал эту песню для исполнения в группе «Ария», мы даже почти не говорили об этом, тем более что у «Арии» много своих песен, более лиричных… По результатам совместной работы нам с Сергеем просто хотелось сделать что-то самостоятельное, итогом этой работы стал альбом, вышедший в 1997 году. Чем-то мы довольны, чем-то нет, наверное, некоторые вещи сейчас слушать смешно с позиции лет… Я думаю, что тогда и был заложен первый камень, который положил начало группе «Кипелов».

– В ваших группах, что в «Арии», что в «Кипелове», песни пишут все, кроме барабанщика. Каким образом определяется, чьи композиции группа принимает в работу, а какие откладываются на потом?

– Все решается коллегиально, кто бы что ни принес, мы стараемся вместе работать. Единственное могу сказать, что у нас происходит не так, как у некоторых западных команд, когда из 80 песен, представленных для альбома, выбирается только 10. У нас столько песен приносят, сколько в альбом и нужно.

Все решаем сами, главное, чтобы это было выдержано в стилистике группы. Что касается барабанщика, то, да, он не сочиняет песен, но у него есть масса других достоинств, и мы совершенно нормально к этому относимся. Конечно, если бы он сочинял, было бы здорово, но, тем не менее, он участвует в творческом процессе, что-то предлагает…

– Из-под вашего пера в «Арии» выходили в основном баллады, однако сольная работа представила вас прекрасным композитором и боевых треков. Почему же такая особенность была в «Арии»? Это был заказ аудитории или невозможность написать балладу другими участниками группы?

– Трудно сказать… наверное, это зависит от периодов в жизни. В «Арии» в основном, писали Грановский, Большаков, Холстинин, Дубинин, я иногда писал, но до «Арии» я вообще не сочинял песен, скажем, работая в «Лейся, песня!». Спустя какое-то время, как говорится, жизнь заставила, и я уже пробовал свои силы в написании не только баллад, но и «боевиков». Наверное, я набирался опыта…

– Авторами песни «Возьми моё сердце» значатся все участники «Арии», кроме барабанщика. И это не единственный случай. Как определяется авторство песен в «Кипелове», в «Арии» тех лет, когда все музыканты вкладываются в создание трека? Ведь гитарист может придумать вступительный рифф, соло и т.д., но при этом вокальная мелодия и гармония придумана вами. Между соавторами заключаются какие-то соглашения для дальнейшего определения дохода? Варьируется ли этот доход от вклада каждого соавтора в песню?

– Исторически, еще со времен «Арии», у нас как-то сложилось, что авторство принадлежит тому, кто сочинил мелодию и гармонию… А что касается риффа или аранжировки, то это тоже очень важно и иногда это делает свое дело… Но вот у нас сложилось так. В основном, все остальное делаем вместе, правда, бывает по-разному, но тем не менее у нас так.

– Из-за большого количества авторов исполняемого вами материала (как музыки, так и текстов) не возникало когда-либо сложностей с живым исполнением тех или иных песен? Одно время говорили, что в концертные альбомы не удавалось включить некоторые песни пера А. Большакова («Встань, страх преодолей», «Воля и разум»).

Есть, например, песня «Беспечный ангел», музыка к которой была написана группой Golden Earing, с ней тоже возникали проблемы при выпуске…

– «Кипелов» славится своим исполнением народных песен, как в тяжелой обработке, так и с народными ансамблями. Откуда увлечение подобной музыкой? Ожидать ли аудитории новых треков в таком ключе?

– Я рос на народной музыке, дома у меня всегда играл патефон и звучали Шаляпин, С. Лемешев, Русланова. Это было впитано с молоком матери, семья у меня поющая, песни звучали всегда и везде. А я вставал на табуреточку и пел для гостей русские народные песни. Всегда есть чему поучиться у народа. Народная музыка – это основа всего. И кстати, «Косово поле» – новая наша песня, ведь многие подумали, что это какая-то народная песня. Это неплохо, и любовь к народному творчеству останется со мной до конца моих дней.

– Кроме народных песен в рамках группы «Кипелов» можно услышать и кавер-версии западных рок-хитов. У вас был опыт работы в клубном проекте «Назад в будущее» в 90-х, где также исполнялись каверы. А «Ария» в 99-м году приобрела новую жизнь и стадионы новых поклонников с кавером «Беспечный ангел». Как вы в целом относитесь к исполнению песен других артистов, ведется ли какая-то правовая работа в этом направлении? Обусловлен ли выбор тех или иных каверов возможностью «очистки» прав на исходный трек для работы?

– Ну вот уже упоминалась песня «Беспечный ангел», она перешла к нам по наследству и исполняют ее и «Ария», и «Кипелов», и С. Маврин и, возможно, С. Терентьев. А что касается каверов, то крайне редко мы исполняем их, скорее, как исключение, либо это связано с «зелеными концертами», либо еще какой-то особый случай.

Был в свое время проект «Назад в будущее», исполнялись каверы, никаких проблем с авторством не возникало…

– Ваш преемник по «Арии» Артур Беркут был вовлечен в судебные тяжбы из-за сольного исполнения «арийских» песен, по сути, каверов. Вы не сталкивались с подобными инцидентами?

– Нет, со мной никто на эту тему не судился, если возникают вопросы, то у нас есть такая негласная договоренность, и мы стараемся не исполнять песни, которые нам не принадлежат. Бывают случаи, когда песня принадлежит двум авторам: одному – участнику группы «Ария», другому – участнику группы «Кипелов», но до судов у нас дело никогда не доходило.

– Валерий Кипелов известен как серьезный артист, который не участвует в проектах, которые ему не близки. В то же время вас нельзя назвать и затворником: дуэты с Галаниным, Тарьей Турунен, участие в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвященных». Каким-то образом вы привлекаете юристов при участии в этих проектах? Договоры с соисполнителями, контроль качества и за продвижением фонограмм?

– Это также является исключением – все эти совместные выступления, что касается, например Тарьи, то каких-либо особых договоров мы не подписывали, а то, что спели вместе, я рад.

Что касается Сергея, то это было сделано по дружбе, как жест доброй воли, никаких денег и договоров. Не всегда в этом процессе участвуют деньги, обязательства.

С группой «ПикНик» я также исполнял эти песни добровольно, по собственному желанию и без привлечения юристов.

– На каком основании строится ваше сотрудничество с ФК «Спартак»? Все мы слышали гимн многократных чемпионов России в вашем исполнении, а ведь были и предыдущие эксперименты в этом направлении. Услышим ли мы еще со сцены «Давай поднимем в небо наш красно-белый флаг!»? Расскажите историю появления этих треков.

– Мне позвонил Евгений Хавтан, и это была «проба пера», что касается гимна «Спартака». Он сказал, что есть идея записать гимн для ФК.Спартак.. Он продемонстрировал мне демо, которое, по-моему, было спето группой «Тараканы», причем спето неплохо, задорно, я не знаю, почему оно не прошло… и я согласился попробовать свои силы. Ничего подобного я ранее не делал, и было интересно.

Я не удивлен, что это не стало основным гимном. Я не знаю судьбу этого гимна, и у меня нет даже записи…

Позднее позвонил Виктор Дробыш и вышел с тем же предложением, сказав, что он сочинил гимн, немного другой, как и просил ФК.Спартак., более распевный и мелодичный. Никаких договоров и особых условий также не было. ФК.Спартак. был моим любимым клубом, и я с удовольствием согласился…

– Сейчас «Кипелов» работает над новым материалом. Одна из новых песен – «Косово поле» – уже взорвала Интернет. Как вы относитесь к тому, что поклонники знакомятся с вашим творчеством по записям с телефонов true-fans-only? Не преследуете ли вы распространение подобных пиратских записей? Например, на концертах ряда популярных рок-групп действует запрет на фото- и видеосъемку в зале.

– На самом деле, мы с этим смирились, так как глупо бегать за фэнами и запрещать, сейчас у каждого есть по нескольку телефонов, фотоаппаратов – это так же, как ветер запретить, он дует и дует. И когда появляются записи – это иногда, может, не очень приятно, но с другой стороны это мобилизует тебя – любая твоя неточность налицо, все это заставляет задуматься, что и как ты делаешь на сцене.

