Мартос скульптор краткая биография. Биография. Памятник великой княжне Александре Павловне

100 великих скульпторов Мусский Сергей Анатольевич

Иван Петрович Мартос (1754–1835)

Иван Петрович Мартос

Иван Петрович Мартос родился в 1754 году на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета.

В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провёл девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.

После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.

Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных, исполненные им вскоре после возвращения в Россию.

Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству.

Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.

В 1782 году Мартос создаёт два замечательных надгробия - С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия.

Надгробный памятник княгине Волконской - это произведение, воспевающее неувядаемую красоту и силу жизни.

«Тем же настроением, той же философией проникнуто и надгробие М. П. Собакиной, - пишет А. Каганович. - Но здесь Мартос даёт более развёрнутое, более многогранное решение основной мысли. Скульптор вводит элементы большей конкретности и повествовательности: саркофаг с лежащими на нём розами, фамильные гербы Собакиных, портрет умершей. Одновременно усиливается символика образов. Появляется мотив усечённой пирамиды. Её форма, растущая вверх, обрезанная, незавершённая - образ прерванной в своём развитии жизни. Однако спокойные и ясные очертания пирамиды, её соразмерность с прямоугольником всей плиты, ровная линия среза (не слома) создают ощущение гармонической завершённости формы, её естественности и закономерности.

Смерть предстаёт в облике прекрасного юноши - гения смерти. Погасив горящий факел - символ жизни человека, он в глубокой печали обращается к портрету умершей. Его тело полно силы и красоты молодости. В изгибе фигуры, в сильном ракурсе закинутой головы - застывшее рыдание. Жизнь и смерть сливаются в единый гармонический образ, в котором страдание не нарушает ощущения разумности и непреложности законов бытия. В нём одновременно заключено сильное движение и мягкая расслабленность, порыв и покой.

Совершенное чувство пропорций, классическая ясность композиции, певучесть линий, нежность белого мрамора роднит это создание Мартоса с прозрачными и светлыми мелодиями Моцарта. Чувство просветлённой скорби, словно музыкальная тема, варьируется в различных образах. Взволнованно звучит она в фигуре гения смерти, тихо и элегично - в юной плакальщице. В портрете Собакиной, тонко, почти графически намеченном низким рельефом, едва выступающим из плоскости мраморной плиты, тема скорби находит своё успокоение. Строгая линия овала, отвлечённая плоскость пирамиды отдаляют молодую женщину от конкретного окружения, словно возносят в мир иных чувств. На устах её лёгкая улыбка, во всём облике - спокойствие и ясность.

Венчая группу, портрет Собакиной придаёт произведению завершённость, вносит ощущение строгого покоя и гармонии».

Успех ранних надгробий принёс славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.

Как истинный творец Мартос в этих работах не повторяет себя, он ищет и находит новые решения, в которых можно заметить определённую эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов. Эти новые черты нашли выражение в надгробии П. А. Брюс (1786–1790).

Всё чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая её главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции. К такому решению Мартос приходит в одном из самых совершенных своих созданий - в надгробии Е. С. Куракиной (1792).

В отличие от уже упоминавшихся надгробий, оно предназначалось не для внутреннего помещения церкви, а для открытого пространства кладбища и, следовательно, должно было быть обозримо со всех сторон.

Здесь оно обозримо для многих, часто случайных глаз. В надгробии Куракиной Мартос сумел сохранить интимность переживания, погружённость в мир личных чувств - черты его ранних произведений.

Плакальщица на надгробии предстаёт в облике зрелой и сильной женщины. Формы её прекрасного тела переданы во всей их чувственной прелести. Крупные изломанные складки тяжёлой ткани создают сложную игру светотени, наполняя скульптурные массы дыханием жизни.

В надгробии Е. И. Гагариной, исполненном в 1803 году для Лазаревского кладбища, Мартос впервые обращается к изображению самой умершей. Чувство скорби по ушедшему из мира сменяется прославлением его достоинств, стремлением оставить его образ живущим на земле как пример благородства и красоты. Гагарина изображена стоящей в рост на круглом постаменте. Ничто, кроме жеста руки и чуть грустного взгляда, не указывает на то, что это надгробие.

Передавая портретно черты лица светской красавицы, Мартос создаёт образ, близкий строгому идеалу женской красоты в искусстве и литературе начала XIX века.

