Варианты былины илья муромец и соловей разбойник. Русские богатыри. Былины. Героические сказки. Илья Муромец и Соловей разбойник

Илья Муромец - главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря - Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо - олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей - обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А ий черным-черно, как черно ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела, Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя… Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев 1 сын. 2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей - то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний, Дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати". 3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи - в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей - Илья).

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой является предметом настоящего обзора, повествует о временах Киевской Руси. Цикл произведений про этого богатыря пользовался большой популярностью среди русского народа, а в настоящее время входит в школьную программу по литературе. Данные произведения устного народного творчества отражают исторические реалии Древней Руси, поэтому интересны не только с художественной, но и с литературной точки зрения.

Вступление

Одной из самых известных песен про богатырей является былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ этого народного сочинения должен включать как разбор литературных приемов, так и характеристику исторического контекста повествования. Сказание начинается с описания путешествия, которое предпринял герой в стольный город Киев. Отстояв утреннюю церковную службу в Муроме, он решил поспеть к обедне в столицу. Его описание полностью соответствует языку фольклорных песен. Богатырь назван удалым, могучим, славным воином. Следующие несколько строчек посвящены местам, в которых он действует. Учащиеся должны сконцентрировать внимание на описании окрестностей города Чернигова, где, по словам неизвестного автора, находится черная сила.

Описание леса

Сжатой, но детальной характеристикой событий отличается былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ старинной песни должен включать подробный разбор природы, что позволит школьникам лучше понять обстановку, в которой произошло главное событие произведения. Неизвестный автор использует красочные присказки, повествуя о том, что по дорожке возле города никто пешком не ходит и на коне не ездит, и даже звери и птицы здесь не обитают. Эти эпитеты, перечисленные в песенной форме, прекрасно передают мрачную атмосферу который проезжает герой. Далее следует один из важных моментов в произведении: это описание боя героя с врагом.

Образ героя в сражении

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой, следуя композиции песни, нужно разделить на несколько смысловых частей, акцентирует внимание на ратных подвигах богатыря. В строчках, посвященных бою, автор несколько раз повторяет слово «сила», используя его на разные лады, желая в максимально выразительной форме передать мощь вражеской армии, которую побил герой. Стремясь подчеркнуть подвиг персонажа, он подробно говорит о том, как воин уничтожил противника, побив, потоптав его конем и поколов копьем.

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» необходимо продолжить тщательным разбором поведения героя во время разговора с черниговцами, которые за его ратный подвиг просили его стать своим воеводой. Здесь необходимо отметить исторические реалии, отразившиеся в песне: звание воеводы в рассматриваемое время было военным, в его функции входила обязанность обороны и защиты города от неприятельских нападений, осад, ведение войск в битву или организация народного ополчения. Поэтому такая просьба со стороны жителей означает признание его воинских заслуг и воинской доблести. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» должен включать раскрытие характера богатыря через его речь, язык. Он говорит простым народным языком, в его словах звучат знакомые читателю песенные эпитеты, что сближает его с простыми мужичками из города Чернигова. Второй важный момент в данной сцене - это прямолинейность и скромность героя. Воин не говорит о своих подвигах, об опасности, которая его поджидает на пути в Киев, его интересует только сам путь в столицу, и он просит собеседников объяснить ему дорогу.

Первое упоминание отрицательного героя

Понять особенности народного русского творчества позволяет описание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В ней отразилось историческое мышление древнерусского общества, в частности, то, как люди того времени представляли себе врагов своей родной земли. Поэтому несмотря на сказочность и фантастичность внешности и поведения злодея, в нем, несомненно, угадывается собирательный образ неприятелей, с которыми древнерусские князья со своей храброй дружиной воевали за границы молодого государства. Из рассказа жителей Чернигова читатель впервые получает представление о том, как выглядит будущий главный противник богатыря. Характеристика былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» поможет школьникам понять особенности ви́дения русским народом врага: он свистит как птица и рычит как зверь, живет в дубу, и от его криков вся природа в буквальном смысле содрогается, а проезжий погибает.

Характеристика богатыря в бою

Центральное место в произведении занимает сцена сражения между богатырем и злодеем. В данном случае следует обратить внимание школьников на поведение двух борцов. Неизвестный автор описывает неторопливость действий героя, который медленно взял лук, вложил в него стрелу, тщательно прицелился и выбил противнику глаз. Благодаря этому спокойному размеренному повествованию очень эпически звучит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Характеристика героев в полной мере раскрывается именно в данном противостоянии. И если главный герой держится спокойно, уверенно, твердо, то его противник, напротив, действует изворотливо, как зверь. Недаром он наделен животными чертами: он свистит по-птичьи, кричит по-волчьему. Подобное противопоставление акцентирует внимание учащихся на храбрости богатыря и хищности разбойника.

Происшествие в поле

Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.