– Продолжая разговор о дальнейших планах группы «Кипелов», скажите, новый альбом увидит свет на материальных носителях или интернет-пиратство убило CD?

– Трудно загадывать, будет ли это полноценный альбом или мы ограничимся выпуском сингла. Мне как-то ближе история с CD, т.к. с Интернетом я не особо дружен. Были даже мысли вообще отказаться от выпуска альбома, и новые песни люди будут слушать только на концертах. Причем, ведь одно исполнение от другого может отличаться, может быть спето с разным настроением… это интересно. Но я думаю, в ближайшее время мы поймем ситуацию.

Беседовал Тимофей Щербаков

Валерий Кипелов – не просто ведущий российский рок-вокалист. Это человек, о котором слагают легенды. Вокалист двух культовых российских рок-групп "Ария" и "Кипелов", кумир нескольких поколений любителей тяжелого рока, идол хеви-метал и хард-рока Валерий Кипелов вновь приезжает со своей группой в Израиль, чтобы дать два концерта в Хайфе и Тель-Авиве.

Беседовала Севиль Велиева.

Я была на вашем концерте в Израиле в прошлый раз, и меня удивило количество молодежи. Понимаю, почему у вас полно поклонников 35-50 лет – то есть тех, кто вырос на вашей музыке, но почему к вам приходит так много 20-25-летних?

Вы не поверите, но у нас на концертах много детей, и мне часто после концерта передают открытки от 6-7 летних детей, трогательно подписанные типа "спасибо большое, дядя Валера". Я вообще проверяю свои песни на своих внучках. У меня внучкам 15 и 7, и если им нравится, значит, хорошая песня (смеется) . Я не могу понять, почему нас слушают молодые люди: мы однозначно не модные, но мы общаемся на равных с молодежью, а это очень подкупает ее. Финалист одного крупного музыкального конкурса в России исполнял песню "Я свободен" в свои 13, и мы приняли это с уважением. Понятно, что когда он пел "Я бы мог с тобою быть, я бы мог про все забыть", он вкладывал в это совсем не тот же смысл, что вкладываю я, но тем не менее, для него это значило что-то другое. И это тоже имело право на существование.

Я не знаю ни одного человека, которого оставила бы равнодушным песня "Я свободен" – независимо от возраста, местоположения и даже языка. Она очень цепляет. И в этой связи один очень общий вопрос – что должен чувствовать человек, который написал такую песню? Вы сразу поняли, что создали шедевр?

Мы ее написали в 1997 году, вместе с Сергеем Мавриным, гитаристом "Арии", но как-то не пошла она тогда. Мы и не рассчитывали особо на нее, это была просто песня, написанная в числе прочих для нашего альбома. Мы даже практически не играли ее в составе "Арии": я ее написал, показал коллегам, но реакция была достаточно холодная. А после образования группы "Кипелов" стало понятно, что надо ее переписать. Мы сделали чуть жестче аранжировку, она зазвучала чуть тяжелее, и на свой страх и риск мы отдали ее на радио. И тогда я был очень удивлен реакцией на эту песню. Она выстрелила. Не знаю, с чем она зазвучала. С тех пор еще долгое время я не мог выйти на рынок или купить сигарет (тогда я еще курил) без того, чтобы мне не говорили: "А, я свободен!"

Вы отличаетесь от своих коллег-музыкантов еще и тем, что совсем не чураетесь публичных мест. Вы тут упоминаете пару моментов: вы ходите на рынок, вы пользуетесь общественным транспортом, а вас ведь узнают – и в силу музыкальных заслуг, и в силу характерной, запоминающейся внешности, да? Насколько вам комфортно быть публичной личностью, которую всегда узнают?

Я действительно пользуюсь общественным транспортом, и ко мне часто подходят с просьбой сфотографироваться или дать автограф – я не вижу никаких проблем с этим! Я не люблю панибратства, но, видимо, это никто не любит. Но с каким-то хамством бытовым со стороны поклонников я никогда и не сталкивался. Помню, как-то дал автограф даже на удостоверении одного работника метрополитена – меня узнали, а больше не на чем было расписываться. Я очень адекватно отношусь к своим данным, к своим возможностям, и никогда не стремился корчить из себя звезду. И вообще, я очень люблю это дело – надвинуть шапочку на брови, чтобы меня никто не узнал, и ехать, слушать, о чем говорят вокруг.

Помните сказку "Халиф на час", да? Вы напоминаете сейчас этого самого падишаха.

Да-да-да, точно!

Вы вообще абсолютно не форматный рок-музыкант: вы семьянин, вы не употребляете ни наркотики, ни алкоголь, вы, оказывается, даже бросили курить давно. Вы сами-то как себя чувствуете с тем, что на вас невозможно нацепить известные ярлыки – ни ко внешнему виду, ни к музыке, ни к образу жизни? И вообще, вы являетесь классическим рок-музыкантом?

Действительно, рок-музыкантам присущи определенные атрибуты. А в жизни они обычные, и носят обычную одежду. А что касается музыки, я отвечу так: я стараюсь расширять рамки. Я рок-музыкант, и я люблю рок-музыку, но это не значит, что я не воспринимаю другую музыку. Я, например, очень люблю народные песни, очень люблю этническую музыку и стараюсь привносить в свое творчество какие-то элементы, несмотря на то, что здорово раздражаю этим часть своих слушателей. Я люблю военные песни, например, и регулярно их исполняю. Поэтому я действительно против ярлыков: мне всегда было интересно попробовать что-то новое.

Я не очень удивлена: помню, что вы закончили музыкальную школу по классу "игра на баяне". Но у меня вот вопрос по поводу текстов...

О, тексты – это самая сложная часть процесса! Можно написать хорошую музыку, можно сделать отличную аранжировку, но вопрос в том, чтобы написать такой текст, чтобы человека за душу взяло. Мне очень важно писать именно такие тексты. И когда мне говорят, что я написал оду Путину своей песней "Непокоренный", мне становится неприятно: оба моих деда погибли на войне – при чем тут политика? Я выразил в песне свои чувства...

Эту новую песню мы услышим еще, а пока давайте поговорим об уже написанном. Вы являетесь абсолютным рекордсменом, по-моему, по числу упоминаний ваших текстов в современной литературе. И что интересно, все современные авторы почему-то видят в ваших текстах отражение темных сил. Лукьяненко причисляет вас к Темным Иным, Алекс Корж тоже – да этот список можно продолжать и продолжать! Как вы себе это объясняете и как вы себя, как православный человек, себя чувствуете?

(смеется) Бытует стереотип, что рок-музыканты априори на стороне темных сил. Это, конечно, не соответствует действительности. У нас много было таких "потусторонних", но при этом было и есть гораздо больше и светлых, теплых песен. Для нас написание таких "темных" песен было элементом игры, поддержания имиджа. Мы когда написали песню Антихрист, для нас это был просто хороший текст к хорошей музыке, но наши слушатели интерпретировали по-другому. И это было неприятно, когда слушатели наделяли мои песни смыслом, который изначально совсем не предполагался. Сейчас мы ее больше не исполняем на концертах, я открестился от таких песен.

Что вы будете исполнять в Израиле в этот раз? Почему нам стоит прийти на концерт Кипелова?

Мы представим другую программу, мы обязательно сыграем новую песню "Непокоренные", посвященную блокадному Ленинграду. Она вышла в начале этого года, поэтому мы еще не успели ее нигде спеть. Мы, конечно, сыграем часть наших старых песен, которые все знают. А чем еще будет отличаться, мы не знаем, потому что во многом наша программа определяется уже на месте. Мы даем 2 концерта – в Хайфе и в Тель Авиве, и вполне вероятно, что и там, и там программа будет разной. Это всегда зависит от настроения публики, от нашего настроения, от технических возможностей.

Бывало, что вы и по ходу концерта меняли программу?

Да, конечно, бывало, что и в процессе приходилось, практически не сговариваясь, менять что-то. Чаще всего это было связано с техническими возможностями – какой-то клик не сработал, техника зависла, какой-то инструмент не играет, как нужно. Приходится срочно переигрывать. Либо у меня в голове что-то щелкнуло, и я понял, что вот следующая песня должна быть вот такой.