До конца своих дней работал Мартос в мемориальной пластике, исполнив ещё немало замечательных произведений, среди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и «Памятник родителям» в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних созданий скульптора.

Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников.

Крупнейшим событием русского искусства начала XIX столетия явилось создание Казанского собора в Петербурге. В осуществлении гениального замысла А. Н. Воронихина приняли участие многие известные русские художники - живописцы и скульпторы. Наиболее значительным по творческим результатам оказалось участие Мартоса. Огромный барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады собора.

Превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяжённость композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причём скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.

В 1805 году Мартос избирается почётным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». К моменту вступления в Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений.

Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы: Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин.

«Но гений Мартоса, - писал «Сын Отечества», - всех щастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения». Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Тем более значительна удача Мартоса. Его герои не только объединены единым смыслом, одним большим содержанием, но и необычайно тонко связаны между собой пластически. Органическая цельность группы делает её по-настоящему монументальной, причём очень важно то, что пластическая связь фигур не только естественна, но и целиком отвечает содержанию памятника.

В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.

Образ Минина полон силы и бесконечной веры в правоту своего дела. Мартос подчёркивает его значительность мощной лепкой фигуры, делая акцент на её объёмной форме. Минин производит сильное впечатление на зрителя тем, что он сдержан, значителен и одновременно полон движения, порыва, внутреннего стремления, которое является сутью всего образного строя монумента.

Пожарский тоже активен. Принимая меч и опираясь левой рукой на щит, он как бы готов откликнуться на призыв Минина. Он полон решимости стать во главе русского воинства, что хорошо передано в выражении его лица, в напряжённой динамичной фигуре.

Мартос превосходно показал стремительность нарастающего движения в группе, которое начинается от замкнутого круга щита, пронизывает фигуры героев и завершается в сильном жесте поднятой руки Минина.

Изображая своих героев подобно древним мастерам, сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображён Спас. Но главное в том, что Мартос сумел раскрыть в своих героях, несмотря на их в основном античный облик, русский национальный характер: его благородную простоту, решимость и отвагу, беззаветную любовь к родине. Во всём замысле памятника подчёркивается народный характер подвига. Не случайно поэтому основной акцент в группе из двух фигур падает на Минина, нижегородского мещанина, который воспринимается как символ русского народа. Незадолго до изображённого события Пожарский был ранен, поэтому он полулежит. Слова Минина вызывают в нём боль за Русь и желание действовать. Печаль омрачает его лицо, руки сжимают меч и щит, но тело ещё расслаблено. По контрасту с ним призыв Минина кажется особенно взволнованным и сильным. Его фигура, возвышающаяся над Пожарским, полна динамики, уверенности, воли.

«Природа, повинуясь всевышнему и невзирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве, - писал современник Мартоса. - Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный его сосуд был Минин», «так сказать русский плебей… Здесь он был первою действующей силой, а Пожарский… был только орудием его Гения».

Несмотря на трудности военного времени, несмотря на тяжесть утраты сына - молодого художника-архитектора, задержанного во Франции в начале войны и там умершего молодым, двадцатишестилетним человеком, Мартос ни на минуту не оставлял своего искусства, не изменял чувству долга художника и как никогда прежде активно работал творчески.

Открытие памятника 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

По словам современника, «во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлёвской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Будучи уже старым человеком, Мартос не оставлял помыслов о создании новых, ещё более совершенных произведений. О творческой активности мастера можно судить по отчёту Академии 1821 года. В нём говорится о том, что скульптор исполнил аллегорическую фигуру в человеческий рост, изображающую Веру «с приличными атрибутами» для надгробия Алексеева, фигуру апостола Петра больше человеческого роста для надгробия Куракиной, большую барельефную композицию «Скульптура» для украшения новой парадной лестницы в здании Академии художеств и начал огромный бюст Александра I для здания Биржи.

В эти годы своей жизни скульптор переживал большой творческий подъём. Одна крупная работа следовала за другой: памятник Павлу I в Грузино, Александру I в Таганроге, Потёмкину в Херсоне, Ришельё в Одессе и другие.

Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришельё в Одессе (1823–1828), выполненный в бронзе. Он был заказан городом с «целью почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края».

Мартос изображает Ришельё в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним.

Лаконичные, компактные формы, подчёркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.