В городе Киеве

Следующий важный момент в произведении - это описание столицы, куда приехал герой вместе со своим страшным, но поверженным пленником. В этой сцене нашли отражение исторические реалии жизни того времени. Перед читателем встают картины городского быта, княжеские палаты, хоромы, двор, свита, храбрая дружина. Одно из главных мест в этой сцене занимает князь любимый герой народных сказаний. Именно к нему во дворец и приезжает богатырь и рассказывает о своем подвиге. Слушатели дивятся сказанному, и тогда Илья Муромец ведет их во двор, где находится его связанный противник. Он приказывает ему продемонстрировать свою силу, и тогда злодей в присутствии князя и его дружины снова свистит и кричит по-звериному. Тогда главный отрубает ему голову. Сравнительный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» с другими произведениями про этого богатыря показывает, что этот любимый народный персонаж по-разному описывался в песнях. Он именуется то старым славным казаком, то храбрым воином или простым деревенским жителем. Однако главная черта этого героя - несокрушимая сила и готовность бескорыстно защитить Русскую землю от врагов красной нитью проходит через цикл сказаний о нем.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод. Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 лет назад.
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Илья́ Му́ромец идеал героя-воина, народного заступника. Жил он 800 Да и за стольный Киев град,
лет назад. За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию

В городе Муроме, в селе Кара­ча­рове, живет Илья, крестьян­ский сын. Трид­цать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его роди­тели уходят и он оста­ется один, под окнами оста­нав­ли­ва­ются двое калик пере­хожих и просят Илью отво­рить им ворота и пустить в дом. Тот отве­чает, что не может встать, но они повто­ряют свою просьбу. Тогда Илья подни­ма­ется, впус­кает калик, а те нали­вают ему чарку медо­вого питья. Сердце Ильи разо­гре­ва­ется, и он чует в себе силу. Илья благо­дарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим бога­тырем и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могу­чими бога­ты­рями и побеж­дать их. Но со Свято­гором калики не сове­туют Илье сражаться, потому что Свято­гора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-бога­тырем, потому что у того на голове семь волосов ангель­ских. Калики также предо­сте­ре­гают Илью, чтобы тот не вступал в едино­бор­ство с родом Мику­ловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сесла­вичем, потому что Вольга побеж­дает не силой, но хитро­стью. Калики учат Илью, как добыть бога­тыр­ского коня: надо купить первого попав­ше­гося жереб­чика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгу­ли­вать по росе, а когда жеребчик станет пере­пры­ги­вать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправ­ля­ется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справ­ля­ется с этим в одиночку. Наутро его роди­тели идут в лес и обна­ру­жи­вают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который трид­цать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья расска­зы­вает им о том, как выздо­ровел. Илья отправ­ля­ется в поле, видит хилого бурого жереб­чика, поку­пает его и ухажи­вает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у роди­телей благо­сло­вение и выез­жает в чистое поле.

Отстояв заут­реню в Муроме, Илья отправ­ля­ется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он осво­бож­дает от осады Чернигов и один разби­вает целую враже­скую армию. Он отка­зы­ва­ется от пред­ло­жения горожан стать в Черни­гове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отве­чают бога­тырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Черной Грязи, близ речки Сморо­дины, непо­да­леку от слав­ного Лева­ни­дова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одих­ман­тьев сын, и своим криком и посви­стом убивает в округе все живое. Но бога­тырь не боится встречи со злодеем. Он подъ­ез­жает к речке Сморо­дине, а когда Соловей-разбойник начи­нает свистать по-соло­вьи­ному и кричать по-звери­ному, Илья стрелой выби­вает разбой­нику правый глаз, присте­ги­вает его к стре­мени и едет дальше.
Когда он проез­жает мимо жилища разбой­ника, его дочери просят своих мужей выру­чить отца и убить мужика-дере­вен­щину. Те хвата­ются за рога­тины, но Соловей-разбойник убеж­дает их не биться с бога­тырем, а пригла­сить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпу­стил. Но бога­тырь не обра­щает внимания на их посулы и отвозит плен­ника в Киев.
Князь Владимир пригла­шает Илью отобе­дать и узнает от него, что бога­тырь ехал прямой дорогой мимо Черни­гова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит бога­тырю, пока тот не пока­зы­вает ему пленен­ного и ране­ного разбой­ника. По просьбе князя Илья прика­зы­вает злодею впол­силы засви­стать по-соло­вьи­ному и заре­веть по-звери­ному. От крика Соловья-разбой­ника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбой­ника в поле и срубает ему голову.

