Базовые цвета и универсальные цвета - в чем разница. Советы начинающим: основные и дополнительные цвета

Тестовая работа 6 класс I четверть (вариант 1)

    Какой цвет не относится к составным цветам?

    Колорит это:

8. Каким бывает цвет?

9. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

10. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:

11. Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:

.12. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:

13.

15. Как иначе называются пространственные виды искусства ?

Тестовая работа 6 класс I четверть (вариант 2)

1. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:

а) живописи; б) скульптуры; в) графики

2. Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:

а) набросок; б) эскиз; в) этюд

.3. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:

а) этюд; б) набросок; в) эскиз

4. Произведения которого вида искусства имеют трехмерный объём:

а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопис

а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопись

5..Что из перечисленного относится к временным видам искусства?

а) живопись б) литература в) скульптура г) дизайн

6. Как иначе называются пространственные виды искусства ?

а) конструктивные б) декоративные в) изобразительные г) пластические

7. К каким художественным материалам относят карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель?

а) архитектурным б) графическим в) скульптурным г) живописным

    Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

    Графика; б) архитектура; в) дизайн; г) живопись; д) скульптура

    Запишите последовательность цветов спектра.

    Какой цвет не относится к основным цветам?

а) красный; б) желтый; в) зелёный; г) синий

    Какой цвет не относится к составным цветам?

    Оранжевый; б) зеленый; в) фиолетовый; г) жёлтый

    Чтобы получить светлоту нужно добавить:

а) жёлтый цвет; б) белый цвет; в) серый цвет

    Колорит это:

а) световые волны определённой длины; б) полярное противопоставление

в) взаимосвязь всех цветовых элементов

    К ахроматическим цветам не относится:

    чёрный; б) белый; в) коричневый

15. Каким бывает цвет?

а) локальным, б) сытым, в) туманным, г) насыщенным, д) светлым,

16. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

а) Холодные; б) тёплые; в) дополнительные цвета; г) основные цвета.

Знание закона составления цветовой комбинации и цветового круга позволяют без ошибок работать с разными палитрами цветов и составлять разнообразные цветовые сочетания.

Представляем десять типов комбинаций цвета:

Ахроматические цвета

Ахроматических цветов (без примеси оттенков), т.е. чистых, в природе не существуют. Черный (или серый) цвет всегда будет иметь оттенок. При снижении яркости все цвета стремятся к черному. И, наоборот, при повышении яркости они стремятся к белому цвету.

Основные цвета

Основными на цветовом круге являются: желтый, красный и синий. Эти цвета составляют фундамент цветового круга.

В руках у опытного художника краски только этих цветов, а также белый и черный, создадут все остальные.

Составные цвета

К цветам второго ранга относятся: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Их получают путем попарного смешивания основных: желтого, красного и синего. Смешивая желтый и синий цвета, получают зеленый. Красный и желтый образуют оранжевый. Красный и синий образуют фиолетовый. Итак, получаем следующие составные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Сложные цвета

Сложные получают путем сочетания трех составных цветов с близ лежащими основными. Для примера возьмем оранжевый цвет. Он был получен при смешивании желтого и красного цветов. Так вот, для получения сложных цветов, например, оранжевого, смешаем его с его же родителями – желтым и красным цветами. В результате получим желто- и красно-оранжевый цвета. Таким образом, смешиваются и остальные. После этого получаем шесть новых сложных цветов: красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый. Примечательно, что на цветовом круге они будут находиться на одинаковой дистанции друг от друга, заняв при этом промежуточное место между составными.

Мы получим всю существующую гамму цветов, затемнив или осветлив эти цвета в той или иной степени.

Контрастные цвета

Контрастной считается пара цветов, когда между ними на круге есть тройка промежуточных цветов. На цветовом круге таких пар шесть. Для достижения ярких, эффектных сочетаний мы используем контрастные цвета с целью придания небольшого акцента. Для примера возьмем голубой цвет на желтой бумаге. Другое впечатление возникает, когда используют разбеленные контрастные сочетания (добавляя ахроматические цвета), применив, серо-голубой и кремово-желтый. Чем больше контрастные цвета разбелены, тем меньше будет ограничений в применении их к одному пространству. Ахроматические цвета могут спасти различную выборку цветов, при необходимости даже контрастную.

Дополнительные цвета

Дополнительными на цветовом круге считаются прямо противоположные цвета.

