Майя плисецкая кратко о творчестве. Майя Михайловна Плисецкая — великая балерина двадцатого столетия

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

Великая русская балерина, актриса и хореограф Майя Плисецкая благодаря своему яркому таланту оставила неизгладимый след в истории русского балета. Биография талантливой женщины настолько изобилует интересными фактами, что пройти мимо столь удивительной судьбы невозможно.

Осенью 1925 года, 20 ноября, в семье Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер родилась будущая звезда балета – Майя. Свой талант она унаследовала по материнской линии ибо род Мессерер уже обладал несколькими знаменитостями.

Так, тетя Майи Елизавета, как и её собственная мать, была актрисой, а тетка Суламифь Мессерер пользовалась особым покровительством вождя вместе с дядей Асафом благодаря своим балетным выступлениям. Из звездного окружения несколько выбивался отец, который занимал высокие должности при правительстве в хозяйственной сфере.

В 1932 г. Плисецкие переехали в Шпицберген, где глава семьи сначала был директором «Арктикугля», а затем назначен консулом Советского Союза. Именно там состоялся дебют 11-летней Майи на сцене в опере «Русалка». В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г.

1 мая Михаил Эммануилович был арестован по подозрению в государственной измене, и через год без суда и следствия его расстреляли. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать – ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем – братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г.

В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку.

Учёба и начало карьеры

Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943.

Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра.

Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку – это был её звездный час! Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году – всего через 7 лет после выпускного концерта.

Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску.

Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта.

Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной». К дочери «врага народа», по совместительству великой балерины, и так были обращены взгляды спецслужб. В 1956 году ей даже пришлось несколько раз присутствовать на допросах в КГБ, однако, серьезных нарушений выявить не удалось.

За пределы «железного занавеса» ей удалось вырваться только после реабилитации Михаила Плисецкого при Хрущеве. Тогда весь мир смог, наконец, наслаждаться танцем, а школа русского балета прославилась в лучших театрах Европы. В 1959 г. Майе Плисецкой было присвоено почетное звание народной артистки СССР.

Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене

Начиная с 1972 г. вместе с композитором Родионом Щедриным, который был вторым мужем Плисецкой, она начала самостоятельно ставить спектакли с собой в главной роли. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», ставшие классикой. Естественно, что к остальным балеринам предъявлялись высокие требования. Она неоднократно повторяла, что музыку надо чувствовать каждой клеточкой тела, а не просто двигаться под нее. Благодаря серьезному подходу, спектакли завораживали зрителя с первой минуты.

С 1983 года начинается активное сотрудничество с лучшими театрами Европы. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под голосовой аккомпанемент Монсерат Кабалье, покорил сердца европейской публики.

Заключительный спектакль «Дама с собачкой» в статусе примы-балерины Большого театра Плисецкая станцевала в 1990 году. Ей было уже 65 лет, но каждое движение было столь же гармоничным и выверенным, как и в юные годы. Впрочем, уход Майи со сцены был вызван больше противоречиями с руководством, нежели преклонным возрастом.

Список телевизионных и кинопроектов, в которых принимала участие актриса Майя Плисецкая, насчитывает порядка 25 работ.

Особенно стоит выделить:

  • «Лебединое озеро» (1957 г.);
  • «Кармен-сюита» (1978 г.);
  • «Сказка о Коньке-Горбунке» (1962 г.).

Всего в качестве актрисы и сценариста-художника, балерина появлялась в фильмах и ТВ-передачах в период 1948-2012 годы.

Первые фильмы и телевизионные шоу с непосредственным участием Плисецкой:

  • «Городской тост» (1948);
  • «Большой концерт» (1951);
  • «Мастера русского балета» (1953).

Последние фильмы и проекты, где задействована великая артистка – это «Лики танца» (1996), «Зодиак» (1986), «Прерывистые сердца» (1981).

Личная жизнь

Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.

С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.

Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».

Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:

  • три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
  • звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
  • звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
  • многочисленные международные премии.

Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Интересные факты о Майе Плисецкой

Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилось и в её хобби. Мало кто знает, что балерину интересовали курьёзные фамилии. Так, её «коллекция» в разные времена пополнялась такими перлами паспортистов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжачих.

Дружба с политиком Робертом Кеннеди собрала множество кривотолков. Однако не объяснять же всем, что волею судьбы у них был «общий» день рождения, а сам политик отдавал должное искрометному таланту русской артистки.