И как музыканты из таких ваших настроений выкручивались?

(смеется) Ну, с профессионализмом и каменным спокойствием, как будто все знали с самого начала. А что им остается делать?

Концерты самой громкой во всех смыслах российской рок-группы "Кипелов" пройдут:
23 сентября, в пятницу, в 21.00 – в Хайфе (Зал "Раппопорт");
24 сентября, в субботу, в 21.00 – в Тель-Авиве (Клуб "А-Театрон")
Заказ билетов онлайн на официальном сайте Restinter.com или по телефону: 03-5790033


Еще до выхода нового альбома говорилось, что у него имеется четкая концепция. В чем она заключается?

Валерий Кипелов: Она заключается в самом названии, «Жить вопреки» . Первая песня, заглавная, дает настрой всему альбому, а финальная песня «На крутом берегу» , заканчивается теми же словами, «жить вопреки». Весь альбом проникнут этой идеей: жить вопреки обстоятельствам, этому миру, той культуре, которая навязывается...

А каким образом в эту концепцию вписывается «Гламурная птица»?

Валерий Кипелов: Гламурная птица – это не конкретно какая-то птица, а подразумевалась какая-то особа. Вы же знаете, как люди говорят: «Посмотрим, что это за птица!». Я не буду конкретизировать – они сами знают, что из себя представляют. У нас таких много - вагон и маленькая тележка. Это одна из немногих песен, которые бы нам хотелось написать на социальную тему. В ней идет рассказ от имени героини, которая попадает в этот гламурный мир, рассказ о том, что с ней происходит. В песне есть такие строчки: «Так легко поверить в сказку, глянцевый дурман», в которых можно увидеть мысль, что надо жить вопреки всем этим вещам, что надо думать о душе больше, чем о форме, внешнем оформлении. Я часто смотрю телевизор, в отличие от своих коллег по группе и поэтому я вижу много таких передач, которые посвящены в основном внешней стороне. Мало чего говорится о душе, в основном, говорится о том, как человек должен выглядеть, на чем он должен ездить, что он должен носить. Здесь тоже идея такая, что жить надо вопреки этому, не этим человек познается, а тем, что у него внутри и что он после себя оставит – вот это самое главное.

Валерий Кипелов: Я бы не сказал, что что-то изменилось. Как мы занимались коллективным творчеством, так и занимаемся. На первом месте стоит человек, который предложил идею, принес какой-то рифф, а мое дело – сочинить мелодию, если не было припева – сделать припев, иногда какие-то аранжировочные моменты подсказать, какие-то куски целиком мои.

А вокальные мелодии в песнях целиком Ваши?

Валерий Кипелов: Не везде, но в тех песнях, которые написаны в соавторстве – почти во всех. Мне удобнее это делать, так как я вокалист, и я под себя выстраиваю вокальную канву. Музыканты, в основном, делают гармонию, аранжировки, а я занимаюсь тем, что выстраиваю мелодию.

Валерий Кипелов: Примерно по той же схеме, что и музыка. Получилось так, что большинство идей для песен были придуманы мной. Раньше было наоборот: Маргарита Пушкина придумывала, и, даже если что-то было мной предложено, то это все время изменялось ей. А сейчас Рита писала текст, я правил, вносил какие-то свои коррективы, и в процентном соотношении у нас получилось примерно 50 на 50 в большей часть песен.

А в тех песнях, где Ваше соавторство не указано, то…

Валерий Кипелов: То это значит, что почти целиком текст был принят. Были какие-то поправки, но мы посчитали, что они очень незначительные: если какое-то слово не пелось, или мне было неудобно его петь, я его менял на другое. Не более того. Изначальная идея Риты была только в песне «Безумие» . В «Дыхании последней любви» было по-другому: идея была моя, но все воплощение было Пушкиной .

Наверное, и вариантов было множество?

Валерий Кипелов: У нас всегда очень много вариантов текста на песню, и они постоянно меняются. Например, было «Дыхание последней любви» , «Последнее дыхание любви» : то есть, вроде только слова поменяли местами, а смысл очень сильно изменился. Текстов было написано очень много. К сожалению, мы не всё успели сделать на этом альбоме, и несколько песен у нас осталось: есть мелодика, есть аранжировки, все уже записано, но не случилось текста. И наоборот: есть тексты, на которые мы мелодии еще не насочиняли. Поэтому есть такой определенный задел на будущее.

Отсюда вытекает следующий вопрос: у группы КИПЕЛОВ есть песни, музыка которых написана на тексты?

Валерий Кипелов: Нет, пока нет. Просто получилось так, что некоторые тексты – в основном, это были идеи Риты Пушкиной – не нашли своего воплощения на этом альбоме, но сами тексты мне понравились по своей идее, концепции. Рита зачастую дает неиспользованные варианты другим группам, но я попросил этого не делать, потому что мне тексты понравились, и, возможно, мы попробуем. Вот и сейчас, поскольку работа над альбомом закончилась, время теперь есть, можно попробовать себя в новом качестве, то есть, писать музыку на тексты, чего раньше мы себе не позволяли.

Оставшиеся за бортом альбома «Жить вопреки» песни выйдут в течение какого-то времени отдельным синглом или будут включены в следующий альбом?

Валерий Кипелов: Скорее всего, это будет сингл, потому что я уже не буду столько времени ждать, пока мы сочиним все песни, пока все тексты будут написаны, пока мы все это запишем, сведем... Тем более, сейчас ситуация на рынке издающих компаний меняется очень сильно, и поэтому все сложнее и сложнее выпускать с помощью какой-то компании альбом. Возможно, мы будем делать новые песни и сразу выкладывать в интернет, или будем играть их только на концертах. А по истечении времени, возможно, мы решим, что пришло время сделать студийный вариант этих песен.

Песня «На грани» была выпущена два года тому назад синглом. Для нового альбома она была перезаписана или просто пересведена?

Валерий Кипелов: Было кое-что переиграно, потому что музыкантов не очень устраивали акустические гитары. Вокальный трек, в основном, остался тот же. Скрипичные партии, может быть, были переиграны, но, в общем, остался тот же вариант, единственное – был пересведен и перемастерен. Та версия была сделана с Хансеном в Дании, а новая - в Германии.

А чем Вас не удовлетворило сотрудничество с датской студией? Ведь несколько предыдущих релизов были сведены именно у них?

Валерий Кипелов: Меня вполне устраивало, не устраивало больше музыкантов. Якоб Хансен достаточно оперативно работал, что мне нравилось, быстро откликался. А с немецкой студией нам просто предложили другой вариант сотрудничества. Наш друг, барабанщик Майк Террана в свое время нам предлагал различные студии, но и мы сами устроили кастинг различных студий. В итоге, выбор пал на Michael Voss . И еще соотношение «цена-качество»: Майкл достаточно быстро работал и работали мы в режиме онлайн. Мы не могли поехать к нему, чтобы сводить альбом там, потому что он у нас не был полностью готов, и поэтому мы сидели здесь в Москве. Он звонил нам, и мы с ним общались по скайпу, объясняли, что хотелось бы сделать, какие-то определенные пожелания. Поэтому более такая, продвинутая, что ли, работа у нас с ним была.

А есть ли, на Ваш взгляд, в России студии, которые могли бы качественно записать, свести, отмастерить альбом?

Валерий Кипелов: Может быть, и есть, но я о них не знаю. Я знаю по опыту других музыкантов, что многие делали, как мы: записали здесь, а сводили там. АЛИСА , например. Хотелось, конечно, и писаться там, поскольку у них опыта больше в том, как надо изначально записывать звук. У нас уже возникали проблемы здесь: мы записали барабаны, и когда отправили треки туда, нам этот немец, Майкл Фосс , сказал, что банки записаны у нас не очень хорошо, и с тарелками проблем много. Поэтому хотелось бы и записываться там. Я думаю, что в будущем мы наверняка попробуем это сделать. А с чем это связано? Во-первых, там специалисты, а во-вторых, сами студии. У нас студии работают в таком режиме: сегодня пишут попсу, завтра каких-нибудь народников, потом металлистов, потом панков – нет специализации. А на Западе, в основном, студии четко специализированы: есть, например, Finnvox, которая занимается жесткой музыкой, и еще много подобных студий. И у них там заточено все под нашу музыку, то есть, ничего не надо изобретать на имеющемся звуке, чтобы его улучшить. И там есть четкие специалисты, которые понимают, как надо это сделать. У нас, к сожалению, таких нет. Все это касается не только звука, но и оформления.