На самом деле, дополнительные цвета практически «уничтожают» друг друга.

Полученный в результате смешивания, такой цвет глаз человека воспринимает в качестве одного из серых оттенков.

Монохроматические цвета

Монохроматическими цветами принято называть комбинацию яркости и насыщенности в одном и том же цвете. Такие сочетания называют еще нюансными. В работе используют оттенки одного цвета.

Родственные цвета

Родственными называются три идущих друг за другом цвета либо их оттенки на круге. Выберите любой цвет на цветовом круге и добавьте к нему оба соседних на боковых сегментах. Такую выборку цвета еще называют гармоничной. Подобных сочетаний бывает 12 троек.

Нейтральные цвета

Для получения нейтрального цвета необходимо взять на цветовом круге пару расположенных рядом цветов в пределах двух линий и сгладить один из них путем добавления родственного оттенка или «разбавить» с помощью ахроматического (белого или черного).

Родственно-контрастные цвета

Эти цвета располагаются на круге непосредственно с левой и с правой сторон от дополнительного ему цвета.

Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

Пары дополнительных цветов

Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

Как получить дополнительные цвета в живописи

Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

Живопись в цифровом формате

В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

Как выбирать для картины

Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

Способов несколько:

  1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
  2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
  3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
  4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.

Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

ИЗО 2 класс Тема 1. Три основных краски, строящие многоцветие мира

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

Задачи урока:

Развитие умения самостоятельного определения темы и цели урока;

Знакомство с основными и составными цветами, понятием живопись через наблюдение цветовых сочетаний в природе;

Овладение первичными живописными навыками посредствам приема «живая краска».

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Характеристика деятельности обучающихся:

Наблюдать цветовые сочетания в природе;

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»;

Овладевать первичными живописными навыками;

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Оборудование:

Зрительный и музыкальный ряд: https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU, «Вальс цветов»

Литературный ряд: стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной», «Три цвета».

Для обучающихся: гуашь, палитра, бумага, вода, таблицы по цветоведению. учебник изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс автора Е.И.Коротеева.

Организационный этап

Приветствие:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Знакомство с учебником «Искусство и ты» Б. Неменского., рабочей тетрадью.

Посмотрите в набор своих красок. Какие три краски вы бы назвали основными?

Под видеоролик о цветах https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU

учитель читает стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной». (после просмотра обучающиеся отвечают на вопрос: Какие цвета, помимо трех основных, существуют вокруг нас?)

«Разноцветный шар земной»

Если б в поле расцветали только белые цветы. Любоваться бы устали ими скоро я и ты. Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и дубки! У ромашки белый цвет, У гвоздики - красный. Цвет зелёный у листвы, Это так прекрасно!

Ответы детей.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Первичное усвоение новых знаний.

Как много цветов и их оттенков наполняют наш мир! Как вы думаете, с помощью чего можно получить такое многоцветие мира? (смешения трех основных цветов). Как же быть, если у вас маленький набор красок, а вам нужно показать разные цвета и оттенки. Оказывается, можно это сделать, имея только три цвета: красный, жёлтый и синий. Сейчас мы все вместе побываем в роли волшебников и превратим эти три цвета в другие. Ребята на первом ряду будут смешивать на палитре синий с красным, на втором ряду - желтый с синим, а я смешаю желтый с красным.

При работе гуашью нужно брать на кисть больше краски, чем воды. На кисть берем один цвет, кладем на палитру, кисть промываем, при необходимости кисть промокаем тряпочкой, берем другой цвет и смешиваем с предыдущим.

Первичная проверка понимания

Проверим, что получилось. Слушайте внимательно стихи и отвечайте те ребята, чей цвет прозвучит.

Три цвета, три цвета, три цвета,

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет …(фиолетовый) (ответ 1 ряда)

А синий с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный) (ответ 2 ряда)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно…(оранжевый цвет) (все вместе)

Новые цвета, которые мы получили, называются составными цветами.

Первичное закрепление.

Назовем их еще раз.

Составные цвета

Синий Красный Фиолетовый

Желтый Синий Зеленый

Желтый Красный Оранжевый

Кто запомнил правила работы гуашью и сможет повторить?