Мартос умер 5 (17) апреля 1835 года в глубокой старости. Автор многочисленных совершенных произведений, профессор Академии художеств, воспитавший многих учеников, он был окружён славой и признанием.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Кулибин Иван Петрович Кулибин (Иван Петрович) – русский механик-самоучка (10 апреля 1735 г. – 30 июня 1818 г.), сын нижегородского мещанина, смолоду интересовался выдумыванием и постановкою разных замысловатых флюгеров, меленок, толчей и особенно устройством деревянного

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мартос Иван Петрович Мартос (Иван Петрович) – знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники имп. акд. в первом году по ее учреждении (в 1764), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью и отправлен в Италию, в качестве пенсионера акд. В Риме

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849–1936)Иван Петрович Павлов - выдающийся учёный, гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», как назвали его коллеги на одном из международных съездов. Ему была присуждена Нобелевская премия, его избрали почётным членом ста тридцати

Из книги автора

Иван Петрович Пнин (1773-1805 гг.) общественный деятель, просветитель-публицист, философ и поэт Всякий человек может сделаться гражданином, но гражданин не может уже сделаться человеком.[…] Истинный гражданин есть тот, который, общим избранием возведен будучи на

Из книги автора

Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.) физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской Академии наук и АН СССР. Лауреат Нобелевской премии 1904 г. Всякое дело не идет без настоящей страсти и любви.Если я рассуждаю логично, это значит только то, что

Из книги автора

КОТЛЯРЕВСКИЙ, Иван Петрович (1769–1838), украинский писатель 771 Сонце низенько, вечір близенько, Іди до мене, моє серденько! // Солнце все ниже, / Вечер все ближе, Скоро ль тебя я, / Сердце, увижу! «Наталка Полтавка: Опера малороссийская в двух действиях» (1819), д. II, явл. 2, песня Петро;

Из книги автора

МЯТЛЕВ, Иван Петрович (1796–1844), поэт 909 Как хороши, как свежи были розы В моем саду! «Розы» (1834) ? Мятлев И. П. Стихотворения… – Л., 1969, с. 57 «Как хороши, как свежи были розы…» – стихотворение в прозе Тургенева (1882). 910 Фонарики, сударики, Скажите-ка вы мне, Что видели, что

Иван Петрович Мартос (1754 – 1835)

Иван Петрович Мартос известен замечательным памятником на Красной площади в Москве – Минину и Пожарскому, поставленному в 1818 году в честь освобождения русских земель от польских войск в начале XVII века. Мы же обратимся к произведениям этого скульптора, выполненным ещё в рассматриваемую нами эпоху.

Мартос прошёл курс обучения в Академии художеств, после чего уехал в Италию. Продолжил обучение в Риме. Его привлекли античные надгробные памятники, и он решил работать в этом направлении, тем более, что обращение к этому жанру соответствовало настроению общества. Вернувшись в Россию в 1782 году, Мартос приступил к работе над надгробиями.

В нашем собрании представлены работы Мартоса – надгробные памятники – относящиеся, в основном, к началу 1790-х годов. К этому времени в русской, как и в европейской культуре, получили развитие новые идеи. Строгие законы классицизма, этической нормой которого было подчинение всех чувств человека разуму и преобладание государственных интересов над личными, сменились интересом к душевным движениям человека, к изображению любви к семейному очагу, памяти о близких. Это направление в искусстве и литературе получило название «сентиментализм», оно отражает взгляды французского писателя Жан-Жака Руссо, утверждавшего этическую ценность чистоты и непосредственности человеческих чувств. Именно чувство становится главной идеей изображения. Тема скульптурных произведений в это время – память о близких и родных людях – стала основной. В этом направлении и работал Мартос. Причём, сентиментальная тема оплакивания умерших включала фигуры так называемых «плакальщиц», выполненных, если внимательно посмотреть, в стиле классицизма. Они полны величия: строгие образы, обобщённые складки одеяний, скупые выразительные жесты – эти качества отличают работы Мартоса.