А как вы познакомились с художником Felipe Machado Franco , который сделал обложку альбома?

Валерий Кипелов: Случайно. Он сам зашел на сайт к нам и предложил свои услуги. Я знаю, что он делал обложку для ICED EARTH , и еще для некоторых известных команд. Поэтому с ним связался наш директор и предложил ему сотрудничество. Он сказал, что с удовольствием и что ему нравится наша группа. Не знал, что у нас есть поклонники в Колумбии. Он достаточно быстро сделал обложку и именно то, что нам, в общем-то, хотелось. Какая-то была новизна в этом, и, как мне показалось, мы ушли от стандартных штампов, которые были присущи нашим художникам. Мне понравилось то, что она необычная. Можно спорить о самой сути этой обложки, но мне понравилась цветовая гамма, идея. Он попытался таким образом отразить идею всего альбома – «Жить вопреки» .

Вы привлекли в этот раз к записи альбома оркестр…

Валерий Кипелов: Да, мы писали с оркестром некоторые песни, не все. Несколько песен мы записали с «Глобалисом»… То, что был записан сингл «На грани» , это был не оркестр, это мы сотрудничали с квартетом Горского. Сейчас мы просто поняли, что нужно побольше инструментов, звучание должно быть погуще, более оркестровым.

А на концертах оркестр, как обычно, будет забит в портостудию, клавишника не будет?

Валерий Кипелов: Да. Это не секрет, что мы возим с собой портостудию, в которую у нас забиты: метроном для барабанщика, клавишные – потому что у нас нет клавишника, оркестровые моменты. Мало того, в каких-то местах у меня там звучат прописанные бэки. Сейчас мы, правда, начали менять эту ситуацию, поскольку у нас запели все музыканты, но пока еще не на том уровне, на котором бы хотелось.

Как Вы думаете, стоит ли на концертах воспроизводить полностью студийное звучание песни?

Валерий Кипелов: Вот представьте себе: если убрать из песни «Я свободен» все клавиши, все оркестровки, оставить только живые инструменты, гитары – она же много потеряет

Конечно, ведь там же основа – клавиши.

Валерий Кипелов:

Я про это и говорю. Поэтому там, где мы можем убрать клавиши, мы это иногда делаем. Бывает, нам приходится играть и без клика, особенно на фестивалях. Там зачастую сложно использовать портостудию: бывает, каналы перепутают, или еще что. Мы ее отключаем, играем, но я понимаю, что это беднее звучит. Там где клавиши принципиальны, мы оставляем, не принципиальны – иногда мы отказываемся от них.

Вы выпускаете новый альбом также в виде виниловой пластинки…

Валерий Кипелов: Она должна дней через десять появиться. Поступило предложение, и я не увидел причин, чтобы отказаться. Мне это интересно, я бы сам с удовольствием послушал на виниле. Мы даже для винила сделали специальное сведение и мастеринг.

То есть, звучание максимально приближено к аналоговому?

Валерий Кипелов: Да. Звук не такой жесткий, не плющили его, там нет компрессии. Там слышна вся прелесть винила.

На какую-либо песню с нового альбома будет сниматься клип или нет?

Валерий Кипелов: Мы думали, да, у нас даже были предварительные переговоры с теми людьми, которые делают клипы. Было предложение с их стороны снять клип на песню «Дыхание последней любви» , что мне очень не хотелось бы делать, поскольку это очень традиционный шаг: сделать клип на лирическую балладу. Опять же здесь упирается все вот во что: где размещать это все? Поскольку понятно, что ни на какие центральные каналы нас и близко не возьмут, остались какие-то региональные каналы: MusicBox, A-One, может быть, хотя говорят, что у них тоже какие-то проблемы существуют. Если раньше у нас были варианты с MTV, МузТВ, то сейчас это совершенно попсовые каналы, там даже и такой рубрики-то нету, формат у них очень сильно изменился. Надо понять, стоит ли это делать. А потом – есть у меня определенное разочарование в плане всех клипов, в съемках которых я когда-либо принимал участие: в составе группы АРИЯ , и позже – в составе группы КИПЕЛОВ . Я не могу назвать ни одного клипа, по большому счету, который мне бы нравился. По-моему, самый лучший клип за всю историю, который мы сняли, это был клип на песню «Дай жару» группы АРИЯ , и то это был просто концертный вариант. И вот это единственное, что меня когда-либо вдохновляло. Все остальное…Были хорошие съемки, как например, на «Я здесь» . На самом деле, мы нашли шикарное место, сняли все, но клип мне не понравился. Когда я увидел воплощение его, я понял, что он совершенно не соответствует песне. Я не люблю снимать так, чтобы клип вообще никак не отражал суть песни. Я знаю, что бывают такие люди, которые стараются снять клип, который ну вообще никакого отношения к песне не имеет. Мне это не нравится. Поэтому я недоволен всеми клипами, поэтому размышляю над тем, стоит ли. Потом опять же - это достаточно дорогостоящий проект, если серьёзно подходить к этому вопросу. Понятно, что он не отобьется: это, в общем-то, рекламный ход. И опять же возникает вопрос: если снять, то где показывать? Поэтому я не вижу смысла никакого. Возможно, мы сделаем это для себя. Но для этого нам надо четко понять: если мы хотим сделать тот клип, который нам нравится, то мы должны найти нужных режиссеров, которые понимали бы поставленные задачи.

А почему вы сменили лейбл с CD-Maximum на Мистерию ?

Валерий Кипелов: Это в какой-то степени зависело от предыдущего договора с концертным агенством «Мельница». Просто у них сейчас такой триумвират, если это можно так назвать: промоутерская компания «Мельница», издающая компания «Мистерия» и “C.A.T.”. И поэтому, когда мы подписали договор о своей концертной деятельности с промоутерской компанией, мы уже фактически подписали договор и с издающей компанией.

То есть, каких-то особых неудовольствий предыдущим договором у вас не было?

Валерий Кипелов:

Понятно, что были свои проблемы. Когда ты подписываешь договор, они всегда возникают. А новый договор подписали два года назад, и сейчас все достаточно сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он был изначально подписан. Опять же свою большую лепту вносит интернет. Музыканты вкладываются, записывают альбом, издающая компания все это выпускает, а потом оказывается, что альбомы тут же появляются в сети. Поэтому – проблемы с продажей альбома. На Западе как-то все решают, хотя там тоже есть свои трудности по этому поводу. Тот, кто бесплатно скачивает, считает, что он вправе это делать, но он забывает о том, что и у музыкантов есть проблемы, что они порой живут за счет издания альбомов. К тому же, чтобы записывать следующие альбомы, нужны достаточно большие вложения. А молодые команды просто не могут себе этого позволить. Мы, в основном, занимаемся сами всем: у нас нет ни продюсеров, ни каких-то людей, которые все это двигали бы финансово. С одной стороны, это здорово: мы совершенно не зависимы ни от кого в этом плане. То есть, над нами нет никакого диктата по поводу музыки, текстов, того, как мы должны выглядеть. Но с другой стороны, есть и определенные проблемы, проблемы финансового порядка. Мы не всегда можем делать то, что хотели бы. Но мы стараемся.

Фотографии взяты с сайта Фан-зона группы «Кипелов»

«Ходили слухи, что на наших концертах вербуют людей в секты». Валерий Кипелов про критику, футбол и «зашкварный патриотизм»

Хороший повод почувствовать себя старым: классический состав группы «Ария» перестал существовать 16 лет назад, а через год появилась группа «Кипелов». Сегодня во Дворце спорта музыканты отыграют юбилейный концерт, а накануне Валерий Кипелов поговорил с Onliner.by про запреты на выступления в Беларуси, «зашкварный патриотизм», критику последнего альбома и душевные отношения с футболом.

«Я удивляюсь безграмотности людей»

- Как ваши дела?

Да нормально. Все очень хорошо.

- Как добрались?