Вообще балерина отличалась изумительным чувством стиля, что даже в скудные советские годы обеспечивало ей возможность красиво и «дорого» выглядеть. Её изысканные туалеты замечали все вокруг, что, несомненно, давало повод завистникам позлословить. Женщина-легенда всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты.

После развала СССР Плисецкая продолжала сотрудничество с ведущими хореографами мира. Шедевральные «Марсельский балет» Ролана Пети и «Балет XX века» Мориса Бежара были счастливы работать с талантливой русской артисткой.

В 1992 году Плисецкая исполняла главную партию на премьере нашумевшего балета «Безумная из Шайо» под музыкальное сопровождение музыку. Даже свой семидесятилетний юбилей она праздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», постановки Мориса Бежара.

Последние годы жизни, легендарная балерина прожила в Германии, в городке Мюнхен, лишь изредка посещая Россию. Плисецкая Майя Михайловна скончалась в возрасте 89 лет, не дожив до 90-летнего юбилея всего полгода. Причиной смерти стал тяжелый сердечный приступ. Врачи до последнего боролись за жизнь Плисецкой, но, увы, земной путь великой женщины подошел к концу.

Заключение

Майе Плисецкой, очевидно, было уготовано стать отражением своей эпохи – даже в самые тяжелые моменты, она продолжала танцевать. И делала балет не просто грациозным движением под музыкальное сопровождение, а олицетворяла эту музыку каждым взмахом руки. Школа русского балета приобрела мировую известность именно благодаря искрометному таланту хрупкой балерины, одним па приковывавшей взгляды всего мира.

Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.


Комсомольская правда

В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем - консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.


Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.


LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.


Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.


Студия танцев

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую .

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.


Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с и Роланом Пети, с и Морисом Бежаром.


Brainspace

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.


Майя Плисецкая в фильме "Анна Каренина" | Культура

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров , где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.


Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер , однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы .


Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года. в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.


Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Фильмография

  • «Большой концерт»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Чайковский»;
  • «Зодиак»;
  • «Фантазия»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Сказка о Коньке-Горбунке»;
  • «Хованщина»;
  • «Болеро»;
  • «Айседора»;
  • «Чайка»;
  • «Дама с собачкой».

Майя Плисецкая уже давно стала для России настоящей легендой, а за свою долголетнюю деятельность была удостоена множества наград, которые своим кропотливым трудом полностью заслужила. Природную гибкость тела и неиссякаемый талант она полностью смогла реализовать в балете, что дается далеко не каждой одаренной девушке. Ведь без трудолюбия и усердия в работе на одном лишь голом таланте далеко не уйдешь! Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото - все это представлено вашему вниманию в статье.

Родители Плисецкой

Краткая биография балерины Майи Плисецкой содержит информацию о том, что родилась она в столице СССР 25 ноября 1925 года. Родители будущей великой балерины - Мессерер Рахиль и Михаил Плисецкий - вряд ли могли предположить, что их дочке судьбой заготовлено такое большое будущее на сцене. Тем более, что как мать, которая была актрисой и старалась привить Майе любовь к театру, так и отец, занимавший высокие посты при правительстве, далеки были от данного рода деятельности. Хотя деятельность матери во многом способствовала творческому развитию маленькой Майи.

Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе!

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность - его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Жизненные испытания

Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя - Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя.

Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Творческое кредо

Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие.

Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности - это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети

Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться.

Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие.

Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом.

Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

театральные работы

Большой театр:
1943 - Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 - Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 - Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 - Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 - Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 - Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 - Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 - Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 - Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 - Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 - Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 - Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 - Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 - Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 - Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) - Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр - Ю. Кондратов)
1956 - Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 - Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила - Н. Фадеечев)
1960 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка - В. Васильев, Царь - А. Радунский)
1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад - М. Лиепа, Визирь - А. Лавренюк, Ширин - Н. Бессмертнова)
1967 - Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе - Н. Фадеечев, Тореро - С. Радченко, Рок - Н. Касаткина)
1971 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский - М. Лиепа, Каренин - Н. Фадеечев)
1980 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев - А. Богатырёв)
1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров - Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 - Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 - «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 - «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 - Леда, «Леда» (партнёр - Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 - Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 - «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 - «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - П. Дюпон)

призы и награды

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) - кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.