Надгробие княгини Е. С. Куракиной

Елена Степановна Куракина, урождённая княжна Апраксина (1735 – 1769). Дочь известного генерал-фельдмаршала Степана Фёдоровича Апраксина, участника победоносной Семилетней войны. На постаменте прямоугольной формы изображены два гения – это аллегорическое изображение сыновей княгини, оплакивающих смерть матери. Величественная фигура плакальщицы изображена над портретом умершей. Монументальность фигуры подчёркнута крупными, ниспадающими складками плаща. Фасадная точка зрения, аллегория, чёткие формы всех объёмов определяют классицистическое решение памятника.Хронос

Турчанинов Алексей Фёдорович (1704 (5?) – 1787) – крупный уральский солепромышленник и горнозаводчик, обладатель колоссального состояния. Его настоящая фамилия – Васильев. Он был воспитанником, зятем и наследником солепромышленника М.Ф.Турчанинова, и принял его фамилию. За успешное сопротивление войскам Пугачёва был возведён Екатериной II во дворянство. А.Ф.Турчанинов был благотворителем и филантропом, открыл для своих рабочих школу, библиотеку, больницу и ботанический сад.

Надгробие А.Ф.Турчанинова многофигурное, включающее портрет – мраморный бюст умершего и бронзовые фигуры Хроноса и «плакальщицы». Хронос (Крон по-гречески) – бог времени. Один из древнейших, доолимпийских богов. Отец Зевса. Мартос изобразил его крылатым, с книгой в руках. Это Книга жизни, в которой записаны деяния умершего. Хроноса в более поздние античные времена отождествляли с Сатурном.

Плакальщица

Надгробия работы Мартоса выполнены в стиле классицизма. Их объединяет строгая фронтальность, замкнутые чёткие силуэты, строгая обобщённость решения.

Памятник великой княжне Александре Павловне

Великая княжна Александра Павловна (1783 – 1801) – дочь великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, и великой княгини Марии Фёдоровны.

МАРТОС ИВАН ПЕТРОВИЧ - российский скульп-тор, ака-де-мик петербургской Академии Художеств (1782 год), почетный член Российской ака-де-мии.

Ро-дил-ся в се-мье мел-ко-по-ме-ст-но-го украинского дво-ря-ни-на. Учил-ся в пе-тербургской Академии художеств (1764-1773 годы) у Л. Рол-ла-на и Н. Ф. Жил-ле. Пен-сио-нер Академии художеств в Ри-ме (1773-1778 годы), где изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ной скульп-ту-ры, поль-зо-вал-ся со-ве-та-ми П. Ба-то-ни, Ж. М. Вье-на и К. Аль-ба-чи-ни. Вер-нул-ся в Рос-сию убе-ж-дён-ным сто-рон-ни-ком клас-си-циз-ма . Ис-пол-нил ряд порт-ре-тов (мра-мор-ные бюс-ты графа Н. И. Па-ни-на, 1780 год, и А. В. Па-ни-ной, 1782 год, оба - Государственная Третьяковская галерея; князя М. М. Го-ли-цы-на, 1804 год, императора Алек-сан-д-ра I , 1822 год, оба - Государственный Русский музей) и ми-фо-ло-гических ком-по-зи-ций («Спя-щий Эн-ди-ми-он», 1778 год; «Ак-те-он», брон-за, 1800 год, Государственная Третьяковская галерея).

В 1780-1800-х годах Мартос мно-го ра-бо-тал в но-вой для русского искусства об-лас-ти ме-мо-ри-аль-ной пла-сти-ки, гар-мо-нич-но со-че-тая гражданский па-фос и иде-аль-ную воз-вы-шен-ность об-ра-зов с осо-бой ка-мер-но-стью пе-ре-да-чи ин-тим-ных пе-ре-жи-ва-ний. Для ран-них над-гро-бий (княгини С. С. Вол-кон-ской, 1782 год, Государственная Третьяковская галерея; М. П. Со-ба-ки-ной, 1782 год, П. А. Брюс, 1786-1790 годы, оба - в Го-ли-цын-ской усы-паль-ни-це Дон-ско-го монастыря в Мо-ск-ве; все - мра-мор) ха-рак-тер-ны музыкальная рит-мич-ность ком-по-зи-ции, ис-кус-ное со-вме-ще-ние вы-со-ко-го и низ-ко-го рель-е-фа, вир-ту-оз-ная мо-де-ли-ров-ка форм. В даль-ней-шем Мартос час-то ухо-дил от ба-рель-еф-но-го прин-ци-па ком-по-зи-ции, обо-соб-ляя че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры от скульп-тур-но-го фо-на и мо-ну-мен-та-ли-зи-руя па-мят-ник в це-лом (над-гро-бия графа Н. И. Па-ни-на, 1788 год, мра-мор, Му-зей городской скульп-ту-ры, Санкт-Пе-тер-бург). Не-ред-ко ис-поль-зуя мо-тив пи-ра-ми-даль-ной сте-лы с вклю-чён-ным в неё ба-рель-еф-ным ме-даль-оном-порт-ре-том умер-ше-го, Мартос стре-мил-ся раз-но-об-ра-зить рас-по-ло-же-ние фи-гур скор-бя-щих, при-бе-гал к по-ли-хро-мии от-тен-ков мра-мо-ра. С начала 1790-х годов об-раз-ный строй про-из-ве-де-ний Мартоса ус-лож-нял-ся и по-рой дра-ма-ти-зи-ро-вал-ся (над-гро-бия княгини Е. С. Ку-ра-ки-ной и А. Ф. Тур-ча-ни-но-ва, оба - мра-мор, 1792 год, там же).