Доехали на поезде из Смоленска. Ехали где-то пять часов - посидели, чайку попили, пообщались.

- Вас такие переезды не утомляют?

Нет, абсолютно. Бывают длинные, когда едешь на автобусе часов пять-шесть, - вот тогда да. А так лежишь в поезде, беседуешь с друзьями, чай пьешь. Отлично!

Вы приехали в Минск отметить 15-летие группы «Кипелов». Это повод для фанатов старой доброй «Арии» почувствовать себя старыми.

Мне сложно сказать. Нет, это просто повод еще раз встретиться. Получилось так, что у нас юбилей совпал с выходом нового альбома, и мы решили сделать программу-микс: будем играть достаточно много песен из нового релиза и, пожалуй, лучшие хиты за 15 лет, которые были сделаны в группе «Кипелов». Я себя старым не чувствую, хотя мне в этом году будет уже 60 лет. К нам поклонники приходят - и дети, и бабушки. На самом деле меня это очень радует: у нас такие совершенно разные возрастные группы на выступлениях. Это замечательно.

- Вообще, три альбома за 15 лет - это как-то маловато.

Я понимаю, да. Я часто цитирую Владимира Ильича Ленина: «Лучше меньше, да лучше». Я считаю, что у нас вполне достойные работы. Знаю, что многие критикуют наш последний альбом, предъявляют какие-то претензии к звуку. Я сам люблю объективную критику, но когда это все голословно… По поводу звука я не согласен на самом деле: кому-то нравится, кому-то не очень. Разные подходы.

Вы как-то отмечали, что для русского человека в музыке важны смысловая нагрузка и мелодия. Претензии к «Звездам и крестам» касаются, кроме прочего, и отсутствия ярких, запоминающихся мелодий.

- Да, сопоставимых с хитами «Арии».

Я не согласен. Например, если взять хотя бы ту же песню «Косово поле»… Есть ли такие хиты у «Арии»? Вот такого масштаба? Да, были замечательные песни, я этого не отрицаю. «Игра с огнем»… Там немножко другая идеология, но такой песни, как «Косово поле», точно не было. Это точно. По поводу яркости мелодий мне сложно сказать. Я хочу быть критиком «арийских» альбомов - вот тех, последнего времени. Ну нет там таких хитов! А вообще, тенденция такая: берешь любую современную группу, играющую в похожем стиле, и с каждым годом она теряет яркость. Взять того же Оззи Осборна: отлично записанный альбом, отличная музыка. Но лучшей записью, на мой взгляд, был Ozzmosis 1995 года. Сейчас есть замечательные песни, но они почему-то на ухо не ложатся.


Начинают сравнивать песни «Пророк» и «Ледяной дождь». Там рифф отчасти похож, но песня вообще о другом, мелодика другая, а люди умудряются сравнивать эти две композиции, которые друг к другу никакого отношения не имеют. Меня вот это удивляет. То есть люди безграмотные. А некоторые товарищи начинают к текстам придираться. Даже в «Косовом поле»… Там товарищ один рассуждает про «расцветем цветами». А как же! Цветы-то расцветают, а как по-другому может быть? «Расцвесть» - это старославянское слово, и у Есенина оно использовалось: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». Я порой удивляюсь безграмотности людей, которые берутся судить, особенно модные блогеры. Я люблю нормальную критику: мы сами знаем, что получилось, а что не получилось на этом альбоме. Но я считаю, что это не шаг назад, это примерно та же самая ступенька, что и предыдущий альбом. А то, что их мало, я считаю, не так страшно. Мы так пораскинули, что можем играть две-три совершенно разные программы.

- Маргарита Пушкина в одном из интервью сказала так: «Валера скупой на собственное творчество». Как вы думаете, что она имела в виду?

Мне сложно сказать. Я ей как-то говорил, и она даже обиделась на меня: «Себя нужно очень бережно нести, чтобы не расплескать». А Маргарита Анатольевна берется за все сразу. Я все-таки стараюсь что-то одно довести до конца. Я не разбрасываюсь, не люблю какие-то совместные проекты, а если понимаю, что песня не моя, то петь ее не буду. Пушкина иногда предлагает свои тексты, а у нас не так много случаев, когда песни пишутся на готовый текст. «Косово поле» - одна из немногих. Не всегда ее строчки совпадают с нашими возможностями. Она пишет стихи, и это необязательно тексты для песен. У меня тоже есть куча претензий к той же «Окситании» (рок-опера Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова. - Прим. Onliner.by), но я об этом не говорю. Слава богу, ей это нравится, она в этом купается.

Маргариту интересуют тамплиеры, каркассоны, а мне это малоинтересно - меня волнуют мотивы жизни современного человека, его переживания. Если бы была проведена какая-то параллель с нынешним днем, это было бы интересно. Не мое это на самом деле. Тем более команды вроде «Эпидемии» увлеклись этими сагами, а мне ближе действительность. Поэтому мы с Пушкиной порой не очень хорошо друг друга понимаем. Хотя то, что мы сделали, я считаю, получилось замечательно.

«Шевчук заслуживал стать президентом „Нашествия“ больше, чем Шнуров»

Я к вам с не очень хорошими новостями. В Беларуси существует жесткая цензура концертной деятельности. Давайте вспомним те времена, когда «Арию» не пускали в нашу страну. Я так понимаю, это было из-за песни «Антихрист»?

Не совсем так. Тогда был на самом деле достаточно сложный период: по-моему, речь про 1998 год. Идеологи взяли список и посмотрели названия песен: там на самом деле были «Антихрист», «На службе силы зла». Много-много было таких песен. Понятно, что они смотрят на название и не углубляются в содержание, поэтому это немножко их пугало. Этот этап достаточно быстро прошел. Хотя да, звонили по поводу песни «Антихрист»: ходили слухи, что якобы кто-то вербует на наших концертах людей в сатанинские секты. Это было смешно. Я даже говорил: «Может, батюшку православного пригласить, чтобы он окропил сцену? Какие сатанисты, вы с ума сошли?» Но сколько мы ни приезжали в Беларусь, никогда к нам претензий не было.

- Но песню «Антихрист» вы петь перестали.

Я отказался от нее не потому, что это был чей-то запрет. Просто понял, что это не моя песня. Когда я пел от собственного имени «Имя мне - Антихрист, знак мой - цифра 666»… Потом только до меня дошло, что я делаю. Понятно, что это хеви-метал, дань моде, мистика. Но когда ты на себя вот такое берешь… А потом жизненная практика это подтвердила, хотя «арийцы» и отрицают. В аварию мы попадали с группой Rage, сцена горела в «Горбушке», дирижер в оркестровую яму падал. Куда дальше? Та же самая Пушкина просила то так, то сяк. Я ей сказал: «Рита, я раз и навсегда отказался от этого». Не хочу с этим играть: это очень серьезное дело. К тому же эта песня противоречит моим религиозным убеждениям: я человек православный и от всего этого открестился.

- Сейчас визитная карточка группы «Кипелов» - песня «Я свободен». Вы в 1997 году понимали ее потенциал?

Нет, конечно. Мы ее записали, альбом вышел - кому-то он понравился, кому-то не очень. Мне эта запись чисто технически вообще не понравилась. Материал был неплохой, но не все песни. Мы с Сергеем Мавриным сделали этот проект, но подход был не особо серьезный. Про песню «Я свободен» забыли: в «Арии» ее не исполняли, Маврин сам ее никогда не играл. А спустя какое-то время, когда уже появилась группа «Кипелов», нужен был какой-то материал, потому что группа была больше заточена на гастроли. Мы решили перезаписать песню, сделать аранжировочку чуть потяжелее. С 2003 года у нее началась вторая жизнь: мы отдали ее на радио и вообще не ожидали, что будет такой эффект. Она разошлась, была какая-то премия. Благодаря этой песне у нас был такой подъем.

- Я так понимаю, она и сейчас неплохо вас кормит.

Да. Кстати, мы посмотрели версию белорусской группы Pawa, и мне очень понравилось. Я предложил на этом концерте сыграть «Я свободен» вместе: было бы интересно, если бы они спели на белорусском, а я - на русском. Но ребята не смогли: заняты, работают. Сказали: «Нам очень хотелось бы, но не можем». Надеюсь, что мы еще что-нибудь совместно сделаем.