Несметное войско татар под пред­во­ди­тель­ством Идолища осаждает Киев. Идолище явля­ется к самому князю Влади­миру, и тот, зная, что никого из бога­тырей нет побли­зости, пуга­ется и пригла­шает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время нахо­дится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправ­ля­ется в Киев.
По дороге он встре­чает старца пили­грима Ивана, берет у него клюку и меня­ется с ним одеждой. Иван в платье бога­тыря идет на пир к князю Влади­миру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спра­ши­вает у мнимого бога­тыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьет. Узнав от старца, что бога­тырь Илья Муромец ест и пьет совсем немного по срав­нению с бога­ты­рями татар­скими, Идолище насме­ха­ется над русскими воинами. Илья Муромец, пере­одетый пили­гримом, вмеши­ва­ется в разговор с изде­ва­тель­скими словами о прожор­ливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хвата­ется за нож и бросает его в бога­тыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбе­гает во двор, пере­би­вает клюкой всех татар в Киеве и избав­ляет от плена князя Влади­мира.

Илья Муромец едет по полю, выез­жает на Святые горы и видит могу­чего бога­тыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удив­ля­ется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но бога­тырь продол­жает спокойно спать. Илье кажется, что он нанес недо­ста­точно сильный удар, он бьет его еще раз, уже сильнее. Но тому все нипочем. Когда же Илья изо всей силы бьет бога­тыря в третий раз, тот наконец просы­па­ется, хватает Илью одной рукой, кладет себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь бога­тыря начи­нает споты­каться, а когда хозяин корит его за это, конь отве­чает, что ему трудно одному возить двоих бога­тырей.
Святогор брата­ется с Ильей: они меня­ются натель­ными крестами и стано­вятся отныне кресто­выми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начи­нают они гадать, для кого пред­на­значен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а назва­ного кресто­вого брата просит закрыть его дубо­выми досками.
Через неко­торое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закры­вают гроб, но, как Илья ни стара­ется, он не может их даже сдви­нуть. Тогда Святогор пони­мает, что пришло время ему умирать, и начи­нает исхо­дить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих бога­тырей не срав­нится с ним по силе.

Стольный князь Владимир устра­и­вает пир для князей, бояр и бога­тырей, а лучшего из бога­тырей, Илью Муромца, не пригла­шает. Илья сердится, берет лук со стре­лами, сбивает золо­ченые маковки с церквей и созы­вает голь кабацкую - соби­рать золо­ченые маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся город­ская голь соби­ра­ется вокруг бога­тыря и вместе с Ильей они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь сове­ту­ется с боярами, кого им послать за Ильей Муромцем, чтобы пригла­сить его на пир. Те подска­зы­вают князю послать за Ильей его назва­ного кресто­вого брата, Добрыню Ники­тича. Тот приходит к Илье, напо­ми­нает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы мень­шему брату слушаться боль­шего, а боль­шему - мень­шего, а потом зовет его на пир. Илья усту­пает своему кресто­вому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Вместе с Добрыней Ники­тичем Илья приходит на княже­ский пир. Князь Владимир сажает их на почетное место и подносит вина. После угощения Илья, обра­щаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Ники­тича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать послан­ного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз бога­тырь прощает князя Влади­мира за причи­ненную обиду.

Стольный князь Владимир гнева­ется на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одоб­ряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих дове­ренных людей пере­дает бога­тырю в холодный погреб сытную еду и теплые вещи.
В это время на Киев соби­ра­ется идти войной Калин-царь и грозит разо­рить город, сжечь церкви и выре­зать все насе­ление вместе с князем Влади­миром и Апраксой-короле­вичной. Калин-царь отправ­ляет в Киев своего послан­ника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стре­лецкие, все дворы и пере­улки княже­ские и всюду наста­вить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгу­ляться татар­скому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отча­и­ва­ется, что нет в живых Илья Муромца и некому защи­тить город от непри­я­теля. Но княже­ская дочь говорит отцу, что бога­тырь Илья Муромец жив. Обра­до­ванный князь выпус­кает бога­тыря из погреба, расска­зы­вает ему про беду и просит постоять за веру и отече­ство.
Илья Муромец седлает коня, наде­вает доспехи, берет лучшее оружие и отправ­ля­ется в чистое поле, где стоит неис­чис­лимая татар­ская рать. Тогда Илья Муромец отправ­ля­ется на поиски свято­рус­ских бога­тырей и находит их в белых шатрах. Двена­дцать бога­тырей пригла­шают его вместе с ними отобе­дать. Илья Муромец расска­зы­вает своему крест­ному батюшке, Самсону Самой­ло­вичу, что Калин-царь грозит захва­тить Киев, и просит у него помощи, но тот отве­чает, что ни он, ни остальные бога­тыри не станут помо­гать князю Влади­миру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, свято­рус­ские бога­тыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку напа­дает на татар­ское войско и начи­нает топтать врагов конем. Конь же говорит ему, что одному Илье с тата­рами не спра­виться, и расска­зы­вает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти бога­тыря, а из третьего - только сам выбе­рется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Бога­тырь сердится на коня, бьет его плеткой и продол­жает сражаться с врагами, но все случа­ется так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попа­дает в плен.
Татары зако­вы­вают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот прика­зы­вает раско­вать бога­тыря и пред­ла­гает ему служить у него, но бога­тырь отка­зы­ва­ется. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пыта­ются его задер­жать, бога­тырь хватает одного из них за ноги, и, разма­хивая им как дубиной, проходит сквозь все татар­ское войско. На свист бога­тыря к нему прибе­гает его верный конь. Илья выез­жает на высокую гору и оттуда стре­ляет из лука в сторону белых шатров, чтобы каленая стрела сняла крышу с шатра и сделала цара­пину на груди его крест­ного батюшки, Самсона Самой­ло­вича Тот просы­па­ется, дога­ды­ва­ется, что стрела, которая сделала цара­пину ему на груди, - это весть от его крест­ника, Ильи, и прика­зы­вает бога­тырям седлать коней и ехать к столь­ному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присо­еди­ня­ется Илья, и они разго­няют все татар­ское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Влади­миру в Киев, и тот согла­ша­ется не казнить врага, а брать с него богатую дань.