Про-из-ве-де-ния Мартоса зре-ло-го пе-рио-да отли-ча-ют-ся об-щей мо-ну-мен-таль-но-стью форм, ор-га-нич-ной свя-зью с ар-хитектурной сре-дой, яс-ной замк-ну-то-стью ком-по-зи-ции, ла-ко-нич-ной вы-ра-зи-тель-но-стью си-лу-эта; су-ро-вая сдер-жан-ность ге-ро-ев в про-яв-ле-нии чувств, осо-бая ве-ли-ча-вость об-ра-зов при-зва-ны во-пло-тить ан-тич-ные идеа-лы му-же-ст-ва и со-вер-шен-ной кра-со-ты (над-гро-бие княгини Е. И. Га-га-ри-ной, брон-за, 1803 год, Му-зей городской скульп-ту-ры, Санкт-Пе-тер-бург; «Па-мят-ник ро-ди-те-лям», 1797-1798 годы, и па-мят-ник императору Пав-лу I, мра-мор, гра-нит, 1805-1807 годы, оба - в Пав-лов-ском пар-ке). Эти чер-ты наи-бо-лее яр-ко вы-ра-же-ны в па-мят-ни-ке Кузь-ме Ми-ни-ну и Дмит-рию По-жар-ско-му в Мо-ск-ве (брон-за, гра-нит, 1804-1815 годы), ко-то-рый был со-ору-жён по об-щественной ини-циа-ти-ве и от-крыт в 1818 году. Скульп-тур-ная груп-па, пе-ре-даю-щая пат-рио-тический подъём русского на-ро-да, пер-во-на-чаль-но бы-ла об-ра-ще-на к Крем-лёв-ской сте-не; тем са-мым па-мят-ник осо-бен-но пол-но об-на-ру-жи-вал свою смы-сло-вую и про-стран-ст-вен-ную связь с ан-самб-лем Крас-ной пло-ща-ди (в 1930-е годы сдви-нут к По-кров-ско-му со-бо-ру). За соз-да-ние па-мят-ни-ка Мартос по-лу-чил чин дей-ст-вительного стат-ско-го со-вет-ни-ка.

Но-ты ри-го-риз-ма, не-ко-то-рая ме-лоч-ность в де-та-лях свой-ст-вен-ны по-след-ним ра-бо-там Мартоса (па-мят-ни-ки: А. Э. Ри-ше-льё в Одес-се, брон-за, гра-нит, 1823-1828 годы; М. В. Ло-мо-но-со-ву в Ар-хан-гель-ске, 1826-1829 годы, ус-та-нов-лен в 1832 году; императору Алек-сан-д-ру I в Та-ган-ро-ге, брон-за, гра-нит, 1828-1831 годы; князю Г. А. По-тём-ки-ну-Тав-ри-че-ско-му в Хер-со-не, 1825-1831 годы, не сохранился; тер-ра-ко-то-вые эс-ки-зы групп че-ты-рёх еван-ге-ли-стов для церк-ви пе-тербургской Академии художеств, 1831 год, Государственный Русский музей). Мартос из-вес-тен и как мас-тер мо-ну-мен-таль-но-де-ко-ра-тив-ной скульп-ту-ры (ста-туя «Ак-те-он» для фон-та-нов Пе-тер-го-фа, зо-ло-чё-ная брон-за, 1801 год; рель-еф «Ис-те-че-ние Мои-се-ем во-ды в пус-ты-не» на ат-ти-ке Ка-зан-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, из-вест-няк, 1804-1807 годы). Пре-по-да-вал в пе-тербургской Академии художеств (1779-1835 годы; с 1794 года стар-ший профессор, с 1814 года рек-тор скульп-ту-ры, с 1831 года заслуженный рек-тор). Ока-зал боль-шое влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние сти-ля русской скульп-ту-ры первой тре-ти XIX века.