- С песней «Я свободен» была история, связанная с Сергеем Шнуровым.

Это была банальная история. Просто принесли какой-то документ - якобы для того, чтобы песня из фильма «Бумер» исполнялась на радио. Никаких проблем не было, я подписал какой-то документ - не более того.

- Больше всего вас интересовало, нет ли там нецензурной лексики.

Да, это было главное условие. Я послушал и сказал: «Да, неплохая песня, ради бога». И подписал документы. Потом оказалось, что это саундтрек к фильму.

- Как вы вообще относитесь к творчеству Шнурова?

Я видел его один раз, это было на «Нашествии». Отличное шоу, очень профессионально все сделано. Но мы с ним в каком-то отношении антиподы.

- Вы в прошлом году участвовали в выборах президента «Нашествия» и проиграли тому же Шнурову. Не обидно было?

Нет, абсолютно. Вообще, это смешно, конечно: президент, «Нашествие»… Но они решили в эту игрушку поиграть. Я тогда сказал: «Если есть возможность, отдайте мои голоса Шевчуку. Пусть наши поклонники не обижаются, но реально…» Юре было 60 лет, он заслуживает. Хотя у нас и сильно расходятся политические взгляды, но чисто по-человечески и по-товарищески я считаю, что Шевчук гораздо больше заслуживал быть президентом.

- «Нашествие» критикуют каждый год: вопросы и к лайнапу, и к инфраструктуре, и к политическим мотивам…

По поводу того, что там присутствует какая-то военная техника, - я не вижу в этом никакого милитаризма. Я пришел рассказал там о своей военной службе. Смотрю: пацаны маленькие лазают по этим пушкам. Ничего там страшного, никакой милитаризации нет. Стоит военная техника, иногда появляются летчики и там летают. Мы с ними общались, это пилотажная группа «Русские витязи» - отличные ребята. Оказалось, что у них одна из любимых песен - «Дыхание тьмы», я был очень удивлен этим. Какая-то там политическая подоплека… Я никогда этого не видел: приезжали, играли в свое удовольствие, встречались с нашими поклонниками со всей страны. На «Нашествие» частенько приезжает моя племянница. Единственное, достаточно высокие цены на все, даже на воду.

«Любое хирургическое вмешательство как-то влияет на состояние голоса»

- Во время первых гастролей по Германии вас называли казаками с гитарами. Не обидно было?

Казаками точно не называли. Это, может, кто-то другой такое придумал? Нет, нас называли советскими Iron Maiden.

- А это сравнение вас не задевало?

Нет, абсолютно. Если бы нас называли американским «Ласковым маем», вот это бы задевало. А если мы в чем-то были похожи на Iron Maiden, такую замечательную группу… И потом, я сам знал, что некоторые товарищи в группе очень сильно увлекались творчеством Iron Maiden, и вообще, этот коллектив повлиял на нас. Да, аналогий можно найти много, но сделано это было талантливо. Хотя мне больше нравились другие команды: Оззи Осборн, Judas Priest. Некоторые товарищи в «Арии» даже надевали костюмы такие, были похожи на Адриана Смита.

- В 2012 году вы перенесли операцию на связках. Насколько все было серьезно?

Это было не болезненно, но неприятно. Потом пришлось долгое время молчать. Впервые за 30 лет у нас случилась отмена концерта: мы не выступили в Витебске. А первый после операции концерт случился в Минске во Дворце спорта, хотя мне советовали полгода вообще молчать. Но сами знаете: человек предполагает, а бог располагает. В Минске я, конечно, был не очень в форме после такой неприятной операции. Сейчас кто-то считает, что стало лучше, но я так не думаю: любое хирургическое вмешательство как-то влияет на голос и состояние.

- Есть среди фанатов такое мнение: после операции на связках Кипелов стал не тот.

Я не знаю. Но любая операция не проходит бесследно - это одна из причин, по которой мы так сократили свою гастрольную деятельность. Нужно как-то беречь себя и не насиловать свой голос по возможности. А относительно «Арии» я просто стал петь немножко в другой манере.

Вы любите общественный транспорт. Это как-то не вяжется с образом человека, который исполнял песни «Король дороги», «Герой асфальта» и «Беспечный ангел».

А есть актеры, которые играют пьяниц. Вицин, например. Замечательный комик, вообще непьющий, занимался йогой, а вечно играл каких-то самогонщиков и забулдыг. Это просто роль, не более того. Когда вживаешься в образ, который должен донести, становишься и байкером, и водителем, и летчиком. Это способность человека перевоплощаться.

- Вы вообще когда-нибудь садились за руль?

Садился, но это было недолго. Когда ездил на дачу и времени было много. Даже что-то получалось. А потом как-то вдруг 60 лет, а чайником в таком возрасте быть не очень хочется. По Москве мне проще на репетицию передвигаться в метро: я за 40 минут приезжаю на место. Если бы ехал на машине, это было бы часа полтора-два. А так я ближе к народу, знаю, чем он живет, дыхание его чувствую в метро.

- Вы говорили, что разбираетесь в футболе, наверное, даже лучше, чем в музыке.

Отчасти да.

- Что слышали про белорусский футбол?

Я знаю, что Виктор Гончаренко раньше тренировал БАТЭ. Последний белорусский игрок, про которого я слышал, - это Глеб, он за «Арсенал» играл. При Советском Союзе минское «Динамо» было замечательной командой. Тогда как-то больше информации было о белорусском футболе. А сейчас слышу только про БАТЭ, когда команда играет на международной арене. Это странно. Вроде бы близкие по духу страны, а информации друг о друге очень мало - меня это сильно удивляет. Что касается спорта, я больше знаю про биатлон - там Домрачева.

- Что вы думаете про Гончаренко? Вы бы хотели, что бы он тренировал не «коней», а «мясных»?

Нет, не хотел бы. Я думаю, все, что происходит, к лучшему. Он неплохой тренер, но и у «Спартака» хороший. Я не считаю, что «Спартак» - лидер. Они неплохо играют, но эти резкие сбои и подъемы… И потом, как они проиграли «Атлетику»… Могли лучше сыграть на самом деле.

Вот раньше был «Спартак» или то же минское «Динамо», а теперь игроки мигрируют из клуба в клуб и не чувствуют духа игры. Это все как-то нивелировалось. Наверное, я человек старых взглядов на эти дела, но считаю, что дух потерялся. Все эти легионеры, мне кажется, этого не чувствуют. Нет лидеров, какими раньше в «Спартаке» были Тихонов, Титов.

«С сыном после бани поем русские народные песни»

- Ваш сын сказал, что вы играете в стиле «зашкварный патриотизм».

Ха-ха-ха!

- Как думаете, что он имел в виду?

Это он мне передал слова, это не его мнение было. Я не согласен с этим. Мы делаем музыку не для того, чтобы кому-то понравиться. Это наше личное мнение, мой взгляд на вещи. Если я про Косово поле пою, то делаю это со знанием дела, со страданием. Если мы пишем какие-то песни про блокадный Ленинград, то не для того, чтобы кто-то сказал, что это гимн родине Путина. Это наш личный взгляд на вещи. Что касается войны, у меня оба деда погибли, поэтому меня агитировать не надо. Мы поем о том, что нас реально волнует, а не из конъюнктурных соображений. Как это модно сейчас? Скрепы… Нет, это все ерунда.

Взять наш последний альбом. Там есть замечательная песня «Рожденный летать». Мы встретились с мальчиком-байкером. Он здорово пострадал в аварии, и мама привезла его на коляске на наш концерт. Ему очень хотелось сфотографироваться. Не знаю, что произошло, но он встал и пошел. И вначале песню «Рожденный летать» хотелось написать об этом парне, это уже потом идея трансформировалась. Мы поем тексты, которые нам близки.

- Вам сейчас легко находить общий язык со своими детьми?

Конечно. Причем сын в каких-то вещах даже более радикален, чем я.

- Например?

Вот я увлекаюсь народным творчеством, а он идет еще дальше: его интересует аутентика. Он виолончелист, закончил консерваторию, но освоил гармошку и балалайку. Когда встречаемся на даче, то с удовольствием после бани поем русские народные песни. Наверное, я на него как-то повлиял в свое время. Но в каких-то вещах он более радикален, и мне приходится его осаживать: объяснять, что нужно быть добрее, объективнее. У него прямо белое и черное, и мне это не всегда нравится.