По Хвалын­скому морю двена­дцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не прича­ливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у нее вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле поме­ща­ются три церкви, три мона­стыря, три торго­вища немецких, три госу­да­ревых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салта­нович, заме­чает с берега Сокол-корабль и прика­зы­вает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Ники­тича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салта­но­вича, накла­ды­вает каленую стрелу на свой тугой лук и приго­ва­ри­вает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зеленый сад, в белый шатер, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она прон­зила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пуга­ется, отка­зы­ва­ется от своего ковар­ного замысла и впредь заре­ка­ется иметь дело с могучим бога­тырем.

Неда­леко от города на заставе пятна­дцать лет живут трид­цать бога­тырей под началом Ильи Муромца. Бога­тырь подни­ма­ется на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны прибли­жа­ется неиз­вестный бога­тырь, подъ­ез­жает к белому шатру, пишет грамоту и пере­дает Илье Муромцу. А в той грамоте неиз­вестный бога­тырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и госу­да­ревы кабаки огнем пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоп­тать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и расска­зы­вает про неиз­вест­ного удальца и про его послание. Вместе со своими бога­ты­рями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Ники­тича.
Добрыня дого­няет неиз­вест­ного в чистом поле и пыта­ется всту­пить с ним в разговор. Сначала чужак не обра­щает на слова Добрыни ника­кого внимания, а потом пово­ра­чи­ва­ется, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спро­сить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Присты­женный Добрыня возвра­ща­ется и расска­зы­вает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и раскви­таться с ним. Своим дружин­никам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернется с головой дерз­кого удальца.
Илья дого­няет неиз­вест­ного бога­тыря, и они всту­пают в поединок. Когда лома­ются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распа­и­ва­ются, потом хвата­ются за копья, а когда лома­ются и копья, всту­пают в руко­пашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подла­мы­ва­ется нога, и он падает. Сокольник соби­ра­ется зако­лоть бога­тыря, но Илье удается сбро­сить с себя врага Он придав­ли­вает Соколь­ника к земле и, прежде чем зако­лоть его кинжалом, спра­ши­вает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отве­чает Илье, что его мать - Злато­горка, удалая бога­тырка одно­окая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.
Илья просит сына, чтобы тот привез свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым бога­тырем в его дружине. Однако, Соколь­ника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приез­жает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем призна­ется сыну, а тот, разгне­вав­шись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попа­дает в золотой нательный крест. Илья просы­па­ется, убивает сына, отры­вает ему руки и ноги и разбра­сы­вает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Едет Илья по Латын­ской дороге и видит камень, на котором напи­сано, что перед ним, Ильей, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.
Богат­ства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встре­чает целую станицу разбой­ников. Те пыта­ются огра­бить старика, но Илья соска­ки­вает с коня и одной лишь шапкой разго­няет разбой­ников, а потом возвра­ща­ется к камню и исправ­ляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, оста­но­вился в крепости бога­тыр­ской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двена­дцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та пригла­шает его в свой терем на угощение. Насы­тив­шись, Илья просит краса­вицу отвести его в опочи­вальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закра­ды­ва­ется подо­зрение. Он ударяет краса­вицу о стену, кровать пере­во­ра­чи­ва­ется, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и прова­ли­ва­ется. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, зава­ленные песком и дровами, и выпус­кает на волю сорок царей и сорок царе­вичей. А когда из погреба выходит краса­вица королевна, Илья срубает ей голову, рассе­кает ее тело и разме­ты­вает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвра­ща­ется к камню и снова подправ­ляет на нем надпись. Едет бога­тырь по третьей дороге, которая сулит ему богат­ство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаме­не­вает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую - собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему - меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего - только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, - это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у неё вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать - Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.