(1754-1835) русский скульптор

В Москве, Петербурге, Одессе и других городах до сих пор стоят памятники, которые более полутора веков назад создал Иван Петрович Мартос. Они знакомы всем, однако мало кто помнит фамилию автора монумента Минину и Пожарскому в Москве или величественного памятника герцогу Ришелье в Одессе. Между тем И. П. Мартосу принадлежат не только эти, но и другие замечательные творения, которые составляют гордость отечественной культуры.

Иван Петрович Мартос родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, корнета Петра Мартоса. Заметив художественные наклонности сына, отец определил его в Петербургскую Академию художеств, когда мальчику исполнилось десять лет. Мартос сначала учился в классе орнаментальной скульптуры, где его наставником был Луи Роллан, а затем перешел к Никола Жилле, замечательному педагогу, который воспитал многих выдающихся русских скульпторов.

Мартос окончил Академию в девятнадцать лет и в награду за блестящие успехи был послан продолжать обучение в Риме. Пять лет, проведенные в этом древнем городе, сыграли огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Мартос занимался в классах Римской академии, много рисовал, пользуясь советами известного художника, теоретика классической живописи Рафаэля Менгса. Но еще больше его увлекала скульптура, и Мартос начинает изучать технику рубки из мрамора под руководством итальянского скульптора Карло Альбачини, который был специалистом в области реставрации античной скульптуры. С тех пор в творчестве Мартоса и появился античный дух, который заметен во всех его работах.

Он не ограничивался только тем, что перенял у древних мастеров внешние приемы, сюжеты и способы обработки материала. Художник проникся самим существом античной пластики, ощущением гармонии мира, которое в свое время и рождало совершенные формы античной скульптуры. На этой основе Мартос и начал формировать свой стиль, в котором преобладал гражданственный пафос и возвышенная героика.

Его творчество развивалось на рубеже XVIII и XIX столетий. Этот период называют золотым веком в истории русской скульптуры. Именно тогда создавались грандиозные архитектурно-скульптурные ансамбли Адмиралтейства, Казанского и Исаакиевского соборов, украшались скульптурой петергофские фонтаны, павловские и царскосельские дворцы, появилось много памятников на площадях всех крупных городов России.

В эти годы особое развитие получает мемориальная пластика, фигурные надгробия. Русские кладбища становятся настоящими музеями скульптуры. Многие надгробия тех лет представляли собой произведения искусства. Скульпторы отражали в них свойственное тому времени мироощущение, полное гармонии, когда смерть воспринималась не как безжалостный рок или трагедия, но как вполне закономерный переход в мир иной. Поэтому она должна была вызывать не страх или ужас, а только вполне естественную печаль.

Надгробия исполнялись многими известными скульпторами, но и среди них Мартос не знал себе равных. Этот вид скульптуры стал главной сферой его деятельности на многие годы. За редким исключением, он занимался надгробиями двадцать лет своей творческой жизни.

Самые ранние его работы появились в 1782 году, когда скульптор создал два замечательных надгробия - С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Их форма напоминает античные надгробные стелы - мраморные плиты с барельефами. Специалисты называют эти творения подлинными жемчужинами русской мемориальной пластики XVIII века.

Эти ранние работы принесли молодому скульптору славу и признание. Он стал получать множество заказов, а в 1801 году скульптору поручили сделать надгробие императора Павла I.

Кроме надгробных скульптур, Мартос выполнял и другие работы, которые скоро вытеснили все остальное. Одним из самых известных его произведений стал памятник Минину и Пожарскому в Москве.

История его создания в полной мере отражала настроения русского общества той поры, когда в России возник интерес к событиям национального прошлого, героической истории русского государства.

В 1803 году один из членов петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложил организовать сбор пожертвований на этот монумент. Эта идея начала воплощаться только в 1808 году, и тогда же был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В нем, кроме Мартоса, приняли участие и другие известные скульпторы - Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин. Мартос победил на конкурсе, и его проект был «удостоен высочайшего одобрения».

Но работа над памятником долго не начиналась из-за отсутствия денег. Решение этого вопроса ускорила Отечественная война 1812 года, когда возникла необходимость «вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно двести лет тому назад спасали Россию». И Мартос наконец начинает работу над памятником.