- У ваших детей классическое музыкальное образование. Их можно назвать обеспеченными людьми?

Я бы не сказал. Но они по крайней мере самодостаточны. Я никогда не баловал их, но помощь свою предлагаю. Например, сыну нужно было купить хороший инструмент - понятно, что самому это сделать было бы тяжело. Дочери я часто помогаю: у меня две замечательные внучки, я интересуюсь их жизнью. Они не избалованы и радуются каждой ерунде, которую я могу привезти, даже каким-нибудь дешевеньким серебряным серьгам. Мне это очень нравится, и к себе я вижу такое же отношение: недавно я приболел, и внучки приносили мне мед, варенье. У меня очень хорошие отношения с семьей. Как и с публикой на сцене. Народ все чувствует: если ты к нему с уважением, то к тебе это вдвойне приходит. Так же и с детьми.

- Можете представить, что в Беларуси солист филармонии получает $150 на полной ставке?

Кхм… Вполне. Я могу себе это представить. Я в свое время работал за $50 ночным сторожем, это было не так давно, кстати.

- Это было во времена самого расцвета «Арии». Как так случилось?

Как-то я выжил. Понимаю, что время сейчас другое, деньги тоже совсем другие. Я понимаю, что и у нас, наверное, что-то такое, хотя с деньгами в России получше. Я даже не знаю, как это прокомментировать. Наверное, проблематично жить на такие деньги. Но люди осознанно делают свой выбор. Он же не идут в бизнесмены. Ты должен понимать, что это очень непростой путь. В тот же «арийский» период мы не знали, как содержать семьи во время перестройки. Все сбережения пропали, и вообще непонятно было, как прокормить двоих детей. Как-то выкручивались. Самое главное, что семьи не разрушались и мы даже пытались что-то записывать. Здесь и проверяется человек, насколько он предан своей профессии.

- Если вернуть время назад, вы бы по-прежнему сделали свой выбор в пользу тяжелой музыки?

Да, конечно. Я бы еще попробовал свои силы в классической музыке. Но не знаю, на сколько бы меня там хватило, потому что это даже более серьезное отношение к делу, чем здесь. Хотя и здесь ты постоянно должен быть в форме и подтверждать свое мастерство. Каждый концерт - это проверка. Как и с альбомами: можно было штамповать их каждый год, невзирая на музыку, аранжировки, тексты. Но мы этого не делаем: хочется, чтобы материал был достаточно качественным.

Что мы знаем о Вячеславе Молчанове кроме того, что он уже на протяжении восьми лет является бессменным участников одной из главных рок-групп нашей страны? Что он проделал долгий творческий путь от аккомпанемента в поп-группах до выступлений на одной сцене с такими монстрами металла, как Manowar и Элис Купер? Один из самых перспективных гитаристов, а с недавнего времени и вокалистов в отечественном металле, музыкант, открывшийся поклонникам совершенно с новой стороны, обладающий широким творческим потенциалом и просто интересный собеседник, Вячеслав поведал нам о своем новом детище - проекте Molchanoff, о новом для себя амплуа вокалиста, о том, как работается с легендарными личностями, и о творческих и не только планах на ближайшее и далекое будущее.

Вячеслав, давайте сначала поговорим о вашем сольном мини-альбоме “Inception/Начало”. Как давно появилась идея записать сольный альбом?

Первые предварительные демо-записи были записаны еще года три назад вместе с Олегом Ховриным (барабаны ). А идею записи именно как отдельного альбома мы вынашивали довольно долго. Ведь для того, чтобы сделать итоговый продукт надлежащего качества, нужно приложить много усилий и времени. Да и в плане финансирования нужно было серьезно вложиться, ведь хорошее сведение, мастеринг и прочая реализация творческих планов требуют весомых денежных затрат. К тому же на тот период у меня был плотный гастрольный график с группой Кипелов, и я не мог заниматься сольным творчеством в полной мере. Но в какой-то момент мне позвонил Олег и подстегнул к началу записи - мол, хватит сидеть дома, пора все это дело записывать. Готовых композиций на тот момент было уже около десятка. В итоге после проведенной работы и получился этот альбом.

Присутствуют ли на релизе композиции, которые ранее были предложены группе Кипелов?

Да, присутствуют. Баллада «Never Too Late / Слишком Поздно» была предложена Валерию Александровичу в той же самой аранжировке, что и на записи. Но он ее по каким-то своим причинам не одобрил. В итоге было решено внести эту песню в мой альбом.

В записи принимали участие такие музыканты, как Олег Ховрин и Алик Грановский. Почему ваш выбор пал именно на них?

С Олегом Ховриным вы играли вместе еще в проекте Sixth Sense. Мне нравится с ним играть, он очень талантливый барабанщик. Мы еще и хорошие друзья к тому же. А с Аликом все получилось совершенно иначе: изначально в роли бас-гитариста планировалось записать Дэррила Джонса из Rolling Stones. Мы уже начали вести переговоры, но потом подумали, что да, Дэррил талантливый басист, и, несомненно, здорово запишет все необходимые басовые партии. Но человек находится за тысячи километров от нас, и как бы он ни работал, не будет необходимого творческого взаимодействия. А Алик мне очень нравится, он экстремальный музыкант, при этом у него много корней из старого арт-рока. То есть, в плане музыки Алик разноплановый, а нам как раз и нужен был именно такой музыкант, который обладает необходимыми знаниями в других жанрах музыки. Вот я ему и позвонил. Вначале Алик серьезно задумался, говорил, что это очень ответственная работа, предложил собраться поиграть. В итоге я приехал к нему домой, мы проиграли практически без остановки весь день, разбирая определенные «куски» и просто джемуя. А затем он приехал на студию и очень быстро все записал.

В роли вокалиста выступили вы сами. Так изначально планировалось, или же все-таки проводились поиски вокалиста?

Идея выступить в роли вокалиста витала давно. Объясню почему. Очень часто, когда сочиняешь песни, у тебя в голове рождается уже не просто рифф или какой-то фрагмент в песне, а именно вся составляющая композиции в целом, вплоть до вокальных партий. И очень тяжело объяснить и как-то показать вокалисту то видение композиции, которое у тебя в голове. Вокалист может быть сильным, но при этом он не «почувствует» ту мысль, которую ты хочешь до него донести. Поэтому я решил спеть сам. Это мой первый опыт в таком необычном для меня амплуа. Жалею, что не сделал этого раньше. Но все еще впереди, я продолжаю развиваться дальше.

Композиции на релизе записаны сразу на двух языках. Это своего рода ориентировка на запад?

Скажем так, это ориентировка на Россию. (Смеется. ) Изначально релиз планировался на английском языке для привлечения европейской аудитории: у нас уже давно ведутся разговоры с предложениями работы по европейским фестивалям. Но, к сожалению, у нас в стране не очень любят английский, поэтому мы решили сделать версии композиций дополнительно на русском. Тем самым убив одним выстрелом сразу двух зайцев.

На релизе, по сути, присутствуют только 3 композиции. Не маловато ли?

“Inception/Начало” - это скорее сингл, нежели альбом. Причем этим синглом мы хотели проверить реакцию слушателей, как они воспримут эти песни. Быть может, этот проект никому вообще не нужен, и наши труды пройдут впустую, а смысла записывать полноценный альбом просто не будет. Согласитесь, ведь было бы обидней записать и выпустить полноценный релиз, который оказался бы абсолютно невостребованным. Вот поэтому мы и выпустили сингл, и приятно удивились его востребованностью со стороны слушателнй, большому количеству положительных отзывов, скачиваний и продаж.

Название сингла «Начало» говорит само за себя?

Да, будет продолжение. Molchanoff - это не просто мой сольный проект, это полноценная группа с постоянными участниками. Сейчас нас только трое: я, барабанщик Олег Ховрин и бас-гитарист Василий Дронов. У Алика Грановского своя группа Мастер, которой он серьезно себя посвящает, поэтому я не думаю, что он будет разрываться на два коллектива. С Васей Дроновым я когда-то раньше работал в группе Валькирия, он профессиональный музыкант. Скорее всего, к нам в группу в будущем добавится клавишник, эта вакансия пока свободна.