Объяснение задания

Красота природы вдохновляет композиторов сочинять музыку, поэтов и писателей писать стихи и рассказы, а художников - писать свои замечательные картины (показ репродукций с помощью презентации). В природе много ярких, сочных цветов и их сочетаний. Ты увидишь их на крыльях бабочек, в оперении птиц, в цветущих растениях. Самое главное для художника - увидеть красоту природы, людей, животных и суметь выразить свое к ней отношение в художественном произведении.

Перед выполнением задания полюбуйтесь цветами, их формой, цветом, оттенками цветов во время просмотра видеоролика «Вальс цветов»

П.И. Чайковского http://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

Как вы думаете, что вам предстоит изобразить?

Изобразить цветы, используя основные и составные цвета.

Физкультминутка

(проводится учителем в любое время по необходимости и состоянию детей)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Задание. На столах лежат заготовленные формы цветов. Необходимо выполнить их в цвете приемом «живая кисть», т. е. без использования политры. В этом вам помогут букеты цветов, которые вы принесли. При работе соблюдайте правила работы кистью и гуашью (вспомнить еще раз, на столах лежат карточки с правилами работы).

Правила работы

Не бери на кисть много воды. Лишнюю воду промокни тряпочкой. Промывай кисть водой. Краски бери чуть больше, чем воды.

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Использование 3 основных цветов

Смешивание 3 основных цветов

Соблюдение правил работы гуашью

Самостоятельность

Аккуратность

Настроение (дорисуй смайлик):

Педрисунок («живая кисть»)

Самостоятельная работа.

Во время работы звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Составление коллективной работы.

Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит обучающимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить любой интерьер.

Итог урока.

Просмотр и анализ детских работ. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность, навыки работы гуашью.

Какие основные цвета изучили?

Как получить составные цвета?

Рефлексия.

Кто доволен своей работой сегодня? Прикрепите к вазе цветок желтого цвета.

Кто смог правильно передать цвета на рисунке, но были трудности при смешивании красок, прикрепите цветок синего цвета.

Кто не достаточно усвоил 6 цветов, прикрепите цветок красного цвета.

Домашнее задание.

Выполни задание в рабочей тетради на странице 4, 5.

Благодарю за урок!

Астроном, писатель, химик, физик, философ – Исаак Ньютон. И поставил он однажды опыт с призмой, через которую проходил обычный солнечный свет. Каково же было удивление естествоиспытателя, когда увидел он белого света – настоящую радугу. А затем в ходе дальнейших опытов уже другие ученые поняли, что в на самом деле существует всего – три основных цвета.

Каждый охотник желает знать…

Каждый - Красный

Охотник - Оранжевый

Желает - Желтый

Знать – Зеленый

Где - Голубой

Сидит - Синий

Фазан – Фиолетовый

В этой хорошо известной мнемонической зашифрованы все основные цвета спектра. Наблюдательные люди уже заметили, что здесь нет черного и белого. Но такие состояния в спектре обычно не рассматриваются, поэтому и в поговорку они не попали.

Однако из всего этого многообразия ученые выделили всего три основных цвета – синий, красный и желтый. А все остальные цвета, тона, полутона и оттенки получаются от смешения этих трех красок. Как это хорошо известно, к примеру, художникам, знакомым с палитрой и владеющим добиваться нужного оттенка .

Человек и цвета

Человеческий глаз способен воспринимать цвета, поскольку в сетчатке имеется три типа особых колбочек, работающих независимо. Они содержат различные пигменты, которые отвечают на определенные цвета, красный, зеленый и так далее.

На самом деле каждая колбочка реагирует на все световые волны (кроме ультрафиолета и инфракрасного), но «свой цвет» ощущается пигментом лучше. Дальше полученные сигналы передаются головному мозгу и уже он анализирует полученную информацию и выдает нам понимание того или иного оттенка.

Интересно, что основные цвета нельзя назвать свойством самого цвета, скорее они обусловлены способностью человеческого их различать. Кроме того, на это влияют различные технические , воспроизводящие цвет.

С точки зрения психофизиологии, ученые считают, что на самом деле «чистых» четыре – красный, зеленый, желтый и синий. Среди них желтый и синий образуют одну ось по контрасту цвета, а красный и зеленый – другую. Однако есть люди, которые не могут различать основные цвета или какие-то отдельные оттенки. Их называют дальтониками. Вопреки распространенному мнению, они не видят мир как черно-белую фотографию, а просто не могут хорошо воспринимать конкретные цвета.