Он решил отразить в нем тот момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Скульптурная композиция выполнена в античном духе, вместе с тем в ней чувствуется национальное своеобразие. Голова Минина похожа на величественную голову Зевса, одетого в античную тунику, которая походит на русскую вышитую рубаху. На щите Пожарского изображен Спас. Но главное составляют не эти детали. Мартос сумел раскрыть в своих героях русский национальный характер, их отвагу и решимость защитить родину любой ценой.

Барельефы, помещенные на постаменте памятника, изображают сбор пожертвований. Среди нижегородцев, жертвующих для спасения Отечества кто что может, есть и фигура самого скульптора. Он изобразил себя в облике римского патриция, который подталкивает вперед своих сыновей, отдавая самое дорогое, что у него есть. Лицо Мартоса исполнил его ученик С. Гальберг и сохранил в нем портретное сходство со своим учителем.

Открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года и превратилось в настоящее торжество. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, который был поставлен не в честь государя, а в честь народных героев.

В эти же годы Мартос много работает и в области монументально-декоративной пластики. Ему принадлежат могучие кариатиды Тронного зала в Павловске, тонкая лепка Ка-мероновой «Зеленой столовой» в Большом дворце в г. Пушкине, отдельные фигуры петергофских фонтанов и другое. Особенно интересны работы Мартоса для Казанского собора, который строился с 1801 по 1811 год. Мартос исполнил для собора фигуру Иоанна Крестителя, которая стоит в нише центрального портика, небольшие барельефы над окнами и фриз над восточным портиком главной колоннады.

Один из барельефов - «Истечение Моисеем воды в пустыне» - представляет собой сцену, в которой к Моисею со всех сторон устремляются изнемогающие от жажды люди. Среди них - старики, юноши, дети, взрослые мужчины и женщины, лица которых полны страданий. Все они ведут себя по-разному: одни нетерпеливо требуют воды, другие просят, третьи уже жадно пьют. Каждая фигура отличается от остальных какими-то выразительными деталями в движениях, позах, жестах. Композиция состоит из двенадцати отдельных сцен, и тем не менее они представляют собой единое целое.

В этот период скульптор создал еще немало прекрасных произведений, однако у него были и такие, которые, очевидно, не затронули его сердца. Это эффектные, но холодные и лишенные живого чувства монументы Александру I в Таганроге и князю Потемкину-Таврическому в Херсоне. Нельзя назвать удачным и его памятник Ломоносову в Архангельске, хотя стареющий мастер много трудился над ним.

Однако у Мартоса в его поздний период творчества есть и просто замечательные работы, как, например, памятник Ришелье в Одессе, выполненный в бронзе, над которым скульптор работал с 1823 по 1828 год. Этот памятник ему заказали городские власти с целью «почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края». Французский эмигрант герцог Ришелье, который проникся русским духом, имел право на такую благодарную память. В период его правления Одесса стала одним из красивейших городов Черноморья и одним из самых оживленных морских портов. Поэтому Мартос изображает Ришелье в образе мудрого правителя. Его фигура, похожая на римлянина в длинной тоге и лавровом венке, излучает спокойное достоинство. Рука Ришелье направлена в сторону раскинувшегося перед ним порта. На пьедестале скульптор изобразил аллегорические фигуры Правосудия, Торговли и Земледелия.

Иван Петрович Мартос прожил долгую и спокойную жизнь. Профессор Академии художеств, он был окружен славой и признанием, воспитал много учеников, которые в своем творчестве развивали художественные идеи своего учителя в последующие десятилетия. Умер Иван Петрович Мартос в 1835 году в глубокой старости.

Биография

Иван Мартос родился в 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Был пожалован чином действительного статского советника.

Умер Мартос в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
  • скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818);
  • мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге;
  • памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
  • памятник князя Потемкина в Херсоне;
  • памятник Ломоносова в Холмогорах;
  • надгробие Прасковьи Брюс;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре;
  • «Актеон»;
  • памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ;
  • надгробие С. С. Волконской (1782)
  • надгробие М. П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е. С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина

    И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому, 1818

    Памятник де Ришельё в Одессе, 1828

    Надгробие С.С. Волконской, 1782

    Памятник Ломоносову в Архангельске, 1832

Семья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне Львовне, фамилия которой неизвестна. Она умерла 6.01.1807 г. от чахотки в возрасте 43 лет. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.