А как относится к вашему творчеству сам Валерий Кипелов? Не помешает ли ваш проект участию в группе Кипелов?

Нет, не помешает. С Кипеловым у нас сейчас небольшое количество концертов, поэтому я без особых проблем смогу совмещать сразу две группы. Валерий Александрович наоборот переживает, дает дельные советы по поводу нашего проекта, относится достаточно положительно. Честно признаться, мне понравилась его реакция на происходящее, я думал, она будет несколько другой.

Довольны проделанной работой? Все ли задумки удалось воплотить в жизнь?

Вот когда мы только записали сингл, его послушали, вот на тот момент мы прям кайфовали. Но сейчас пыл немного поостыл. Особенно для меня в плане пения - я постоянно занимаюсь с педагогами, развиваюсь в этом направлении. И то, что я слышу на записи, слушать уже не могу.

Позволяет ли вам участие сразу в двух группах реализовать свои творческие способности? Раскрыть, так сказать, творческий потенциал?

У Кипелова все-таки другая музыка, позволяющая раскрыть только одну сторону творческого потенциала. А вот если брать в расчет также проект Molchanoff, то да, в этих двух группах я стараюсь раскрыться полностью.
Кстати, ведется работа по возрождению группы Sixth Sense. Мы хотим записать сингл, посмотреть на реакцию слушателей, а потом начать писать полноценный альбом. С Александром Грата мы уже сделали 3 песни. В составе будет также Олег Ховрин и Василий Дронов, то есть, практически все те же музыканты, что и в проекте Molchanoff. Только певцы разные. В ближайшем времени возьмемся за запись материала.

Вы не раз говорили, что в ближайших планах хотели выпустить расширенную версию видео-школы. Когда эти планы будут реализованы? В каком формате она будет издаваться?

Где-то через полгода я планирую давать мастер-классы, на основе которых и будет выпущена видео-школа. Не просто видео-ролики, а именно полноценная, расширенная версия, выпущенная на DVD-носителе. А вот с форматом я пока еще не определился.

Давайте поговорим о группе Кипелов. Группе уже практически 12 лет, но за это время было выпущено всего лишь два полноценных альбома. Не думаете ли вы, что столь длительная задержка с новым материалом может негативно сказаться на отношении к группе со стороны ваших же поклонников?

Думаю. И очень переживаю по этому поводу. У нас много музыкального материала, мы уже доделали четыре композиции, есть определенные задумки, но нет текстов! Это уже для нас карма какая-то!

То есть, все вопросы к Маргарите Анатольевне?

Здесь все сложно... Маргарита Анатольевна и Валерий Александрович никак не могут найти общий творческий язык. Я Маргариту Анатольевну прекрасно понимаю, она много пишет. Вот у нас есть баллада, написанная мной еще четыре года назад, и на нее никто не может написать текст. Даже пробовали работать с другими поэтами, но безрезультатно. Одна только Пушкина написала несколько текстов на эту песню, но они по разным причинам не подошли. И здесь Валерия Александровича тоже можно понять - именно ему предстоит петь эти строчки, а какие-то слова петь не совсем удобно. Маргарита Анатольевна поэтесса, она по-своему представляет сюжет песни. А Валерий Александрович должен донести настроение песни до публики своими словами, своим голосом, должен все это пережить, чтобы текст идеально подходил для него. И здесь главное достичь нужного компромисса. Вот из-за поиска этого самого компромисса у нас и происходят проблемы с новыми песнями.

Сейчас многие группы отказались от выпуска альбома именно на физическом носителе, отдавая предпочтение Интернет-версиям. Не собирается ли группа Кипелов последовать примеру своих коллег?

Нет, мы не планируем с головой уходить на Интернет-рынок. Скорее наоборот - с возрастанием интереса к винилу мы стараемся каждый свой релиз выпустить еще и на виниле.

Многие поклонники жалуются на то, что ваши концерты во многих городах проходят в сидячих залах. С чем это связанно? Неужели группе приятно выступать именно перед сидячим залом?

На самом деле нам очень неприятно работать по такой схеме, потому что порой ты не видишь никакой реакции зала, нет отдачи. А это связанно, к сожалению, с организацией концертов. Точнее, это условие владельцев помещений, так как они боятся, что во время концертов фанаты поломают стулья и устроят беспорядок. Мне лично не нравится выступать перед сидящей аудиторией - ты колбасишься на сцене, что-то делаешь, стараешься раскачать публику, а публика сидит и просто на тебя смотрит.

Группа Кипелов давно находится в высшем эшелоне российской метал-сцене, но интереса к завоеванию западной аудиторию с вашей стороны не наблюдается. А ведь наверняка поступают предложения выступить на международных фестивалях…

Нам постоянно поступают предложения по поводу участия на крупных фестивалях за рубежом, но Валерий Александрович говорит, что все-таки наша музыка рассчитана именно на российский рынок. И я с ним отчасти согласен, потому что у группы присутствует русский менталитет, а он, как мне кажется, будет не совсем понятен европейцам.

Уже давно в кругах посвященных используется такое понятие как «феномен Кипелова» - при небольшом количестве материала, схожих концертов, одинаковой программе и минимуме декораций, группа раз за разом собирает аншлаги во всех городах России. Как вы считаете, с чем это связанно?

Это харизма у Валерия Александровича такая, он как паровоз. Все-таки он культовая персона, благодаря только этому люди, скорее всего, и ходят на наши концерты. Потому что любая группа с таким «прогрессом» и количеством номерных альбомов за 12 лет давно бы сдулась… Но мы и вправду стараемся, прикладываем все усилия чтобы не стоять на месте.

Легко ли работать с Валерием Кипеловым?

Да, очень легко, учитывая мой прошлый опыт с разными артистами. Он очень душевный человек, все участники группы с ним общаются на равных. Конечно, не обходится без скандалов и ругани, но до драк не доходит. (Смеется. )

В общем, обычный рабочий процесс!

Именно. Но мы как семья уже, давно притерлись друг к другу. Можем наорать друг на друга, а через пять минут обняться и все забыть.

Не можем не спросить про новый альбом группы. О каких-либо сроках, как мы поняли, говорить еще рано?

Да, о сроках говорить рановато. Сейчас у нас готова одна композиция вместе с текстом и 3 песни без текста. Повторюсь - мы не можем предугадать, когда напишутся тексты, но надеюсь, что это случится в ближайшем будущем.

Не хотите снова попробовать написать музыку уже на готовый текст, как вы это уже сделали с композицией «Сальери И Его Отражение»?

Вслед за «Сальери» мы пробовали написать еще одну песню таким же способом, но как-то не пошло… В итоге в песне были изменены вокальные партии, напета новая «рыба», и текст уже не подошел.

Какие планы у группы Кипелов на 2014 год?

Мы отменили практически все сольные гастроли на этот год и работаем над новым материалом. Нужны новые песни. Это и есть наши основные планы, будем работать!

Ну а каковы ваши личные планы?

Продолжать заниматься музыкой. Музыка занимает практически все мое свободное время. Я стараюсь часа по четыре в день играть на гитаре и часа полтора-два заниматься вокалом. А это уже полный рабочий день. Плюс хожу в спортзал, плотно изучаю английский язык по Скайпу. Поэтому свободное время у меня на личные интересы сведено к минимуму. Но все же хочется поднять свой проект Molchanoff и начать выступать, благо предложения выступить на летних фестивалях уже поступают.

А кроме музыки?

Наверное, жениться и завести детей. Думаю, мне уже пора. (Смеется. )

И последний, стандартный, вопрос: ваши пожелания читателям и фанатам.

Оставайтесь собой при любых обстоятельствах. И, наверное, самое главное - быть честным перед самим собой и перед всеми остальными.

Официальный сайт группы Кипелов: http://www.kipelov.ru

Выражаем благодарность Гульнаре Зариповой за помощь в организации этого интервью.

Интервью: Александр «SUMRAK» Нефедов, Ирина Шершнева.
Фото: Александр «SUMRAK» Нефедов
29 марта 2014 г.
сайт